Морфологический разбор глаголов. Морфологический разбор глагола

Разбор слова по составу называют ещё морфемным разбором и обозначают цифрой 2 .

Например, увидела2.

Морфемный разбор выполняется в определенном порядке. Давайте познакомимся с алгоритмом разбора глагола по составу.

  1. Во-первых, необходимо определить форму глагола .

Глагол имеет две формы: начальную или неопределенную форму глагола и личную . Глаголы начальной формы отвечают на вопросы: что делать? что сделать? В начальной форме глаголы имеют суффиксы -ть,-ти, -чь.

  • (что делать?) беречь, стеречь, везти; (что сделать?) подарить.

Глаголы в личной форме согласуются с личными местоимениями и указывают на тот объект, который совершает действия.

  1. Затем необходимо выделить части слова , которые не входят в основу .

У глаголов такими морфемами являются:

  • Суффиксы начальной или неопределенной формы глагола -ть, -ти, -чь.

Данные суффиксы не образуют новых слов, не изменяют лексического значения слова, а лишь изменяют форму глагола, то есть образуют начальную форму. Поэтому суффиксы -ть, -ти, -чь в основу не включаются. Если глагол стоит в неопределенной форме, то эти суффиксы необходимо выделить в первую очередь.

  • Суффикс глаголов прошедшего времени -л , так как он не образует нового слова, а образует форму глагола прошедшего времени.

Например:

  • Личные окончания глаголов . Для того чтобы найти и выделить личное окончание глагола, необходимо проспрягать глагол, то есть изменить его по лицам и числам. Изменяемая часть слова и будет являться окончанием.

Например, найдем окончание у глагола работает.

Проспрягаем данный глагол:

  • -ет будет являться личным окончанием глагола. Личное окончание глагола заключается в прямоугольник.

Эти морфемы не входят в основу у глаголов, поскольку не участвуют в образовании новых слов.

  1. Далее выделяем основу слова .

Основа слова - это часть слова без окончания. Именно в основе заключается лексическое значение слова.

Суффикс глаголов -ся (-сь) входит в основу слова. При разборе основа выделяется квадратной скобкой под словом, она может быть прерывистой.

  1. Следующий пункт разбора - определение корня слова .

Любое слово имеет корень , без этой морфемы не существует ни одного слова, именно в корне заключен общий смысл всех однокоренных слов. Для того чтобы определить корень, необходимо подобрать несколько родственных слов.

Общая часть этих слов, в которой заключено основное лексическое значение, и будет являться корнем .

Например, найдем корень у глагола проверить . Родственными словами к этому глаголу будут: проверка, заверить, поверить, доверять, вера, поверенный . Одинаковая часть этих слов, в которой заключено их основное лексическое значение

- вер . Это и будет корень слова проверить.

При определении корня не следует подбирать разные формы одного слова. Например, для того, чтобы определить корень слова проверить , не следует подбирать слова: проверил, проверила, проверять .

На письме корень слова выделяется дугой (над словом).

  1. Вслед за корнем выделяют приставку (если она есть в слове) - морфему, которая участвует в словообразовании однокоренных слов и стоит перед корнем.

У возвратных глаголов необходимо выделить суффиксы -сь и -ся-.

Например, в слове возвращаться -ся - это суффикс, и он входит в основу слова.

У глаголов также могут быть суффиксы:

§2. Примеры разбора глаголов по составу

Давайте в качестве примера разберем по составу глагол выходить .

Определим форму глагола. Для этого поставим к нему вопрос (что делать?) выходить . Это глагол неопределенной формы.

Вслед за корнем выделим приставку, которая стоит перед ним. Это приставка -вы .

Часть слова, стоящая после корня перед формообразующим суффиксом -ть- , будет являться суффиксом глагола. И это будет суффикс - .

Запись разбора глагола в тетради будет такой:

Давайте выполним разбор еще одного глагола - переглядываются .

Определим форму глагола. Поставим вопрос (что делают?) переглядываются .

Глагол указывает на действие нескольких лиц и согласуется с личным местоимением они. Следовательно, данный глагол стоит в личной форме - 3 лица, множественного числа, настоящего времени.

Выделим части слова, которые не входят в основу.

В нашем случае это будет личное окончание глагола. Для того чтобы его определить, проспрягаем глагол: переглядывается, переглядываемся, переглядываешься .

  1. Найдем корень слова.

У глагола переглядываются два суффикса. Суффикс глагола -ыва- стоит после корня перед личным окончанием глагола.

Входит в основу и суффикс глагола возвратной формы -ся .

Запись в тетради будет иметь такой вид:

§3. Краткие итоги уроков

Итак, подведём итог урока.

