Кто входит в состав миротворцев оон. «Голубые каски». Кто они такие, миротворцы ООН? Современные ландскнехты родом из Бангладеш и Руанды


Понятие «голубые каски», или «голубые береты» ООН, прочно вошли в политический обиход последних десятилетий. В каком бы регионе мира не вспыхивали межгосударственные или внутренние конфликты, международные военные контингенты и наблюдатели, а также полицейский и гражданский персонал по решению Совета Безопасности ООН в оперативном порядке направляются в «горячие точки» для оказания помощи в прекращении военных действий и восстановления стабильности. По сути, именно эта деятельность уже более 60 лет является наиболее зримым воплощением глобальной роли ООН, ее «визитной карточкой».

Конечно, далеко не все и не везде удавалось сделать Всемирной организации для сохранения мира: были взлеты и падения, победы и неудачи. Миротворцы ООН несли непростую службу в таких взрывоопасных регионах, как Ближний и Средний Восток, Африка, Азия, Латинская Америка, в таких растерзанных конфликтами странах, как Камбоджа, Южная Африка, Намибия, Сальвадор, Гватемала, Мозамбик и т.д.

Критики находят многие промахи, допущенные Организацией в прошлом. Действительно, в 1993 году провалом закончилась миссия ООН в Сомали, в 1994 году ООН не смогла предотвратить геноцид в Руанде, а чуть позже - остановить жестокую войну в Конго. Миротворцы ООН не смогли предупредить развязывание гражданской войны на Балканах, что привело к вооруженной интервенции НАТО и весьма трагическим последствиям для балканских народов, которые они испытывают до сих пор. Надо признать, что десятки резолюций Совета Безопасности ООН, касающиеся урегулирования острых региональных конфликтов, остаются невыполненными.

Но объективности ради надо сказать и о том, что эффективность Всемирной организации напрямую зависит от способности ее членов достигать консенсуса, проявлять политическую волю. Поэтому было бы несправедливо давать оценку миротворческим усилиям ООН исключительно в темных красках.

За долгие годы деятельность Организации в этой области стала заметным уникальным явлением международной жизни ХХ и ХХI столетий. Зачастую именно благодаря ООН оказывалось возможным спасти тысячи жизней, создать условия для мирного решения споров. Даже в Сомали, Руанде, Боснии и Герцеговине, где военные действия не утихали, несмотря на присутствие миротворцев ООН, им удавалось защитить гражданское население и обеспечить доставку столь необходимой гуманитарной помощи десяткам тысяч людей.

Природа многих конфликтов слишком остра, чтобы рассчитывать на быстрые результаты. На противоборство сторон наслаивается множество исторических, экономических, культурных, религиозных и иных факторов. В раздувании напряженности порой заинтересованы внешние силы, стремящиеся расширить сферу своего политического влияния или извлечь экономическую выгоду. И все же при всей неоднозначности оценок эффективности миротворческой деятельности ООН она, по всеобщему мнению, является важным инструментом укрепления международного мира и безопасности, а вклад государств в операции по поддержанию мира (ОПМ) во многом определяет их реальный статус и место на современной мировой арене.

Интересно само происхождение этого направления деятельности, упоминания которого нет в Уставе Организации. Ее принципиальной международно-правовой основой можно считать главы VI, VII и VIII Устава, прежде всего его статью 40, в соответствии с которой впервые в 1948 году после арабо-израильского конфликта на Ближний Восток были направлены военные наблюдатели ООН, получившие название «голубые береты». С тех пор эта форма - миссии наблюдателей и миссии наблюдения ООН - активно используется на практике и составила больше половины всех более чем 60 операций ООН.

Однако с течением времени и под влиянием складывавшейся мировой обстановки концепция миротворчества развивалась и наполнялась новым содержанием. В 1956 году она была дополнена созданием новой категории - операции ООН по поддержанию мира, теперь уже с применением вооруженных сил («голубых касок»), которые впервые получили «крещение» также на Ближнем Востоке. В их задачу входило создание буферной зоны, разъединение конфликтующих сторон и недопущение возобновления военных действий, что сыграло свою полезную роль.

Попытки провести правовую грань между принудительными операциями с использованием вооруженных сил и собственно операциями по поддержанию мира, осуществляемыми с согласия вовлеченных в конфликт сторон, вылились в то, что с подачи тогдашнего Генерального секретаря ООН Д.Хаммаршельда был запущен в оборот термин «операции, проводимые по Главе VI с половиной». То есть, что-то промежуточное между Главой VI (мирное урегулирование споров) и Главой VII, предусматривающей меры с использованием силы. Дискуссии на этот счет среди экспертов-международников идут до сих пор, хотя реальная жизнь давно уже ушла вперед, да и ооновское миротворчество за прошедшие десятилетия претерпело немалую эволюцию.

Для наглядности приведем некоторую статистику. С момента окончания холодной войны количество операций ООН по поддержанию мира выросло более чем на 400%. При этом если за первые 40 лет существования ООН было проведено всего лишь 13 миротворческих операций, то за последующие 20 лет - 47 операций.

Однако динамика миротворческой деятельности отчетливо показывает неравномерность ее развития: если в 1993 году был достигнут пик численности миротворцев (78 тыс. человек), то в 1998 году, после провальных операций в Сомали, бывшей Югославии и Руанде, их количество упало до 14,5 тыс. человек. Последовавшее затем резкое обострение конфликтов в Либерии, Сьерра-Леоне, Бурунди, Восточном Тиморе, Гаити, Косове, Судане, Сомали, ДР Конго вновь привело к резкому увеличению спроса на «голубые каски», который сохраняется и по сей день.

Рост числа и интенсивности конфликтов нового поколения привел к количественным и качественным изменениям в миротворческой деятельности. Прежде всего, значительно расширился круг стран, задействованных в ОПМ. Если раньше в ней принимали участие 20-30 государств, в основном из числа развивающихся стран, то теперь свои контингенты в распоряжение ООН предоставляют более 100 государств.

