Лесные тайны (Петров В.В.). Ель обыкновенная Как называется маленький еловый подрост

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Октябрьская средняя общеобразовательная школа

Мантуровского муниципального района

Костромской области

Еловый лес и его подрост

Выполнил :

Бородинский Илья Павлович

ученик 8 класса

МОУ Октябрьская СОШ

Руководитель :

Смирнова Татьяна Валерьевна


1. Введение. 3

2.Методика исследования. 4 3.Результаты исследования.

3.1. Особенности елового леса. 5

3.2. Видовой состав елового леса. 7

3.3. Подрост елового леса. 8

3.4. Влияние взрослых деревьев на произрастание всходов ели и подроста ели. 8

3.5. Влияние взрослых деревьев на формирование подроста. 9

4. Выводы. 11

5. Заключение и перспективы 12 6. Список использованной литературы. 13 7. Приложения. 14

1.Введение

Большую часть нашей местности занимают еловые леса. Еловый лес - совершенно особое, своеобразное растительное сообщество. Это лес мрачный, тенистый, влажный. Если в жаркий летний день войдете в еловый лес с поля или луга, - сразу окажетесь в глубокой тени, почувствуете прохладу, влажность. Вся обстановка здесь резко отличается от того, что свойственно открытому месту. Ель сильно меняет окружающую среду, создает под своим пологом специфические условия.

Состав растений нижних ярусов леса во многом определяется свойствами почвы. В тех участках ельника, где почва беднее питательными веществами и более сырая, на моховом ковре мы обычно находим густые заросли черники. Такой тип леса, встречающийся у п. Октябрьский называют ельником-черничником.

Цель работы :

изучить еловый лес и подрост елового леса.

Задачи:

Узнать особенности елового леса;

Изучить видовой состав елового леса;

Изучить подрост елового леса;

Провести исследования и выявить влияние взрослых деревьев на произрастание всходов ели и подроста ели;

Выявить влияние взрослых деревьев на формирование подроста.

2.Методика исследования

Исследовательскую работу мы проводили летом в 2011 году.

Для нашего исследования мы использовали следующее оборудование: колышки, мерную вилку, рулетку.

При выполнении данной работы мы пользовались методами наблюдения, сравнения. С помощью метода наблюдения изучался видовой состав елового леса, внешние особенности подроста и всходы елового леса. Таблицы составлялись на основе метода сравнения. Этот метод позволил рассмотреть и сравнить количество всходов и подроста ели, а также помог определить конечные результаты в данной работе.

В результате анализа литературных источников по биологии и экологии мы познакомились подробно с растительностью елового леса, почвами, условиями произрастания ,,,

3.Результаты исследований

3.1. Особенности елового леса

Еловый лес - совершенно особое, своеобразное растительное сообщество (Приложение I фото1). Ель создает очень сильное затенение, и под ее пологом могут существовать лишь достаточно теневыносливые растения. Кустарников в ельнике обычно мало. Растения, которые мы видим под пологом елового леса, достаточно теневыносливы, они не только нормально растут в глубокой тени, но даже цветут и плодоносят. Все эти растения хорошо переносят также сравнительную бедность почвы питательными веществами и ее повышенную кислотность (такие свойства характерны для почвы елового леса). В то же время многие растения ельников требовательны к влажности почвы.

Под пологом ельника почти никогда на бывает сколько-нибудь сильного движения воздуха. И в ельнике вы почти не найдете растений, семена которых имели бы какие-либо «парашютики» или иные приспособления для распространения с помощью ветра. Зато много растений, семена которых чрезвычайно мелки, похожи на пыль и распространяются даже очень слабыми потоками воздуха.

Среди растений, встречающихся в ельниках, немало таких, которые имеют белые цветки.

Такая окраска цветков не случайна. Это - приспособление к скудному освещению под пологом елового леса. Белые цветки лучше, чем любые другие, заметны в полумраке, их легче всего находят насекомые-опылители.

Почти все травянистые растения елового леса - многолетние. Каждую весну они продолжают свою жизнь, но не начинают ее сначала, с семени, как однолетние травы. Они занимают свое определенное место в лесу на протяжении многих лет. У большинства растений елового леса есть более или менее длинные ползучие корневища или надземные побеги, способные быстро разрастаться в стороны и захватывать новую площадь. Все это - приспособления к специфической обстановке под пологом ельника. Появление новых растений из семян здесь сопряжено с большими трудностями: прорастанию опадающих семян мешает толстый слой мертвой хвои на почве и моховой покров. Размножение с помощью семян в этих условиях очень ненадежно. Обитатели елового леса поддерживают свое существование в основном за счет вегетативного размножения. Всходы каких-либо растений могут появиться из семян только в особых условиях - там, где удален слой

опавшей хвои вместе с моховым покровом и обнажилась почва. Именно такие условия необходимы для массового появления всходов даже самой ели.

Подстилка в еловом лесу имеет сильно кислую реакцию (рН), ее разлагают почти исключительно микроскопические грибы. Грибное население очень обильно не только в подстилке, но и в верхних слоях почвы. Не удивительно поэтому, что многие растения елового леса имеют микоризу, корни их оплетены густым чехлом из тончайших грибных нитей - гиф. Микориза играет важную роль в жизни лесных растений, помогает им усваивать из почвы трудно доступные питательные вещества. Некоторые травы елового леса настолько тесно связаны в своей жизни с микоризным грибом, что даже их семена не могут прорасти без участия гриба.

Еще одна характерная особенность растений ельников - то, что многие из них остаются зелеными на зиму, сохраняют живую листву в холодное время года. Весной, как только сойдет снег, всегда можно видеть на почве их старые, перезимовавшие зеленые листья. Чуть потеплеет - и в листьях сразу же начинается процесс фотосинтеза, вырабатываются органические вещества. Сравнительно немногие травы елового леса полностью теряют осенью свою надземную часть и зимуют только в виде подземных органов.

В живом напочвенном покрове елового леса большую роль играют кустарнички. Все эти растения по особенностям своего строения не отличаются от кустарников, но имеют лишь значительно меньшие размеры.

Мхи, которые мы видим на почве в еловом лесу, - очень теневыносливые растения. Они могут существовать при довольно слабом освещении. Хорошо переносят они и механическое воздействие опадающей с деревьев сухой хвои. Мохового покрова нет лишь в очень густых еловых молодняках, где на почву почти совсем не попадает свет. Внешний облик ельника мало меняется на протяжении года. Ель все время остается зеленой, многие лесные травы - также. Неизменный зеленый цвет сохраняет и моховой покров. Только весной и в начале лета мы видим некоторое разнообразие, когда начинается цветение некоторых трав, находящихся по пологом елового леса.

