Матильда Кшесинская - биография, фото, Николай II, личная жизнь великой балерины. «Это был первый грех на моей совести

      • Хроника событий

        Материалов по теме: 19

        Матильда Кшесинская и Николай II: любовь балерины и будущего императора

        Матильда Кшесинская и цесаревич Николай, будущий Николай II - вокруг их романа остается масса загадок. Мы впервые публикуем дневник балерины, который она вела в 1890-е годы. В Фонде театрального музея имени Бахрушина хранятся тетради, где Кшесинская записывала детали любовной истории. Эмигрировав во Францию, уже в 1950-х годах, она напечатала свои воспоминания, однако в дневниках Матильды Кшесинской происходившее между ней и Николаем выглядит иначе.

        • Уходящий 2017 год во многом прошел «под знаком» Матильды Кшесинской. В историческом плане спорили, пытаясь докопаться до истины в любовных отношениях между балериной и будущим императором Николаем II. Мы исследовали в архиве и опубликовали неизданные дневники Кшесинской и Николая. Но сюрпризы продолжаются. В Госархиве РФ мы нашли неизданный фрагмент мемуаров Кшесинской, в котором говорится: она была беременна от цесаревича!

          В числе самых обсуждаемых тем всего уходящего 2017-го, безусловно, «роковая» балерина Матильда Кшесинская и ее амурная история с цесаревичем Николаем. А одна из самых популярных тем на исходе декабря - собачья, знаменующая наступление года Собаки. Корреспондент «МК» попытался объединить эти два «ингредиента», и в итоге получился весьма «игристый» коктейль. Формула простая и интригующая: Матильда + собаки = тайна.

          Речь идет об уцелевшем за рубежом документах, принадлежавших великой княгине Ксении Александровне – младшей сестре последнего русского императора Николая Второго. Вечером 6 декабря состоялась торжественная церемония передачи части семейного архива Романовых, приобретенного одним из российских благотворительных фондов – в общей сложности 95 документов, – Государственному архиву Российской Федерации.

          Николай II и Матильда Кшесинская: уже более ста лет их взаимоотношения не дают покоя историкам, политикам, писателям, досужим сплетникам, ревнителям нравственности... В Государственном архиве РФ мы ознакомились с дневниками Николая Романова, которые он вел в 1890-1894 годах (основная часть этих записей была известна лишь узкому кругу специалистов). Дневники проливают свет на разгар романа балерины с цесаревичем.

          На фоне регулярно возникающих «бурь» вокруг фильма «Матильда» фонд «Общественное мнение» решил выяснить отношение к этой ленте у рядовых россиян, – собираются ли они посмотреть на экране перипетии любовных отношений наследника престола Николая Романова и балерины Матильды Кшесинской? Итог проведенного опроса выглядит впечатляюще.

          В столице Чечни, на проспекте Путина, может появиться новый дискуссионный клуб, где будут демонстрироваться и обсуждаться «спорные» ленты, а также произведения литературы и прочих видов искусства. С такой идеей и предложением ее финансировать выступил израильский меценат, родившийся в Грозном. Подробности «МК» выяснил в Первой патентной компании, куда израильтянин подал заявку на закрепление за проектом названия «Грозная Матильда».

          Протодиакон Андрей Кураев и режиссер, он же «митёк», Виктор Тихомиров представили на кинофестивале «Окно в Европу» в Выборге документальную картину «Андрей Кураев. Прямая речь». Но речь пошла не только о ней, но и о фильме «Алексея Учителя «Матильда».

          Сегодня скандал вокруг нового фильма Алексея Учителя «Матильда» принял новый оборот – его главный общественный критик, депутат ГД Наталья Поклонская, у себя на странице в социальных сетях сообщила, что православных верующих, посмотревших фильм на закрытых показах, духовники отлучили от причастия на полгода.

          Книга под названием «Ложь “Матильды“» о еще не вышедшем, но уже изрядно нашумевшем фильме Алексея Учителя появилась в продаже в церковной лавке Патриаршего подворья в Екатеринбурге. Ее автор, историк Петр Мультатули задался целью ответить на вопросы депутата Госдумы Натальи Поклонской, какие образы Николая II и Александры Федоровны формируются кинокартиной и искажаются ли в нем реальные факты.

          Разбирая два века спустя, насколько грамотно балерина Матильда Кшесинская, как сейчас бы сказали, «клеила» цесаревича Николая, эксперты подчеркивают, что игра чувств, глаз, жестов, телесные реакции, спонтанные эмоции и рассудочные доводы - вне времени. Подобный дневник могла бы писать и сегодняшняя девушка (балерина, артистка, спортсменка, etc), только вместо писем были бы месседжи, а вместо троек с казаками - бронированные мерседесы с охранниками.

