Новые события про самолет ту 154. «Разве что — коллективное помешательство. Из официальных источников

Над Черным морем, стал 73-м по счету лайнером этого семейства, потерянным в результате авиационных происшествий. Общее число погибших в таких происшествиях за 44 года достигло 3 тыс. 263 человек. Портал Юга.ру заглянул в историю эксплуатации самолета и вспомнил самые крупные катастрофы с его участием.

Ту-154 — пассажирский самолет, разработанный в 1960-х годах в СССР в конструкторском бюро Туполева. Был предназначен для нужд авиалиний средней протяженности и долгое время был самым массовым советским реактивным пассажирским самолетом.

Первый полет осуществил 3 октября 1968 года. Ту-154 серийно производился с 1970 по 1998 год. С 1998 по 2013 год на самарском заводе «Авиакор» велось мелкосерийное производство модификации Ту-154М. В общей сложности было изготовлено 1026 машин. До конца 2000-х годов был одним из самых распространенных самолетов на маршрутах средней дальности в России.

Самолет с бортовым номером RA-85572, который потерпел катастрофу 25 декабря 2016 года над Черным морем, был изготовлен в 1983 году и относился к модификации Ту-154Б-2. Эта модификация выпускалась с 1978 по 1986 год: салон экономкласса, рассчитанный на 180 пассажиров, усовершенствованная автоматическая бортовая система управления. В 1983 году борт RA-85572 был передан ВВС СССР.

По мнению некоторых пилотов Ту-154, самолет излишне сложен для массового пассажирского лайнера и требует высокой квалификации как летного, так и наземного персонала.

В конце XX века самолет, проектировавшийся в 1960-е годы, морально устарел, и авиакомпании начали заменять его на современные аналоги — Boeing 737 и Airbus A320.

В 2002 году страны ЕС из-за несоответствия по уровню допустимого шума запретили полеты Ту-154, не оборудованных специальными шумопоглощающими панелями. А с 2006 года все полеты Ту-154 (кроме модификации Ту-154М) в ЕС были окончательно запрещены. Самолеты этого типа в то время эксплуатировались в основном в странах СНГ.

В середине 2000-х годов самолет стал постепенно выводиться из эксплуатации. Основная причина — низкая топливная эффективность двигателей. Поскольку самолет проектировался в 1960-е годы, вопрос экономичности двигателей перед разработчиками не стоял. Экономический кризис 2008 года тоже поспособствовал ускорению процесса вывода самолета из эксплуатации. В 2008 году весь парк Ту-154 был выведен компанией S7, в следующем году это сделали «Россия» и «Аэрофлот». В 2011 году эксплуатацию Ту-154 прекратили «Уральские авиалинии». В 2013 году лайнеры этого типа были выведены из состава воздушного парка компанией UTair, крупнейшим на тот момент эксплуатантом Ту-154.

В октябре 2016 года последний показательный полет совершил борт белорусской авиакомпании «Белавиа». Единственным коммерческим эксплуатантом самолетов Ту-154 в России в 2016 году оставалась авиакомпания «Алроса», имеющая в своем флоте два самолета Ту-154М. По неподтвержденным данным, двумя самолетами Ту-154, в числе которых и самая старая модель этого семейства, выпущенная еще в 1976 году, владеет северокорейская авиакомпания Air Koryo.

В феврале 2013 года серийное производство лайнеров было прекращено. Последний самолет семейства, вышедший на самарском заводе «Авиакор», был передан Министерству обороны РФ.

Крупнейшие катастрофы отечественных Ту-154

19.02.1973, Прага, 66 погибших

Самолет Ту-154 выполнял регулярный пассажирский рейс из Москвы в Прагу, когда, совершая посадку, вдруг перешел в быстрое снижение, не долетев 470 м до ВПП, врезался в землю и разрушился. Погибли 66 человек из 100 находившихся на борту. Это первое происшествие в истории самолета Ту-154. Чехословацкая комиссия не смогла установить причины происшествия, лишь предположив, что при заходе на посадку авиалайнер неожиданно попал в зону турбулентности, что и привело к потере устойчивости. Советская комиссия пришла к мнению, что причиной катастрофы стала ошибка командира самолета, который при заходе на посадку случайно, из-за несовершенства системы управления, изменил угол наклона стабилизатора.

08.07.1980, Алма-Ата, 166 погибших, 9 раненых на земле

Самолет, выполнявший рейс по маршруту Алма-Ата — Ростов-на-Дону — Симферополь, упал практически сразу после взлета. Самолет снес два жилых барака и четыре жилых дома, в результате чего на земле были ранены девять человек. По официальной версии, катастрофа произошла из-за внезапно появившегося атмосферного возмущения, вызвавшего мощный нисходящий воздушный поток (до 14 м/с) и сильный попутный ветер (до 20 м/с) при взлете, в момент уборки механизации, при высоком взлетном весе, в условиях высокогорного аэродрома и высокой температуры воздуха. Сочетание этих факторов при низкой высоте полета и при внезапно возникшем боковом крене, исправление которого кратковременно отвлекло экипаж, предопределило фатальный исход полета.