3. 2. Видовой состав елового леса

В еловом лесу совместно главной породой является ель обыкновенная или ель европейская (Приложение I фото 2) Корневая система первые 10-15 лет стержневая, затем поверхностная (главный корень отмирает). Дерево слабо ветроустойчиво. Крона конусовидная или пирамидальная. Ветви мутовчатые, горизонтально-распростёртые или поникающие. В первые 3-4 года боковых побегов не даёт. Кора серая, отслаивается тонкими пластинками. Листья игловидные (хвоя), зелёные, короткие, четырёхгранные, реже плоские, жёсткие и острые, с 2 килями на верхней и нижней стороне. Расположены спирально поодиночке, сидят на листовых подушечках. Сохраняются на побегах в течение нескольких (6 и более) лет. Ежегодно опадает до одной седьмой части хвои. После сильного объедания хвои некоторыми насекомыми, например, бабочкой-монашенкой, возникают щёточные побеги - с очень короткими и жёсткими иглами, напоминающие по внешнему виду щётки.

Растения голосеменные. Шишки продолговато-цилиндрические, заострённые, не рассыпающиеся, опадают по созревании семян целыми в первый год оплодотворения. Зрелые шишки висячие, сухие, кожистые или деревянистые, длиной до 15 см, диаметром 3-4 см. Шишки состоят из оси, на которой расположены многочисленные кроющие чешуи, а в их пазухах - семенные чешуи, на верхней поверхности которых обычно развивается по 2 семяпочки, снабжённых так называемым ложным крылом.

Семена созревают в октябре, разносятся ветром. Не теряют всхожести 8-10 лет.

Начало плодоношения - от 10 до 60 лет (в зависимости от условий произрастания).

Живёт в среднем до 250-300 лет (иногда до 600)

Чистые еловые леса очень плотные, густые, тёмные. Рядом с елями встречаются берёза обыкновенная, но очень редко. В ельниках почти не бывает подлеска, только единично встречаются можжевельник обыкновенный, рябина обыкновенная. Хорошо развит травянисто – кустарничковый ярус. Черника образует сплошной хорошо развитый ярус. К ней примешиваются иногда в значительном количестве брусника обыкновенная, майник двулистный, кислица обыкновенная, хвощ лесной, щитовник мужской. Моховой покров ельников черничных разреженный и состоит из пятен сфагнумов и кукушкина льна. После рубки на местах бывших ельников черничных возникают вейниковые, щучковые или кипрейные вырубки, затем березняки, осинники и сосняки чернично-широкотравные.

Изучив видовой состав елового леса, данные занесли в бланк описания (Приложение II)
8

3.3. Подрост елового леса

Подрост – молодое поколение, состоящее из древесных растений естественного происхождения, растущих под пологом леса, способное образовать основной полог древостоя, не достигшее высоты основного древостоя

У подроста под плотным пологом взрослого леса нелегкое существование. Всходы, оказавшиеся на опушке, на прогалине, на участках, где в просветы крон, образовавшиеся после вываливания старого дерева, проникает достаточно света, хорошо растут. У таких растений ветви начинаются от самой земли, они густо покрыты листвой или хвоей ярко-зеленого цвета, вершина у них хорошо развита.

Под пологом елового леса имеется много молодых елок, не попавших в такие удачные условия, и они вынуждены довольствоваться тем, что им досталось. А досталось им очень немного. Обычно подрост растет группами, концентрируется в условиях, благоприятных для прорастания семени и первоначального периода роста всходов. Но по мере роста начинается соперничество внутри группы подроста, кроме того, деревца затеняются верхним пологом взрослого леса, и им приходится довольствоваться остатками того света, что проник через кроны деревьев старшего поколения. Корни подроста развиваются в почве, уже занятой корневой системой старого леса, и им приходится ограничиваться меньшим количеством пищи и влаги. Часто можно наблюдать в густом еловом лесу в таком подросте однометровые елочки, возраст которых 30-50 лет.

У угнетенного подроста почти незаметен верхушечный побег, ветки находятся только в верхней части стволика и расположены горизонтально,- так на них попадает больше света.

В естественном лесу с годами старые деревья дряхлеют, постепенно в разное время вываливаются и между деревьями увеличиваются просветы. Больше света, больше влаги в лесу - меньше соперничество у молодого поколения с корневой системой материнского леса. Подрост оправляется, приспосабливается к новым условиям и убыстряет рост, вклиниваясь вершиной в верхний полог. Даже после 80-100-летнего угнетения ель может оправиться и войти в состав верхнего полога.

Подрост бывает семенного и вегетативного происхождения. Подрост семенного происхождения на ранней стадии называется самосевом (для хвойных и лиственных пород с тяжёлыми семенами) или налётом (для берёзы, осины и др. лиственных пород с лёгкими семенами). Растения до 1 года относятся к всходам. Одним из важных средств восстановления леса является сохранение подроста от повреждений при лесозаготовках. 3.4. Влияние взрослых деревьев на произрастание всходов ели и подроста ели

Выбрали участок зрелого елового леса (подальше от дорог) с хорошо выраженными мёртвопокровными пятнами под кронами взрослых деревьев и с моховым ковром между ними. Нашли ель, под кроной которой имеется большое число молодых всходов (Приложение III фото1), и заложили здесь 5 площадок размером 100 см 2 (10*10 см 2). Другую серию площадок разместили между кронами деревьев на толстом моховом ковре. Подсчитали количество всходов ели на каждой площадке, а затем высчитали средние данные на одну площадку. Результаты внесли в таблицу (Приложение III таблица 1)

На этих же участках (т.е. под кронами елей и между ними) заложить площадки большего размера – 1 м 2 и подсчитали количество имеющегося на них подроста (Приложение IV фото1) , без всходов. Данные внесли в таблицу (Приложение IV таблица 1)

Сравнили результаты и сделали вывод :

всходы ели появляются в большем количестве на единицу площади непосредственно под кронами взрослых деревьев, так как между кронами их появлению препятствует толстый слой мха; проростки погибают, не достигнув корнями почвы. Наоборот, наибольшее количество подросших ёлочек находится между кронами деревьев. Такое несовпадение мест обильного нахождения разновозрастных ёлочек обусловлено влиянием взрослых деревьев. Под кронами из- за сильной конкуренции (прежде всего за свет) все всходы быстро погибают. В межкроновых участках леса влияние взрослых деревьев ослаблено, и здесь сохраняется большинство, даже из общего небольшого числа, появившихся ёлочек.

3.5. Влияние взрослых деревьев на формирование подроста.

В ходе исследований описали состояние подроста ели в лесу и на опушке леса с целью выявления влияния взрослых растений на формирование подроста. Подрост является средним по высоте, средней густоты, неравномерным, жизнеспособным.

Выбрали молодые ёлочки примерно одинаковой высоты- 1-1,5 м, растущие в тени леса, на его опушке или на поляне; изучили их внешнее строение и данные занесли в таблицу (Приложение V таблица 1).

Сделали вывод:

на опушках и полянках состояние елового леса подроста, хорошее. Здесь кроны ёлочек конусовидные, с густо расположенными, хорошо охвоенными ветвями. Под пологом леса кроны ёлочек зонтиковидные, с редкими и слабо охвоенными ветками, которые сильно вытянуты в стороны. Причём на осветлённых местах леса подрост растёт густо, а в затенении ёлочки встречаются единично, редко. Эти различия в состоянии и обилии
10

подроста в разных участках леса свидетельствуют о неблагоприятном влиянии взрослых деревьев, которое осуществляется через изменение условий обитания: затенение и др.

