Откуда берётся голос. Как устроен голос? Физиология певца и голосовые связки

«..пример, доступный для понимания неспециалистов приводит профессор В.Ф. Войно-Ясенецкий: «В войнах муравьев, не имеющих головного мозга, явно обнаруживается преднамеренность, а следовательно и разумность, ничем не отличающаяся от человеческой». Это действительно удивительный факт. Муравьи решают довольно сложные задачи по выживанию, строительству жилья, обеспечению себя питанием, т.е. обладают
определенной разумностью, но не имеют мозга вообще. Заставляет задуматься, не правда ли?
Придя к пониманию того, что Сознания нет внутри тела, наука делает естественные выводы о нематериальной природе сознания.
Академик П.К. Анохин: «Ни одну из «мыслительных» операций, которые мы приписываем «разуму», до сих пор не удалось прямо связать с какой-то частью мозга. …не логичнее ли думать, что психика вообще не есть по своей сущности функция мозга, а представляет проявление каких-то иных - нематериальных духовных сил?»
По мнению Экклза, ни физиология, ни теория эволюции не могут пролить свет на происхождение и природу сознания, которое абсолютно чуждо всем материальным процессам во Вселенной. Духовный мир человека и мир физических реальностей, включая деятельность мозга, - это совершенно самостоятельные независимые миры, которые лишь взаимодействуют и в какой-то мере влияют друг на друга. Ему вторят такие крупные специалисты, как Карл Лешли (американский ученый, директор лаборатории биологии приматов в Ориндж-Парке (шт. Флорида), изучавший механизмы работы мозга) и доктор Гарвардского университета Эдвард Толмен.
Со своим коллегой, основоположником современной нейрохирургии Уайлдером Пенфилдом, выполнившим свыше 10 000 операций на мозге, Экклз написал книгу «Тайна человека». В ней авторы прямо заявляют, что «нет никаких сомнений в том, что человеком управляет НЕЧТО, находящееся за пределами его тела». «Я могу экспериментально подтвердить, - пишет Экклз, - что работа сознания не может быть объяснена функционированием мозга. Сознание существует независимо от него извне».
Академик Академии медицинских наук РФ, директор Научно исследовательского института Мозга (РАМН РФ), нейрофизиолог с мировым именем, профессор, д.м.н. Наталья Петровна Бехтерева: «Мозг может генерировать лишь самые простые мысли типа, как перевернуть страницы читаемой книги или помешать сахар в стакане. А творческий процесс - это проявление совершенно нового качества».
Наука постепенно приходит к выводу, что мозг является не источником мысли и сознания, а самое большее - их ретранслятором.
Профессор С. Гроф так говорит об этом: «представьте, что у вас сломался телевизор и вы вызвали телемастера, который, покрутив разные ручки, его настроил. Вам же не приходит в голову, что все эти станции сидят в этом ящике».
Исследователи Питер Фенвик из Лондонского института психиатрии и Сэм Парния из Центральной клиники Саутгемптона утверждают, что мозг, как любой другой орган человеческого тела, состоит из клеток и не способен мыслить. Однако он может работать как устройство, обнаруживающее мысли..»

Многие педагоги по вокалу советуют почувствовать звук в животе, на диафрагме, на кончике носа, во лбу, в затылке... Где угодно, но только не в горле, где расположены голосовые связки. А ведь это ключевой момент в устройстве голосового аппарата! Голос рождается именно на связках.

Если вы хотите научиться петь правильно, эта статья поможет вам лучше понять устройство голосового аппарата!

Физиология голоса — колебания голосовых связок.

Вспомним из курса физики: звук — это волна, не так ли? Соответственно, голос — звуковая волна. Откуда берутся звуковые волны? Они появляются, когда «тело» колеблется в пространстве, сотрясает воздух и образует воздушную волну.

Как у любой волны, у звука есть движение. Голос необходимо посылать вперед, даже когда вы поете тихо. Иначе звуковая волна быстро угаснет, голос прозвучит вяло или зажато.

Если вы занимаетесь вокалом, но до сих пор не знаете, как выглядят и где находятся голосовые связки, видео ниже обязательно к просмотру

Устройство голосового аппарата: как работают связки и голос.

Ошибки в работе голосовых связок.

Устройство голосового аппарата складывается из всех вышеописанных этапов. Если возникнут проблемы хотя бы на одном из них, вы не получите свободный и красивый голос. Чаще ошибки возникают на первом-втором этапе, когда мы . Связки не должны вступать в борьбу с выдохом! Чем ровнее струя воздуха, который вы выдыхаете, тем ровнее колебания голосовых связок, голос звучит однороднее и красивее.

