Кто такой Оптинский старец? Краткое жизнеописание преподобных старцев оптиной пустыни

Калужская область славится множеством святынь. Самая известная - история которой начинается в XIV столетии. В XIX веке монастырь стал настоящим исправительным приютом для русской интеллигенции. Мудрые духовники - - врачевали здесь недуги дворян, с любовью утешая всех богомольцев, независимо от их звания и положения.

Где находится Оптина пустынь

Монастырь расположен в двух километрах от Козельска, на берегу Говорят, что проведя в этих местах несколько дней, человек меняется, в его душе наступает спокойствие. Сотни людей едут сюда каждый день. Это одно из самых почитаемых и намоленных мест православной Руси. О том, где находится Оптина пустынь, люди задумываются в минуты уныния, тогда, когда их охватывает чувство безысходности. Добраться до этих мест можно на поезде. От станции Тупик до монастыря два километра.

Предыстория

Что было ранее там, где сегодня находится Оптина пустынь? История Козельского района повествует о племени вятичей, проживавших здесь когда-то. Сам же город упоминается впервые в летописи 1146 года. В 1238-м он был взят татарами. Сражение продолжались полтора месяца. Почти все жители Козельска были убиты, а двухлетний князь Василий, по преданию, утонул в крови.

В начале XV века город перешел Литве. Через 50 лет город вошел в состав Московского княжества. Дата основания Оптиной пустыни неизвестна. Но есть предположение, что ранее монастырь был общим для монахов и монахинь.

Опта

Оптина пустынь - мужской монастырь, расположенный в Калужской области. Пустынью в старину называли места уединенных монашеских поселений. Оптина - слово, которое происходит от имени раскаявшегося разбойника. Об этом человеке известно немного.

Разбойник Опта был грозным предводителем большой шайки. Он промышленной в дремучем лесу, где теперь расположен город Козельск. Однажды по неизвестным причинам отпетый разбойник оставил свою шайку и принял В иночестве он получил имя Макарий. Именно поэтому пустынь в 14-15 столетиях называлась Макарьевской. Где похоронен основатель монастыря, неизвестно. К тому же эта история всего лишь одно из преданий. В истории Оптины пустыни много белых пятен.

Другие версии об основании обители

О том, кто основал Оптину пустынь, есть различные предположения. Согласно одной из версий, она построена была в глубине дремучего леса благодаря князю Владимиру Храброму и его наследникам. Эти места не подходили для хлебопашества, в XIV веке никому не принадлежали. А потому, согласно еще одной версии, однажды здесь появились неизвестные отшельники. Они избрали для своих духовных подвигов самое глухое место, вдали от поселений. Таковы версии о возникновении Оптиной пустыни. История монастыря представлена ниже.

XVIII век

Петровские реформы не лучшим образом отразились на судьбе обители. Монастырь должен был платить оброк государству. Средства необходимы были для строительства новой столицы и войны со шведами. Ко второму десятилетию XVIII века обитель оказалась в бедственном положении. В 1724 году была упразднена. Деревянные постройки, находившиеся на ее территории, пришли в негодность.

Восстановление началось в 1741 году. Здесь построили деревянную колокольню и новый храм с двумя приделами. В 1764 году по приказу Екатерины Великой обитель вошла в число заштатных монастырей Крутицкой епархии. Спустя пять лет завершилось строительство соборного храма. Согласно историческим документам, в семидесятые годы здесь было всего два монаха.

Положение Оптины пустыни начало меняться к концу XVIII столетия, когда на монастырь обратил внимание митрополит Московский. Уже в 1797 году здесь было 12 монахов. В 1799-м обитель вошла в состав Калужской епархии.

XIX век

В отечественной истории Оптина пустынь имеет немалое значение. Эта обитель - яркий пример процесса духовного возрождения, произошедшего в конце XVIII столетия. Она расположена у опушки соснового бора, отрезана от мира Жиздрой. Это превосходное место для созерцательной отшельнической жизни, духовных оазис. Говорят, старцы Оптины пустыни обладают даром исцеления.

В начале столетия началось строительство трехъярусной колокольни. С обеих сторон к ней пристроили флигели для келий. В 1804-м строительство закончилось. Спустя три года началось возведение Казанского храма, чуть позже - больничной церкви с шестью кельями. На материал для строительства выделил средства советник Камынин.

Храмы были освящены в 1811 году. Спустя десять лет здесь устроили скит. В нем проживали пустынники, то есть люди, проведшие много лет в абсолютном уединении. Духовной жизнью обители ведал старец. Со всех уголков России в Оптину пустынь потянулись люди, которые стремились к жизни в согласии с Богом. Монастырь стал духовным центром страны. После того как начали поступать пожертвования, здесь появились угодья, мельница, каменные здания.

XX век

В 1918 году монастырь был закрыт. Несколько лет на его территории располагался Дом отдыха. На могилах старцев в советские годы некоторое время была танцплощадка. А в 1939-м эти святые места по приказу Берии были преобразованы в концлагерь. Здесь содержалось несколько тысяч польских офицеров, большая часть из них была отправлена в Катынь и расстреляна.

В начале ВОВ в монастыре располагался госпиталь, затем - проверочно-фильтрационный лагерь НКВД. Русской православной церкви правительство передало Оптину Пустынь 1987 году. Восстановление началось в 1990-м.

Места захоронения старцев нашли с огромным трудом. Разруха в девяностые годы здесь была настолько удручающей, что местные жители не верили в то, что Оптину пустынь удастся возродить.

