Мария - Антуанетта - биография, фото, личная жизнь королевы: Шаг к гильотине. Мария-Антуанетта (Marie-Antoinette) - биография, информация, личная жизнь

Мария Антуанетта — Королева Франции, младшая дочь императора Франца I и Марии-Терезии. Супруга короля Франции Людовика XVI .

16 мая 1770 г. 14-летняя Мария Антуанетта была выдана замуж за дофина Людовика (позже короля Людовика XVI), против его желания; лишь постепенно ей удалось возбудить к себе любовь супруга. Образ жизни молодой неопытной королевы, часто нарушавшей церемониал версальского двора и с самого начала, в качестве «австриячки», имевшей против себя общественное мнение, давал повод к многочисленным клеветническим измышлениям. История с ожерельем королевы чрезвычайно повредила репутации Марии Антуанетты и дала повод к самым злостным, охотно принимавшимся на веру сплетням.

Людовик XVI

10 августа 1792 в Париже вооруженные граждане захватили дворец Тюильри и арестовали королевскую семью. Король был предан суду и казнен 21 января 1793. Королева в течение нескольких месяцев находилась в тюрьме. Первое время революционное правительство пыталось использовать бывшую королеву как заложницу при переговорах с контрреволюционной коалицией. Но ни австрийский император Франц, ни бежавшие братья короля: граф Прованский (будущий Людовик XVIII) и граф д"Артуа (будущий Карл Х) ничего не сделали, чтобы помочь узнице.

Казнь Людовика XVI


Когда в1793 к власти пришли якобинцы, положение королевы ухудшилось, ее посадили в сырую мрачную одиночную камеру. Как пишет Ст. Цвейг: «Бывшая некогда красивой… она увяла и превратилась в старуху». Но и якобинцы медлили с процессом. Наконец, когда Эбером, одним из самых радикальных якобинцев был сфабрикован документ, по которому королева обвинялась в кровосмесительным разврате с малолетним сыном, в октябре 1793 процесс начался. Эта ложь, хотя пытались выставить свидетелем малолетнего наследника, успеха не имела. Но судьи предъявили бывшей королеве более весомые обвинения: растрата государственных средств, губительное влияние на короля, раскрытие военных планов революционного правительства австрийскому двору. Многие, присутствующие на суде, впоследствии отмечали, что, несмотря на враждебное поведение судей и зрителей, арестованная проявила выдержку и спокойствие, ни разу не пытаясь вызвать к себе сожаление присяжных.

Прокурор обвинил королеву в государственной измене и в заговоре против государства, присяжные поддержали обвинение. Бывшая королева была приговорена к смертной казни. Казнь состоялась в Париже 16 октября 1793 и превратилась во всенародное зрелище. Но попытка унизить бывшую королеву провалилась. Она до последней секунды держалась с достоинством. На пути к гильотине художник Давид встретил телегу, на которой везли узницу на казнь и несколькими штрихами создал последний набросок последнего портрета королевы, навеки показав ее спокойствие, высокомерие и величие.

Последние дни жизни…

Мария-Антуанетта была доставлена в Консьенжери 2 августа 1793 года и заключена в камеру, выходящую окнами на так называемый Женский двор. Камера была обставлена мебелью весьма скупо: кровать с ложем из ремней, раковина, небольшой столик с ящиком, табурет и два стула. На королеве было траурное платье, и она имела с собой немного белья - белую ночную рубашку, пару батистовых блузок, платки, шёлковые чулки, несколько ночных чепчиков и ленты. На шее у неё висел портрет сына и его локон, спрятанный в детскую перчатку.

Последние минуты перед смертью


Процесс над 38-летней Марией Антуанеттой начался в 8 утра 15 октября 1793 года. Вдову Людовика Капета прозвали «австриячкой» из-за её родственных связей: она была дочерью императрицы Марии-Терезии. Защитником Марии-Антуанетты на процессе выступил Клод Шово-Лагард, а обвинителем - весьма грубый на язык Фукье-Тенвиль. Полемист Жак Эбер обвинил Марию Антуанетту в инцесте, но она не стала отвечать ему. Когда один из судей спросил, почему она не отвечает на предъявленные обвинения, Мария-Антуанетта сказала взволнованным голосом: «Если я не отвечаю, то лишь потому, что сама природа отказывается отвечать на подобные гнусные обвинения в адрес матери.Я призываю всех, кто может, явиться сюда»

Сын Марии-Антуанетты

По залу прокатился ропот, и заседание суда было прервано. А вскоре с показаниями выступил сорок один свидетель. В конце концов королеву обвинили в том, что она поддерживала связи с государствами, враждебными Франции, способствовала победе противника и предала интересы страны.



