Общественно политическая мысль в 19. Рабочее движение в россии. образование рсдрп. Особенности развития социально-политической мысли в России

Ведение

Политическая мысль XIX-ХХ веков характеризуется ярко выраженной тенденцией к демократизации, гуманизации и рационализации. Эпоха буржуазных революций и процесс становления капитализма накладывают свой отпечаток на содержание политических теорий и деятельность научных сообществ. Со второй половины ХХ века начинается новая эпоха развития общества и соответственно наблюдается взлет политической мысли, призванный проанализировать и обобщить глобальные изменения и новые реалии.

Политическая мысль XIX века

На рубеже XVIII-XIX вв. наблюдается бурный подъем политической мысли в Германии прежде всего в русле немецкой классической философии. И. Кант (1724-1804) всесторонне обосновал политическую доктрину либерализма.

Человек, считает он, должен в своем поведении руководствоваться велениями нравственного закона. Свобода имманентна каждой личности, но она часто перерастает в произвол одного человека по отношению к другому. Чтобы ограничить такой произвол, необходимо право. Всеобщая обязательность права достигается с помощью принудительной силы государства, благо и назначение которого Кант видит в максимальном соответствии его устройства и деятельности принципам права (концепция правового государства). Идеал Канта - верховенство народа, свобода, равенство и независимость всех граждан в государстве при ограничении избирательных прав трудящихся. Он был противником революционных методов борьбы за власть, признавая только постепенные реформы сверху, предложил проект «вечного мира», положения которого актуальны и сегодня.

Эволюцию от либеральных к консервативным идеям демонстрирует в своем учении Г. В. Ф. Гегель (1770-1831). На раннем этапе своей деятельности он разделял политические идеи французской революции («Конституция Германии»), в дальнейшем («Философия права») Гегель коренным образом меняет свои взгляды. Выводя право из свободы воли, он прослеживает процесс его превращения в закон, дающий праву форму всеобщности и подлинной определенности. Свобода личности реализуется в праве частной собственности, в правовом равенстве людей. Гегель различает гражданское общество и политическое государство. Элементы гражданского общества - система потребностей, отправление правосудия, полиция и корпорация, его структура - три сословия: земледельцы, промышленники и чиновники. Государство Гегель считает основанием гражданского общества. Оно выступает в трех ипостасях: как действительность конкретной свободы (индивидуальное государство), как внешнее государственное право (в отношениях с другими государствами) и как субъект всемирной истории. Индивидуальное государство, по Гегелю, в идеале - основанная на разделении властей конституционная монархия. Причем, разделение законодательной, представительной власти и власти государя он понимает как их органическое единство, отстаивает суверенитет наследственного конституционного монарха. Гегель признает нормой межгосударственных отношений состояние войны. На основе его учения использования открытого им диалектического метода впоследствии развились политические школы самых различных направлений.

Первая половина XIX в. - время окончательного становления индустриальной цивилизации в ведущих европейских странах. Этот период характеризуется окончательным оформлением основных политических идеологий, появлением новых методологических подходов к изучению политических явлений.

Ведущей политической идеологией этого времени становится либерализм (Б. Констант, И. Бентам и др.). Его основными ценностями провозглашаются права и свободы личности, ее неприкосновенность, свобода частной собственности и экономической деятельности, невмешательство государства в экономику, разделение властей и др. Постепенно либералы эволюционируют от признания в качестве идеала конституционной монархии и цензового ограничения избирательного права к новому идеалу - демократической республике со всеобщим избирательным правом. Для них становится характерным отказ от революционных методов преобразований. Глубокому исследованию подвергаются проблемы демократии (А. Токвиль и др.).

В этот же период оформляется и политический консерватизм. Конкретные идеи, составлявшие его содержание, менялись в процессе исторического развития, но общие мировоззренческие принципы, сформулированные в те годы, остаются по сей день: сохранение исторически сформировавшихся форм политической жизни, приоритет государственных интересов над личными правами и свободами, отрицание равенства людей, демократических институтов и пр. Теоретиками консерватизма этого периода считается Э. Берк. У. Вордсворт, С. Колридж, Ж. де Местр, Ф. Ламенне и др.

В первой половине ХГХ в. возникает позитивизм Ю. Конт, Дж. С. Милль и др.) - новый методологический подход к исследованию общественной жизни. Отказываясь от познания сущности политических явлений, позитивизм сводит задачи политической науки лишь к описанию их статики и динамики. Этот метод дал толчок началу конкретных социологических исследований в области политики. Его в равной степени использовали сторонники различных политических идеологий.

В этот период завершается формирование политической идеологии социализма (коммунизма) (А. Сен-Симон, Ш. Фурье, Р. Оуэн и др.). Наличие богатой литературы, посвященной социалистическим теориям, освобождает от необходимости останавливаться на них подробно.

Во второй половине XIX в. индустриальное общество в Европе продолжало развиваться, постепенно видоизменяясь: к концу столетия свободная конкуренция в наиболее экономически развитых странах постепенно сменяется господством монополий. Европейские государства под воздействием борьбы трудящихся принимают элементы социального законодательства, начинают все активнее вмешиваться в экономику, другие сферы общественной жизни. Наряду с бурным развитием либеральной и социалистической политических идеологий усиливаются и консервативные, антидемократические тенденции в политической мысли. Позитивизм все более вытесняет в науке классические философские методы, но к концу века все более ясными становятся ограниченные его возможности. Политические мыслители вновь обращаются к «вечным» вопросам сущности и аксиологии государства, политики возвращаются к наиболее ценным достижениям философской методологии (неокантианство, неогегельянство и др.).

Либеральные идеи в этот период развивали Г. Спенсер (1820-1903) со своей «органической теорией государства», Г. Еллинек (1851-1911) с «дуалистической теорией государства» и др. От Спенсера идет традиция отождествления государства с биологическим организмом. Он видел главную задачу государства в охране прав граждан, осуждая расширение вмешательства государства в социально-экономические процессы, высказал интересные идеи о бюрократии, дал основы системного, структурно-функционального анализа, метода аналогий в исследовании политики и др. Еллинек считал, что государство, этот феномен субъективного сознания, имеет двойственный характер, поэтому оно может быть исследовано как с помощью социологических, так и с помощью юридических методов. Политические отношения он воспринимает как волевые отношения властвования, объединенные общей целью. Эти отношения должны быть обязательно заключены в юридические границы.