Сегодня в мире развернуто 16 миротворческих операций и две специальные политические миссии (в Ираке и Афганистане) с рекордным участием в них в общей сложности более 110 тыс. человек. Ежегодный бюджет миротворческой деятельности ООН приближается к 8 млрд. долларов.

Речь в большинстве случаев уже идет не о традиционном, даже, можно сказать, пассивном, поддержании мира, практиковавшемся до середины 1990-х годов. За последние годы миротворчество сильно эволюционировало в сторону многокомпонентности и многофункциональности. Одной из характерных черт стало задействование потенциала ООН не только в конфликтах между государствами, но и все чаще во внутригосударственных неурядицах, вызванных межэтническими, межконфессиональными, территориальными, политическими, экономическими и иными разногласиями и противоречиями.

Если в период с 1948 по 1989 год такого рода вмешательство со стороны международного сообщества требовалось лишь в 50% случаев, то сейчас на их долю приходится 90%. Их сложность состоит в том, что, как правило, в подобных конфликтах нет авторитетных представителей сторон, с которыми было бы возможно вести ответственный диалог. Даже если таковые находятся и ооновским посредникам удается установить контакты с руководителями различных группировок и кланов и в конечном счете способствовать заключению соглашения о прекращении огня, то зачастую хрупкое перемирие срывается, усугубляя и без того сложную обстановку в районе конфликта. Примерами тому могут быть ситуации в Сомали и некоторых других странах африканского континента.

С опытом международное сообщество все больше приходит к очевидному выводу о том, что простая приостановка военных действий, прекращение огня и контроль за соблюдением перемирия уже не являются достаточными для поддержания прочной стабильности в мире. Предотвращение конфликтов обходится дешевле их последующего урегулирования. А это требует наделения ООН новыми функциями и полномочиями. Именно поэтому в ООН стали меняться концептуальные подходы к кризисному урегулированию с упором на совершенствование механизмов предотвращения конфликтов и превентивной дипломатии (посредничество, переговоры).

С этой точки зрения в качестве одного из последних примеров можно отметить полезную работу созданного в 2007 году в Ашхабаде (Туркмения) Регионального центра ООН по превентивной дипломатии в Центральной Азии. Этот механизм выполняет важные функции по повышению профиля участия ООН в оказании содействия центральноазиатским странам в наращивании потенциала мирного разрешения споров и предотвращения конфликтов, в противодействии трансграничным угрозам безопасности (терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков и организованной преступности) с упором на Афганистан.

Характер современных угроз действительно качественно изменился. Сегодня они имеют ярко выраженную трансграничную и транснациональную природу. Именно поэтому при определении задач миротворческих операций наряду с классическими политическими аспектами (налаживание национального диалога, разоружение, реформа сектора безопасности, верховенство закона и т.д.) стал серьезно анализироваться более широкий социально-экономический и региональный контекст (незаконное использование природных ресурсов для финансовой подпитки конфликтов, терроризм, наркотрафик, организованная преступность, беженцы и внутренне перемещенные лица).

Для выполнения возлагаемого на миротворцев мандата в состав операций стали включать, помимо военного, сильный полицейский и гражданский компоненты. В их функции входит защита гражданского населения, беженцев и вынужденных переселенцев, содействие в создании национальных полицейских сил, контроль за соблюдением прав человека, укреплением демократии и гражданского общества, проведением выборов, помощь в социально-экономическом восстановлении разрушенных конфликтами стран.

В этих целях ряд государств (США, Великобритания, Германия, Канада) стали предпринимать активные меры по созданию национальных банков данных гражданских специалистов, своего рода «сил быстрого развертывания», для использования в постконфликтном восстановлении в различных регионах мира. Надо сказать, что в последние годы большое внимание этому вопросу стало уделяться на встречах «восьмерки». Сочетание усилий, предпринимаемых в этом формате, с потенциалом ООН может дать неплохие результаты.

В целом тема взаимосвязи миротворчества и миростроительства становится одной из основных в дискуссиях, призванных определить пути повышения эффективности ООН. Раньше традиционно считалось, что к миростроительству следует приступать только после завершения вооруженной фазы конфликта, установления прочного мира и выполнения военными контингентами своего мандата. Однако в последнее время в ООН приходят к выводу о том, что формирование прочных основ мирного урегулирования уже на ранних этапах требует дополнения военно-политического миротворчества миростроительной деятельностью. Это, как показывает опыт, в значительной степени является гарантией недопущения рецидива сползания в новые, еще более разрушительные конфликты.

К сожалению, ООН пока еще не всегда готова к быстрым действиям, и государства-члены не успевают адаптироваться к изменившимся реальностям. Масштабы миротворческой деятельности держат буквально на пределе материальные и людские ресурсы Организации. Увеличивающийся дисбаланс между многокомпонентными мандатами миротворческих операций и имеющимся в распоряжении ООН наличием военной техники, автомобильного и воздушного транспорта, особенно вертолетов, квалифицированных кадров, тылового обеспечения и инфраструктуры существенно затрудняет выполнение поставленных Советом Безопасности ООН задач.

Все чаще приходится проводить операции в нестабильной и «неуправляемой» политической обстановке и практически при полном отсутствии базовых условий в области безопасности. Если раньше миротворцы не имели права отвечать огнем на огонь и их контингенты обычно разворачивались в условиях прекращения огня и с согласия сторон в конфликте, то сегодня они вынуждены работать в условиях ведения полномасштабных военных действий (Афганистан, Судан, ДР Конго) и должны защищать не только себя, но и гражданское население. Но в этом случае велик риск того, что ооновские миротворцы невольно могут занять ту или иную сторону в конфликте, а это недопустимо для организации, призванной быть беспристрастным брокером. Многие страны в таких условиях воздерживаются посылать своих граждан в регионы с повышенным риском. Поэтому все чаще встает вопрос о наделении миротворцев Советом Безопасности ООН более «зубастыми» мандатами, которые позволяют им быть действительно той международной силой, которая способна добиваться решения поставленных задач без дискредитации авторитета Всемирной организации.

