Какого года рождения валентин гафт. Валентин Гафт: биография, личная жизнь. Курс начинающего волшебника Владимир Долохов


Валентин Иосифович Гафт появился на свет в Москве в сентябре 1935 года. Его родители Иосиф Рувимович и Гита Давыдовна Гафты были выходцами из Украины. Отец работал адвокатом, мама занималась домашним хозяйством. В 1941-ом Иосиф Гафт отправился на войну. 6-летнему сыну навсегда врезались в память проводы отца на фронт. К счастью, папа вернулся с войны живым. Жилище семьи Гафтов располагалось на известной столичной улице Матросская Тишина. Рядом мирно соседствовали рынок, тюрьма и студенческое общежитие. Валентин Иосифович позже пошутил: «Весь мир в миниатюре». Тем не менее, на этой улице прошли удивительно счастливые детские годы будущего артиста.


Гафт увлёкся театром очень рано. Впервые он попал на спектакль в 4 классе. Это была постановка «Особое задание». 10-летний Валентин Гафт был поражен увиденным. Он поначалу даже не понял, что на сцене играют. Лишь несколько позже, участвуя в школьной самодеятельности, он осознал, что такое актёрское ремесло. Театр и его особый мир настолько увлёк юного Гафта, что в старших классах он уже чётко осознавал, кем будет во взрослой жизни. Валентин Иосифович очень тщательно готовился к вступительным экзаменам в театральный вуз. Но при этом сильно сомневался в своих актёрских способностях. Помог парню преодолеть нерешительность известный актёр Сергей Столяров. Гафт случайно встретил артиста прогуливающимся в парке «Сокольники». Поборов робость, Валентин Гафт подошёл к любимому артисту и попросил послушать его. Столяров удивился просьбе, но не отказал. Именно его советы помогли юноше подготовиться к экзаменам и поступить с первой попытки. Правда, в Щукинское Гафт не попал: не прошёл во второй тур. Зато в Школу-студию МХАТ его взяли сразу же. Родители узнали о поступлении сына лишь тогда, когда он был зачислен в театральный вуз.


В 1957 году Валентин Гафт окончил школу-студию, получив основы актёрского мастерства на курсе Топоркова. Вместе с ним учились Игорь Кваша, Олег Табаков, Михаил Козаков и другие будущие мэтры отечественного кинематографа. После окончания вуза Валентин Гафт не сразу попал на работу в театр. Помог ему Дмитрий Журавлёв, известный советский актёр и Лауреат Сталинской премии. Начинающего артиста взяли в Театр имени Ленсовета. Но здесь Гафт продержался лишь год. Предлагаемые роли были настолько незначительными, что Валентин Иосифович понял: надо искать место, где он сможет развивать актёрское мастерство, а не прозябать за кулисами. И снова молодому актёру помогли. На этот раз актёр Эраст Гарин предложил Гафту попробовать свои силы в Театре сатиры. Но и тут артист не задержался надолго. Лишь через несколько лет Валентин Иосифович снова вернётся на эту сцену, чтобы сорвать овации зрителей своей звёздной ролью графа Альмавива в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро». Поиск «своего» театра продолжился. Несколько лет Валентин Гафт выступал на сцене театра на Малой Бронной. Ещё какое-то время артист трудился в театре Андрея Гончарова на Спартаковской.


Первый успех и настоящее счастье от работы Валентин Гафт почувствовал в 1964-ом, когда попал в театр имени Ленинского Комсомола (сейчас «Ленком»), которым руководил Анатолий Эфрос. Именно тут он почувствовал, что такое творчество и вдохновение. Впервые молодой актёр узнал, какое волнение и радость переполняют артиста, когда его игру провожают овациями. На этой сцене Гафт выступал 5 лет. В 1969 году Валентин Иосифович перешёл в «Современник», куда его пригласил Олег Ефремов. Здесь Гафт наконец почувствовал себя так, будто вернулся в родной дом. На этой сцене сыграны лучшие роли артиста. Здесь он блистал в спектаклях «Из записок Лопатина», «Балалайкин и К» , «Спешите делать добро» и «Кто боится Вирджинии Вулф?». Сотрудничество с режиссёром театра Галиной Волчек оказалось очень плодотворным и долгим. Валентин Иосифович Гафт и сегодня ведущий актёр «Современника».


Кинематографическая биография Валентина Гафта развивалась постепенно. Успех пришел не сразу. До конца 1960-ых актёру предлагали незначительные и невыразительные роли, эпизоды. Дебют состоялся в 1956-ом в картине «Убийство на улице Данте». Здесь Гафт мелькнул в крошечном эпизоде. Видимо, внешность артиста не очень вписывалась в образ советского киногероя. Долгое время его звали на роли разнообразных злодеев и отрицательных персонажей.

Всё изменилось в 1970-ых. Валентину Иосифовичу начали предлагать первые яркие роли. В картине «Ночь на 14 апреля» он сыграл Стюарта, а в 1975-ом Лопатина в телевизионном спектакле «Из записок Лопатина». Успех, огромный и безоговорочный, пришёл к Валентину Гафту после его сотрудничества с легендарным режиссёром Эльдаром Рязановым. Более того, Гафта называют одним из любимых артистов Рязанова, которых он регулярно приглашал играть в своих фильмах. Фильмах, вошедших в золотой фонд отечественного кинематографа. Соответственно, и все актёры, игравшие в этих лентах, стали звёздами первой величины. В 1979 году на экраны вышла комедия Рязанова «Гараж». В этом фильме Валентин Гафт сыграл председателя гаражно-строительного кооператива Сидоркина, чьи фразы вскоре становятся афоризмами. В следующем году выходит рязановский водевиль «О бедном гусаре замолвите слово», где Валентин Иосифович играет полковника Покровского. В 1987 появляется замечательная мелодрама-комедия «Забытая мелодия для флейты», где Гафт блестяще изобразил чиновника Одинкова. В начале 1990-ых зрители увидели Валентина Иосифовича президентом бомжей-интеллигентов в ленте-притче «Небеса обетованные». А в конце 1990-ых актёр сыграл генерала в трагикомедии Рязанова «Старые клячи».


Но не только творения великого Эльдара Рязанова прославили Валентина Гафта. У него есть и другие запомнившиеся зрителям прекрасные роли. Он сыграл лакея Брассета в комедии Титова «Здравствуйте, я ваша тетя!». Многие поколения отечественных зрителей и сегодня с удовольствием смотрят чудесный новогодний фильм «Чародеи», где Гафт появился в образе Аполлона Митрофановича Сатанеева. Ещё одна новогодняя сказка – «Сирота казанская» Владимира Машкова, где Валентин Иосифович – один из трогательных «пап» Насти, заслуженный фокусник. Трагичная роль досталась актёру в ленте Петра Тодоровского «Анкор, ещё анкор!», где он сыграл полковника Виноградова. А ещё Валентин Гафт известен своими талантливыми и острыми эпиграммами. Так, однажды он посвятил строки Армену Джигарханяну: «Гораздо меньше на земле армян, Чем фильмов, где сыграл Джигарханян». И Лие Ахеджаковой: «Всегда играет одинаково Актриса Лия Ахеджакова».


