Как объяснить ребенку, почему идет дождь? Беседа на тему «Дождь» в старшей группе

Министерство образования Республики Мордовия
Муниципальное образовательное учреждение

«Гимназия №19» го Саранск

Исследовательская работа

«Что такое дождь?»

Выполнила:

Пронькина Анна

ученица 1Б класса

Научный руководитель:

Овчинникова Людмила Васильевна

САРАНСК 2015

Содержание

Введение………………………………………………...2

Основная часть

1. Что думали о дожде наши предки……………….....3

2. Что такое дождь……………………………………..3

3. Как образуется дождь……………………………….3

4. Почему идет дождь………………………………….4

5. Подробнее о дожде………………………………….5

6. Какие бывают дожди………………………………..6

7. Приметы дождя……………………………………...7

8. Интересные факты о дожде……………….…….….8

9. Загадки о дожде……………………………………..8

10. Мои опыты……………………………………..…..9

Заключение……………………………………..…….13

Список литературы……………………………………14

Введение

Я очень люблю лето, люблю играть на улице с друзьями. Но иногда на улице идет дождь и приходится сидеть дома. Однажды м не стало интересно узнать более подробно – что такое дождь и откуда он берется? И я решила самостоятельно поискать ответы на эти вопросы.

Объект исследования: дождь

Предмет исследования: процесс образования дождя

Цель исследования: выяснить, как образуется дождь

Задачи исследования:
- найти рассказы о дожде, о природных явлениях;

- прочитать, изучить, отметить любопытные сведения;
- пронаблюдать образование дождя;

Провести опыт, который покажет, как образуются капли дождя;

Сделать выводы;

Записать интересные факты о дожде.

Для решения поставленных задач, я использовала следующие методы:

    Изучение познавательной литературы по выбранной теме.

    Наблюдение.

    Проведение исследовательского эксперимента.

    Отбор фотографий, материалов по теме.

    Обобщение результатов и выводы.

На основе наблюдений я выдвинула гипотезу : дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из туч.

1. Что думали о дожде наши предки.

Дождевая вода приносит пользу сельскому хозяйству и способствует росту трав, плодов, поэтому от неё зависит благополучие народов.

Люди издавна слагали легенды о дожде, называли его слезами неба, живительной силой, дающей жизнь. В то же время дождь мог стать карой небесной, привести к всемирному потопу.

Появлялись боги и духи, управляющие дождём, заклинания для вызывания или прекращения осадков. Во многих культурах выполняется специальный , исполняемый во время засухи. В засушливых районах, например, в Африке, , дождь считается благословением.

2. Что такое дождь.

Дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из облаков и туч.

3. Как образуется дождь.

От солнечного тепла вода с поверхности лужиц, ручейков, озер, рек, морей и океанов и ручьев испаряется и превращается в пар. Пар – это очень-очень маленькие капельки воды, настолько маленькие, что их нельзя увидеть глазами.

Пар очень легкий, он поднимается вверх, в воздух, очень высоко. Туда, где всегда, даже в самый жаркий летний день, очень холодно, как зимой.

Капельки легонькие, как пух, они отлично держатся в воздухе. Собираясь вместе, эти капельки образуют облака. Облака парят в небе и все время перемещаются, потому что их подталкивают все новые и новые потоки теплого воздуха, поднимающиеся с земли.



4. Почему идёт дождь.

Если становится теплее, облако может совсем исчезнуть, раствориться – капельки испаряются и делаются невидимыми. Если же холодает, капельки сливаются в более крупные – образуются тучи. В тучах капли становятся уже слишком тяжелыми для того, чтобы продолжать свое парение в небе, они падают на землю – идет дождь.

5. Подробнее о дожде

Капли дождя – это «шарики» размером от маленькой песчинки до горошины среднего размера (от 0,5 до 7 мм). Если капли меньше – такой дождь называется . Капли с диаметром больше 7 мм разбиваются, пока летят из облаков, на меньшие капли, поэтому даже при сильнейшем ливне капли не будут крупнее.

Дожди бывают разные, во время сильного ливня за один час может налиться до 10 см воды, то есть примерно «по щиколотку».

6. Какие бывают дожди

    Грибной дождь - мелкий, моросящий, идущий в грибную пору при свете солнца

    Слепой дождь - дождь, идущий при свете солнца;

    Грозовой дождь (дождь с грозой);

    Дождь с градом;

    Снежный дождь (дождь со снегом);

    Купальный (окатный) дождь

    Ливень (проливной дождь)

    Моросящий дождь (изморось)

    Полосовой дождь (идущий полосами)

    Косой дождь, косохлёст;

    Ситный дождь - мелкий дождь, как будто «просеянный сквозь »;

    Затяжной (обложной) дождь;

    Спорый дождь.

7. Приметы дождя

8. Интересные факты о дожде

1. Тропические дожди не моросят как те, к которым мы все привыкли, а обрушиваются, прямо как из ушата.

2. По четвергам в Лондоне идет намного больше дождей, чем в остальные дни. Удивительно, но факт.

3. В Португалии, если на улице идет сильный дождь, на работу можно не ходить.

4. Древнерусское значение слова дождь – «даждь», в переводе оно означает «дающий жизнь и надежду».

5. Наиболее дождливые места на земле – это Индия, Китай, Япония, Бразилия, страны Центральной Америки. Наиболее засушливые – пустыни , а также значительные территории , западные территории и Америки.

6. В России наибольшее годовое количество осадков – на восточном берегу и на (более 2 м в год). Самое малое количество осадков – на северном побережье (менее 20 см в год), и островах

9. Загадки о дожде

Без пути и без дороги

Ходит самый длинноногий.

В тучах прячется, во мгле,

Только ноги на земле. (дождь )

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (дождь )

10. Мои опыты

Опыт 1.

Представим что вода в чайнике – это озеро. Подогреть воду вместо солнца нам поможет электричество.

Когда чайник закипает, вода превращается в пар (рис.4).