Из сравнения результатов видно, что влияние взрослых деревьев ели сказывается и на подросте, произрастающем между их кронами, но оно здесь ослаблено по сравнению с подкроновыми участками; ещё меньше это влияние сказывается на подросте, выросшем на опушке леса.

Выводы

В результате проделанной работы, мы узнали намного больше о еловом лесе, его видовом составе, а также изучили влияние взрослых деревьев на произрастание всходов ели и подроста, а также на формирование подроста.

После проведённых исследований пришли к выводу


  1. Большого видового разнообразия в еловых лесах не наблюдается, а произрастают только теневыносливые растения.

  2. Всходы ели появляются в большем количестве на единицу площади непосредственно под кронами взрослых деревьев, так как между кронами их появлению препятствует толстый слой мха; проростки погибают, не достигнув корнями почвы. Наоборот, наибольшее количество подросших ёлочек находится между кронами деревьев. Такое несовпадение мест обильного нахождения разновозрастных ёлочек обусловлено влиянием взрослых деревьев. Под кронами из- за сильной конкуренции (прежде всего за свет) все всходы быстро погибают. В межкроновых участках леса влияние взрослых деревьев ослаблено, и здесь сохраняется большинство, даже из общего небольшого числа, появившихся ёлочек.

  3. На опушках и полянках состояние елового леса подроста, хорошее. Здесь кроны ёлочек конусовидные, с густо расположенными, хорошо охвоенными ветвями. Под пологом леса кроны ёлочек зонтиковидные, с редкими и слабо охвоенными ветками, которые сильно вытянуты в стороны. Причём на осветлённых местах леса подрост растёт густо, а в затенении ёлочки встречаются единично, редко. Эти различия в состоянии и обилии подроста в разных участках леса свидетельствуют о неблагоприятном влиянии взрослых деревьев, которое осуществляется через изменение условий обитания: затенение и др.
Из сравнения результатов видно, что влияние взрослых деревьев ели сказывается и на подросте, произрастающем между их кронами, но оно здесь ослаблено по сравнению с подкроновыми участками; ещё меньше это влияние сказывается на подросте, выросшем на опушке леса.

Заключение

На территории нашей местности находятся хвойные леса и преобладающей породой в этих лесах является ель обыкновенная. С каждым годом количество лесных насаждений сокращается, в результате лесозаготовок и несанкционированных вырубок.

Подрост – это молодое поколение, способное образовать основной древостой, Он является основной сменой погибшего или вырубленного леса, поэтому мы должны его исследовать и оберегать.

В дальнейшем, я хочу продолжить работу по изучению древостоя елового леса, а также других древесных культур.

Список использованной литературы

1. Биологический энциклопедический словарь. Гл. ред. М. С. Гиляров и др. - Издание 2-е исправл. - М.: Сов. Энциклопедия, 1989 г.

2. Лернер Г.И. Словарь-справочник для школьников абитуриентов и учителей. – М.: «5 за знания», 2006.

3. Литвинова Л.С. Нравственно-экологическое воспитание школьников.- М.: « 5 за знания», 2005.

4. Розанов Л.Л. Словарь-справочник.- М.: НЦЭНАС, 2002.

Приложение Ι

Фото 1. Еловый лес

Фото 2. Ель обыкновенная

Приложение ΙI

Растительность елового леса

Описание 15июля 2010г.

Название ассоциаций: ельник - черничник

Общий характер рельефа: равнинный

Почва (название): дерново – подзолистые суглинистые

Условия увлажнения: не равномерное

Мёртвая подстилка (состав, мощность, степень покрытия, характер распределения): прошлогодняя хвоя, сплошное покрытие, равномерно распределена, 2 см

Видовой состав древесных пород


Видовой состав подроста

Видовой состав кустарникового яруса

Видовой состав травянисто – кустарникового яруса

п/п

Вид

Латинское название

1.

Черника обыкновенная

Vaccinium myrtillus

2.

Ландыш майский

Convallaria majalis

3.

Майник двулистный

Mojanthenum bifolium

4.

Брусника обыкновенная

Vaccinium vitisidaea

5.

Кислица обыкновенная

Oxalis acetosella

6.

Щитовник мужской

Dryopteris filix-mas

Приложение ΙII

Фото 1. Всходы ели



Условия произрастания

Количество всходов ели


Средние показатели

1

2

3

4

5

Под кронами деревьев

4

10

3

5

5

5,4

Между крон

(на слое мха)



2

4

7

4

1

3.6

Таблица 1. Количество всходов ели

Приложение ΙV

Фото 1. Подрост ели



Условия произрастания

Количество подроста ели

На отдельных учётных площадках

Средние показатели

1

2

3

4

5

Под кронами деревьев

1

1

1

1

1

1

Между крон

(на слое мха)



2

2

3

1

2

2

Таблица 1. Количество подроста ели

Приложение V


Таблица 1. Состояние подроста ели в разных условиях

ПОДРОСТ

Подростом называют молодые деревца, появившиеся естественным путем в лесу. Они выросли из семян, которые попали на поверхность почвы. Однако к подросту относят не всякое деревце, а только сравнительно крупное - от одного до нескольких метров в высоту. Более мелкие деревца называют всходами или самосевом.

Подрост, как мы знаем, не образует отдельного яруса в лесу. Однако он расположен большей частью на уровне подлеска, хотя иногда и выше. Отдельные экземпляры подроста могут сильно различаться по высоте - от низкорослых до сравнительно крупных.

В лесу почти всегда есть какое-то количество подроста. Иногда его много, иногда мало. И расположен он нередко небольшими скоплениями, куртинами. Особенно часто это бывает в старом ельнике. Когда встречаешь в лесу такую куртину, замечаешь, что она развивается в небольшой прогалине, там, где нет деревьев. Обилие подроста объясняется тем, что в прогалине много света. А это благоприятствует появлению и развитию древесного молодняка. Вне прогалины (там, где мало света) молодые деревца встречаются значительно реже.

Небольшие скопления образует также подрост дуба. Но это заметно в том случае, когда взрослые дубы встречаются в лесу поодиночке среди общей массы других деревьев, например берез, елей. Расположение молодых дубков группами связано с тем, что желуди не распространяются в стороны, а опадают непосредственно под материнским деревом. Иногда молодые дубки можно встретить в лесу очень далеко от материнских деревьев. Но они растут не группами, а по одному, так как выросли из желудей, принесенных сойкой. Птица делает запасы желудей, пряча их в мох или подстилку, но потом многие из них не находит. Эти желуди и дают начало молодым деревцам, находящимся очень далеко от взрослых плодоносящих дубов.