Валентин Гафт был женат трижды. Первой его супругой оказалась манекенщица и артистка Елена Изоргина. Этот брак окончился быстро. Вторая супруга – балерина Инна Елисеева – подарила Валентину Иосифовичу его единственную дочь Ольгу. Она трагически умерла, покончив жизнь самоубийством в 2002 году. Гафт переживал эту трагедию очень долго и тяжело. Выйти из затяжной депрессии помогла артисту его третья супруга, артистка Ольга Остроумова. Впервые Гафт встретился с Остроумовой на съёмках рязановской комедии «Гараж». Но роман начался гораздо позже, в 1996 году. Под влиянием Ольги Остроумовой Гафт принял православное крещение. Сына Остроумовой Мишу Валентин Иосифович воспитывал с 10-летнего возраста, став мальчику почти родным отцом.

Фильмография

«Гараж»
«О бедном гусаре замолвите слово»
«Чародеи»
«Визит к Минотавру»
«Забытая мелодия для флейты»
«Анкор, еще Анкор!»
«Небеса обетованные»
«Старые клячи»
«По ту сторону волков»
«Карнавальная ночь 2»
«Сирота казанская»
Материалы взяты из открытых источноков

Валентин Гафт – блистательный театральный и киноактер сначала СССР, а затем России. Наибольшую известность и популярность ему принесли роли, сыгранные в фильмах Эльдара Рязанова. Режиссер, писатель и поэт. Мастер колких эпиграмм. Как его назвал друг Александр Филипенко, «Гениальный Автор Феноменальных Текстов» (ГАФТ). Народный артист РСФСР. Награжден орденами «За заслуги перед Отечеством» трех степеней и «Орденом дружбы».

Детство и семья

Мальчика, родившегося осенью 1935 года в семье юриста Иосифа Рувимовича Гафта и домохозяйки Гиты Давыдовны Гафт, назвали Валентином. Родители, оба родом с Украины, переехав в Москву, поселились на четвертом этаже пятиэтажной коммуналки на улице Матросской Тишины, где и рос маленький Валя.


С детства он запомнил соседские здания, в которых расположились тюрьма, психиатрическая лечебница и общежитие студентов МГУ. Между всем этим великолепием расположились еще рынок и пустырь, на котором местные мальчишки играли в футбол.

Мама Вали, Гита Давыдовна, родилась в семье, где было тринадцать детей. Ее отца, ломового извозчика, меньше всего интересовало образование дочери, но Гита много читала, и ей очень нравился театр. С ней было интересно разговаривать на любые темы. Будучи малышом, Валя считал, что его мама знает ответы на все вопросы. Когда они приезжали на лето к дедушке, он обязательно просил отнести его в сарай, где стояли корова с теленком, которого можно было погладить и ощутить его шершавый язык на своей ладошке.

21 июня 1941 года семья собиралась в очередной раз к дедушке в гости. Домработница Гафтов простояла всю ночь в очереди (достать билеты летом было трудно), а затем ей предложили купить с рук, как потом оказалось, фальшивые билеты. Пришлось покупать новые – на 22-е. Но началась война, о которой сообщил голос Вячеслава Молотова, и семья уже никуда не поехала.

Валентин Гафт: Чужую жизнь играю, как свою. Документальный фильм

Ему особенно врезались в память проводы в армию двоюродного девятнадцатилетнего брата Исаи. Шестилетний ребенок не смог сдержать горьких слез, обняв брата, едва дотянувшись до его пояса. Валя с мамой остался в Москве. На всю жизнь он запомнил жуткое ощущение бомбоубежища и рев воздушной тревоги, который доводил мальчика до дрожи.

Иосиф Рувимович тоже в числе первых добровольцем ушел на фронт, дослужился до майора. Папой своим Валентин очень гордился. Бережно относился к фронтовому подарку – трофейному фонарику, который отец передал с фронта. Потом в 1944 году пришло известие, что майор Гафт тяжело ранен. Он был перевезен в московский госпиталь. Когда Валя с мамой навещали его, всего забинтованного, мальчик приходил домой и тыкал ножиком в газеты, где были снимки фашистов, чтобы отомстить за папу тем, кто его ранил. Когда кончилась война, Валентину исполнилось десять лет. Отец вернулся с войны с медалью «За боевые заслуги» и умер много лет спустя, в 1969 году.

Однажды Валентин увидел дома у товарища пианино и загорелся идеей стать музыкантом, для чего стал просить маму купить такой же инструмент домой. Мама идею поддержала, но в тот момент в семье не было денег, и лишь через некоторое время, когда отец сумел заработать, вся семья отправилась в магазин немецких трофеев. Инструментов было много, но пианино с подсвечниками, какое хотела купить мама, отсутствовало. Так и не довелось Гафту-младшему стать музыкантом. Но слушать блатные песни под гитару во дворе ему очень нравилось.

Нравилось и ходить в кинотеатр «Орион» – смотреть фильмы со своими любимыми артистами: Аллой Тарасовой, Павлом Массальским, Владимиром Дружниковым. «Без вины виноватые» Валя пересмотрел раз десять, даже изображал потом Массальского в школьном капустнике. А посещение спектакля «Особое задание» по Сергею Михалкову в четвертом классе настолько поразило воображение мальчика, что он думал, будто все происходящее на сцене – реальность.


Будучи старшеклассником мужской школы, Валентин решил, что станет актером, поскольку участвовал в самодеятельности, играя в школьных постановках женские роли. Наиболее ему запомнился образ невесты в спектакле «Предложение» по Антону Чехову . Профессия актера казалась ему легкой и необременительной: вышел на сцену, сказал «кушать подано» и купайся в аплодисментах.

Но когда он, десятиклассник, прошел на второй тур в прославленную Школу-студию МХАТа, то начал переживать. Для второго тура Валентин выбрал басню Ивана Крылова «Любопытный», не вполне понимая ее сути. Размышляя сам с собой, он брел по «Сокольникам» и вдруг остолбенел: ему навстречу, выгуливая двух сеттеров, шел легендарный актер Сергей Столяров. Гафт подошел и сразу стал объяснять великому артисту свою проблему. На его удивление, Сергей Дмитриевич предложил приехать к нему домой, чтобы подробно разобрать басню:

«Поймите, молодой человек, это ведь разговаривают два разных человека, – объяснял Столяров позже. – Один идет по улице, такой мягкий, дородный, спокойный. А другой только что был в паноптикуме, видел что-то необыкновенное и всем об этом хочет рассказать. Человек иногда чем меньше знает, тем больше хочет говорить о том, чего не знает».