Во второй половине XIX в. усиливаются антидемократические тенденции политической мысли. Возникает концепция, согласно которой определяющими факторами в возникновении и развитии политических институтов являются борьба различных рас, естественный отбор, приводящий к господству высшей расы. Сторонники этой концепции по-разному понимали термин «раса». А. Гобино, X. С. Чемберлен, Л. Вольтман и другие мыслители трактовали его чисто биологически, Ф. Ницше (1844- 900) - несколько иначе. Для него высшая раса - прежде всего интеллектуальная элита общества, люди, обладающие наибольшей «волей к власти». Демократию Ницше считал изобретением людей со слабой волей к власти, с помощью которого они подчиняют себе людей с сильной волей к власти. Все развитие человечества - лишь средство достижения великой цели - формирования расы «сверхчеловеков». В то же время Ф. Ратцель выступил с концепцией «геополитики», утверждая, что ведущим принципом деятельности государства является борьба за географическое пространство.

Вывод: Политические теории XIX века явились отражением процессов капитализации общества, становления буржуазных общественных отношений. В этот период сформировались основные политические идеологии Новейшего времени: консерватизм, либерализм и коммуно-социализм.

Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности. Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования.

Теория официальной народности вызвала резкую критику не только радикально настроенной части общества, но и либералов

На рубеже 30-40-х годов 19 в. сложилось два идейных течения - славянофильство и западничество. Желание видеть Россию процветающей и могучей в кругу всех европейских держав.Для этого они считали необходимым установить конституционную монархию, смягчить и даже отменить крепостное право, наделить крестьян небольшими наделами земли, ввести свободу слова и совести. Боясь революционных потрясений, они считали, что само правительство должно провести необходимые реформы.Вместе с тем были и существенные различия во взглядах славянофилов и западников. Славянофилы преувеличивали национальную самобытность России. Они настаивали на возвращении к тем порядкам, когда Земские соборы доносили до власти мнение народа. Борьба славянофилов против низкопоклонства перед Западом, изучение ими истории народа и народного быта имели большое положительное значение для развития русской культуры. Западники исходили из того, что Россия должна развиваться в русле европейской цивилизации. Они выступали за широкое просвещение народа, полагая, что это единственно верный путь для успеха модернизации социально-политического строя России. Славянофилы и западники заложили в 30-50-е годы 19 в. основу либерально-реформистского направления в общественном движении.

22. Крестьянская реформа 1861г: причины отмены крепостного права, содержание и последствия реформы.

Аграрно-крестьянский вопрос к середине 19 в. стал острейшей социально-политической проблемой в России. Среди европейских государств крепостное право оставалось только в ней, тормозя ее экономическое и социально-политическое развитие. К середине 19 в. предпосылки, обусловившие крах крепостнической системы, созрели окончательно. Прежде всего, она изжила себя экономически. Таким образом, отмена крепостного права была обусловлена политическими, экономическими, социальными и нравственными предпосылками. 19 февраля 1861 г. - Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права.



Манифест предоставлял крестьянам личную свободу и общегражданские права. Крестьянин мог владеть движимым и недвижимым имуществом, мог выступать как юридическое лицо, мог свободно вступать в брак, поступать на службу и в учебные заведения, менять место жительства, переходить в сословие мещан и купцов. Однако крестьяне оставались единственным сословием, которое платило подушную подать, несло рекрутскую повинность и могло быть подвергнуто телесному наказанию. Размеры наделов, выдаваемых крестьянам, зависели от плодородности почвы. Россия была условно поделена на три полосы: черноземную, нечерноземную и степную. Наделяли крестьян не бесплатно. 20% от стоимости земли крестьянин должен был выплатить сразу. 80% земли оплачивало государство, но соответственно, не из своего кармана, а крестьянам давалась ссуда на 49 лет под 6% годовых это обдираловка. Выплачивать эту ссуду крестьяне будут до 1906 г. Но уже к этому времени крестьяне переплатили аж в 4 раза. Те крестьяне, которые не могли оплатить 20% стоимости земли, им давали участок в 4 разаменьше от установленной нормы. Реформа 1861 г. принесла свободу многим миллионам крепостных крестьян, расчистила дорогу для становления буржуазных отношений. Вместе с тем, реформа имела половинчатый характер. Проведение реформы позволило сохранить помещичье землевладение, обрекло российских крестьян на малоземелье, нищету и экономическую зависимость от помещиков. Реформа не сняла аграрный вопрос в России, который оставался центральным и наиболее острым во второй половине 19- начале 20 в.

Политическая мысль России своеобразна в сравнении с европейской общественно-политической традицией. Это своеобразие обусловлено двумя важными обстоятельствами. Во-первых, особым географическим положением России (между Западом и Востоком), и, во-вторых, в сравнении с передовыми странами Европы, Россия находилась на более ранней стадии политического развития.

В нашей стране рыночное хозяйство сочеталось с элементами феодального строя, в политическом плане сохранялась абсолютная монархия. Идеалы свободы, равенства и братства противоречили существующей российской жизни, поэтому передовые слои общества требовали освобождения народа от крепостничества и произвола. Вокруг идеи свободы на протяжении всего 19 и начала 20 вв. формировались духовно-нравственные основы жизни российской интеллигенции.

Указанные особенности эволюции политической мысли России находили свое отражение в конкретных политических теориях и действиях. В начале 19 в. впервые на арену политической борьбы выходит организованная группа русских интеллигентов радикальной направленности – декабристов.

Основу взглядов декабристов на общество и человека составили идеи просветительства о природном равенстве, о рабстве, как результате нарушения естественного права. Декабристы призывали к созданию гражданского общества, положив в его основание соблюдение прав человека и гражданина. В «Русской правде» П.И. Пестеля (1723-1826) выдвигались такие далеко идущие политические и социальные идеи, как отмена крепостного права, провозглашение России республикой, ликвидация сословий, свободы печати и вероисповедания, привлечение крестьян к управлению страной, неприкосновенность частной собственности.

К 1840-1850 гг. относится дошедший до сегодняшних дней спор между славянофилами и западниками. Славянофилы (И. Киреевский, А. Аксаков, Ю.Самарин) исходили из идеи самобытности России, в которой они видели не только независимость от Запада, но и условие возрождения русского духа.