При этом ставка делается на налаживание глобального партнерства в интересах поддержания мира с региональными организациями, прежде всего с ЕС и Афросоюзом. Пример совместной операции Афросоюза и ООН в Дарфуре, несмотря на многочисленные сложности, подтверждает, что обе организации способны наладить полезное взаимодействие, гармонизировать стандарты ведения миротворческих операций и подготовки «голубых касок». Все это первые, но, несомненно, важные шаги в перспективном направлении, поскольку ООН становится все сложнее в одиночку нести бремя поддержания и восстановления мира в конфликтных регионах.

Аналогичным образом можно упомянуть и работу миссии в Сомали, которая была развернута в 2007 году Афросоюзом с санкции Совета Безопасности ООН. Направленные в эту страну силы африканских миротворцев из Бурунди, Уганды и Джибути оказывают содействие переходному правительству Сомали по стабилизации ситуации. ООН со своей стороны обеспечивает пакет объемной материально-технической помощи африканцам, однако учреждать собственную миротворческую операцию в Сомали пока не готова ввиду недостатка прогресса в политическом урегулировании, а также отсутствия соответствующих условий в области безопасности. Но в будущем планы на это есть, и в структурах ООН уже ведутся соответствующие наработки.

Активно расширяется взаимодействие по линии других региональных организаций. В 2010 году были приняты специальные резолюции Генеральной Ассамблеи ООН о сотрудничестве между ООН и ОДКБ и между ООН и ШОС, а генеральными секретарями этих организаций подписаны совместные декларации о взаимодействии. Определены такие области сотрудничества, как предотвращение и урегулирование конфликтов, борьба с терроризмом, транснациональной преступностью, незаконной торговлей оружием, предотвращение и реагирование на чрезвычайные ситуации. Это, несомненно, важные документы, открывающие «окно возможностей» для наращивания взаимовыгодного взаимодействия между этими организациями, в том числе в области миротворчества.

Новые горизонты требуют расширения круга поставщиков контингентов в миротворческие операции. Дело в том, что в последние годы состав основных поставщиков контингентов практически не менялся. Их костяк, как правило, состоит из преимущественно развивающихся стран, на долю которых приходится свыше 65% численности международных миротворцев. В «передовиках» традиционно стоят Пакистан (10 686 человек), Бангладеш (10 309 человек), Индия (8635 человек), Нигерия (5583 человек) и Египет (5438 человек). Крупные развитые страны существенно им уступают: в первую двадцатку входят только две страны НАТО - Италия (1994 человек) и Франция (1916 человек), которые попали в нее относительно недавно в связи с участием во Временных силах ООН в Ливане.

Но вот что касается основных плательщиков в миротворческий бюджет ООН, то здесь ситуация иная. Более 85% финансового бремени по облуживанию операций несут на себе США (25%), Япония (16%), страны ЕС (в совокупности покрывающие более 30% бюджета ОПМ).

Во многом сдержанность поставщиков контингентов связана с материальным фактором. Быть миротворцем, например, для представителей развитых стран с финансовой точки зрения отнюдь не привлекательно.

ООН выплачивает за подготовку, экипировку и участие в ОПМ около 1 тыс. долларов на человека в день, и уже государство решает, сколько из этой суммы выдать миротворцу на личные расходы. Одни дают 200-300 долларов, другие - 700-800 долларов. Эти нормативы были заложены 20-30 лет назад. Но то, что устраивало военнослужащих тогда, сегодня безнадежно устарело и требует корректировки. Хотя, надо заметить, что для многих бедных развивающихся стран и такая компенсация за службу в ооновских войсках по-прежнему считается неплохим заработком.

Конечно, было бы неправильно все сводить к меркантильному интересу. Считается гораздо важнее то, что миротворческие операции ООН оказываются в конечном итоге тем средством, благодаря которому удается сдерживать конфликты. Кроме того, для многих стран вклад в эту сферу деятельности ООН является делом престижа, отражением веса и влияния на международной арене. И для этого они готовы идти на дополнительные расходы по содержанию направляемого ими персонала. Особое внимание при этом, скажем, западники уделяют странам и регионам их исторического и культурного влияния.

В последнее время интерес к участию в ОПМ ООН стал проявлять Китай, который занимает 17-е место среди поставщиков контингентов. Крупные китайские подразделения развернуты в Судане (Дарфур), ДР Конго, Либерии, то есть в странах, где у Пекина есть реальные экономические интересы, требующие поддержания стабильной обстановки. Поэтому помимо военных наблюдателей Китай направляет в эти операции ООН гражданскую полицию, инженеров, медицинские бригады, активно помогающие в постконфликтном восстановлении.

По-прежнему невысок уровень участия в миротворческих операциях ООН США и Великобритании (71-е и 46-е места в списке поставщиков соответственно). Объясняется это тем, что руководство этих стран сдержанно относится к ооновскому флагу и предпочитает вести военные операции за рубежом (прежде всего в Афганистане и Ираке) под собственным национальным или натовским командованием, в лучшем случае санкционированным Советом Безопасности ООН. Хотя с приходом в Белый дом Б.Обамы американцы начинают пересматривать свои подходы, определив участие в миротворческой деятельности ООН в качестве одного из своих приоритетов. Можно предположить, что причина такого разворота США связана с планами укрепления американского присутствия в перспективно важных регионах - Судане, ДР Конго наряду с традиционными вотчинами США - Гаити и Либерией. Немаловажным является и то, что американцы располагают серьезными финансовыми рычагами воздействия на ООН, поддерживая и лоббируя те миссии, которые они считают наиболее приоритетными для своих национальных интересов.