Если не контролирует поток дыхания, то неуправляемая струя воздуха выходит за раз большой волной. Голосовые связки не в состоянии справиться с таким давлением. Произойдет несмыкание связок. Звук будет вялым и сиплым. Ведь чем плотнее смыкаются связки, тем громче голос!

И наоборот, если вы задерживаете выдох и , происходит гипертонус диафрагмы (зажим). Воздух практически не пойдет на связки, и им придется колебаться самостоятельно, прижимаясь друг другу через силу. И тем самым натирать мозоли. Они же узелки на голосовых связках. При этом во время пения возникают болезненные ощущения — жжение, першение, трение. Если в таком режиме работать постоянно, голосовые связки теряют эластичность.

Конечно, есть такое понятие как «белтинг», или вокальный крик, и делается он с минимальным выдохом. Связки смыкаются очень плотно для громкого звука. Но петь таким приемом правильно можно, лишь разобравшись в анатомии и физиологии голоса.

Голосовые связки и гортань — ваши первые вокальные инструменты. Понимание, как устроен голос и голосовой аппарат дает вам безграничные возможности — вы можете менять краски: петь то более мощным звуком, то звонким и летящим, то нежно и трепетно, то с металлическим звенящим оттенком, то на полушепоте, берущим зрителей за душу...

За движение связок отвечает около 15 мышц гортани! А в устройстве гортани есть еще и различные хрящи, которые обеспечивают правильное смыкание связок.

Это интересно! Кое-что из физиологии голоса.

Человеческий голос устроен уникально:

  • Голоса людей звучат по-разному, потому что у каждого из нас разная длина и толщина голосовых связок. У мужчин длиннее связки, и голос поэтому звучит ниже.
  • Колебания голосовых связок у певцов находятся в примерных пределах от 100 гц (низкий мужской голос) до 2000 гц (женский высокий).
  • Длина голосовых связок зависит от размера гортани человека (чем длиннее гортань, тем длиннее связки), поэтому у мужчин связки более длинные и толстые в отличие от женщин с короткой гортанью.
  • Связки могут тянуться и укорачиваться, становиться толще или тоньше, смыкаться только краями или по всей длине благодаря особому строению вокальных мышц одновременно продольных и косых — отсюда получается разная окраска звука и сила голоса.
  • В разговоре мы задействуем лишь одну десятую диапазона , то есть голосовые связки способны растягиваться в десять раз больше у каждого человека, а голос звучать в десять раз выше разговорного, это заложено самой природой! Если это осознать, будет проще .
  • Упражнения для вокалистов делают голосовые связки эластичными, заставляют их лучше растягиваться. С эластичностью связок голосовой диапазон увеличивается.
  • Некоторые резонаторы не могут называться резонаторами, так как не являются пустотами. Например, грудная клетка, затылок, лоб — они не резонируют, но вибрируют от звуковой волны голоса.
  • С помощью резонации звука можно разбить бокал, а в книге рекордов Гиннеса описан случай, когда школьница перекричала шум взлетающего самолета благодаря силе голоса.
  • Связки есть и у животных, но только человек может управлять своим голосом.
  • В вакууме звук не распространяется, поэтому важно создавать движение выдоха и вдоха для воспроизведения звука при колебаниях голосовых связок.

Какой длины и толщины голосовые связки именно у вас?

Каждому начинающему вокалисту полезно сходить на прием к фониатру (врачу, лечащему голос). К нему я отправляю учеников прежде, чем приступить к первым урокам вокала.

Фониатр попросит вас спеть и покажет с помощью техники, как устроен голос и как работают голосовые связки именно у вас в процессе пения. Расскажет, какой длины и толщины голосовые связки, насколько хорошо смыкаются, какое подсвязочное давление имеют. Все это полезно знать, чтобы лучше использовать свой голосовой аппарат. Профессиональные певцы ходят один-два раза в год к фониатору для профилактики — убедиться, что с их связками все хорошо.

Нам привычно использовать голосовые связки в жизни, мы не замечаем их колебаний. А работают они даже, когда мы молчим. Не зря говорят, что голосовой аппарат имитирует все звуки вокруг нас. Например, проезжающий мимо дребезжащий трамвай, крики людей на улице или басы из колонок на рок-концерте. Поэтому прослушивание качественной музыки положительно влияет на голосовые связки и повышает ваш вокальный уровень. А беззвучные упражнения для вокалистов (есть и такие), тренируют голос.