16.11.1981, Норильск, 99 погибших

Лайнер завершал пассажирский рейс из Красноярска и заходил на посадку, когда потерял высоту и приземлился на поле, не долетев около 500 м до полосы, после чего врезался в насыпь радиомаяка и разрушился. Погибли 99 человек из 167 находившихся на борту. По заключению комиссии, причиной катастрофы стала потеря продольной управляемости самолета на завершающем этапе захода на посадку вследствие конструктивных особенностей самолета. Кроме того, экипаж слишком поздно понял, что ситуация грозит аварией, и решение об уходе на второй круг было принято несвоевременно.

23.12.1984, Красноярск, 110 погибших

Лайнер должен был выполнять пассажирский рейс в Иркутск, когда при наборе высоты произошел отказ двигателя. Экипаж принял решение возвращаться, но при заходе на посадку возник пожар, который разрушил системы управления. Машина рухнула на землю за 3 км до ВПП № 29 и разрушилась. Первопричиной катастрофы стало разрушение диска первой ступени одного из двигателей, которое произошло из-за наличия усталостных трещин. Трещины были вызваны производственным дефектом.

10.07.1985, Учкудук, 200 погибших

Эта катастрофа стала крупнейшей по числу погибших в истории советской авиации и самолетов Ту-154. Авиалайнер, выполнявший регулярный рейс по маршруту Карши — Уфа — Ленинград, через 46 минут после вылета на высоте 11 тыс. 600 м потерял скорость, свалился в плоский штопор и рухнул на землю.

По официальному заключению, это случилось при влиянии высокой нестандартной температуры наружного воздуха, малого запаса по углу атаки и тяги двигателей. Экипаж допустил ряд отклонений от требований, потерял скорость — и с пилотированием самолета не справился. Широко распространена неофициальная версия: перед вылетом был нарушен режим отдыха экипажа, в результате чего общее время бодрствования пилотов составило почти 24 часа. И вскоре после начала полета экипаж заснул.

07.12.1995, Хабаровский край, 98 погибших

Авиалайнер Ту-154Б-1 Хабаровского объединенного авиаотряда, совершавший рейс по маршруту Хабаровск — Южно-Сахалинск — Хабаровск — Улан-Удэ — Новосибирск, врезался в гору Бо-Джауса в 274 км от Хабаровска. Причиной катастрофы, предположительно, стала несимметричная перекачка топлива из баков. Командир судна по ошибке увеличил образовавшийся правый крен, и полет стал неуправляемым.

04.07.2001, Иркутск, 145 погибших

При заходе на посадку в аэропорту Иркутска авиалайнер внезапно свалился в плоский штопор и рухнул на землю. В процессе захода на посадку экипаж допустил падение скорости самолета ниже допустимой на 10-15 км/ч. Автопилот, включенный в режим поддержания высоты, с падением скорости увеличил угол тангажа, что привело к еще большей потере скорости. Обнаружив опасную ситуацию, экипаж добавил режим двигателям, отклонил штурвал влево и от себя, что привело к быстрому росту вертикальной скорости и увеличению крена влево. Потеряв пространственную ориентировку, пилот попытался вывести самолет из крена, но своими действиями лишь увеличил его. Государственная комиссия назвала причиной катастрофы ошибочные действия экипажа.

04.10.2001, Черное море, 78 погибших

Авиалайнер Ту-154М авиакомпании «Сибирь» выполнял рейс по маршруту Тель‑Авив — Новосибирск, но через 1 час 45 минут после взлета рухнул в Черное море. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета, самолет непреднамеренно был сбит украинской зенитной ракетой С-200, запущенной в ходе проводившихся на Крымском полуострове украинских военных учений. Министр обороны Украины Александр Кузьмук принес извинения за случившееся. Президент Украины Леонид Кучма признал ответственность Украины за инцидент и отправил в отставку министра обороны.

24.08.2004, Каменск, 46 погибших

Самолет вылетел из Москвы и взял курс на Сочи. Во время полета над Ростовской областью в хвостовой части лайнера произошел сильный взрыв. Самолет потерял управление и начал падать. Экипаж всеми силами пытался удержать самолет в воздухе, но неуправляемый лайнер рухнул на землю в районе поселка Глубокого Каменского района Ростовской области и полностью разрушился. Взрыв в самолете устроила террористка-смертница. Сразу после терактов (в этот же день взорвался самолет Ту-134, выполнявший рейс Москва — Волгоград) ответственность за них взяла на себя террористическая организация «Бригады Исламбули». Но позднее Шамиль Басаев заявил, что теракты подготовил он.

По словам Басаева, отправленные им террористки не взрывали самолеты, а только захватили их. Басаев утверждал, что самолеты были сбиты ракетами российской ПВО, так как руководство России опасалось, что самолеты будут направлены на какие-либо объекты в Москве или Санкт-Петербурге.

22.08.2006, Донецк, 170 погибших

Российский авиалайнер выполнял плановый пассажирский рейс из Анапы в Санкт‑Петербург, но над Донецкой областью столкнулся с сильной грозой. Экипаж запросил у диспетчера разрешение на более высокий эшелон полета, но затем авиалайнер потерял высоту, а через три минуты разбился близ поселка Сухая Балка в Константиновском районе Донецкой области.