До сих пор Гафт считает Столярова своим первым педагогом, который принял такое живое участие в его актерской судьбе. Экзамены он с честью выдержал, а увидев свое имя в списке поступивших, от восторга пробежал до дома, где со счастливым выражением лица объявил родителям, что стал студентом театрального вуза. Реакция родителей на это сообщение была несколько своеобразной. Как впоследствии вспоминал артист, мама вообще решила, что его приняли в геофизический кружок, а папа разочарованно вздыхал: «Ну какой же ты артист? Вот Миша Козаков, – у него и бабочка есть, и костюм. А ты что?».

Театр

Выпускниками МХАТа одновременно с Валентином стали Евгений Урбанский, Олег Табаков , Майя Менглет. А друзья Гафта – Игорь Кваша и Михаил Козаков – окончили вуз годом раньше. По рекомендации Дмитрия Журавлева, знаменитого в то время преподавателя студии и чтеца, в 1957 году молодого актера Гафта приняли в Моссовет.


Примерно год Валентин играл пресловутое «кушать подано», но к тому моменту, как ему надоели невзрачные роли, он познакомился со знаменитым Эрастом Гариным, худруком Театра Сатиры. Гафт вспоминал позже, как великий актер предложил ему роль в постановке «Тень»:

«Молодой человек, у нас артист запил, не сыграете ли вы роль ученого?». Он пригласил меня репетировать к себе домой… Помню, шли мы к нему в кабинет через несколько комнат. И в одной из них стояла кровать с сеткой, в которой под простынкой лежал… труп. Безжизненная рука свисала с кровати, личико – кожа да кости. Мне показалось, что это ребенок. Эраст Павлович, не обращая внимания, провел меня в свой кабинет и заговорил о Мейерхольде… Я мучительно думал: «Господи, кто бы ему сказал...» Сам я так и не решился. И хорошо, потому что это была жена Гарина, Хеся Локшина, его помощница и непревзойденный мастер дубляжа. Она просто спала. А выглядела так всегда, это было для нее нормально».

На дебют Гафта в Театре Сатиры пришли родители и его будущая жена. А он настолько переволновался, что перепутал, к кому из партнерш по сцене должен обращаться, да к тому же чуть не свалил декорацию в оркестровую яму. На этом первая часть сотрудничества актера с именитым театром закончилась.


Несколько лет он работал в театре Андрея Гончарова, а через четыре года перешел в Ленком, которым тогда руководил Анатолий Эфрос. Вместе с Александром Ширвиндтом и Михаилом Державиным Гафт пытался встать на защиту режиссера, когда его пытались изгнать из Ленкома. Но из затеи пробиться к высокому начальству ничего не вышло, и многие актеры, в том числе и Валентин Гафт, в 1960 году перешли вместе с Эфросом в театр на Малой Бронной.

Возможно, артист так и остался бы там, но из-за примы театра Ольги Яковлевой , которая, по мягкому выражению Гафта, «занимала слишком много места, хоть и была артисткой замечательной», ему пришлось уйти, как и Олегу Далю , Алексею Петренко и другим актерам.


Валентин уехал в Ялту. На пляже его соседом по лежаку оказался Андрей Миронов , предложивший актеру сыграть графа Альмавиву в легендарной теперь постановке «Фигаро». И Гафт сыграл. Да так, что после одного из спектаклей к нему в гримерку зашел Олег Ефремов и пригласил в театр «Современник».


И актер расцвел. На этих театральных подмостках он сыграл свои главные роли и первую из них – Адуева-старшего из «Обыкновенной истории» в постановке Галины Волчек . Его ввели вместо Михаила Козакова. Позже Гафт вспоминал, как было обидно, когда на первом спектакле услышал из зала на свой счет: «Да… Не Козаков…» Помог ему справиться с ролью Евгений Евстигнеев , когда они вместе с «Современником» отправились на гастроли в Ташкент. Именно он тогда сказал одно-единственное точное слово, мол, Адуева нужно играть «репризно», то есть просто и крупно.


Зрители полюбили актера за его Гусева из «Валентина и Валентины», Глумова из «Балалайкина и Ко», Фирса из «Вишневого сада», Лейзера в «Трудных людях», Лопатина в спектакле «Из записок Лопатина». Гафт удостоился нескольких театральных премий, в числе которых «Фигаро» (национальная премия имени Андрея Миронова) и «Хрустальная Турандот» за многолетнее служение театру.


Кинокарьера

Дебют в кино у Гафта состоялся на втором курсе вуза у Михаила Ромма, снимавшего тогда «Убийство на улице Данте». Когда юный студент увидел на площадке прославленного Ростислава Плятта , он не мог связать толком и двух слов, за что был припечатан разочарованной фразой второго режиссера: «Как мы в этом парне ошиблись!».


В тот момент для Валентина словно все застыло, а когда он потом не раз еще переступал порог киностудии, это ощущение появлялось у него на протяжении последующих двадцати лет. Шестидесятые годы не принесли актеру значимых ролей, его фактура и внешность мало соответствовали героям тех времен.


Когда в 1975 году на телеэкранах впервые появилась картина «Здравствуйте, я ваша тетя!», где главную роль блестяще воплотил Александр Калягин , зрители тепло отметили, насколько ироничен и точен в роли лакея Брассета был Гафт с его «Как сюда попала этот сэр?».


В 1978 году на экранах появилась комедия Николая Рашеева «Короли и капуста» с Валентином Гафтом в главной роли. Его игра в «легком жанре» по мотивам О’Генри понравилась режиссеру Эльдару Рязанову , который по рекомендации Лии Ахеджаковой пригласил актера на роль председателя кооператива Сидоркина в свою драматичную комедию «Гараж». Реплики его героя вскоре «ушли в народ», а Рязанов навсегда полюбил этого нестандартного, необычайно талантливого и разнопланового актера.


В рязановском водевиле «О бедном гусаре замолвите слово» Гафт органичен в роли отца-командира гусарского полка полковника Покровского, в «Забытой мелодии для флейты» блестяще воплотил образ руководящего служаки-болвана Одинкова, в «Небесах обетованных» – предводителя бомжей Президента, а в «Старых клячах» – благородного генерала. Последней совместной работой Гафта с прославленным режиссером стала картина «Карнавальная ночь-2».


Работал актер и с такими потрясающими режиссерами, как Юрий Кара (Артур из «Воров в законе», Берия из «Пиров Валтасара или ночь со Сталиным», Воланд из «Мастера и Маргариты»), Петр Тодоровский (Костя из картины «По главной улице с оркестром», Федор Виноградов из фильма «Анкор, еще анкор!»).


У Александра Митты Гафт снимался в «Затерянном в Сибири» (Берия), у Александра Муратова в «Гонках по вертикали» (Алексей Дедушкин), у Михаила Козакова в «Визите дамы» (Альфред Илл).