          Сегодня мы публикуем заключительную часть дневников Матильды Кшесинской, хранящихся в фоне музея Бахрушина. Роман балерины с наследником престола достигает пика: между Матильдой и Николаем происходит разговор о переходе к более близким отношениям. Наконец Николай говорит: «Пора!». А Матильда «бережет силы к воскресенью», когда должно свершиться главное.

          Вокруг нашей публикации ранее не издававшихся дневников Матильды Кшесинской разгорелась нешуточная дискуссия. Одни читатели упрекают нас ни много, ни мало, в «атаке на память Николая II» и называют дневник балерины фальшивкой, другие, наоборот, ликуют - дескать, трепещите, Наталья Поклонская и прочие монархисты. Терпение, дамы и господа: в следующей части завеса тайны над кульминацией романа приоткроется.

          Мы публикуем очередную часть хранящегося в архиве музея Бахрушина дневника балерины Матильды Кшесинской о ее романтических отношениях с цесаревичем Николаем. Наследник престола навещает Кшесинскую у нее дома, соблюдая в меру сил правила конспирации. Матильда же испытывает муки ревности из-за принцессы Алисы Гессенской и окончательно теряет голову.

          Мы продолжаем публиковать неизданный дневник Матильды Кшесинской времен ее романа с наследником престола, будущим императором Николаем II. Четыре тетради, где балерина записывала «по горячим следам» детали встреч с цесаревичем, хранятся в фонде музея Бахрушина. До поры, до времени мимолетные рандеву Матильды и Николая происходили лишь в театре или во время «случайных встреч» во время прогулок по центру Петербурга.

          Роман наследника престола, будущего императора Николая II и балерины Матильды Кшесинской продолжает оставаться одной из самых загадочных историй любви. В фондах музея Бахрушина мы прочли — полностью эти документы никогда еще не публиковались. И в них отношения Николая и Матильды выглядят иначе, нежели балерина описала в своих поздних, широко изданных воспоминаниях. Все детали —.

          «МК» благодарит Государственный центральный музей театрального искусства им. А.А. Бахрушина за помощь в подготовке публикации.

  • Будущий император России и восходящая звезда сцены познакомились почти случайно и сразу же поддались страсти, хотя и понимали, что их роман обречен. SPB.AIF.RU рассказывает об истории любви балерины Матильды Кшесинской и последнего русского царя.

    В 1890 году 18-летняя Матильда Кшесинская – еще никому неизвестная, но подающая больше надежды девочка, заканчивает Императорское театральное училище. По обычаю после выпускного показательного выступления Матильду и других выпускников представляют венценосной фамилии. Особенное благоволение к юному дарованию проявляет Александр III, с восторгом следящий за пируэтами и арабесками танцовщицы. Правда, Матильда была приходящей воспитанницей училища, а таким не полагалось присутствовать на праздничном банкете с членами царской семьи. Однако Александр, заметивший отсутствие хрупкой темноволосой девушки, приказал немедленно ввести ее в залу, где им и были произнесены судьбоносные слова: «Мадмуазель! Будьте украшением и славою нашего балета!»

    За столом Матильду усадили рядом с цесаревичем Николаем, который, несмотря на свое положение и юный возраст (ему тогда было 22 года), не был замечен к тому времени ни в одной амурной истории, где он смог бы продемонстрировать свой пыл и темперамент. Пыл и темперамент – нет, а преданность и нежность – очень даже.

    Мечты о женитьбе

    В январе 1889 года по приглашению великого князя Сергея Александровича в Петербург прибывает принцесса Алиса Гессен-Дармштадтская – внучка английской королевы Виктории. Остановившейся во дворце Белосельских-Белозерских девушке был представлен цесаревич Николай (Александр III приходился принцессе крестным отцом). За шесть недель, что будущая императрица России прибывала в Петербурге, она успела покорить кроткое сердце будущего императора и пробудить в нем неистовое желание связать себя с ней узами брака. Но когда до Александра III дошли слухи, что Николай хочет жениться на Алисе, он, приказал сыну забыть об этом желании. Дело в том, что Александр с супругой Марией Федоровной надеялись женить сына на дочери претендента на престол Франции Луи-Филиппа Луизе Генриетте, которую американская газета The Washington Post даже нарекла «воплощением женского здоровья и красоты, изящной спортсменкой и очаровательным полиглотом».

    2.


    К моменту знакомства с Кшесинской Николай уже намеревался жениться на Алисе Гессен-Дармштадтской. Фото: Commons

    Это уже потом, в 1894 году, когда здоровье императора стало резко ухудшаться, а Николай с несвойственной ему горячностью продолжал настаивать на своем, отношение изменилось – благо сестра Алисы Великая княгиня Елизавета Федоровна, способствовала не только сближению престолонаследника и принцессы, помогая в переписке влюбленных, но и скрытыми методами воздействовала на Александра. Вследствие всех этих причин весной 1894 года и появился манифест, в котором объявили о помолвке цесаревича и Алисы Гессен-Дармштадской. Но это было после.

