Исторические прототипы в колоде карт. Секрет самой известной русской колоды карт. Ах, какие это были дамы

Интересная история карточной колоды "Русский стиль". October 10th, 2016

Здравствуйте уважаемые.
Некоторое время назад мой хороший друг samiznaetekto блестяще начал рассказ о картах и карточных колодах (крайний пост у него на эту тему можно глянуть вот тут вот: http://samiznaetekto.livejournal.com/126596.html). Очень интересно было. И это событие явилось одним из двух важнейших факторов, дабы сподвигнуть меня продолжить тему еще одним постом. А что стало вторым фактором, резонно спросите Вы? Нууу...одно мероприятие, к которому я давно хочу, но не знаю под каким соусом подступится. И мероприятие это Костюмированный бал, прошедший во время Масленницы 1903 года в Кремле. ИМХО очень крутое и красивое событие.

Как объединяются карты и костюмированный бал? Да легко....
Думаю, многие из Вас хоть раз в жизни держали в руках вот такую вот колоду:

Это, конечно, современная переработка одной довольно старой колоды. Эту колоду в 1911 году разработали на фабрике карточных игр фирмы Дондорф (Франкфурт-на -Майне, Германия) по заказу Императорской карточной фабрики, которая являлась монополистом в сем деле у нас в стране. После нескольких забракованных эскизов, стороны пришли к согласию, и в 1913 году в России появилось колода, которая сходу стала бестселлером. Назвали эту колоду "Русский стиль". И соль в том, что именно Костюмированный бал 1903 года стал вдохновителем для авторов. Ибо некоторые из людей бывших там, можно видеть и в колоде.
Давайте перейдем к конкретике.
Естественно нас ныне не очень интересует ни рубашка (оборотная сторона карт), ни сами карты с цифровыми знчениями и Тузы. Рассмотрим лишь Короля, Даму и Валета каждой масти. Итак...
Начнем с червового короля .

Прототипом для него выступил..... Николай II. На балу он был в царском одеянии царя Алексея Михайловича - малинового и белого цвета с золотой вышивкой.

А то, что внешне не похож - пусть Вас никак не смущает. Ибо и не должен быть похож, ибо действующая самодержавная фигура на тот момент. Хотя, как мне кажется, автор эскиза чуть-чуть схитрил и изобразил человека отдаленно напоминающего императора, только другого - Александра III. Но вот хотя бы с этого портрета кисти Н. Шильдера:

А вот червовая дама читается легко. И даже похожа:-))

Дама списана с родной сестры Николая II Великой княгини Ксении Александровны (о которой мельком мы говорили вот тут вот:) Вот ее фото на балу:

Ну а валет червей это сборный образ. В колоде он выглядит так:

Прежде всего, это адъютант великого князя генерал-адмирала Алексея Алекандровича, лейтенант Николай Волков в одеянии боярина 17 столетия:

А кроме него подпоручик лейб-гвардии Преображенского полка Николай Штер в наряде начального человека из жильцов

и корнет лейб-гвардии Конного полка Алексей Тизель в наряде сокольничего.

Пойдем дальше.
Король треф вот такой вот:

Как прообраз, использовался костюм 1647 года в который был облачен адъютант Великого князя, главнокомандующего войсками гвардии и Петербургского военного округа Владимира Александровича есаул граф Михаил Граббе

Дама треф :

Тут почти без вопросов изображена Великая княгиня Елизавета Федоровна, старшая сестра императрицы и супруга великого князя Сергея Александровича, облачившаяся в княжеский наряд XVII века. О ней более подробно мы с Вами говорили вот тут вот:

Валет треф

Тут за основу взят великий князь Михаил Александрович, младший брат царя, в полевом наряде царевича XVII века:

Пойдем дальше...
Бубновый король

Скорее всего за основу взяли образ действительного статского советника, в должности шталмейстера высочайшего Двора Николая Гартунга (фон Гартонга) и его костюма боярина XVII века

Дама бубей

Тут опять сборная солянка. Основа взята из образа графини Александры Толстой, фрейлины Их Императорских Величеств Государынь Императриц Марии Федоровны и Александры Федоровны, в костюме боярышни.