Если пар попадает на холодную поверхность, он будет превращаться в воду. Это явление называется конденсация.

Мы охлаждаем пар с помощью стакана с холодной водой и льдом (рис.5).

Пар превращается в капельки воды, которые стекают вниз (рис.6), так же как из тучи идет дождь.



В
ывод:
При кипении вода превращается в пар, при охлаждении пар превращается в воду

Опыт 2.

Плотно сжали сухой комочек ваты. Затем опустили его в блюдце с водой (рис.7). Комочек ваты будет разворачиваться, и набухать от воды. Осторожно приподняли вату (пинцетом) за верхнюю часть над блюдцем. Если воды достаточно, то капли начнут падать в блюдце (рис.8).

Представим, что в руках у нас маленькое облако, оно насыщается водой. Воды набралось очень много. Наше облако превратилось в тучу, капельки не могут удержаться в ней и начинают падать (рис.9). Идет дождь.



В

ывод:
облако, наполняясь водой, превращается в тучу, капельки не могут удерживаться в туче и начинают падать на землю в виде дождя.

Заключение

В ходе этой работы я узнала, что дождь – это обычная вода, которая выпадает с неба, из туч.

Я, вместе с родителями, провела опыты, которые помогли увидеть, как происходит образование капелек дождя, и почему начинают капать капли из туч.

Я поняла, что дождь – это одно из звеньев цепочки под названием «круговорот воды в природе». Дождь образуется, когда теплый пар от земли охлаждается в воздухе, и превращается в капельки воды.

Таким образом, моя гипотеза о том, что дождь – это капли воды, в большом количестве выпадающие на землю из туч, подтвердилась.

Список литературы.

1. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей. С.-Петербург, 2006 г.

2. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 1 класс.

3. Интернет- сайты:

    allforchildren.ru

    genon.ru

    iceybiblio.amoti.ru

    meritnation.com

    minitigra.com

    После того как директор одной из американских радиостанций промок до нитки, попав под осенний дождь, в эфире появилась передача «Прогноз погоды», которой ранее не существовало. Сведения оказались актуальными, ведь никогда не лишним будет узнать, стоит ли сегодня захватить зонтик и нужно ли выходить из дому, так как, например, в Португалии дождь и ветер являются уважительной причиной, чтобы не появиться на работе.

    Дождь — это один из видов атмосферных осадков, которые выпадают в основном из слоисто-дождевых и высокослоистых облаков в виде водных капель с диаметром от 0,5 до 7 мм. Дождь обычно идёт из облаков смешанного типа, содержащих переохлаждённые капли или ледяные кристаллы.

    Капли дождя выпадают после того, как мелкие частички воды, обладающие сферической формой, сливаются в более крупные, или когда они примерзают к ледяному кристаллику. В отличие от общепринятого мнения, формы слезинки они не имеют, поскольку с нижней стороны приплюснуты из-за давления встречного воздушного потока.

    Вначале эти капли достаточно легки для того, чтобы воздух давал им возможность не покидать облако. Поскольку внутри тучи они постоянно двигаются и сталкиваются друг с другом, сливаясь и увеличиваясь в размерах, они начинают постепенно опускаться вниз, продолжая увеличиваться. Этот процесс длится до тех пор, пока водяные частицы не наберут нужной массы, дающей им возможность преодолеть сопротивление воздуха и пролить на землю капли дождя.

    Если водяные частички находятся в облаках, внутри которых температура достаточно высока, чтобы не превратиться в ледяные кристаллы, слияние капель друг с другом происходит постоянно и чрезвычайно интенсивно. Дождь идёт из них не так часто, как из облаков, внутри которых температура ниже нуля: дабы выпасть из облака, ледяные кристаллы набирают необходимую массу довольно быстро.

    Если между облаком и поверхностью земли в это время наблюдается очень высокая разница в температурных показателях, то замёрзшие кристаллики таят, не долетев до земной поверхности – и на землю выпадают капли дождя (наиболее крупные капли получаются при таянии града).

    Интересно, что чем крупнее капли осадков, тем сильнее дождь, но обычно он довольно быстро проходит. Скорость выпадения таких осадков может составлять от 9 до 30 м/с (обычно это характерно для летнего или весеннего дождя). А вот если капли дождя окажутся мелкими, то такие осадки могут идти несколько дней и даже недель – до земли вода летит «неторопливо», на скорости от 2 до 6,6 м/с, что характерно для осенних дождей.

    Интенсивность осадков

    Одним из важных показателей количества осадков в природе является фиксирование интенсивности дождя – объём дождевых капель, выпадающих за определённое время.

    Толщина слоя выпавшей дождевой воды обычно измеряется в миллиметрах: один миллиметр слоя воды равен одному килограмму капель дождя, выпавшем на одном квадратном метре (показатель интенсивности осадков обычно колеблется от 1,25 мм/ч до 100 мм/ч). Учитывая объём осадков, который выпадает за определённый период времени, различают слабый, умеренный и проливной дождь.

    Обложные осадки

    Со скоростью 2,5 мм/ч, слабый дождь выпадает вне зависимости от поры года при плюсовой температуре в умеренных и высоких широтах из тёмных высоко-слоистых, слоисто-дождевых и кучево-дождевых облаков. Обложные осадки длятся от нескольких часов до нескольких недель и охватывают огромную территорию. Если осадки данного типа продолжительны, то они довольно часто вредят природе: влажность в атмосфере сильно увеличивается, а растения из-за перенасыщения влагой начинают гнить.

    Моросящие осадки

    Умеренные дожди идут со скоростью от 2,5 до 8 мм/ч в виде мелких капель из слоистых и слоисто-кучевых облаков. Длятся эти осадки недолго, от нескольких часов до двух суток, их количество минимально, а потому дождь не оказывает на природу негативного влияния.