«Отсутствие контроля за скоростью полета и невыполнение указаний РЛЭ (Руководство по летной эксплуатации) по недопущению попадания самолета в режим сваливания при неудовлетворительном взаимодействии в экипаже не позволили предотвратить переход ситуации в катастрофическую» , — говорилось в итоговом заключении Межгосударственной авиационной комиссии.

10.04.2010, Смоленск, 96 погибших

Президентский авиалайнер Ту-154М Воздушных сил Польши выполнял рейс по маршруту Варшава — Смоленск, но при заходе на посадку на аэродром Смоленск‑Северный в условиях сильного тумана лайнер столкнулся с деревьями , опрокинулся, рухнул на землю и полностью разрушился. Погибли все находившиеся на его борту 96 человек, в их числе президент Польши Лех Качиньский, его жена Мария Качиньская, а также известные польские политики, почти все высшее военное командование и общественные и религиозные деятели. Они направлялись в Россию с частным визитом в качестве польской делегации на траурные мероприятия по случаю 70-й годовщины Катынского расстрела. Расследованием Межгосударственного авиационного комитета было установлено, что все системы самолета до столкновения с землей работали нормально; из-за тумана видимость на аэродроме была ниже допустимой для посадки, о чем экипаж был извещен. Причинами катастрофы были названы неправильные действия экипажа самолета и психологическое давление на него.

СМИ опять вернулись к гибели Ту-154 возле Сочи, того военного самолёта, в котором погиб ансамбль имени Александрова — что называется, культурный символ российской армии, и Елизавета Глинка — доктор Лиза, мать-Тереза наших Северных пространств. И ещё несколько команд журналистов погибли, в общей сложности 92 человека.

Ту-154 летел из Москвы, с военного аэродрома Чкаловский в Сирию, в Дамаск поднять накануне Нового года боевой дух личного состава ВКС России на авиабазе Хмеймим.

Полёт был как полёт, экипаж под командованием пилота Волкова уже не раз летал по этому маршруту. На Чкаловском военном аэродроме, под Москвой, известно — это военный аэродром, мышь, казалось бы, не проскочит, все погрузились на борт. Борт следовал в Дамаск над Каспийским морем, затем должен был дозаправиться в Моздоке, пролететь над Ираном, Ираком и через всю Сирию в Дамаск.

Но в этот раз Моздок был закрыт и борт полетел на дозаправку в Адлер над Кавказом, от Каспийского к Чёрному морю. Для самолёта это как для автомобиля поехать заправляться на ближайшую АЗС, ну заправимся на другой, по меркам воздушного транспорта — рукой подать.

В Адлере борт дозаправился, причём якобы никто не выходил и не садился в самолёт в Адлере. Взлетели, и через пару минут пропали с радаров. А потом нашли обломки Ту-154 в Чёрном море.

Обо всём об этом подробно писали газеты тотчас после 25 декабря. И про Ту уже вроде бы и стали забывать. И вдруг перед самым убийством в Киеве Вороненкова , и перед навальными беспорядками в Москве вдруг опять, глядите, новая порция якобы информации о гибели Ту-154.

Точнее, это не новая информация, но интерпретация части информации, которую мы уже имели.

Видимо где-то в высоких сферах управляющих нашим с вами психическим здоровьем, решили что версия ошибки пилота, которую нам тщательно выпячивали все эти месяцы, выглядит неубедительно и вот добавляют интерпретации.

Я запомнил основные претензии к пилотам.

Их (в сущности, речь идёт об одном, главном пилоте — командире борта Волкове) обвиняют в вещах доселе неслыханных в расследованиях гибели самолётов, а именно:

— в потере ориентировки в пространстве;

— в иллюзорном восприятии действительности;

— полёт был ночным и потому трудным.

Дескать, командир корабля Волков (теперь уже стали говорить, что налётанные им 4 тысячи часов недостаточны, чтобы называть его опытным пилотом, а раньше говорили что опытен Волков), принял звёзды отражённые в море за звёзды в небе и вёл себя соответственно, стал снижаться, вместо того чтобы взлетать.

Против такого шельмования их погибшего товарища, возмутились коллеги-пилоты. Какая-то значительная всё же часть их.

Сообщили что ночной полёт — обыкновенное дело и половина полётов ночные, ничего экстраординарного.

Что в ночном полёте командир корабля «смотрит только на приборы», потому какие там звёзды! Что у Ту-154 большой лётный коллектив, что несколько человек экипажа непрерывно докладывают командиру и высоту и всё что нужно.

Правда и среди коллег-пилотов были те, кто фактически винил в гибели Ту пилота, один «товарищ» так сказал, я уже цитировал его, что 4 тысяч налётанных полётов недостаточно, он романтически сообщил что «только после 10 налётанных тысяч пилот начинает чувствовать себя птицей».

Вернувшись к формулировкам, приведенным в СМИ, в частности, к этим «потеря ориентировки в пространстве» и к «иллюзорному восприятию действительности», я сказал себе: позвольте-позвольте, но ведь это же симптомы того, что происходит с лётчиком при радиоэлектронной атаке.

Версию о радиоэлектронной атаке в своё время отмело следствие.

Но она была. И сторонники этой версии ссылались на интересные данные.

Накануне трагедии, оказывается, в Чёрное море вошёл французский разведывательный корабль Dupuy de Lome, который может радиоимпульсом вырубить всю электронику самолёта.