Архитектурный ансамбль

Главный храм обители - Введенский собор. Он основан в 1750 году. Самый большой храм на территории монастыря - храм Казанской иконы Божьей Матери, построенный в 1811 году. В двухтысячных возвели храм Преображения Господня.

На территории обители также находятся: храм в честь Преподобной Марии Египетской, колокольня, часовня, надвратная церковь, деревянная звонница, братская трапезная, а также хлебопекарный, игуменский, библиотечный, келейный корпуса. Некоторые постройки появились еще в XIX веке. Например, келья старца Амвросия располагается в деревянной избе, которой уже более 150 лет. Однако самая старая постройка в Оптиной пустыни - Введенский собор.

В Москве и Санкт-Петербурге находятся церкви, относящиеся к обители. Это подворье Свято-Введенского монастыря Оптиной пустыни в Ясенево (Храм Петра и Павла) и Храм Успения Пресвятой Богородицы на Васильевском острове.

Старцы

Оптина пустынь - это прежде всего ее старцы. Их сегодня всего четырнадцать. В чем заключается сущность старчества? Среди монахов выбирается более опытный, который становится духовным отцом всей братии. Наставником он становится и для мирян, приезжающих сюда. Между Казанской церковью и Введенским собором находится некрополь. Здесь похоронены священнослужители. И именно в этой части пустыни находятся могилы оптинских старцев. Однако они пустые - мощи святых перенесены в раки.

Каждый из старцев чем-то прославился. Нектарий был предсказателем. Лев - врачевателем. Самым известным был третий по счету старец Оптиной пустыни - Амвросий. Не так давно в скиту восстановили его келью. Вход для мирян сюда закрыт.

Иеросхимонах Амвросий

Его канонизировали в 1988 году. Преподобный Амвросий, в миру Александр Михайлович Гренков, обладал феноменальной памятью, свободно писал и говорил на пяти иностранных языках. Он с детства отличался необыкновенными способностями, но в юношестве сильно заболел и тогда дал обет Богу: если выживу, постригусь в монахи. Александр Гренков выздоровел. Для своего служения он выбрал Оптину пустынь.

Преподобный Амвросий умел с каждым поговорить на его языке: помочь неграмотной крестьянке, дать совет состоятельному помещику. Этот человек общался со Львом Толстым и Федором Достоевский. Беседы со старцем происходили в особом помещении. Обстановка этой комнаты сегодня полностью сохранена. В ней царит аскетичность, хотя старец здесь принимал не только известных писателей, но и представители царской семьи Романовых.

Лев Толстой приезжал в Оптину пустынь шесть раз. Впервые - в 1878 году. Между Амвросием и Толстым тогда состоялся долгий, тяжелый разговор. После отъезда писателя, старец произнес: «Уж очень горд». Есть сведения, что Толстой приезжал сюда непосредственно перед смертью, хотел посетить Амвросия, но не решился войти в скит.

Федор Достоевский приезжал в Оптину пустынь после тяжелой потери - смерти маленького сына. Писатель не мог понять, для чего Богу нужна была смерть ангелоподобного мальчика. Он очень страдал. Приехав в обитель, Федор Михайлович долго разговаривал со старцем Амвросием. Как утверждали очевидцы, вышел он из его кельи совершенно другим человеком. Старец Амвросий - прототип Зосимы из романа «Братья Карамазовы».

Иеросхимонах Лев

В миру его звали Львом Даниловичем Наголкиным. Родился будущий оптинский старец в 1768 году. Происходил из мещанского сословия, в молодости служил приказчиком у состоятельного купца. В 1797 году Наголкин постригся в монахи. Спустя 20 лет прибыл в Оптину пустынь, где основал старчество. Среди его духовных чад был преподобный Амвросий, о котором сказано выше.

Иеросхимонах Макарий

Михаил Николаевич Иванов, таково мирское имя этого старца, родился в 1788 году в дворянской семье. В возрасте 14 лет поступил на службу бухгалтером. Спустя несколько лет получил должность начальника счетной экспедиции. После смерти отца Иванов оставил службу и ушел в монастырь. С 1834 года находился в Оптиной пустыни. Благодаря этому старцу была создана целая школа переводчиков и издателей духовной литературы.

Архимандрит Варсонофий

Родился будущий священнослужитель, в миру Павел Плиханков, в Самаре в 1845 году, в купеческой семье. Окончил военную гимназию, после чего сделал неплохую карьеру. Дослужился до полковника. Однако неожиданно для родственников и сослуживцев Плиханков в 70-е годы подал прошение об отставке. В Оптину пустынь он прибыл в 1891-м. В 1907 году его возвели в сан игумена. Спустя пять лет преподобного Варсонофия назначили настоятелем Старо-Голутвинской обители.

В Оптиной пустыни старец находился как раз в то время, когда туда приезжала Лев Толстой. Как уже было сказано, писатель в этих местах побывал накануне смерти. Узнав об этом, Варсонофий отправился на железнодорожную станцию, дабы напутствовать Толстого перед смертью и помочь ему примириться с церковью. Но к умирающему писателю его не допустили.

Нектарий Оптинский

Родился в Ельце в 1853 году. Семья была бедной, отец работал на мельнице, рано умер. Скоро ушла из жизни и мать. Мальчик остался сиротой. В одиннадцать лет он поступил на службу в купечестве лавку, спустя шесть лет получил должность младшего приказчика.

В возрасте двадцати лет Николай отправился пешком в Оптину пустынь. Здесь его принял старец Амвросий. Они долго беседовали, но о чем, Нектарий позже никому так не рассказал. В марте 1887 года он был пострижен в мантию. Спустя семь лет посвящен в иеродиаконы.