Но также еще и княгиня Вера Кудашева, урожденная графиня Нирод:

и еще Александра Дурново:

Бубовый валет:

Это Великий князь Андрей Владимирович в праздничном одеянии сокольничего.

Ну и наконец пики.
Пиковый король

Это скорее всего.... Иван IV Васильевич, прозванный Грозным. Списан образ с картины А. Литовченко "Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею". Странно, но видимо все именно так.

Дама пик

Зинаида Николаевна Юсупова графиня Сумарокова-Эльстон, представшая на балу в костюме боярыни.


Ну и, наконец, пиковый валет

Это, скорее всего, штабс-ротмистр, командир эскадрона Кавалергардского полка, адъютант великого князя Николая Михайловича Александр Николаевич Безак в костюме боярина XVII века.

Вот такая вот любопытная колода.
Надеюсь, Вам было интересно:-))

А вы когда-нибудь задумывались, кто изображен на игральных картах? Скорее всего вы не замечали, но на одной из них даже есть сам император Николай Второй.

Известно, что эскизы для карт "Русский стиль" были разработаны на немецкой фабрике карточных игр фирмы Дондорф (Франкфурт-на-Майне) в 1911 году. Через два года, в 1913 году карты были отпечатаны на Императорской Карточной фабрике (до 1860 года - Александровская мануфактура).

С 1819 года Эта фабрика осуществляла монопольный выпуск игральных карт в Российской империи: ввоз карт из-за границы был строго запрещен, чем устранялась всякая конкуренция.

Самовольная выделка карт частными лицами преследовалась по закону и влекла за собою конфискацию орудий производства и выделанных карт и денежный штраф от 100 до 500 рублей (ст. 1351 Уложения о наказаниях).

Если в 1901 году фабрика выпустила 5460 тысяч колод, то уже в 1912-м - свыше 12 миллионов. Дюжина колод обходилась фабрике примерно в 98 копеек, а продавалась, в зависимости от сорта, по цене от 5 рублей 50 копеек до 12 рублей.

После революции карточная фабрика была закрыта на несколько лет, но уже в 1923 году снова начала свою работу, стала выпускать карты по дореволюционным эскизам.

Прототипы знаменитой карточной колоды "Русский стиль" танцевали на костюмированном балу 1903 года


КРАПЛЕНАЯ КАРТА

На обратной стороне карты было изображение пеликана, кормящего детей мясом своего сердца. Этот аллегорический знак сопровождался надписью: "Себя не жалея питает птенцов". Подразумевалось, что правительство вовсе не думает о собственной выгоде, а печется исключительно о благе детей-сирот.

Считалось, что доход, получаемый от продажи карт, правительство обращает в доход Воспитательного дома и его несовершеннолетних питомцев - сирот и подкидышей.

Азартные карточные игроки были убеждены в том, что они своей пагубной страстью помогают детям. В рассказе Николая Семеновича Лескова "Интересные мужчины" один из героев так говорит: "... а сами - чтобы не заскучать - сели под вечерний звон "резаться", или, как тогда говорилось, "трудиться для польз Императорского Воспитательного дома".

Матрешин Александр - Панорама Кремля

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) - Рассвет на Москва-реке из оперы "Хованщина"


Матрешин Александр Валентинович, родился в 1956-ом году, - советский и российский художник.
Окончил художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, более десяти лет работал в области книжной иллюстрации. Произведения художника находятся во многих музеях и частных собраниях.

