Когда на территории нашей страны зародилось земледелие. Что такое земледелие? История возникновения земледелия. Несколько родовых общин, живших в одной местности

21-03-2014, 06:24


На территории, занимаемой сегодня Россией, земледелие возникло позднее, чем в странах Древнего Востока и юга азиатского материка. Одна из главных причин этого - грандиозное оледенение, которое в четвертичный период охватило всю северную часть территории современной России, дошло до южных районов Украины, гор Тянь-Шаня и Памира.
Лишь по мере таяния ледников и отступления их на север здесь появилась растительность, а за нею и животный мир. Постепенно с юга русские равнины стали заселяться человеком, появились зачатки земледелия. Наиболее благоприятными условиями для развития земледелия отличалась южная часть центральных областей страны, где свободные от леса площади перемежались с лесными массивами, а почвы были довольно плодородны.
На территории Краснодарского края и Закавказья наиболее древние очаги земледелия относятся к четвертому тысячелетию до нашей эры. Территория от Днепра на востоке до Карпат на западе и до Балтийского моря на севере с конца третьего и во втором тысячелетии до новой эры была заселена нашими далекими предками славянскими земледельческими племенами антов и венед.
В средней полосе России (бассейн верхней Волги и Оки) переход от охотничье-рыболовецкого промысла к земледелию и скотоводству отражает так называемая дьяковская культура, названная по раскопкам древнего городища Дьяково под Москвой. Земледелием здесь древние россияне стали заниматься во второй половине 1 тысячелетия до новой эры - на грани эпохи бронзы и раннего железа.
В середине 1 тысячелетия до н. э. юг нашей страны населяли многочисленные племена скифов и сарматов. В основном они вели кочевой образ жизни, но имелись и оседлые племена, занимавшиеся земледелием. По свидетельству древнегреческого историка Геродота, жившего в 5 веке до н. э., земледельческие племена, населявшие низовья Днепра, Буга и Днестра, выращивали хлеба не только для себя, но и на продажу.
Византийский писатель Маврикий Стратег так писал о восточнославянских племенах, живших в лесостепных и лесных районах: «У них большое количество скота и плодов земных, лежащих в кучах (скирдах), в особенности проса и пшеницы».
До середины 1 тысячелетия до н. э. (до освоения производства железа) обработка земли велась деревянными лопатами, роговыми или каменными мотыгами. Располагая такими примитивными орудиями, древние земледельцы не могли освобождать землю от леса. Поэтому обрабатывались лишь небольшие безлесные участки. Земледелие носило огородный характер с устройством гряд или клумб.
С появлением железных орудий - топора, мотыги, наконечников пахотных орудий - появилась возможность расчистить от леса значительные площади и распахать целинные земли (рис. 45). К этому времени земледельцы начали использовать животных в качестве тягловой силы.

Использование человеком животных, физически гораздо более сильных, чем он сам, позволило ему не только значительно увеличить силу своих мышц, но также дало возможность превращать грубые (не пригодные для человека) корма в полезную форму энергии. Освоение больших территорий стимулировало переход от огородного земледелия к полевому.
В это время земледелие стало играть значительную роль в жизни славян, оно отделилось от домашнего хозяйства. А поскольку земледелием преимущественно занимались мужчины, к ним перешло главенство в хозяйственной и общественной жизни. Так развитие земледелия определило смену матриархата патриархальной семьей - с главенством деда, отца или старшего брата.
Земледелие оставалось основным занятием всех славянских племен и на протяжении средних веков новой эры. Технология его основывалась на применении примитивных пахотных орудий, борон, железных серпов и деревянных цепов для обмолота хлеба. В земледелии господствовали зерновые культуры, тягловой силой в северных районах были лошади, а на юге быки.
Преобладало натуральное потребительское хозяйство. Часть продукции шла для обеспечения княжеских дворов с их дружинами и снабжения зарождавшихся городов. Продукцию продавали или обменивали на кустарные изделия горожан-ремесленников.

Развитие земледелия и скотоводства медленно ограничивало власть случайности над жизнью первобытного человека.