На следующий день, 16 октября в 4 часа утра, был зачитан единогласно принятый приговор к высшей мере наказания. После чтения приговора палач Шарль Анри Сансон постриг наголо королеву и надел ей оковы на отведённые за спину руки. Мария-Антуанетта в белой пикейной рубашке, с чёрной лентой на запястьях, с платком из белого муслина, наброшенным на плечи, и с чепчиком на голове, в лиловых туфлях, что означало милосердие к народу Франции, села в повозку палача. В 12 часов 15 минут пополудни королева была обезглавлена на нынешней площади Согласия. В 1815 г. её останки перенесены в Сен-Дени. Точное место захоронения в соборе неизвестно.

Сен-Дени

Главный собор средневековой Франции, основанный в 625 г. Самый первый готический собор в мире (1140). Главное аббатство Франции. Усыпальница французских королей, начиная с Дагоберта (638). Здесь погребены 25 королей, 10 королев и 84 принцев и принцесс.

Мария Антуанетта (фр. Marie-Antoinette , нем. Maria Antonia Josepha Joanna) (2 ноября 1755, Вена - 16 октября 1793, Париж), жена французского короля , дочь австрийской эрцгерцогини Марии Терезии и Франца I, императора Священной Римской империи. Казнена во время Великой Французской революции.

Младший (одиннадцатый) ребенок и любимая дочь Марии Терезии, Мария Антония была воспитана в строгих правилах Габсбургского дома. В 1770 году состоялась ее свадьба с дофином Людовиком, внуком французского короля . Полноценные брачные отношения между молодоженами не могли быть установлены из-за физического недостатка Людовика. Дело могла поправить простая операция, но Людовик решился на нее лишь через несколько лет спустя. Несомненно, этот факт имел важное значение в их отношениях: причинив жене немало огорчений, король впоследствии ни в чем не мог ей отказать.

Хорошенькая и грациозная дофина с удовольствием приняла участие в придворных развлечениях: она играла в придворном театре (впоследствии сыграла Розину в запрещенном мужем-королем «Севильском цирюльнике»), много танцевала, увлекалась музицированием. С первых месяцев пребывания в Версале она показала свой гордый характер, отказавшись наладить отношения с Дюбарри, признанной метрессой Людовика XV. Лишь сам король вынудил ее придерживаться правил этикета. Эта история, вышедшая за пределы двора, заставила говорить о принцессе как об «австрийской гордячке».

После коронации Мария Антуанетта более отдалилась от старой придворной знати. Она окружила себя небольшим числом избранных, среди которых первое место занимала графиня Полиньяк и ее семья. Королева покидает Версальский дворец и воцаряется в своем интимном кружке в Малом Трианоне. Такое поведение вызывает всеобщее неодобрение - королева настраивает против себя большинство придворных. Не только двор, но и вся страна неприязненно воспринимают новую для Франции ситуацию, когда после столетнего правления тихих, незаметных королев и череды блестящих метресс, Францией управляет полностью подчинившая своего мужа королева.

В 1777 году король наконец решается на хирургическую операцию, и у правящей четы начинается нормальная семейная жизнь. Через полтора года у королевы рождается дочь, затем еще трое детей (к моменту начала революции остались живы лишь двое). Однако это не прекращает распространение порочащих королеву слухов о ее невероятном разврате. За пределами Франции печатаются памфлеты о больших тратах на придворные увеселения, тайных развлечениях в ночном Париже. Особую ярость вызывает «искусственная» деревня в Малом Трианоне. Слухи падают на благодатную почву - экономическое положение Франции ухудшается, королева получает прозвище «мадам Дефицит». Историки предполагают, что, помимо оппозиционеров, в распространении порочащих королеву слухов повинны обиженные ею влиятельные придворные и, прежде всего, граф Прованский, брат короля, будущий Людовик XVIII, которого рождение у королевы наследников лишало надежд занять трон. Заказчиками памфлетов, направленных против королевы, были весьма состоятельные особы, а среди авторов были и такие высокооплачиваемые сочинители, как Бомарше.