Педагоги по вокалу не любят объяснять физиологию голоса ученикам, а очень зря! Боятся, что ученик, услышав, как голосовые связки правильно смыкать, примется петь “на связках”, голос зажмется.

В следующей статье мы разберем технику, которая помогает легко управлять голосом и брать высокие ноты лишь благодаря тому, что голосовые связки работают правильно.

Самый древний музыкальный инструмент — голос. И связки основная его составляющая. Всегда чувствуйте работу голосовых связок при пении! Изучайте свой голос, будьте любопытнее — мы сами не знаем своих возможностей. И оттачивайте вокальное мастерство каждый день.

Подписывайтесь на новости блога O VOCALE, где скоро появится небольшой лайфхак, как почувствовать правильно ли вы смыкаете ваши голосовые связки на дыхании.

Вам понравится:



Однажды зимним воскресным днем я с друзьями и сестренкой катался с горки. Нам было очень весело, мы много смеялись и кричали. А на следующее утро я проснулся и не мог сказать ни слова, у меня пропал голос. Я не знал, что делать, и почему так произошло.

Оказалось, что не только у меня, но и у некоторых моих одноклассников тоже пропадал голос. И мне захотелось узнать причины такого явления.

Ежесекундно мы слышим разнообразные звуки: шелест листьев, щебет птиц, жужжание насекомых, музыку, человеческую речь. Я решил разобраться, а откуда вообще берутся звуки? Для ответа на эти вопросы я провел несколько опытов.

Опыт с линейкой.

Я положил линейку на стол так, чтобы она примерно на три четверти выступала за край стола. Крепко прижал рукой один край линейки к столу. Другой рукой отогнул свободный край линейки вниз и отпустил его. Я увидел, что линейка начала от этого дрожать, колебаться и услышал звук, похожий на жужжание.

Опыт со стаканом.

Я натянул на пластиковый стакан банковскую резинку. Приложил стакан к уху и стал дергать резинку, создавая колебания. Я услышал звук, который был похож на звучание музыкального инструмента.

Опыт с гитарной струной.

Неужели и звуки музыкальных инструментов появляются также? Я взял гитару и дернул за струну, она задрожала, при этом получился мелодичный звук. Как только я дотронулся до струны, она перестала колебаться и звук пропал.

Вывод: звук появляется благодаря колебательным движениям.

Так что же колеблется, когда человек говорит или поёт? Как образуется голос? Я приложил руку к передней части шеи и произнес слова, я почувствовал, как под моими пальцами что-то дрожит, колеблется.

Совокупность органов, которые участвуют в образовании голоса, называют голосовым аппаратом. Одним из органов голосового аппарата является гортань. Гортань – орган дыхательной системы, отвечающий за воздухопроведение и голосообразование.Гортань – это своеобразный музыкальный инструмент человеческого организма, позволяющий говорить, петь, выражать свои эмоции тихим голосом или громким криком. Как часть дыхательных путей, гортань представляет собой короткую трубку с плотными хрящевыми стенками.

Голос возникает благодаря колебанию двух мускульных упругих перепонок - голосовых связок. Голосовые связки - это небольшого размера мышечные складки, похожие на лоскуты кожи, которые крепятся к внутренней стороне гортани. Струя воздуха, выталкиваемая из легких, по трахеи проходит через голосовые связки.

Голосовые связки достаточно гибкие и могут регулировать расстояние между своими краями в очень широких пределах. При дыхании они разведены в стороны, чтобы не загораживать путь воздушной струе; при шепоте голосовые связки натягиваются таким образом, чтобы проходящий через них воздух создавал звучание, похожее на шипящие или свистящие звуки; для порождения голосового звучания связки начинают вибрировать, периодически смыкаясь и размыкаясь.

Что же происходит, когда голосовой аппарат выходит из строя. Человек чувствует сухость, жжение и першение в горле, часто возникает "сухой" лающий кашель, боль в горле при глотании, хрипота или полное отсутствие голоса. Все это симптомы ларингита - воспаления слизистой оболочки гортани и голосовых связок. Распухшие и поврежденные голосовые связки уже не могут колебаться и смыкаться.

Болезнь может длиться не более недели, но если не соблюдать голосовой режим и лечить неправильно, заболевание может перейти в хронический ларингит. Развитию хронической формы также способствуют хронические очаги воспаления дыхательных путей, аллергические процессы, вредные условия труда, связанные с перенапряжением голоса, химическими раздражающими веществами и пылью, и др.