При разборе глагола по составу необходимо найти и выделить все формообразующие и словообразующие морфемы. Производить разбор глагола по составу следует по следующему алгоритму:

  1. Определяем форму глагола .
  2. Выделяем морфемы , которые не входят в основу слова : личное окончание глагола, суффиксы -ть, -ти, -чь, -л.
  3. Выделяем основу слова .
  4. Подбираем родственные слова и выделяем корень слова .
  5. Перед корнем находим и выделяем приставку (если она имеется в слове).
  6. Следующим шагом находим и выделяем суффикс или суффиксы глагола (если они существуют).

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/4-klass/russian/Razbor-glagola-po-sostavu

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

План разбора глагола

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 вид (совершенный, несовершенный);
2 возвратность (невозвратный, возвратный);
3 переходность (переходный, непереходный);
4 спряжение ;
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 наклонение ;
2 время (в изъявительном наклонении);
3 число ;
4 лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении);
5 род (в единственном числе прошедшего времени и сослагательного наклонения).
III Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении).

Образцы разбора глаголов

Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).

Любишь

  1. что делаешь?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.

    2) настоящего времени;
    3) единственного числа;
    4) 2-го лица.

Кататься

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делать?
  2. Н. ф. - кататься . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме инфинитива (неизменяемая форма).
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Люби

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что делай?
  2. Н. ф. - любить . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) несовершенный вид;
    2) невозвратный;
    3) переходный;
    4) II спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) повелительного наклонения;
    2) единственного числа;
    3) 2-го лица.
  3. В предложении является частью составного глагольного сказуемого.

Началась пахота (Пришвин).

Началась

  1. Глагол; обозначает действие; отвечает на вопрос что сделала?
  2. Н. ф. - начаться . Морфологические признаки:
    А) Постоянные морфологические признаки:
    1) совершенный вид;
    2) возвратный;
    3) непереходный;
    4) I спряжение.
    Б) Непостоянные морфологические признаки. Употреблён в форме:
    1) изъявительного наклонения;
    2) прошедшего времени;
    3) единственного числа;
    4) женского рода.
  3. В предложении является сказуемым.

Ученики школ и студенты филологических факультетов обязательно выполняют морфологический разбор различных частей речи. Среди них глагол обычно принято считать наиболее сложным для анализа, поскольку у него много грамматических категорий, которые достаточно трудно определить. Чтобы сделать морфологический разбор глагола правильно, важно точно знать все требования к нему, следовать алгоритму, учитывать все особенности каждой грамматической категории. Сам разбор необходимо выполнять тщательно, внимательно относиться к любому пункту, не забывать об общих правилах анализа. Именно морфологический разбор становится отличным способом регулярно и эффективно повторять грамматические категории глагола, помогает на практике определять свойства глагола, не путать категории и правильно их определять на конкретных примерах.

Выполняем морфологический разбор глагола. Основные принципы разбора, особенности грамматических категорий глагола
Делайте морфологический разбор глагола внимательно. Постарайтесь вникнуть в содержание текста, смысл анализируемого слова. Это необходимо для правильного определения инфинитива, синтаксической роли слова. Сосредоточьтесь и не отвлекайтесь на посторонние факторы. Работайте сначала на черновике. Только полностью выполнив разбор, проверив его, можно приступать к переписыванию на чистовик.
  1. Сначала вам понадобится указать неопределённую форму глагола, инфинитив. Для этого нужно поставить слово в форму, отвечающую на вопрос что делать? или что сделать? Обратите внимание: вопрос должен соответствовать вашему глаголу. Если перед вами глагол «читает», нужно задавать вопрос что делать? (что делает? – читает ), а не что сделать? То есть инфинитив для глагола читает – читать, а не прочитать. Не путайте глаголы разной видовой принадлежности, поскольку вид – это постоянный признак глагола. Он сохраняется, когда вы определяете инфинитив.
  2. Зачастую ученики и студенты забывают записать общее грамматическое значение слова как части речи. Не пропускайте данный пункт. Здесь вам достаточно указать уже выученное общее значение глагола – действие. Оно одинаково для всех единиц.
  3. Следующая категория – возвратность глагола. В школе многие привыкли, что определить возвратность очень просто: достаточно посмотреть на слово, выяснить, есть ли у него формальный показатель возвратности. Им является постфикс –ся, или –сь. Например: тороплюсь, смеётся. На самом деле к данной категории нужно относиться более внимательно, а слово необходимо анализировать глубже и тщательнее. Запомните несколько важных моментов.
    • Возвратным может быть только непереходный глагол. Лучше сначала определить его переходность, а уже после этого анализировать возвратность. Однако в разборах принято сначала указывать возвратность. Поэтому сделать морфологический разбор глагола лучше сначала на черновике, а затем переписывать в заданном порядке.
    • Постфикс –ся или –сь – обязательный признак возвратности.
    • Не путайте невозвратные глаголы с постфиксами –ся или –сь с возвратными. Возвратными не являются глаголы, имеющие данные формальные показатели (постфиксы), но относящиеся к глаголам, которые имеют безличное значение или указывают на интенсивность действия. Например: не думается, стучаться . Эти глаголы – невозвратные.
  4. Точно определяйте переходность глагола. Принято выяснять переходность глагола простым способом. Вам достаточно составить словосочетание с глаголом таким образом, чтобы зависимое слово оказалось в винительном падеже. Запишите словосочетание. Обратите внимание, есть ли в нём предлог. Отсутствие предлога – формальный показатель переходности глагола.