В 1785 году престижу королевской семьи был нанесен сильнейший удар. 9 августа у королевы получает аудиенцию ювелир Бомер, который излагает ей историю, известную впоследствии как «дело об ожерелье королевы». Центральным действующим лицом в ней являлась некая Жанна, именовавшая себя графиня Валуа де ла Мотт. Она представляла себя как родственницу королевской семьи и подругу королевы. Сойдясь близко с кардиналом де Роганом, она предложила ему приобрести для королевы уникальное ожерелье, изготовленное ювелирами Бомером и Боссанжем еще для Дюбарри и не раз предлагавшееся ими королеве Марии Антуанетте. Принц крови кардинал де Роган был одно время послом при дворе Марии Терезии, но навлек на себя ее немилость. Мария Антуанетта также не испытывала к нему добрых чувств, а вот Роган мечтал стать ее фаворитом. Для его большей уверенности авантюристка Жанна устраивает ему тайное свидание с актрисой, изображающей королеву и вручает письменный документ с ее подделанной подписью. Кардинал через Жанну начинает выплаты ювелирам, через нее же королеве «передается» колье. Мнимая Валуа присваивает себе и то и другое. Колье она с мужем отправляет в Лондон, где его продают по частям. В эту историю было также замешано еще множество авантюристов, включая Калиостро, через которого была найдена актриса, сыгравшая для кординала роль королевы.

Настоящая Мария Антуанетта получила письменное изложение истории с колье от ювелиров. Она обратилась к мужу с просьбой защитить ее честь. Главным врагом и виновником она считала Рогана, и находившийся всецело под ее влиянием король отдал приказ об его аресте. Арест принца крови вызвал негодование в парижском обществе.

Дело о колье было передано на рассмотрение парижского парламента. Суд полностью оправдал кардинала, Калиостро и мягко отнесся к другим сообщникам. Вся вина была возложена на Жанну. Оправдание кардинала, виновного в том, что он мог предположить, что королева Франции может дать ему тайное свидание, означало приговор легкомысленному (подлинному или мнимому) поведению Марии Антуанетты. Через несколько недель после приговора Жанна бежала из тюрьмы (что было возможно лишь при чьем-то покровительстве). Уехав в Лондон, она выпустила там «Мемуары», полные злобных выпадов против королевы. Практически вся страна была убеждена в вине «австриячки». Престиж династии был основательно подорван.

С началом революции, после взятия Бастилии 14 июля 1789 года Мария Антуанетта вела себя гораздо решительнее своего супруга. Она настаивала на вооруженном подавлении восстания. С октября 1789 королева наладила тайную связь с одним из вождей революции, Мирабо. Она же организовала бегство королевской семьи в Варенн 25 июня 1791 года. После его провала Мария Антуанетта пыталась организовать вторжение во Францию войск своего брата, императора Леопольда II Габсбурга. Она мужественно встретила и казнь своего мужа и обвинения в совращении своего девятилетнего сына. 14-15 октября 1793 года состоялся процесс по обвинению «вдовы Капет» (так ее стали называть после казни мужа) в государственной измене. Она была признана виновной и гильотинирована.

Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбург-Лотаринская (Marie Antoinette Josèphe Jeanne de Habsbourg-Lorraine, 2 ноября 1755 – 16 октября 1793) – королева Франции, младшая дочь императора Франца I. Во время Французской революции была осуждена в идейном покровительстве неверных и казнена на гильотине.

Детство и юность

Мария-Антуанетта родилась 2 ноября в Вене. Она была пятнадцатым по счету ребенком императора Франца I Лотарингского и его супруги Марии-Терезии. До этого момента женщина переносила беременности и роды просто и легко, но именно рождение последней девочки было сильно осложнено (вплоть до ситуации, когда врачи опасались увидеть мертворожденного ребенка). Тем не менее, после продолжительных мучений, которые удваивались еще и сильным ночным землетрясением, на свет появилась здоровая и крепкая девочка Мария-Антуанетта.

Воспитанием девочки, как и всех остальных детей, занимались специально нанятые учителя и репетиторы, но программу подготавливала лично мать семейства. Несмотря на то, что абсолютно все дети были окружены семейной любовью и заботой, от них практически с ранних лет требовали серьезного обучения и соблюдения всех правил, которые распространялись на взрослых представителей общества того времени. Так, начиная с трех лет, Мария-Антуанетта была вынуждена надевать корсет и изучать этикет, чтобы, по мнению матери, становиться леди с самых юных лет. Кроме того, детям преподавали уроки живописи, музыки, географии, математики, иностранных языков, часто водили в театры и на оперные представления.

Однако, как утверждают библиографы и ученые, Мария-Антуанетта никогда не отличалась особой любовью к знаниям. Она плохо разбиралась в географии, редко посещала занятия французским и немецким (практически не владела письмом на этих языках, а знала лишь пару разговорных предложений), терпеть не могла музыку (даже, несмотря на то, что в репетиторах значился сам Глюк). Но, с другой стороны, аббат Вермон, который был назначен епископом в качестве главного наставника юной королевы, утверждал, что её интеллектуальные способности намного выше кажущихся.