Неподражаемыми стали его роли Аполлона Сатанеева в новогодней телевизионной ленте «Чародеи» Константина Бромберга и папы-фокусника в «Сироте казанской» Владимира Машкова . Одна из последних на данный момент киноролей Валентина Гафта – в притче «Четвертый», режиссерском дебюте Кирилла Сафонова .


Личная жизнь Валентина Гафта

Первой юношеской влюбленностью Валентина Гафта стала студентка Дина Василенок, жившая в общежитии МГУ. Окна общежития выходили на пустырь, где он мальчишкой играл в футбол. Как только девушка выглядывала в окно, Вале казалось, что он – лучший нападающий, и преображался настолько, что забивал гол за голом. О влюбленном в нее мальчике нынешний доктор физико-математических наук узнала лишь много лет спустя.

«Замечательной» назвал Гафт свою первую жену Алену – манекенщицу Елену Изергину. Она была настолько красива, что люди на улице просто замирали, увидев ее. Вместе с Домом моделей девушка объездила почти весь мир.


После свадьбы молодые поселились у тещи Валентина, разделив единственную комнату на низком первом этаже досками. Окна постоянно дребезжали от проезжавших мимо троллейбусов, но влюбленные поначалу не замечали ничего вокруг. Но потом Гафта стала напрягать любовь жены к животным:

Я тоже их люблю, но не до такой степени. Она каждый день приносила домой или котенка, который писал на батарею, или безногих голубей, которые летали над нашими головами. Пахло в доме невозможно… Тараканы и клопы так вписывались в общую картину, что их жалко было давить. Я ходил весь в перьях и шерсти.

Но даже не это стало причиной расставания. Оба были слишком молоды, чтобы не обращать внимания на других женщин и мужчин. Елена встретила киноведа Даля Орлова, развелась с первым мужем и вышла замуж во второй раз. Гафт рад, что женщина обрела семейное счастье, но отношений с первой женой не поддерживает никаких.

Вскоре после развода у него случился яркий, но короткий роман с Еленой Никитиной, художницей. Девушка ничего от артиста не требовала, даже о рождении сына Вадима (1971 г.р.) Валентин узнал лишь через три года, когда художница с ребенком отправилась на ПМЖ в Бразилию. Впервые Гафт увидел сына лишь в 2014 году.


Вторую жену, дочку лауреата Сталинской премии Инну Елисееву, Валентин, сам того не подозревая, увел у драматурга Эдварда Радзинского . Гафт шутил, что мечтал пожить богато, но ему так и не удалось. Разбалованная родителями Инна была яркой девушкой, но с тяжелым своенравным характером, развелись они к началу 80-х.


С тестем и тещей отношения у актера сразу не заладились:

Как-то за обедом я спросил: «Можно мне еще цыпленочка?» А мне говорят: «Когда будете нормально зарабатывать, тогда и получите цыпленочка». И я ушел из этого дома навсегда. Почему-то в СМИ пишут, что моя вторая жена была балериной, нет, она вообще не работала нигде, разве что машину водила неплохо. Балериной была наша с ней дочь Оля.

Тема о дочери всегда была для Гафта болезненной. Он винил себя в ее смерти, поскольку Ольга (1973 г.р.) мечтала о карьере драматической актрисы, но отец, хоть и занимался с ней до поступления, не стал «проталкивать» дочку в театральный вуз. По его мнению, это могло искалечить ей дальнейшую судьбу.


А потом у девушки случилась несчастная любовь, мама вместо поддержки стала называть ее неудачницей, папы рядом не было. В 2002 году Ольга покончила с собой. Гафт слег и три года болел после ее смерти. Но это случилось гораздо позже, а тогда, разведясь с матерью Оли, Валентин долгое время жил один, заводил романы, но не семью.

Гафт, который гуляет сам по себе

Одной из пассий актера была виолончелистка Алла, которую Гафт называл «хорошей женщиной, но странной». Странность заключалась в патологической ревности дамы. Некоторое время Валентин терпел и объяснял, что нет у него никаких романов, но публичный скандал, который виолончелистка закатила на премьере картины «Ночные забавы», где актер играл постельную сцену с героиней

Через многие годы после съемок Гафт, живущий один, остановил взгляд на телевизионной передаче о женских счастливых и несчастливых судьбах, участницей которой была Остроумова. После нескольких ее реплик он понял, насколько женщина одинока. И стал активно готовить их встречу. Будучи приглашенным на частную вечеринку, он устроил так, чтобы там присутствовала и Ольга.

Помню, чтобы ее заинтересовать, я не нашел ничего умнее, чем сказать: «Посмотрите, какие у меня мускулы!» Наверное, она подумала что я идиот. Потом я ее провожал, пешком, было прохладно, свой пиджак я накинул ей на плечи… В Ольге есть та простота, которая называется божественной чистотой.

Взрослые, состоявшиеся в профессии люди, они не торопились. Ухаживания Гафта заняли длительный период. А поженились и вовсе в больнице, где Валентину Иосифовичу сделали серьезную операцию. В их жизни все было необычно, такая же была и свадьба.

История любви Ольги Остроумовой и Валентина Гафта

С Ольгой актер буквально ожил, очень быстро пошло выздоровление. Жена настояла, чтобы он крестился в православие, взяла на себя все домашние и бытовые хлопоты. Как сознавался Гафт в одном из интервью, благодаря Остроумовой и ее детям, Ольге и Михаилу Левитиным, у него появилась большая и дружная семья. Их и внуков актер полюбил как своих. А уж когда Валентин Иосифович вошел в собственную просторную квартиру (первую в его жизни), то отпустил шутку про дом-музей Гафта.

Эпиграммы, стихи и проза

Чтобы иллюстрации к стихам согласился делать Михаил Шемякин, мало быть поэтом. Многогранность и неравнодушие Валентина Гафта, его мужество и смелость покорили художника, и мир увидел поистине шедевр: метафизический сюрреализм Шемякина очень точно отражал «Ступени» – книгу стихов актера, не считающего себя поэтом.

Гафт относился к этой грани своего таланта очень придирчиво, даже с усмешкой рассказывал, что сочинять стал из-за обещания одному из друзей. Но стихи Валентина Иосифовича истинные ценители поэзии называют гениальными.

Валентин Гафт читает стихи

Когда же автор представил в «Современнике» на суд зрителей собственную пьесу «Пока существует пространство», театральный мир заговорил о постановке в самых разных интонациях – от восторга до полного неприятия. Гафт сам играл в необычном спектакле, который назвал исследованием о том, что такое любовь:

Любовь вырабатывает лучшие качества в человеке, очищает. Особенно это ясно, когда у тебя жизнь прошла, когда понимаешь больше и чувствуешь острее. Любовь сокращает дорогу к вере – как религия», – объяснял актер в интервью.