Причиной воспаления и отека гортани могут быть разные факторы: б актериальные и вирусные заболевания (грипп, простуда и др.); пневмонии, бронхиты; химические раздражители; аллергия; повреждения гортани; нарушенное носовое дыхание; хронические воспалительные процессы в носоглотке; профессиональный фактор, когда происходит перенапряжение голоса (учителя, певцы, ораторы и др.) загрязненный и запыленный воздух (как в помещении, так и на улице); сухой и горячий воздух.

Лечение. При выявлении ларингита, врач назначит комплексное лечение, чтобы устранить причины заболевания и облегчить состояние. Из медикаментов необходимо принимать противовоспалительные и антибактериальные препараты, а также антигистаминные и снимающие отечность тканей средства. Во время лечения рекомендуются ингаляции, полоскания горла, теплые компрессы на область шеи, а также теплое и обильное питье, чтобы смягчить воспаление.

Что может быть лучше профилактики?

Предрасполагающие факторы в развитии ларингита: курение, дефицит витаминов, профессиональные вредности (пыль, дым и др.), длительные голосовые нагрузки, переохлаждение, сухой неувлажненный воздух.

Чтобы не испытать на себе все «прелести» ларингита, желательно следовать некоторым советам врачей:

  • Профилактика ОРВИ. Желательно чаще мыть руки с мылом, а когда нет такой возможности - пользоваться одноразовыми салфетками. Нельзя трогать рот и нос грязными руками. Рекомендуется закаливание в виде обтираний, обливаний холодной водой, контрастного душа. Желательно чаще бывать на свежем воздухе и высыпаться.
  • Чтобы избежать переохлаждения, необходимо голосовые связки держать в тепле. Поэтому нужно ограничить разговоры на морозе, всегда носить теплую шапку и шарф.
  • В помещении желательно чаще проводить влажную уборку для сокращения количества пыли и для увлажнения воздуха. Чтобы сохранить нормальную влажность помещения, можно воспользоваться различными увлажнителями.
  • Если работа связана с вредными веществами, рекомендуется после работы делать ингаляции, чтобы очистить слизистую оболочку дыхательных путей от вредных частиц.

В результате исследования моя гипотеза была доказана. Я получил новые знания о голосе человека и способах его сохранения, поделился ими с одноклассниками. Теперь каждый из нас следит за здоровьем своего голосового аппарата и реже болеет.

Литература:

  1. М. Ди Специо, "Занимательные опыты: свет и звук". - М.: АСТ: Астрель, 2008.
  2. Винченцо Гуиди. Детский атлас анатомии. - М.: Владис, 2013г.
  3. Видеозапись телепередачи "Галилео", тема "Голос", от 22.11.2011 года.
  4. Передача "Тело человека. Глотка. Голосовые связки", производство телевидение "СТРИМ", 2013 г.
  5. http://nnovmed.ru/news/voice_off_sore_throat_maybe_it_is_laryngitis.html - медицинский портал о здоровье и красоте NNOVMED

Все голоса мира - от высокого сопрано некоторых оперных певиц до глубоких баритонов певцов, от спокойной речи телевизионных дикторов до лепета малышей на детской площадке - возникают в гортани, полой камере в глотке.

Гортань на самом деле представляет собой что-то типа клапана - воздушного клапана. Гортань находится на вершине дыхательного горла, где в нее порциями поступает воздух из легких. Гортань состоит в основном из хрящей - полужесткого вещества, из которого также формируются нос и уши. Внутренняя поверхность гортани покрыта слизистой оболочкой - поверхностью, усеянной слизистыми железами. Слизистая помогает сохранять гортань от пересыхания из-за постоянного потока проходящего через нее воздуха.

Когда вы молчите, ваши голосовые связки расслаблены и открыты, позволяя воздуху во врем дыхания бесшумно проходить в легкие и обратно. Но когда вы начинаете говорить, мышцы в связках натягиваются, укорачивая их для получения высоких звуков, и растягиваясь для более низких звуков. (Для демонстрации возможностей ваших голосовых связок прикоснитесь пальцами к бугорку в передней части вашего горла. Теперь скажите: «А-а-а-а». Возникающая при этом вибрация идет от голосовых связок, вызывая колебания в гортани.)

Вибрирующие связки производят звуковые волны. На пути к ушам слушателей эти волны должны пройти через глотку - конусообразную трубку соединяющую пищевод со ртом. Глотка формируем звук, делая его более «плотным».

Но если бы все ограничилось только легкими глоткой и гортанью, мы бы просто мычали, гудели и ничего более. Чтобы по-настоящему говорить нам нужны артикуляторы - устройства, преобразующие звуки в речь. Чтобы увидеть артикуляторы, откройте рот и посмотрите в зеркало. Вот же они - ваши твердые челюсти, зубы и твердое нёбо, а также более мягкие губы, язык и мягкое нёбо.

