Ответственность государства в зарубежных странах. Главы государств зарубежных стран. Институт досрочного смещения с поста президента в зарубежных странах

ГЛАВА ГОСУДАРСТВА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ Место главы государства в системе высших органов государственной власти. Компетенция главы государства. 2. Монарх: особенности правового статуса. Способы престолонаследия. Роль монарха в различных видах монархии. Почетные и реальные права монарха. Институт регентства. 3. Понятие президента как главы государства и его правовое положение. 4. Порядок избрания президента в зарубежных странах. Досрочное освобождение президента от должности. Ответственность президента. 1.

Место главы государства в системе высших органов государственной власти. Компетенция главы государства Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны. важнейший конституционно-правовой институт, который находит свое закрепление во всех зарубежных конституциях. Глава государства как неотъемлемая составная часть парламента (Великобритания, Индия) как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (президент в США) как лицо, являющееся только главой государства (президент в Германии, Италии)

Роль главы государства конституционные полномочия могут быть номинальными или реальными в зависимости от формы правления и государственного режима Парламентарные формы правления Главная роль принадлежит правительству Институт контрассигнатуры: для того чтобы некоторые акты президента или монарха действовали, премьер-министр должен скрепить их своей подписью Смешанные республики Правительство подотчетно президенту (хотя он не является его главой) Президент осуществляет общее руководство исполнительной деятельностью Президент –арбитр Возможен институт контрассигнатуры Президентские республики Президент – глава исполнительной власти Формирует правительство независимо от парламента

Общая политическая роль главы государства символ единства и постоянства нации, государства арбитр между учреждениями высшее представительство государства в международных отношениях гарант национальной независимости, целостности территории, соблюдения международных договоров посредничество между властями государства, между государством и обществом

Разновидности юридических форм главы государства единоличный монарх, унаследовавший свою должность Бельгия, Великобритания, Испания, Марокко, Нидерланды и Япония единоличный монарх, назначенный своей семьей – правящей династией Саудовская Аравия единоличный монарх федеративного государства, выбранный (назначенный) монархами субъектов федерации из своей среды Малайзия, Объединенные Арабские Эмираты

Разновидности юридических форм главы государства единоличный президент, выбранный народом, парламентом или представительной коллегией на установленный срок коллегиальный орган, избранный парламентом на установленный срок представитель британского монарха в государствах, имеющих статус британского доминиона Германия, Индия, Италия, США Швейцария при этом отдельные полномочия главы государства передаются председателю коллегиального органа Австралия, Барбадос, Новая Зеландия, Канада Центральноафриканская Республика с 1976 г. по 1979 г. , когда единоличный или лидер, захвативший власть, присвоил себе титул императора. коллегиальный глава «хунты» , «революционные советы» , военные советы в странах государства, узурпировавший Лат. Америки и Африки (Бразилия, Перу, Эфиопия, в наст. время власть – Египет)

Юридические формы главы государства единоличный монарх президент коллегиальный Президиумы, государственные советы, постоянные комитеты высших представительных органов (СССР, Куба, Китай) Духовный руководитель государства и Президент (Иран) Федеральный совет – правительство, осуществляющее функции главы государства. Из его состава парламент на год избирает президента (Швейцария) Высший совет эмиров, среди которых президентом является эмир Абу-даби (ОАЭ) Хунта (военный, революционный совет (Чили, Таиланд)

Нетипичные формы главы государства в небольших странах Республика Сан-Марино Главами государства являются два равноправных капитана-регента, избираемых парламентом на полгода Осуществляют функции в соответствии с принципом коллегиальности, обладает правом вето по отношению друг к другу Княжество Андорра Функции главы государства выполняют соправители – епископ Урхельский (Испания) и Президент Франции, т. е. официальные лица двух соседних государств Их роль номинальна

Общая компетенция главы государства Представительские функции Правотворческие полномочия Верховный представитель государства внутри вне страны. Послания к нации. Официальные обращения к парламенту. Официальные визиты. Участие церемониях и празднествах. Открытие сессий, награждение, официальные приемы. Принимает правовые и не правовые акты (иногда подлежат контрассигнатуре). Может принимать акты, имеющие силу закона (в отдельных странах).

Общая компетенция главы государства Взаимоотношения с другими высшими государственными органами В сфере законодательной власти: созывает парламент на очередные и чрезвычайные сессии, назначает внеочередные или очередные выборы, право законодательной инициативы, послания (тронная речь) к парламенту, промульгация законов, право вето, право роспуска. Формирует правительство (порой лишь формально его утверждает), обладает правом увольнять министров и правительство в отставку, руководит правительством в определенных формах правления. Полномочия в области назначения на должности (назначение гражданских и военных чиновников, членов верхних, а иногда и нижних палат парламента).

Общая компетенция главы государства Полномочия в сфере обороны и безопасности Верховный главнокомандующий (как правило). Принимает неотложные меры по обеспечению внешней и внутренней безопасности с последующим парламентским утверждением таких решений (например, введение чрезвычайного положения). Полномочия в Помилование осужденных. сфере правовых взаимоотношений Право награждения орденами, медалями и иными знаками отличий; право присвоения с гражданами своей почетных званий и титулов. страны Решение вопросов гражданства, убежища Прием в гражданство, право даровать гражданство, восстановление гражданства. Предоставление права убежища.

Общая компетенция главы государства Внешнеполитические полномочия Высший представитель страны в сфере внешних отношений. Назначает послов, посланников и иных дипломатических агентов. Принимает дипломатических представителей иностранных государств. Проводит международные переговоры. Заключает международные соглашения (иногда с согласия парламента). Право объявления войны и заключения мира (в некоторых государствах).

! Осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления. ! Одни полномочия глава государства может реализовывать самостоятельно, по собственному усмотрению (в дискреционном порядке), а для осуществления других требуется согласие или утверждение парламента или даже правительства (в условиях парламентарной республики). Контрассигнатура – скрепление актов главы государства подписью премьерминистра, ответственного министра.

Монарх: особенности правового статуса Монарх – это единоличный глава государства, осуществляющий власть по собственному праву, получающий свои полномочия по наследству и осуществляющий их бессрочно (пожизненно) Король (Великобритания, Испания, Дания, Швеция, Бельгия) Князь (Лихтенштейн) Эмир (ОАЭ, Кувейт) Император (Япония) Султан (Малайзия, Оман)

3 вида преемства власти: по наследовани ю по избранию по назначению преемника Малайзия – выборная (ротационная) монархия Непал Бутан Иордания

Наследственная монархия – наиболее распространённая форма. Системы наследования: 1) салическая, когда престол наследуют только мужчины (Япония); 2) кастильская, когда женщины (дочери) наследуют престол, если у покойного монарха нет сыновей. Если есть младший сын и старшая сестра, то сын имеет преимущество: младший брат исключает старшую сестру (Великобритания, Испания, Монако); 3) австрийская или габсбургская (она существовала в прошлом в Австрии, России, Греции, Баварии), когда женщины могли наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин. Король Испании– Дон Хуан Карлос

4) шведская – работает по принципу первородства: наследником является старший ребёнок монарха независимо от пола. Это самый новый тип престолонаследия, впервые введён в Швеции в 1980 году и с тех пор принят также в Норвегии, Бельгии, Нидерландах и Дании; 5) мусульманская или клановая, когда трон наследует не определенное лицо, а правящая семья (часть династии), которая сама уже решает, кто именно из ближайших родственников покойного короля (не обязательно сын) займет освободившийся трон (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия). 6) племенная, когда король рассматривается как главный вождь племени, а его наследника определяет племенной совет из числа многочисленных сыновей покойного (Свазиленд). Король Швеции – Карл 16 Норвежская монархия Король Саудовской Аравии - Абдалла

Статус и роль монарха Монарх – это символ нации. Монарх – лицо неприкосновенное, иногда объявляется священным. Имеет право на особый титул. Наделен государственными регалиями, символами монаршей власти – корона, трон, скипетр, держава, мантия, др. Имеет свой королевский двор. Цивильный лист - денежные средства, выделяемые парламентом для монарха (устанавливается законом, не облагается налогом). Ограничения: покидать страну, вступать в брак, религиозная принадлежность. Роль монарха зависит от формы правления. «Спящие прерогативы» – формально закреплены, но на практике долгое время не используются.