    «Малютка» Кшесинская и Никки

    А в 1890 году, когда Николай мог только переписываться со своей Алисой, его неожиданно знакомят с Матильдой Кшесинской – по мнению некоторых историков, хитроумный Александр решил, что нужно отвлечь Николая от его любви и направить энергию в другое русло. Прожект императора удался: уже летом цесаревич пишет в дневнике: «Малютка Кшесинская положительно меня занимает…» - и регулярно посещает ее выступления.
    «Малютка» Кшесинская прекрасно понимала, в какую игру она вступает, но только едва ли могла осознать, насколько далеко продвинется в отношениях с членами царской фамилии. Когда в общении с Николаем наметился сдвиг, Матильда объявила отцу - известному польскому танцовщику, выступавшему на сцене Мариинского, - что стала возлюбленной Николая. Отец выслушал дочь и задал лишь один вопрос: осознает ли она, что роман с будущим императором ничем не кончится? На этот вопрос, который она и сама себе задавала, Матильда ответила, что желает испить чашу любви до дна.
    Ровно два года длился роман темпераментной и яркой балерины и не привыкшего демонстрировать свои чувства будущего императора России. Кшесинская испытывала по-настоящему сильные чувства к Николаю и даже считала отношения с ним знаком судьбы: и он и она были «отмечены» цифрой два: он должен был стать Николаем Вторым, а ее на сцене назвали Кшесинская-2: в театре также работала старшая сестра Матильды Юлия. Когда их отношения только начались, Кшесинская восторженно писала в своем дневнике: «влюбилась в Наследника с первой нашей встречи. После летнего сезона в Красном селе, когда я могла встретиться и говорить с ним, мое чувство заполнило всю мою душу, и я только о нем и могла думать…»

    Встречались возлюбленные чаще всего в доме семьи Кшесинских и особенно не таились: при дворе никакие секреты были невозможны, да и сам император прикрывал глаза на роман сына. Даже имел место случай, когда в дом нагрянул градоначальник, спешивший сообщить, что государь спешно требует сына к себе в Аничков дворец. Однако для соблюдения приличий для Кшесинской был куплен особняк на Английской набережной, где возлюбленные могли видеться уже безо всяких помех.

    Конец истории

    Отношения закончились в 1894 году. Матильда, готовая с самого начала к такому исходу, не билась в истерике, не плакала: сдержанно прощаясь с Николаем, она держит себя с достоинством, подобающим королеве, но никак не брошенной любовнице.

    3.


    Известие о расставании балерина восприняла спокойно. Фото: Commons.

    Невозможно утверждать, что это был преднамеренный расчет, однако поведение Кшесинской привело к положительному результату: Николай всегда с теплотой вспоминал свою подругу, а на прощание попросил ее обращаться к нему всегда на «ты», называть по-прежнему домашним прозвищем «Никки» и в случае беды всегда обращаться к нему. К помощи Николая Кшесинская позднее действительно прибегнет, однако исключительно в профессиональных целях, касающихся закулисных театральных интриг.
    На этом месте их отношения были окончательно разорваны. Матильда продолжала танцевать и с особенным вдохновением парила над сценой, когда видела в царской ложе своего бывшего любовника. А Николай, надевший корону, целиком погрузился в государственные заботы, павшие на него по смерти Александра III, и в тихий омут семейной жизни с желанной Аликс, как он нежно называл Александру Федоровну – бывшую принцессу Алису Гессен-Дармштадтскую.

    Когда только состоялась помолвка, Николай честно рассказал о своей связи с балериной, на что та ответила: «Что прошло, то прошло и никогда не вернется. Все мы в этом мире окружены соблазнами, а когда мы молоды, то не всегда можем бороться, чтобы устоять перед искушением… Я люблю тебя даже сильнее с тех пор, как ты рассказал мне эту историю. Твое доверие так глубоко трогает меня… Смогу ли я быть его достойной?..»

    Несколькими годами позже Николая ждали страшные потрясения и ужасный конец: Русско-японская война, Кровавое воскресенье, череда убийств высокопоставленных чиновников, Первая мировая война, народное недовольство, переросшее в революцию, унизительная ссылка его и всей семьи, и, наконец, расстрел в подвале Ипатьевского дома.

    4.


    Матильда Кшесинская с сыном. Фото: Commons.

    Кшесинскую же ждала иная судьба – слава одной из самых богатых женщин Империи, любовная связь с Великим князем Сергеем Михайловичем, от которого она родит сына, эмиграция в Европу, роман с Великим князем Андреем Владимировичем, который даст ребенку свое отчество, и слава одной из лучших балерин своего времени и одной из самых привлекательных женщин эпохи, вскружившей голову самому императору Николаю.