Вы когда-нибудь видели человека, занимающегося йогой? Он принимает одну позу за другой, каждый раз по-разному располагая руки и ноги. Точно так же каждый раз, когда нужно произвести новый звук, части нашего рта занимают разное положение. С помощью тысяч таких комбинаций и позиций мы можем производить все необходимые для речи звуки.

Чтобы увидеть эту йогу речи, попробуйте перед зеркалом сначала произнести « и-и-и », а затем « им ». Вы заметите, как по-разному располагаются во время каждого звука челюсти, губы и зубы и как по-разному вибрирует нёбо в зависимости от того, какой звук вы произносите.

Голос - один из важнейших инструментов связи человека с окружающим миром. Неудивительно, что внезапная его утрата (в медицине для описания этого состояния принят термин афония, также употребляется слово дисфония - это более широкое понятие, описывающее не только полную утрату голоса, но также снижение его звучности, изменение тональности, осиплость, хриплость) не только приносит значительный дискомфорт, но становится серьёзным препятствием для нормальной работы и полноценного досуга. Куда «пропадает» голос? Для ответа на этот вопрос нужно сначала разобраться в том, как он образуется.

Несколько слов об образовании голоса

Процесс голосообразования происходит в гортани, но участвует в нем не только сама гортань, но также нервная и дыхательная системы. «Вклад» легких заключается в выдыхании сквозь просвет гортани воздушной струи. Чем она мощнее - тем громче образуемый в гортани звук, недаром каждый из нас обращал внимания, что для того, чтобы громко закричать, нужно набрать в легкие побольше воздуха. Качество звука, его тональность, высота зависят от строения и состояния гортани. Сама по себе гортань представляет собой трубку, стенки которой образованы хрящами специфической формы, соединенными между собой мышечными и соединительнотканными перемычками. Форма хрящей гортани определяет тональность голоса. Примером этой связи служит мутация («ломка») голоса в подростковом возрасте. Она более заметна у мальчиков, но происходит у детей обоих полов. Связана ломка с процессом роста хрящей гортани, который происходит в период полового созревания под влиянием изменившегося гормонального фона. Чем более крупные хрящи гортани - тем шире ее просвет, тем ниже голос у человека.

Кроме того, тональность, звучность голоса зависит от голосовых связок - это соединительнотканные образования, лежащие в стенках гортани и покрытые слизистой оболочкой. Когда человек молчит, голосовые связки неподвижны и просвет гортани максимально широкий. При разговоре шепотом голосовые связки вибрируют, но практически не соприкасаются друг с другом. При разговоре они вибрируют интенсивно, трутся друг о друга, причем чем выше и громче голос - тем уже голосовая щель, тем теснее соприкосновение связок.

Почему пропадает голос

Исходя из анатомии гортани и физиологии голосообразования можно сделать вывод о том, что именно может повлиять на состояние голоса. В первую очередь речь о патологиях голосовых связок. Чаще всего речь идет об их отечности вследствие воспаления. Воспаление может быть инфекционной и неинфекционной природы - последнее может возникнуть вследствие аллергической реакции, ожога гортани, травм, длительного курения, дыхания слишком сухим воздухом. Безусловно, голос может пропасть вследствие повреждения гортани, а также вследствие некоторых патологий нервной системы (например, тяжелого стресса или опухоли центра головного мозга, ответственного за голосообразование). Однако чаще всего основная причина охриплости или даже утраты голоса - воспалительный отек голосовых связок.

Восстановление голоса

Какой бы ни была причина утраты голоса, врач будет рекомендовать соблюдать молчание в течение восстановительного периода - это важно для того, чтобы избежать дополнительного травмирования голосовых связок. Кроме того, рекомендуется обеспечить увлажнение вдыхаемого воздуха и обильное питье для пациента - эти меры способствуют поддержанию водного баланса слизистой гортани и ее скорейшему восстановлению.

Кроме того, необходимо принимать лекарства, восстанавливающие голос - например, Гомеовокс - комбинированное средство, сочетающее в себе комплекс активных веществ растительного происхождения, которые оказывают на слизистую гортани противовоспалительное и смягчающее действие. Подробнее о препарате можно прочесть здесь: https://homeovox.ru/#about Применять таблетки, восстанавливающие голос Гомеовокс можно не только с лечебной, но и с профилактической целью - перед необходимостью длительного разговора, пения. Кроме того, если речь идет об инфекционном воспалении гортани, врач может назначить для борьбы с инфекцией антибактериальные или противовирусные препараты.



Вверх