Ответственность монарха Монарх – лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечен к административной, уголовной ответственности, против него не может быть обращен гражданский иск. За действия монарха по управлению государственными делами политическую ответственность несут его министры. Абдикация – отречение монарха от престола

Регентство – полномочия монарха осуществляются временным коллегиальным органом – регентским советом или единолично регентом Если престол наследует малолетний монарх; Вакансия престола; Продолжительная болезнь монарха; Временное отстутствие монарха Обычно это ближайший родственник монарха. Назначается с согласия царствующей семьи. Иногда требуется утверждение в парламенте.

Понятие президента как главы государства и его правовое положение Президент – это высшее должностное лицо государства, избираемое на определенный срок в соответствии с требованиями и в порядке, установленном конституцией и законами. Пользуется неприкосновенностью. Имеет определенные привилегии.

Полномочия президента Полномочия по представительству государства вовне и внутри страны. Полномочия в отношении парламента и осуществления им законодательной власти. Полномочия в сфере нормотворческой деятельности. Полномочия в отношении исполнительной власти. Полномочия в отношении судебной власти. Полномочия по формированию других высших органов государства, назначению государственных служащих. Полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций. Полномочия в области обороны и безопасности. Полномочия в сфере правового статуса личности.

Порядок избрания Президента Форма правления Кто избирает Президентская и смешанная республики Народ - прямо / косвенно Парламентарная республика Парламент либо более широкая коллегия с участием Парламента Советская республика Формально Парламент, а реально ЦК Политбюро коммунистической партии

Досрочное прекращение полномочий президента - досрочная отставка (добровольная, вынужденная) – происходит по инициативе самого президента; - смещение с должности (в порядке импичмента, в результате народного голосования) – рассматривается как политико-правовая ответственность; - неспособность по состоянию здоровья осуществлять президентские полномочия (в конституциях зарубежных стран предусмотрена специальная процедура установления факта неспособности по состоянию здоровья выполнять возложенные полномочия); - смерть президента.

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПРЕЗИДЕНТА ПОЛИТИЧЕСКАЯ Возможен отзыв президента с его должности УГОЛОВНАЯ Уголовное преследование невозможно Уголовное преследование возможно только после смещения с должности

Государс твенная измена Умышленное нарушение конституции Иные тяжкие преступлен ия Основания для привлечения к ответственности президента

Процедура привлечения президента к ответственности Полная парламентская процедура привлечения к ответственности Полупарламентская процедура привлечения к ответственности Неполная парламентская процедура привлечения к ответственности Весь процесс привлечения президента к импичменту проходит в парламенте. Одна палата выступает в качестве обвинителя, другая – в роли суда (США). Парламент, выступая в роли обвинителя, решает лишь вопрос о привлечении президента к ответственности. Вопрос о виновности президента решает специальный судебный орган, создаваемый парламентом (Франция). Парламент предъявляет обвинение. Судит президента орган конституционной юстиции или Верховный суд (ФРГ).

Политическая ответственность Президента Наступает за осуществление Президентом деятельности, направленной против суверенитета и территориальной целостности республики, а также за деятельность, направленную на устранение демократического конституционного строя и др. Никсон Роландас Паксас, Литва, 2004 Право инициировать вопрос о привлечении к политической ответственности и право рассмотрения данного вопроса принадлежит Парламенту. Клинтон Ельцин

Уголовная ответственность Президента Наступает за совершение преступления. Сначала президент смещается с должности – т. о. лишается иммунитета, а затем рассматривается вопрос об уголовной ответственности. Право инициировать вопрос о привлечении к уголовной ответственности обычно принадлежит Парламенту, а право рассмотрения – высшей судебной инстанции.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение профессионального высшего образования

«ЧИТИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт переподготовки и повышения квалификации

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «Конституционное (государственное) право зарубежных стран»

ВАРИАНТ № 6

Выполнил Бабкин С.П.

Группа ЮС-06-1

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

Чита-2008


План

Введение

Конституционно-правовой статус главы государства в зарубежных странах

Конституция Великобритании: правовое положение человека и гражданина

Заключение

Глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государ­ственности народа. В разных странах глава государства в соответствии с их конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его под­писи закон недействителен, либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти (Ита­лия). Он может быть символом государственности, как монарх в Японии.

Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором - постоянно действующий орган парламента, им избираемый.

Глава государства, независимо от его разновидности, имеет некоторые общие для всех стран полномочия. В отношении парламента этот созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда - право вето. Глава государства формирует правительство (порой лишь формально его утверждает), обладает правом увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатических представите­лей, награждать, помиловать осужденных и др., но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства. Кроме того, при любой форме правления одни полномочия глава государства может реализовывать самостоятельно, а для осуществления других требуется согласие или утвержден» парламента (например, для назначения послов в США) или даже правительства (в условиях парламентарной республики). В парламентарных республике и монархии, а иногда и в полупрезидентских республиках, для того чтобы некоторые акты президента или монарха неиствовали, премьер-министр должен скрепить их своей подписью (так называемая контрассигнатура). Реже это может быть наряду с подпись» премьера также подпись министра, ответственного за выполнение данного акта президента или монарха.

Монарх. Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. На деле однако, вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной мо­нархии. Реально полномочиями главы государства и главы исполнитель­ной власти он пользуется в дуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства.

Как уже говорилось, монарх получает и передает свой пост по наследству. В Японии салическая, когда престол наследуют только мужчины (прежде всего старший сын), а женщины, в том числе дочери, исключаются из числа наследников престола.

Президентура. Существуют две основные формы президентуры: единоличная (президент) и коллегиальная (Президентский совет, существовавший ранее в Йемене, Судане, Алжире и некоторых других странах, Государственный совет на Кубе и др.). В Иране основные полномочия президентуры разделены между Руководителем государства и прези­дентом, это «двуглавая президентура». Об особенностях Китая, где есть глава государства (Председатель республики), но основные полномочия главы государства выполняет Постоянный комитет парламента, а также Швейцарии, где полномочия коллегиального главы государства и правительства совмещены, говорилось выше.

Президент может занимать различное положение в системе государственной власти: например в США одновре­менно главой государства и исполнительной власти

Полномочия, обязанности и ответственность президента. Со­гласно многим конституциям, президент пользуется неприкосновенностью, его нельзя привлечь к административной ответственности, уголов­ное наказание возможно только после отрешения президента от долж­ности (обычно путем импичмента). Однако президент, добровольно ухо­дящий в отставку, как правило, добивается принятия закона или соглаше­ния о его неответственности. Во многих странах к президенту может быть предъявлен гражданский иск. Гражданские иски к государству также могут быть обращены к президенту как представителю государства.

Президент имеет определенные привилегии: свою резиденцию (обыч­но не одну), особый транспорт, включая самолеты, охрану, свой штан­дарт - флаг, являющийся символом президентской власти. Во многих странах существует особое обращение к президенту - «Ваше превосхо­дительство». Денежное содержание президенту устанавливается зако­ном парламента и обычно является наиболее высоким среди должност­ных лиц.

Полномочия президента часто сформулированы однотипно в прези­дентской, полупрезидентской, парламентарной республике, но на самом деле в их осуществлении существует огромная разница, связанная с особенностями формы правления.

Президент обладает следующими полномочиями:

1. Полномочия по представительству государства вовне и внутри страны. В этом качестве он назначает дипломатических представителей, при нем аккредитуются зарубежные послы, он назначает своих предста­вителей в субъекты федерации некоторых федеративных государств (на­пример, губернаторов штатов в Индии). Как должностное лицо, обязан­ное сохранять единство государства, он выступает с инициативой согла­сительных процедур в спорах между федерацией и ее субъектами, между субъектами федерации, между палатами парламента и т.д. Президент обеспечивает согласование функций и взаимодействие органов государ­ственной власти.