Первые шаги земледелия тесно связаны с простым собиранием растительной пищи в том виде, как ее давала природа.

Бродячая орда, занимавшая определенную область, время от времени возвращалась к тому месту, где она нашла большие количества растительной пищи: кореньев и плодов, стеблей и семяк. Сначала случайные, эти возвращения делались правильными и периодическими, если при своих возвращениях в определенное время года человек всякий раз находил ту же пищу, как и раньше. Собирание растительной пищи приобретало более или менее регулярный характер.

Племена, которые перешли к правильной охоте, не оставляют занятой ими области до тех пор, пока в ней остается достаточное количество дичи. Напр., даже в умеренном и холодном поясе современные охотничьи племена иногда по 20-30 лет держатся в небольшой области, охватывающей 400-500 кв. верст. Следовательно, и для них вполне осуществим переход к периодическому собиранию растительной пищи на определенных местах.

При возвращении человек находил полезные для него растения не только там, где раньше собирал их, но и на местах прежних стоянок, куда все члены данной группы сходились с добычей. Почва на месте долгой стоянки непреднамеренно подготовлялась для непреднамеренного посева: очищалась от деревьев, кустарников и травы, кое-где взрыхлялась при подготовке топлива, при укреплении шатра и т. д. Рассыпанные семена, коренья и клубни находили благоприятные условия для прорастания. Таким образом будущие культурные растения отмечали передвижение первобытного человека, как жилье современного человека сопровождает крапива.

Отсюда - от непреднамеренного распространения растений- оставался лишь небольшой переход к собственно земледелию, к преднамеренной культуре растений, к самой примитивной ее форме. Заостренной палкой в земле делают ямки, в которые опускаются семена. Простая палка развивается в кирку (мотыку): сна- чала два сучка, скрепленные под углом; впоследствии палка с прикрепленным к ней длинным, узким и слегка заостренным камнем. Кирка в течение нескольких тысячелетий оставалась основным земледельческим орудием. Земледелие древнего Востока вообще не пошло дальше киркования (Hackbau). Ю"жно-африкан- ское туземное земледелие до сих пор стоит на этой ступени. И даже японцы, давно знакомые с плугом, еще в недавнее время применяли его для обработки земли только под рис, между тем как для других растений обрабатывали землю при помощи кирки. Соха (плуг) развилась и получила распространение много позже. Да и она в свонх современных формах и особенно в своем последовательном развитии хранит воспоминание о своем происхождении от мотыки.

Первобытное земледелие не требовало оседлости.

В подтропических странах, где, вероятно, оно возникло раньше всего, для созревания многих культурных растений требуется всего 5-6 недель: период настолько короткий, что в продолжение его даже роду, который живет преимущественно охотой, не приходится переносить стоянку на новое место.

Впоследствии, когда земледелие приобретает более важное значение в жизни рода, последний начинает сообразоваться с ним в своих передвижениях. Он остается на одном месте до тех пор, пока урожай не будет собран. Такое кочевое земледелие сохранилось до очень поздних времен. Так, древние финикияне, развившиеся из сухопутных номадов в морских, при своих путешествиях вокруг Африки несколько раз высаживались на берег, делали посев, дожидались жатвы и только тогда двигались дальше. В эпоху Геродота одно скифское племя соединяло земледелие с кочевой жизнью. И еще в настоящее время некоторые бродячие племена соединяют земледелие с охотой.

По мере того, как развивались орудия и совершался переход от собирания животной пищи в охоте, собирание растительной пищи все исключительнее ложилось на женщин и детей. В некоторых случаях выработалась прочная дифференциация: мужчи- ны-охотники (или скотоводы) питаются почти исключительно животной пищей; женщины-земледельцы питаются только растительной пищей. В тех случаях, когда изменившиеся условия существования усиливали роль земледелия в качестве источника существования всей группы, женщины совершенно естественно приобретали влиятельнейшее положение.