Для того чтобы в лесу появился подрост той или иной древесной породы, необходим ряд условий. Важно прежде всего, чтобы на почву попали семена и притом доброкачественные, способные прорасти. Должны быть, конечно, благоприятные условия для их прорастания. А дальше требуются определенные условия для выживания всходов и их последующего нормального роста. Если в этой цепочке условий не хватает какого-то звена, то не появляется и подрост. Так бывает, например, когда неблагоприятны условия прорастания семян. Представьте себе, что какие-то мелкие семена попали на толстый слой подстилки. Они сначала начнут прорастать, но затем погибнут. Слабые корешки всходов не смогут пробиться сквозь опад и проникнуть в минеральные слои почвы, откуда растения берут воду и питательные вещества. Или другой пример. На каком-то участке леса слишком мало света для нормального развития подроста. Всходы появляются, но затем погибают от затенения. До стадии подроста они не доживают.

В лесу лишь очень малая доля опавших на землю семян дает начало всходам. Подавляющее большинство семян погибает. Причины этого разные (уничтожение животными, загнивание и т. п.). Но даже если всходы и появились, то далеко не все они превращаются впоследствии в подрост. Очень многое может помешать этому. Неудивительно, что наши деревья производят огромное количество семян (например, береза многие миллионы на одном гектаре). Ведь только при такой странной, на первый взгляд, расточительности есть возможность оставить потомство.

В лесу нередко бывает так, что в древесном ярусе господствует одна порода, а в подросте совершенно другая. Обратите внимание на многие наши сосняки достаточно старого возраста. Подроста сосны здесь совершенно нет, зато очень обилен подрост ели. Нередко молодые елочки образуют в сосновом лесу густые заросли на большой площади. Сосновый молодняк отсутствует здесь по той причине, что он очень светолюбив и не выдерживает затенения, которое создается в лесу. В природе подрост сосны в массе появляется обычно только на открытых местах, например на пожарищах, заброшенных пашнях и т. д.

Такое же несоответствие между взрослыми деревьями и подростом можно наблюдать и во многих березняках, расположенных в таежной полосе. В верхнем ярусе леса растет береза, а под ней густой, обильный подрост ели.

При благоприятных условиях подрост со временем превращается во взрослые деревья. И эти деревья естественного происхождения с биологической точки зрения более ценны, чем выращенные искусственно (посевом семян или посадкой саженцев). Деревья, выросшие из подроста, лучше всего приспособлены к местным природным условиям, наиболее стойки к разнообразным неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Кроме того, это самые сильные экземпляры, выжившие в суровой конкурентной борьбе, которая всегда наблюдается между деревьями в лесу, особенно в более молодом возрасте.

Итак, подрост - одна из важных составных частей лесного растительного сообщества. Молодые деревца при благоприятных условиях могут прийти на смену старым, погибшим деревьям. Именно так происходило в природе на протяжении многих веков и тысячелетий, когда лес мало подвергался воздействию человека. Но и сейчас в некоторых случаях бывает возможно использовать подрост для естественного восстановления вырубленного леса или отдельных крупных деревьев. Конечно, только тогда, когда молодые деревца достаточно многочисленны и при этом хорошо развиты.

Наш рассказ о лесных растительных сообществах подошел к концу. Вы могли убедиться в том, что, все ярусы леса, все группы растений и, наконец, отдельные растения в лесу тесно связаны между собой, в той или иной мере влияют друг на друга. Каждое растение занимает определенное место в лесу и играет ту или иную роль в жизни леса.

В строении и жизни лесных растений есть много примечательных особенностей. Именно о них будет рассказано дальше. Но, чтобы рассказ был более последовательным и четким, мы разделили материал на отдельные главы. В каждой главе растения рассматриваются с какой-то одной точки зрения. В одной главе говорится об интересных особенностях строения, в другой - размножения, в третьей - развития и т. д. Итак, познакомимся с некоторыми маленькими тайнами растений, обитающих в лесу.

Но прежде еще несколько слов. Книга состоит из отдельных небольших рассказов, своеобразных биологических зарисовок. В этих рассказах речь пойдет о самых разных обитателях леса - деревьях и кустарниках, травах и кустарничках, мхах и лишайниках. Будет сказано и о некоторых грибах. По новейшим представлениям, грибы не относят к растительному миру, а выделяют в особое царство природы. Но самое большое внимание будет, естественно, уделено деревьям - главнейшим, господствующим растениям в лесу.

Следует также отметить, что наше повествование коснется не только растений в целом, но и их отдельных органов - как надземных, так и подземных. Мы познакомимся с интересными биологическими секретами цветков и плодов, листьев и семян, стеблей и корневищ, коры и древесины. При этом будет обращено внимание главным образом на крупные внешние признаки, которые хорошо видны простым глазом. Лишь кое-где придется немного коснуться внутреннего, анатомического строения растений. Но и здесь мы постараемся показать, как разные микроскопические особенности отражаются на внешних признаках - на том, что заметно простому глазу.

И последнее. Принятое в книге подразделение на отдельные главы, посвященные тем или иным особенностям лесных растений (строение, развитие, размножение), конечно, условно. Так сделано лишь для удобства изложения, для некоторого упорядочения излагаемого материала. Между этими главами нет резкого разграничения. Трудно провести, например, четкую границу между особенностями строения и размножения. Один и тот же материал можно поместить почти с одинаковым правом либо в ту либо в другую главу. Например, рассказ об особом строении семян сосны и ели, позволяющем им очень быстро вращаться в воздухе при опадении с дерева, касается как строения, так и размножения. В книге этот материал помещен в главу, посвященную строению растений. Но это просто произвольное решение автора, которое, надеюсь, читатель ему простит, так же, как и некоторые другие подобные решения.

Географические культуры – опытные культуры древесных пород, созданные посадкой сеянцев (саженцев) или посевом семян разного географического происхождения (провениенции) в однородных условиях среды или одного происхождения в различных географических районах. Географические культуры создают для изучения географической изменчивости видов древесных растений, имеющих обширный естественный ареал. Под влиянием условий среды (климата, почв, продолжительности вегетационного периода, дня и ночи и прочих факторов) у древесных пород с обширным ареалом произрастания в процессе эволюции сформировались наследственные внутривидовые категории географические расы или климатические экотипы (климатипы). Ряд признаков и свойств климатипов сохраняться при разведении в других лесорастительных условиях. В то же время новая географическая среда района выращивания влияет на рост и развитие растений, изменяя время начала вегетации и ее продолжительность, энергию роста, интенсивность плодоношения и т.п [Лесная энциклопедия: В 2-х т./Гл.ред. Воробьев Г.И.; Ред.кол.: Анучин Н.А., Атрохин В.Г., Виноградов В.Н. и др. - М.: Сов. энциклопедия, 1985.-563 с., ил.].