Россия занимает 41-е место в списке поставщиков контингентов, предоставляя в миротворческие операции ООН 365 человек. Крупные российские вертолетные подразделения развернуты в составе миссий ООН в Судане (146 человек), а также ЦАР и Чаде (119 человек). Российские военнослужащие, военные наблюдатели, полицейские также задействованы в операциях в Гаити, Косове, Западной Сахаре, ДР Конго, Кот-д´Ивуаре, Либерии, Восточном Тиморе, на Ближнем Востоке.

Конечно, уровень нашего участия в миротворческих операциях ООН вряд ли можно признать удовлетворительным. Статус России как постоянного члена Совета Безопасности ООН, оказывающей постоянную политическую поддержку ООН и активно участвующей в разработке и контроле за выполнением ее миротворческих мандатов, дает возможность для более плотного вовлечения в эту сферу деятельности Организации. Такие планы в настоящее время прорабатываются, и соответствующие предпосылки для этого имеются.

Например, необходимо полнее использовать то, что Россия вот уже многие годы прочно занимает первое место среди поставщиков товаров и услуг для миротворческой деятельности ООН. Общая сумма контрактов российских компаний составляет 382 млн. долларов, 99% из которых приходится на критически важные для обеспечения жизнедеятельности ООН в авиа- и вертолетной поддержке, особенно в ситуациях, когда миротворцам приходится сталкиваться с трудными климатическими условиями или реагировать на действия повстанцев.

Кроме того, в России накоплен большой опыт, а также методология участия и обучения миротворческого персонала. На базе Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России в г. Домодедове существуют программы подготовки иностранных миротворцев, в том числе из африканских стран. Все это несомненные плюсы, которые заставляют внимательно прислушиваться к голосу России в ООН.

Однако эти преимущества не снимают с повестки дня вопрос о расширении практического участия России военными контингентами и гражданским персоналом. Несомненно, это будет отвечать российским интересам как с политической, так и экономической точек зрения, а также потенциально может стать одним из основных направлений расширения присутствия и укрепления влияния России не только в Африке, но и других регионах мира.

Приходится исходить из того, что конфликты остаются и, очевидно, еще будут оставаться неизбежным компонентом мирового политического ландшафта. Спрос на миротворцев и цена урегулирования кризисных ситуаций будут по-прежнему высокими. Для этого необходимо укреплять миротворческий потенциал региональных организаций (ОДКБ, ЕС, НАТО, Афросоюза, АСЕАН и др.), совершенствовать их превентивные и миростроительные механизмы. Более широко будет внедряться практика создания «коалиций желающих» или «групп друзей», оказывающих политическую и финансовую поддержку тем или иным международным операциям. Однако очевидно, что в любом случае им не под силу полностью заполнить ту нишу, которую по праву уже несколько десятилетий занимает ООН.

Что же касается масштабов и эффективности миротворческих операций ООН, то это во многом будет зависеть от политической воли государств - членов ООН и их готовности приложить максимум усилий для их успеха. Однако, без сомнения, Всемирная организация останется уникальной мировой «фабрикой» «голубых касок», находящихся на службе мира.

Все, что нужно знать о миротворческих миссиях ООН

Устав ООН возлагает на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности

Президент Украины Петр Порошенко 18 февраля предложил Совету национальной безопасности и обороны , с чем СНБО согласился. Украинские власти обратятся к ООН и Евросоюзу и попросят о развертывании на территории Украины миротворческих миссий по поддержанию мира и безопасности. Это значит, что Украина официально признает, что не в состоянии самостоятельно справиться с конфликтом на Донбассе.

Боевики против

Боевики и Россия сразу же выступили с . "Это является фактическим нарушением комплекса мер по выполнению минских соглашений. Соответственно, мы крайне отрицательно к этому относимся, более того, намерены обратиться к главам государств, которые выступили гарантами выполнения взятых обязательств на себя Украиной", - сказал представитель боевиков "ДНР" на переговорах контактной группы Денис Пушилин.

Сергей Нарышкин назвал возможное введение миротворцев на восток Украины "элементом эрозии минских договоренностей". "Конечно, минские договоренности не предусматривают такой меры, и, на мой взгляд, это может быть элементом эрозии минских соглашений", - отметил спикер Госдумы РФ. также заявил, что заявления Украины о приглашении на восток страны миротворцев якобы ставят под сомнение намерение властей Украины выполнять минские договоренности.

Почему же боевики, которые буквально несколько недель назад поддерживали идею размещения миротворцев на Донбассе, сейчас столь резко изменили точку зрения? Все дело в подходе. В администрации Порошенко уточнили - имеется в виду приглашение миротворцев как на линию столкновений, так и на российско-украинскую границу на донбасском участке, а не только на линию разграничения, как того хотели боевики. Кроме того, Киев не видит там миротворцев России и Белоруссии, о чем "мечтали" самопровозглашенные республики. Обращение властей Украины будет в первую очередь к западным странам.

Новости по теме

Ввод "голубых касок" на границу между Донбассом и Россией будет означать перекрытие этой самой границы и невозможность поставок вооружений и живой силы из России на Донбасс. Без этого "республики" не смогут "выжить" и без поставок боеприпасов просто прекратят сопротивление. Ни в "ДНР"/"ЛНР", ни в России на это не пойдут. Поэтому в реальности стоит рассматривать вопрос возможного участия миротворцев ООН в урегулировании конфликта на Донбассе в обход позиции РФ. Но возможно ли это?

Миротворцы в деле

Что значит ввод миротворцев в зону конфликта? В первую очередь – его заморозку на неопределенное время. Если посмотреть на список миротворческих миссий ООН за последние 15 лет – самым коротким участие "голубых касок" было в Бурунди (2 года) и на Восточном Тиморе (3 года). Большинство же миссий длятся с 2002-2004 годов и до сегодня. Это больше 10 лет. К примеру, в Косово операция длится с 1999 года.