    Ливневые осадки

    Ливневые осадки – это сильный дождь с ветром, что нередко выпадает в умеренных широтах обычно в тёплое время года. Такой проливной дождь характеризуется высокой скоростью выпадения (более 8 мм/ч) и небольшой длительностью, не более нескольких часов. Исключение – майский дождь, который может идти до трёх суток, а также ливневые осадки, выпадающие в тропических и экваториальных широтах. Сезон дождей здесь нередко длится несколько месяцев, а проливной дождь льёт практически без остановок с интенсивностью 25-30 мм/мин.

    Надо заметить, что гроза довольно часто сопровождает ливневый дождь, поэтому при подобной погоде лучше найти убежище, дабы избежать несчастных случаев. Интересно, что возникновение грозы непосредственно связано с Солнцем – в средних широтах такое явление природы можно наблюдать после полудня и очень редко перед рассветом.


    В Европе самый сильный дождь выпал на территории Германии в двадцатых годах прошлого века, когда его показатели составляли 15,5 мм/мин. Что касается самых сильных осадков в масштабе планеты, то на землях Гваделупы был зафиксирован дождь с интенсивностью в 38 мм/мин.

    Ливневый дождь часто сопровождается грозой и шквальным ветром, что наносит значительный вред как природе, так и человеку. Последствиями подобного дождя и ветра нередко бывают оползни, наводнения, эрозия грунта. Подобные погодные условия могут стать причиной смерти человека, а также вызвать экологическую катастрофу. Когда речь идёт о сильном проливном дожде, то важна не столько его продолжительность, сколько интенсивность: чем больше капель выпадет, тем пагубнее будут последствия.

    Период дождей

    На Земле зафиксированы области, где выпадает наибольшее количество осадков. Это явление известно, как «сезон дождей» и за ним можно наблюдать в тропических и субтропических широтах. Чем ближе к экватору сезон дождей, тем более затяжные осадки, длящиеся с мая по октябрь. В более отдалённых от экватора тропических регионах, сезон дождей состоит из двух периодов и даёт людям определенную передышку (пояс дождей на месте не стоит и постепенно перемещается вслед за зенитом Солнца от северного до южного тропика и назад).

    Тропический летний дождь обычно начинается внезапно, а капли дождя, сформировав один сплошной поток, льются на землю настолько плотной стеной, что на расстоянии одного метра уже мало что можно различить. В результате осадки подобной интенсивности способны за несколько часов не только полностью залить города и сёла, но и вызвать селевые потоки и наводнения.

    Интересно, что для местных жителей сезон дождей – обычное явление, они давно привыкли к таким погодным условиям и знают, как действовать, например, практически все дома в Таиланде построены на сваях. Именно поэтому туристам не рекомендуют посещать экваториальные и тропические страны в подобный период. Также довольно часто возникают штормы и ураганы, лишь в Филиппинах за один сезон дождей над страной пролетает около тридцати ураганов и штормов.

    Осадки в умеренных широтах

    Чем дальше от экватора, тем сезон дождей слабее, а в умеренных широтах вовсе исчезает: осадки здесь равномерно распределяются по всему году и их обилие зависит не столько от Солнца, сколько от ветров и горных хребтов. Например:

    • Весенний дождь характерен для всей территории Европы и на протяжении первых двух месяцев дожди постоянно чередуются с Солнцем. Ливни зачастую начинаются в последние дни весны;
    • В Германии теплый дождь можно наблюдать на протяжении всего лета. В Швеции, Дании, Нидерландах, на территории средней и восточной Европы одним из наиболее дождливых месяцев считается август;
    • Осенний холодный дождь наблюдается в Норвегии, во Франции, в Италии и на Балканах в октябре и ноябре, когда теплую погоду постепенно сменяет мороз;
    • Зимний холодный дождь можно увидеть в основном на юге Европы – на Балканах, на западе и юге Пиренейского полуострова, но нередок он и для северных территорий, например, часто выпадает в Шотландии и на Фарерских островах.

    Дожди и природа

    Роль осадков в жизни природы трудно переоценить, поскольку они как дают жизнь, так и отнимают ее. Дождь и ветер, образовывая шквалы, грозы, ураганы способны разрушить дома, побить посевы, свести на нет все усилия человека и даже лишить его жизни или здоровья. Последствия сильных осадков нередко бывают катастрофическими.

    Капли дождя также даруют жизнь: после осадков природа обновляется и оживает. Например, грибной дождь с нетерпением ждут все грибники. Это моросящий тёплый дождь, что выпадает из туч, находящихся низко над земной поверхностью в период роста грибов. Интересно, что в отличие от других осадков, грибной дождь непродолжителен, капли дождя хорошо смачивают почву, и все находящиеся в грунте грибы начинают чрезвычайно хорошо расти.

    Что известно о дожде? Можно сказать: все и ничего. Из ниже представленной статьи можно почерпнуть некоторую информацию, касающуюся этого, казалось бы, обычного природного явления.

    В статье постараемся более подробно представить следующую информацию: что такое дождь и интересное о дожде (как он возникает, какие виды бывают, какой вред и пользу он может принести и мн. др.).

    Общая информация об атмосферных осадках

    В более высоких широтах и в пустыне ежегодно осадков выпадает примерно 250 миллиметров. А по всей земле ежегодно выпадает в среднем 1000 мм осадков.

    Из атмосферы могут выпадать разные виды осадков: град, снег, дождь, крупа и морось. Также из воздуха могут осаждаться изморозь, роса, иней и гололед.

    Различается два вида осадков - обложные и ливневые. Первые связаны с теплыми фронтами, а ливневые - с холодными.

    Одним из звеньев, участвующих в круговороте влаги на поверхности Земли, являются осадки. А важнейшие элементы данного процесса в природе - образование конденсата и испарение.

    Что такое дождь, каким он бывает, и как измеряют его объемы и количество других осадков? В этих целях на метеорологических станциях используется специальные оборудования: осадкомеры, дождемеры и плювиографы. С помощью радиолокации определяются большие площади осадков. Они измеряются толщиной выпавшего слоя воды в миллиметрах.