2. Полномочия в отношении парламента и осуществления им законодательной власти. Президент назначает дату выборов в парламент (в случае истечения срока его деятельности или досрочного роспуска), созывает парламент на сессии (издает соответствующий декрет, даже если в конституции указаны даты созыва сессий), может досрочно рас­пустить парламент с назначением новых выборов, подписывает (санкци­онирует) законы и обладает правом вето (отказа в подписи), публикует их. Президент всегда имеет право только отлагательного вето, которое может быть преодолено повторным принятием закона парламентом (в большинстве стран для этого необходимо квалифицированное большин­ство голосов, иногда достаточно абсолютного большинства голосов одно­палатного парламента или каждой из его палат). Как говорилось, прези­дент промульгирует законы. Он, как правило, обладает правом законодательной инициативы (в США такого права у него нет), во многих странах может обращаться к парламенту с посланиями, которые заслушиваются на совместных заседаниях палат и обычно не подлежат обсуждению. В них говорится о целях деятельности государственных органов на пред­стоящий год, о необходимом законодательстве (ежегодные послания), о срочных мерах, которые необходимо принять по важнейшим вопросам государственной жизни.

3. Полномочия по формированию других высших органов государ­ства. Президент назначает правительство самостоятельно или по пред­ложению лидера партии большинства (коалиции партий) в парламенте. В некоторых странах он назначает премьер-министра (Украина) или ми­нистров (США) с согласия парламента. Президент назначает многих высших, а иногда и не только высших, должностных лиц, например судей.

4. В сфере нормотворческой деятельности президент издает нор­мативные акты (указы, декреты, декрет-законы), отменяет акты органов исполнительной власти. Акты президента, имеющие силу закона, обычно издаются до принятия закона по данному вопросу, и с принятием соответ­ствующего закона они утрачивают силу. Такие акты издаются также в качестве временных мер, на основе делегирования соответствующих полномочий парламентом, в этом случае они подлежат контролю послед­него. Они могут издаваться и на основе регламентарной власти. В парла­ментарной республике акты президента нуждаются в контрассигнатуре. По общему правилу, акты президента носят подзаконный характер, но на практике могут играть доминирующую роль (это зависит от влияния президента, от его личных качеств), а в некоторых государствах Востока они ставятся на уровень закона или даже выше его.

5. Полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций. Пре­зидент вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадное положение в соответствии с принятым об этом законом (на определенный срок и под контролем парламента), вводить президентское правление в субъектах федерации, осуществлять федеральную интервенцию (вмешательство).

6. Полномочия по распоряжению вооруженными силами. По кон­ституции президент является главнокомандующим со всеми вытекающи­ми отсюда последствиями. Он назначает высший командный состав армии, присваивает высшие воинские звания, отвечает за безопасность государства; при нем обычно создается совещательный орган - совет безопасности.

7. Как высшее должностное лицо президент назначает государственных служащих определенных рангов.

План

Введение................................................................................................................................................................. 2

Правовой статус главы государства в зарубежных странах.............................. 4

Общие и специфические черты правового положения главы государства в зарубежных странах. 4

Классификация глав государства............................................................................................................. 4

Монарх.................................................................................................................................................................. 4

Президент............................................................................................................................................................ 9

Заключение...................................................................................................................................................... 17

Список литературы:.................................................................................................................................. 20

Глава государства - это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство вовне и внутри страны, символ государственности народа. В разных странах глава государства в соответствии с их конституциями рассматривается либо как неотъемлемая составная часть парламента, т.е. законодательной власти, поскольку без его подписи закон недействителен (монарх в Великобритании, президент в Индии), либо как глава исполнительной власти и одновременно глава государства (Египет, США), либо как лицо, являющееся только главой государства и не входящее в какую-либо ветвь власти (Германия, Италия). Он может быть символом государственности, как монарх в Японии, властным арбитром по отношению к другим институтам государства, как президент Франции, единоличным властителем (Оман, Саудовская Аравия).

Глава государства бывает единоличным и коллегиальным. В первом случае это монарх или президент, во втором - постоянно действующий орган парламента, им избираемый. В прошлом это были президиумы высших представительных органов, постоянные комитеты, государственные советы в странах тоталитарного социализма - в СССР, Болгарии, Венгрии. Польше и др. В настоящее время подобным органом является Государственный совет на Кубе, где нет президента (по конституции глава государства - председатель Государственного совета). В Китае по конституции главой государства является избираемый парламентом председатель республики, но многие функции главы государства он выполняет совместно с Постоянным комитетом парламента, а некоторые такие функции осуществляет сам Постоянный комитет. В Иране эти полномочия разделены между Руководителем государства, избираемым особым образом из высших духовных лиц - мусульман, и президентом республики. В Швейцарии функции главы государства осуществляет правительство, а президент избирается парламентом на один год и существенных полномочий не имеет. В ОАЭ существует «коллективный монарх», в Малайзии - выборный монарх.

Во многих странах британского Содружества (Австралия, Канада и др.) полномочия главы государства принадлежат британскому монарху, но осуществляет их генерал-губернатор - его представитель. Он утверждается монархом по рекомендации местного правительства, а в Папуа - Новой Гвинее избирается парламентом. После военных переворотов функции главы государства обычно принадлежат хунте (военному, революционному совету) и избираемому или назначаемому ею президенту. Так было во многих странах Латинской Америки, Африки, Азии.

Иногда руководитель хунты сам провозглашает себя президентом. При коллегиальной форме президентуры основные полномочия главы государства осуществляются коллегией, а менее значительные, церемониальные (например, прием верительных грамот иностранных дипломатических представителей) - председателем коллегии или его заместителем.

Глава государства, независимо от его разновидности, имеет некоторые общие для всех стран полномочия. В отношении парламента это созыв его сессий, опубликование законов, право роспуска, иногда - право вето. Глава государства формирует правительство (порой лишь формально его утверждает), обладает правом увольнять министров и правительство в отставку, назначать судей, предоставлять гражданство и право убежища, заключать и ратифицировать определенного рода международные соглашения, назначать дипломатических представителей, награждать, помиловать осужденных и др., но осуществление этих полномочий на практике зависит от формы правления, от реального положения главы государства. Кроме того, при любой форме правления одни полномочия глава государства может реализовывать самостоятельно, а для осуществления других требуется согласие или утверждение парламента (например, для назначения послов в США) или даже правительства (в условиях парламентарной республики). В парламентарных республике и монархии, а иногда и в полупрезидентских республиках, для того чтобы некоторые акты президента или монарха действовали, премьер-министр должен скрепить их своей подписью (так называемая контрассигнатура). Реже это может быть наряду с подписью премьера также подпись министра, ответственного за выполнение данного акта президента или монарха.

Как правило, монарх (король, султан и др.) является главой государства и одновременно главой исполнительной власти. На деле, однако, вся полнота власти ему принадлежит только в абсолютной монархии. Реально полномочиями главы государства и главы исполнительной власти он пользуется в дуалистической монархии, в парламентарной же монархии акты главы государства и главы исполнительной власти он совершает обычно по указанию правительства.

Как уже говорилось, монарх получает и передает свой пост по наследству. Существует несколько систем наследования:

1) салическая, когда престол наследуют только мужчины (прежде всего старший сын), а женщины, в том числе дочери, исключаются из числа наследников престола (Бельгия, Норвегия, Япония и др.);

2) кастильская, когда женщины (дочери) наследуют престол, если у покойного монарха нет сыновей. Если же есть младший сын и старшая

сестра, то сын имеет преимущество (Великобритания, Дания с 1953 г. Испания, Нидерланды и др.);

3) австрийская (она существовала в прошлом), когда женщины могут наследовать трон при условии, что во всех поколениях данной династии нет мужчин (на практике, во всяком случае в последние столетия, женщины по данной системе пост монарха не занимали);

4) шведская, в соответствии с которой по закону 1980 г. женщины наследуют престол на равных основаниях с мужчинами. В настоящее время 18-летняя дочь короля Швеции, у которого есть еще младший сын, является претендентом на трон и действует как заместитель короля во время его отъездов из страны (до принятия закона 1980 г. в этом государстве трижды правили королевы: в XIV, XVII и XVIII вв.);

5) мусульманская, когда трон наследует, по существу, не определенное лицо, а «благородная» правящая семья (часть династии), которая сама уже решает, кто именно из ближайших родственников покойного короля (не обязательно сын) займет освободившийся трон (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия и др.). Эта же семья при участии высших священнослужителей и мусульманских ученых (уломав) смещает короля и ставит на его место другого члена семьи (так было, например, в Саудовской Аравии вследствие обвинения короля в недостаточном благочестии);

6) племенная, когда король рассматривается как главный вождь племени, а его наследника определяет племенной совет из числа многочисленных сыновей покойного. В Свазиленде это делает племенной совет ликоко во главе с королевой-матерью, в чем сказываются пережитки матриархата. Последний раз он избирал короля в 1982 г. из числа более 150 сыновей покойного.