Во-вторых, миротворцы ООН преимущественно участвуют в урегулировании конфликтов в странах третьего мира Африки, Азии и Центральной Америки. Последняя миссия ООН в Европе – это уже упомянутый контингент в Косово, введенный в регион в 1999 году. До этого были миссии в других странах Балкан – Хорватии, Македонии, Югославии, Боснии. Если посмотреть на 2000-2015 годы – это Афганистан, Либерия, Кот-Д"Ивуар, Гаити, Бурунди, Судан, Чад, ЦАР, ДР Конго, Ливия, Мали и другие подобные страны. И если Украина попадет в этот список, авторитета стране это не добавит.

В-третьих, существуют два вида миротворческих операций ООН: миссии наблюдателей и операции с участием миротворческих сил. Наблюдатели безоружны, а военнослужащие миротворческих сил ООН вооружены легким вооружением, которое они могут применять исключительно в целях самообороны. Если говорить о первом – в Украине уже действует наблюдательная миссия ОБСЕ, эффективность которой в урегулировании конфликта весьма сомнительна. Если же речь идет о военнослужащих миротворческих сил ООН – возникнут серьезные проблемы с выдачей мандата на ввод "голубых касок".

Право Совбеза ООН

Устав ООН возлагает на Совет Безопасности главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности. Выполняя возложенную на него функцию, Совет может учреждать операцию ООН по поддержанию мира. Развертывание операций ООН по поддержанию мира осуществляется на основе мандатов, предоставленных Советом Безопасности Организации Объединенных Наций. Поставленные задачи различаются в разных ситуациях в зависимости от характера конфликта и специфики конкретных проблем.

Новости по теме

Глава VI Устава рассматривает вопросы "мирного разрешения споров". Операции ООН по поддержанию мира традиционно опирались на Устав. Однако Совет Безопасности имеет право не ссылаться на конкретную главу Устава при принятии резолюции, санкционирующей развертывание операции ООН, и он никогда не делал ссылку на главу VI Устава.

Глава VII содержит положения, предусматривающие "действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии". В последние годы Совет стал делать ссылки на главу VII Устава при принятии резолюций, санкционирующих развертывание операций ООН по поддержанию мира в сложных условиях постконфликтных ситуаций в тех случаях, когда государство не способно обеспечить безопасность и общественный порядок. В этом контексте ссылка на главу VII Устава может рассматриваться не только как правовое основание для действий Совета Безопасности, но и как заявление о твердой политической воле и напоминание сторонам конфликта и другим членам ООН об их обязанности выполнять решения Совета Безопасности.

Развертывание операций ООН по поддержанию мира осуществляется на основе мандатов Совета Безопасности Организации Объединенных Наций. В Совбез ООН входят 15 государств-членов - 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Пять постоянных членов Совбеза – Великобритания, Франция, США, Китай и Россия. Решения Совбеза требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Но что самое главное – каждый из них имеет право вето. Это значит, что Россия может ветировать любое решение СБ ООН, ведь она официально не признана участником конфликта. К примеру, в 2014 году Россия наложила вето в Совете Безопасности ООН на предложенный западными странами проект резолюции о нелегитимности референдума в Крыму. При этом Китай воздержался от голосования. Впоследствии Крым был присоединен к Российской Федерации.

Новости по теме

Если бы Россию официально признали участником конфликта, решение о конкретных мерах могла бы принять Генассамблея ООН, где не существует право вето, а решения принимаются 2/3 голосов членов. Генеральная Ассамблея играет ключевую роль в финансировании миротворческой деятельности, хотя непосредственно не принимает политических решений по вопросам учреждения или завершения операций ООН по поддержанию мира. Но осуществляет контроль над миротворческой деятельностью ООН через посредство Специального комитета по операциям по поддержанию мира.


Однако в определенных ситуациях Генеральная Ассамблея может принимать решения по вопросам мира и безопасности, несмотря на положение об ограничении ее полномочий, предусмотренное Уставом ООН.

Резолюция 377 (V) "Единство в пользу мира" Генеральной Ассамблеи от 3 ноября 1950 года предусматривает право Генеральной Ассамблеи рассматривать вопросы в том случае, если Совет Безопасности не в состоянии выполнить свои обязанности вследствие разногласий постоянных членов. Это положение касается всех случаев, когда имеются основания усматривать угрозу миру, нарушение мира или акт агрессии. Генеральная Ассамблея может рассматривать этот вопрос для того, чтобы вынести рекомендации членам относительно принятия коллективных мер в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности.

За всю историю миротворческой деятельности ООН ссылка на данную резолюцию была сделана всего один раз, когда в 1956 году по решению Генеральной Ассамблеи были созданы Первые чрезвычайные вооруженные силы ООН (ЧВС ООН I) на Ближнем Востоке.

Как принимаются решения о вводе миротворцев в зону конфликта

По мере развития конфликта, его углубления или процесса урегулирования ООН, как правило, проводит серию консультаций, чтобы выбрать наиболее эффективные меры реагирования со стороны международного сообщества. В консультациях обычно принимают участие следующие стороны:

Новости по теме

Все заинтересованные стороны ООН;

Правительство потенциальной принимающей страны и участники на местах;

Государства-члены, в том числе государства, которые могли бы предоставить воинский и полицейский контингент для операции по поддержанию мира;

Региональные и другие межправительственные организации;

Другие ключевые внешние партнеры.

На начальном этапе генеральный секретарь ООН может попросить дать стратегическую оценку, чтобы определить все возможные варианты участия ООН.

Если позволяют условия безопасности, Секретариат, как правило, направляет миссию по технической оценке в страну или на территорию, где предполагается развертывание операции ООН по поддержанию мира. Миссия по оценке проводит обзор общей обстановки в области безопасности, политической, военной и гуманитарной ситуации, положения в области прав человека на местах и анализирует возможные последствия этих факторов для операции. На основании выводов и рекомендаций, сделанных миссией по оценке, генеральный секретарь ООН приступает к подготовке доклада для Совета Безопасности. В докладе будут представлены соответствующие варианты для развертывания операции по поддержанию мира с учетом ее масштабов и ресурсов. Кроме того, в доклад включается информация о финансовых последствиях и предварительная смета затрат.