    Переходный глагол должен обозначать в вашем словосочетании действие, направленное на предмет. Сам предмет в результате действия изменяется, возникает. Запомните: вам важно выяснить потенциал слова, подобрать нужное словосочетание, а не просто посмотреть, есть ли предлог в имеющемся контексте.

  5. Грамматическая категория вида чаще всего не вызывает затруднений при морфологическом разборе.
    • Несовершенный вид обозначает действие, которое ещё не завершено, находится в процессе и развитии. Оно пока не закончено, что и дало название виду. Обратите внимание, что от времени вид в данном случае не зависит: глаголы несовершенного вида употребляются во всех трёх временах. Например: он выполняет работу, он будет выполнять работу, он выполнял работу. Прошедшее время не даёт нам представления о завершённости действия, его результате: возможно, человек выполнял работу, но не выполнил её.
    • Совершенный вид сигнализирует о законченности действия. Действие было прекращено, оно достигло своего предела. Нередко глаголы совершенного вида образуются от несовершенных с помощью приставок: читал – прочитал .
    • Простой способ выяснить вид глагола – задать к нему вопрос. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос «что сделать?», а несовершенного – «что делать?».
    • Важный момент: глаголы совершенного вида не употребляются в настоящем времени.
  6. Спряжение глагола – очень непростая для определения грамматическая категория. Вам потребуется знание исключений, окончаний глаголов, которые относятся к конкретному спряжению. Лучше всего хорошо выучить окончания, а также несколько глаголов, относящихся ко второму спряжению.
    • Когда личное окончание глагола находится под ударением, вы сможете определить спряжение по нему. Лучше всего поставить глагол в форму третьего лица множественного числа.
    • Окончания глаголов первого спряжения: -у (-ю), -ут (-ют), -ешь, -ет, -ем, -ете.
    • Окончания глаголов второго спряжения: -им, -ит, -ишь, -ите, -ат (-ят), -у (-ю).
    • Если личное окончание глагола является безударным, спряжение определяйте по инфинитиву.
    • Глагола первого спряжения – все глаголы с безударным личным окончанием, а также слова стелить, брить.
    • Глаголы второго спряжения – все глаголы, имеющие безударное личное окончание, с инфинитивом на –ить, а также несколько слов-исключений: слышать, дышать, держать, гнать, обидеть, терпеть, ненавидеть, смотреть, вертеть, видеть, зависеть.
    • Существуют в русском языке и разноспрягаемые глаголы: бежать, хотеть. Есть глаголы, которые склоняются с особыми окончаниями. Например, создать, дать.
  7. Следующая категория, в которой вам необходимо хорошо разбираться, чтобы сделать морфологический разбор глагола правильно, – категория наклонения. Известны три формы наклонения: сослагательное (условное), повелительное, изъявительное. Чаще всего вы встречаете глаголы изъявительного наклонения, но вам нужно уметь определять любое наклонение.
    • Глагол в изъявительном наклонении имеет формы времени, лица, числа, а также рода, если он употреблён в прошедшем времени. Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые будут происходить, происходят или происходили когда-то.
    • Глаголы в повелительном наклонении побуждают к действию, выражают просьбу, приказ или рекомендацию. В данном наклонении глаголы могут изменяться только по числам.
    • Желательное или возможное действие обозначают глаголы в условном наклонении. Эти глаголы изменяются по числам и родам, но не имеют форм времени.
  8. Категория времени есть только у глаголов в изъявительном наклонении, в других случаях её определять не нужно. Обратите внимание на некоторые нюансы:
    • Настоящего времени нет у глаголов совершенного вида.
    • Сложную форму будущего времени образуют глаголы несовершенного вида. Например: буду смотреть.
    Определяя непостоянные признаки, не забывайте, что далеко не все из них могут присутствовать у вашего глагола. Помните особенности грамматических категорий, чтобы не тратить время на установление какого-то признака.
Порядок морфологического разбора глагола: этапы работы
  1. Выпишите слово из контекста – именно так, как оно там употреблено. Это – словоформа вашего глагола.
  2. Выясните неопределённую форму глагола. Запишите полученный инфинитив.
  3. Обозначьте общее грамматическое значение глагола – действие.
  4. Определите по порядку все неизменяемые грамматические категории глагола:
    • возвратность;
    • переходность;
    • вид;
    • спряжение.
  5. Определите изменяемые грамматические категории глагола:
    • наклонение;
    • время;
    • число;
    • лицо;
    • род.
    Желательно применять традиционную формулировку: глагол употреблён в форме.
  6. Выясните синтаксическую роль глагола в предложении. Чаще всего глаголы являются сказуемыми. Выпишите предложение и подчеркните в нём глагол в соответствии с его синтаксической функцией. Запишите, каким членом предложения он является.
Не забывайте об основных особенностях грамматических категорий глагола, нюансах морфологического разбора, выполняйте анализ в соответствии с алгоритмом. Тогда вы сможете сделать морфологический разбор глагола тщательно и правильно.