И в эпиграммах съел живьем.
Набил он руку в этом деле,
А остальное мы набьем.

Валентин Гафт сейчас

2019 год выдался тяжелым для актера и его семьи. Летом Валентин Иосифович перенес тяжелый инсульт, его госпитализировали в реанимационное отделение одной из клиник Москвы. Через некоторое время Гафту стало лучше, он переехал в реабилитационный центр. Семья весьма сдержанно комментирует вопросы журналистов о самочувствии, некоторое время распускались слухи, что Ольга Остроумова не пускает к мужу друзей.


Тем временем в начале 2020 года в арт-фойе «Современника» начала действовать оригинальная экспозиция «Нельзя искусственно страдать». Молодые театральные художники создали пространственные произведения на основе стихов и эпиграмм Валентина Гафта. Нашло в ней свое отражение и самое первое стихотворение гениального актера и поэта под названием «Капелька дождя»:

К земле стремится капелька дождя,
Последнюю поставить в жизни точку…
И не спасут ее ни лысина Вождя,
Ни клейкие весенние листочки.
Ударится о серый тротуар,
Растопчут ее след в одно мгновенье,
И отлетит душа, как легкий пар,
Забыв навек земное притяженье.

В 1979 году Эльдар Рязанов представил зрителям всего огромного Советского Союза свою комедию «Гараж». Она произвела эффект разорвавшейся бомбы. Люди увидели самих себя, готовых в интеллигентной манере, присущей советскому человеку, разорвать горло друг другу за «место под солнцем» для своего авто.

Одну из главных ролей в картине исполнил Валентин Гафт. Именно эта работа принесла ему всесоюзную славу, хотя на тот момент в фильмографии актера было более двух десятков картин. Биографии, личной жизни актера и его творческим достижениям посвящена эта статья.

Детство

Валентин Иосифович Гафт родился в 1935 году в Москве. Его родители приехали в столицу из Прилук, что в Полтавской области Украины. Иосиф Рувимович Гафт был военным юристом, а мама, Гита Давыдовна, занималась воспитанием сына и вела хозяйство.

Безоблачное детство мальчика закончилось в 1941 году, когда папу Вали, которому на тот момент было всего 5 лет, забрали на войну. Мама делала все, чтобы ребенка как можно меньше касались тяготы, выпавшие на долю детям военного поколения. К счастью, в 1944-м Иосиф Гафт вернулся домой живым и невредимым, и семья вновь зажила счастливо.

Выбор профессии

Хотя Гафт вырос в абсолютно не актерской семье, он с детства стал тянуться к театру. Большое впечатление на мальчика произвел спектакль «Особое задание», который он посмотрел в четвертом классе. Валя твердо решил, что будет актером, поэтому стал участвовать в школьной самодеятельности.

В это трудно поверить, но изначально ему предлагали только женские роли. Дело в том, что в те годы в советских школах было раздельное обучение, и мальчики учились отдельно от девочек, поэтому роли дам в спектаклях были вынуждены играть самые симпатичные ребята, к числу которых относился и Валя Гафт.

Поступление в Школу-студию МХАТ

После школы Валентин тайком от родителей, которые надеялись, что сын изберет более солидную профессию, чем актерское ремесло, подал документы одновременно в Щукинское училище и в Школу-студию МХАТ.

По легенде, попасть в театр молодому дарованию помогла звезда советского кино конца 40-х годов - актер Сергей Столяров, известный как исполнитель роли Садко. Валентин Гафт случайно встретил его на улице и попросил оценить свои актерские способности. Столяров удивился такой наглости, но все же проэкзаменовал смелого абитуриента и дал несколько дельных советов. В Щукинское училище Гафт не поступил, так как срезался со второго тура. Однако в Школу-студию МХАТ ему удалось поступить с первой же попытки. Причем экзамены он сдал на «отлично».

Родители были удивлены, когда сын сказал им, что уже стал студентом престижного вуза. В школе-студии Гафт учился на курсе Топоркова вместе с Игорем Квашой, Олегом Табаковым, Михаилом Козаковым и другими будущими мэтрами отечественного кинематографа.

Начало профессиональной карьеры

Еще до окончания вуза Валентин Гафт, биография которого была тайной даже для большинства его знакомых, снялся в эпизодической роли убийцы в картине «Убийство на улице Данте». С тех пор за ним закрепилось амплуа злодея, так как он обладал яркой отрицательной харизмой.

После окончания Школы-студии МХАТ Валентин Гафт проработал некоторое время в театре Моссовета, где исполнил роль второго сыщика в постановке «Лиззи Мак Кей» по пьесе «Добродетельная шлюха» Ж.-П. Сартра, в «Короле Лире» У. Шекспира, сына в «Корнелии» по пьесе М. Чорчолини, Зайчика в «Выгодном женихе» по пьесе братьев Тур.

Дальнейшая карьера в театре

В 1958 году Гафт выступил в роли ученого в пьесе «Тень» на сцене Театра сатиры. Затем актер служил в МДТ, где играл в спектаклях «Барба» (авт. Я. Масевич), «Бесплодные усилия любви», «Третья голова» (авт. Марсель Эме), «Аргонавты» (авт. Ю. Эдлис), «Жив человек» (авт. В. Максимов), «Визит дамы» по пьесе Ф. Дюрренматта.

В 1965-1966 годах Валентин Гафт играл на сцене театра им. Ленинского комсомола. Там зритель мог его видеть в роли Евдокимова в постановке «104 страницы про любовь» (авт. Э. Радзинский), маркиза д’Орсиньи в «Мольере» по пьесе Михаила Булгакова. Однако и в Ленкоме Гафт продержался недолго. Через некоторое время он перешел в театр на Малой Бронной. Там актер сыграл штабс-капитана Соленого в чеховских «Трех сестрах», а также Колобашкина в постановке пьесы Э. Радзинского «Обольститель Колобашкин».

Наконец, в 1969 году Гафт поступил на службу в театр «Современник», в котором выходит на сцену и по сей день.

Карьера в кино

К числу первых кинематографических работ Валентина Гафта, стихи которого часто цитируют его друзья и коллеги по цеху, относятся:

  • сербский солдат в «Олеко Дундиче»;
  • Клод Жерар (фильм «Русский сувенир»);
  • Милле («Нормандия-Неман»);
  • Джим Темпл («Подводная лодка»);
  • Боер («Мы, русский народ »);
  • доктор Капа («Удивительный мальчик»);
  • Азанчеев («Разрешите взлет!»);
  • Дмитрий Ивагин («Цемент»);
  • Кейси («Заговор») и много других.

Наиболее заметные киноработы

До выхода на экраны кинокартины «Гараж» в творческой копилке Гафта уже было несколько интересных кинематографических работ, которые сделали его лицо узнаваемым во всех уголках бывшего СССР. Прежде всего, многим запомнился невозмутимый «американец», сотрудник Даллеса Геверниц, в роли которого актер предстал перед зрителями в картине «Семнадцать мгновений весны».