После того, как Мария-Антуанетта стала юной девушкой, мать постаралась как можно больше отгородиться от дочери, чтобы та получила полную самостоятельность. Но, несмотря на кажущуюся свободу выбора и многочисленные полномочия, юная принцесса никак не могла привыкнуть к чуждой ей атмосфере. Не получившая (вернее, не пожелавшая получить) достойного образования, Мария-Антуанетта постоянно оставалась за пределом всех происходивших событий.

Приставленная к ней фрейлина мадам Нуалье, которая отличалась строгими правилами поведения, была быстро названа принцессой «Мадам Этикет», о чем практически сразу же узнал весь дворец. Чтобы исправить ситуацию с дочерью, Мария-Терезия поручила попечительство послу Австрии, графу Мерси д’Аржанто, человеку, с которому принцесса, а в будущем и королева Франции, будет вести тайную переписку до самого момента смерти.

Восхождение на престол

Будучи женой Людовика XVI, Мария-Антуанетта становится королевой Франции. Эта новость сразу же воспринимается народом как начало положительных перемен, ведь новая власть еще никогда не разочаровывала граждан. С самых первых дней Мария-Терезия спешит подать дочери дружеский совет о том, что править страной необходимо без предрассудков и только объективно, но слова её остаются незамеченными гордой королевой.

Став властной персоной, Мария-Антуанетта сильно изменяется. Если раньше её друзьями были, действительно, мудрые и знающие люди, теперь она стремится к обществу интриганов и сплетников. Ярким примером такой персоны являлась лучшая подруга королевы – графиня де Полиньяк, которая происходила из обнищавшего аристократического рода. Именно из-за этой особы Мария-Антуанетта сильно изменяется в характере и начинает совершать поступки, о которых раньше даже бы и не задумалась.

К слову, семейство Полиньяков при правлении Марии-Антуанетты выгодно изменило свой статус, приобретя одну из самых завидных должностей во всем королевстве. Сама же юная графиня старалась ни на шаг не отставать от королевы, советуя ей всевозможные подлости и гадости, которые последняя необдуманно и беспрекословно выполняла.

Роскошная и чрезмерно этичная светская жизнь версальского дворца сильно надоедала королеве и нервировала ее. Поэтому вскоре после восхождения на трон она избрала для себя Трианон, уютный и сравнительно небольшой дворец, куда уехала ото всех, прихватив с собой лишь общество самых достойных, по её мнению, людей. Этим она вызвала серьезное недовольство остальных.

Однако общественное мнение не заботило юную и беззаботную Марию-Антуанетту. Она играла в азартные игры, приближала к себе воров и лиц с криминальным прошлым. Очень долгое время она пыталась ввести в уже существующие модные тенденции свои собственные изменения, на которые тратила невероятно большие суммы.

И даже несмотря на то, что сговорчивый Людовик XVI постоянно увеличивал суммы для её достойной жизни, их еле-еле хватало на покрытие всех расходов и, к слову, многочисленных долгов, королевы.

10 августа 1789 года во Франции началось восстание черни. Люди были недовольны положением страны и стремлением глав государства вести постоянные междоусобные войны. Было принято решение взять штурмом Версаль, после чего убить представителей королевской семьи, передав правление в руки Конвенты.

После того, как революция свершилась, Людовика XVI казнили практически на следующий день. Марию-Антуанетту долгое время держали в нескольких тюремных камерах, надеясь на то, что страны-союзники Франции, узнав о состоянии королевы, начнут её спасение и прекратят военные действия. Однако новость о том, что Мария-Антуанетта была свергнута, никого не интересовала, поэтому спустя пару месяцев заточения, женщина была отведена на гильотину и публично казнена.

В комментариях к предыдущему посту задали несколько вопросов о дочери Марии-Антуанетты, Марии Терезе. Интересно, что дальнейшая судьба ее была связана с Россией.

Принцесса была единственной, кто выжил из тех членов королевской семьи, кто не успел сбежать за границу и был заключен в замок Тампль. Людовик XVI, Мария Антуанетта, мадам Елизавета (сестра короля) сложили голову на плахе. Если я еще могу понять за что казнили королевскую чету, то в случае с мадам Елизаветой пребываю в недоумении. Никто никогда не сказал о ней ни одного дурного слова. Луи-Шарль (ставший после смерти брата дофином, а после гибели отца - королем Людовиком XVII, но так и не взошедший на трон) умер в тюрьме, предположительно от костного туберкулеза. Девочка выжила. Видимо, она была покрепче братьев, а юный возраст помешал республиканцам отправить ее на гильотину. Все-таки, детей старались не убить, а перевоспитать. Другое дело, что понимали под этим словом. Принца, Людовика, научили тачать башмаки, а также пить и сквернословить.
Итак, девочка осталась в живых. Она провела в тюрьме три с половиной года и получила свободу в декабре 1795 года, когда ей было 17 лет. Дело в том, что революционный генерал Дюмурье решил дезертировать и перешел к австрийцам. При этом он прихватил с собой нескольких комиссаров Конвента, в том числе военного министра Бернонвиля и Друэ, того самого, кто узнал короля в Варенне. Видимо, генерал решил, что к бывшим врагам с пустыми руками приходить негоже и хотел таким образом добыть себе немного бонусов. Сначала пленников отправили в тюрьму, а через 2 года обменяли на принцессу.

