Друга ищи а нашел береги значение пословицы. Классный час на тему: «Нет друга – ищи, а нашел - береги

Тема : "Нет друга - ищи, а найдешь - береги!"

Цель : Помочь детям разобраться в вопросе: “Умеешь ли ты дружить?” Формировать умение эффективно взаимодействовать друг с другом.

Задачи:

Способствовать формированию дружеских отношений с детьми в группе и со своими одноклассниками.

Помочь научить ценить дружбу, дорожить друзьями, строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми.

Постараться довести до детей Законы дружбы и их значение, на примере конкретных ситуаций.

Ход занятия:

I . Организационный момент.

Приветствие.

II . Самоопределение к деятельности.

1. Чтение притчи о настоящей дружбе.

Сегодняшнее занятие мы начнем с притчи.

Притча о настоящей дружбе.

В одной далёкой стране жили два друга.

Они были самыми настоящими друзьями! Вместе работали, отдыхали и вместе праздновали успех.

Любые решения они принимали сообща.

Никто никогда не видел, чтобы они ссорились или даже просто были друг другом недовольны. Но что самое главное - друзья, ни разу не поставили свои личные отношения в зависимость от мнения окружающих.

Слухи об их уникальной дружбе докатились до правителя той страны, в которой они жили.

И велел он привести к себе неразлучных друзей.

Вы действительно настоящие друзья или мне неправильно доложили? Тогда я просто казню осведомителей, да и дело с концом.

Не надо никого казнить, владыка. Ты получил верные сведенья, мы действительно настоящие друзья. Сегодня же я хочу убедиться, что вы не лжёте. Возможно, искренне заблуждаетесь. Но, в любом случае, мне приятно было бы убедиться, что настоящая дружба существует.

С этими словами правитель приказал схватить друзей и заточить в холодное, сырое подземелье: каждого - в своё. Полная изоляция от мира, ни один лучик света не должен касаться их лиц. Между узниками был исключён малейший контакт.

Стражники получили исчерпывающее указание: "Не кормить, а воду пусть со стен слизывают!".

Жаловаться на судьбу несчастные отныне смогут лишь крысам, в обществе которых и проведут остаток своих дней, если: Друзьям выдвинули следующее условие: тот, кто первый взмолится о пощаде, того немедленно освободят, а его друг умрёт мучительной смертью.

Страшный эксперимент длился целый месяц.

Никто из друзей не попросил о снисхождении. Обоих вынесли из темницы истощёнными и бездыханными. Долгое время их приводили в чувство лучшие врачи королевства.

А потом, когда они пришли в себя настолько, что могли говорить, правитель снова пригласил к себе.

Герои! Я благодарен вам за преподанный мне урок и хочу извиниться за доставленные неудобства: Зато теперь я абсолютно точно знаю, что настоящая дружба существует.

2.Беседа по притче.

Как вы считаете, о чем эта притча?

Как на ваш взгляд можно озаглавить притчу?

Чему учит нас эта притча?

О чем сегодня пойдет речь на нашем занятии?

А что вы хотите узнать о дружбе? (о настоящем друге, признаках дружбы, о необычной дружбе, и можем ли каждый из вас назвать себя настоящим другом)

Наше занятие называется “Нет друга – ищи, а найдёшь - береги!”

Как вы понимаете эту пословицу?

О чём мы будем говорить на занятии?

III . Основная часть. Работа по теме.

Давайте выясним, что такое дружба?

1.Законы дружбы.

Учёные – психологи изучали правила дружбы у народов разных стран. Оказалось, что, несмотря на разный цвет кожи, разное воспитание и условия жизни, есть много общего в том, что люди считают дружбой и дружеским поведением.