В подходах к государственному устройству России славянофилы исходили из необходимости сохранения самодержавия, силу которого они видели в верности народным началам – православию и народности. Отрицательно оценивая деятельность Петра I как политика прозападного образца, славянофилы выступали вместе с тем за подобного Петру сильного самодержца. Оставаясь противниками политического насилия, славянофилы считали, что Петр внес в российскую историю элемент насилия, разобщил сословия, стал виновником сословной вражды, ранее неизвестной русскому обществу.

Важной чертой славянофильской идеологии стало стремление примирить интересы всех сословий русского общества, добиться социального согласия. Одни идеологи видели основу такого согласия в православии, другие – в общих чертах русского национального характера.

Основу либеральной мысли России составили идеи западничества (А.Герцен, В. Белинский и др.), которые связывали будущее российского общества с усвоением достижений западной цивилизации. Часть западников исходила из возможности реформирования российской действительности сверху, выступая против крестьянской революции и в целом отвергала революционную идею. Другая часть западников стояла на позициях революционной демократии.

Наиболее значительную роль в развитии политической мысли 1850-1860 гг. сыграл А.И. Герцен (1812-1870). Известно, что Герцен прошел сложный путь эволюции своих политических взглядов, пережив в конце 40-х гг. своеобразную «духовную драму», связанную с переходом из лагеря либералов к революционным демократам. Выход из этой личной драмы Герцен нашел в осмыслении идеи «русского социализма». Герцен считал, что социализм обеспечит наиболее правильную и разумную организацию экономической жизни, связывал утверждение социализма с уничтожением частной собственности.

Каким путем Герцену виделся переход к социализму? Признавая желательным «переворот без кровавых средств», Герцен приходит к пониманию необходимости социального переворота, став тем самым одним из создателей народничества.

Политическая мысль начала 20 в. в значительной мере испытала влияние идеи примирения и гармонизации враждующих сил, единения русской интеллигенции и народа на благо России.

Идеи ненасилия, всеобщего братства на основе слияния интеллигенции с народом были развиты в трудах видного русского философа и общественного деятеля Ник. Фед. Федорова (1828-1903). Условием преобразования общественных отношений мыслитель считал единство знания и действия, теории и практики. Социальное устройство Федоров определял как «общее дело», как некое идеальное человеческое объединение, большую семью, тесно связанную узами общих предков и единой судьбой. Федоров детально разработал и регламентировал внутреннюю жизнь общины – от рождения и крещения на «общее дело», воспитания, производимого всей общиной, до брака и погребения.

Октябрьская революция 1917 г. и последовавшие за ней трагические события русской истории привели к тому, что российская политическая мысль начинает развиваться в двух основных сферах: 1) в российской действительности большевизации духовной жизни после захвата политической власти; 2) в условиях зарубежья, где была возможность сохранения русской независимой политической науки, ее духовно-нравственных основ. Общественные деятели русского зарубежья ставили в своих трудах темы большого социального и духовного значения – о роли православия в развитии русской духовной культуры, национального самосознания русского народа, т.е. обращались к таким проблемам, изучение которых в советской России было невозможно.

Идеология самодержавия. Формирование либерализма. Славянофилы и западники

После поражения восстания декабристов в стране началась полоса реакций. Пришедший к власти в декабре 1825 г. Николай I за годы своего тридцатилетнего правления (1825-1855) постоянно стремился укрепить самодержавную власть, подавить всякое вольнодумство. Николаевский режим опирался на определенную социальную базу -- помещиков и бюрократию всех чинов и рангов. Яркое представление о мировоззрении привилегированных сословий дают заметки одного из крупнейших деятелей николаевской эпохи -- управляющего III отделением Леонтия Васильевича Дубельта.

В своих заметках Л.В. Дубельт писал, что "первая обязанность честного человека: любить выше всего свое Отечество и быть самым верным подданным своего государя". У Дубельта понятия Отечества и самодержавия сливались совершенно: без царя, по его мнению, не могло быть и России. Залогом процветания России наряду с самодержавием Дубельт считал крепостничество. "Не дай Бог, -- пишет он, -- отменить крепостное право: "мужичок" сначала, может, и обрадуется, но потом, потеряв голову от магического слова "свобода", захочет попытать счастья в другом месте, пойдет шататься по городам, где потеряет свою святую нравственность, -- и погибнет..." Вместе с тем он признавал необходимость просвещения. Истинное просвещение, по его мнению, должно быть основано на религии.

Одну из важнейших задач верховной власти Дубельт видел в безжалостной борьбе с любыми проявлениями "ложного" западного просвещения, предлагал отгородиться идейно, установить непроходимый карантин для "чужих учений", стремящихся проникнуть в русское общество и развратить его.

В начале 30-х гг. XIX в. появилось на свет идеологическое обоснование реакционной политики самодержавия -- теория "официальной народности". Автором этой теории был министр народного просвещения граф С.А. Уваров. В 1832 г. в докладе царю он выдвинул формулу основ русской жиз-ни: "Самодержавие, православие, народность". В основе ее точка зрения, что самодержавие -- исторически сложившийся устой русской жизни; православие -- нравственная основа жизни русского народа; народность -- единение русского царя и народа, ограждающее Россию от социальных катаклизмов. Русский народ существует как единое целое лишь постольку, поскольку сохраняет верность самодержавию и подчиняется отеческому попечению православной церкви. Любое выступление против самодержавия, любая критика церкви трактовались Уваровым как действия, направленные против коренных народных интересов.

Уваров доказывал, что просвещение может быть не только источником зла, революционных потрясений, как это случилось в Западной Европе, но может превратиться в элемент охранительный. Поэтому всем "служителям просвещения в России предлагалось исходить исключительно из соображений официальной народности". Таким образом, царизм стремился сохранить и укрепить существующий строй.

В николаевской России становилось практически невозможно бороться за социально-экономические и политические преобразования. Попытки русской молодежи продолжить дело декабристов успеха не имели. Студенческие кружки конца 1820 -- начала 1830 гг. были малочисленны, слабы и подвергались разгрому.

В условиях реакции и репрессий против революционной идеологии широкое развитие получила либеральная мысль. В размышлениях об исторических судьбах России, ее истории, ее настоящем и будущем родились два важнейших идейных течения 40-х гг. XIX в.: западничество и славянофильство. Представителями славянофилов были И.В. Киреевский, А.С. Хомяков, Ю.Ф. Самарин, К.А. Аксаков и многие другие. Наиболее выдаю-щимися представителями западников были П.В. Анненков, В.П. Боткин, А.И. Гончаров, И.С. Тургенев, П.А Чаадаев и др. По ряду вопросов к ним примыкали А.И. Герцен и В.Г. Белинский.