Следующей картиной, которая принесла известность Валентину Гафту, стал фильм «Здравствуйте, я ваша тетя!» Виктора Титова, в которой вместе с ним снялись Александр Колягин, Армен Джигарханян и Михаил Козаков. Множество похвал зрителей Гафт заслужил и за роль замдиректора института волшебства НУИНУ Аполлона Сатанеева в новогодней сказке «Чародеи», которая вышла на экраны в 1982 году.

Сотрудничество с режиссером Эльдаром Рязановым

На съемках фильма «Гараж» Гафт оказался случайно. От работы в картине неожиданно отказался Александр Ширвиндт. Тогда Лия Ахеджакова предложила Рязанову пригласить Гафта. Однако Рязанову эта идея показалась неудачной. Тем не менее он решил попробовать Гафта и понял, что нашел идеального председателя гаражного кооператива Сидоркина. В исполнении Гафта этот персонаж получился именно таким, каким его хотел видеть режиссер, а работа актера получила множество положительных отзывов зрителей и критиков.

В 1980 году Рязанов вновь пригласил Валентина Гафта, стихи которого очень любил, в свой известный водевиль «О бедном гусаре замолвите слово» со Станиславом Садальским в главной роли. В этой картине актер сыграл героя Отечественной войны 1812 года, полковника Покровского. Гафту отлично удался и этот образ. Он убедительно сыграл рубаху-военного, который по-отечески заботится о своих подчиненных и старается не замарать свою часть, даже рискуя вызвать гнев начальства.

Сотрудничество Гафта и Эльдара Рязанова продолжилось и в последующие годы. Его результатом стали картины «Забытая мелодия для флейты», «Небеса обетованные» и «Старые клячи».

Работы последних лет

Многих интересует, сколько лет Валентину Гафту. Так вот, актеру скоро исполнится 83 года, однако он продолжает проявлять активность в своей профессии. В 2016 году Гафт исполнил роль 2-го плана в комедии Анны Матисон «Млечный путь», в которой снялись также Марина Александрова и Сергей Безруков. Параллельно с этим актер сыграл в короткометражной ленте К. Сафонова «Четвертый», где его партнершей была Полина Кутепова. Гафт продолжает радовать поклонников и своими театральными работами, хотя видно, что любимому актеру уже довольно тяжело выходить на сцену и играть спектакли.

«Пока существует пространство»

Осенью 2017 года в театре «Современник» состоялась премьера спектакля под таким названием, 82-летний Гафт выступил в нем не только как исполнитель главной роли, но и как драматург. По словам самого актера, в своей пьесе он решил провести исследование и выяснить вместе со зрителями, что такое любовь. Судя по отзывам, поклонникам понравилось новое амплуа Гафта как драматурга. Многие почитатели его таланта выразили надежду, что к пьесам Валентина Иосифовича «Пока существует пространство», «Сон Гафта, пересказанный Виктюком» и пр. в скором времени добавятся и другие, не менее интересные.

Личная жизнь Валентина Гафта

Актера, обладающего сильной харизмой и огромным обаянием, любили многие женщины.

Первой супругой Валентина Гафта, фильмы с участием которого с удовольствием смотрят люди разного возраста, стала красавица Елена Изоргина. Этот брак был скоротечным, и молодые люди быстро расстались из-за измены супруги, которая влюбилась в известного киноведа Даля Орлова. Вторая жена актера - балерина Инна Елисеева - родила ему дочь Ольгу. Однако и она не смогла создать с Гафтом крепкую семью. После развода Елисеева впала в депрессию. Все это не лучшим образом отразилось на самочувствии Ольги, которая покончила с собой в 2002 году.

Третьей женой Валентина Гафта была музыкант Алла, а еще ранее актер имел кратковременный роман с молодой художницей Еленой Никитиной. После того как они расстались, женщина родила сына Вадима. Елена ничего не сказала Гафту и увезла мальчика в Бразилию, куда уехала работать. Потребовалось 43 года, чтобы отец и сын встретились в студии передачи «Сегодня вечером», которую на тот момент вел Андрей Малахов. Состояние Валентина Гафта во время съемок трудно описать словами. Пожилой актер очень волновался. Он не знал, что его ждет еще один сюрприз: во время передачи Валентин Иосифович узнал, что является дедом юного футболиста, который передал ему телевизионный привет из Бразилии.

Главный роман

Не каждому суждено встретить свою любовь в ранней юности и пронести ее через всю жизнь. Чаще люди должны пройти через множество испытаний, совершить ошибки и лишь затем найти того единственного человека, предназначенного им судьбой. Так сложилась судьба Валентина Гафта. После трех браков, уже в зрелом возрасте судьба свела его с Ольгой Остроумовой, которая стала главной любовью в его жизни.

Справедливости ради нужно сказать, что их встреча произошла многими годами ранее. Гафт встретился с Ольгой Остроумовой во время съемок в кинокомедии «Гараж» в 1979 году. На тот момент оба актера были в браке, поэтому их дороги разошлись в разные стороны. Лишь спустя 20 лет Ольга и Валентин встретились снова и уже не захотели расставаться. Гафт тепло принял сына супруги, которому на тот момент было 10 лет, и вырастил его, как родного. Сегодня он радуется внукам, которых балует сверх всякой меры.

Валентин Гафт: здоровье

К сожалению, время никого не щадит. Многим поклонникам трудно принять, что их кумир, которого они помнят сильным и здоровым, сильно сдал в последние годы. Но это не удивительно, если вспомнить, сколько лет Валентину Гафту! Более того, в конце прошлого года один из корифеев российской сцены перенес серьезную операцию, так как в ходе планового осмотра врачи выявили проблемы, требовавшие незамедлительного хирургического вмешательства.

К счастью, все окончилось благополучно, и уже весной Валентин Гафт стал появляться на людях. Более того, актер вернулся на сцену и теперь время от времени предстает перед зрителями в постановке «Пока существует пространство».

Теперь вам известна биография Валентина Гафта. Остается пожелать любимому всеми актеру здоровья и сил, чтобы он мог продолжить радовать всех нас своими колкими эпиграммами, стихами с глубоким философским смыслом и новыми театральными работами.

Валентин Гафт - яркий и неординарный актер, талантливый поэт, родился в Москве 02.09.1935 года.

Детство

Ему повезло появиться на свет в обеспеченной семье. Отец работал прокурором, мать была домохозяйкой. Она не имела хорошего образования, но была женщиной достаточно эрудированной, много читала, очень увлекалась театром, могла поддержать разговор практически на любую тему.

Домашним хозяйством в семья Гафтов занималась приходящая домработница. Мать же все свое внимание могла сосредоточить на сыне и муже. Она считала себя совершенно счастливой женщиной, так как, выросшая в многодетной деревенской семье, она имела свой собственный дом, жила в комфорте и достатке.