Требовалось стечение особо благоприятных условий для того, чтобы земледелие получило преобладающее значение в жизни целых племен. Такие условия человек встретил прежде всего в равнинах рев с мощными разливами, оставляющими толстые слои плодородного ила. Здесь наиболее приспособленными к новым условиям существования были те племена, у которых земледелие развивалось в основную отрасль труда. Безлесная почва, свободная от сорных трав и достаточно рыхлая, требует ничтожной затраты труда и после самых элементарных подготовительных операций дает богатые урожаи. Земледельческие племена захва- тывают плодородные равнины, а потом, вытесненные из них, разносят земледелие по другим областям, в которых требуется уже предварительная подготовка почвы: расчистка, выкорчевывание и выжигание,деревьев, кустарников и травы, искусственное взрыхление. Таким образом техника земледелия еще больше удаляется от простого собирания растений.

В настоящее время невозможно решить, с каких растений началось земледелие. Потребовался длинный процесс отбора для того, чтобы Выделить современные культурные растения. Многие растения, которые теперь считаются совершенно непригодными для питания, в течение долгого времени служили основной частью растительной пищи. С другой стороны, земледелие возникало в различных пунктах земного шара совершенно самостоятельно и пользовалось тем материалом, который давала окружающая природа. Так, первобытное американское земледелие могло культивировать только один злак: маис (кукурузу). В умеренном поясе старого света наибольшую роль сначала играли просо и ячмень, потом к ним присоединился овес, еще позже-пшеница и рожь; в ягарком поясе рис очень рано "приобретает преобладающее значение. Из других растений уже на первых ступенях земледелия в разных областях встречаются тыква, лук, смоковница, различные виды бобовых и т. д.

В общем, уже в неолитическую эпоху (ново-каменную эпоху, эпоху орудий из шлифованного и вообще сравнительно тщательно отделанного камня) человек в различных частях земного шара начал возделывать подавляющую часть важнейших современных культурных растений. Так называемая «историческая эпоха» добавила в ним сравнительно немногие виды. Не сдвинулась она и в области отбора животных видов для приручения.

Приручение диких животных тоже представляло медленный процесс, последовательные ступени которого не вносили заметных изменений в жизнь первобытного человека. Только накопление бесконечного ряда таких бесконечно-малых изменений привело к коренному перевороту в способе производства, к выделению некоторых племен, как преимущественно скотоводческих.

Быть может, одним из первых шагов на этом пути было приручение молодых животных, которые шли за убитой матерью на место временной стоянки первобытного человека. Их приручение было непреднамеренным и не преследовало хозяйственных целей. Они были скорее предметом забавы, чем запасом пищи; но в случае нужды они поедались.

Процесс приручения различных видов животных в различных пунктах земного шара принимал различные формы. Так, напр., собака, по всей вероятности, издавна стадами следовала за человеком, как современного человека в жарких странах сопровождают стада гиен и шакалов, набрасывающихся на остатки его ШЕЩИ. Своим лаем собаки заблаговременно предупреждали человека о приближении опасных врагов, а иногда участвовали в их отражении. В ряду поколений совместные странствования мало- по-малу приводили к известному сближению между человеком и собакой, к постепенному приручению дикой собаки, к тому, наконец, что она встречается уже только как прирученное животное,-один из самых древних спутников человека.

Первобытный человек, который жил отчасти собиранием растительной пищи и низших животных, отчасти охотой за высшими животными, с течением времени начинал сообразоваться, в своих передвижениях с передвижением стад: оленей и антилоп, коров и овец. Вырабатывались такие способы охоты и поимки отдельных особей, которые по возможности меньше тревожили стадо. Не малую помощь оказывали при этом животные, приручившиеся потому, что человек взял их еще детенышами; пользуясь ими, человек легче мог приблизиться к стаду или приблизить стадо, к себе, усыпив его недоверчивость. Таким образом постепенно" развивался своеобразный симбиоз первобытного человека и диких, животных. Различные его ступени характеризуются степенью приручения диких животных. На севере еще в очень недавнее время, да отчасти и теперь можно было бы наблюдать последовательные ступени перехода от первобытной охоты к первобытному хищническому скотоводству: стадии последовательного приручения диких оленей. Олени еще и теперь разделяются на диких, которые служат объектом охоты, полуприрученных и вполне прирученных. Способ использования полуприрученных стад очень близко напоминает охоту. Прирученные животные остаются жить в- привычных естественных условиях. Здесь скорее человек приспособляется к ним, чем приспособляет их к себе, как в случае- с собственно домашними животными, которые появляются позже, с развитием оседлого земледелия.