Мария Тереза Шарлота, герцогиня Ангулемская. Фюгер. После 1795.

10 июня 1799 года Мария Тереза вышла замуж за своего двоюродного брата Луи Антуана, сына графа Артуа. Надо сказать, что у Людовика XVI было два брата: граф Прованский (будущий король Людовик XVIII), лентяй и увалень, и граф Артуа (будущий король Карл X), красавец и бабник. Так вот, в конце XVIII века первый был провозглашен королем, хотя реально на трон он взошел лишь после взятия русскими Парижа в 1814 году. А до этого светлого события он и его двор кочевал из страны в страну. В конце XVIII века он пребывал в России, в Митаве. Там и состоялась свадьба Марии-Терезы и ее кузена, герцога Ангулемского.

Слева изображены (от края к центру):
1. Граф Прованский (старший из братьев Людовика XVI, будущий Людовик XVIII),
2. Луиза Савойская, его супруга,
3. Граф Артуа (младший из братьев Людовика XVI, будущий Карл X),
4. Луи-Антуан де Бурбон, герцог Ангулемский (сын графа Артуа, супруг Марии Терезы),
5. Шарль Фердинанд де Бурбон, герцог Беррийский (второй сын графа Артуа),
6. Мария Тереза Савойская (супруга графа Артуа).

Справа изображены (от края к центру):
1. Людовик XVI,
2. Мария-Антуанетта,
3. Дофин Луи-Шарль,
4. Принцесса Мария Тереза Шарлота.

В центре – король Франции Генрих IV.

Аббат Жоржель посетил Митаву в декабре 1799 года. Вот что они пишет:
«Замок, бывший ранее резиденцией герцогов Курляндских, стоит на краю города на Рижской дороге, на левом берегу речки Гросбах (Большой ручей). Этот замок, окруженный рвом, наполненным водой, представляет большой квадрат с четырьмя фасадами и двором посредине. Он построен по типу современных зданий и имеет очень внушительный вид: часть его, пострадавшая от пожара, выстроена заново. С.-петербургский двор, присоединивший по праву сильного два герцогства - Курляндию и Семигаллию - к своей империи, по-видимому, хочет обратить этот замок в казарму. Внутренние покои велики, обширны и достойны царственной особы: в этот момент замок служил убежищем Людовику XVIII, великодушно предоставленным ему Павлом I, куда он укрылся со всем своим теперешним двором.

"Они вернутся". Анонимная гравюра.

Изображены: принц Конде, граф Прованский, граф Артуа.

Когда мы проезжали через Митаву, в замке находились королева, герцог и герцогиня Ангулемские. При короле состояли его главный духовник, кардинал де Монморанси, камергеры герцоги д"Омон и де Флери, князь де Пиен, сын герцога д"Омона; герцог де Гиш, граф д"Авари - капитаны гвардии; граф Коссе-Бриссак - капитан швейцарской сотни; маркиз де Жокур, маркиз де Лашапель и граф де Сен-Приест, со слугами и ливрейными лакеями. Павел I пожелал, чтобы в Митаве, резиденции короля, находились для его охраны сто гвардейцев из армии Конде: они держат караул только внутри дворца; русскому полку митавского гарнизона поручена внешняя охрана.
Фрейлинами королевы были графиня Тур д"Овернь с дочерью, а маркиз де Несль состоял при ней адъютантом; при герцоге и герцогине Ангулемских состояли герцог и герцогиня де Серан с дочерью графиней Генриеттой де Шуази. Король и королева с придворными обедали в четыре часа.

Король получает от русского императора кроме помещения и отопления двести тысяч рублей ассигнациями ежегодно, что соответствует шестистам тысячам французских ливров. Кроме того он получает восемьдесят четыре тысячи ливров от испанского двора. Королева от того же двора имеет десять тысяч ливров в месяц - она отдает это содержание на общие нужды, оставляя себе по сто луидоров в месяц. Придворные дамы и кавалеры кроме стола, освещения и отопления получают по сто луидоров в год. Таково было в это время положение двора, который до революции играл, благодаря своему великолепию, первую роль в Европе.