И западники, и славянофилы были горячими патриотами, твердо верили в великое будущее своей Родины, резко критиковали николаевскую Россию.

Особенно резко славянофилы и западники выступали против крепостного права. Причем западники -- Герцен, Грановский и др. подчеркивали, что крепостное право -- лишь одно из проявлений того произвола, который пронизывал всю жизнь России. Ведь и "образованное меньшинство" страдало от беспредельного деспотизма, тоже было в "крепости" у власти, у самодержавно-бюрократического строя.

Сходясь в критике российской действительности, западники и славянофилы резко расходились в поисках путей развития страны. Славянофилы, отвергая современную им Россию, с еще большим отвращением смотрели на современную Европу. По их мнению, западный мир изжил себя и будущего не имеет (здесь мы видим определенную общность с теорией "официальной народности").

Славянофилы отстаивали историческую самобытность России и выделяли ее в отдельный мир, противостоящий Западу в силу особенностей русской истории, русской религиозности, русского стереотипа поведения. Величайшей ценностью считали славянофилы православную религию, противостоящую рационалистическому католицизму. Например, А.С. Хомяков, писал, что Россия призвана стать в центре мировой цивилизации, она стремится не к тому, чтобы быть богатейшей или могущественной страной, а к тому, чтобы стать "самым христианским из всех человеческих обществ". Особое внимание славянофилы уделяли деревне, считая, что крестьянство несет в себе основы высокой нравственности, что оно еще не испорчено цивилизацией. Великую нравственную ценность видели славянофилы в деревенской общине с ее сходками, принимающими единодушные решения, с ее традиционной справедливостью в соответствии с обычаями и совестью.

Славянофилы считали, что у русских особое отношение к властям. Народ жил как бы в "договоре" с гражданской системой: мы -- общинники, у нас своя жизнь, вы -- власть, у вас своя жизнь. К. Аксаков писал, что страна обладает совещательным голосом, силой общественного мнения, однако право на принятие окончательных решений принадлежит монарху. Примером такого рода отношений могут быть отношения между земским собором и царем в период Московского государства, что позволило России жить в мире без потрясений и революционных переворотов типа Великой французской революции. "Искажения" в русской истории славянофилы связывали с деятельностью Петра Великого, который, "прорубил окно в Европу" и тем самым нарушил договор, равновесие в жизни страны, сбил ее с начертанного Богом пути.

Славянофилов часто относят к политической реакции в силу того, что их учение содержит три принципа "официальной народности": православие, самодержавие, народность. Однако следует отметить, что славянофилы старшего поколения истолковывали эти принципы весьма своеобразно: под православием они понимали свободное сообщество верующих христиан, а самодержавное государство рассматривали как внешнюю форму, которая дает возможность народу посвятить себя поискам "внутренней правды". При этом славянофилы защищали самодержавие и не придавали большого значения делу политической свободы. В то же время они были убежденными демократами, сторонниками духовной свободы личности. Когда в 1855 г. на престол вступил Александр II, К. Аксаков представил ему "Записку о внутреннем состоянии России", в которой упрекал правительство в по-давлении нравственной свободы, приведшей к деградации нации. Крайние меры, указывал он, могут только сделать в народе популярной идею политической свободы и породить стремление к ее достижению революционным путем. Ради предотвращения подобной опасности Аксаков советовал царю даровать свободу мысли и слова, а также возвратить к жизни практику созыва земских соборов. Идеи предоставления народу гражданских свобод, отмены крепостного права занимали важное место в работах славянофилов. Неудивительно поэтому, что цензура часто подвергала их преследованиям, мешала свободно выражать свои мысли.

Западники в отличие от славянофилов русскую самобытность оценивали как отсталость. С точки зрения западников, Россия, как и большинство других славянских народов, долгое время была как бы вне истории. Главную заслугу Петра I они видели в том, что он ускорил процесс перехода от отсталости к цивилизации. Реформы Петра для западников -- начало вхождения России во всемирную историю.

В то же время они понимали, что реформы Петра сопряжены со многими издержками. Истоки большинства самых отвратительных черт современного ему деспотизма Герцен видел в том кровавом насилии, которым сопровождались петровские реформы. Западники подчеркивали, что Россия и Западная Европа идут одинаковым историческим путем. Поэтому Россия должна заимствовать опыт Европы. Важнейшую задачу они видели в том, чтобы добиться освобождения личности и создать государство и общество, обеспечивающие эту свободу. Силой, способной стать двигателем прогресса, западники считали "образованное меньшинство".

При всех различиях в оценке перспектив развития России западники и славянофилы имели схожие позиции. И те и другие выступали против крепостного права, за освобождение крестьян с землей, за введение в стране политических свобод, ограничение самодержавной власти. Объединяло их также и негативное отношение к революции; они выступали за реформистский путь решения основных социальных вопросов России. В процессе подготовки крестьянской реформы 1861 г. славянофилы и западники вошли в единый лагерь либерализма. Споры западников и славянофилов имели большое значение для развития общественно-политической мысли. Они являлись представителями либерально-буржуазной идеологии, возникшей в дворянской среде под влиянием кризиса феодально-крепостнической системы хозяйства.

Либеральные идеи западников и славянофилов пустили глубокие корни в русском обществе и оказали серьезное влияние на следующие поколения людей, искавших для России пути в будущее. Их идеи продолжают жить и сегодня в спорах о том, чем является Россия -- страной, которой уготована мессианская роль центра христианства, третьего Рима, или страной, которая является частью всего человечества, частью Европы, которая идет путем всемирно-исторического развития.

Движение декабристов – первое мощное движение 19 века – особенность движения – впервые четко разработана программа действий и впервые организовано революционное выступление против существующей системы. Особенность в том, что сами дворяне стали движущей силой событий, направленных на переход России к капитализму. Причина – буржуазия слаба. Одна из причин - влияние революций в Европе, французского просветительства, Отечественная война 1812 года – крепостное право не отменено, народ ничего не получил. Отечественный поход 1812-1814гг. – увидели жизнь за рубежом, стремление дворянства организовать секретное общество по образцу масонства. 1-я политическая организация – « союз спасения» - братья Муравьевы-Апостолы, Трубецкой, Пестель. Замкнутое общество (около 30 чел) носило заговорщический характер. Но нет четкой тактики – 1818г. – « Союз Благоденствия» - около 200 человек. – цель: не свержение самодержавия, а уничтожение самого государя. Средство: пропаганда. 1821г. – общество распущено – возникновение:

1. «Северного общества» (Никита Муравьев, Трубецкой, Рылеев) – Петербург. Программа: « Конституция» (Муравьев)

2. «Южное общество» - Украина (А. Пестель –авторитарный). Программа: «Русская правда» (Пестель).