    Имя: Матильда Кшесинская

    Дата рождения: 31.08.1872

    Возраст: 146 лет

    Место рождения: Санкт-Петербург, Российская империя

    Деятельность: балерина, педагог

    Семейное положение: замужем

    Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской сейчас очень активно обсуждаются. Это имя у всех на устах после премьеры нашумевшего фильма «Матильда», в котором самодержец, канонизированный святой православной церковью, показан как обыкновенный страстный человек. Это шокировало многих, особенно верующих. И, как известно, многие люди сейчас выступают с протестами. Так кем же была на самом деле эта таинственная женщина?


    Детство и юность Матильды

    Матильда Кшесинская родилась 31 августа 1872 года. Ее биография началась в городке Лигово Санкт-Петербургского уезда.

    Родители Матильды были актерами балета, поляк Феликс и Юлия. Отец выступал в Мариинском театре, а мать была артисткой кордебалета. Личная жизнь Феликса и Юлии Кшесинских сложилась удачно, у них родилось трое детей, несмотря на то, что у Юлии до брака с Феликсом было 5 детей от первого мужа. В девичестве фамилия матери была Доминская. Она была замужем за известным танцором Леде, который погиб, оставив ее одну с детьми.

    Матильда с детства проявляла способности к театральному искусству, и всей душой любила театр. Ее старшая сестра также была балериной, что лишь усиливало желание молодой девушки пойти по этой стезе. Поэтому, как только ей исполнилось 8 лет, девочка поступила в Императорское театральное училище и в 1890 году оканчила его экстерном. Во время учебы, будущая балерина волновалась, что не сможет принести пользу обществу, но увидев исполнение известнейшей Вирджинии Цукки и вдохновившись им, поняла, что важнее искусства для нее самой ничего нет.

    Матильда Кшесинская в детстве

    На выпускном экзамене, и без того волнительным для Матильды, присутствовал император Александр Третий вместе со своим сыном, цесаревичем Николаем. Государь похвалил выступление Матильды, пожелав ей стать украшением знаменитого русского балета.

    Эта похвала оказала огромное влияние на биографию и личную жизнь Матильды Кшесинской, придало ей уверенности. После экзамена, на балу, девушка танцевала с Николаем. Они оба, вспоминая этот момент, утверждают, что влюбились друг в друга сразу же.

    Родители Матильды

    Воспоминания современников показывают, что у девушки был жизнерадостный характер. Матильда была легкая на подъем и очень веселая. Цесаревич Николай даже высказывался в дневнике о том, что вместо крови в ней течет шампанское. Такой она и оставалась до конца жизни.

    Так как девушка показала себя в учебе с лучшей стороны, то после окончания училища ее сразу же пригласили в Мариинский театр.

    Творческая карьера в России

    Матильда была очень выносливой и целеустремленной личностью. Она могла часами держать стойку у балетного станка, не обращая внимания на боль и неудобство.

    Девушка играла много ролей в театре, но ее дебютом стала роль Авроры в Спящей красавице. В 1896 году Матильда, несмотря на отсутствие согласия главного балетмейстера Петипа, становится прима-балериной императорского театра. Работа у девушки была сложная, к тому же нелегким было отношение других балерин к Матильде, но она продолжала сиять на сцене.

    В то время итальянские балерины были самыми популярными в русском балете, благодаря их физической выносливости и изящности. Чтобы научиться такому мастерству, Матильда берет уроки у итальянских мастеров, что позволило ей совершить известный трюк – 32 фуэте, до этого не исполнявшийся русскими балеринами.

    Известная балерина Матильда Кшесинская

    Кшесинская выступала не только в Мариинском театре, но и в Красносельском и Эрмитажном. Также, юная балерина работала вместе с такими известными балеринами, как Анна Павлова и Юлия Седова.

    Стиль Матильды отличался от других стилей балета того времени. Девушка умела сочетать итальянскую гибкость и русскую грацию, а также выносливость и природную харизму. Все это позволило оставить ей заметный след в истории искусства.

    В репертуар великой балерины в то время входили роли из балетов:

    • «Эсмеральда»;
    • «Баядерка»;
    • «Тщетная предосторожность»;
    • «Пробуждение Флоры»;
    • «Спящая красавица»;
    • «Эвника» и др.

    Такой красоты движений и грации не имел в те времена никто из танцоров. Матильда умела очаровать зрителя своей обаятельностью, выразительностью чувств и точностью движений. Это все благодаря усердным тренировкам, старанию и упорству этой маленькой, но сильной женщины.

    Матильда во время танца

    В 1904 году Матильда уходит из театра навсегда и начинает давать выступления по заказу. Зарабатывала она прилично для тех времен, в среднем бывшая прима-балерина получала 500-750 рублей за выступление. Это были большие деньги по тем временам, если учесть, что на два рубля можно было купить корову, например. В 1911 году балерина весьма успешно выступает в Лондоне. Матильда с тех пор стала интересоваться не только театром, но и различными финансовыми операциями. Например, во время Первой Мировой Войны Кшесинская распределяет заказы войск между фирмами и влияет на различные военные дела.