После обедни король принял депутацию в зале для аудиенции; его окружили придворные; на лице его отражалось душевное спокойствие; беседа его с двумя депутатами об их семьях и возложенной на них миссии была очень интересна - в ней сквозили добро-га и любезность. Людовик XVIII очень образован и умен; несчастье - хороший учитель, особенно для королей, - лишило его той чопорности, за которую его упрекали в Версале. Он был просто одет и голубую королевскую одежду с красным воротником, в скромную форму, установленную, во избежание излишних расходов, для всего двора. Его величество изволил вспомнить, что он видел меня в Версале; своими вопросами он дал мне смелость рассказать о себе и о ее сиятельстве графине де Марсан, воспитательнице королевских детей, которая поручила мне сообщить его величеству о ее верноподданнических чувствах и о том нетерпении, с каким она ждет момента возвращения его во Францию, которое заставит ее забыть бедствия революции и осуществит желание всех благонамеренных французов.»

Ж.А.Ф.Ансело. посетивший Россию в 1826 году, также интересовался бывшим местопребыванием французского двора в изгнании:
«Я посетил Митаву. Город довольно хорошо построен, но, расположенный среди песков, не радует путешественника ни променадом, ни живописными видами; достойным упоминания я нашел здесь лишь дворец бывших герцогов Курляндских. Этот замок особенно интересен для нас, ибо в нем во дни преследований жили покойный Людовик XVIII и принцы. Именно здесь августейшая дочь несчастного Людовика XVI отдала свою руку герцогу Ангулемскому, предпочтя пышной жизни в эмиграции превратную судьбу своего кузена, такого же изгнанника, как она сама. Я посетил часовню, где эта героическая принцесса поклялась перед Всевышним посвятить свои добродетели, которые могли бы стать украшением какого-либо трона, облегчению страданий изгнанника. Нам показали спальню покойного государя: здесь в январе 1800 года именитым изгнанникам от имени Павла I был зачитан приказ удалиться из российских пределов в течение суток. Не жалуясь, но противопоставляя варварскому приказу отважную покорность, больной монарх, невзирая на холода, отправился на поиски прибежища, где ему было бы позволено приклонить голову. Благородный изгнанник казался особой более царственной, нежели государь, которого страх заставил оскорбить в его госте двойное величие - рождения и несчастья.»

Для любителей нетрадиционных версий событий.
Е.Б.Черняк Пять столетий тайной войны.

Дети Людовик Жозеф (Луи Шарль), дофин Франции
Мария Тереза Французская (Шарлотта) (Madame Royale)
Людовик XVII
София-Елена-Беатрис

Австрийская эрцгерцогиня

Мария-Антуанетта появилась на свет 2 ноября 1755 года в Вене и была 15-м ребёнком Марии-Терезии и императора Франца I Лотарингского . Эрцгерцогиня была названа в честь Девы Марии , святого Антония Падуанского , своего старшего брата Йозефа и Иоанна Крестителя . В семейном кругу она носила имя Антуан или Тония. Всех предыдущих своих детей Мария-Терезия произвела на свет без каких бы то ни было проблем. Во время родов последней дочери возникли серьёзные осложнения, врачи даже опасались за жизнь матери. Тяжёлые роды вкупе с землетрясением в Лиссабоне , которое произошло 1 ноября 1755 и унесло множество жизней, стали трактоваться как плохие знамения для новорожденной. Особенно принимая во внимание тот факт, что крестными родителями Марии-Антуанетты были король и королева Португалии, хотя их представителями были эрцгерцог Йозеф и эрцгерцогиня Мария-Анна .

Детство и юность Марии-Антуанетты прошли при дворе, в основном, во дворце Шёнбрунн , в кругу большой и любящей, однако придерживающейся строгих нравов семьи. Уже начиная с трёх лет она должна была носить корсет , как и остальные члены её семьи женского пола. В детстве у эрцгерцогини были не совсем ровные зубы и приказу Марии-Терезии придворный дантист-фразцуз приготовил для нее коррекционные проволочные насадки. Воспитание в императорской семье начиналось с самого раннего возраста и базировалось на строгой программе, разработанной Марией-Терезией специально для её детей. Программа занятий включала в себя уроки танцев, посещение театральных представлений, уроки истории, живописи, правописания, изучение теории управления государством, немного математики и иностранных языков. Девочкам также преподавались рукоделие и искусство ведения светской беседы. Несмотря на старания педагогов, современники отмечали, что принцесса не отличалась большой любовью к знаниям. Она предпочитала заниматься скорее играючи, а мать до определённого момента не обращала внимания на её образование. Мария-Антуанетта плохо писала и по-немецки, и по-французски, её музыкальное образование оставляло желать лучшего, но музыку она любила, играла на арфе и клавесине, флейте, неплохо пела (её учителем музыки был Глюк ). Знания по истории и географии были немного поверхностными. Некоторое время искусство танца Мария-Антуанетта изучала у знаменитого реформатора балета, Жана-Жоржа Новера . Танцевать и радоваться жизни ей нравилось всегда.