« Конституция» - конституционная монархия с 2-палатным парламентом, высокий имущественный ценз, деление страны на 14 держав, отмена крепостного права и наделение крестьян 2-мя десятинами земли (мало). Свобода слова, печати, собраний и т.д. (в последствии 12 вариантов программы).

« русская правда» - физическое уничтожение императорской семьи, установление республики, однопалатное народное вече, исполнительная власть вверялась державной думе, крепостное право отменялось, вся земля - частная и общественная (каждый гражданин имел право0. Противоречие - священность частной собственности – конфискация земли. Единое централизованное государство, звание гражданин России, категорически против обособленности и автономии других народов. (18 вариантов).

Большие споры между представителями двух программ. Работа не была завершена

Александр 1 – сошел с политической арены – ситуация междуцарствия – которой декабристы решили воспользоваться.

Призвать Сенат принять конституцию.

Разрушен – плохо организованное выступление, Сенат к моменту сбора на площади уже присягнул Николаю.

Размежевание, не добились цели – « декабристы разбудили Герцена» - восстание показало вопиющую глухоту царского режима. Судебное разбирательство, лидеры приговорены к смертной казни.

Причины провала: не имели социальной базы.

Период Затишья – подавленность. Господство государственной идеологии, консервирующих тенденций. (реакция на выступление) – правительственные идеологи – Бужарин, Греч (« Северная пчела» - журнал). Погодин, Шевелев – противопоставляют Россию гниющему Западу « теория официальной народности»(Уваров) – православие, самодержавие, народность.

Противопоставление – Чаадаев « Философическое письмо» - критика Российской обособленности – причина – отрыв России от мирового движения мысли, возвеличивает Запад. – ответ А. С. Пушкин « Ответ Чаадаеву» - оправдывает Россию.

Чаадаев затронул открыто тему Западничества и славянофильства. Николай IIобъявил Чаадаева сумасшедшим.

Чаадаев дал почву для двух этих направлений.

Западники (Грановский, Соловьев, Ковелин, Чичерин, Белинский, Боткин и др.) – мысль о единстве исторического процесса – единство путей России и Запада.

Славянофилы – братья Киреевские, Хомяков, братья Аксаковы, Самарин, Чернышевский) – у каждой страны свой путь развития и Россия имеет свою специфику, православную веру (ставит общее выше частного, объединяет народ).

Западники:

Западный путь развития России

Государственая власть - главная преобразующая сила

Реформы нужно проводить сверху (Петр 1 – идеал)

За индивидуализм и свободу личности

Рационализм, вера в прогресс и познаваемость мира

Немецкая философия, в особенности Гегель.

Славянофилы:

Особый национальный самобытный путь развития страны.

Самодержавие как оптимальная форма государственности.

Соборность – основа единения народа.

Самобытность уклада жизни русского народа

Нравственное возрождение личности в православии.

Общее: против деспотии, бюрократизма, крепостнипчества, за права личности, гражданской свободы, но неприятие революции.

Чернышевский « Смотрели в разные стороны но в груди у них билось одно сердце».

Два направления Российского либерализма.

Герцен – новый этап развития общественной мысли – пошел от Западничества к своему пониманию – изначально – представитель радикального крыла Западников – автор теории « Крестьянского социализма» - спасение человечества видели в « в самом справедливом социалистическом строе» - без эксплуатации человека человеком.

Герцен как и Белинский считал что лучшей почвой для развития социализма является крестьянская община – через нее минуя капитализм можно перейти к социалистическому строю. – теория.

30-40-е гг. – возникновение многочисленных студенческих и гимназических кружков – кружок « Буташевич – Петрушевского» - (студенты, гимназисты, достоевский) – арест и приговор для кружка Петрашевцев.

60-е – 70-е гг. 19 века – складывание идеологии народничества, продолжение идей Герцена – учение о переходе России к социализму при опоре на крестьянскую общину и об активной роли революционной интеллигенции в этом вопросе.

Идея о вине интеллигенции перед своим народом. Все чем пользуются обязаны крепотным крестьянам - вернуть свой дом.

3 основных направления:

Бунтарское (анархистское) – Бакунин – русский народ по своей натуре бунтарь – революционеры должны идти в народ и объединить отдельные бунты во всеобщую революцию. Источник всех несчастий – государствов будущем нуджно сместить. Создатьь федкрацию самоуправляющихся общин и народов на принципе довбровольности.

Пропагандистсике (Лавров) – история движется вперед усилиями борющихся лисностей, поэтому неоходим союз боцов – партия. Т.к. народ пока не готов к революции - партия должна направить все силы на пропаганду социальных идей.

Заговорщическая – (Ткачев) – революция это захват власти хорошо подготовленной тайной организации, которая должна овладеть системой управления т.е. весь народ не обладает революционным потенциалом, только единицы могут захватить власть а после этого они могут временно сохранять государство как переходный институт который булет проводить политику временнгого правительства.

1874 – началось хождение в народ участников революционного движения. Крестьяне не понимание, безразличие. – 1876-1879 – « земля и воля» - руководители: Михайлов, Плеханов, Фигнер и т.д. – деятельность организации не дала результатов.

« Южнороссийский союз рабочих» - или созданиен рабочих организаций.

Народники начинают осознавать свою неспособность решить проблему – 1879 –« земля и воля» - раскололась на противоположные позиции:

Политическая борьба осталась – Плеханов, Михайлов – организация « Черный передел» - продолжение пропаганды идей социализма, передела земли.

« народная воля» - Желябов, Перовская, Морозов – один путь народничества – политическая борьба в форме террора – убийство самодержца разрушит существующую политическую систему царизма.

Кон. 19 века – первые демократические организации – 1995г. – ленин.

Вопрос 32.

Великая русская классическая литература 19 века.