"24 марта 1798 года Императорским указом пра­во клеймить и продавать игральные карты во всех пределах Российской Империи навсегда было отда­но Воспитательному дому - благотворительному уч­реждению по опеке над сиротами. Опекунский совет Воспитательного дома право клеймения стал отда­вать на откуп, зарабатывая на этом немалые сред­ства, шедшие на "содержание сирот". Откупная си­стема существовала более 20 лет - с 1 апреля 1799 года по 1 января 1820 года. За всё время состоялось пять карточных откупов, каждый сроком по четыре года. Откупная система вызвала быстрый рост количества производив­шихся карт. Уже в девятый год действия откупа, в 1807-1808 гг., было изготовлено почти 2300000 колод всех разборов. Карты делались как
в обеих столицах на крупных фабриках, так и в отдалённых городах мелкими карточными мастерами, бравшими у откупщиков свидетель­ства на своё производство.

Фабрика начала производство новых колод выс­шего сорта по эскизам немецкого художника, сотрудника известной карточной фабрики
Б. Дондорфа во Франкфурте-на-Майне, имя кото­рого держалось в строжайшем секрете. Были выпущены четыре колоды, которые оставались в производстве ещё многие десятилетия.
Выпуск новых карт потребовал существенного улучшения качества их изготовления. Колоды печатались в
16 красок в технике хромоли­тографии лучшим мастером Карточной фабрики Михаэлем. Одна из выпущенных колод, получившая название "Русский стиль", позволила говорить о том, что в России, наконец, появились играль­ные карты в истинно национальном духе. Эта колода примечательна тем, что эскизы к ней создавались под влиянием альбома фотогра­фий благотворительного императорского бала 1903 года, костюми­рованного в стиле XVII века. В пользу этой версии говорит необы­чайное сходство дамы треф с обликом и костюмом великой княгини Елизаветы Фёдоровны, а червовой дамы - с великой княгиней Ксе­нией Александровной.
Фигуры королей представлены царём с державой в руке (король червей) и боярами времен Алексея Михайловича. Дамы показаны в праздничных одеждах: богатые горожанки в ферезях и платенах, кре­стьянки в расшитых сарафанах с душегреями. Валеты - молодые со­кольничие и стрельцы с оружием и ловчими птицами в руках. Весьма удачным получилось оформление обычно скромно декорируемых ту­зов. На каждом тузе знак карточной масти помещён на круглом щите в обрамлении старинного оружия и атрибутов охоты. Знак "В пользу императорского воспитательного дома" так же выполнен в виде ста­ринной вислой печати."

Карты "Русский стиль"

Наверняка эти карты знакомы практически всем: их многократно выпускали и в советские годы. У меня дома есть две колоды таких карт малого формата с рубашками разных цветов а одной коробке - подарочный вариант выпуска середины 50-х годов прошлого века. А у бабушки были и дореволюционные такие же карты, но стандартного размера.

Ниже приведены для сравнения, упоминавшиеся в монографии Е.Н. Григоренко, фотографии Великих княжен Ксении Александровны - сестры Николая II (червовая дама) и Елизаветы Фёдоровны - сестры жены Николая II императрицы Александры Фёдоровны (дама треф).

Сходство действительно есть, в первую очередь, в костюмах: очень характерные кокошники на обеих дамах. В лицах тоже можно уловить сходство, если очень захотеть.

Интернет просто-таки наводнён сравнениями представителей российской знати, бывшей на знаменитом императорском балу в 1903-ем году, с картинками на картах "Русский стиль". Из всего, что довелось видеть, наиболее соответствующим действительности представляется факт того, что король червей срисован с портрета императора Александра III, который на этом балу не мог быть, так как умер в 1894-ом году.
Костюм карточного короля отличается от мундира государя Александра Александровича, но это и неудивительно, ведь все короли в этой колоде одеты в костюмы, стилизованные под одежду русских царей и бояр XVII века.