Авторы версии утверждали, что с этого корабля могла быть предпринята радиоэлектронная атака на Ту-154. У России также имеются средства радиоэлектронного глушения, утверждали сторонники версии, мол, ничего фантастического, а борт-то был военный, поэтому совершавшие атаку себя кровопийцами и убийцами могли и не чувствовать.

Статус рейса был самый высокий, который только существует (военный ансамбль, даже дирижёр генерал-лейтенант, рейс в Сирию и тому подобные международно-политические важности).

Характер обломков и характер увечий нанесённых телам (водолазы утверждали, что мелко-мелко-порубленные в кашицу), а также разлёт обломков на большое расстояние свидетельствуют о взрыве на борту. Если бы самолёт разломался бы о воду, обломки были бы большими. И тела бы не были мелко порублены.

И наконец, даже тот факт, что наутро всем гражданским судам был запрещён выход в море в том районе, и другой факт: у береговой кромки выставили Нацгвардию, говорят за то, что от нас скрывают истинную причину гибели Ту.

И вот теперь вторая порция дезинформации. Видимо, наверху решили, что у нас с вами всё ещё могут возникнуть сомнения в правдивости обвинений во всём пилотов.

Поэтому вот дополнительно валят на них. Известный в криминальном мире приём — убийства всегда вешают на мёртвых товарищей.

Теперь об аэродроме в Чкаловском.

Лётчик Краснопёров : «Я летал с Чкаловского на восток. И досмотра не было никакого, с безопасностью гораздо хуже, чем в гражданских аэропортах».

Писатель Лимонов : «И я летал с Чкаловского… Досмотра не было никакого, ни паспортов не смотрели, ни багаж не проверяли. Ну ладно я, известный человек, но со мною были трое охранников, и у них ни паспортов не потребовали, ни багаж не досмотрели».

ТАСС-ДОСЬЕ. 25 декабря 2016 г. вскоре после вылета из Сочи упал в Черное море самолет Ту-154 Министерства обороны РФ. На его борту находились 92 человека. Редакция ТАСС- ДОСЬЕ подготовила справку о случаях катастроф самолетов этого типа с 2000 г. Всего за это время с Ту-154 произошло 10 катастроф, в которых погибли 878 человек (не считая происшествия 25 декабря).

4 июля 2001 г. пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер RA-85845) авиакомпании "Владивосток Авиа", выполнявший рейс ДД 352 по маршруту Екатеринбург - Иркутск - Владивосток, при заходе на посадку в аэропорту Иркутска перешел в режим штопора и разбился. Погибли все находившиеся на борту 145 человек - 136 пассажиров и 9 членов экипажа. Причина катастрофы - ошибки пилотирования из-за нарушения взаимодействия в экипаже и отсутствия должного контроля за выдерживанием параметров полета.

4 октября 2001 г. пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер RA-85693) российской авиакомпании "Сибирь" (ныне выполняет полеты под брендом S7 Airlines), следовавший рейсом 1812 из Тель-Авива (Израиль) в Новосибирск, потерпел крушение над Черным морем в 200 км к юго-западу от Сочи. В результате катастрофы погибли все находившиеся на борту 78 человек - 66 пассажиров и 12 членов экипажа. Согласно материалам расследования Межгосударственного авиационного комитета (МАК), самолет поразила ракета украинского зенитного ракетного комплекса С-200, запущенная в ходе военных учений. Украина официально не признала юридической ответственности за катастрофу.

12 февраля 2002 г. в 20 км от аэропорта иранского г. Хорремабада потерпел крушение самолет Ту-154М (регистрационный номер EP-MBS) иранской авиакомпании Iran Airtour, выполнявший рейс IRB956 из Тегерана. Самолет при заходе на посадку в сложных метеоусловиях врезался в гору Кухэ-Сефид на высоте 2 тыс. 773 м. Погибли все 119 человек, находившиеся на борту: 107 пассажиров и 12 членов экипажа.

1 июля 2002 г. в воздухе над Боденским озером (близ г. Юберлинген, Германия) из-за ошибки авиадиспетчера столкнулись пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер RA-85816) российской авиакомпании "Башкирские авиалинии", выполнявший рейс ВТС 2937 Москва - Барселона, и транспортный Boeing 757-23APF (регистрационный номер A9C-DHL) немецкой компании DHL, выполнявший грузовой рейс DHX 611 из Бахрейна в Брюссель. Погибли все находившиеся на борту обоих самолетов - 71 человек, в том числе двое летчиков DHL и 69 человек в российском самолете (из них 52 ребенка, летевшие на отдых в Испанию). 24 февраля 2004 г. авиадиспетчер Питер Нильсен, направлявший столкнувшиеся самолеты, был убит архитектором Виталием Калоевым, у которого в катастрофе над Боденским озером погибли жена и двое детей.

22 августа 2006 г. пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер RA-85185) российской авиакомпании "Пулково", выполнявший рейс 612 по маршруту Анапа - Санкт- Петербург, потерпел крушение близ пос. Сухая Балка (Донецкая обл., Украина). Погибли все 160 пассажиров и 10 членов экипажа, находившиеся на борту. Причиной катастрофы стали ошибочные действия пилотов при попытке обойти грозовой фронт.