За два года до начала Первой мировой войны братья избрали Нектария старцем. После прихода советской власти монастырь закрыли. Преподобного Нектария арестовали. В тюрьме он провел три года. Известно, что после возвращения он жил в селе Ульяново Калужской области. Скончался в 1928 году.

Оптинские старцы - кто они, почему люди с разных уголков страны пытались попасть к ним «на прием»? Это люди, которые обладают неким духовным зрением.

Таким зрением, как утверждают монахи Оптиной пустыни, обладает Схиархимандрит Илий (Алексей Ноздрин). Сейчас он проживает в Переделкине, является личным духовником патриарха Московского Кирилла. Когда же старец находился в Оптиной пустыни, к нему непрерывно шли люди. Он не всех принимал. Но если человеку посчастливилось переговорить со старцем Илием, он мог получить у него совсем неожиданный совет. Например, оставить бизнес, усыновить ребенка из детдома или даже уйти в монастырь.

Алексей Афанасьевич Ноздрин - так звали его в миру. Он родился в 1932 году в крестьянской семье. В 1949-м окончил школу. Во время службы в армии вступил в комсомол, но вернувшись домой, раскаялся в своем поступке, и сжег комсомольский билет.

В 1958 году Ноздрин окончил техникум в Подмосковье. Затем работал на заводе в городе Камышине. Здесь был всего один храм, который и посещал будущий священнослужитель. Ноздрин, по совету своего духовника, окончил Ленинградскую духовную академию. В 1966 году был пострижен в монашество. В конце восьмидесятых его направили в Оптину Пустынь, где в то время начиналось восстановление обители.

Трагедия 1993 года

На Пасху в Оптиной пустыни у звонницы были убито три священнослужителя. Иеромонах Василий и иноки Трофим и Ферапонт стали жертвами ритуального преступления. Убийца подкрался сзади и нанес им удары в спину. Его быстро задержали, во время следствия признали невменяемым и поместили в лечебницу закрытого типа.

Убитые монахи стали новомучениками. В 2004 году вышла книга «Пасха Красная» Нины Павловой, посвященная жертвам сумасшедшего сектанта-сатаниста (на кинжале, которым он наносил удары, было нацарапано три шестерки).

Для матерей отцов Оптиной пустыни причисление их сыновей к мученикам не стало утешением. Две из них приняли постриг после этой трагедии. Мать отца Василия перед пострижением сказала: «Хочу после смерти встретиться с сыном». Похоронены монахи на территории обители. На их могилах позже была построена колокольня. Говорят, что это место обладает необыкновенной исцеляющей силой.

Трудники

Многие, кто приезжает в Оптину пустынь, остаются здесь на некоторое время. Их селят, кормят бесплатно. Но при условии: они обязаны трудиться и посещать все службы. Говорят, что пребывание в этих святых местах лечит душу.

Среди трудников - представители различных профессий. Для всех условия пребывания в Оптиной пустыни одинаковые. В пять утра подъем. Богослужение занимает в день около четырех часов. Все остальное время приходится работать. Размещают трудников в особой гостинице, в каждом номере проживает несколько человек. Для того чтобы поселиться, необходим паспорт и рабочая одежда. Все остальное при необходимости выдают в монастыре.

Обитель находится на полном самообеспечении. Трудники работают вместе с монахами. Подсобное хозяйство этого монастыря - одно из крупнейших сельскохозяйственных предприятий в Калужской области. Каждый из трудников имеет в миру какую-то профессию. В монастыре им стараются предложить работу, которая им знакома. Ветеринары ухаживают за животными. Художники пишут иконы.

В летнее время братья выезжают на посевные работы. Но и здесь их не освобождают от богослужений - с ними выезжает специальный передвижной храм.

Свободного времени у трудников почти нет. Они должны соблюдать строгий устав монастыря. Тем не менее некоторые живут здесь годами. Есть и такие, что вообще не уезжают, готовятся к монашеству.

В окрестностях монастыря

Сегодня вокруг обители выстроилась целая деревня. В девяностые годы небольшой дом в окрестностях монастыря можно было купить всего за 50 тысяч рублей. Сегодня цены выросли в примерно в двадцать раз. Среди жителей близлежащих поселков немало тех, что приобрели дома и здесь исключительно из-за близости Оптиной пустыни. Многие селяне принимают на постой желающих посетить прославленный монастырь. Стоимость аренды жилья невысокая - от 300 рублей за койко-место.

Оптина пустынь окружают лес, деревня и целебные источники. В шестистах метрах от монастыря находится родник Пафнутия Боровского, который издавна считается целебным. Сюда ежегодно приходят тысячи паломников. Говорят, что родник действительно излечивает от недугов.

    Доброго времени суток! Оптинские старцы - это монахи. Они в четырнадцатом веке основали монастырь в Калужской области - Оптину Пустынь. Они особенно почитаются в Православной церкви. Основателем и вдохновителем ихним считается- монах Лев Наголкин.

    Оптинские старцы - монахи Оптиной Пустыни, причисленные к лику святых. Это преподобные отцы Иеросхимонах Лев (Наголкин),Иеросхимонах Макарий (Иванов),Схиархимандрит Моисей (Путилов),Схиигумен Антоний (Путилов), Иеросхимонах Иларион (Пономарев),Иеросхимонах Амвросий (Гренков), Иеросхимонах Анатолий (Зерцалов),Схиархимандрит Исаакий (Антимонов), Иеросхимонах Иосиф (Литовкин), Схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), Иеросхимонах Анатолий (Потапов),Иеросхимонах Нектарий Оптинский, Иеромонах Никон (Беляев),Архимандрит Исаакий II (Бобраков).