    Жизнь за границей

    Во время Февральской революции биография и личная жизнь Матильды Кшесинской изменились полностью. Балерина со своей семьей и сыном Владимиром покидает Петроград навсегда. Некоторое время балерина живет в Кисловодске, затем переезжает в Новороссийск. Матильда хотела вернуться в столицу России, но сделать этого не могла, так как знаменитый ее особняк был занят Центральным комитетом большевистской партии.

    В Новороссийске жизнь Кшесинских была не сладкой. В те тяжелые послереволюционные времена аристократам приходилось очень нелегко. Им, вместе с родственниками великих князей, приходилось 2 месяца жить в вагонах, в которых свирепствовал тиф.

    Некоторое время танцовщица жила за границей

    К счастью, болезнь прошла мимо Матильды и ее сына. В 1920 году балерина переезжает за границу, во Францию, в город под названием Кап-д’Ай. Там у нее была вилла, и жизнь Матильды снова наладилась.

    Спустя 9 лет, Кшесинская открывает собственную балетную школу в Париже. Ученики вспоминали, что ее дворянскую кровь было видно невооруженным глазом. Во время своего преподавания, Матильда Кшесинская ни разу не подняла голос на учеников, всегда была вежлива и держалась с достоинством. Она не говорила много о своей биографии и личной жизни, а на фото, да и в жизни, выглядела гораздо моложе своих лет.

    Во время Второй Мировой войны Матильда заболевает артритом, из-за чего каждое движение стало приносить ей боль, но, как и в молодости, бывшая балерина справляется с этим. В Париже Кшесинская начинает писать мемуары, которые были изданы во Франции в 1960 году. В России же ее книги были изданы только после падения СССР, в 1992.

    Роман Матильды Кшесинской с цесаревичем

    Биография и личная жизнь Матильды Кшесинской тесно связана с императорской семьей. В 1890 году девушка знакомится с Николаем Александровичем, будущим Николаем Вторым. По воспоминаниям балерины, она сразу же влюбилась в наследника. Николай также был заворожен этой хрупкой и миниатюрной девушкой (ее рост составлял всего 153 сантиметра!).

    Императрица Мария Федоровна одобряла решение цесаревича завести роман с Матильдой и даже помогала с деньгами на подарки Кшесинской. Это объяснялось тем, что Николай был чересчур скромен и мало обращал внимания на женский пол. Его мать это не на шутку беспокоило.

    Но, к сожалению, никакого брака между балериной и Николаем быть не могло, так как в этом случае цесаревич лишился бы возможности вступить на престол. Понимали это все, и Матильда тоже. Однако встречаться молодым влюбленным никто не запрещал.

    Матильда в своем загородном доме

    Их любовь была подобно молодой нераспустившейся розе, которая привлекает внимание своим ароматом и красотой. Однако сорвать ее бывает очень трудно по причине колкости шипов.

    Николай благодаря этому роману приобрел опыт любви и общения с женщинами. Любовь цесаревича и молодой прекрасной балерины стала запретным плодом, когда пришло время ему жениться, найдя для этого достойную кандидатуру, и вступить на престол.

    В 1894 году, по случаю смерти императора Александра Третьего, Николай принимает решение – необходимо жениться на Алисе Дармштадской, будущей Александре Федоровне, внучке английской королевы Виктории. Тем более, цесаревич влюбился в принцессу. Николай видел Аликс (так ее называли родственники) еще в детстве, на свадьбе ее сестры – принцессы Елизаветы и своего дяди – князя Сергея. Встретившись с Аликс спустя несколько лет, Николай увидел в ее облике сформировавшуюся красавицу, и сердце его дрогнуло. Он понял, что лучшей партии для брака ему не найти.

    Матильда Кшесинская и Николай Александрович

    С тех пор, отношения между Матильдой и Николаем прекратились навсегда. Девушка тяжело переживала расставание, но вскоре быстро справилась с этим. У Матильды и Николая сохранились теплые воспоминания друг о друге.

    Перед своей свадьбой, будущий император попросил своего племянника, Сергея Михайловича, позаботиться о Кшесинской, на что тот, с радостью, согласился. Тем более, Сергей был президентом Русского театрального общества, что благотворно повлияло на карьеру девушки. Матильда и Сергей стали хорошими друзьями, а позже и любовниками.

    Личная жизнь

    Любовные интриги не были чужды этой симпатичной девушке. После расставания с цесаревичем, у Матильды было два любовника, светлейшие князья Сергей Михайлович и Андрей Владимирович. Сергей сделал предложение балерине, но она по неизвестной причине отказалась. Наверно тогда девушка имела еще слишком ветреный характер и была не готова для серьезной семейной жизни.