Но своих корней мать не стыдилась. Более того, они с маленьким Валей часто ездили погостить в деревню, где дед работал извозчиком. Мальчику там нравилось. Это было словно путешествие в другой мир, где пахло скошенной травой и сеном, а животные доверчиво подставляли спинки и лизали ему руки.

В детстве

Но вот началась война, и добрая сказка сменилась страшной. Отец и двоюродный брат, которому уже исполнилось целых 19, с первых же дней ушли на фронт. А они с матерью остались в Москве. На всю жизнь запомнил Валентин сырой запах бомбоубежища и всепоглощающий страх от ночных налетов.

В 1944 отец, весь израненный, снова оказался в Москве, к величайшей радости жены и сына. Он еще долго лежал в госпитале, потихоньку оправляясь от полученных ран. Война откатывалась все дальше. И вот наконец-то голос Левитана объявил, что все закончилось, и снова наступило мирное время.

Жизнь постепенно налаживалась. Валентин ходил в кино, слушал с друзьями патефонные пластинки и летом гонял во дворе в футбол. Он легко увлекался, но так же быстро остывал. В подростковом возрасте он вдруг захотел стать пианистом. Но, пока они с мамой выбирали подходящий инструмент, Валик успел перегореть этой идеей.

К учебе у него тоже не было особого интереса. А поскольку родители воспитывали единственного сына без особой строгости, в старших классах он нахватал столько плохих оценок, что о поступлении в престижный вуз можно было и не мечтать. Вот тогда у Гафта и появилась впервые идея стать артистом.

Будучи фанатом кино и очень далеким от театрального мира, он представлял себе работу актера самой легкой, какая только может быть. Вышел на сцену, сказал несколько фраз - и все. Но, прослышав от приятелей, что конкурсы в театральные могут доходить до 30 человек на место, он решил перестраховаться и записался в школьную самодеятельность.

Надо отметить, что в те годы мальчиков и девочек учили отдельно. Так что спектакли выглядели порой очень забавно, поскольку парням приходилось играть и женские роли тоже. Например, самому Гафту как-то досталась роль невесты в постановке «Предложение» по Чехову.

Карьера

Вздохнув с огромным облегчением по поводу того, что долгожданный аттестат наконец-то оказался в его руках, Гафт сразу же отнес документы в школу-студию МХАТ. Сам не осознав как, он одолел первый тур конкурса. Но о том, что ему придется в лицах читать басню, Гафт думал просто с ужасом. Он вспоминает, как набрался смелости и попросил о помощи встретившегося ему в коридорах училища Сергея Столярова. И тот не отказался ему помочь. Так Гафт все-таки стал студентом.

С первых же дней он сдружился со старшекурсниками Михаилом Козаковым и Игорем Квашей, которые здорово помогали советами на первых порах. Но какие-то внутренние комплексы долгое время мешали ему полностью раскрыться. Он страшно робел, когда видел рядом с собой живых кумиров. И, впервые попав на съемочную площадку, он так растерялся, что так и не смог произнести нужные слова.

Поначалу театральная карьера Гафта складывалась очень трудно. Попав по распределению в театр Моссовета, он очень быстро вылетел оттуда, не понравившись руководству. Затем была попытка дебютировать на сцене Театра Сатиры. Но и она обернулась полным провалом. Он перепутал актрис, завалил декорации и был одним сплошным недоразумением.

Сменив за несколько лет еще три труппы, Гафт волею судьбы оказался в театре Ленинского Комсомола, куда его принял лично великий режиссер Анатолий Эфрос. Именно он разглядел огромный потенциал молодого актера и помог ему полностью раскрыть свой талант и избавиться от комплексов.

А в 1969 его, уже блестящего и востребованного актера, переманил к себе в Современник Олег Ефремов. Не последнюю роль в этом переходе сыграло и то, что там уже давно работали его друзья-сокурсники Игорь Кваша и , ставшая к тому времени режиссером. Она давала Гафту интересные и яркие роли, еще больше раскрывая его талант.

Карьера в кино, начавшаяся с полного провала, тоже складывалась довольно сложно. Хотя, начиная с 1965 года, его регулярно приглашали сниматься, роли ему доставались обычно совсем незначительные, так что зрители долгое время не могли запомнить его даже в лицо.

Первым ярким выходом на экран стала комедийная роль дворецкого в гениальной ленте «Здравствуйте, я ваша тетя!». В том же году он дебютировал в главной, сыграв Лопатина в фильме на производственную тематику «Из записок Лопатина». После этого режиссеры начали относиться к артисту по другому, и на него даже обратил внимание гений советской комедии Эльдар Рязанов.

Именно Рязанов оценил многогранность и тонкое чувство юмора Гафта. Их первой совместной работой стал фильм «Гараж», где Валентин сыграл председателя гаражного кооператива. Умело подобранная плеяда звездных актеров сделала фильм с довольно посредственным сценарием классикой советского кинематографа. А Гафта, наконец-то узнали и полюбили зрители.

В 1980 Гафт получает новое предложения от Рязанова, которое принимает с огромным удовольствием. Ему достается роль командира гусарского полка в музыкальной комедии «О бедном гусаре замолчите слово». Таким образом актер постепенно переходит в разряд узнаваемых и востребованных.

Закрепил успех еще один музыкальный фильм «Чародеи», снятый по роману братьев Стругацких, где Гафту достается одна из главных ролей - заместителя директора Сатанеева. Всего же в фильмографии артиста на сегодняшний день уже около сотни больших и маленьких работ.

Личная жизнь

Первой любовью будущего артиста, в которой он тогда так и не признался, стала соседская девочка Дина. Уже тогда, в юные годы, он понял, что состояние влюбленности вдохновляет, окрыляет, рождает желание быть лучшим и совершать подвиги. Возможно, поэтому ему было трудно оставаться долгое время с одной женщиной.

Но первыми серьезными отношениями стал роман с манекенщицей Аленой Изоргиной, которая вскоре стала его женой. Бытовые условия были просто ужасными. Они жили вместе с матерью Алены в тесной полутемной квартирке на первом этаже. Алена безумно любила животных и постоянно тащила их в дом. Поэтому соседями Гафта по квартире были также кошки, собаки, голуби, и, конечно же, клопы и тараканы.

При этом Алена регулярно выезжала за границу, а Гафт все больше времени проводил в театра и на съемках. Оба они периодически имели увлечения на стороне. Брак продержался ровно до тех пор, пока Алена не встретила свою новую любовь - известного киноведа Даля Орлова. Она попросила развод и Гафт не стал мешать ее счастью.