§1. Разбор глагола как части речи

Морфологический разбор любой части речи выполняется в строгом порядке. Давайте познакомимся с планом морфологического разбора глагола.

Например: слово обжигали обозначает действие предмета и отвечает на вопрос − что делали? обжигали - следовательно, это глагол.

Например, для глагола обжигали начальная форма − что делать? - обжигать.

В русском языке различают два типа спряжения глаголов: 1 спряжение и 2 спряжение. Спряжение глагола определяется по его окончанию или суффиксу глагола в неопределенной форме. К 1 спряжению относятся глаголы с окончаниями у, ю, ем, ём, ешь, ёшь, ете, ёте, ет, ёт, ут, ют. Ко 2 спряжению относятся глаголы с окончаниями - у, ю, им, ишь, ите, ит, ат, ят.

Глаголы изменяются по временам и бывают настоящего, прошедшего и будущего времени. Глаголы настоящего времени обозначают действие, которое свершается в момент речи говорящего и отвечают на вопросы что делает? что делают? Если действие произошло до момента речи - это глагол прошедшего времени. Такие глаголы отвечают на вопросы − что делал? что сделал? Действие, которое произойдет после момента речи, обозначается глаголом будущего времени. Эти глаголы отвечают на вопросы − что сделает? что будет делать?

Когда глагол обозначает действие одного лица либо предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает? - это глагол единственного числа. Глагол множественного числа обозначает действие группы лиц или предметов и отвечает на вопросы − что делают? что сделают?

Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам. Для того чтобы определить, к какому лицу относится глагол, необходимо согласовать его с местоимением 1, 2 или 3 лица. У глаголов прошедшего времени единственного числа определяется род. Различают глаголы женского, мужского и среднего рода. У глаголов прошедшего времени множественного числа род не определяется.

§2. Пример устного разбора глагола

Выполним устный разбор глагола “любуются” из предложения «Люди любуются красивыми цветами».

1. Любуются - глагол. Слово обозначает действие предмета и отвечает на вопрос: люди что делают? любуются.

2. Начальная форма - (что делать?) любоваться.

3. Постоянные признаки: первое спряжение. Глагол имеет окончание -ют-, что указывает на первое спряжение.

4. Непостоянные признаки: глагол употреблен в настоящем времени (действие происходит в момент речи говорящего, глагол отвечает на вопрос − что делают?), в 3-м лице (согласуется с местоимением они), во множественном числе (обозначает действие, которое совершается группой людей).

5. В предложении является сказуемым: Люди (что делают?) любуются.

§3. Пример письменного разбора глагола

Письменно морфологический разбор глагола выглядит следующим образом:

Люди любуются красивыми цветами.

Любуются - (что делают?) глаг.,

н.ф. - любоваться,

1 спр., наст. вр., 3-е л., мн.ч., сказуемое.

§4. Краткие итоги по теме урока

Характеристика слова как части речи с учетом особенностей его использования называется морфологическим разбором. При разборе глагола как части речи указываются все его постоянные и непостоянные грамматические категории. Производить морфологический разбор следует по плану:

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.

2. Начальная форма (неопределенная форма).

3. Спряжение.

4. Время. Лицо и число − для глаголов в настоящем или будущем времени, род и число - в прошедшем времени.

5. Роль в предложении.

ИСТОЧНИКИ

http://znaika.ru/catalog/4-klass/russian/Razbor-glagola-kak-chasti-rechi



Вверх