Процесс приручения ускорялся, если человеку, бродившему за стадами, удавалось загнать часть стада в естественную, а: впоследствии в искусственную ловушку: в пастбище с немногими выходами, при которых сторожили человек и собаки. Живя в; привычной обстановке, животные не утрачивали способности размножения, как они часто утрачивают ее при резком переходе из дикого в домашнее состояние.

Возникшее в непосредственной связи с охотой, скотоводство на первых ступенях представляло лишь дальнейшее развитие охоты и служило исключительно источником мясной пищи. Собака из убойного животного по преимуществу довольно рано сделалась и помощником человека на охоте. Использование животных в качестве средства передвижения развилось значительно., позже и далеко не повсеместно. В Америке, при открытии ее- европейцами, только перуанцы применяли один вид ламы в качестве вьючного животного; австралийские племена вообще неимели животных для передвижения. Наконец, к очень поздней эпохе относятся первые шаги в развитии молочного хозяйства и применение животных к разного рода работам, в особенности земледельческим. Современные культурпые животные были постепенно выделены в длинном процессе отбора. Некоторые из них первоначально приручались с совершенно иными целями, чем в после- дующие времена. Так, напр., собака почти повсеместно была,-а у некоторых племен и до сих пор остается,-убойным животным, которое разводится исключительно для мяса. Многие животные, приручавшиеся при зарождении скотоводства, впоследствии вытеснены другими видами и встречаются теперь только в диком состоянии. Так, в древнем Египте приручались некоторые виды антилоп, по потом их вытеснили овца и козел.

Возникавшее скотоводство первоначально служило просто подспорьем к охоте и по своему характеру почти не отличалось от охоты. С возрастанием плотности населения, оно приобретало решающее значение в степях и по склонам гор с богатым травяным покровом, в тундрах, дающих обильную пищу оленям. В этих областях именно скотоводство при относительно небольшой затрате труда дает наибольшее количество средств существования, и для живущих здесь скотоводческих племен открывается возможность сравнительно быстрого размножения. Таким образом здесь развиваются скотоводческие племена, как в плодородных речных долинах-земледельческие племена.

Уже переход от собирания пищи к собственно охоте предполагает значительное совершенство орудий. По мере развития скотоводства учащаются столкновения между родами и племенами, что в свою очередь вызывает ускоренное развитие новых орудий обороны и нападения. Примитивные палка и камень сменяются сложными орудиями; возникают и совершенствуются молот и копье, нож и топор, копьемет, праща, бумеранг к лук со стрелами. В прибрежных областях появляется плот, медленно развивающийся в лодку,-выжженный в середине ствол дерева, подталкиваемый сначала шестами, впоследствии веслами; возникают и усложняются рыболовные принадлежности: гарпун и плетеные из гибких ветвей, корней и растительных волокон снасти, крючки из костей. Примитивное земледелие тоже требует особых орудий; развиваются мотыка, лопата, жернов, нож, приспособленный для срезания плодов и травянистых растений.

На место ограниченного количества простых первобытных орудий, из которых каждое применялось для самых разнообразных целей, выступает сравнительно большее количество дифференцированных орудий, из которых каждое с самого начала предназначается для определенной, более или менее отграниченной функции, но тем не менее по сравнению с предыдущим периодом отличается значительной сложностью. Количество и разнообразие орудий возрастает.