Если Совет Безопасности приходит к заключению, что развертывание операции ООН по поддержанию мира является наиболее адекватной мерой, он официально санкционирует проведение операции путем принятия резолюции. В резолюции определяются мандат и масштабы операции и подробно излагаются задачи, которые должна выполнить операция. Затем Генеральная Ассамблея утверждает бюджет и ресурсы операции.

Генеральный секретарь, как правило, назначает главу миссии (обычно это Специальный представитель) для руководства операцией по поддержанию мира. Глава миссии подотчетен заместителю Генерального секретаря по операциям по поддержанию мира в Центральных учреждениях ООН.

Генеральный секретарь также назначает командующего силами операции по поддержанию мира, комиссара полиции и старший гражданский персонал. На Департамент операций по поддержанию мира и Департамент полевой поддержки возлагаются обязанности по кадровому комплектованию гражданских компонентов операции по поддержанию мира.

Новости по теме

Тем временем под руководством главы миссии, ДОПМ и ДПП осуществляется планирование политического, военного, оперативного аспектов и поддержки (то есть материально-технического обеспечения и управления) операции по поддержанию мира. Этап планирования обычно включает создание в Центральных учреждениях совместной рабочей группы или комплексной целевой группы миссии с участием всех соответствующих департаментов, фондов и программ ООН.

После этого в максимально сжатые сроки осуществляется развертывание операции с учетом условий безопасности и политической ситуации на местах. Как правило, операция начинается с выдвижения передовой группы для организации штаб-квартиры миссии и постепенно расширяется, охватывая все компоненты и регионы, предусмотренные мандатом.

ООН не имеет собственных вооруженных сил и полицейских формирований, и необходимый для каждой операции военный и полицейский персонал по просьбе Организации предоставляют государства-члены. Миротворцы носят военную форму своих стран, и об их принадлежности к миротворческому контингенту ООН свидетельствуют только голубая каска или берет и опознавательный значок.


Гражданский персонал операций по поддержанию мира - это международные гражданские служащие, набор и развертывание которых осуществляет Секретариат ООН.

Генеральный секретарь затем готовит регулярные отчеты Совету Безопасности о выполнении мандата миссии. Совет Безопасности рассматривает эти отчеты и обзоры и, если требуется, обновляет и корректирует мандат миссии до ее завершения или закрытия.

Миротворцы ООН на сегодняшний день

В настоящий момент развернуто 16 миротворческих операций. Руководство операциями осуществляет Департамент операций по поддержанию мира.



Численность военного и полицейского персонала - 103 тыс. 798 человек по состоянию на 31 декабря 2014 года:

Военнослужащие - 89 607;

Полиция - 12 436;

Военные наблюдатели - 1755.

Международный персонал - 5325;

Местный персонал - 11 762.

Общая численность персонала, служащего в 16 операциях по поддержанию мира, - 122 тыс. 729 человек.

Страны, предоставившие военный и полицейский персонал -128.

Общее число погибших (текущие операции) - 1543.

Общее число погибших во всех операциях по поддержанию мира с 1948 года - 3315.

Утвержденный бюджет на период с 1 июля 2014 года по 30 июня 2015 года: приблизительно 7,06 млрд долл. США. Сумма причитающихся невыплаченных взносов на операции по поддержанию мира (по состоянию на 31 декабря 2014 года): приблизительно 1,28 млрд долл. США.

P. S. Помимо ООН, миротворческий мандат может выдать ОБСЕ. Но здесь может возникнуть множество вопросов в свете эффективности работы миссии ОБСЕ. Еще один вариант, обсуждавшийся и ранее – полицейская миссия Евросоюза.

Миротворческие операции Организации Объединенных Наций проводятся в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путем совместных принудительных действий, если меры экономического и политического характера оказались недостаточными и неэффективными. Решения о создании, составе, использовании и финансировании миротворческих сил принимает Совет Безопасности ООН. Стратегическое руководство такими силами осуществляет Военно-штабной комитет.

Будучи постоянным членом Совбеза ООН, Российская Федерация несет ответственность за поддержание мира и безопасности на планете. За последние годы военнослужащие ВС РФ наравне с другими членами международного сообщества неоднократно участвовали в предотвращении или ликвидации междоусобных и межнациональных конфликтов как на территории республик бывшего СССР, так и в странах дальнего зарубежья. География таких мест обширна: Южная Осетия, Абхазия, Приднестровье, Таджикистан, Босния и Герцеговина, Косово и Метохия, Ангола, Чад, Сьерра-Леоне, Судан.

Другим важным аспектом участия Российской Федерации в международной миротворческой деятельности является направлени е в миссии ООН военных наблюдателей. Они служат на Ближнем Востоке, в Западной Сахаре, Демократической Республике Конго, Кот-д"Ивуаре, Либерии и Судане.

На начало 2013 года почти 80 военнослужащих проходили службу в миссиях военных наблюдателей ООН в Западной Сахаре, Конго, Судане и других странах.

В 2008-2010 годах российские вертолетчики в рамках операции Евросоюза в поддержку ООН в республике Чад и Центральноафриканской Республике (ЦАР).

С апреля 2006 года российская авиационная группа была развернута в составе миссии ООН в Судане на основании Указа президента РФ от 7 февраля 2006 года. В состав данного воинского формирования входило 142 военнослужащих с 8 транспортно-боевыми вертолетами Ми-8МТВ и 21 единицей автомобильной и специальной техники.

В январе 2012 года после обострения обстановки в этой стране было принято решение о выводе российской авиационной группы .

Совет Безопасности в своей резолюции 1545 от 21 мая 2004 года постановил учредить Операцию ООН в Бурунди (ОНЮБ) в целях поддержки и содействия осуществлению усилий, предпринимаемых бурундийцами для восстановления прочного мира и достижения национального примирения, как это предусмотрено в Арушском соглашении.