Так были определены десять законов дружбы:

Доверять другу;

Делиться новостями, успехами или неудачами;

Уметь хранить чужие тайны;

Радоваться вместе с другом его успехам;

Предлагать свою помощь, а не ждать просьбы о помощи;

Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе, не создавать неловких ситуаций;

Не критиковать друга в присутствии других людей (если ты чем-то недоволен, сказать другу об этом наедине);

Защищать друга (если кто-то говорит о друге плохо в его отсутствие);

Уважать право друга иметь других друзей, кроме тебя (не быть навязчивым);

Всегда выполнять свои обещания.

Как вы можете объяснить (понимаете) тот или иной Закон?

(Обсуждение каждого из вышеназванных Законов. Передача игрушки соседу после высказывания своего мнения.)

2. Качества друга.

Выберете те качества, которыми должен обладать друг

С кромность, решительность, настойчивость, доброжелательность, общительность, отзывчивость, искренность, зависть, эгоизм, равнодушие, хвастовство, злоба, готовность прийти на помощь.

Давайте проверим.

3. Работа над пословицами.

- О дружбе много пословиц сложено. Ваша задача объяснить, почему так говорят, и привести пример ситуации.

(Дети объясняют смысл пословиц и приводят примеры из жизни, подходящие к пословицам.)

4.Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

А теперь, мы сыграем с вами в игру «Это я, это я, это все мои друзья» и посмотрим какие вы внимательные и дружные.

Внимательно послушайте вопрос, и если согласны, что это относиться к вам, то отвечайте: «Это я, это я, это все мои друзья». Если же не согласны, то молчите.
-Кто ватагою веселой каждый день шагает в школу?
- Кто из вас своим трудом украшает класс и дом?
- Кто из вас хранит в порядке ручки, книжки и тетрадки?
- Кто из вас, скажите братцы, забывает умываться?
- Кто домашний свой урок выполняет точно в срок?
- Кто из вас приходит в класс с опозданием на час?
- Кто, играя в волейбол, забивает в окна гол?
- Кто из вас не смотрит хмуро, любит спорт и физкультуру?
- Кто из вас, скажите вслух, на уроках ловит мух?

Молодцы ребята, вы настоящие друзья.

5.Настоящий друг.

Как вы понимаете выражение «настоящий друг»?

- А у кого из вас есть настоящий друг? Докажите это.

- Ребята, а кого мы можем назвать другом?

Друг - это интересная книга, которую читаешь. Друг - это мама, которая поможет в трудную минуту. Друг - это учитель, который помогает заглянуть в тайны знаний.

Друзья - это игрушки, которые выслушивают меня. Друг - это мой непослушный щенок.

6. Работа над рассказом "Одинаковые".

- Послушайте рассказ «Одинаковые»

Жили две неразлучные подружки-третьеклассницы. Обе они маленькие, розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одинаково одевали, обе учились только на десятки.

Мы во всем одинаковые! – с гордостью говорили девочки.

Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвасталась маме:

Я получила по математике десять, а Вера только тройку. Мы стали уже неодинаковые…

Мама внимательно посмотрела на Соню. Потом сказала грустно:

Да, ты стала хуже…

Я? – удивилась девочка. – Но ведь тройку-то получила не я!

За что мама осудила Соню? Что бы вы сказали Соне?

А какими качествами должны обладать ваши друзья?

7.Чтение сказки. Работа над сказкой.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

Вот выбирай, - сказал волшебник. – одну зовут Радость, другую – Доброта, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую –.Дружба.

Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

Твоя правда. – ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

- А кого выбрали бы вы? Почему?

Любовь подошла к девушке по имени Дружба и протянула ей руку.

- Почему Любовь выбрала Дружбу? (Ответы детей).

Какое прекрасное слово “дружба”! Произносишь его – и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть в снежки, читать новую книгу или посекретничать о своём.

IV . Заключительная часть. Подведение итогов.

Так давайте, давайте дружить,

Пусть не раз нам стихи эти вспомнятся.

Если дружбой всегда дорожить,

То любое желанье исполнится.