    Оптинские старцы - это божьи сыновья, предсказатели будущего. Никто из лекарей не владел такими способностями и знаниями, как старцы. Монастырь Оптина пустынь пользовался большой популярность у паломников, которые приезжали очистить свой разум и свое тело, узнать о своем будущем. Главное духовное богатство храма -это его старцы.

    Оптинские старцы-это монахи, которые в 14 веке в Калужской области организовали монастырь-Оптину ПУстынь...

    монах ЛЕв(наголкин)-считается основателем и вдохновителям оптинского старчества...

    прототипом старца Зосимы в Братьях Карамазовых у Достоевского был старец Амвросий у которого писатель был в Оптиной Пустыни...

    Не далеко от Козельска на реке Жиздра, в Калужской области есть Монастырь Оптина Пустынь. Самый известный из Оптинских старцев-преподобный Амвросий Оптинский. Не менее почетные: Макарий, Лев, Иларион, Моисей, Антоний, Исаакий, Иосиф, Варсонофий, Нектарий, Аатолий, Нектарий, Никон. Старцы имеют особый дар, они направляют души к спасению. СТАРЧЕСТВО - это особое дарование. В Монастыре, обретены мощи почти всех этих святых. Это замеч ательное святое место!

    Оптинские старцы - это монахи, которые еще в далеком 14 веке в Калужской области недалеко от поселения Козельск возвели монастырь. Оны особенно являються почетаемые в Православной церкви. Они имели дар - направляли души к спасению.

    Оптинские старцы - православные святые отцы. Проживали в Оптинской пустыни недалеко от Козельска. Это недалеко от Козельска, что в Калужской губернии. Известны своими трудами, почитаются в Православии.

Главное отличие настоящего духовника от иных, только пытающихся походить на старца, заключается в мудрости и смирении. Одним из самых известных и загадочных представителей российского духовенства, ставшего символом старейшей монашеской обители в России — Оптиной пустыни, а также личным духовным наставником Российского Патриарха Кирилла является старец Илий. Этот человек — редкий пример легкого, возвышенного и чистого душевного состояния. Именно поэтому сотни людей из всех концов страны ежедневно ищут встречи с ним.

Каждый человек идет по жизни своим собственным путем. Чтобы не сбиться с верного пути, не угодить в пропасть, ему нужен кто-то, кто укажет ориентир, не даст заблудиться, а в нужный момент поддержит и наставит на путь истинный. Такими помощниками с незапамятных времен на Руси были старцы. Их уважали и боялись одновременно, ведь они — последователи древнерусских волхвов, впитавшие с кровью предков Великую Мудрость. Многие старцы обладали даром предсказания и исцеления, но главная цель настоящего старца — познать откровение Божье и духовно помочь нуждающемуся.

Старец Илий: биография

Родился Илий (в миру — Алексей Афанасьевич Ноздрин) в 1932 году в многодетной крестьянской семье в поселке Становой Колодезь Орловской области. Его отец, Афанасий, во время Отечественной войны в 1942 году был тяжело ранен и скончался в госпитале. Мать, Клавдия Васильевна, в одиночку воспитывала четверых детей. Окончив школу в 1949 году, Алексей прошел срочную службу в армии. В 1955 году поступил учиться в Серпуховский механический техникум, а после его окончания в 1958 году по распределению был направлен в Волгоградскую область для строительства хлопчатобумажного комбината в г. Камышин. Но не найдя себя в профессии строителя, решил посвятить свою жизнь Богу, поступив учиться в Духовную семинарию города Саратова. В 1961 году, в связи с хрущевскими гонениями и давлением на церковь, семинария была закрыта, а Алексей был вынужден переехать в Ленинград, где продолжил учебу в духовной академии и принял постриг инока с именем Илиан.

С 1966 года служил настоятелем в Псково-Печерском монастыре, а в 1976 году был отправлен нести послушание в обитель русского великомученика Пантелеймона на Святой горе Афон в Греции. Там будущий старец Илий жил в горном ските и духовничал в Пантелеймоновом монастыре. В конце 1980-х годов был отозван обратно в СССР и направлен в восстанавливаемую Оптину пустынь, которая запустевала на протяжении последних 65 лет. Здесь Илиан принял великую схиму, предусматривающую совершенное отчуждение от мира для воссоединения с Богом, а также постриг с именем Илий.

На протяжении последующих 20-ти лет он возрождал в обители старческое служение, что в итоге вернуло Оптиной пустыни былое величие. В 2009 году старец Илий был назначен духовником Патриарха всея Руси Кирилла и переехал в его резиденцию в Троицко-Сергиевой Лавре в поселке Переделкино Московской области. В апреле 2010 года на праздник Пасхи старец возведен Патриархом в сан схиархимандрита.

История обители

Оптина пустынь — православный монастырь для мужчин, расположившийся в двух километрах от города Козельск в Калужской области. По древнему преданию монастырь был основан на рубеже XIV-XV веков раскаявшимся разбойником Оптой (или Оптием), принявшим монашество под именем Макарий. Оптинская обитель служила пристанищем для старцев и стариц, проживающих в отдельных строениях монастыря, но под духовным руководством одного настоятеля. Первые упоминания об этой обители можно найти в писцовых книгах Козельска, относящихся ко временам царствования Бориса Годунова.

В начале XVIII века Оптина пустынь переживала тяжелые времена в связи с постоянными оброками государству на войну со шведами и строительство Петербурга, а в 1724 году вообще была упразднена согласно Духовному регламенту и присоединена к Спасо-Преображенскому монастырю, расположенному в соседнем городе Белеве. Через два года по приказу Екатерины II монастырь был восстановлен, а на его территории началось строительство новых храмов, которое продолжалось вплоть до начала ХХ столетия.