1 сентября 2006 г. пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер EM-MCF) иранской авиакомпании Iran Airtour совершил жесткую посадку в иранском аэропорту г. Мешхед. Самолет выполнял рейс из Бандар-Аббаса. После касания земли в результате неполадки переднего шасси (предположительно, у него лопнула шина), самолет вылетел за пределы взлетно-посадочной полосы, разрушился из загорелся. Из 148 человек, находившихся на борту (137 пассажиров и 11 членов экипажа) погибли 28 человек.

15 июля 2009 г. пассажирский самолет Ту-154М (регистрационный номер EP-CPG) иранской авиакомпании Caspian Airlines, следовавший рейсом 7908 из Тегерана в Ереван (Армения), потерпел катастрофу в районе пос. Джанатабад близ иранского г. Казвин, в 200 км от аэропорта вылета. По данным диспетчеров, самолет прервал набор высоты и развернулся на 270 градусов (вероятно, пилоты резко изменили курс в поисках места для вынужденной посадки), после чего произошло падение, длившееся примерно 1,5 мин. В результате погибли все находившиеся на борту 168 человек - 15 членов экипажа и 153 пассажира, из них двое детей. Большинство жертв были гражданами Ирана, среди погибших были также пять граждан Армении. 10 мая 2016 г. представитель прокуратуры Тегерана Гази Шахриари заявил, что катастрофу вызвали неполадки с клапаном компрессора давления двигателей, вызвавших их отказ. Прокуратура возложила вину на российскую компанию - проектировщик самолета и на персонал, обслуживавший рейс.

10 апреля 2010 г. при посадке на аэродроме "Смоленск- Северный" (Россия) потерпел крушение самолет Ту-154М ВВС Польши, на борту которого находились президент Польши Лех Качиньский и делегация представителей польского политического и военного руководства, направлявшиеся на траурные мероприятия памяти жертв Катыни. Погибли все 89 пассажиров и семь членов экипажа лайнера. Причиной катастрофы были ошибки пилотов.

4 декабря 2010 г. выкатился за пределы ВПП московского аэропорта Домодедово и разрушился пассажирский самолет Ту-154М "Авиалиний Дагестана" (регистрационный номер - RA-85744), выполнявший рейс ЮХ372 из Домодедово в Махачкалу. Вскоре после взлета из Домодедово у самолета возникли неполадки с двигателям, экипаж принял решение провести экстренную посадку. В ее ходе самолет выкатился за пределы ВПП и получил серьезные повреждения. Из 171 человека, находившихся на борту (163 пассажира, 8 членов экипажа), погибли два пассажира. Причиной инцидента стало некачественное топливо, однако основную вину МАК возложил на командира судна, Закаржу Закаржаева, который допустил нарушение экипажем ряда инструкций по действиям при отказе двигателей.

1 января 2011 г. 1 января 2011 г. пассажирский самолет Ту-154Б-2 (регистрационный номер RA-85588) российской авиакомпании Kolavia, выполнявший рейс 348 из Сургута в Москву, загорелся во время руления в сургутском аэропорту. Была проведена эвакуация 134 пассажиров и членов экипажа, в ходе ЧП три человека погибли, порядка 40 получили ранения. Лайнер полностью сгорел.

Утром 25 декабря 2016 года произошла . Через 20 минут после вылета из аэропорта Адлера (5.20 мск) экипаж не вышел на связь. Худшие опасения подтвердились - экстренные службы в регионе заявили, что самолет потерпел крушение.

Хроника событий

Самолет следовал из Сочи в сирийскую Латакию. По первым данным, на борту Ту-154 находились 92 человека, среди которых, по информации представителя МЧС, музыканты Ансамбля песни и пляски российской армии имени А. В. Александрова, члены экипажа, съемочная группа Первого канала, журналисты НТВ, команда телеканала «Звезда», а также сопровождающие.

Артисты следовали поздравлять с Новым годом авиагруппу ВКС на авиабазе «Хмеймим». По словам ведущего песни и пляски российской армии имени А.В. Александрова Вадима Ананьева, планировалось небольшое выступление, состоящее из 15 произведений. Ему, как и нескольким другим артистам, повезло не оказаться на борту попавшего в авиакатастрофу Ту-154.

Список погибших в результате авиакатастрофы Ту-154

Состав экипажа Ту-154 85572

  • м-р Волков Р.А.
  • к-н Ровенский А.В.
  • п/п-к Петухов А.Н.
  • к-н Мамонов А.В.
  • ст. л-т Парикмахеров В.Н.
  • м-р Трегубов В.А.
  • ст. л-т Сушков B.C.
  • ст. л-т Суханов А.О.

Список лиц, перевозимых на воздушном судне

Военнослужащие:

  • г/л-т Халилов В.М.
  • п-к Хасанов А.Б.
  • п-к Ваганов Н.И.
  • п-к Иванов А.Ю.
  • п/п-к Колосовский А.В.
  • м-р Долинский А.И.
  • п-к Негруб А.Н.
  • к-н Абросимов С.С.

Федеральные государственные гражданские служащие:

  • Губанков А.Н.
  • Бадрутдинова О.Т.