Вот и подошло к концу наше занятие. Помогайте друг другу в трудную минуту, ищите хороших и верных друзей. Давайте встанем и скажем друг другу слова известного героя, терпеливого и добрейшего кота Леопольда: «Давайте жить дружно!» И мне думается, эту дружбу вы пронесёте через всю школьную жизнь !

Звучит песня «Настоящий друг».

Цели мероприятия

1. Закрепить и расширить представления второклассников о настоящей бескорыстной дружбе.

2. Развивать умения анализировать свои поступки и поступки своих товарищей, прогнозировать последствия своих действий.

3. Способствовать формированию дружного классного коллектива.

Подготовка

1. Готовятся литературные произведения по теме классного часа.

2. Подбираются аудиозаписи для музыкального сопровождения.

3. Учащимся раздаются стихотворения.

4. Учащиеся читают рассказ Е. Пермяка «Самое страшное», подбирают пословицы и поговорки о дружбе.

5. Разучиваются песни «Настоящий друг», «Вместе весело шагать».

6. Печатается тема классного часа.

7. Готовится оформление, оборудование, инвентарь: «лепестки ромашки», плакат с темой классного часа, текст с рассказом Е. Пермяка «Самое страшное», магнитофон, кассеты с фонограммами песен «Настоящий друг», «Вместе весело шагать».

Участвуют ученики 2-го класса, классный руководитель.

Плакат с темой классного часа прикреплен к доске.

Ход мероприятия

Классный руководитель. Сегодня на классном часе мы с вами поговорим о дружбе, о друзьях, узнаем, умеете ли вы дружить. На доске написано предложение: «Друг — это тот, кто...». Скажите, кого можно назвать другом?

Дети отвечают.

С чего же все начиналось? Как возникло само слово «друг»? Послушайте стихотворение, которое так и называется «Слово "друг"».

Когда еще никто не знал ни слова,

Ни «здравствуйте», ни «солнце», ни «корова»,

Соседям древний человек привык

Показывать кулак или язык

И корчить рожи (что одно и то же).

Но словом стал гортанный резкий звук,

Осмысленней лицо, умнее руки.

И человек придумал слово «друг»,

Стал друга ждать и тосковать в разлуке.

Ему спасибо за друзей моих.

Как жил бы я, что делал бы без них?

Друзей-людей, которых я люблю,

Я никогда ничем не оскорблю.

Хорошо, когда рядом есть надежный, верный друг, с которым можно поиграть, поговорить или просто погулять. Послушайте стихотворение и ответьте: Можно ли назвать этого героя настоящим другом? Почему?

1-й ученик

Друг напомнил мне вчера,

Сколько сделал мне добра.

Карандаш мне дал однажды,

Я в тот день забыл пенал.

2-й ученик

В стенгазете, чуть не в каждой,

Обо мне напоминал.

Я упал и весь промок,

Он мне высохнуть помог.

3-й ученик

Он для милого дружка не жалел и пирожка.

Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счет

Не влечет меня, ребята,

Больше к другу, не влечет.

Классный руководитель . Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Учащиеся пишут на лепестке ромашки одно качество, которое они ценят в своем друге, а затем прикрепляют свой лепесток к цветку.

Так каким же должен быть настоящий друг? Может быть, таким, как в песне, которая так и называется «Настоящий друг».

Дети исполняют песню.

Вы, наверно, замечали, что разные ребята дружат по-разному. Одни любят всегда командовать, другие готовы во всем уступить, лишь бы играть вместе. Но иногда игра не ладится, потому что ребята не могут договориться друг с другом. Подумайте, как надо играть вместе, чтобы было всем весело и интересно?

Послушаем рассказ Е. Пермяка «Самое страшное» и узнаем, что может случиться с теми, кто не умеет дружить.

Текст рассказа имеется у каждого ученика. Текст читает учитель, учащиеся следят за его чтением по тексту.

А теперь обсудим рассказ, ответив на вопросы.

1. Почему Вова гордился собой, своим поведением?