Глубоко самобытная великая русская литература прошлого никогда не была национально замкнутой. Лучшие русские писатели, у которых было высоко развито чувство родины, с истинной заинтересованностью открывали для себя богатейший исторический и духовный опыт, накопленный литературой разных времен и народов. Все мировое искусство, начиная с античности и кончая живой современностью, было в поле их зрения, давало им материал для творческих размышлений. Русская национальная культура в 19 веке достигла в искусстве, литературе, во многих областях знания высот, определимых словом «классика».

Наиболее благоприятным и плодотворным XIX в. оказался для художественной культуры, которая переживала невиданный подъем и расцвет и стала классической. Основными направлениями русского искусства были сентиментализм, романтизм и реализм. Главная роль принадлежала литературе.

Основоположником и центральной фигурой сентиментализма в России был Н.М. Карамзин. В повести «Бедная Лиза» он ярко показал характерные черты данного направления в искусстве: внимание к простому человеку раскрытие его внутреннего мира чувств и переживаний, воспевание «естественной простоты» патриархального уклада жизни. В той или иной мере сентиментализм присутствовал в творчестве многих русских писателей, однако как самостоятельное направление он не получил широкого распространения.

Романтизм имел гораздо большее влияние и распространение. В нем существовало несколько течений. Тема гражданственности, патриотизма и свободы наиболее сильно выражена в произведениях поэтов-декабристов: К.Ф. Рылеева, А.И. Одоевского, В.К. Кюхельбекера. Гражданские и вольнолюбивые мотивы звучат также в творчестве А.А. Дельвига, И.И. Козлова, Н.М. Языкова. Глубины и состояние духовного мира с налетом фантастики и меланхолии составляют содержание произведений В.А. Жуковского и К.Н. Батюшкова. Философская лирика, глубокий психологизм, славянофильские идеи и трепетная любовь к России нашли выражение в творчестве Ф.И. Тютчева и В.Ф. Одоевского.

К началу 1830-х гг. в русской литературе утверждается реализм и становится главным направлением. В его становлении важную роль сыграло творчество А.С. Грибоедова и И.А. Крылова. Однако самыми великими именами русского реализма, всей русской литературы и культуры являются А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

Русская литература 19 века заслужено названа "золотым веком». Даже несведущий в литературе, не сможет возразить. Она стала законодательницей литературной моды, стремительно ворвавшись в мировую литературу. "Золотой век" подарил нам многих известных мастеров.

XIX век – это время развития русского литературного языка, оформившегося в большинстве своем благодаря А.С. Пушкину. Он начался с расцвета сентиментализма и постепенного становления романтизма, особенно в поэзии. В этот период много поэтов, но главной фигурой того времени был Александр Пушкин.

А.С. Пушкин стал родоначальником русской словесности, создателем русского литературного языка. Именно в его творчестве русский язык впервые предстает действительно великим, могучим, правдивым и свободным. Его ранние произведения - «Руслан и Людмила», «Цыганы», «Кавказский пленник» и др. - находятся в русле романтизма.

Затем он переходит на позиции реализма. В его творчестве представлены все виды и жанры литературы. В поэзии он выступает как певец свободы.

Его восхождение на олимп литературы началось в 1820 году с поэмы «Руслан и Людмила». А «Евгений Онегин» - роман в стихах назвали энциклопедией русской жизни. Эпоху русского романтизма открыли его романтические поэмы «Медный всадник», «Бахчисарайский фонтан», «Цыгане». Трагедия «Борис Годунов» и повесть «Капитанская дочка» посвящены значительным событиям в истории России.

А.С. Пушкин был не только великим художником, но и выдающимся историком и мыслителем. В споре с П. Чаадаевым он дает более тонкое, глубокое и убедительное понимание места и роли России в мировой истории. Критически оценивая существующие в России азиатское невежество, дикий произвол и насилие, бесправие народа, он выступает против насильственных способов изменения существующего положения. А.С. Пушкин оказал огромное влияние на все последующее развитие русской литературы, философии и всей культуры.

Для большинства поэтов и писателей А. С. Пушкина был учителем.

Традиции, заложенные им в создании литературных произведений, продолжали многие из них. Среди них был М. Лермонтов. С общественно-политической жизнью страны была тесно связана русская поэзия того времени. В произведениях авторы пытались осмыслить и развить идею своего особого предназначения. Они призывали власть прислушиваться к их словам. Поэт того времени считался пророком, проводником божественной истины. Это можно проследить у Пушкина в стихотворении «Пророк», в оде «Вольность», «Поэт и толпа», у Лермонтова «На смерть поэта» и многих других. В 19 веке огромное влияние на всю мировую литературу оказывали английские исторические романы.

Также для литературы Золотого века были свойственны и философские концепции. Наиболее ярко они проявляются в творчестве М. Ю. Лермонтова. На протяжении всего своего творческого пути, автор восторгается декабристскими движениями, отстаивает права и свободы человека. Стихи Лермонтова были насыщенны оппозиционными призывами и критикой императорской власти. Золотой век русской классики был представлен также в драматургическом жанре.

На протяжении 19 века основными художественными типами были тип «маленького человека» и тип «лишнего человека».

От 19 века литература унаследовала сатирический характер и публицистичность. Это прослеживается у Гоголя в «Мертвые души», «Нос», в комедии «Ревизор», у М.Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города», «Господа Головлевы».

Становление русской реалистической литературы происходит с середины 19 века. Она остро реагировала на общественно-политическую ситуацию в России. Между славянофилами и западниками возникает спор о путях исторического развития страны.

Начинается развитие жанра реалистического романа. В литературе прослеживается особый психологизм, преобладает философская, общественно-политическая проблематика. Несколько затихает развитие поэзии, но, несмотря на общую тишину, не молчит голос Некрасова, который в поэме «Кому на Руси жить хорошо?» освещает тяжелую и беспросветную жизнь народа.

Ф.М. Достоевскому и Л.Н. Толстому русская литература и культура обязаны своей мировой славой и признанием. В своем творчестве Ф.М. Достоевский бился над тем, что он определил как «тайна человека». Разгадке этой тайны посвящены главные его произведения - «Преступление и наказание», «Идиот», «Братья Карамазовы» и др. В них он рассматривает проблемы смысла жизни, добра и зла, цели и средства достижения, веры и неверия, свободы и ответственности, страсти и долга. Достоевский при этом выходит за рамки литературы и выступает как глубокий философ и мыслитель. Своим творчеством он оказал огромное воздействие на такие философские течения, как экзистенциализм и персонализм, на всю современную духовную культуру.