Оптина стала одним из крупнейших духовных православных центров России, со всех сторон к ней тянулись паломники и страждущие, некоторые из которых поселялись в ските, устроенном в 1821 году. По мере поступления пожертвований обитель приобрела земельные угодья, мельницу.

В 1918 году Оптина пустынь была закрыта согласно указу СНК РСФСР, а в 1939 году на территории монастыря по приказу Л. Берии организован концлагерь для пяти тысяч польских военных, расстрелянных позже в Катыни. С 1944 по 1945 гг. здесь расположился фильтрационный лагерь для советских офицеров, вернувшихся из плена.

Оптина пустынь сегодня

Только в 1987 году Советское правительство передало монастырь в распоряжение РПЦ. С этого момента началось активное восстановление монастыря — как материальное, так и духовное. Идеолог и координатор восстановления монастыря Оптина пустынь — старец Илий. Именно благодаря этому человеку обитель вновь обрела славу крупнейшего центра православия и паломничества. Ее уникальная энергетика и красота храмов привлекает тысячи паломников и туристов со всего мира. На территории монастыря располагаются 7 действующих храмов:

  • Введенский собор — главный храм обители;
  • Храм Иоанна Предтечи и Крестителя Господня в Иоанно-Предтеченском Скиту;
  • Храм прп. Илариона Великого;
  • Храм Казанской иконы Божией Матери;
  • Храм Владимирской иконы Божией Матери;
  • Храм Преображения Господня;
  • Храм иконы Божией Матери «Спорительница хлебов».


Переделкино

Дачный поселок Переделкино расположен в Московской области. Ближайшие железнодорожные станции — «Переделкино» и «Мичуринец». Городок известен не только благодаря монастырю и старцу Илию, а также тем, что там в свое время проживали и работали известные литераторы и артисты. В их числе Александр Фадеев, Белла Ахмадулина, Валентин Катаев, Булат Окуджава, а также Корней Чуковский, который проводил здесь свои знаменитые костры, где выступали Рина Зеленая, Аркадий Райкин, Сергей Образцов. Здесь расположены дома-музеи Окуджавы, Пастернака, Чуковского и Евтушенко.

Как доехать до монастыря?

Учитывая, что Оптина пустынь находится вблизи станций ЖД «Переделкино» и «Козельск», добраться до нее по железной дороге не составит особого труда. С Киевского вокзала в Москве ходят электрички в направлении Калуги или Сухиничей. До Козельска можно доехать и автобусом от станции метро «Теплый стан».

У владельцев автомобилей, учитывая нынешнее изобилие различных навигационных систем и карт, также не возникнет особых проблем с поиском верного пути. Но если добраться до монастыря — дело не хитрое, то как попасть к старцу Илию на прием — это совершенно иной вопрос. Прежде чем отправиться в путь с этой целью, следует заранее узнать о распорядке дня в обители, а также о расписании приема.

Если Богу угодно

Многие хотят, чтобы с ними пообщался старец Илий (Переделкино). «Как попасть на прием к старцу и примет ли он?» — это основные вопросы приезжающих паломников. Конечно же, схиархимандрит не сможет удовлетворить всех страждущих, но, как говорят местные монахи, если Богу будет угодно, то встреча обязательно состоится. Обычно старец Илий до обеда принимает в трапезной, где за столами располагаются приехавшие, а очередь движется вокруг этих столов. Если люди шумят в очереди или спорят, то он лично разгонит или примирит гостей.

Ближе к 16 часам старец удаляется отдыхать, а когда вернется и вернется ли в этот день, одному Господу известно. У монастыря есть свой интернет-ресурс (www. optina. ru), на котором можно узнать, где сейчас старец Илий и когда состоится очередной прием.

Сила молитвы

Считается, что молитва старца обладает двойной силой, потому как это молитва просветленного. Поговаривают, что если он помолится об упокоении души, то душа грешного может освободиться даже от адского плена. Удивительный случай произошел и в Оптиной пустыни. Однажды в скит к Илию привезли тяжелораненого в Чечне бойца. Врачи не знали, как спасти военного и не решались на операцию, так как тот был без сознания, а пуля находилась в нескольких миллиметрах от сердца. Молитва старца Илия «Да воскреснет Бог» заставила поверить в чудо отчаявшихся докторов — раненый пришел в себя и открыл глаза. После проведенной операции солдат начал выздоравливать.

Ученик и сотаинник старца Льва. Старчествовал в Оптиной пустыни в одно время с преподобным Львом, а после его кончины до самой своей смерти нес великий и святой подвиг старческого окормления. Главная добродетель, которую он особенно воспитывал в людях - это смирение, считая её основанием христианской жизни. «Есть смирение - все есть, нет смирения - ничего нет», - говорил преподобный. С именем старца Макария связано начало издания в монастыре святоотеческих трудов, которое объединило вокруг обители лучшие духовные и интеллектуальные силы России.
Кончина (день памяти): 7/20 сентября 1860 г. Кроткий старец-настоятель. Явил удивительный пример сочетания строгого подвижничества, смирения и нестяжания с мудрым управлением обителью и широкой благотворительной деятельностью. Именно благодаря его безграничному милосердию и состраданию к бедным обитель давала приют множеству странников. При схиархимандрите Моисее были воссозданы старые и построены новые храмы и здания обители. Своим видимым расцветом и духовным возрождением Оптина пустынь обязана мудрому настоятельству старца Моисея.
Кончина (день памяти): 16/29 июня 1862 г. Брат и сподвижник схиархимандрита Моисея, смиренный подвижник и молитвенник, через всю жизнь терпеливо и мужественно несший крест телесных болезней. Он всемерно способствовал деланию старчества в скиту, которым руководил в течение 14 лет. Письменные наставления преподобного старца являются дивным плодом его отеческой любви и дара учительного слова. Перед своей кончиной он говорил: «Всех желал бы утешить, и если бы можно было, самого себя растерзал бы и раздал всем по кусочку».
Кончина (день памяти): 7/20 августа 1865 г. Ученик и преемник старца Макария. Будучи ревностным защитником и проповедником православной веры, он сумел возвратить в лоно Православной Церкви многих заблудших и отпавших от православной веры. «Только с той минуты, как мы узнали его, вспоминает духовное чадо старца, - мы узнали, что такое спокойствие духа, что такое мир душевный...». Старец-скитоначальник скончался в молитве, с четками в руках.
Кончина (день памяти): 18 сентября/1 окт. 1873 г.