Взаимодействие наследственных свойств климатипов и условий среды определяет устойчивость и продуктивность лесных культур. Различия по продуктивности достигают II-III класса бонитета. Свойства климатипов сохраняются во 2-м и даже 3-м поколениях. Насаждения, выращенные из местных семян, обычно обладают более высокой устойчивостью и продуктивностью. Однако иногда инорайонные климатипы имеют преимущество перед местными по ряду хозяйственно ценных признаков. Рост и состояние культур зависят не только от географического происхождения семян, но и от экологической, фенологической и индивидуальной изменчивости в пределах одного климатического района, что также учитывают при изучении климатипов.

Географическую изменчивость древесных пород впервые начали изучать в первой половине XX в. В 1823-1832 гг. во Франции А. Де Вильмореном был заложен первый опыт сравнительного испытания культур. В России первые опыты таких культур были заложены М. К. Турским (1877-1878). В 1910-1916 гг. по инициативе В. Д. Огиевского была создана сеть географических культур сосны, дуба и лиственницы. В 1973-1976 гг. по государственной программе и единой методике под руководством региональных научно-исследовательских институтов создана уникальная сеть географических культур сосны, ели, лиственницы и дуба. В 1982 г. на основе обобщения результатов исследований географической изменчивости и ранее заложенных опытных культур было разработано и введено в действие «Лесосе-менное районирование основных лесообразующих пород в СССР». Районирование разработано для сосен обыкновенной, кедровой сибирской и корейской; елей обыкновенной, сибирской, Шренка и тяньшанской; лиственниц Сукачева, сибирской, Чекановского, Гме-лина, Каяндера, охотской, амурской, курильской, приморской, ольгинской, Комарова, Любарского, европейской, японской, польской; пихт сибирской, белой и кавказской; дуба черешчатого; буков европейского, восточного и крымского, а также даны предварительные рекомендации по районированию саксаула черного. В связи с достижением 30-летнего возраста созданной сети географических культур проводятся исследования по уточнению действующего лесосеменного районирования [Лесосеменное районирование основных лесо-образующих пород в СССР. - М., 1982; Шутяев, А. М. Биоразнообразие дуба черешчатого и его использование в селекции и лесоразведении. - Воронеж, 2000; А. И., Ирошников. Лиственницы России. Биоразнообразие и селекция. - М., 2004.].

В последнее время в практике лесного хозяйства развивается такая отрасль, как плантационное лесоразведение. Плантации создаются на больших площадях и требуют финансовых повышенных затрат, поэтому к посевному и посадочному материалу требования повышаются. Посадочный и посевной материал должен быть проверенным, высокопродуктивным, устойчивым к патогенам и обеспечивать получение необходимых продуктов. Одним из основных способов установления генетической ценности селекционного материала является испытание семенного потомства в географических и испытательных культурах. Исследование роста и устойчивости сосны обыкновенной в географических культурах позволяет выявить перспективные климатипы, рекомендовать их в сорта-популяции, разработать предложения по использованию лучших климатипов в плантационном лесовыращивании и скорректировать лесосеменное районирование вида в регионе [Изучение имеющихся и создание новых географических культур // Программа и методика работ. М.: ВНИИЛМ, 1972.- 52 с].

Лесосеменное районирование является одним из основных резервов повышения продуктивности и устойчивости искусственных насаждений. Задачей лесосеменного районирования является рациональное использование географической изменчивости древесных видов для выращивания высокопродуктивных и устойчивых лесных насаждений. Правильный выбор географического происхождении для выращивания в конкретных лесорастительных условиях позволяет повысить продуктивность культур на 20-30 %.

В России лесосеменное районирование основных лесообразующих видов разработано по заданию Государственного комитета СССР по лесному хозяйству и введено в действие приказом с 1 июля 1982 года (Лесосеменное районирование …, 1982). Введение в действие лесосеменного районирования являлось важнейшей составной частью общей программы генетического улучшения лесов страны. Проект сводного лесосеменного районирования сосны в европейской части СССР подготовлен Е.П. Проказиным, и Б.Н Куракиным (ВНИИЛМ), по сосне в Азиатской части страны - А.И. Ирошниковым (Институт леса и древесины). Лесосеменное районирование является обязательным как для государственных предприятий, так и для других предприятий, осуществляющих ведение лесного хозяйства. Основной единицей лесосеменного районирования является лесосеменной район со сравнительно однородными природными условиями и генотипическим составом популяций с ярко выраженными лесохозяйственными особенностями. В некоторых случаях лесосеменной район подразделяется на подрайоны. В пределах ареала сосны обыкновенной лесосеменные районы неравноценны между собой по площади, представленности отдельных лесных формаций, лесокультурному фонду и перспективам развития семенной базы [Лесосеменное районирование основных лесообразующих пород в СССР.- М., 1982. - 368 с].

Исследования географических культур в разных частях ареала сосны обыкновенной подтверждают, что рост сеянцев сосны и их фенологическое развитие зависят от географического происхождения семян. Многолетние опыты показали, что потомства сосны из семян северных климатипов растут медленнее и накапливают меньшие запасы стволовой и общей массы, но более устойчивы к неблагоприятным климатическим факторам. Насаждения из семян южных климатипов сосны растут и изреживаются быстрее, но менее устойчивы к патогенам, имеют худшую форму ствола (кривоствольность), чем насаждения из местных семян. Среди общих закономерностей отмечаются исключения по особенностям роста и устойчивости некоторых климатических экотипов. Поэтому исследователи отмечают, что следует больше полагаться на фактические данные, чем на закономерности, установленные раннее.