2. Хорошо ли, если тебя все боятся?

3. Почему в один из дней с ним никто не захотел играть9

4. Что самое страшное случилось в жизни Вовы?

5. Какие советы вы могли бы дать герою рассказа, чтобы он не остался один?

Почему распадается дружба?

Дети высказывают предположения.

Давайте придумаем правила дружбы.

Дети работают в группах и создают правила дружбы.

Чаще всего дружба бывает крепкой, верной и долгой, если у людей одинаковые интересы, вкусы, или им нравятся одинаковые игры, занятия, если они добры и отзывчивы. Для того чтобы всегда было много друзей, нужно помнить...

Учащиеся по цепочке читают подобранные ими пословицы и поговорки о дружбе.

Ученики читают отрывок из стихотворения Л. Измайлова «Монолог о дружбе».

1-й ученик

Что такое дружба, каждый знает?

Может быть, и спрашивать смешно.

Ну а все же, что обозначает

Это слово? Значит что оно?

2-й ученик

Дружба — это если друг твой болен

И не может в школу приходить, —

Навещать его по доброй воле,

Школьные уроки приносить.

3-й ученик

Терпеливо объяснять заданья,

На себя взять часть его забот.

Отдавать ему свое вниманье

Дни, недели, месяц или год...

4-й ученик

Если друг твой что-то, к сожаленью,

Плохо сделал или же сказал,

Надо честно, прямо, без сомненья

Правду высказать ему в глаза.

5-й ученик

Дружба в радости и дружба в горе.

Друг последнее всегда отдаст.

Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,

Тот, кто не обманет, не продаст.

6-й ученик

Дружба никогда границ не знает,

Нет преград для дружбы никаких.

Дружба на земле объединяет

Добрый день, дорогие ребята! Я очень рада встрече с вами. Сегодня мы поведем с вами доверительный разговор. Вам интересно о чем? Точнее о ком? (Звучит песня «Если с другом вышел в путь» - 1-й куплет и припев.) Конечно же, о друзьях и о дружбе. Действительно, если с другом вышел в путь, то любой путь будет легче и веселее.

Как вы думаете, можно человеческую жизнь сравнить с дорогой? (Размышления ребят.) Действительно, человеческая жизнь – это дорога, которая складывается из минут, часов, дней, месяцев, лет. Давайте представим, что мы сегодня с вами вместе пройдем кусочек этого пути длиной всего-то в 40 минут.

Скажите, если мы с вами представили жизнь в виде дороги, то можно ли ее пройти без друзей? (Размышления ребят)

Конечно же, нет. Еще в XII веке великий грузинский поэт Шота Руставели писал: «Кто не ищет дружбы с близкими, то себе заклятый враг». У каждого народа есть легенды, пословицы, поговорки о дружбе. Может быть, вы вспомните некоторые из них? (Ребята называют пословицы, например,

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

«Друга ищи, а найдешь – береги»

«Старый друг лучше новых двух»

«Человек, богатый друзьями, широк, как степь, а без друзей – узок, как ладонь»

«С другом веселее при удаче, легче в беде»

«В недруге стрела – что во пне, а в друге – что во мне»

«Друзья познаются в беде»

«Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось»

«Недруг поддакивает, а друг спорит»

Вот вы здесь назвали пословицу «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Согласитесь, очень хорошо иметь и сто рублей и сто друзей одновременно. Но что найти легче? Поищите в карманах! (Дети достают деньги)

Оказывается, деньги найти легче, чем отыскать друга. На жизненном пути человек встречается с разными людьми: добрыми и злыми, щедрыми и жадными, бескорыстными , мужественными и трусливыми. Как же среди такого множества найти друга? Нужно знать кого искать. Кто такой друг? Закончите фразу «Друг это тот..» (Ребята делятся на группы по 2-3 человека. Они получают листочки с началом фразы, которую нужно дописать.)

Что же у нас получилось? У нас получился коллективный портрет Друга.