Великий старец и подвижник земли Русской, святость и богоугодность жития которого Бог засвидетельствовал многими чудесами, а православный верующий народ - искренней любовью, почитанием и благоговейным обращением к нему в молитве. Ученик старцев Леонида и Макария, унаследовал от них благодатный дар старчества, в беззаветном служении людям пребывал более 30 лет. Основал Шамординскую женскую обитель, окормлял многие монастыри, его письма и наставления - источник духовной мудрости для ищущих спасения. Преподобный имел высокий ясный ум и любвеобильное сердце. Необычайно сострадательный и благодатно одаренный он особенно отличался христианской любовью.
Кончина (день памяти): 10/23 октября 1891 г. Скитоначальник и старец, наставлял в духовной жизни не только иноков Оптиной пустыни, но также насельниц Шамординской женской обители и других монастырей. Являясь пламенным молитвенником и подвижником, он был для всех приходящих к нему чутким отцом, терпеливым учителем, всегда делясь сокровищем мудрости, веры и особой духовной радости. Старец Анатолий обладал удивительным даром утешения. Преп. Амвросий говорил, что ему была дана такая молитва и благодать, какая одному из тысячи дается.
Кончина (день памяти): 25 января/7 февраля 1894 г.
Приснопамятный настоятель Оптиной пустыни, сочетавший в себе твердое управление обителью и тончайшее искусство пастырского руководства со смиренным послушанием великим Оптинским старцам и высоким подвижничеством. Делом жизни схиархимандрита Исаакия было хранение и утверждение в обители духовных заветов старчества. Он не знал покоя - двери келии его были открыты для братства и убогих. В пище, и в одежде, и в убранстве келии соблюдал полную простоту древних подвижников.
Кончина (день памяти): 22 августа/4 сент. 1894 г.
Ученик и духовный преемник преподобного Амвросия, явивший образ великого смирения, незлобия, непрестанной умносердечной молитвы, старец не раз удостаивался явления Божией Матери. По воспоминаниям современников, многие еще при жизни иеросхимонаха Иосифа видели его озаренным благодатным божественным светом. Преп. Иосиф был человек глубокого внутреннего делания, всегда хранивший сердечное безмолвие и непрестанную молитву.
Кончина (день памяти): 9/22 мая 1911 г. Скитоначальник, о котором старец Нектарий говорил, что благодать Божия в одну ночь из блестящего военного сотворила великого старца. Не жалея самой жизни, он исполнял свой пастырский долг в русско-японской войне. Старец обладал необыкновенной прозорливостью, ему открывался внутренний смысл происходящих событий, он видел сокровенность сердца пришедшего к нему человека, с любовью пробуждая в нем покаяние.
Кончина (день памяти): 1/14 апреля 1913 г. Прозванный в народе утешителем, был наделен Господом великими благодатными дарами любви и утешения страждущих, прозорливости и исцеления. Смиренно неся свое пастырское служение в тяжелые дни революционной смуты и безбожия, старец утверждал своих духовных чад в решимости даже до смерти быть верными святой православной вере.
Кончина (день памяти): 30 июля/12 августа 1922 г. Ближайший ученик старца Варсонофия, пламенный молитвенник и любвеобильный пастырь, самоотверженно исполнявший старческое служение уже после закрытия Оптиной пустыни, претерпевший мучения от безбожников и скончавшийся в изгнании, как исповедник.
Кончина (день памяти): 25 июня/8 июля 1931 г.
Последний настоятель Оптиной пустыни, испытавший всю тяжесть разорения и поругания святой обители. Неся свой крест настоятельского служения в годы испытаний и скорбей, он был исполнен несокрушимой веры, мужества и всепрощающей любви. Четырежды претерпел тюремное заключение. Расстрелян 8 января 1938 и захоронен в братской могиле в лесу на 162-м километре Симферопольского шоссе.
Кончина (день памяти): 26 декабря / 8 января 1938 г.

День Оптинских старцев ежегодно отмечается 24 октября. Что за великие личности были - старцы Оптиной пустыни?

Кто такой Оптинский старец?

Прародителем Оптинского старчества был старец Пасий Величковский. Ученик его Лев - первый Оптинский старец, который возглавил целое движение монахов, перебравшихся жить в которого в то время был архимандрит Моисей. Благодаря его заслугам было много сделано в монастыре: построены гостиницы, трапезные, библиотека, мельница, заводы, корпуса, конные дворы и даже стены с башенками. Архимандриту помогали тысячи паломников, приехавшие в Оптину пустынь.

Но самое главное достояние - углубление в духовность, которое стало возможно благодаря прибытию старцев Льва и Макария. С того времени и начался духовный расцвет. Что за удивительная личность - этот Оптинский старец Лев?