Николай Густавович Шильдер (1828-1898) - Портрет Александра III

Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) - "Торжественный коронационный марш" (1883), написанный по случаю коронации Александра III
Симфонический оркестр СССР
Дирижёр - Вячеслав Овчинников

Шапка Мономаха

Ещё сравнивают портреты Великих князей Михаила Александровича - брата Николая II и Андрея Владимировича - двоюродного брата Николая II с трефовым и бубновым валетами соответственно.
Если говорить о сходстве костюмов, то, кроме ткани и расцветки, мужские костюмы и головные уборы русских бояр XVII века мало чем отличались друг от друга. Разве что Андрея Владимировича посчитали прототипом бубнового валета, поскольку он был на балу одет в костюм царского сокольничего, а у бубнового валета в руках механический сокол, обозначающий, что, дескать, молодец сей есть сокольничий. А если говорить о портретном сходстве Великих князей с карточными валетами, то, кроме усов, хоть убейте, я лично никакого сходства не нахожу. Это хорошо видно, если посмотреть на фотографии Великих князей в большем формате. Но, коль скоро две царские родственницы стали карточными прототипами, то можно посчитать, что и два этих царских родственника тоже ими стали.

Николай Андреевич Римский-Корсаков (1844-1908) - Полонез из оперы "Ночь перед Рождеством"

Дирижер - Евгений Светланов

В качестве лирического отступления.
Упомянутый здесь Великий князь Андрей Владимирович - внук императора Александра II, в середине 20-х годов прошлого века, будучи в эмиграции, женился на небезызвестной балерине Матильде Феликсовне Кшесинской.
Матильда Кшесинская известна по большей части не как балерина, хотя и была российской примой, а тем, что вокруг неё увивались Великие князья дома Романовых в количестве трёх штук. Сначала это был будущий император Николай II - ещё до своей помолвки с будущей женой. Потом Матильда Феликсовна была фактической женой Великого князя Сергея Михайловича - внука императора Николая I. При этом крутила роман с другим Романовым - Великим князем Андреем Владимировичем.

Во все времена экзальтированные дурочки мечтали о принце, если не на белом коне, то хотя бы на уродливом чёрном джипе, но далеко не каждой доставался даже обыкновенный Иванушка-дурачок, ибо нынче принцы, увы, ускользающая натура. А у Матильды Феликсовны принцев было целых три. И не каких-нибудь завалященьких Голштинских или Гессенских, а самих Романовых!

Пока этот сюжет почти два месяца болтался у меня незавершенным, 14.07.2016 в интернете появилась новая статья о карточных прототипах С короля - на бал! , которую в ЖЖ сразу же растащили на цитаты.

Новым, в сравнении с прежними публикациями, стало, во-первых, сравнение пикового короля из колоды "Русский стиль" с портретом царя Ивана Грозного с картины Литовченко Александра Дмитриевича (1835-1890) "Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею".

Кликнув на картинку пикового короля, вы сможете самостоятельно убедиться в несостоятельности этого утверждения. Как по мне, то, скорей, король треф плюс-минус три верблюда, как говорил мой преподаватель начерталки, похож на портрет Ивана Васильевича кисти Виктора Михайловича Васнецова. С большой натяжкой можно было бы сказать, что и пиковый король похож на этот портрет, но уж больно вегетарианское выражение лица у этого короля, в отличие от царского портрета. Да, собственно, трефовый король тоже грозностью облика не отличается. Борода да шапочка - вот и всё сходство.

Так что автор статьи доктор философских наук некто Семён Экштут, либо плохо знаком с матчастью, либо зрением слабоват, что подтверждается следующими, предложенными им аналогиями: штаб-ротмистр, командир эскадрона Кавалергардского полка, адъютант великого князя Николая Михайловича Александр Николаевич Безак - пиковый валет и адъютант великого князя генерал-адмирала Алексея Александровича, лейтенант Николай Александрович Волков - червовый валет.

Царь Иван Васильевич Грозный (1879)
Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926)

Главные факторы, объединяющие эти карты и их "прототипы", - усы и крой боярских костюмов, который был стандартным для того времени.

Из всего вышесказанного можно сделать однозначный вывод: наличие бороды у кого бы то ни было автоматически делает его прототипом карточных королей, да что там карточных - даже прототипом самого царя Николая II!

Те же, кто до бороды ещё не дорос, вынужденные довольствоваться юношеской порослью в виде усов, автоматически становятся прототипами карточных валетов.