Техника производства орудий прогрессирует. Камню посредством старательного отбивания придается та или иная форма, в зависимости от поставленной цели; он подвергается шлифовке, полировке и, в случае нужды, просверливанию. Постепенно развиваются орудия для выполнения этих операций-орудия для

производства орудий: молот, зачаточная форма наковальни,

В связи с этими изменениями идет выделение и отбор материала, наиболее пригодного для той или иной цели. Первона- чальное безразличие в этом отношении сменяется сознательным, планомерным выбором. Кремень, обсидиан, нефрит становятся главными материалами для производства оружия. К ним в рассматриваемую эпоху присоединились бронза и железо. Металлические орудия распространялись крайне медленно. Так, даже в такой поздний период, как эпоха Саула, его армия располагала в одной битве всего двумя металлическими мечами; все остальное оружие было сделано из камня и дерева. По способу производства металлические орудия первоначально ничем не отличались от каменных. Лишь с величайшей медленностью из отбивания, шлифовки, сверления и т. д. развивалось кузнечное дело.

Производство новых орудий, характеризующихся увеличением количества, разнообразия и сложности, требует значительного искусства, навыка и выдержки. Оно выделяется, как особая отрасль труда. Быстрее всего процесс выделения совершается п областях, богатых материалами, необходимыми для производства орудий. При известных условиях он приводит в тому, что некоторые роды так же односторонне развивают у себя производство орудий (и оружия в том числе), как другие-земледелие и скотоводство. В таких родах производство орудий становится преимущественным занятием мужчин, между тем как добывание и приготовление пищи ложится почти исключительно на одних женщин.

Трудовая энергия первобытного человека, весь его рабочий день целиком затрачивались на добывание пищи. С развитием земледелия и скотоводства, с расширением применения новых, все более совершенных орудий, с прогрессом приготовления пищи, на добывание и приготовление ее требуется уже не весь рабочий день, а только некоторая часть его, все более сокращающаяся по мере развития техники. Если род, который в первобытные времена вое свое рабочее время затрачивал на добывание пищи, теперь затрачивает на это только половину прежнего времени, то это значит, что производительность труда в данной его отрасли повысилась вдвое. На получение прежнего количества продуктов приходится затрачивать вдвое меньшее количество трудовой энергии. Переход от простого отыскания пищи к земледелию и скотоводству, переселение из жарких стран с богатой природой в умеренный пояс со скудной природой может сопровождаться не «убывающим плодородием», а, напротив, повышением производительности труда.

Часть сил, которые раньше затрачивались прямо па добывание пищи, освобождается и может быть направлена на новые области труда, прежде всего на производство орудий. Но и оно не поглощает всей освобождающейся трудовой энергии рода. Благодаря этому становится возможным рост потребностей, которые не стоят в непосредственной связи с поддержанием жизни, как чисто зоологического существования. Столкновения и борьба между отдельными родами ускоряют развитие новых потребностей. Из отношений борьбы между родами возникли первичные сукрашения». Победитель снимал с побежденного его вооруже- пие: щит, топор и т. д., отрубал уши и нос, снимал с него скальп. Некоторые из этих трофеев получали в его руках первоначальное назначение: применялись как оружие. Другие,-скальп, уши и другие члены тела поверженного,-служили только трофеями, и, накопляясь, должны были с самого начала устрашать позднейших врагов. Пояс с подвешенными к нему трофеями послужил зародышевой формой передника, из которого впоследствии развились основные формы позднейшей одежды. Точно так же, напр., зубы убитого врага, прикрепленные к волосам победителя; дали начало головным украшениям. Только обывательские представления, получающие опору в библейском рассказе, выводят одежду из чувства стыда. В действительности развитие чувства стыда следовало за развитием одежды: стало «стыдно» оставлять открытыми места, обычно прикрытые той одеждой, до которой доразвилось данное племя в процессе борьбы.

Первоначально возникнув из такой потребности в «украшениях», одежда не утратила этого значения и по мере передвижения человека в области с более суровым климатом. Но здесь она превратилась, кроме того, и в предмет безусловной необходимости. Новое назначение-защита от растраты животной теплоты- повело за собою изменения в форме одежды и в материалах, пз которых она делается.