Второй женой Гафта стала очень красивая и обеспеченная женщина Инна Елисеева, дочь сталинского лауреата. Она могла себе позволить вполне роскошно жить на отцовские деньги, нигде не работая, и раскатывала по Москве на собственных «Жигулях». Но тесть с самого начала принял Валентина в штыки, и даже когда у супругов родилась дочь, его отношение не изменилось. Он считал Гафта бездельником, который не может прокормить семью. В один прекрасный день ему это надоело, и он ушел навсегда.

С дочерью Гафт продолжал поддерживать отношения, но она покончила с собой в 2002 году, будучи еще совсем молодой. Смерти девушки предшествовало неудачное поступление в театральное. Она мечтала тоже стать актрисой, но не обладала для этого достаточным талантом. Не помогло даже то, что с ней занимался отец и его новая жена. Последней каплей стала несчастная любовь и постоянная критика со стороны матери.

Семейное счастье Валентин Гафт обрел только в зрелом возрасте, когда его третьей супругой стала Ольга Остроумова. Впервые судьба свела их на съемках комедии Рязанова «Гараж», но тогда артист лишь только отметил для себя ее утонченную красоту и женственность. Ольга была замужем, и сам Гафт тоже не свободен.

С женой Ольгой

Но много лет спустя во время просмотра одной из телепередач, он понял, что Ольга осталась одна. С тех пор он начал искать с ней встреч и даже сам организовал одну из них. Но, будучи оба разочарованы предыдущими отношениями, они с опаской относились к новым. Поэтому расписались только через несколько лет после начала их романа.

Совместных детей у них нет, но у Ольги есть сын и дочь, к которым Валентин очень тепло относится. Под влиянием Ольги он крестился и даже начал периодически ходить в церковь. Сегодня артист говорит, что он совершенно счастлив. Он состоялся в профессии, у него есть любимая жена, прекрасные дети и внуки. В свободное время пишет стихи и эпиграммы.

Выдающийся актер театра и кино, Народный артист РСФСР (1984), Лауреат Царскосельской премии (1993) Валентин Иосифович Гафт родился в Москве 2 сентября 1935 года, в семье адвоката Иосифа Романовича Гафта. Ни отец, ни мать Валентина Гафта к театру отношения не имели. Мама, Гита Давыдовна, сумела привить сыну любовь к порядку и организованности, а отец передал такие черты характера, как гордость и сила, но при этом скромность. Детство Валентина прошло в коммунальной квартире. Жили Гафты скромно, однако их совершенно не смущала теснота, поскольку в семье царили взаимопонимание и любовь. Впервые Валентин познакомился с театральным искусством, когда учился в четвертом классе. Ребят повели на пьесу Сергея Михалкова «Особое задание». Валентин был заворожен происходящим на сцене действием, всему верил. Однако в то время желание стать актером еще не появилось, оно пришло немного позже, в старших классах, и Гафт решил принять участие в школьной самодеятельности.

Но в юности Валентин немного стеснялся своего желания стать актером, поэтому поступал тайком от всех. Сразу подал документы в Школу-студию МХАТ и в Щукинское училище, с первой попытки поступил в МХАТ, чему был крайне удивлен, до последнего не верил своей удаче. Надо сказать, что за несколько дней до экзаменов Гафт повстречал на улице Сергея Столярова, и обратился к нему с просьбой о прослушивании. Столяров дал целеустремленному и смелому юноше несколько уроков, которые впоследствии очень помогли Гафту при поступлении.

Свою дебютную роль в кино Валентин исполнил, будучи студентом Школы-студии МХАТ. Эта была роль почти без слов в фильме 1956 года «Убийство на улице Данте», где одну из главных ролей исполнял Михаил Козаков. В том же году Гафт снялся в эпизоде романтической драмы «Поэт». Так началось постепенное и уверенное восхождение талантливого актера к вершинам кинокарьеры. Постепенное - потому что долгое время Гафту предлагали только второстепенные и эпизодические роли. Сам актер объясняет это своей «странной, нерусской» внешность. В то время требовались другие типажи. Первые заметные роли стали появляться в 70-х годах - например, Брассет в комедии «Здравствуйте, я ваша тетя». Но истинную популярность и всенародную любовь Валентин Гафт получил, когда начал сотрудничать с режиссером Эльдаром Рязановым («Гараж», «О бедном гусаре замолвите слово», «Забытая мелодия для флейты»). В 80-е годы актер стал получать множество интересных предложений и от других режиссеров. Всего Валентин Гафт снялся в более сотни фильмов, и продолжает быть востребованным актером, снимается и в настоящее время.

В 1957 году Валентин Гафт окончил Школу-студию МХАТ, и некоторое время не мог устроиться на работу ни в один театр. Наконец юноше помог Дмитрий Журавлев, известный чтец. Так Валентин оказался в Театре имени Моссовета. Здесь ему не слишком понравилось - в частности, не нравились предлагаемые роли. В начале 60-х годов Валентин Гафт работал в Театре на Малой Бронной, затем у А.А.Гончарова, в небольшом театре на Спартаковской улице. В 1964 году Гафт пришел в Ленком, к Анатолию Васильевичу Эфросу. Здесь проработал до 1969 года. Ленком стал важным этапом в жизни Валентина Гафта, едва ли не самым значительным в творческой биографии актера. Ведь Эфрос ставил потрясающие спектакли, которые тут же становились театральной классикой. В Ленкоме, у , Гафт получил колоссальный ценный опыт, который превратился затем в прочный фундамент его великолепного актерского мастерства. В 1965 году Валентин Гафт исполнил роль Евдокимова в спектакле « », в 1966 - Маркиза д’Орсиньи в постановке «Мольер» по пьесе М.Булгакова. В 1969 году Гафт по приглашению Олега Ефремова перешел в «Современник». Этот театр стал для актера вторым домом, именно на его сцене он исполнил множество блистательных ролей, лучшие среди которых - Джордж («Кто боится Вирджинии Вулф»), «Лопатин» («Из записок Лопатина»), Глумов («Балалайкин и К»), Горелов («Спешите делать добро»), Рахлин («Кот домашний средней пушистости»).

Анастасия 2011-06-29
Великий актер!

Петр Станиславович 2010-05-19
Валентин Гафт – это талант, нет…ТАЛАНТ! Величина, уникальность во всем, за что бы он ни брался, будь то роли в театре, кино или его блестящие эпиграммы. Таких актеров и таких личностей, как он, становится все меньше, и люди и артисты мельчают… А в Гафте – врожденное благородство, интеллигентность, душевная глубина и мудрость. Я живу в Курске, и в конце 2009 года Валентин Гафт приезжал к нам с Ольгой Михайловной. Мы с супругой были на их представлении. Зрители никак не желали отпускать Гафта со сцены, а я подумал тогда, что годы не властны над этим великим человеком. Да, Валентин Иосифович уже пожилой актер – но вот смотришь на него, слушаешь его и каждый раз влюбляешься заново, и не замечаешь этих прожитых лет. Любим, ценим, восхищаемся!



Вверх