Настоящий друг везде

Верен, в счастье и беде;

Грусть твоя его тревожит, ты не спишь – он спать не может,

И во всем без дальних слов

Он помочь тебе готов.

В. Шекспир

Как вы думаете, ребята, друзей у человека может быть много? (Размышления ребят.)

Друзей у человека много не бывает. Есть товарищи, приятели, знакомые, одноклассники. Но друг – это более личное, дорогое, близкое, чем товарищ или одноклассник. Какие же черты должны быть присущи настоящему другу? (На столе разложены карточки с чертами друга. Ребятам предлагается из множества выбрать те, которые по их мнению характеризуют друга.)

Прочитайте, пожалуйста, что же вы выбрали. (Ребята зачитывают карточки)

Сейчас, ребята, вы сами того не подозревая, воспользовались секретом, которым мудрый Лис поделился с Маленьким принцем, главным героем одноименного произведения французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери. Маленький принц в поисках друзей прилетел на Землю с крошечной планеты, где у него только и были, что три вулкана, достававшие ему до колена, которые он чистил каждый день, баобабы, которые он уничтожал, чтобы они не разрушили его планету, и роза, которую он поливал, оберегал и считал, что она самая лучшая и единственная во всей Вселенной. Но на Земле он увидел, огромный сад, полный роз, похожих на его цветок. Маленький принц почувствовал себя очень-очень несчастным, ведь его красавица говорила, что подобных ей нет нигде. От обиды он заплакал. Но мудрый Лис ему объяснил, что его Роза для него действительно единственная в мире. «Поди взгляни еще раз на розы, а когда вернешься, я открою тебе один секрет». Маленький принц пошел взглянуть на розы. – Вы ничуть не похожи на мою розу, - сказал он им. – Вы еще ничто. Вас никто не приручил. –Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. – Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы, но мне она дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас защищал и оберегал я каждый день». Когда Маленький принц вернулся к Лису, тот сказал, что секрет его очень прост: «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». «Самого главного глазами не увидишь», - повторил Маленький принц, чтобы лучше запомнить.

А как вы понимаете секрет мудрого Лиса? (Размышления ребят.)

Вы правы, не всегда можно увидеть ценное в человеке, это нужно почувствовать сердцем. Давайте мы с вами обратимся к карточкам с чертами друга, оставшимся на столе. (Один ученик приглашается к столу)

Есть ли среди них такие, которые могут быть присущи вашему другу? (Ученик выбирает карточки и зачитывает их).

Обязательные ли эти качества для настоящего друга? А если их нет, разрушается ли дружба? (ответы школьников)

Да действительно, в дружбе большую роль играют не внешние, а внутренние качества человека, иногда даже вовсе не бросающиеся в глаза. Нужно только их рассмотреть.

Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном качестве, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в троллейбусе, прийти на помощь старому человеку, даже если очень спешишь по своим делам. Все это проявления порядочности. Только у порядочного человека бывают друзья настоящие, верные и надежные. Друзья на всю жизнь.

Некоторые ребята любят командовать, требуют, чтобы товарищи прислушивались только к их мнению, беспрекословно им подчинялись. Высокомерие, эгоизм, которые мешают установлению доверительных, дружеских отношений между людьми.

У каждого человека не так уж много настоящих друзей, и их надо беречь. Будьте снисходительны к человеческим слабостям своих друзей, прощайте их.

А все ли можно простить другу?

Почему нельзя прощать предательство?

Действительно, дружба несовместима с предательством. Нет оправдания другу, который в трудную минуту не помог в беде, опасности. Ученики школы, где работал директором выдающийся педагог, выработали такие «Законы дружбы»:

Не оставляй друга в беде. Быть верным дружбе – значит делить с другом не только радости, но и горе. У друга могут быть ошибки, трудности, испытания. Если ты видишь, что у друга беда, иди к нему на помощь. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству. Тебе не безразлично, каков твой друг. Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.

Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность.

Дружба – это, прежде всего, вера в человека, требовательность к нему. Чем глубже твоя вера в друга, тем выше должна быть требовательность. Дружба и эгоизм несовместимы, непримиримы. Дружба учит человека отдавать другу духовные силы, проявлять заботу. Умей жить так, чтобы тебя с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие. Дружба испытывается в беде и опасности. Смертельной бедой и смертельной опасностью является война. Ты должен быть духовно готовым к этому великому испытанию. Быть требовательным к дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.

А сейчас я прошу вас закрыть глаза, расслабиться и представить, что на небе - звездопад. Пока выбудете сидеть с закрытыми глазами я расскажу вам легенду о Млечном Пути.

Во время рассказ легенды о Млечном Пути, перед каждым учащимся раскладываются звездочки. Затем ребята открывают глаза, берут свои звездочки и по очереди отвечают на вопросы. Если кто-то хочет ответить не на свой вопрос, пусть высказывает свое мнение.

Геракла еще в детстве его мать Алкмена бросила в чистом поле. Однако Зевс, отец Геракла, приказал Гермесу подобрать новорожденного и ночью тайком накормить его молоком матери богов Геры. Гермес принес младенца на Олимп и приложил его к груди спящей Геры, дабы маленький Геракл мог вкусить божественное молоко из ее груди, способное сделать его бессмертным. Но Гера проснулась и возмущенно оттолкнула ребенка от себя, а божественное молоко из ее груди разлилось по небу.

Переверните звездочки, лежащие перед вами на столе и прочтите вопросы. Кто готов ответить на свой вопрос, может отвечать.

Много ли у тебя друзей? Какие качества в человеке ты ценишь больше всего? Без чего бы ты ни смог обойтись в жизни? Каким ты себя представляешь через двадцать лет? Какую основную цель ты преследуешь в жизни? Счастливый ли ты человек? Почему? Общительный ли ты человек? Твоя заветная мечта? Чем ты занимаешься в свободное время ? Как ты понимаешь выражение «чувствовать себя на седьмом небе»?

А сейчас мы с вами поиграем игру «Паутинка». (Ребята выходят к доске и становятся в круг) Передавая соседу клубок ниток, участник говорит ему доброе пожелание….

Посмотрите, как мы все друг другу нужны, поднимите эту нить, посмотрите, она еще хрупка и непрочна. И только от нас с вами зависит, сделаем ли мы основу для прочного ковра взаимопонимания. Запомните этот миг.

Вот и подходит к концу наш путь длиною всего-то в 40 минут. Впереди у вас длинная дорога жизни. И пусть на вашем жизненном пути встречаются друзья, чьи сердца будут наполнены добротой, взаимоуважением, бескорыстием.

А теперь возьмитесь за руки – это руки друга. Положите руки на плечи. Это плечо друга, на которое можно опереться в трудный момент. В память о нашей встрече мне хотелось бы подарить вам маленькие «сердечки», которые напоминали бы вам совет мудрого лиса: «Главного глазами не увидишь, зорко лишь одно сердце». Спасибо.

Сообщение темы

У. Здравствуйте, ребята! Посмотрите на наш экран, сколько здесь улыбок они помогут нам узнать тему занятия. На каждой из них написана буква. Составьте из них слово.

Какое слово получилось?

Дети. Дружба.

У. Сегодня мы будем говорить о дружбе.

Анкетирование.

У. Поднимите руку те, у кого есть друзья. Как хорошо: у каждого есть друг! Теперь поднимите руку те, кто считает, что хорошо знает своего друга. Опять все. Раз вы так хорошо знаете своих друзей, то вам не составит труда ответить на вопросы анкеты.

1. Как зовут твоего друга?

2. Когда у твоего друга день рождения?

3. Какого глаза у твоего друга?

4. Какое любимое занятие твоего друга?

5. Читаешь ли ты с другом одинаковые книги?