    Однажды, в 1908 году в туре в Париже, Матильда завела роман с молодым Петром Владимировичем. Вследствие этого романа, у Петра и Андрея возникли далеко не дружественные отношения, дело дошло даже до дуэли, где Петру прострелили нос.

    Матильда со своим мужем и сыном

    Долго продолжаться незамужняя жизнь балерины в то время не могла, да и мечта о большой и дружной семье не давала Кшесинской наслаждаться свободной жизнью. В 1902 году у Матильды родился сын Владимир. Между прочим, до сих пор неизвестно, кто на самом деле отец мальчика.

    Несмотря на то, что Кшесинская не была замужем за великим князем Сергеем Михайловичем, ее сыну дали дворянство и отчество Сергеевич. Но вскоре это отчество сыну пришлось поменять, так как в 1921 году, в Каннах, Матильда вышла замуж за Андрея Владимировича, внука Александра Второго. Матильда, которая до свадьбы была католичкой, приняла православие с именем Мария. Их семья была именно такой, о какой и мечтала балерина. Они были вместе до конца своих дней.

    Матильда с семьей

    В 1926-м году ее семейству было присвоена фамилия князей Красинских. А позже она стала зваться княгиней Романовской-Красинской. С этой фамилией балерина и была похоронена.

    Смерть

    У Матильды Кшесинской была поистине интересная судьба. Об этом свидетельствует ее биография и личная жизнь. Эта женщина мечтала стать известной и умереть в окружении друзей, детей и внуков. Можно сказать, что ее мечты осуществились. Матильда Кшесинская умерла 6 декабря 1971 года, в солидном возрасте 99 лет, насладившись полнотой жизни.

    Последние фото Матильды Кшесинской

    Своей довольно завидной продолжительностью жизни Матильда обязана наследственности. Ее дед прожил сто шесть лет. Похоронена она в Париже, на кладбище русских эмигрантов Сент-Женевьев-де-Буа, в одной могиле с мужем. Позже, в 1974 году, в этой могиле был захоронен и их единственный сын Владимир. Он пережил свою мать-долгожительницу всего на три года.


    Матильда Феликсовна Кшесинская родилась 1 сентября 1872 в Лигово, что под Петербургом, в семье артистов балета Мариинского театра.
    Отцом девочки был танцовщик и и оперный певец Феликс Кшесинский , а мать – балерина Юлия Долинская. Матильда была последним тринадцатым ребенком в творческой семье и имела ласковое прозвище Малечка, Маля. Старшие брат и сестра Матильды тоже были актерами. Так что творческая атмосфера в семье не могла не сказаться на становлении девочки.

    В 8 лет Матильда стала посещать Императорское театральное училище, а в 15 летбрала уроки у Христиана Иогансона, который остался её учителем на долгие годы, даже тогда, когда она стала признанной артисткой. В 1890 году Матильду зачислили в Мариинский театр, где в первый свой сезон она станцевала в 21 опере и в 22 балетах.

    Роман Матильды Кшесинской и Николая II

    Но только ли благодаря своему таланту юная балерина достигла таких успехов? Конечно же нет!
    Императорский балет всегда являлся частью придворной жизни. Во время выпускного бала Матильда знакомится со скромным юношей и будущим императором, Николаем II.
    Это знакомство было одобрено родителями Николая, которые хотели, чтобы сын стал мужчиной.

    Флирт молодых людей привел к взаимному влечению. Огонь, охвативший Матильду, обжег и безвольного, инертного Николая. И как обжег! Спустя 60 лет Ксешинская прочтет в дневнике последнего русского царя, изданном за границей, что чувствовал он в то лето: «Ксешинская... мне положительно очень нравится», «Стояние у театра дразнило воспоминания...», «Вернулся... в Красное Село и в тот же вечер был в театре...». Чувство цесаревича было искренним. После первого свидания, когда наследник приехал в дом к Кшесинским под видом гусара Волкова, он писал Матильде: «До сих пор хожу, как в чаду...»

    В 1984 году было объявлено о помолвке цесаревича с Алисой Гессенской и любовь молодых людей была обречена. Но Николай обещал во всем помогать Матильде и разрешил обращаться к нему в письмах на «ты». Больше Николай к Кшесинской не ездил. Но, человек чести, расставшись с возлюбленной, он попросил князя Сергея Михайловича заботиться о ней.

    Матильда Кшесинская не считалась безупречной красавицей, но, несомненно, была незаурядной женщиной. Она обладала огромной энергией, удивительной силой воли и прекрасно разбиралась в жизненных проблемах. Она умела делать добро, но также, умела и изощренно мстить. Многочисленные фотографии запечатлели эту женщину самодовольной, с вызывающим взглядом.