По рекомендации епископа Орлеанского в качестве воспитателя ей был назначен аббат Вермон . Находя её обаятельной, обладающей превосходным характером и умением держать себя, Вермон отмечал, что:

У неё больше интеллекта, чем можно было предполагать, но, к сожалению, из-за разбросанности в свои двенадцать лет она не привыкла его концентрировать. Немножко лени и много легкомыслия затрудняют занятия с нею. Шесть недель я преподавал ей основы изящной словесности, она хорошо воспринимает предмет, но мне пока не удалось заставить её глубже заинтересоваться преподанным материалом, хотя я и чувствую, что способности к этому у неё имеются. Я понял, наконец, что хорошо усваивает она лишь то, что одновременно и развлекает её .

По отзывам лиц, знавших Марию-Антуанетту, она не прочла до конца, наверное, ни одной книги и старалась избегать серьёзных разговоров.

Видео по теме

Дофина Франции

Союз Габсбургов и Бурбонов

В отличие от успешного претворения своих планов по женитьбе своих сыновей, Мария-Терезия столкнулась с многочисленными проблемами при устройстве браков своих дочерей. Старшая дочь, эрцгерцогиня Мария-Анна, из-за слабого здоровья осталась не замужем. Планы по заключению брачного союза между миловидной эрцгерцогиней Марией-Елизаветой Австрийской и королём Франции Людовиком XV расстроились из-за болезни эрцгерцогини оспой . В то время, как эрцгерцогиня Мария-Кристина Австрийская смогла выбрать себе супруга, герцога Альберта Саксен-Тешенского , по своему желанию, эрцгерцогиня Мария-Амалия Австрийская была выдана замуж против её воли за Фердинанда I Бурбон-Пармского . Эрцгерцогини Иоанна-Габриелла и Мария-Йозефа умерли от оспы, таким образом эрцгерцогиня Мария-Каролина Австрийская заняла место невесты Фердинанда I, короля Обеих Сицилий .

Бракосочетание Людовика и Марии-Антуанетты

Заключение брака между австрийской эрцгерцогиней Марией-Антуанеттой и дофином Франции должно было стать последним и самым грандиозным брачным союзом между династиями Бурбонов и Габсбургов, а также скрепить мир между Францией и Австрией. Мария-Терезия настойчиво добивалась от французского короля официального предложения. Оно было получено в 1769 году . После подписания брачного договора обнаружились значительные пробелы в общих знаниях Марии-Антуанетты и недостаточное владение ею французским языком. Императрицей были приглашены воспитатели, преподаватели танцев и иностранных языков, которые в кратчайшие сроки должны были подготовить юную эрцгерцогиню к исполнению её обязанностей в качестве будущей королевы Франции. С этого момента и до самого отъезда Мария-Антуанетта спала в покоях своей матери.

19 апреля 1770 года состоялось бракосочетание по доверенности, где жениха представлял эрцгерцог Фердинанд. 21 апреля Мария-Антуанетта, в возрасте 14 лет, навсегда покидает Вену. 7 мая прошла церемония «передачи» на «нейтральной» территории, на безлюдном рейнском островке, вблизи Страсбурга. По правилам ритуала девушка должна была расстаться со своими австрийскими друзьями и знакомыми, которые её сопровождали, а также полностью раздеться. Это означало, что она оставляет всё, что принадлежало чужеземному двору и государству, чтобы стать дофиной Франции. Её одели во все французское, и с этого дня австрийская эрцгерцогиня Мария-Антония стала дофиной Франции Марией-Антуанеттой. Королевская семья встретила Марию-Антуанетту в Компьенском лесу .

Мать призывала Марию-Антуанетту вести «спокойную и непредосудительную жизнь» и «прилагать все усилия на благо государства» и надеялась на продолжение дружественных отношений между Францией и Австрией, залога европейского мира, но характер молодой, свободолюбивой женщины не давал ей смириться с "золотой клеткой", муж же, за редким исключением, пресекал ее попытки вмешания в государственные дела, считая их только своим поприщем.