Особенности наследования престола существуют в Непале, Бутане и некоторых других странах, когда трон хотя и наследуется определенной династией (в некоторых странах это записано в конституции), но король сам еще при жизни определяет будущего наследника - не обязательно старшего сына. В Малайзии король не наследственный, а выборный. Он избирается на пятилетний срок султанами монархических субъектов федерации (есть и немонархические) и только из их числа.

После наследования престола предусмотрен особый обряд коронации. Этот торжественный акт происходит в главном соборе страны, в присутствии высшего духовенства, высших должностных лиц, парламентариев, приближенных монарха, дворянства (если в государстве не отменены дворянские титулы). В странах Африки подобный обряд (в том числе для племенных монархов отдельных частей государства, например в Уганде, имеющей в целом республиканскую форму правления) совершается в присутствии вождей племен. При коронации первосвященник государства благословляет монарха на царствование, надевая ему корону и вручая другие знаки монаршего достоинства - державу, скипетр я др. В странах Азии и Африки этот обряд имеет свои традиции. Коронация означает окончательное воцарение монарха.

Если престол наследует малолетний монарх, то до его совершеннолетия один из ближайших родственников монарха или другое близкое к нему лицо с согласия семьи и по совету высших должностных лиц, иногда с утверждения парламента или по назначению правительства, становится регентом. В некоторых случаях создается регентский совет из нескольких человек. Регент и совет действуют от имени монарха. Если монархом (королевой) становится женщина, ее муж не становится королем, он лишь ее супруг и имеет особый высший дворянский титул.

Монарх - лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечен к административной, уголовной ответственности, против него не может быть обращен гражданский иск. За действия монарха по управлению государственными делами политическую ответственность несут его министры. На практике, однако, во время английской и французской буржуазных революций в XVII и XVIII вв. казнили королей, в Центральноафриканской Республике судили свергнутого в результате переворота 1979 г. императора Бокассу- Расправы со свергнутыми своими родственниками монархами (обычно пожизненное заточение их в темницу) были нередки в некоторых мусульманских странах.

Монарх имеет право на особый титул - король, султан и т.д. Иногда его официальный титул очень длинный, так как включает разные владения монарха. Он имеет право на особое обращение «Ваше Величество», которое не может использоваться при обращении к другим лицам в данном государстве, кроме супруги монарха. Монарх обладает государственными регалиями (трон, корона и др.), имеет свой двор - лиц, занятых обслуживанием его самого и семьи, но оплачиваемых из государственного бюджета. Для этого парламент ежегодно выделяет денежные средства - Цивильный лист. Часто монарх наделяется правом вето по отношению к законам (в отличие от президента он может обладать правом абсолютного вето, которое парламент не может преодолеть), но во многих странах его не использует (например, в Великобритании почти три столетия, в связи с чем сложился конституционный обычай о неприменении вето монархом). В мусульманских странах монарх вето не использует, так как в этом нет необходимости: парламент зависит от монарха. Некоторые новые конституции, например испанская, японская, монарха правом вето не наделяют.

В соответствии с конституцией монарх назначает правительство, но на деле в парламентарных монархиях он только подписывает соответствующий документ, состав же правительства обусловливается соотношением различных сил в парламенте и определяется партией, обладающей парламентским большинством. Кандидатуры министров подбираются лидером партии. В дуалистических монархиях монарх сам подбирает и назначает министров, возглавляя на деле правительство (правда, всегда имеется пост премьер-министра); в абсолютных монархиях он имеет неограниченную власть, хотя тоже обычно есть должность премьер-министра и ее занимает, как правило, один из ближайших родственников монарха.

По традиции или в соответствии с конституцией на монарха возлагаются некоторые обязанности. Он рассматривается как арбитр в обществе и должен быть лицом беспартийным. Некоторые конституции требуют от монарха определенной религиозной принадлежности (быть приверженцем англиканской протестантской церкви в Великобритании, евангелической веры в Швеции, ислама - во всех мусульманских странах, буддизма - в Таиланде). Зачастую в соответствии с конституцией монарху не разрешается покидать страну без разрешения парламента или правительства. В некоторых странах монарх - глава государственной церкви.

Фактическая роль монарха в разных странах различна. В дуалистической и особенно в абсолютной монархии он имеет реальную власть, в парламентарной - царствует, но не правит. В последнем случае его влияние на политическую жизнь невелико, а иногда даже ничтожно; он подписывает (и не может отказаться от этого) все акты, которые ему передают парламент и правительство. В то же время у монарха есть резервные, «спящие» полномочия, королевская прерогатива, которая может быть использована в определенных ситуациях. В 1981 г., используя свои полномочия, испанский король активно выступил в защиту демократии, против попытки группы офицеров восстановить реакционные франкистские порядки (в принципе не имеет значения, какими личными мотивами король руководствовался при этом), но возможны и противоположные акции: по тексту конституций в парламентарных, а на деле в дуалистических монархиях (в Марокко, Непале и некоторых других странах) монархи нередко выступают с крайне антидемократических позиций.

В развитых странах нет сколько-нибудь заметного общественного движения, выступающего против монархии, за замену ее республикой. Исключение составляет Австралия, где правящая партия при поддержке общественности ставит вопрос о провозглашении республики в 2000 г. В развивающихся странах культивируется преданность населения монарху, что поддерживается религией, но есть и движения, чаще всего подпольные, выступающие за республику. Президентура. Существуют две основные формы президентуры: единоличная (президент) и коллегиальная (Президентский совет, существовавший ранее в Йемене, Судане, Алжире и некоторых других странах. Государственный совет на Кубе и др.). В Иране основные полномочия президентуры разделены между Руководителем государства и президентом, это «двуглавая президентура». Об особенностях Китая, где есть глава государства (Председатель республики), но основные полномочия главы государства выполняет Постоянный комитет парламента, а также Швейцарии, где полномочия коллегиального главы государства и правительства совмещены, говорилось выше.

Президент может занимать различное положение в системе государственной власти: быть только главой государства (Германия), одновременно главой государства и исполнительной власти (Бразилия, США), главой государства и фактическим руководителем правительства при наличии особой должности административного премьер-министра (Египет, Франция). Президент избирается на определенный срок: три года в Латвии, четыре года в США, пять - в Бразилии, шесть - в Египте, семь - во Франции. Бывали, однако, и «пожизненные президенты», а также президенты, занимавшие свои посты иными путями, чем выборы.

Для избрания на должность президента обычно выдвигаются следующие условия: гражданство данного государства (в Польше на выборах 1980 г. на пост президента баллотировалось лицо, имевшее кроме польского еще два гражданства: канадское и перуанское), наличие полных гражданских и политических прав, достижение определенного возраста (обычно 35 лет, но в Никарагуа - 25, в Венесуэле - 30, в Китае - 45, в Италии - 50). Иногда устанавливается и предельный возраст (например, в Намибии - не старше 65 лет). Многие конституции устанавливают для кандидата определенный срок проживания в данной стране (в Болгарии - 5 лет, на Украине - 10, в США - 14, в Грузии - 15). В ряде случаев требуется, чтобы кандидат был не натурализованным гражданином, а уроженцем данной страны или родившимся от ее граждан. В Нигерии кандидат на должность президента должен иметь среднее образование, в Турции, Азербайджане - высшее, на Филиппинах он должен уметь читать и писать. Есть и другие условия.