Географические культуры, созданные в 70-х годах в 36 пунктах бывшего Советского союза по программе ВНИИЛМ содержат большие генетические коллекции популяций сосны обыкновенной. Результаты исследования этих тестов значительно расширяют информацию о географической изменчивости вида, ее закономерностях, позволяют выявить сорта-популяции и уточнить лесосеменное районирование [Правдин, Л.Ф. Рост сосны обыкновенной (Pinus silvestris L.) разного географического происхождения в подзоне хвойно-широколиственных лесов / Л.Ф. Правдин, А.Д. Вакуров // В кн.: Сложные боры хвойно-широколиственных лесов и пути ведения лесного хозяйства в лесопарковых условиях Под-московья. – М.: Наука, 1968. – С. 160-195; Селекция лесных пород / П.И. Молотков и др. – М.: ; Лесная промышленность, 1982. – 224 с.; Тимофеев, В.П. Старейший опыт географических культур сосны обыкновенной / В.П. Тимофеев // Лесное хозяйство. – 1974. – № 8. – С. 31-38. ;Черепнин, В.Л. Географические культуры сосны обыкновенной в Забайкалье / В.Л. Черепнин // Ботанические исследования Сибири. – Красноярск: Восточно-Сибирский научный центр РАЕН, Красноярское отделение Российского ботанического общества РАН. - 1999. – Вып. 7. – С. 180-193. ;Черепнин, В.Л. Изменчивость семян сосны обыкновенной / В.Л. Черепнин – Новосибирск: Наука, 1980. –181 с. ;Чернодубов, А.И. Географические культуры сосны обыкновенной на юге Русской равнины / А.И. Чернодубов, Т.Е. Галдина, О.А. Смогунова. – Воронеж. - 2005. – 115 с.; Шутяев, А.М. Продуктивность географических популяций сосны обыкновенной / А.М. Шутяев, М.М. Вересин // Лесное хозяйство. – 1990. – №11. – С.36-38.; Щербакова, М.А. Успешность роста и развития различных провениенций сосны в Карелии / М.А. Щербакова // В кн. Селекционно-генетические исследования древесных растений в Карелии. – Петрозаводск, Карельский филиал АН СССР, 1987. – С. 50-66.; Пихельгас, Э.И. Географические опытные культуры сосны обыкновенной в Эстонской ССР / Э.И. Пихельгас // Географические опыты в лесной селекции Прибалтики. – 1981. –Рига: ЗИНАТНЕ. –С.73-81.; Пихельгас,Э.И. О влиянии географического происхождения семян на рост культур сосны в условиях Эстонской ССР / Э.И. Пихельгас // Материалы совещ. о работе учебно-опытных лесхозов. –Тарту, 1975. –С. 29-49.; Поджарова, З.С. Изучение факторов, влияющих на рост сеянцев сосны различного географического происхождения / З.С. Поджарова, Е.Г. Орленко // Ботаника. – 1981. – № 23. – С. 159-163; Giertych, M. Provenance variation in growth and phenology / M. Giertych // In: Genetics of Scots pine. – Budapest: Akademiai Kiado, 1991. – P. 87-101.; Giertych, M. Summary results on Scots pine (Pinus sylvestris L.) volume production in Ogievskij’s prerevolutionary Russian provenance experiments / M. Giertych, J. Oleksyn // Silvae Genetica. – 1981. – V. 30. – P. 56-74.; Патлай, И.Н. Рост и устойчивость сосны в географических культурах второго поколения в Тростянецком лесхозе Сумской области / И.Н. Патлай // Лесной журнал. – 1976. – № 5; Наквасина, Е.Н. Селекционная оценка климатипов сосны обыкновенной в географических культурах Архангельской области / Е.Н. Наквасина, Т.В. Бедрицкая, О.А. Гвоздухина // Лесной журнал. – 2001. – № 3. –С. 28-34.; Мосин, В.И. Влияние происхождения семян на рост сосны в географических культурах Северного Казахстана / В.И. Мосин, Н.С. Сидорова // Защитное лесоразведение и вопросы селекции в Северном Казахстане. Научные труды. – 1980. – Т.2. – С. 88-98.; Ирошников, А.И. Географические культуры хвойных в южной Сибири / А.И. Ирошников // Географические культуры и плантации хвойных в Сибири. –Новосибирск: Наука. Сиб. отделение, 1977. – С. 4-110.; Кузьмина, Н.А. Дифференциация сосны обыкновенной по росту и выживаемости в географических культурах Приангарья / Н.А. Кузьмина, С.Р. Кузьмин, Л.И. Милютин // Хвойные бореальной зоны. – 2004. –Выпуск 2. – С. 48 – 56.; Кузьмина, Н.А. Особенности роста географических культур сосны обыкновенной в Приангарье / Н.А. Кузьмина // Лесоведение. – 1999. – № 4. – С.23-29.; Изучение имеющихся и создание новых географических культур // Программа и методика работ. М.: ВНИИЛМ. – 1972. – 52 с. ].

Оценка жизненного состояния хвойного подроста

К категории методических пособий можно также отнести книги, написанные и изданные нашими друзьями и коллегами, и продающиеся в нашем некоммерческом Интернет-магазине :

Организация исследовательской и проектной деятельности в школе (пособие для учителя)
Организация образовательного процесса в массовой школе на основе проектной и исследовательской деятельности , которая коренным образом изменяет функцию учителя, наталкивается на неподготовленность педагогических кадров к претворению инновационной идеи. Снова учитель один на один оставлен с серьёзными проблемами, возникающими при освоении инноваций. Представляемое пособие для учителя призвано объяснить введение в школьный образовательный процесс таких инновационных технологий как исследовательская и проектная деятельность .
Основы гидроботанических исследований: методическое пособие-определитель
Учебно-методическое пособие посвящено теоретическим и практическим вопросам, связанным с организацией гидроботанических исследований учащихся. Даны рекомендации к организации (подготовке и проведению) гидроботанических исследований и конкретные методики , относящиеся к определённым направлениям гидроботанических исследований. Методики, разработанные ведущими учёными в области гидроботаники, адаптированы для восприятия и понимания и предполагают свободное овладение ими самостоятельно или под руководством педагогов. Приводятся ключи для определения растений водной флоры в полевых условиях, справочные материалы по некоторым наиболее важным направлениям гидроботаники.
От наблюдения до выступления. Пособие для педагога
В пособии рассказывается, как вы можете оказаться на природе, найти там интересные для вас объекты исследования, понаблюдать за ними, измерить, сравнить, сфотографировать, оформить собранный материал в виде доклада, исследовательской работы и выступить на конференции. Пособие может быть полезно юным натуралистам, которым интересно знакомиться с природой и раскрывать ее тайны, учителям, работающим со школьниками по подготовке к конференциям. Пособие поможет заинтересовать и организовать ребят, сформировать у них множество полезных и нужных УУД (универсальных учебных действий) по ФГОС.

Данное пособие может пригодиться руководителям детских туристских кружков, а также будет интересно широкому кругу любителей самодеятельного туризма, так как содержит сведения по подготовке и проведению не очень сложных путешествий (от походов выходного дня до многодневных пеших или байдарочных). В книге, кроме специальных туристских сведений, описаны также способы приготовления походной еды, первая помощь, игры в свободное время и многое другое, что может пригодиться в туристском походе. В данном пособии содержится много полезных советов, основанных на многолетнем опыте автора, поэтому желательно его внимательно изучить до похода и обязательно взять с собой.
Другие методические материалы по организации проектной деятельности
и исследовательской работы школьников в природе

Пособие для учителя "

Согласно ОСТ 56-108-98 различают следующие термины:

Всходы – это растения древесных пород до одного года, образовавшиеся из семян.

Самосев – это молодые древесные растения естественного семенного происхождения в возрасте двух-пяти, а в условиях севера до десяти лет.

Подрост – это молодое поколение леса, способное в будущем войти в верхний ярус и занять место старого древостоя, под пологом которого оно выросло. К подросту относится поколение древесных растений старше двух ‑ пяти лет, а в условиях Севера ‑ старше десяти лет, до образования молодняка или яруса древостоя.

К молодняку относятся жизнеспособные, хорошо укоренившиеся деревья главной породы высотой более 2,5 м и диаметром на высоте груди ниже отпускного диаметра, установленного в региональных правилах рубок, способные участвовать в формировании насаждения, в связи с чем рубка таких деревьев запрещается.

Подрост бывает семенного и вегетативного происхождения.

Семенное возобновление леса считается наиболее совершенным, позволяющим новым поколениям деревьев в результате расщепления признаков успешно совершенствоваться вслед изменяющейся среде.