    Основные определяющие характеристики климата: количество осадков (годовое, сезонное, среднемесячное, многолетнее), интенсивность, повторяемость и распределение осадков по земле. Эти характеристики имеют большое значение для всего народного хозяйства и сельскохозяйственной отрасли. Прежде чем более подробно остановимся на том, что такое дождь, рассмотрим все виды осадков.

    Виды осадков

    Вкратце представим некоторые из многочисленных видов осадков.


    Дождь: описание, определение

    Диаметр капель дождя обычно составляет примерно 0,5-6 миллиметров, а если они мельче 0,5 мм - это морось. Размером более 6 миллиметров капли при падении сильно деформируются, затем разбиваются о землю.

    По интенсивности различают умеренные, слабые и сильные дожди.

    Проще говоря, дождь - это явление, при котором вода, образующаяся в атмосфере при конденсации водяного пара, выпадает из облаков и достигает поверхности земли в виде жидких капель.

    В итоге, самое простое определение для явления дождь - осадки, выпадающие в виде капель, в диаметре достигающие до 10 миллиметров (в зависимости от интенсивности).

    Виды дождя, происхождение

    Природное явление дождь тоже имеет свои виды. В зависимости от размеров капель и интенсивности, бывают разными: дождь с градом (некоторые кристаллы льда не успевают превратиться в жидкость при прохождении через теплые атмосферные слои), грибной, грозовой (сопровождается ударами молнии), затяжной, обложной, морось, ливень, полосовой и ситный.

    А что такое дождь переохлажденный? Это жидкие осадки, капли которых имеют диаметр 0,5-5 миллиметров. Выпадают они при отрицательных температурах (до -15°). Капли, попадающие на твердую поверхность, между собой смерзаются и образуют гололед.

    Дождь ледяной - осадки твердые, обычно выпадающие при отрицательных температурах (до -15°). Похожи они внешне на ледяные твердые шарики (диаметр 1-3 мм), с незамерзшей водой. И при таком дожде образуется гололед - шарики при падении разбиваются на части, из которых вытекает вода.

    Образование дождя объясняется очень просто. Как правило, он идет из теплых облаков, когда самые мелкие капли, несущие в себе заряды с противоположными значениями, притягиваются и, сливаясь, создают крупные капли. А те, в свою очередь, увеличиваются настолько, что становясь тяжелыми, не удерживаются в облаке и проливаются дождем.

    Состав дождя

    Что такое дождь, и какие виды он имеет, выяснили. А каков его состав?

    Выпадающие на землю осадки с собой приносят разнообразные примеси: вулканический пепел, пыль, различные бактерии, пыльцу растений, грибковые споры, различные частицы промышленных выбросов (оксид серы и азота, органические растворители). Если же дождевое облако над океаном зародилось, в составе осадков могут быть и ионы натрия, калия и магния. В связи с этим и возникло одно из названий - «грибной» дождик.

    Выходит, что дождевая вода может включать в себя практически все химические элементы таблицы Менделеева.

    Кислотность

    Что такое дождь кислотный? Нормальная кислотность дождя соответствует уровню рН 5,6. Дожди кислотные имеют более низкие значения этого уровня. К примеру, в воде с кислотностью рН 5,5 в водоемах погибают все полезные бактерии, а при кислотности рН 4,5 может погибнуть вся рыба, насекомые и земноводные. Поэтому после прохождения подобного дождя, листья растений приобретают ожоги, значит и человеку попадать под него не следует.

    Кислотные осадки отрицательно влияют на окружающую среду, а в водоемах могут появиться высокотоксичные ионы кадмия и свинца. В связи с этим следует воздерживаться от купания в водоемах с повышенной и пониженной кислотностью.

    Вред

    Не желательно гулять в дождливую погоду без зонта, потому что примеси, которые содержатся в дождевой воде, способствуют возникновению массы проблем.

    При достижении определенных уровней концентрации в организме, большая часть вредных элементов начинает оказывать губительное действие. Они вызывают отравления и даже возможны мутации. К примеру, ионы тяжелых металлов вредят почкам и печени (засоряют каналы), а при накоплении токсинов происходит интоксикация организма.

    К тяжелым последствиям приводят и отравления марганцем, содержащимся в больших количествах в дождевой воде. Причем, симптомы отравления присущи другим заболеваниям, то есть человек не сразу может обратить внимание на это. Марганец засоряет у нервных клеток канальцы, а это может привести к снижению работоспособности, повышению утомляемости и к сонливости. Алюминий, с годами постепенно накапливаясь в организме, способствует возникновению разнообразных неврологических заболеваний.

    Не менее опасны и многие другие примеси, поэтому при дожде кислотном следует воздержаться от прогулок и, тем более, не применять в бытовых нуждах дождевую воду.

    Ливневый дождь и легенда о дожде

    С самыми сильными ливнями связаны знаменитые легенды о Всемирном потопе. Согласно преданиям библейским воды в те исторические времена вылилось так много, что Ноев ковчег причалил аж к вершине горы Арарат, потому что остальную территорию затопила вода.

    Метеорологи подсчитали и сделали вывод, что для того, чтобы за 40 дней слой воды достиг толщины в 5 тысяч 165 метров (это высота горы Арарат), нужно, чтобы интенсивность ливневого дождя составляла примерно 100 миллиметров в минуту. Однако за всю историю наблюдений метеорологов не было зафиксировано подобных сильных дождей.

    Заключение

    Сегодня сложно представить, что всего лишь каких-то сотню лет назад, люди дождевой водой не только умывались, но и собирали ее для приготовления пищи, и даже пили ее.

    Раньше считалось, что мытье волос такой водой или талой снеговой придавало им здоровье, шелковистость и силу. На сегодня, судя по всему, такая процедура может не только навредить, но и даже привести к выпадению волос.

    Однако дождь все же является самым важным компонентом для роста всех растений и главным участником круговорота воды в природе, что играет важную роль для всех водоемов на Земле.

    Дети очень любознательны. Они надеются всегда получать от взрослых исчерпывающие ответы на свои многочисленные вопросы.