Кандидат в президенты может быть выдвинут группой избирателей. Во Франции это 500 граждан, но не рядовых, а являющихся членами парламента, региональных советов, генеральных советов департаментов (т.е. региональных органов самоуправления), территориальных собраний заморских территорий, мэрами городов. На Украине для выдвижения кандидата должно быть созвано собрание избирателей не менее 500 человек; оно создает инициативную группу, которая и подает заявку о выдвижении кандидата, но для того, чтобы кандидат был зарегистрирован, необходимо собрать в его поддержку не менее 100 тыс. подписей избирателей, причем не менее 1500 в каждом из 2/3 избирательных округов. Кандидатура президента может быть также выдвинута политическими партиями, избирательными объединениями, блоками. В Венгрии кандидат выдвигается не менее чем 50 депутатами парламента, в Египте - 2/3 общей численности парламента (если кандидат не соберет 2/3, то большинством). Регистрация кандидата во многих странах обусловлена внесением повышенного избирательного залога (например, 10-кратного по сравнению с кандидатом в нижнюю палату парламента Франции). Существуют различные способы избрания президента:

1. Голосование в парламенте (Чехия, Словакия, Венгрия, Турция, Албания и др.). Для первого тура выборов обычно требуется квалифицированное или абсолютное большинство голосов, но при множественности кандидатов такой результат достигается редко, голоса распределяются между разными кандидатами. В последующих турах требования снижаются, однако из-за партийной раздробленности обычно проводится много туров. В Турции накануне принятия конституции 1982 г., снизившей требования, было проведено более 100 туров, в Италии в 1992 г. - 16. Теперь для выборов президента в Турции в первом туре требуется 2/3 голосов, во втором и третьем достаточно абсолютного большинства, на четвертый тур выносятся две кандидатуры, набравшие относительное большинство. Президентом становится получивший относительное большинство голосов. В Словакии для избрания президента, как и для смещения его парламентом, необходимы 2/3 голосов. Президент, избранный парламентом, обычно, хотя и не всегда, «слабый» президент: он получает свои полномочия не непосредственно от избирателей, а от представительного органа и не может противопоставлять себя ему.

2. Голосование выборщиков. Избиратели голосуют за выборщиков, а последние, не собираясь вместе, избирают президента из числа кандидатов, выдвинутых партиями (Аргентина, США, до 90-х годов Финляндия). При этом способе результаты выборов (имя будущего президента) становятся известны до голосования выборщиков, как только подсчитана их партийная принадлежность: президентом будет тот, кто имеет за собой большинство выборщиков.

3. Избрание президента специальной избирательной коллегией, о которой говорилось выше (Федеральное собрание в Германии, состоящее из членов нижней палаты и такого же числа представителей земель, коллегия, состоящая из членов обеих палат парламента и делегатов областных советов в Италии, коллегия из избранных членов обеих палат парламента в Индии и законодательных собраний штатов).

4. Избрание непосредственно избирателями (Мексика, Украина, Франция и др.).

Переизбрание президента на следующий срок во многих странах ничем не ограничивается (Египет, Франция, Сирия и др.). В Германии, США одно и то же лицо может быть избрано в президенты только на два срока. В Аргентине можно избирать дважды, но первый раз - на шесть лет, второй - только на четыре года. В Мексике установлен только один срок - шесть лет. Конституция Мексики запрещает под каким-либо видом избирать одно и то же лицо на должность президента на второй срок: нельзя избирать и временного президента. Невозможно переизбрание президента также в Боливии, Никарагуа (с 1995 г.), Эквадоре. Перечисленные ограничения призваны воспрепятствовать возможному президентскому авторитаризму, ибо президенты, избиравшиеся в некоторых странах Латинской Америки и Африки на седьмой и даже восьмой срок, сосредоточивали в своих руках непомерную власть. В настоящее время в некоторых странах Азии есть президенты, избранные на четвертый и пятый срок.

В подавляющем большинстве случаев президентами избирались мужчины, но в последние десятилетия пост президента стали занимать и женщины (Аргентина, Филиппины). В настоящее время женщины являются президентами в Ирландии, Исландии, Шри-Ланке.

Нередко президентами провозглашает своих руководителей военная хунта, захватившая власть. В 1994-1995 гг. в большинстве азиатских постсоциалистических стран (Туркменистан, Узбекистан и др.) вместо выборов были проведены референдумы о продлении срока действующего президента до 2000 г. В прошлом в некоторых странах социалистической ориентации президенты избирались съездом правящей партии (Конго), президенты провозглашались пожизненными (КНДР, Тунис, Уганда, Экваториальная Гвинея и др.). Пожизненным президентом был И.Броз Тито в Югославии, в конституции которой говорилось, что президент избирается, но это правило не распространяется на Тито. В Иране Руководитель государства (подлинный глава государства) в отличие от президента избирается не путем всеобщих выборов, а особой коллегией лиц, преимущественно духовных, которые в свою очередь избираются населением. Руководитель государства в Иране должен быть высшим духовным лицом - муфтием. В Швейцарии президент и вице-президент избираются парламентом (Федеральным собранием) сроком на один год, но вопреки их титулам они не обладают основными полномочиями главы государства: эти полномочия принадлежат коллегиальному органу - Федеральному совету.

Полномочия, обязанности и ответственность президента. Согласно многим конституциям, президент пользуется неприкосновенностью, его нельзя привлечь к административной ответственности, уголовное наказание возможно только после отрешения президента от должности (обычно путем импичмента). Однако президент, добровольно уходящий в отставку, как правило, добивается принятия закона или соглашения о его неответственности. Во многих странах к президенту может быть предъявлен гражданский иск. Гражданские иски к государству также могут быть обращены к президенту как представителю государства.

Президент имеет определенные привилегии: свою резиденцию (обычно не одну), особый транспорт, включая самолеты, охрану, свой штандарт - флаг, являющийся символом президентской власти. Во многих странах существует особое обращение к президенту - «Ваше превосходительство». Денежное содержание президенту устанавливается законом парламента и обычно является наиболее высоким среди должностных лиц.

Полномочия президента часто сформулированы однотипно в президентской, полупрезидентской, парламентарной республике, но на самом деле в их осуществлении существует огромная разница, связанная с особенностями формы правления. Президент обладает следующими полномочиями:

1. Полномочия по представительству государства вовне и внутри страны. В этом качестве он назначает дипломатических представителей, при нем аккредитуются зарубежные послы, он назначает своих представителей в субъекты федерации некоторых федеративных государств (например, губернаторов штатов в Индии). Как должностное лицо, обязанное сохранять единство государства, он выступает с инициативой согласительных процедур в спорах между федерацией и ее субъектами, между субъектами федерации, между палатами парламента и т.д. Президент обеспечивает согласование функций и взаимодействие органов государственной власти.

2. Полномочия в отношении парламента и осуществления им законодательной власти. Президент назначает дату выборов в парламент (в случае истечения срока его деятельности или досрочного роспуска), созывает парламент на сессии (издает соответствующий декрет, даже если в конституции указаны даты созыва сессий), может досрочно распустить парламент с назначением новых выборов, подписывает (санкционирует) законы и обладает правом вето (отказа в подписи), публикует их. Президент всегда имеет право только отлагательного вето, которое может быть преодолено повторным принятием закона парламентом (в большинстве стран для этого необходимо квалифицированное большинство голосов, иногда достаточно абсолютного большинства голосов однопалатного парламента или каждой из его палат). Как говорилось, президент промульгирует законы. Он, как правило, обладает правом законодательной инициативы (в США такого права у него нет), во многих странах может обращаться к парламенту с посланиями, которые заслушиваются на совместных заседаниях палат и обычно не подлежат обсуждению. В них говорится о целях деятельности государственных органов на предстоящий год, о необходимом законодательстве (ежегодные послания), о срочных мерах, которые необходимо принять по важнейшим вопросам государственной жизни.