Одежда и огонь вместе с жилищем, каким бы примитивным оно ни было, позволили человеку существовать в таких областях, напр., на границе льдов в ледниковые периоды,-которые иначе были бы необитаемы.

Производство орудий, в особенности оружия, превратилось в своеобразную отрасль художественной промышленности. Жилище из случайного пристанища развилось в постоянную постройку у земледельческих родов и в подвижной шатер-у кочевых. Оно наполняется всевозможной утварью, которая служит отчасти только для украшения, отчасти же, кроме того, и для разных хозяйственных целей. Выделка шкур, различные виды плетения и вязания, переходящие в ткацкое производство, резьба по камню, кости, рогу и дереву, гончарное производство, соединяющееся с живописью и резьбой, являются теми новыми отраслями труда, которые должны были удовлетворять новым потребностям. Известны такие поразительные достижения в области живописи, которые относятся к «каменному веку», к сравнительно раннему «го периоду.

Еще по теме 1. Возникновение первобытного земледелия и скотоводства.- Развитие орудий.-Рост потребностей:

  • Деконструируя «классика» (заметки на полях «Великой трансформации»)*
  • Развивалось довольно неравномерно в разных странах.

    Земледелие, возникшее еще в эпоху строя первобытного, является следствием длительного периода развития человечества.

    Началось оно, когда люди уже умели охотиться и занимались сбором диких плодов. Труд человека стал затрачиваться на производство растений, на выделение и размножение самых полезных видов, на определенное воздействие на них для приспособления к своим потребностям.

    История земледелия: возникновение, орудия

    Зарождение земледелия произошло давным-давно, когда люди заметили, что различные зёрна плодов или колосьев, упав на почву (причем рыхлую), прорастают и вновь дают плоды. Тут-то им и пришла мысль, что таким образом можно выращивать пищу. С тех пор они стали семена съедобных растений сажать и выращивать.

    Для посева выбирались самые ровные участки земли, причем расположенные ближе к воде. Люди научились рыхлить расчищенную от сорняков землю своеобразными мотыгами, после чего в эту землю они бросали зерна. Это был мотыжный вид земледелия. После созревания урожая они собирали его с помощью серпа, состоящего из дугообразной деревянной или костяной основы (ручки), в которую вставлялись острые осколки камней.

    Появление земледелия способствовало созданию более новых и удобных орудий труда. Через определенное время люди соорудили и плуг. Вначале это была просто жердь с острым сучком на ее конце. Она просто привязывалась к упряжке быков. Этим инструментом можно было обрабатывать больше земли, а еще людьми было замечено, что урожай с такого вспаханного поля был выше, чем с земли, обработанной мотыгой. Плугом земля вспахивалась глубже, и семена, посаженные глубже, давали более хорошие всходы.

    Первые выращенные растения

    Первыми растениями, выращенными людьми, были ячмень, пшеница и просо. А их родина - Передняя Азия (полуостров Малая Азия и области, прилегающие к нему). Именно в этих местах и были найдены самые древние поселения земледельцев. Основание их произошло 10 000 лет назад. Затем из этих мест земледелие стало постепенно распространяться по всему миру.

    Можно сделать вывод о том, что такое земледелие в те времена, когда люди уже вели более оседлый образ своей жизни, способствовало появлению новых изобретений, более удобных и усовершенствованных орудий труда. Благодаря этому процессу стало развиваться и ремесло - ручное мелкое производство орудий труда и различных приспособлений.

    Развитие земледелия по территориям

    Большое количество археологических и палеоботанических научных исследований указывают на связь происхождения земледелия в древности с зонами горных плато и долин в субтропическом поясе. Известный ученый Н. И. Вавилов определил несколько очень древних очагов возникновения земледелия (VII-III тыс. до н. э.):

    1. Переднеазиатский (пшеница, ячмень и проч.).
    2. Горная и восточная долины Китая (пшеница, рис, просо и проч.).
    3. Мексика (перец, бобы и проч.).
    4. Центральная часть Перу (перец, тыква, хлопчатник, бобы и проч.).