В творчестве Л.Н. Толстого одной из центральных тем является поиск нравственного идеала и смысла жизни. Эта тема проходит практически через все его произведения - романы «Анна Каренина», «Воскресение», повесть «Смерть Ивана Ильича» и др. В грандиозной эпопее «Война и мир» Толстой рассматривает истоки победы русского народа в войне 1812 г., которые он усматривает в необычайном подъеме патриотического духа.

Толстой является создателем религиозно-философскою учения, основу которого составляет разработка «истинной религии» всеобщей любви, добра и ненасилия. Он оказал огромное влияние на мировую литературу и культуру.

Пьесы Антона Павловича Чехова с момента их создания до сегодняшнего дня ставят во многих театрах мира. Используя тонкую сатиру, Чехов высмеивал пороки человеческой сущности, выражал презрение к порокам представителей дворянских сословий.

Читая сегодня Пушкина и Лермонтова, Гоголя и Щедрина, Некрасова и Чернышевского, Толстого и Достоевского, Тургенева и Чехова, мы, люди совсем иного мира, не можем не задуматься о жизненном пути, который выбираем, об ответственности, которую каждый из нас несет перед настоящим и будущим.

Вопрос 33

Наука и образование в России в 19 веке.

ОБРАЗОВАНИЕ

· Университеты, гимназии, школы. Согласно указу, принятому в 1803 г., страна была разделена на 6 учебных округов, в каждом из которых намечалось основать университет. Но в 1804 г. был открыт лишь Казанский университет. В 1819 г. начал действовать Петербургский. При Николае I не было открыто ни одного университета.

· Николай I запретил принимать в университеты детей крепостных крестьян. Уровень знаний, близкий к университетскому, давали лицеи - Царскосельский под Петербургом и Демидовский в Ярославле. Лицеи в основном сохраняли сословно-дворянский характер.

· К началу XIX в. в России было только одно высшее учебное заведение технического профиля - Горный институт в Петербурге. При Александре I был открыт Лесной институт. Николай I покровительствовал инженерно-техническому и военному образованию. При нем были открыты Петербургский технологический институт и Московское техническое училище, а также Академия Генерального штаба, Инженерная академия и Артиллерийская академия.

· В 1815 г. известная армянская семья Лазаревых основала в Москве Институт восточных языков и содержала его на свои средства в течение ста лет. Лазаревский институт многое сделал для знакомства России с культурой Востока, для подготовки русских дипломатов, направляемых в восточные страны.

· Средние учебные заведения (гимназии) по указу 1803 г. предполагалось открыть в каждом губернском городе. Это было сделано далеко не сразу. В 1824 г. на территории России действовало только 24 гимназии. На всю Сибирь была только одна гимназия (в Тобольске). Через 30 лет число гимназий было доведено до 43. Многие дворянские дети воспитывались в частных пансионах или домашними учителями. Гувернеры, обычно французы или немцы, не отличались большой образованностью. После окончания Отечественной войны пленные французские офицеры вернулись домой, а солдаты "Великой армии" пошли в гувернеры и воспитали целое поколение русских дворян.

· В первой половине XIX в. продолжалось развитие системы женского образования, основы которой были заложены при Екатерине II . Новые институты для дворянских дочерей были открыты в Петербурге, Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Астрахани, Саратове, Иркутске и других городах. Перед этими институтами ставилась цель воспитывать "добрых жен, попечительных матерей, примерных наставниц для детей, хозяек".

· Сильно отставало развитие начального народного образования. Церковь, некоторые помещики, отдельные ведомства (например, Министерство государственных имуществ) открывали кое-где школы для детей из народа. Но общей системы начального образования не было. Значительная часть городского населения была грамотной (хотя неграмотные встречались даже среди купечества). Среди крестьян грамотность составляла около 5%.

Тем не менее в числе русских ученых были и выходцы из простого народа. В основном же в науку шли юноши из дворянских семей, из духовенства, купцов, а также из потомственной интеллигенции.

Образование во второй половине 19 века

Отмена крепостного права послужила мощным толчком к культурному развитию русского народа. Бывшие крепостные крестьяне во второй половине 19 века активно втянулись в рыночные отношения и промышленное производство, что остро поставило вопрос об их образовании.

В этот период значительно пополнились ряды интеллигенции. Обществу стали доступны печатные издания: книги, газеты, журналы. На волне общественного духовного роста активно развивались театр, музыка, живопись и литература.

· С концом крепостной эпохи стало понятно, что уровень образования крестьян катастрофически низкий. В 70-х годах уровень неграмотности сельского населения достигал 85%. Не на много отставали и городские жители, среди которых начальной грамотой владел только каждый четвертый.

· Улучшить ситуацию удалось благодаря развитию земских и церковноприходских школ, в которых начальное образование получали не только дети, но и взрослые. Множество церковноприходских школ было создано энтузиастами-просветителями, которые не только материально содержали такие учреждения, но и лично преподавали в них.

· Значительно возросло количество высших учебных заведений, а число студентов университетов, по сравнению с первой половиной 19 века, увеличилось в 4 раза.

· В этот период возможность получить высшее образование появилась у женщин. Ранее это было запрещено на государственном уровне. В Петербурге в 1878 году были открыты первые Высшие курсы для женщин. Позже подобные учреждения появились во всех больших городах империи. Высокие темпы образовательного процесса в послереформенной России дали свои положительные результаты: по состоянию на 1889 год численность неграмотного населения сократилась в 4 раза.

____________________________________________________________________

НАУКА

Начало XIX в.- время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 г. в небывалой степени ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию (сплочение). Произошло сближение с русским народом других народов России. Культурному подъему содействовала также политика “просвещенного абсолютизма”, которой придерживался Александр I в начале своего царствования.

Русская наука в те годы достигла больших успехов. В числе русских ученых были и выходцы из простого народа. В основном же в науку шли юноши из дворянских семей, из духовенства, купцов, а также из потомственной интеллигенции.

· Значительных успехов добились русские филологи, А.X.Востоков стал основателем русской палеографии, в тесном содружестве работали русские и чешские славяноведы.

· Заметный вклад в отечественную медиевистику внес Т.Н. Грановский, лекции которого в Московском университете имели большой общественный резонанс.