Международная общественная организация «Справедливая помощь»:

  • Глинка Е.П.

Средства массовой информации:

  • Рунков Д.А.
  • Денисов В.В.
  • Сойдов А.А.
  • Лужецкий М.В.
  • Обухов П.К.
  • Пестов О.М.
  • Ржевский В.В.
  • Суранов А.А.
  • Толстов Е.В.

ФБГУ «Ансамбль им. Александрова»:

  • Сонников А.В.
  • Гужова Л.А.
  • Ивашко А.Н.
  • Бродский В.А.
  • Булочников Е.В.
  • Голиков В.В.
  • Осипов Г.Л.
  • Санин В.В.
  • Майоров К.В.
  • Буряченко Б.Б.
  • Бабовников Д.В.
  • Баздырев А.К.
  • Белоножко Д.М.
  • Бесчастнов Д.А.
  • Васин М.А.
  • Георгиян О.П.
  • Давиденко К.А.
  • Денискин С.И.
  • Журавлев П.В.
  • Закиров P.P.
  • Иванов М.А.
  • Иванов А.В.
  • Котляр С.А.
  • Кочемасов А.С.
  • Кривцов А.А.
  • Литвяков Д.Н.
  • Мокриков А.О.
  • Моргунов А.А.
  • Насибулин Ж.А.
  • Новокшанов Ю.М.
  • Поляков В.В.
  • Савельев А.В.
  • Соколовский А.В.
  • Тарасенко А.Н.
  • Трофимов А.С.
  • Узловский А.А.
  • Халимон B.Л.
  • Штуко А.А.
  • Крючков И.А.
  • Ермолин В.И.
  • Быков C.Л.
  • Колобродов К.А.
  • Корзанов О.В.
  • Ларионов И.Ф.
  • Ляшенко К.И.
  • Михалин В.К.
  • ст.с-т Попов В.А.
  • Разумов А.А.
  • Серов А.С.
  • Шахов И.В.
  • Арчукова А.А.
  • Гильманова P.P.
  • Игнатьева Н.В.
  • Клокотова М.А.
  • Корзанова Е.И.
  • Пырьева Л.А.
  • Сатарова В.И.
  • Трофимова Д.С.
  • Хорошева Л.Н.
  • Цвиринько А.И.
  • Шагун О.Ю.
  • Гурар Л.И.
  • Сулиманов Б.Р.
  • Столяр И.В.

Резонанс вызван , известной как доктора Лизы. По информации ряда СМИ, известный благотворитель полетела в Сирию другим рейсом, но предположениям не суждено было сбыться - российский филантроп и исполнительный директор фонда «Справедливая помощь» вошла в список погибших во время авиакатастрофы Ту-154 25 декабря 2016 года.

Поисково-спасательные операции

Поисково-спасательные операции наращивали обороты в зоне крушения Минобороны РФ. Обломки самолета Ту-154 обнаружены на глубине 50-70 метров в 1,5 км от побережья Черного моря. В 5,5 км от береговой линии обнаружены личные вещи пассажиров, находившихся на борту.

РИА Новости

По последним данным, спасателями обнаружены 10 тел. Личности пока не установлены - опознание пройдет в Москве. Сформирован район поиска площадью 10,5 квадратных километра. В операции принимает участие более 3 000 человек, задействованы 27 кораблей и судов.

Причины авиакатастрофы Ту-154

Одной из главных причин авиакатастрофы Ту-154 25 декабря 2016 года могла стать конструктивная особенность самолета. По мнению гендиректора компании «Альянс авиационных технологий Авинтел» Виктор Прядка, у Ту-154 есть режим предостережения угла атаки, составляющий около 16-17 градусов, из которого самолет выйти уже не может, если сразу после взлета продолжать энергично набирать высоту. Эксперт полагает, что пилот мог не учесть эту особенность.

По словам другого эксперта, экс-начальника смены главного центра единой системы организации воздушного движения России Виталия Андреева, сложившаяся ситуация «может говорить о том, что на борту сложилась экстренная ситуация - или влияние извне на машину, или встреча с препятствием, которое там вряд ли было ».

«Те версии о неполадках на борту, которые сейчас озвучиваются - разбалансировка рулей, отклонение от установленной траектории полёта - совершенно точно не могли помешать экипажу передать об этом сигнал на землю», - заявляет Андреев.

Мировая реакция

Авиакатастрофа Ту-154 25 декабря 2016 года шокировала мир и вызвала широкий резонанс. Соболезнования выражены лично президентом России , который подписал указ об объявлении траура в связи с крушением Ту-154.

Соболезнования семьям погибших выразили как мировые лидеры, так и неравнодушное население, возлагая цветы у посольств России в своих странах.

Происходят практически ежегодно с момента начала полетов данного типа самолетов. С 1973 по 2011 год было всего несколько годов, в течение которых не произошло бы ни одного происшествия, связанного с Ту-154.

Всего в авариях и катастрофах потеряно было 72 самолета Ту-154. Крупнейшая катастрофа Ту-154 (и всей советской авиации) произошла 10 июля 1985 года под Учкудуком. Перегруженный самолет свалился в штопор по вине экипажа. На борту находилось 200 человек, все они погибли.