    Когда ребенок видит дождь, на улице, на картинке или в мультике, у него может возникнуть вопрос: Почему идет дождь? Откуда он берется в облаках? Как образуется? Почему падает с неба?

    Дождь - это один из этапов круговорота воды в природе. Когда Солнце светит на Землю, оно прогревает ее. На нашей планете есть много разных водоемов - рек, озер, морей и океанов. Свет и тепло солнышка нагревают всю эту воду. Часть воды становится паром. Это очень маленькие капельки воды, которые трудно разглядеть по отдельности.

    Его мы видим, когда закипает вода в кастрюле или чайнике. Пар очень легкий, и поэтому он поднимается в небо. Когда маленьких капелек пара становится много, получаются облака, которые проплывают в небе, высоко над нашими головами. Их гонит ветер.

    Пока воздух теплый с ними ничего не происходит. Но, когда воздух становится холодным, маленькие капельки пара тянутся друг к другу и становятся более крупными дождевыми каплями.

    Постепенно облака становятся тяжелыми и большими. И затем они проливаются дождем на Землю.

    Как сделать дождь своими руками?

    Ребенку дома можно продемонстрировать несложный опыт. Для этого поставьте кастрюлю с водой на огонь. Подержите крышку над кастрюлей. Чтобы она была постоянно холодной, положите сверху кусочки льда. По мере нагревания воды будет образовываться пар. Он будет подниматься и оседать на нижней части крышке. Капельки пара начнут соединяться. Затем ребенок увидит большие капельки воды, которые будут капать обратно в кастрюлю. Так получится искусственный дождь в домашних условиях.

    В занятии даётся материал по ознакомлению дошкольников с видами облаков и дождя,подораны стихи о дожде,примеры составления цепочек слов,описан опыт " домашнее облако".

    на тему:

    «Откуда дождь пришёл»

    Виды детской деятельности:

    Задачи:

    Предварительная работа:

    Планируемые результаты:

    Оборудование и материалы:

    Вводное слово воспитателя.

    Отгадайте загадку:

    Без пути и без дороги

    Ходит самый длинноногий,

    В тучах прячется во мгле

    Только ноги на земле (дождь).

    С мамой мы пошли гулять,

    Стал он землю поливать.

    Поливал, да поливал,

    Дождик песенку поет:
    Кап, кап...
    Только кто ее поймет -
    Кап, кап?
    Не поймем ни я, ни ты,
    Да зато поймут цветы,
    И весенняя листва,
    И зеленая трава...

    Лучше всех поймет зерно:
    Прорастать

    Начнет оно.

    (Б. Заходер)

    Кому ещё нравится дождь?

    Дождик, дождик,
    Глянь, глянь!
    Дождик, дождик,
    Грянь, грянь!
    Ждут тебя в саду цветы,
    Дождик, дождик,
    Где же ты?
    Ждут поля,
    И ждут берёзы,
    Тополя,
    Дубы и розы,
    Незабудки,
    И быки,

    Куры, утки,
    Индюки.
    И мы тоже,
    Дождик ждём,-
    Бегать будем под дождём!

    Почему он так называется?

    Я видела такую картину:

    Облако за облаком

    По небу гналось:

    За облаком-мишуткой-

    Облако-лось

    А ветер гонит, гонит

    Торопит облака.

    То с налёта тронет,

    То шевельнёт слегка…

    Давайте пофантазируем.

    3.Презентация: «Какие бывают облака»

    Перистые

    Слоистые

    Белые пушистые кучевые

    Дождевые

    Туча по небу ходила

    Туча солнышко закрыла.

    Только солнце спряталось-

    Туча и расплакалась…

    Это пошёл дождь.

    А что такое дождь?

    4.Презентация : «Какие бывают дожди?

    Дождь

    Солнечное тепло испаряет воду в океанах, реках и озерах, и водяной пар поднимается в воздух. На очень большой высоте воздух слишком холодный, чтобы весь водяной пар оставался в газообразном состоянии. Он конденсируется в холодном воздухе, образуются капли воды, из которых получается облако. Капли висят высоко в воздухе до тех пор, пока не станут слишком тяжелыми. Тогда они падают, идет дождь.

    Какие ещё бывают дожди?

    - Грибной дождь

    Кружит тучка надо мной.
    А грибы меня смешат:
    От дождя под зонт спешат

    Ливень

    Косой дождь

    Какой бывает дождь?

    Стихотворение «Какой дождь?

    Дождик капал, моросил,
    Припускал, стучал, косил,
    Ливнем лил, стеной стоял.
    Барабанил, травы мял.

    Дождь слепой и проливной
    Нарастающий, грибной,
    Обложной, висячий, скорый,
    Сонный, медленный и спорый,

    Как камыш, стоймя стоячий,
    И холодный и горячий,
    А ещё и грозовой,
    Радужный, полосовой,

    Параллелями и в сетку,
    А при ветре даже в клетку.
    Вот как много есть дождей,
    Для растений и людей

    (О.Григорьев.)

    Физкультминутка

    Капля раз, капля два,

    Капля медленно, сперва -

    Кап, кап, кап, кап

    Стали капли поспевать.

    Капля каплю догонять-

    А зонтики раскроем

    От дождя себя укроем.

    Игра «Цепочки слов »

    Например:

    -

    Итог занятия.

    Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

    на тему:

    «Откуда дождь пришёл»

    Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) «Коммуникация»,

    «Музыка», «Чтение художественной литературы»

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

    Задачи:

    Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.

    Выявить, обогатить и закрепить знание о дожде, облаках, их видах.

    Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы.

    Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры

    Предварительная работа:

    • Беседа с детьми о значении воды
    • Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ» и других стихотворений о дожде,облаках, воде.
    • Чтение сказки Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»
    • Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
    • Чтение сказки «Круговорот воды в природе»
    • Проведение отдельных опытов с водой (состояния воды, свойства воды)
    • Дидактическая игра «Кому нужна вода»
    • Рисование на тему « Путешествие Капельки»
    • Познавательная игра «Где, какая вода бывает?», «Хорошо или плохо».
    • Презентация на тему: «Какие бывают облака», «Какие бывают дожди»
    • Эксперимент «Круговорот воды в природе на примере сада в банке»

    Планируемые результаты:

    Имеет представления о возникновении облаков и дождя, знает виды дождя и облаков, знает о пользе дождя для всего живого, выполняет этапы эксперимента, умеет делать выводы.

    Оборудование и материалы:

    Презентация: «Какие бывают дожди», «Какие бывают облака», картинки с изображением разных видов облаков и дождя.

    Для опыта «Домашнее облако» трёхлитровая банка, кубики льда, кипяток.

    Вводное слово воспитателя.

    Отгадайте загадку:

    Без пути и без дороги

    Ходит самый длинноногий,

    В тучах прячется во мгле

    Только ноги на земле (дождь).

    Звучит музыкальная запись: звуки дождя.

    С мамой мы пошли гулять,

    Стал он землю поливать.

    Поливал, да поливал,

    Всех под зонтики загнал (дождь).

    2.Беседа на тему: «Откуда дождь пришёл?»

    Кому нравится дождь и почему?

    Дождик песенку поет:
    Кап, кап...
    Только кто ее поймет -
    Кап, кап?
    Не поймем ни я, ни ты,
    Да зато поймут цветы,
    И весенняя листва,
    И зеленая трава...

    Лучше всех поймет зерно:
    Прорастать

    Начнет оно.

    (Б. Заходер)

    Кому ещё нравится дождь?

    Дождик, дождик,
    Глянь, глянь!
    Дождик, дождик,
    Грянь, грянь!
    Ждут тебя в саду цветы,
    Дождик, дождик,
    Где же ты?
    Ждут поля,
    И ждут берёзы,
    Тополя,
    Дубы и розы,
    Незабудки,
    И быки,

    Куры, утки,
    Индюки.
    И мы тоже,
    Дождик ждём,-
    Бегать будем под дождём!

    Что такое дождь? (ответы детей)

    Откуда дождь приходит? (ответы детей)

    Сейчас мы с вами проведём опыт «Домашнее облако»

    Почему он так называется?

    На дно трёхлитровой банки наливаем кипяток и накроем тарелкой с кубиками льда. Понаблюдаем, как водяной пар, поднимаясь вверх, и

    охлаждаясь, будет превращаться в крошечные капельки воды, образуя облако.

    Облака, облака - кучерявые бока.

    Облака кудрявые, целые, дырявые,

    Лёгкие, воздушные, ветерку послушные.

    Вы видели облака? На что они бывают похожи?

    Я видела такую картину:

    Облако за облаком

    По небу гналось:

    За облаком-мишуткой-

    Облако-лось

    А ветер гонит, гонит

    Торопит облака.

    То с налёта тронет,

    То шевельнёт слегка…

    Давайте пофантазируем.

    Закроем глаза и представим себе небо с плывущими по нёму облаками.

    Звучит запись песни «Облака» Музыка: В. Шаинский Слова: С. Козлов

    Расскажите о том, что вы видите.

    3.Презентация: «Какие бывают облака»

    Облака могут быть разной формы, цвета, размера. Внешний вид облаков зависит от того, как быстро они образуются, и сколько в них содержится воды.

    Множество разнообразных облаков можно разделить на три основные группы – низкие, средние и высокие облака.

    Перистые облака, образующиеся из ледяных кристаллов, формируются на большой высоте в очень холодном воздухе. Они часто кажутся легкими и тонкими.

    Слоистые облака формируются низко над землей. Они серого цвета, часто наблюдаются в низких прибрежных зонах.

    Белые пушистые кучевые облака (которые также встречаются довольно низко) украшают голубое небо в хорошую погоду. Кучевые облака названы так за свою форму. Они выглядят как кучи ваты, всё время, меняя свои очертания. А еще летом и чаще осенью бывают туманы.

    Туман - это тоже облако из водяных капелек, которое возникает в холодном воздухе около земли и он чаще образуется в низинах.

    Дождевые облака – это тучи. Они темного цвета, поскольку капельки воды (или ледяные кристаллы), из которых они состоят, увеличились в размерах и стали настолько крупными, что сила тяжести заставляет их падать на Землю. (Когда водяные капельки маленькие, они отражают свет, но, увеличиваясь в размере, они поглощают свет и выглядят более темными.) Дождевые облака могут быть низкими и плоскими или высокими, нависающими. Нависающие дождевые облака, имеющие форму наковальни, называются кучево-дождевыми, и именно они приносят действительно плохую погоду – грозы, ливни с градом и смерчи.

    Туча по небу ходила

    Туча солнышко закрыла.

    Только солнце спряталось-

    Туча и расплакалась…

    Это пошёл дождь.

    А что такое дождь?

    4.Презентация : «Какие бывают дожди?

    Дождь - это осадки, выпадающие из облаков в виде капель. (0.5-7 мм.)

    Солнечное тепло испаряет воду в океанах, реках и озерах, и водяной пар поднимается в воздух. На очень большой высоте воздух слишком холодный, чтобы весь водяной пар оставался в газообразном состоянии. Он конденсируется в холодном воздухе, образуются капли воды, из которых получается облако. Капли висят высоко в воздухе до тех пор, пока не станут слишком тяжелыми. Тогда они падают, идет дождь.

    Если дождь мельче его называют моросью.

    Какие ещё бывают дожди?

    - Грибной дождь – самый любимый в народе дождик. Льется сквозь солнечные лучи иногда при почти чистом голубом небе. Грибным его называют, т.к. этот дождик летний, теплый и короткий, считается, что после него начинают расти грибы. По народным приметам под таким дождем растут не только грибы, но и маленькие дети. Весело бежать под крупными блестящими на солнце каплями. Еще про такой дождь говорят “царевна плачет”

    Кружит тучка надо мной.
    Дождь весёлый, дождь грибной.
    А грибы меня смешат:
    От дождя под зонт спешат

    Ливень или проливной дождь, обильный частый дождь, который обычно льет летом. Когда говорят “льет как из ведра” имеют в виду именно ливень. Плотность струй в ливне может составлять по 10-15 на 1 кв.см. Ливневые дожди характерны для лета. Кратковременные ливни способствуют очищению воздуха, хорошему смачиванию почвы, освежают зеленые насаждения. Если же ливневый дождь затягивается, то это чревато наводнением.