3. Полномочия по формированию других высших органов государства. Президент назначает правительство самостоятельно или по предложению лидера партии большинства (коалиции партий) в парламенте. В некоторых странах он назначает премьер-министра (Украина) или министров (США) с согласия парламента. Президент назначает многих высших, а иногда и не только высших, должностных лиц, например судей.

4. В сфере нормотворческой деятельности президент издает нормативные акты (указы, декреты, декрет-законы), отменяет акты органов исполнительной власти. Акты президента, имеющие силу закона, обычно издаются до принятия закона по данному вопросу, и с принятием соответствующего закона они утрачивают силу. Такие акты издаются также в качестве временных мер, на основе делегирования соответствующих полномочий парламентом, в этом случае они подлежат контролю последнего. Они могут издаваться и на основе регламентарной власти. В парламентарной республике акты президента нуждаются в контрассигнатуре. По общему правилу, акты президента носят подзаконный характер, но на практике могут играть доминирующую роль (это зависит от влияния президента, от его личных качеств), а в некоторых государствах Востока они ставятся на уровень закона или даже выше его.

5. Полномочия по урегулированию чрезвычайных ситуаций. Президент вправе объявлять чрезвычайное, военное, осадное положение в соответствии с принятым об этом законом (на определенный срок и под контролем парламента), вводить президентское правление в субъектах федерации, осуществлять федеральную интервенцию (вмешательство).

6. Полномочия но распоряжению вооруженными силами. По конституции президент является главнокомандующим со всеми вытекающими отсюда последствиями. Он назначает высший командный состав армии, присваивает высшие воинские звания, отвечает за безопасность государства; при нем обычно создается совещательный орган - совет безопасности.

7. Как высшее должностное лицо президент назначает государственных, служащих определенных рангов.

8. Полномочия в сфере правового статуса личности. Президент вправе принимать лиц в гражданство данного государства, разрешать выход из гражданства, смягчать наказания, предоставлять помилование; он награждает орденами, медалями, присваивает почетные звания и т.д.

Президент является гарантом конституции, прав и свобод граждан. Он принимает меры по охране государства.

Конституции предусматривают обязанности президента и содержат определенные запреты. Президенту запрещается любое совмещение должностей и мандатов, иные виды работ, участие в руководстве акционерных компаний, приобретение государственного имущества, иногда не разрешается получать вознаграждение также за научную, художественную или литературную деятельность, если он занимается ею. В некоторых странах президенты на период избрания прекращают членство в политической партии, другие продолжают партийную деятельность. Нередко президент может покидать страну лишь с разрешения парламента.

При президенте создаются различные совещательные органы, помогающие ему осуществлять конституционные полномочия (Совет республики в Бразилии, советы по экономике, по вопросам обороны и др. при президенте Египта). Значение таких органов, например совета безопасности, бывает выше значения иных органов, предусмотренных конституцией. Президент имеет свои собственные службы, аппарат, канцелярию. Роль такого аппарата особенно велика в полупрезидентских и президентских республиках. В парламентарных республиках такой аппарат невелик и выполняет менее значительные функции.

В отличие от монарха президент несет ответственность за свои действия. Он отвечает за государственную измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений. Формы, процедуры и условия этой ответственности особые: уголовная ответственность наступает лишь после отрешения президента от должности. В США обвинительное заключение принимает нижняя палата, а судит президента, т.е. решает вопрос об отстранении его от должности, сенат. На Украине, в Казахстане и некоторых других постсоциалистических государствах эта процедура значительно усложнена. Вопрос об импичменте может быть поставлен только значительной частью членов нижней палаты, после чего создается специальная комиссия, готовящая текст обвинения. В процедуре участвуют конституционный и верховный суды, дающие свои заключения. Решения принимаются квалифицированным большинством голосов, установлен сжатый срок, в течение которого должна завершаться эта процедура. Если в указанный срок решение не будет принято, обвинение против президента считается отклоненным.

В США импичмент против президента пытались применить неоднократно, но дело дошло до процедуры в парламенте лишь дважды, оба раза без успеха: один раз в сенате для смещения президента не хватило одного голоса, а президент Никсон в 1974 г. сам ушел в отставку, не дожидаясь импичмента. Импичмент имел место в Бразилии в 1992 г., в Венесуэле в 1993г.

В некоторых странах могут быть применены иные процедуры, чем импичмент. В Словакии президент может быть смещен с должности парламентом за действия, направленные против демократического строя, целостности государства, большинством в 3/5 голосов. Такая попытка предпринималась, но необходимого количества голосов не было получено. В Румынии, Азербайджане по конституции 1995 г. такое решение принимается большинством голосов всего состава парламента, но выносится на референдум, который и принимает окончательное решение. В Австрии, Исландии президент может быть отозван со своего поста избирателями (эта норма не применялась ни разу). В Польше и Франции парламент может принять обвинительное заключение, а судит президента особый суд.

На практике в отдельных постсоветских республиках (Азербайджан и др.) в начале 90-х годов некоторые президенты были смещены со своих постов путем голосования избирателей, но судебных процессов не было. Имелись случаи добровольной отставки президента (Чехословакия), вынужденной отставки (США, Югославия), причем отстранение президента от власти иногда сопровождалось вооруженной борьбой (Грузия).

Президент получает должностной оклад, в пересчете на доллары США составляющий: в Чехии - 17,5 тыс. в год, в Польше - 28 тыс., в США - 200 тыс.

В парламентарных республиках за редчайшими исключениями (например, Словакия) за акты по управлению государством президент ответственности не несет. За это отвечают министры, правительство, по совету которого президент принимает соответствующие акты. В президентских и полупрезидентских республиках президент также не несет ответственности перед парламентом (кроме рассматриваемого ниже импичмента).

Вице-президент не имеет значительных полномочий ни в одной стране. Он замещает президента в случае его отсутствия, становится «временным президентом» при тяжелой болезни, смерти, отставке президента, но в течение сравнительно короткого срока должны быть проведены президентские выборы.

Вице-президент обычно избирается в паре с президентом как кандидаты одной партии и по той же системе, что и президент. В отдельных развивающихся странах вице-президент назначается президентом (Египет и др.), причем бывает иногда несколько вице-президентов: первый, второй и т.д. В Сомали одно время было три вице-президента.

В Российской Федерации Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. Это означает, что Президент Российской Федерации несет персональную ответственность за бесперебойную работу механизмов защиты Конституции Российской Федерации и прав человека, обязан принимать меры в случаях сбоев в их реализации по тем или иным причинам.

В установленном Конституцией Российской Федерации порядке Президент Российской Федерации принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации. В реализации всех этих функций Президент Российской Федерации может использовать только закрепленные за ним конституционные полномочия, действовать в рамках Конституции Российской Федерации. Это относится и к такой функции Президента Российской Федерации, как определение основных направлений внутренней и внешней политики государства. Она формируется в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, не может им противоречить. Имеет значение и тот фактор, что Президент Российской Федерации идет на выборы с определенной программой, в которой намечаются стратегические направления развития государства и общества, и избрание того или иного кандидата означает одобрение содержащихся в ней установок большинством избирателей.

Ежегодные послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию, в которых формулируются основные направления внутренней и внешней политики Российской Федерации, делают последние достоянием депутатов, народа, партий, общественности. Это дает возможность в случае необходимости корректировать политику Президента Российской Федерации с использованием всего потенциала конституционных форм, обеспечивающих взаимное воздействие одних государственных структур на другие, влияние на них общественных и социальных движений.

Как глава государства Президент Российской Федерации представляет Россию внутри страны и в международных отношениях. Отправными правовыми установлениями применительно к анализу статуса Президента Российской Федерации являются ст. 80 Конституции Российской Федерации и место главы, посвященной Президенту Российской Федерации в тексте Конституции Распиской Федерации. Статья 80 определяет, что Президент Российской Федерации является главой государства. В ранее действовавшей Конституции устанавливалось, что Президент является высшим должностным лицом и главой исполнительной власти в Российской Федерации.