Вообще, не смотря на то, что, по мнению некоторых пилотов, Ту-154 излишне сложен для массового пассажирского лайнера и требует высокой квалификации как летного, так и наземного персонала, этот авиалайнер зарекомендовал себя как вполне надежный и безопасный самолет. Тем более, что авиакатастрофы Ту-154 далеко не всегда случаются по вине техники.

Конечно, проблемы у лайнера случаются, но чаще они происходят на самолетах, которые эксплуатируются сверх нормы и не получают соответствующего обслуживания. Кроме того, нередко к катастрофам приводят ошибки экипажа, диспетчеров, либо другие обстоятельства. Например, в 2011 году ошибочно был сбит ракетой украинских ПВО при учениях гражданский рейс, пролетавший над Черным морем…

Из последних катастроф стоит отметить польский Ту-154 , разбившийся под Смоленском в 2010 году. В том самолете находится президень Польши со своей женой, а также множество высокопоставленных чиновников. Все они погибли.

Но случаются и более благоприятные исходы. В 2010 же году самолет с отказавшими двигателями смог благополоучно приземлиться на заброшенном аэродроме в Ижме. Этот легендартный компании Алроса сохранил жизни 81 человеку.

В таблице ниже представлен краткий перечень всех авиакатастроф Ту-154, составленные сайтом Википедия .