В июне 2004 года президент России Владимир Путин "О направлении российских военнослужащих для участия в операции по поддержанию мира под названием "Операция Организации Объединенных Наций в Бурунди".

В 2003 году в соответствии с резолюцией Совета Безопасности ООН 1509 от 19 сентября 2003 года, учредившей миротворческую Миссию ООН в Либерии, России направила военнослужащих в состав Миссии.

Воинское формирование Вооруженных сил РФ принимало участие в операции ООН по поддержанию мира в Сьерра-Леоне в 2000-2005 годах.

25 июня 1999 года Совет федерации принял постановление об отправке 3,6 тысячи миротворцев в Косово. К тому моменту в Приштине уже находились 400 российских военных из числа контингента ООН в Боснии и Герцеговине, которые вошли туда 12 июня 1999 года. Миссия продлилась до 24 июля 2003 года.

было принято на заседании СНБО еще в феврале 2015 года, как раз в ходе боев за Дебальцево.

Но даже несмотря на отсутствие прогресса в решении этого вопроса за два с половиной года, украинская сторона от своих намерений не отступает. 22 августа в ход визита на Донбасс Президент Украины Петр Порошенко признал, что вопрос миротворческой миссии ООН и вооруженной миссии ОБСЕ продвигается очень тяжело.

"Все упирается в категорическое нежелание РФ установить мир на Донбассе. Или больше - категорическое нежелание оставить Украину в покое. Но, я уверен, вода камень точит, поэтому идею о миротворцах я собираюсь в следующем месяце презентовать в Нью-Йорке на сессии Генассамблеи ООН", - отметил Президент.

Украина ждет миротворцев

Согласно последним данным соцопросов, в Украине решение о введении на Донбасс международных миротворческих сил поддерживают 60 % украинцев. Против этого решения - 21 % опрошенных.

Но реализовать желания украинцев руководство ООН пока что не спешит.

В частности, после официальной встречи Порошенко и генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша, которая состоялась в середине июля текущего года и на которой очевидно поднимался вопрос о ситуации на востоке страны , Гутерриш отметил только "свою особую эмоциональную связь с украинцами" и важный вклад Украины в работу организации.

"Я очень горжусь тем, что, когда я был премьер-министром Португалии, я ввел новую миграционную политику, которая позволила полностью легализоваться украинской общине в Португалии. Способность интегрироваться в португальское общество украинцев абсолютно впечатляющая", - дипломатично высказался генсек ООН, оставив без ответа вопрос о введении миротворческого контингента.

Немного позже, заместитель официального представителя генсека ООН Фархан Хак дал более точную информацию. По его словам, ООН и вовсе не готово решать столь важный для Украины вопрос, а ответственность за решение лежит в поле "нормандской четверки".

Кто такие миротворцы

Стоит сразу отметить, что миротворческие войска, или как их еще называют "голубые каски", не являются регулярной армией ООН. Военный контингент для каждой миссии предоставляют сами государства-члены организации. В отличии от армий военных альянсов, к примеру НАТО, миротворческие силы не выполняют атакующих действий. Они вооружены легким оружием, которое применяется только в целях самообороны.

Суть действий миротворческого контингента по сути сводится только к демонстративной функции. Для прекращения огня в зоне конфликта они выполняют роль нейтральной стороны и создают буферные зоны между воюющими сторонами.

Сам процесс принятия решения об использовании миротворческого контингента действительно достаточно долгий и сложный.

Решение о проведении миротворческой операции сначала принимается Советом Безопасности ООН и исключительно после соответствующего запроса от страны, на территории которой происходит конфликт, а также согласия всех сторон конфликта. Самой операцией лично руководит генсек ООН.

Но этот механизм не всегда действует эффективно. Препятствием к принятию решения о вводе миротворцев может быть вето одной из стран. Так, при активном противодействии России, ООН не смогло задействовать эту меру в ходе военного конфликта в Грузии в 2008 году. Тогда, российские войска взяли на себя миссию миротворцев, а введение международного контингента было сорвано самой Россией. Аналогичная ситуация повторяется и в Украине.

Понимают сложность этого вопроса и на Банковой.

"Да, страна-агрессор является постоянным членом Совбеза ООН и, к сожалению, владеет правом вето, но это не значит, что мы не должны стремиться к такому решению", - отмечает президент Порошенко.

Международный опыт миротворческих миссий

За всю историю ООН в мире были проведена 71 операция по поддержанию мира, в которых участвовали 127 стран. Затраты на силовое поддержания мира на Земле также впечатляют. К примеру, утвержденный бюджет на период с 1 июля 2016 года по 30 июня 2017 года составил порядка 7,9 млрд долл.

По статистике ООН, большая часть миссий сосредоточена на Африканском континенте и Ближнем Востоке.

После обретения независимости рядом африканских стран в 60-70-ых годах прошлого века по континенту прокатилась волна кровопролитных локальных конфликтов. Гражданские войны прошли в Демократической Республике Конго, Намибии, Анголе, Руанде, Сомали, Либерии и других африканских странах.

Именно благодаря международному вмешательству, и работе сил ООН в частности, большинство этих конфликтов удалось разрешить. Тем не менее, сейчас в Африке продолжают работать 8 миротворческих миссий.

В Европе активная миротворческая работа ООН пришлась на 90-е годы, в ходе так называемого Югославского кризиса. Хорватская и Боснийские войны, а также межэтнический конфликт в Косово привели к многочисленным жертвам среди гражданских лиц почти в центре Европы.

На Ближнем Востоке миротворцы работали в горячих точках во время арабо-израильских войн, в Ливане, Ираке и Иране, Войны в персидском заливе, а также приграничном конфликте Индии и Пакистана в штате Джамму и Кашмире.

Но участие миротворцев не всегда гарантирует быстрое и мирное завершение конфликтов.