Придание Президенту статуса главы государства вызвано объективными причинами. Прежде всего, этого требовало повышение уровня персонифицированного представительства государства как внутри страны, так и в международных отношениях. Выполнение вытекающих из этого функций наиболее целесообразно главой государства, а не высшим должностным лицом, входящим в систему исполнительной власти, что в меньшей мере соответствовало бы высокому статусу государства и по существу умаляло прерогативы представительного органа государственной власти Российской Федерации, ставило бы исполнительную власть над законодательной.

Принципиально новая дефиниция статуса Президента Российской Федерации, содержащаяся в Конституции Российской Федерации, означает, что Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит напрямую, непосредственно ни в одну из ее ветвей.

Однако данное положение не дает никаких оснований трактовать президентскую власть как стоящую над другими властями, зависящими от нее. Каждая из них осуществляет конституционно закрепленные за ней полномочия, функционирует во взаимодействии с другими, обеспечена определенными рычагами влияния на иные ветви власти и на Президента. В Конституции заложена необходимая система «сдержек» и противовесов», способствующая сбалансированному взаимодействию властей. Между ними нет отношений подчинения. Свои полномочия Президент осуществляет не на основе его ничем не связанной воли. Они реализуются в рамках Конституции Российской Федерации, в соответствии с ней и федеральными законами, в необходимом взаимодействии с Парламентом и Правительством Российской Федерации.

Как мы смогли убедиться институт главы государства – неотъемлемая часть любой страны и любого политического режима. Однако, статус, права и полномочия глав государств далеко не одинаковы. Монарх – является более древней разновидностью главы государства, нежели институт президентства, который появился лишь уже в новейшее время. На наш взгляд, президент – наиболее прогрессивный вид главы государства, так как обладает наиболее широкими полномочиями. Однако, на сей день и монархические государства являются не редкостью, поэтому требуют детального изучения.

1 Гарнер Д. Великобритания: центральное и местное управление. –М., 1984.

2 Иностранное Конституционное право./Маклаков И. –М., 1998.

3 Конституции зарубежных государств. США, Великобритания, Франция, Германия, Италия, Испания, Греция, Япония, Канада. –М., 1997.

4 Италия. Конституция и законодательные акты. –М., 1988.

5 Конституции государств Европейского Союза. –М., 1997.

6 Конституционное право зарубежных стран./Страшун Б. –М., 1997.

7 Монархи Европы. Судьбы династий. –М., 1997.

8 Чиркин В. Конституционное право зарубежных стран. –М., 1998.

9 Черниловский З. Всеобщая история государства и права. –М., 1996.


В. Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. –М., 1998, с. 268

В. Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. –М., 1998, с. 269

В. Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. –М., 1998, с. 268

В. Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. –М., 1998, с. 276

В. Чиркин. Конституционное право зарубежных стран. –М., 1998, с. 280

Согласно «классическим» государственно-правовым доктринам , глава государства не несет парламентской (политической ) ответственности . В парламентарной республике ответственность за действия главы несет правительство, а в президентской – не несет ответственность перед парламентом. Однако президент несет судебную ответственность , основания которой устанавливаются конституцией или специальными актами.

Слово «импичмент» произошло от англосаксонской правовой системы и означает особую процедуру привлечения к ответственности главы государства.

Наиболее распространенные основания :

Нарушение Конституции (ФРГ, Италия, Румыния; в отношении президента ФРГ это основание расширено – ему может быть предъявлено обвинение в “умышленном нарушении им Основного или другого федерального закона”);

Совершение тяжких государственных преступлений (Мексика, США - п.4 ст.2 президент и высшие гражданские должностные лица могут быть отстранены от должности по импичменту за … другие важные преступления и правонарушения.);

Измена, взяточничество (Конституция США, ст. 2, раздел 4);

Государственная измена и посягательство на Конституцию (Италия, США, Мексика; для многих стран это является и единственным основанием - Чехия, Франция, Словакия);

Умышленное нарушение закона (ФРГ).

Существует несколько вариантов процедуры привлечения глав государства к ответственности:

1) вопрос о привлечении к ответственности возбуждается парламентом, а решается судом (Болгария, Италия, Франция) В ФРГ на основании возбужденного обвинения Конституционный суд может вынести специальное временное распоряжение об освобождении Федерального президента от исполнения им своих служебных обязанностей, а также может провести предварительное расследование. Рассматривает дело и принимает решение Конституционный суд в порядке, предусмотренном Законом о Федеральном конституционном суде.

2) парламент полностью сам решает вопрос об ответственности (США - исключительным правом возбуждения импичмента наделена нижняя палата Конгресса – Палата представителей. При рассмотрении импичмента президента председательствует на заседании сената Главный судья - председатель Верховного суда. Для осуждения президента требуется получение по каждому пункту обвинения 2/3 голосов присутствующих сенаторов);

3) вопрос возбуждает парламент, решается путем референдума (Румыния, Австрия).

4.) полупарламентская процедура привлечения к ответственности главы государства . Парламент, выступая в роли обвинителя, решает лишь вопрос о привлечении президента к ответственности, а вопрос о виновности президента решает специальный судебный орган, создаваемый парламентом. (Франция).

В США импичмент против президента пытались применить неоднократно, но дело до процедуры в парламенте дошло лишь дважды оба раза без успеха: один раз в сенате для смещения президента не хватило одного голоса, а президент Никсон в 1974 г. сам ушёл в отставку, не дожидаясь импичмента. Импичмент имел место в Бразилии в 1992 г., в Венесуэле в 1993 г .

В некоторых странах могут быть применены иные процедуры, кроме импичмента. В Словакии президент может быть смещён с должности парламентом за действия, направленные против демократического строя, целостности государства, большинством в 3 / 5 голосов. Такая попытка предпринималась, но необходимого количества голосов не было получено. В Румынии, Азербайджане по конституции 1995 г. такое решение принимается большинством голосов всего состава парламента, но выносится на референдум, который и принимает окончательное решение.

Сравнительно часто используется в странах Латинской Америки , однако судебные процессы, возбуждаемые после смещения главы государства, скорее похожи на судебную расправу.

2 вариант (Насти), они оба разные

Основания и порядок привлечения президента к ответственности предусмотрены конституциями и действующим законодательством конкретной страны и отличаются своеобразием, однако, несмотря на имеющиеся различия, в них выдержан единый концептуальный подход - президент, в силу особого должностного положения, не может привлекаться к ответственности на общих с иными гражданами основаниях. В связи с этим, подразделение ответственности президента на политическую и юридическую.

Политическая - ответственность за проводимую им политику, не сопряженную с совершением каких-либо правонарушений, или юридическая - ответственность за совершение конкретных правонарушений.

Прежде всего, следует иметь в виду, что круг правонарушений, за совершение которых возможно привлечь президента к ответственности, крайне узок и ограничивается, как правило, особо тяжкими преступлениями:

1) Одно из наиболее распространенных оснований привлечения президента к ответственности – государственная измена (Италия, США, Мексика). Для многих стран это является и единственным основанием (Чехия, Франция, Словакия и др.). Так, конституция Франции, провозглашая принцип политической неответственности президента, устанавливает единственное исключение: “Президент Республики не несет ответственности за акты, совершенные при исполнении его обязанностей, кроме случая государственной измены” (ст.68).

В США признаки состава такого преступления, как государственная измена, являющегося одним из оснований привлечения президента к импичменту, даются непосредственно в тексте Конституции (единственное преступление, признаки состава которого сформулированы на конституционном уровне). Однако перечень деяний, составляющих государственную измену, очень узок и не подлежит расширительному толкованию. В соответствии с р.3 ст.3 Конституции, “государственной изменой Соединенным Штатам считается только ведение войны против них или присоединение к их врагам, оказание врагам помощи и поддержки” (шпионаж в пользу иностранного государства является самостоятельным преступлением и не образует состава государственной измены).

2) Достаточно распространенным основанием привлечения к ответственности главы государства является умышленное нарушение им (посягательство) конституции страны (ФРГ, Италия, Румыния, и др.). В отношении президента ФРГ это основание расширено – ему может быть предъявлено обвинение в “умышленном нарушении им Основного или другого федерального закона” (ст.61 Основного закона ФРГ), причем вменяться в вину может как действие, так и бездействие президента.