Вегетативное возобновление, по своей сути, является абсолютным копированием свойств родительского организма с отсутствием генетических отличий. Это снижает адаптационные способности нового поколения таких растений. Среди древесных пород вегетативно возобновляются, в отличие от хвойных, практически все лиственные. При этом новые особи появляются из вегетативных органов родительского растения: спящих и придаточных почек на стволе, ветвях, корнях. Эта способность используется в лесном хозяйстве для размножения особо ценных клонов или отдельных экземпляров. Образование придаточных корней на побегах у хвойных пород в естественной обстановке ‑ редкое явление. Поэтому для их вегетативного размножения применяют прививки.

Процесс накопления подроста под пологом древостоя называется предварительным возобновлением, т.е. возобновлением, происходящим до рубки леса (до его гибели). Подрост под пологом называют подростом предварительной генерации

Возобновление, происходящее после рубки леса, называется последующим. Соответственно и подрост, появившийся после рубки, называют подростом последующей генерации.

Подрост всех древесных пород подразделяется:

· по высоте ‑ на три категории крупности: мелкий до 0,5 метра, средний ‑ 0,6‑1,5 метра и крупный ‑ более 1,5 метра. Подлежащий сохранению молодняк учитывается вместе с крупным подростом;

· по густоте ‑ на три категории: редкий ‑ до 2 тысяч, средней густоты – 2‑8 тысяч, густой ‑ более 8 тысяч растений на 1 гектаре;

· по распределению по площади ‑ на три категории в зависимости от встречаемости (встречаемость подроста ‑ это отношение количества учетных площадок с растениями к общему количеству учетных площадок, заложенных на пробной площади или лесосеке, выраженное в процентах): равномерный ‑ встречаемость свыше 65%, неравномерный ‑ встречаемость 40‑65%, групповой (не менее 10 штук мелких или 5 штук средних и крупных экземпляров жизнеспособного и сомкнутого подроста).

Жизнеспособные подрост и молодняк лесных насаждений хвойных пород характеризуются следующими признаками: густая хвоя, зеленая или темно-зеленая окраска хвои, заметно выраженная мутовчатость, островершинная или конусообразная симметричная густая или средней густоты крона протяженностью не менее 1/3 высоты ствола в группах и 1/2 высоты ствола ‑ при одиночном размещении, прирост по высоте за последние 3‑5 лет не утрачен, прирост вершинного побега не менее прироста боковых ветвей верхней половины кроны, прямые неповрежденные стволики, гладкая или мелкочешуйчатая кора без лишайников.

Растущий на валежной древесине подрост и молодняк лесных насаждений хвойных пород можно относить по указанным признакам к жизнеспособному в том случае, если валежная древесина разложилась, а корни подроста проникли в минеральную часть почвы.

Жизнеспособный подрост лесных насаждений твердолиственных пород характеризуется нормальным облиствением кроны, пропорционально развитыми по высоте и диаметру стволиками.

Пункт 51 Правил заготовки древесины указывает «При проведении рубок спелых, перестойных лесных насаждений обеспечивается сохранение подроста лесных насаждений хозяйственно-ценных пород на площадях, не занятых погрузочными пунктами, трассами магистральных и пасечных волоков, дорогами, производственными и бытовыми площадками, в количестве не менее 70 процентов при проведении сплошных рубок, 80 процентов ‑ при проведении выборочных рубок (для горных лесов - 60 и 70 процентов соответственно)».

В связи с этим требованием, при наличии достаточного количества жизнеспособного подроста в технологической карте разработки лесосеки указывается необходимость его сохранения по всей площади лесосеки или на ее частях при куртинном расположении подроста. Рубка подроста разрешается:

· при прорубке визиров;

· при уборке зависших и сухостойных деревьев;

· на территории верхних складов и погрузочных пунктов;

· на трассах лесовозных дорог;

· на трелевочных волоках;

· в местах установки механизмов;

· при механизированной валке деревьев в радиусе до 1 м от сваливаемого дерева;

· на трассах длиной до 3 м для отхода вальщика от дерева.

Пункты 13 и 14 Правил лесовосстановления гласят:

Меры по сохранению подроста лесных насаждений ценных лесных древесных пород осуществляются одновременно с проведением рубок лесных насаждений. Рубка в таких случаях проводится преимущественно в зимнее время по снежному покрову с применением технологий, позволяющих обеспечить сохранение от уничтожения и повреждения количество подроста и молодняка ценных лесных древесных пород не менее предусмотренного при отводе лесосек.

Сохранению при проведении рубок лесных насаждений подлежит жизнеспособный подрост и молодняк сосновых, кедровых, лиственничных, еловых, пихтовых, дубовых, буковых, ясеневых и других лесных насаждений ценных пород в соответствующих им природно-климатических условиях.

Подрост кедра, а в горных лесах также подрост дуба и бука подлежат учету и сохранению как главная порода при всех способах рубок, независимо от количества и характера его размещения по площади лесосеки и состава лесного насаждения до рубки.

Для защиты подроста главных лесных древесных пород от неблагоприятных факторов среды на вырубках, более успешного роста и формирования лесных насаждений нужного состава полностью или частично сохраняется подрост сопутствующих лесных древесных пород (клен, липа и др.) и кустарниковые породы.

В сосняках, произрастающих на супесчаных почвах, подрост еловых лесных насаждений сохраняется при условии, если еловое насаждение не будет снижать качества и продуктивности древостоя. При восстановлении сосновых и еловых лесных насаждений подрост в необходимых случаях сохраняется на вырубке для защиты почвы и формирования устойчивых и высокопроизводительных сосново-еловых лесных насаждений.

Пораженный вредными организмами, слаборазвитый и поврежденный при рубке леса подрост по окончании лесосечных работ должен быть срублен.

При проведении выборочных рубок учету и сохранению подлежит весь имеющийся под пологом леса подрост и молодняк, независимо от количества, степени жизнеспособности и характера их размещения по площади.

Для определения количества подроста применяются коэффициенты пересчета мелкого и среднего подроста в крупный. Для мелкого подроста применяется коэффициент 0,5, среднего ‑ 0,8, крупного ‑ 1,0. Если подрост смешанный по составу, оценка возобновления производится по главным лесным древесным породам, соответствующим природно-климатическим условиям.

Учет подроста и молодняка проводится методами, обеспечивающими определение их количества и жизнеспособности с ошибкой точности определения не более 10 процентов.

Во всех случаях необходимо соблюдать заранее определенные расстояния между площадками на визирах и лентах перечета. На участках площадью до 5 гектар закладывается 30 учетных площадок, на делянках от 5 до 10 га ‑ 50 и свыше 10 гектар ‑ 100 площадок.

В настоящее время считается, что из всех мер содействия естественному лесовосстановлению наиболее действенным является сохранение подроста, т. е. ставка делается на сохранение результатов предварительного лесовосстановления. Для сохранения подроста разработаны специальные способы заготовки древесины («костромской способ» при механизированной валке, челночный способ при работе ВТМ и др.), которые позволяют сохранять до 65% имеющегося на пасеках подроста, но существенно снижая при этом производительность основных работ.