В окружение Марии-Антуанетты мог попасть лишь тот, кто показал своё умение развлекать её. Королева желала веселиться, чтобы забыться. Клоака версальского двора с ее интригами, распущенностью и нравственным беспределом чрезвычайно давили на нее, воспитанную в строгих традициях австрийского императорского дома. Те, кто хорошо знал монархиню, ее тонкий вкус и чувство гармонии, удивлялись, каких ничтожных людей она приблизила к себе. За редкими исключениями, это были лицемерные льстецы и интриганы, которые, пользуясь дружбой с ней, получали выгодные должности, льготы и дорогие подарки для себя и своих родственников. Возможно, такой была и ближайшая подруга Марии Антуанетты - графиня де Полиньяк , происходившая из обнищавшей аристократической семьи, которая же, наряду с принцессой де Ламбаль,тем не менее, оставалась верной своей венценосной подруге до самого конца. Взлёт семейства Полиньяков был стремительным. Его члены заняли выгодные должности при дворе. Ежегодно это семейство из королевской казны получало около полумиллиона ливров . Вскоре, доверяя своим " друзьям", королева становится послушным орудием этих недостойных людей из своего окружения. Но счастливые исключения в нем всё-таки были. Например, признанный мастер в искусстве катания на коньках шевалье де Сен-Жорж, который был партнёром королевы на льду. В модном для высшего общества того времени развлечении - катании на коньках - с королевой Франции не могла сравниться ни одна женщина .

Мария-Антуанетта увлеклась ролью законодательницы мод. Король увеличил её содержание, но средств на оплату нарядов и украшений всё равно не хватало. Королева обратилась к азартным играм. В салон допускались все, кто был в состоянии вести крупную игру, в том числе люди с дурной репутацией. Тем не менее, она и не подозревала, что в ее салоне ведется нечистая игра. По сообщению Мерси д’Аржанто, в 1778 году королева проиграла 171 344 франка .

Ещё одной дорогой игрушкой для нее стал Трианон . Мария-Антуанетта сделала его своей резиденцией, куда удалилась от душившего ее версальского этикета с немногими избранными. И вызвала ненависть тех придворных, которые не были допущены в её общество.

С начала революции Мария Антуанетта становится противником конституционно-демократического режима. При нападении черни на Версаль ( -6 октября 1789 года) жизни её угрожала серьёзная опасность. Когда королевская семья переселилась в Тюильри , стараясь побудить мужа к решительной деятельности, она завязала переписку с Мирабо для спасения монархии; но в решительный момент все планы разбились о недоверие к вождю одной их конституционных партий, которого революционисты впоследствии устранили, уличив в измене. Неудачная попытка бегства 20 июня 1791 года сильно ухудшила положение монархов, которые к тому времени уже были сильно ограничены в действиях. По предложению своих друзей, королева старалась ускорить австрийско-прусское вторжение , для спасения трона и семьи; но это привело к противоположному результату. Когда 10 августа 1792 года тюильрийский дворец был взят, она сохранила спокойствие и достоинство, равно, как и в Варенне, при неудавшейся попытке покинуть пределы страны в июне 1791.

Последние дни Марии-Антуанетты

В 12 часов 15 минут королева была обезглавлена на нынешней площади Согласия . В 1815 году по приказу Карла Десятого (граф д’Артуа) её останки были перенесены в Сен-Дени . Сейчас точное место захоронения в соборе неизвестно.

В литературе и искусстве

Мария-Антуанетта в изобразительном искусстве

Мария-Антуанетта славилась красотой; лучшие портреты принадлежат её подруге, Э. Виже-Лебрен , и Рослену. Известна картина Поля Делароша , изображающая её перед судьями.

Мария-Антуанетта в кино и мультипликации

  • «Мария-Антуанетта », 1938, США, реж. В. С. Ван Дайк Норма Ширер .
  • «Мария-Антуанетта - королева Франции », 1956, Франция-Италия, реж. Жан Деланнуа , в роли королевы Марии-Антуанетты - Мишель Морган .
  • «Джон Пол Джонс » ()
  • «Мария-Антуанетта », 1975, Франция, 4-серийный мини-сериал, реж. Ги-Андре Лефранк, в роли королевы Марии-Антуанетты - Женевьева Казиль .
  • «Леди Оскар» , 1979, Франция-Япония, реж. Жак Деми, снят по сюжету манги Риёко Икэды «Роза Версаля», в роли Марии-Антуанетты - Кристин Бом.
  • «Австрийка », 1989, реж: Гранье-Дефер, Пьер .
  • «История с ожерельем» , 2001, реж: Ч. Шайер.
  • «Мария-Антуанетта» , 2006, реж. С. Коппола , в роли королевы Марии-Антуанетты - Кирстен Данст .
  • «Мария-Антуанетта. Подлинная история» , 2006, Канада-Франция, реж. Франсис Леклер, Ив Симоно, в роли королевы Марии-Антуанетты -


Вверх