6. Смотришь ли ты с другом одинаковые телепередачи?

7. Какое любимое лакомство твоего друга?

8. Приходит ли твой друг к тебе в гости?

9. Приглашал ли тебя в гости твой друг?

10. Помогаешь ли ты своему другу выполнять какую – либо работу?

11. Помогает ли твой друг тебе?

- Когда вы встретитесь со своими друзьями в следующий раз, обсудите с ними ваши ответы на эти вопросы.

Результаты анкетирования использует в воспитательной работе с классом и отдельными учениками.

Работа с пословицами.

У. О дружбе сложено много пословиц. Сейчас вы будете работать в группе. Каждая группа получит пословицу. Ваша задача – объяснить, почему так говорят, и привести пример ситуации.

Группа 1. Друг познается в несчастье.

Группа 2. Конь познается при горе, а друг – при горе.

Группа 3. Коня в рати узнаешь, а друга – в беде.

Дети выполняют задание.

Физкультминутка.

Вы пришли в гости к другу, а он вскапывает грядку, моет полы, выбивает ковер. Покажите, как он это делает. Как вы поступите.

Работа с текстом.

У. А теперь послушайте рассказ Валентины Осеевой «До первого дождя»

Учитель читает рассказ.

Умеют ли девочки дружить? Как нужно им поступить?

Дети отвечают.

Тест.

У. А вы умеете дружить? Давайте проверим.

Учитель раздает листы с заданиями.

  1. Друг не пришел в школу. Что ты будешь делать?
а) Не буду волноваться. Если что–то случилось, он позвонит.

Б) Подожду до завтра. Если и завтра не придет - позвоню.

В) Пойду к нему и узнаю, в чем дело.

  1. Вы договорились поиграть, но другу нужно помочь маме принести воды. Что ты сделаешь?
а) Буду играть, и ждать его.

Б) Подожду его у дома.

В) Помогу носить воду, и вместе пойдем играть.

3. В школе у друга сломалась ручка. Как ты поступишь?

А) Дам свою.

Б) Не буду огорчаться: попросит у кого-нибудь.

В) На переменке помогу найти запасную.

У. А сейчас Медвежонок соберет листы с заданиями и подведет итоги.

Оценка результатов теста:

2) а – 2 балла, б – 3 балла, в – 1 балл.

3) а – 3 балла, б – 2 балла, в – 1 балл.

3 балла. Ты очень хороший друг.

От 3 до 6 баллов . Нужно быть внимательнее к своему другу.

Больше 6 баллов. Серьезно задумайся, хороший ли ты друг.

Беседа о дружбе.

У. мы составим правила настоящих друзей. Эти правила записаны на карточках, спрятанных в классе. Каждая группа ищет карточки своего цвета и собирает из них правила. Посмотрим, какая группа будет работать теше и быстрее других.

Правила

  1. Если товарищ попал в беду, помоги ему, чем можешь.
  2. Поделись с товарищем тем, что у тебя есть,
  3. Останови товарища, если он делает что–то плохое.
- Если вы будете соблюдать эти правила, то дружба будет крепкой. А теперь послушайте стихотворение Агнии Барто «Рукавички я забыла».

Учитель читает стихотворение.

Какие строки в этом стихотворении самые главные? Прочтем их хором еще раз.

На доске:

- О каком тепле здесь говорится?

Дети отвечают.

Подведение итогов занятия.

Показ фрагмента мультфильма «Неуловимый Фунтик» (песенка о дружбе) из мультсборника «Домовенок Кузя и…».

У. Сегодня мы говорили о дружбе. Давайте еще раз повторим правила товарищества.

Домашнее задание.

У. Вместе с другом пойдите в библиотеку, найдите рассказы или сказки о дружбе и прочитайте их. Понравившиеся вам книги принесите в класс, и мы оформим выставку.

И. А. Московцова, МБОУ "Яшалтинская СОШ", Республика Калмыкия



Вверх