· Первая половина XIX в.- время дальнейшего становления отечественной исторической науки. Впервые образованный читатель получил обширную, написанную литературным языком 12-томную "Историю государства Российского", созданную в 1816-1829 гг. Н.М. Карамзиным. Карамзин считал, что история человечества - это история борьбы разума с заблуждением, просвещения - с невежеством. Решающую роль в истории он отводил великим людям. “История Государства Российского” Н. М. Карамзина имела огромный успех у публики и неоднократно переиздавалась.

· Профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский (1792-) построил новую, неевклидову геометрическую систему. В Казанском университете в те годы работал и другой выдающийся русский ученый Николай Николаевич Зинин (1812-). Ему удалось осуществить синтез анилина-органического красителя для текстильной промышленности. До открытия Зинина это красящее вещество добывали из индиго, произрастающего в южных странах. Зинин получил его из каменноугольного дегтя. Это был один из первых крупных успехов в развитии органической химии.

· В области физики важные открытия сделали В. В. Петров и Б. С. Якоби . Василий Владимирович Петров (1761-) исследовал электрическую дугу и электрический разряд в разреженном газе и показал возможность их использования для освещения и плавки металлов. Борис Семенович Якоби (1801-) вел исследования в области электрохимии. Он открыл метод гальванопластики. Работы Э.X.Ленца были посвящены вопросам превращения тепловой энергии в электрическую, П.Л.Шиллинг явился создателем электромагнитного телеграфа (1828-1832).

· В уральском городе Златоусте выдающийся русский металлург Павел Петрович Аносов (1799-) раскрыл тайну древнего булата, создал стальные клинки, которыми можно было крошить самые твердые зубила и рассекать подброшенные вверх платки из тончайшей ткани. Труды Аносова легли в основу науки о качественных сталях.

· В 1839 г. благодаря усилиям Василия Яковлевича Струве, открылась знаменитая образцовая астрономическая обсерватория в Пулково (под Петербургом), оборудованная крупнейшим телескопом. Именно он обнаружил концентрацию звезд в главной плоскости Млечного Пути.

· Широкой русской общественности имя замечательного хирурга Николая Ивановича Пирогова (1810-) стало известно в связи с его самоотверженной работой в осажденном Севастополе. Нелегко было ему наблюдать страдания раненых - он знал, как можно было бы им помочь, но не всегда мог это сделать. Еще в 1847 г. в Академии наук он выступил с докладом об операциях под эфирным наркозом. Но в Севастополе порой не хватало не только эфира, но и обычных бинтов. И все же тысячи раненых были спасены благодаря умелым рукам Пирогова.

· Значительными были достижения и в области техники. Ее развитие способствовало промышленному перевороту в России. В 1834 г. на Выйском заводе (Урал), крепостные механики отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы построили одну из первых в мире железных дорог, а уже в 1837 г. первые составы пошли по железной дороге Петербург - Царское Село. Первые пароходы на Неве появились в 1815 г., а в 1817-1821 гг. они стали плавать по Каме и Волге.

Русские путешественники . Россия становилась великой морской державой, и это ставило новые задачи перед отечественными географами.

В 1803- гг. была предпринята первая русская кругосветная экспедиция из Кронштадта до Камчатки и Аляски. Возглавил ее адмирал Иван Федорович Крузенштерн (1770-1846). Он командовал кораблем “Надежда”. Другим кораблем, “Нева”, командовал капитан Юрий Федорович Лисянский (1773-1837). Во время экспедиции изучались острова Тихого океана, Китай, Япония, Сахалин и Камчатка. Были составлены подробные карты исследованных мест. Лисянский, самостоятельно совершив переход от Гавайских островов до Аляски, собрал богатый материал о народах Океании и Северной Америки.

Внимание исследователей всего мира давно привлекал таинственный район вокруг Южного полюса. Предполагалось, что там находится обширный Южный материк (название “Антарктида” тогда не было в ходу). Английский мореплаватель Дж. Кук в 70-х гг. XVIII в. пересек Южный полярный круг, наткнулся на непроходимые льды и заявил, что дальше на юг плавание невозможно. Ему поверили, и в течение 45 лет не предпринималось южнополярных экспедиций.

В 1819 г. Россия снарядила в южные полярные моря экспедицию на двух шлюпах под руководством Фаддея Фаддеевича Беллинсгаузена (1778-). Он командовал шлюпом “Восток”. Командиром “Мирного” был Михаил Петрович Лазарев (1788-1851). Беллинсгаузен был опытным исследователем: он участвовал в плавании Крузенштерна. Лазарев впоследствии прославился как боевой адмирал, воспитавший целую плеяду русских флотоводцев (Корнилова, Нахимова, Истомина).

Экспедиция несколько раз пересекла Южный полярный круг, а в январе 1820 г. впервые увидела ледяной берег. Приблизившись к нему почти вплотную (в районе современного шельфового ледника Беллинсгаузена), путешественники сделали вывод, что перед ними “льдинный материк”. Затем были открыты остров Петра I и берег Александра I. В 1821 г. экспедиция возвратилась на родину, совершив открытие Антарктиды и полное плавание вокруг нее на небольших парусных кораблях, мало приспособленных к полярным условиям.

В 1811 г. русские моряки во главе с капитаном Василием Михайловичем Головниным (1776-) обследовали Курильские острова и были увезены в японский плен. Записки Головнина о трехлетнем пребывании в Японии познакомили русское общество с жизнью этой загадочной страны. Ученик Головнина Федор Петрович Литке (1797-) исследовал Северный Ледовитый океан, берега Камчатки, Южной Америки. Он основал Русское географическое общество, которое сыграло большую роль в развитии географической науки.

Крупные географические открытия на русском Дальнем Востоке связаны с именем Геннадия Ивановича Невельского (1814-). Отвергнув открывавшуюся перед ним придворную карьеру, он добился назначения командиром военного транспорта “Байкал”. На нем он в 1848- гг. совершил плавание вокруг мыса Горн на Камчатку, а затем возглавил Амурскую экспедицию. Он открыл устье Амура, пролив между Сахалином и материком и доказал, что Сахалин - остров, а не полуостров.

Экспедиции русских путешественников, помимо чисто научных результатов, имели большое значение в деле взаимного познания народов. В далеких странах местные жители от русских путешественников нередко впервые узнавали о России. В свою очередь русские люди обогащались знаниями о других странах и народах.



Вверх