    Косой дождь – дождь при сильном постоянном ветре.

    Какой бывает дождь?

    Стихотворение «Какой дождь?

    Дождик капал, моросил,
    Припускал, стучал, косил,
    Ливнем лил, стеной стоял.
    Барабанил, травы мял.

    Дождь слепой и проливной
    Нарастающий, грибной,
    Обложной, висячий, скорый,
    Сонный, медленный и спорый,

    Как камыш, стоймя стоячий,
    И холодный и горячий,
    А ещё и грозовой,
    Радужный, полосовой,

    Параллелями и в сетку,
    А при ветре даже в клетку.
    Вот как много есть дождей,
    Для растений и людей

    (О.Григорьев.)

    Физкультминутка

    Капля раз, капля два,

    Капля медленно, сперва -

    Кап, кап, кап, кап

    Стали капли поспевать.

    Капля каплю догонять-

    А зонтики раскроем

    От дождя себя укроем.

    Игра «Цепочки слов »

    Например:

    дождь-лужа-земля-трава-цветы-деревья-яблоки-сок-человек-работа-деньги-еда-магазин-покупатель-продавец-покупатель-продавец-пакет-машина-дом-холодильник-лёд-вода….

    Вода–река–море-водопад – туча – дождь – лужа – ручей – речка – Волга - Россия…

    Капля - роса-туман-солнце - пар-туча - дождь – вода – лужа- ..

    5.Рисование «Путешествие Капли»

    - Поиграем в игру – превращение. Вы будете каплями дождя. Представьте своё путешествие и отобразите это в своём рисунке.

    Итог занятия.

    Рассмотрим ваши рисунки. Расскажите о своём путешествии, начиная словами: « Я капля….»

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе

    на тему:

    «Откуда дождь пришёл»

    Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей) «Коммуникация»,

    «Музыка», «Чтение художественной литературы»

    Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, восприятие художественной литературы, продуктивная.

    Задачи:

    Развивать поисковую деятельность детей: способность к определению задач на основе поставленной проблемы; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор.

    Выявить, обогатить и закрепить знание о дожде, облаках, их видах.

    Развивать наблюдательность, творческое воображение, познавательный интерес к окружающему миру, а также память, связную речь, умение анализировать и делать выводы.

    Формирование у дошкольников осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам как средство развития основ экологической культуры

    Предварительная работа:

    1. Беседа с детьми о значении воды
    2. Чтение стихотворения Н.Николаенко «Дождик-душ» и других стихотворений о дожде,облаках, воде.
    3. Чтение сказки Т.А Шорыгина «Приключения Кап и Ли»
    4. Чтение сказки «Капитошка. Путешествие воды»
    5. Чтение сказки «Круговорот воды в природе»
    6. Проведение отдельных опытов с водой (состояния воды, свойства воды)
    7. Дидактическая игра «Кому нужна вода»
    8. Рисование на тему « Путешествие Капельки»
    9. Познавательная игра «Где, какая вода бывает?», «Хорошо или плохо».
    10. Презентация на тему: «Какие бывают облака», «Какие бывают дожди»
    11. Эксперимент «Круговорот воды в природе на примере сада в банке»

    Планируемые результаты:

    Имеет представления о возникновении облаков и дождя, знает виды дождя и облаков, знает о пользе дождя для всего живого, выполняет этапы эксперимента, умеет делать выводы.

    Оборудование и материалы:

    Презентация: «Какие бывают дожди», «Какие бывают облака», картинки с изображением разных видов облаков и дождя.

    Для опыта «Домашнее облако» трёхлитровая банка, кубики льда, кипяток.

    Вводное слово воспитателя.

    Отгадайте загадку:

    Без пути и без дороги

    Ходит самый длинноногий,

    В тучах прячется во мгле

    Только ноги на земле (дождь).

    Звучит музыкальная запись: звуки дождя.

    С мамой мы пошли гулять,

    Стал он землю поливать.

    Поливал, да поливал,

    Всех под зонтики загнал (дождь).

    2.Беседа на тему: «Откуда дождь пришёл?»

    - Кому нравится дождь и почему?

    Дождик песенку поет:
    Кап, кап...
    Только кто ее поймет -
    Кап, кап?
    Не поймем ни я, ни ты,
    Да зато поймут цветы,
    И весенняя листва,
    И зеленая трава...

    Лучше всех поймет зерно:
    Прорастать

    Начнет оно.

    (Б. Заходер)

    Кому ещё нравится дождь?

    Дождик, дождик,
    Глянь, глянь!
    Дождик, дождик,
    Грянь, грянь!
    Ждут тебя в саду цветы,
    Дождик, дождик,
    Где же ты?
    Ждут поля,
    И ждут берёзы,
    Тополя,
    Дубы и розы,
    Незабудки,
    И быки,

    Куры, утки,
    Индюки.
    И мы тоже,
    Дождик ждём,-
    Бегать будем под дождём!

    (Александр Введенский )

    Что такое дождь? (ответы детей)

    Откуда дождь приходит? (ответы детей)

    Солнечное тепло испаряет воду в океанах, реках и озерах, и водяной пар поднимается в воздух. На очень большой высоте воздух слишком холодный, чтобы весь водяной пар оставался в газообразном состоянии. Он конденсируется в холодном воздухе, образуются капли воды, из которых получается облако. Капли висят высоко в воздухе до тех пор, пока не станут слишком тяжелыми. Тогда они падают, идет дождь.

    Сейчас мы с вами проведём опыт «Домашнее облако»

    Почему он так называется?