    Была ли Кшесинская великой балериной?

    Конечно, нет. Во всяком случае, с Анной Павловой ее и сравнивать нельзя. И, тем не менее, именно Кшесинская властвовала на петербургской балетной сцене. Весь репертуар театра был в ее ведении. Прима просто ставила в известность дирекцию Мариинки, что тогда-то будет танцевать такой-то спектакль - и это выполнялось!
    Первенство на сцене было для нее главным, и она никогда не уступала его без борьбы.

    Матильда наслаждалась своей властью в театре. Она руководила Мариинкой. Первой ее жертвой стал князь Волконский. Стремясь как-то скрыть короткие ноги, балерина отказалась от фижм, за что дирекция наложила на нее какой-то пустячный штраф. Но вмешался царь, приказ тут же отменили, а князь Волконский вынужден был подать в отставку.

    Капризы Кшесинской решали всё. Часто это заканчивалось несправедливостью в отношении к другой балерине. Фаворитка зорко присматривала за своими конкурентками, сама исполняла главные партии в половине спектаклей, а дирекцию держала, что называется, в ежовых рукавицах. Если Кшесинской не давали роль в очередном балете, об этом тотчас же узнавал император, и она ее получала. Когда в балете, предназначенном для дня коронации, Матильде Кшесинской умышленно не дали роли (щадя чувства молодой императрицы), она, как всегда, обратилась к Ники. Композитору было предложено дописать балет специально для Кшесинской - в результате в спектакль ввели новую партию «желтой жемчужины».

    Любовница Романовых -Матильда Кшесинская

    Но Кшесинская, надо отдать ей должное, умела трогать сердца балетоманов. Техника ее была безупречна, и она постоянно шлифовала свое мастерство. Одной из коронных партий Ксешинской была партия Эсмеральды. Балерина выходила в белой тунике, розовом трико и атласных туфельках, в прелестной шапочке, украшенной золотыми монетами. Словом, это была Эсмеральда не Гюго, а Петипа. Но самым большим ее творческим успехом стала Аврора из «Спящей красавицы». Успех был ошеломляющим. Кшесинская удостоилась похвалы самого Чайковского, который даже задумал написать для нее балет. Увы, этому так и не суждено было сбыться - вскоре композитор умер.

    Во всех партиях облик Матильды был неизменен. Газеты ехидничали: «Напрасно госпожа Кшесинская, играя нищенку, не сняла своих бриллиантовых серег и роскошного жемчужного ожерелья. Просящая милостыню, и вдруг в бриллиантах - несуразно». Неизменен был и стиль ее танца: техника всегда превалировала над чувствами. Если Анна Павлова вкладывала в образ всю душу, Кшесинская во всех ролях оставалась блистательной премьершей.

    Искусство Матильды Кшесинской могло расцвести лишь в условиях императорского театра, тесно связанного с царским двором. Не случайно ее называли балериной-монархисткой, танцовщицей русского классического академизма. А это предполагало царственность, аристократичность, холодную строгость манер. Содержащий классическую законченность, ее танец все же отличался бравурностью, кокетливостью, пикантностью. И хотя манера танца Кшесинской становилась все более архаичной, виртуозность техники балерины приводила в восторг зрителей Мариинки.

    Ей хотелось танцевать все. Но, несмотря на титанические усилия - она занималась в Петербурге и за границей у лучших преподавателей, - первенство ускользало. Кшесинская царствовала в балете несколько лет и ушла со сцены Мариинского театра, еще полная сил, в 1903 году для балерины началась пора гастролей по Европе.

    Матильда Феликсовна была хозяйственна и довольно расчетлива - всегда вела расходные книги. Немыслимое богатство дало ей возможность купить участок в лучшей части Петербурга, на Кронверкском проспекте, а также построить дворец, который по роскоши не уступал царским апартаментам. К тому же здесь находились и винный погреб, где хранились изысканные вина, и прачечная, и коровник, и гаражи для авто, выезды...

    Особой страстью Кшесинской были драгоценности, каждую из которых она хранила в специальном мешочке или коробочке. В дневнике она с упоением описывает бесценные безделушки, которые во множестве получала от царской семьи, в том числе и первый подарок от Ники - золотой браслет с драгоценными камнями. Подарок действительно был «небольшой» - далее подношения становились все роскошнее...

    У нее была слабость - рулетка. В казино Матильду Феликсовну звали «мадам 17», поскольку она ставила только на 17. Расчетливый игрок, Матильда умела и проигрывать. Вставая из-за стола после проигрыша, она всегда улыбалась. Она не теряла формы, участвовала в спектаклях, отправлялась в турне. В 1936 году выступала в лондонском благотворительном концерте, а ей было тогда уже 64 года.