    Что такое земледелие в далекой Америке? Там оно возникло совершенно независимо от других территорий континента и, вероятно, даже является более древним.

    Наиболее старые в плане развития земледельческой культуры в мире районы после Мексики: Перу, Индия, Боливия, Китай, Египет и Сирия.

    В Западной Европе возникновение земледелия датируется V-IV тысячелетиями до нашей эры.

    На территории российской и территориях, близлежащих к ней, земледелие возникло в Причем древнейшие очаги - районы всего Закавказья и

    Заключение

    Разобравшись с вопросом, что такое земледелие, можно сделать вывод: освоив этот вид деятельности и скотоводство, человечество постепенно перешло от присваивающего (как было в древности) хозяйствования к производящему - быстрее пошёл процесс усовершенствования орудий для труда. А это способствовало появлению ремесла.

    ТО по «Первобытному обществу» 6 класс

    ВАРИАНТ

    Задание 1 – Тест.

    1. В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отноше­ния?

    а) в человеческом стаде б) в родовой общине в) в государстве.

    Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия?

    а) охота б)скотоводство в) собирательство.

    Кто управлял родовой общиной в первобытном обществе?

    а) цари б) жрецы в) старейшины.

    4. Первый металл, из которого древние люди научились делать орудия труда:

    а) медь б)бронза в) железо.

    5. Первое домашнее животное, прирученное человеком:

    а)корова б) лошадь в) собака.

    Какое занятие первобытных людей возникло примерно в одно время с

    зем­леделием?

    а)скотоводство б) охота в) обработка металлов.

    В каком человеческом коллективе появилось имущественное неравенство?

    а) в человеческом стаде

    б) в родовой общине

    в) в соседской общине.

    8. Выберите причину появления религии:

    а) неумение человеком объяснять явления природы

    б) боязнь человека перед стихией природы

    в) желание человека отличаться от животных.

    Когда появился человек на Земле?

    а) 2 млн. лет назад

    б) 100 тыс. лет назад

    в) 10 тыс. лет назад.

    Задание 2.

    история, исторический источ­ник, всеобщая история, кроманьонец, шаман, искусство, родовая об­щина, племя, старейшина, ремесло, знать

    Задание 3 - Каковы черты первобытного человека и человекоподобной обезьяны?

    Задание 4 –

    Мезолит, энеолит, палеолит, неолит;

    Синантроп, Неандерталец, Дриопитек. Австралопитек, Кроманьонец,

    ВАРИАНТ Задание 1- Тест

    Выберите главную причину появления неравенства среди людей.

    а) распад родовой общины б)изменение орудий труда в) появление государства.

    Что позволило первобытному человеку пережить ледниковый период?

    а) собирательство

    б) изобретение металлических орудий труда

    в) овладение огнем.

    Кто управлял племенем?

    а) жрецы б) совет старейшин в) цари.

    Из чего первобытные люди делали первую одежду?

    а) из шелка б) из шкур диких животных в) из хлопка.

    5. Несколько родовых общин, живших в одной местности:

    а) человеческое стадо б)племя в) соседская община.

    6. Первое орудие труда первобытного человека:

    а) мотыга б) заостренный камень в) плуг.

    Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу.

    а) гарпун б) лук в) рубило.

    Что называется искусством?

    а) творческое воспроизведение окружающего мира

    б) стремление человека объяснить загадки природы


    в) желание людей лучше охотиться.

    Когда человек начал заниматься земледелием?

    а) 10 тыс. лет назад

    б) 3 тыс. лет назад

    в) 200 тыс. лет назад.

    Задание 2 Что обозначают слова и выражения:

    история, вещественный источ­ник, история Древнего мира, орудия труда, религия, соседская община, племенной союз, вождь, идол, неравенство, земледелие

    Задание 3 - Каковы черты первобытного общества и религии?