    На дно трёхлитровой банки наливаем кипяток и накроем тарелкой с кубиками льда. Понаблюдаем, как водяной пар, поднимаясь вверх, и

    охлаждаясь, будет превращаться в крошечные капельки воды, образуя облако.

    Облака, облака - кучерявые бока.

    Облака кудрявые, целые, дырявые,

    Лёгкие, воздушные, ветерку послушные.

    Вы видели облака? На что они бывают похожи?

    Я видела такую картину:

    Облако за облаком

    По небу гналось:

    За облаком-мишуткой-

    Облако-лось

    А ветер гонит, гонит

    Торопит облака.

    То с налёта тронет,

    То шевельнёт слегка…

    Давайте пофантазируем.

    Закроем глаза и представим себе небо с плывущими по нёму облаками.

    Звучит запись песни «Облака» Музыка: В. Шаинский Слова: С. Козлов

    Расскажите о том, что вы видите.

    3.Презентация: «Какие бывают облака»

    Облака могут быть разной формы, цвета, размера. Внешний вид облаков зависит от того, как быстро они образуются, и сколько в них содержится воды.

    Множество разнообразных облаков можно разделить на три основные группы – низкие, средние и высокие облака.

    Перистые облака, образующиеся из ледяных кристаллов, формируются на большой высоте в очень холодном воздухе. Они часто кажутся легкими и тонкими.

    Слоистые облака формируются низко над землей. Они серого цвета, часто наблюдаются в низких прибрежных зонах.

    Белые пушистые кучевые облака (которые также встречаются довольно низко) украшают голубое небо в хорошую погоду. Кучевые облака названы так за свою форму. Они выглядят как кучи ваты, всё время, меняя свои очертания. А еще летом и чаще осенью бывают туманы.

    Туман - это тоже облако из водяных капелек, которое возникает в холодном воздухе около земли и он чаще образуется в низинах.

    Дождевые облака – это тучи. Они темного цвета, поскольку капельки воды (или ледяные кристаллы), из которых они состоят, увеличились в размерах и стали настолько крупными, что сила тяжести заставляет их падать на Землю. (Когда водяные капельки маленькие, они отражают свет, но, увеличиваясь в размере, они поглощают свет и выглядят более темными.) Дождевые облака могут быть низкими и плоскими или высокими, нависающими. Нависающие дождевые облака, имеющие форму наковальни, называются кучево-дождевыми, и именно они приносят действительно плохую погоду – грозы, ливни с градом и смерчи.

    Туча по небу ходила

    Туча солнышко закрыла.

    Только солнце спряталось-

    Туча и расплакалась…

    Это пошёл дождь.

    А что такое дождь?

    4.Презентация : «Какие бывают дожди?

    Дождь - это осадки, выпадающие из облаков в виде капель. (0.5-7 мм.)

    Солнечное тепло испаряет воду в океанах, реках и озерах, и водяной пар поднимается в воздух. На очень большой высоте воздух слишком холодный, чтобы весь водяной пар оставался в газообразном состоянии. Он конденсируется в холодном воздухе, образуются капли воды, из которых получается облако. Капли висят высоко в воздухе до тех пор, пока не станут слишком тяжелыми. Тогда они падают, идет дождь.

    Если дождь мельче его называют моросью.

    Какие ещё бывают дожди?

    Грибной дождь – самый любимый в народе дождик. Льется сквозь солнечные лучи иногда при почти чистом голубом небе. Грибным его называют, т.к. этот дождик летний, теплый и короткий, считается, что после него начинают расти грибы. По народным приметам под таким дождем растут не только грибы, но и маленькие дети. Весело бежать под крупными блестящими на солнце каплями. Еще про такой дождь говорят “царевна плачет”

    Кружит тучка надо мной.
    Дождь весёлый, дождь грибной.
    А грибы меня смешат:
    От дождя под зонт спешат

    Ливень или проливной дождь, обильный частый дождь, который обычно льет летом. Когда говорят “льет как из ведра” имеют в виду именно ливень. Плотность струй в ливне может составлять по 10-15 на 1 кв.см. Ливневые дожди характерны для лета. Кратковременные ливни способствуют очищению воздуха, хорошему смачиванию почвы, освежают зеленые насаждения. Если же ливневый дождь затягивается, то это чревато наводнением.

    Косой дождь – дождь при сильном постоянном ветре.

    Какой бывает дождь?

    Стихотворение «Какой дождь?

    Дождик капал, моросил,
    Припускал, стучал, косил,
    Ливнем лил, стеной стоял.
    Барабанил, травы мял.

    Дождь слепой и проливной
    Нарастающий, грибной,
    Обложной, висячий, скорый,
    Сонный, медленный и спорый,

    Как камыш, стоймя стоячий,
    И холодный и горячий,
    А ещё и грозовой,
    Радужный, полосовой,

    Параллелями и в сетку,
    А при ветре даже в клетку.
    Вот как много есть дождей,
    Для растений и людей

    (О.Григорьев.)

    Физкультминутка

    Капля раз, капля два,

    Капля медленно, сперва -

    Кап, кап, кап, кап

    Стали капли поспевать.

    Капля каплю догонять-

    А зонтики раскроем

    От дождя себя укроем.

    Игра «Цепочки слов »

    Например:

    дождь-лужа-земля-трава-цветы-деревья-яблоки-сок-человек-работа-деньги-еда-магазин-покупатель-продавец-покупатель-продавец-пакет-машина-дом-холодильник-лёд-вода….

    Вода–река–море-водопад – туча – дождь – лужа – ручей – речка – Волга - Россия…

    Капля - роса-туман-солнце - пар-туча - дождь – вода – лужа- ..

    5.Рисование «Путешествие Капли»

    - Поиграем в игру – превращение. Вы будете каплями дождя. Представьте своё путешествие и отобразите это в своём рисунке.

    Итог занятия.

    Рассмотрим ваши рисунки. Расскажите о своём путешествии, начиная словами: « Я капля….»




Вверх