    Удары судьбы не ломали эту женщину. Когда кончились деньги, она с мужем поселилась в небольшом домике в парижском предместье. Жалоб от нее никто никогда не слышал. В тяжелые для семьи времена Кшесинская открыла в Париже балетную студию. Ее ученицами были видные танцовщицы, наши и зарубежные звезды - сама Марго Фонтейн приезжала из Лондона брать у нее уроки.

    В 1958 году труппа Большого театра приехала на гастроли в Париж. Могла ли она не пойти на их спектакли? «Я плакала от счастья, - вспоминала она. - Россия способна, как никто, сочетать технику и вдохновение». Галина Уланова привела ее в восторг. Матильда Феликсовна попросила одного из своих друзей подойти к балерине и передать ей восхищение ее мастерством и талантом. Сама не посмела - общение, пусть даже краткое, с такой эмигранткой, как она, было для Улановой слишком опасным.

    Намного пережив мужа, Кшесинская до конца жизни сохраняла прекрасную память. Она взялась за перо и оставила нам живые свидетельства о былом.

    Матильда Феликсовна Кшесинская прожила очень долгую жизнь: как говорят, «мафусаилов век» - почти сто лет. Она умерла в Париже в 1971 году и похоронена на знаменитом русском кладбище в Женевьев -дю -Буа.

    которые принимали участие в шоу Ильи Авербуха и Первого канала.

    БОЛЕРО в исполнении Натальи Осиповой и Романа Костомарова.

    Если Вам понравилась моя заметка о Матильде Феликсовне Ксешинской — оставьте свой комментарий, или поделитесь ей со своими друзьями.

    Любовница дома Романовых

    125 лет назад юная балерина Матильда Кшесинская завершила свой первый сезон в Императорском театре в Санкт-Петербурге. Впереди её ждала головокружительная карьера и бурный роман с будущим императором Николаем II , о котором она предельно откровенно рассказала в своих «Воспоминаниях».

    В 1890 году впервые на выпускном спектакле балетного училища в Петербурге должна была присутствовать царская семья во главе с Александром III. «Этот экзамен решил мою судьбу», – напишет позже Кшесинская.

    Судьбоносный ужин

    После спектакля выпускники с волнением наблюдали, как по длинному коридору, ведущему от театральной сцены в репетиционный зал, где их собрали, медленно шли члены царской семьи: Александр III с императрицей Марией Фёдоровной, четыре брата государя с супругами и ещё совсем юный цесаревич Николай Александрович. На удивление всем император громко спросил: «А где же Кшесинская?» Когда смутившуюся воспитанницу подвели к нему, он протянул ей руку и сказал: «Будьте украшением и славою нашего балета».

    Семнадцатилетняя Кшесинская была ошеломлена тем, что произошло в репетиционном зале. Но дальнейшие события этого вечера казались ещё более невероятными. После официальной части в училище давали большой праздничный ужин. Александр III занял место за одним из пышно сервированных столов и попросил Кшесинскую сесть рядом с ним. Затем он указал на место рядом с юной балериной своему наследнику и, улыбаясь, сказал: «Смотрите только не флиртуйте слишком».

    «Я не помню, о чём мы говорили, но я сразу влюбилась в наследника. Как сейчас, вижу его голубые глаза с таким добрым выражением. Я перестала смотреть на него только как на наследника, я забывала об этом, всё было как сон . Когда я прощалась с наследником, который просидел весь ужин рядом со мною, мы смотрели друг на друга уже не так, как при встрече, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения…»

    Позже они ещё несколько раз случайно видели друг друга издалека на улицах Петербурга. Но следующая судьбоносная встреча с Николаем случилась в Красном селе, где по традиции летом проходил лагерный сбор для практической стрельбы и манёвров. Там был построен деревянный театр, где давали спектакли для развлечения офицеров.

    Кшесинская, с момента выпускного спектакля мечтавшая ещё раз хотя бы увидеть вблизи Николая, была бесконечно счастлива, когда он пришёл поговорить с ней во время антракта. Однако после сборов наследник должен был на 9 месяцев уехать в кругосветное путешествие.

    «После летнего сезона, когда я могла встретиться и говорить с ним, моё чувство заполонило всю мою душу, и я только о нём могла думать. Мне казалось, что хоть он и не влюблён, но всё же чувствует ко мне влечение, и я невольно отдавалась мечтам. Нам ни разу не удавалось поговорить наедине, и я не знала, какое чувство он питает ко мне. Узнала я это уже потом, когда мы стали близки…»

    Матильда Кшесинская. Загадки жизни. Документальный фильм

    Более подробную и разнообразную информацию о событиях, происходящих в России, на Украине и в других странах нашей прекрасной планеты, можно получить на Интернет-Конференциях , постоянно проводящихся на сайте «Ключи познания» . Все Конференции – открытые и совершенно безплатные . Приглашаем всех просыпающихся и интересующихся…



    Вверх