    Задание 4 Задание 4 – выставить правильне последовательности:

    Мезолит, энеолит, палеолит, неолит

    ;- Синантроп, Неандерталец, Дриопитек. Австралопитек, Кроманьонец,

    Тема:Тесты по «Первобытному обществу» "Первобытное общество"

    Около десяти тысяч лет назад в жизни человека произошли поистине революционные изменения: из собирательства появилось земледелие, а из охоты - скотоводство. Люди научились делать одежду из ткани, лепить глиняные горшки. Более сложным стало и общественное устройство.

    Тема: Жизнь первобытных людей

    Урок: Возникновение земледелия и скотоводства

    Около 10 тыс. лет назад в жизни человека произошли поистине революционные изменения: из собирательства появилось земледелие, а из охоты — скотоводство. Люди научились делать одежду из ткани, лепить глиняные горшки. Более сложным стало и общественное устройство. Что стало причиной отказа от традиционных для первобытного общества способов добычи пропитания? Какие изменения в жизни людей произошли вследствие перехода к земледелию и скотоводству? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

    Совершенствуя способы охоты и собирательства, первобытные люди все равно испытывали трудности, связанные с недостатком пищи, они были вынуждены постоянно кочевать в поисках животных и съедобных растений. Люди зависели от природы.

    Занимаясь собирательством, женщины заметили, что упавшие в землю зерна дикорастущего ячменя или пшеницы дают всходы. Люди стали специально сеять зерно в разрыхленную почву. Так из собирательства возникло земледелие.

    Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их можно было выкормить и приручить. Люди одомашнили диких собак, свиней, овец, коз и коров (рис. 1). Так из охоты возникло скотоводство.

    Рис. 1. Дикие свиньи ()

    Переход от присваивающего хозяйства к производящему ученые назвали неолитической революцией. Этот процесс занял целые сотни и даже тысячи лет.

    В результате распространения земледелия и скотоводства стали появляться новые орудия труда. Для расчистки лесов под пашню стали изготавливать особо прочные каменные топоры из нефрита, палка-копалка превратилась в мотыгу, каменный нож для срезания колосьев был заменен костяным серпом с каменными вкладышами (рис. 2). Появилось более совершенное оружие для охоты.

    Рис. 2. Орудия труда земледельцев ()

    Для приготовления и хранения пищи стали использовать глиняную посуду. Примитивные горшки изготавливали из сплетенных из прутьев и обмазанных глиной корзин, позже люди научились обжигать глину. Так возникло одно из самых древних ремесел — гончарное (рис. 3).

    Рис. 3. Керамика (глиняная посуда) ()

    Из шерсти овец и волокон льна люди научились изготавливать нити (прядение). С начала люди вручную сплетали нити, затем появился примитивный ткацкий станок. Так возникло ткачество (рис. 4). С изобретением прядения и ткачества у людей появились одежды из льняного полотна и шерстяной ткани.

    Рис. 4. Ткацкий станок ()

    Переход к земледелию и скотоводству, изобретение ремесел привели к изменениям человеческого коллектива. Сородичи собирались вместе для решения общих дел, они выбирали старейшин — самых опытных и мудрых членов рода, знавших повадки животных и свойства растений, древние предания и правила поведения. Старейшины управляли родовыми общинами. Между родовыми общинами, жившими в одной местности, устанавливались тесные контакты, заключались союзы. Несколько родовых общин объединялись в племя. Племенем управлял совет старейшин. Он разбирал споры между соплеменниками и определял наказания. Самым страшным считалось изгнание из племени — ведь человек не мог прожить в одиночку.

    Список литературы

    1. Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс. — М.: Просвещение, 2006.
    2. Немировский А. И. Книга для чтения по истории Древнего мира. — М.: Просвещение, 1991.
    3. Древний Рим. Книга для чтения / Под ред. Д. П. Каллистова, С. Л. Утченко. — М.: Учпедгиз, 1953.

    Дополнительные р екомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

    1. Всемирная история для школьников ().
    2. Всемирная история для школьников ().

    Домашнее задание

    1. Из каких занятий возникли земледелие и скотоводство?
    2. Какие перемены произошли в жизни людей в результате неолитической революции?
    3. Какие функции в племени выполнял совет старейшин?


    Вверх