Старец Оптинский - преподобный Лев

Это был человек, живший интересами народа. Он очень любил людей и всячески их жалел. Перед его умом и прозорливостью никто не мог устоять и слезы покаяния катились из глаз каждого. Старец Лев поистине исцелял людей. Деревенские жители принимали его своим отцом.

Но не все так радушно принимали старца. Некоторые запрещали ему общаться с простым людом. Это было несправедливо, что говорило лишь о невежестве. Добрые дела быстро забывались и старчество в то время изрядно притеснялось. Преемником старца Льва стал иеромонах отец Макарий, выходец из дворянской семьи.

Преподобный Макарий

Оптинский старец Макарий все свое отрочество занимался хозяйственной деятельностью. Сначала работал бухгалтером, позже он решил полностью управлять хозяйством, с чем не так уж и хорошо справлялся. Во всех своих бедах он всегда обращался к Священным Писаниям, но над ним за это часто смеялись не только обидчики, но и его семья. Но однажды обидчики Макария пали перед ним в раскаянии. С тех пор Макарий решил посвятить остаток своей жизни Богу. Он отправился в Площанскую пустынь, в которой принял постриг. По прибытии старца Льва в Площанскую пустынь отец Макарий принял его своим духовным учителем.

Оптинский старец Макарий был наставником ученых людей и интеллигенции. Преимущественно общался с теми, кто переводил на русский язык творения отца Паисия и других аскетов.

Настоящий расцвет Оптиной пустыни наступил благодаря старцу Амвросию - приемнику отца Льва и Макария.

Отец Амвросий

Дед Амвросия был священником. Старец родился в один из праздников, когда в доме его деда было множество гостей. Позже Амвросий часто шутил, что родился на людях и живет всю жизнь на людях. Воспитание Амвросия проходило в церковной среде. Он с успехом окончил духовную семинарию благодаря своим уникальным способностям. Свой наставнический путь Амвросий начал с принятия учеников на дому. Позже он стал настоятелем Липецкого духовного училища. Тяжелая болезнь заставила старца уйти в монастырь. Но, поправившись, Амвросий какое-то время все еще продолжал мирскую деятельность. Позже, по совету старца Илариона, Амвросий отправился в Оптину пустынь, где стал помощником отца Макария в издательской деятельности, поскольку знал 5 языков. Все что ни делал монах - он это делал для Господа. Все вокруг это замечали и за это горячо любили Амвросия. И духовная жизнь, и практическая удавалась монаху. Его советы, часто данные в шутливой форме, быстро запоминались. Всеми возможностями он старался спасать человеческие души, иногда даже прибегая к кнуту и епитимиям.

Чудеса целительства

Особую роль в его жизни играла икона Божьей Матери «Спорительница хлебов». Батюшка всех призывал ей молиться. Так, он учил тому, что Божья Матерь заботится не только о душе человеческой, но и о земных нуждах каждого.

Старца Амвросия знали как великого чудотворца. Множество людей исцелил он от беспощадных болезней. Во времена старчества Амвросия начала зарождаться интеллигенция, главной идеей которой было изменение политического строя страны. Но многих настигло разочарование. идеалистов умело заполнял Оптинский старец Амвросий. Он возрождал смысл жизни в умах многих людей. Толпы тянулись в то время в Оптину пустынь. Здесь люди заряжались энтузиазмом жить дальше счастливо и без забот. Посещали этот монастырь и деятели искусства, известные литераторы, политики, философы.

Общественная деятельность

Старец Амвросий более тридцати лет занимался подвижничеством. Последние десятилетия он занимался основанием и устройством женской в которой впоследствии обрело умиротворение более тысячи монахинь. Здесь же была школа, больница и приют для девочек. После смерти старца все погрузились в печаль.

Оптинский старец Иосиф преподобный

Это был ближайший спутник отца Амвросия. Старец воспитывал его в своей хибарке. С самого детства Иосифу являлся дар видеть святых. Ему являлась Божья Матерь. Любимым его занятием было чтение Священных Писаний. Когда родители мальчика оставили этот мир, купец, у которого он тогда работал, захотел женить на нем свою дочь. Но юноша мечтал о другой жизни, о жизни, всецело посвященной Господу. Тогда он решил отправиться к старцу Амвросию и тот настоятельно рекомендовал ему остаться в монастыре. 30 лет Амвросий с огромной любовью заботился об Иосифе. После смерти Амвросия, Иосиф стал настоятелем женской обители в Шамордино. Он принимал посетителей, и многие видели в нем олицетворение самого батюшки Амвросия.

За свою жизнь подвижник терпел множество испытаний. Многие годы у него не было даже места, где он мог бы уединиться в молитве. Он жил прямо в приемной, в которой постоянно было множество людей, но все это только закаляло его.

Старец Иосиф был аскетом. Он практически не ел, мало спал, довольствовался старой бедной одеждой. Но все это только развивало его духовное богатство. Взамен за тяготы Господь наделил его даром прозорливости и возможностью исцелять людей. Толпы паломников обращались к нему за помощью и советом. Всего несколькими словами он мог снимать камень с души, наставлять и утешать. Его благодатная молитва покрывала всех страждущих.

Старец Варсонофий Оптинский

Старец Варсонофий до пострига вел активную мирскую жизнь. Он был полковником, предводителем Оренбургского казачества. В тяжелый момент смертельной болезни старец приказал читать Священные Писания. В этот момент Небеса разошлись, и исцеляющий яркий свет озарил все вокруг. Что-то в душе монаха перевернулось. Небесный голос сказал ему отправиться в Оптину пустынь. Люди в миру не хотели отпускать Варсонофия, пытаясь его удержать всяческими званиями. Хотели его сделать генералом и даже женить. Но старец с легкостью преодолевал все трудности и препятствия.