Например, миротворческая миссия в Кашмире работает беспрерывно с 1949 года, на Кипре - с 1964 года. Затянулись миротворческие операции также в Ливии и Сомали.

Кроме того, миротворческие силы поддаются регулярным нападениям со стороны боевиков. Так только в конце июля этого года на юге Сомали в результате террористической атаки погибли почти 40 миротворцев.

Украинские миротворцы в горячих точках

Что касается вклада в работу по поддержанию мира со стороны Украины, то с момента участия украинского миротворческого контингента в первой своей операции на территории бывшей Югославии, Украина приняла участие в более 20 миротворческих миссиях, отправив в зоны конфликта более 40 тыс. своих военнослужащих. Сейчас же почти 500 украинских военных обеспечивают соблюдение мира в 9 зонах конфликта.

По количеству миротворческого контингента Украина даже входит в четверку самых сильных европейских государств, уступая только Италии, Франции и Испании. В ООН оценивают украинцев на высоком уровне и называют их одними из наиболее боеспособных.

Но за обеспечение мира и безопасности в других странах Украине пришлось заплатить большую цену. За все время участия в международных миротворческих миссиях погибло 52 украинца.

Тем не менее, по словам министра обороны Украины Степана Полторака, участие Украины в миротворческих миссиях абсолютно оправдано - это улучшает международный имидж страны и доказывает боеспособность украинской армии.

Сохранять имидж пришлось Украине и в критическом 2014 году. Даже с учетом острой необходимости в военной технике и подготовленном личном составе, в Украину была отозвана лишь небольшая часть украинского миротворческого контингента.

И хотя в самом Минобороны отмечают, что финансирование миротворцев происходит "во время сложной военно-политической и социально-экономической ситуации в государстве", официальная позиция украинских властей по участию в международных миссиях остается неизменной.

"Хочу подчеркнуть, что даже в условиях вооруженной агрессии России против нашего государства, Украина продолжает активно участвовать в операциях ООН по поддержанию мира и безопасности. Хочу заверить, что вы и дальше можете твердо на нас рассчитывать", - заявил по этому вопросу Президент Порошенко.

Но даже с учетом столь твердой позиции Украины, говорить о скором появлении на Донбассе “голубых касок” пока точно не стоит. Саму же возможность привлечения сил ООН в зону проведения АТО украинские власти могут использовать разве что для демонстрации готовности к мирному решению конфликта.

Когда конфликт между двумя странами медленно, но верно начинает переходить в стадию «невозврата», когда гуманитарный кризис заставляет бежать людей прочь – в дело вступают бравые миротворцы ООН.

История создания

Миротворческая деятельность ООН берёт своё начало с 1948 года, где берёт своё начало первая миссия, получившая название «Орган Организации Объединенных Наций по наблюдению за выполнением условий перемирия». Суть её заключалась в установлении международного контроля над соблюдением перемирия между Израилем и арабскими государствами.

Миротворческая миссия доволно хорошо себя зарекомендовала в отнюдь не лёгкой операции. Тем самым дав будущее дальнейшей дейтельности миротворцев.

Безусловным плюсом затеи с миротворцами является тот факт, что у Организации Объединенных Наций нет постоянного международного контингента - ни полицейского, ни военного. Войска, несущие службу в составе миротворческих сил ООН, добровольно предоставляются самими государствами-членами, в том числе и Россией.

С момента своего создания организации провела около 70 миротворческих операций, некоторые из них продолжаются и поныне.

Боевой опыт

Боевой опыт миротворцев весьма солиден. Вспомним самые известные миротворческие миссии ООН.

В июле 1960 года правительство Республики Конго попросило ООН помочь сохранить территориальную целостность страны, угрозу которой несла агрессия со стороны Бельгии. Как итог для стабилизации ситуации было введено порядка 20 тысяч миротворцев, которые за 4 года смогли не только заставить отступить агрессора назад, но и подавить сеппаратисткое сопротивление.

В связи с напряженными отношениями между греческой и турецкой общинами в 1974 году остров Кипр фактически оказался разделен на две части. Благодаря миротворческим силам ООН войну между Грецией и Турцией удалось избежать. А военный контингент ООН и по ныне охраняет линию разделения сторон.

Стоит отметить, что самой продолжительной миротворческой миссией остается «Орган ООН по наблюдению за выполнением условий перемирия», действующий на Синайском полуострове с 1948 год и по сей день.

Голубые каски

Так почему же миротворцы ООН экипированы именно в голубые каски? Давайте разберёмся.

Когда в 1956 году на Ближнем Востоке случился Суэцкий конфликт, перед миссией ООН была поставлена сложная задача - вывести из Египта войска Великобритании, Франции и Израиля. Учитывая тот факт, что в миротворческие силы входили профессионалы своего дела, операция всё равно оказалась под угрозой срыва.

Суть в том, что форма миротворцев довольно сильно смахивала на ту, в которой были облачены участники конфликта. «Брендовые» нарукавные нашивки с эмблемой ООН в тот момент, когда лютовала песчаная буря были практически незаметны. И как итог миротворцы попадали чуть ли не под каждый обстрел египтян. Вот тогда то миссия Объединённых Наций решила покрасить свои каски в ярко-голубой цвет - официальный цвет ООН, что в свою очередь позволило миротворцам завершить операцию успешно.

Суэцкий конфликт стал хорошим уроком для ООН. С тех пор миротворцы носят головные уборы исключительно ярко-голубого цвета, который хорошо заметен издалека. А на каски белой краской наносятся буквы «UN», что обозначает United Nations - ООН.

За все время существования миротворческих сил ООН в их рядах несли службу более миллиона военных, полицейских и гражданских сотрудников, более 3,4 тыс. миротворцев погибли, в том числе 129 человек в 2015 г. В настоящее время миротворческий контингент насчитывает около 125 тыс. человек из 123 государств-членов ООН. Они участвуют в 16-ти текущих миссиях по поддержанию мира в Европе, Азии и Африке.

Иванов Ерёма



Вверх