Сохранение подроста и молодняка при проведении лесозаготовок обеспечивает восстановление леса на вырубках хозяйственно ценными породами и предотвращает нежелательную смену пород, сокращает период восстановления леса и сроки выращивания технически спелой древесины, снижает затраты на проведение лесовосстановительных работ, способствует сохранению водоохранно-защитных функций лесов. В научной литературе, например, в работах проф. В.Н. Меньшикова, встречаются сведения о том, что такой метод содействия лесовосстановлению позволяет сократить оборот рубки главной породы на 10–50 лет.

Однако, как показывает практика, первоочередная ориентация на сохранение подроста не всегда оправдана по следующим причинам:

· на большей части покрытых лесом равнинных земель лесного фонда РФ главными породами являются хвойные;

· в лесах, где в качестве главной породы выбраны светолюбивые хвойные (сосна, лиственница), подрост этих пород почти отсутствует из-за их неспособности нормально развиваться под материнским пологом;

· в лесах образованных теневыносливыми хвойными (ель, пихта), имеется большое количество подроста, однако, по нашим наблюдениям и по данным других исследователей, большое количество сохраненного при лесозаготовках подроста погибает в первые 5–10 лет после сплошной рубки из-за резкого изменения микроклимата и светового режима после удаления материнского полога (ожог хвои и шейки корня, выжимание корней и пр.). Причем, процент отмирающего подроста напрямую зависит от типа вырубки, а, следовательно, от предшествующего ей типа леса;

· отмирающий в течение 1–2 классов возраста подрост захламляет лесосеку, повышая ее пожароопасность и увеличивая риск поражения леса вредителями и болезнями.

В связи с вышеизложенным, можно утверждать, что в определенных типах леса, при ориентации на естественное лесовосстановление, отказ от сохранения подроста, с обязательным оставлением источников обсеменения, может дать в большей степени положительные, нежели отрицательные результаты по следующим причинам:

· технологии лесосечных работ без сохранения подроста более производительны, чем технологии с его сохранением;

· отказ от строго заданной сети пасечных трелевочных волоков означает, грузовая работа трасс трелевки (одного следа) может быть значительно уменьшена (в зависимости от удаленности от верхнего склада, запаса леса на гектаре и грузоподъемности трелевочного трактора), что будет способствовать улучшению лесной почвы благодаря ее минерализации, а также доведению плотности почвы до оптимальной для развития семян, т. е. улучшению условий для последующего естественного лесовосстановления);

· при очистке лесосек от порубочных остатков появляется возможность использования высокопроизводительных подборщиков грабельного типа;

· отказ от сохранения подроста позволит шире использовать технологию трелевки деревьев, резко повышая производительность операции очистки деревьев от сучьев (при использовании мобильных сучкорезных машин), позволит сконцентрировать большую часть порубочных остатков на верхнем складе, значительно облегчая их дальнейшую утилизацию и снижая трудоемкость очистки лесосек.

В ряде научных публикаций,посвященных успешности естественного лесовосстановления, отмечается, что на вырубках в Западной и Средней Сибири, погибает 15–95%, а иногда и 100% сохраненного жизнеспособного подроста хвойных пород. Такие же данные получены на некоторых типах вырубок для условий Северо-Западного региона РФ В.И. Обыденниковым, Л. Н. Рожиным. Ими отмечается, что «отпад подроста ели (20-летнего возраста в момент рубки) за пятилетний период после сплошной рубки (в условиях Крестецкого ЛПХ) составил в формирующемся разнотравно-ситниковом типе вырубок – 18,5%, в ситниково-вейниковом – 57,3%, в ситниковом – 100%.

Кроме этого, в результате широкомасштабных исследований, проведенных в 80-х годах ХХ века, установлено, что в целом по Северо-Западному региону площадь лесонасаждений с достаточным для устойчивого лесовосстановления количеством подроста главных пород не превышает 49,2%, причем, в некоторых областях она не превышает 10% (Новгородская – 9,0%, Псковская – 5,9%).

Приведенные выше факты позволяют утверждать, что на значительных лесных площадях сохранение подроста невыгодно в связи с плохими перспективами его развития или с его недостаточным количеством. В этом случае на первый план выходит последующее естественное лесовосстановление, основанное на обязательном сохранении источников обсеменения и поддерживаемое такими мерами содействия как подготовка почвы, очистка лесосек и пр.

С точки зрения последующего естественного лесовосстановления (прорастания попавших в почву семян) состояние почвы будет одним из основных факторов, влияющих на успешность этого процесса. Также очевидно, что использование машин и механизмов для выполнения специальных технологических операций по подготовке почвы к естественному лесовосстановлению будет способствовать удорожанию и усложнению процесса лесосечных работ. Поэтому при проведении лесосечных работ необходимо стремиться к такому воздействию на лесную среду, в частности на почвогрунт лесосеки, которое обеспечивало бы оптимальные условия для последующего лесовосстановления.

Этот подход нашел отражение в Правилах заготовки древесины, в пункте 56 этих правил указано: «В равнинных лесах, при сплошных рубках без сохранения подроста в условиях типов леса, где минерализация поверхности почвы имеет положительное значение для лесовосстановления, площадь волоков не ограничивается. Типы (группы типов) леса, где допускается проведение таких рубок, указываются в лесохозяйственных регламентах лесничества, лесопарка».

Вместе с тем, в нормативных документах пока нет более конкретных указаний, в каких случаях можно считать, что минерализация поверхности почвы имеет положительное значение для лесовосстановления.

Уход за подростом

После завершения лесосечных работ при летних заготовках и после стаивания снега и оттаивания почвы при зимних рубках проводят оправку сохраненного подроста и уход за ним. Подрост и молодняк освобождают от порубочных остатков, прижимают к земле корневые системы растений, у которых нарушен контакт с почвой. Сломанные, усохшие и сильно поврежденные в процессе рубки экземпляры вырубают и удаляют с пасек или приземляют вместе с порубочными остатками.

После основного отпада, через 2-3 года удаляют усохшие, сильно поврежденные особи главных пород, например, имеющие обдир коры шире 2 см, подрост нежелательных пород или их деревца последующего возобновления и кустарники, мешающие росту главных пород. В первый год после рубки такую работу не следует проводить, потому что нежелательная древесно-кустарниковая растительность выполняет роль защиты для подроста от солнцепека, заморозков, от ветра, усиливающего суммарное испарение. Уход за подростом, как мера содейстия естественному лесовозобновлению, особо необходим для светолюбивых пород: сосны, дуба, лиственницы.

В условиях нормальной влагообеспеченности у надежного (светового) подроста усиливается не только транспирация, но и фотосинтез, повышается обмен веществ, активизируется дыхание корней, что способствует развитию корневой системы и ассимиляционного аппарата. Важно, что из почек, заложенных под пологом леса, на вырубках образуется хвоя, близкая по анатомии и морфологии к световой. Новая хвоя возникает также из спящих почек.



Вверх