3) Наименее распространенным основанием предъявления президенту обвинения является совершение им иных тяжких преступлений (Мексика, США). Так, в соответствии с р.4 ст.2 Конституции США президент и высшие гражданские должностные лица могут быть отстранены от должности по импичменту за государственную измену, взяточничество либо за другие важные преступления и правонарушения.

Привлечение президента к ответственности – это прежде всего парламентская процедура, которая сводится или к окончательному осуждению президента, или к лишению его иммунитета. Парламентская подсудность президента, таким образом, может быть полной или частичной, что зависит от степени вовлеченности парламента в процедуру импичмента – решает ли он вопрос о виновности президента или только о наличии оснований для привлечении его к ответственности, а судит президента другой орган.

1) Полная парламентская процедура привлечения к ответственности главы государства. Весь процесс привлечения президента к импичменту проходит в парламенте: одна палата выступает в качестве обвинителя, другая – в роли суда.

Подобная процедура применяется в США для привлечения к ответственности президента, вице-президента, федеральных судей и других высших гражданских должностных лиц. Исключительным правом возбуждения импичмента наделена нижняя палата Конгресса – Палата представителей. Начинается процедура с внесения каким-либо конгрессменом резолюции о привлечении к ответственности президента, которая передается в юридический комитет для рассмотрения предъявленных обвинений с точки зрения их обоснованности. Юридический комитет формулирует “статьи импичмента” (обвинительное заключение), которые обсуждаются на заседании палаты и ставятся на голосование. В случае утверждения обвинительного заключения (решение принимается простым большинством голосов), Палата представителей передает его в Сенат, который обладает исключительным правом решать дело по существу.

Поскольку по делу об импичменте сенаторы выступают в роли судей, в соответствии с конституцией они приводятся к присяге или делают торжественное заявление (обязуются говорить только правду и поступать по совести при исполнении должностных обязанностей). При рассмотрении импичмента президента председательствует на заседании сената не вице-президент (по должности он является председателем сената, но в данном деле считается лицом заинтересованным), а Главный судья (председатель Верховного суда). Процедура рассмотрения дела по импичменту напоминает обычную судебную – заслушивание свидетелей и сторон, исследование доказательств и т.п. Решение Сенатом принимается тайным голосованием. Для осуждения президента требуется получение по каждому пункту обвинения 2/3 голосов присутствующих сенаторов.

Таким образом, парламент США решает вопрос не только о привлечении к ответственности главы государства, но и о его виновности.

2) Полупарламентская процедура привлечения к ответственности главы государства . Парламент, выступая в роли обвинителя, решает лишь вопрос о привлечении президента к ответственности, а вопрос о виновности президента решает специальный судебный орган, создаваемый парламентом.

Во Франции обе палаты парламента, после каждого полного или частичного их обновления, избирают из своего состава (на паритетных началах) Высокий суд правосудия, который является специальным судебным органом, образуемым для рассмотрения единственной категории дел – о государственной измене президента.

Таким образом, обе палаты парламента Франции решают вопрос о привлечении президента к ответственности путем предъявления ему обвинения, а вопрос о виновности президента решает специальный судебный орган, избранный парламентом из состава своих депутатов.

3) Неполная парламентская процедура привлечения к ответственности главы государства. Парламент предъявляет обвинение, а судит президента орган конституционной юстиции, не являющийся органом парламента и в состав которого не могут входить депутаты парламента, или Верховный суд страны.

В ФРГ правом возбуждения обвинения против Федерального президента в умышленном нарушении им Основного или другого федерального закона обладают и Бундестаг, и Бундесрат (обвинение может быть возбуждено только в течение трех месяцев с того момента, когда обстоятельства, лежащие в его основе, стали им известны). Предложение о возбуждении обвинения должно быть поддержано не менее чем 1/4 голосов членов Бундестага или 1/4 голосов членов Бундесрата. Для принятия решения о возбуждении обвинения требуется большинство в 2/3 голосов членов Бундестага или Бундесрата. Выдвинувшая обвинение палата составляет обвинительное заключение и в месячный срок направляет его Федеральному Конституционному суду.

На основании возбужденного обвинения Конституционный суд может вынести специальное временное распоряжение об освобождении Федерального президента от исполнения им своих служебных обязанностей, а также может провести предварительное расследование. Рассматривает дело и принимает решение Конституционный суд в порядке, предусмотренном Законом о Федеральном конституционном суде.

В некоторых странах (Финляндия, Португалия и др.) возбужденный парламентом вопрос о привлечении к ответственности главы государства рассматривается по существу Верховным судом.

Глава государства – официальное лицо (орган), занимающее, как правило, формально высшее место в иерархии государственных институтов и осуществляющее верховное представительство страны во внутриполитической жизни и международных отношениях.

Глава государства – это конституционный орган и одновременно высшее должностное лицо государства, представляющее государство внутри и вовне страны, символ государственности народа.

Классификация глав гос-ва:

Выбираемый президент;

Наследственный монарх;

Выбираемый монарх (Малайзия, ОАЭ).

Монарх – лицо неприкосновенное. Он не может быть привлечён к административной, уголовной ответственности, против него не может быть обращён гражданский иск. За действия монарха по управлению государственными делами политическую ответственность несут его министры. На практике, однако, во время английской и французской буржуазных революций в XVII и XVIII вв. казнили королей, в Центральноафриканской Республике судили свергнутого в результате переворота 1979 г. императора Бокассу. В мусульманских странах «благородная», правящая семья (часть династии) при участии высших священнослужителей и мусульманских учёных (улемов) смещает короля и ставит на его место другого члена семьи (так было, ZB., в Саудовской Аравии вследствие обвинения короля в недостаточном благочестии), при этом смещённых монархов обычно пожизненно заточают в темницу.

В отличие от монарха президент несёт ответственность за свои действия. Он отвечает за государственную измену, взяточничество, совершение других тяжких преступлений. Формы, процедуры и условия этой ответственности особые: уголовная ответственность наступает лишь после отрешения президента от должности. В США обвинительное заключение принимает нижняя палата, а судит президента, т.е. решает вопрос об отстранении его от должности, сенат. На Украине, в Казахстане и некоторых других постсоциалистических государствах эта процедура значительно усложнена. Вопрос об импичменте может быть поставлен только значительной частью членов нижней палаты, после чего создаётся специальная комиссия, готовящая текст обвинения. В процедуре участвуют конституционный и верховный суды, дающие свои заключения. Решения принимаются квалифицированным большинством голосов, установлен сжатый срок, в течение которого должна завершаться процедура. Если в указанный срок решение не будет принято, обвинение против президента считается отклонённым.

В США импичмент против президента пытались применить неоднократно, но дело до процедуры в парламенте дошло лишь дважды (не считая В. Дж. Клинтона), оба раза без успеха: один раз в сенате для смещения президента не хватило одного голоса, а президент Никсон в 1974 г. сам ушёл в отставку, не дожидаясь импичмента. Импичмент имел место в Бразилии в 1992 г., в Венесуэле в 1993 г.

В некоторых странах могут быть применены иные процедуры, кроме импичмента. В Словакии президент может быть смещён с должности парламентом за действия, направленные против демократического строя, целостности государства, большинством в 3/5 голосов. Такая попытка предпринималась, но необходимого количества голосов не было получено. В Румынии, Азербайджане по конституции 1995 г. такое решение принимается большинством голосов всего состава парламента, но выносится на референдум, который и принимает окончательное решение. В Австрии, Исландии президент может быть отозван со своего поста избирателями (эта норма не применялась ни разу). В Польше и Франции парламент может принять обвинительное заключение, а судит президента особый суд.

На практике в отдельных постсоветских республиках (Азербайджан и др.) в начале 90-х гг. некоторые президенты были смещены со своих постов путём голосования избирателей, но судебных процессов не было. Имелись случаи добровольной отставки президента (Чехословакия), вынужденной отставки (США, Югославия), причём отстранение президента от власти иногда сопровождалось вооружённой борьбой (Грузия).



Вверх