Спустя десять лет монашества, Варсонофий получил статус иеромонаха. После службы священником в русско-японской войне, он вернулся в Оптину пустынь и возглавил скит.

Много судеб спас старец своими наставлениями, но не всем нравилась его деятельность. Много жалоб поступало на него, и его устранили из Оптиной пустыни.

Старец Оптинский Анатолий

С раннего детства старец Анатолий искал Бога и стремился жить по его законам. Но его строгая мать не желала, чтобы он ходил в монастырь. После ее смерти старец сразу же отправился в Оптину пустынь. Позже он принял прибежище у старца Амвросия и стал его послушником. Преподобные Оптинские старцы воспитывали его в аскезе.

Отец Амвросий попросил Анатолия помогать ему, и тот сразу же погрузился в активную деятельность. Среди своих Анатолий носил прозвище «Утешитель». Особое признание получил он у простого народа, особенно у крестьян. Но и знать прислушивалась к его советам.

Нектарий Оптинский

В юношестве Нектарий (Николай) был смышленым мальчиком. Он был отличным работником в лавке у купца. После предложения женитьбы по совету купца Николай отправился за благословением к Феоктисте, которая посоветовала ему отправиться в Оптину пустынь. Там Николая встретил отец Иларион и отправил его к Амвросию, который убедил его остаться в монастыре.

В 1912 году Нектарий был посвящен в старцы. Но он до последнего не принимал этого звания, смиренно считая себя недостойным его. Старец принимал множество посетителей в своей маленькой хибарке. К каждому он находил свой подход. Некоторым долго давал наставления, а другим просто оставлял книги в приемной. В ожидании своей очереди, люди читали их и все их вопросы разрешались. Интеллигенция и простые люди для старца не имели различий. Он одинаково относился и к тем, и к другим, и говорил на их языках.

В 1923 году монастырь закрыли, а старец Нектарий был взят под арест. После выхода на свободу Нектарий отправился в село Холмищи, но и там его донимали жаждущие совета люди.

В 1989 году Оптину пустынь возродили, а мощи старца Нектария с Холмищ перевезли сюда. Очевидцы говорили, что от мощей старца исходило приятное благоухание, а сами они имели янтарный цвет. Поэтому все, кто обращался за помощью к старцу даже после его смерти, получали его благословение.

Оставили простому люду Оптинские старцы поучения ценные. Никогда не осуждать своих близких, молиться Господу о прощении за осуждение собственного брата. Для достижения успеха всегда необходимо прилагать усилия. Человек должен стать слугой своей жизни, а не она должна ему служить. Никогда не следует становиться рабом своих чувств. К Господу следует идти путем смирения.

Множество великих дел для человечества совершили последние Оптинские старцы. Одним из них был Никон.

Старец Никон

Два брата, Иван и Николай, с детства унаследовали любовь к Богу, привитую родителями. Повзрослев, они решили отправиться в Оптину пустынь. Старец Варсонофий сразу же увидел у Николая особый дар, поэтому взял его в свои ученики.

В 1915 году после пострига Николай получил имя Никон. И уже в 1917 году он получил сан иеромонаха.

После закрытия Оптиной пустыни практически всех старцев изгнали, некоторых арестовали. Старцу Никону поручили принимать прихожан, желающих исповедаться. Так он стал последним Оптинским старцем.

До нашего времени дошли лишь наставления этих богоизбранных монахов. Особую роль в жизни каждого христианина играет молитва Оптинских старцев. Это душевное обращение к Господу уничтожает все препятствия и помогает правильно настраивать свой ум на весь предстоящий день.

Молитва Оптинских старцев полная

"Господи, дайте мне с душевным спокойствием встретить все, что пошлет мне наступающий день. Господи, дайте мне всецело предаться воле Вашей святой. Господи, во всякий час сего дня, во всем наставляйте и поддерживайте меня. Господи, какие бы ни приходили известия в течение всего дня, научите меня принимать их со спокойною душою и твердым убеждением, что на все Ваша святая воля. Господи, прояви Свою святую волю для меня и окружающих. Господь, во всех моих делах и помышлениях, руководи моими чувствами и мыслями. Господи, во всех непредвиденных ситуациях не дай мне забыть, что все это ниспослано Тобой. Господи, научите меня правильно общаться с близкими и окружающими меня людьми, старшими, младшими и равными, чтобы никого не огорчить, но всем принести благо. Господи, дайте мне сил переносить утомление настоящего дня и все события в течение дня. Господи, руководите моей волею, научите меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить".

В таком варианте можно произносить Но у этой молитвы есть и продолжение.

"Господи, не оставьте меня при встрече лицом к лицу с врагами моими, но ради Святого имени Вашего управляйте мною.

Господи, осветите мое сердце и разум, чтобы я мог понимать Ваши вечные законы, которыми управляете Вы миром, чтобы я мог правильно служить Вам и своим ближним.

Господи, спасибо Вам за все, что было со мной и будет, ибо я твердо верю, что тем, кто любит Тебя Ты особо благоволишь. Господи, благослови меня на все слова, помышления и дела, удостой меня с радостью прославлять Тебя, ибо только Ты достоин и прославлен во веки веков. Аминь".

Молитва Оптинских старцев на день заряжает верой и дает защиту. Читая ее каждый день, можно разрешить многие неразрешенные проблемы. Песни Оптинских старцев поистине исцеляют не только тело, но и душу.



Вверх