Дата Бортовой номер Место происшествия Жертвы/На борту Краткое описание
19.02.1973 85023 Прага 66/100 Потерпел катастрофу, не долетев 470 метров до ВПП.
03.1973 н.д. Киев 0/н.д. Разбился.
07.05.1973 85030 Внуково 0/6 Потерпел аварию при выполнении учебного полета.
10.07.1974 SU-AXB Каир 6/6 Потерпел катастрофу при выполнении учебного полета.
30.09.1975 HA-LCI Бейрут 60/60 Рейс Будапешт-Бейрут, потерпел катастрофу в море при заходе на посадку.
01.06.1976 85102 Малабо 46/46 Врезался в гору при заходе на посадку.
1976 85020 Киев 0/н.д. Грубая посадка. Сейчас в Украинском государственном музее авиации.
02.12.1977 LZ-BTN Бенгази 59/165 Не смог сесть в тумане, исчерпал топливо в поисках запасного аэродрома и совершил грубую посадку.
23.03.1978 LZ-BTB у Дамаска 4/4 Потерпел катастрофу при заходе на посадку.
19.05.1978 85169 Максатиха 4/134 Из-за ошибки бортинженера прекращена подача топлива, совершил аварийную посадку в поле.
18.02.1978 85087 Толмачево 0/н.д. Пожар на борту. Уцелевший хвост лайнера снимался в фильме «Экипаж» .
01.03.1980 85103 Оренбург 0/161 Грубая посадка с деформацией фюзеляжа.
07.07.1980 85355 Алма-Ата 164/164 Потерпел катастрофу на взлете. Сдвиг ветра.
07.08.1980 YP-TPH Мавритания 1/168 Ошибочная посадка на воду за 300 м до ВПП.
08.10.1980 85321 Чита 0/н.д. Грубая посадка.
13.06.1981 85029 Братск 0/н.д. При посадке выкатился с влажной ВПП, оторвался хвост по 28-му ряду.
20.09.1981 85448 Ташкент н.д. Сгорел при заправке.
16.11.1981 85480 Норильск 99/167 Грубая посадка за 470 метров до ВПП из-за отказа руля высоты.
21.10.1981 HA-LCF Прага 0/81 Грубая посадка из-за ошибки экипажа.
11.10.1984 85243 Омск 4+174/179 При посадке столкнулся с аэродромными машинами. Ошибка диспетчера.
23.12.1984 85338 Красноярск 110/110 Пожар третьего двигателя и отказ гидросистем.
10.07.1985 85311 Учкудук 200/200 Перегруженный самолет свалился в плоский штопор на закритических углах атаки по вине экипажа.
1986 7O-ACN Аден н.д. Подробности неизвестны. В это время в стране шла гражданская война.
21.05.1986 85327 Домодедово 0/175 Получил остаточную деформацию конструкции в полете вследствие ошибочных действий экипажа. Самолет превращен в учебное пособие.
18.01.1988 85254 Красноводск 11/143 Грубая посадка, в результате фюзеляж развалился пополам.
08.03.1988 85413 Вещево 9/н. д. Взорван на земле террористами Овечкиными.
24.09.1988 85479 Алеппо 0/168 Сдвиг ветра, грубая посадка, самолет разломился на две части.
24.09.1988 85617 Норильск 0/н.д. Грубая посадка. Самолет превращен в учебное пособие.
13.01.1989 85067 Монровия 0/н.д. Взлет прерван из-за перегруза, выкат с ВПП.
09.02.1989 YR-TPJ Бухарест 5/5 Тренировочный полет. Разбился при взлете из-за отказа двигателя.
20.10.1990 85186 Кутаиси 0/171 Из-за перегруза при предельной передней центровке подломилась носовая стойка шасси.
17.11.1990 85664 Чехия 0/6 Перевозил сигареты из Швейцарии, в полете груз загорелся. Пилоты посадили самолет в поле, где он полностью сгорел.
23.05.1991 85097 Пулково 2+13/178 Грубая посадка, подломилась стойка шасси и самолет развалился.
14.09.1991 CU-T1227 Мехико 0/112
05.06.1992 LZ-BTD Варна 0/130 При посадке в ливень выкатился за пределы ВПП.
18.06.1992 85282 Братск 1+0/0 Сгорел при заправке. Погиб бригадир заправщиков, уведший горящий бензовоз от аэровокзала.
18.06.1992 85234 Братск 0/0 Сгорел при заправке вместе с бортом 85282.
20.07.1992 85222 Тбилиси 4+24/24 Потерпел катастрофу при взлете из-за перегруза.
01.08.1992 YA-TAP Кабул 0/0 Уничтожен на стоянке минометным огнем. До этого был подбит при заходе на посадку, но тогда повреждения были не очень значительными
05.09.1992 85269 Киев 0/147 Возврат в аэропорт, не вышла левая стойка шасси, грубая посадка.
13.10.1992 85528 Владивосток 0/67
05.12.1992 85105 Ереван 0/154 При посадке выкатился за пределы ВПП.
19.01.1993 85533 Дели 0/165 Грубая посадка из-за ошибки пилота, промахнувшегося мимо ВПП.
08.02.1993 EP-ITD у Тегерана 2+131/131 Столкнулся в воздухе с Су-22 ВВС Ирана.
22.09.1993 85163 Сухуми 108/132 Поврежден ракетой, выпущенной абхазскими силами при заходе на посадку в аэропорт г. Сухуми. Экипаж попытался произвести посадку, но в результате грубого столкновения с ВПП на борту начался пожар.
23.09.1993 85359 Сухуми 0/0 Попал под обстрел абхазских войск.
25.12.1993 85296 Грозный 0/172 Грубая посадка – подломилась носовая стойка шасси. Уничтожен на ремонтной стоянке в ходе авиаудара 1 декабря 1994 года.
03.01.1994 85656 Иркутск 1+125/125 Пожар двигателя при взлете, вызвавший отказ гидросистем.
06.06.1994 B-2610 Сиань 160/160 Развалился в воздухе из-за перегрузок при неверно настроенном автопилоте.
21.01.1995 85455 Карачи 0/117 Не смог взлететь из-за перегруза, выкатился за пределы ВПП.
07.12.1995 85164 Хабаровск 98/98 Несимметричная перекачка топлива из баков; КВС по ошибке увеличил образовавшийся правый крен и полет стал неуправляемым .
29.08.1996 85621 Лонгйир 141/141 Врезался в гору при заходе на посадку. Ошибка экипажа.
13.09.1997 11+02 Намибия 24/24 Военный. Столкнулся в воздухе с C-141 ВВС США.
15.12.1997 85281 Шарджа 85/86 Посадка до ВПП. Ошибка экипажа.
29.08.1998 CU-T1264 Кито 10+70/91 Прерванный взлет, самолет выкатился за пределы ВПП и загорелся.
24.02.1999 B-2622 Жуйань 61/61 При снижении произошел отказ техники.
04.07.2000 HA-LCR Салоники 0/76 Не смог уйти на второй круг из-за резкого торможения, чтобы не столкнуться с другим самолетом на занятой ВПП.
03.07.2001 85845 Иркутск 145/145 Разбился при заходе на посадку из-за ошибок пилотирования.
04.10.2001 85693 Черное море 78/78 Ошибочно сбит ракетой украинских ПВО при учениях.
12.02.2002 EP-MBS Хорремабад 119/119 Разбился при снижении.
20.02.2002 EP-LBX Мешхед 0/н.д. Грубая посадка. Поврежден при ремонте во Внуково, списан.
01.07.2002 85816 Юберлинген 69/69 Столкнулся в воздухе с Боингом 757 из-за ошибок диспетчера.
24.08.2004 85556 Миллерово 46/46 Взорван в воздухе террористом-смертником.
22.08.2006 85185 Донецк 170/170 Ошибка командира воздушного судна: попытка облета грозового фронта сверху на предельной высоте. Сваливание в «плоский штопор».
01.09.2006 EP-MCF Мешхед 29/147 При посадке лопнула шина, самолет выкатился за пределы ВПП и загорелся.
30.06.2008 85667 Пулково 0/112 Пожар двигателя при взлете. Взлет прерван, машина списана.
08.05.2009 EP-MCR у Мешхеда 0/169 Попал в сильную турбулентность, поврежден градом. Списан.
15.07.2009 EP-CPG у Казвина 168/168 Разрушение двигателя на эшелоне. Потерял управление и разбился.
24.01.2010 85787 Мешхед 0/170 При грубой посадке у лайнера отвалился хвост, начался пожар.
10.04.2010 101 Смоленск 96/96 Потерпел катастрофу при пробном заходе на посадку в густом тумане. На борту был президент Польши Лех Качиньский и другие высокопоставленные лица.
04.12.2010 85744 Домодедово 2/163 Отказ двух двигателей после взлета из Внуково. При аварийной посадке в Домодедово выкатился за пределы ВПП и развалился на части.
01.01.2011 85588 Сургут 3/134 При подготовке к взлету на борту начался пожар: причины выясняются, наиболее вероятная – неисправность электрооборудования.


Вверх