Все остальные "аналогии" автора статьи даже рассматривать не буду, ибо не учитывает он, что немецкий художник рисовал своих карточных персонажей и их наряды по мотивам фотографий русской знати, присутствовавшей на знаменитом балу, а не срисовывал их один в один.

Вспомнился мне случай: в связи с ремонтом покупала я клейкую бумагу, рисунок которой почему-то назывался "карельская берёза". В общем рисунок меня устраивал, вот только название смущало. Спросила у продавца, разве карельская берёза в разрезе так выглядит, на что он философски так ответил: "Це ж німець робив, хіба ж він то дерево бачив?" (Это же немец делал, разве он это дерево видел?)

Борода Дерипаски Усы Пескова

Вот и в случае с картами, коль скоро рисовал их немецкий художник, то какой с него спрос.)))

Это вам не один из 12-ти стульев работы мастера Гамбса, а - на минуточку - трон российских императоров.)))

Эти богато расшитые платья - такая же униформа для фрейлин российского двора, как и придворные мундиры для лиц мужского пола, состоявших при дворе российских императоров, в обиходе называвшихся придворными.

В 1834-ом году император Николай I издал указ, вводив­ший новое придворное платье, дополненное кокошником. Оно состояло из узкого открытого корсажа с длинными рукавами "а-ля бояр" и длинной юбки со шлейфом. Кокошники в сочетании с придворным декольтированным платьем оставались в гардеробе фрейлин до революции.

Государь Николай Павлович самолично утверждал эскизы с рисунками придворных платьев и жёстко следил за тем, чтобы дамы, коим сей наряд был положен по штату, неукоснительно надевали их на официальные приёмы. Жаль, не было тогда телевизионных передач "Модный приговор" и "Снимите это немедленно!", царь Николай I вполне мог бы быть в них ведущим.

Правда, это были платья, стилизованные под русский сарафан, за что их называли офранцузенными сарафанами. Регламентировался не только крой, но и цвет этих платьев. Так Штатс-дамам и Камер-фрейлинам положено было носить верхнее бархатное платье зелёного цвета с золотым шитьем по низу и борту, наставницам - платье синего цвета, фрейлинам Её императорского Величества - пунцового, фрейлинам Великих Княгинь тоже пунцового цвета, но шитьё должно было быть серебряным, фрейлинам Великих Княжон - голубое платье с серебряным шитьём.

Если бы фотографии двух фрейлин, приведенные здесь, были бы цветными, мы бы увидели, что обе красавицы в ярко-красных платьях с золотым шитьём. Кстати, они обе присутствовали на знаменитом балу 1903-го года - их фотографии на этом балу можно увидеть ниже.

На левой стороне выреза платья фрейлинам полагалось носить так называемый фрейлинский шифр - золотую брошь с бриллиантами в виде заглавной буквы имени (монограммы) императрицы, в штате которой состояла данная фрейлина; или же из двух сплетенных инициалов императрицы и её свекрови - вдовствующей императрицы (такой знак назывался двойным). Фрейлины великих княгинь и княжон также имели свои вензеля. Композиция увенчивалась стилизованной императорской короной.
Шифр полагалось носить на голубом банте - цвета Андреевской ленты.

Княжна Зинаида Николаевна Юсупова - Княжна Елизавета Николаевна Оболенская -
фрейлина императрицы Марии Александровны фрейлина императрицы Марии Фёдоровны
(жены Александра II) (жены Александра III)

Фрейлинский шифр

Адольф Игнатьевич Ладюрнер (1798-1855) - Гербовый зал Зимнего дворца (1838)

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - Полонез из оперы "Иван Сусанин"
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Дирижер - Евгений Светланов

На картине художника Ладюрнера изображены группы гвардейцев и придворных дам в ожидании начала какого-то официального мероприятия. Все дамы одеты "по форме".

Дамам, которые не имели придворных должностей, но присутствовали на официальных приёмах и других торжественных собраниях, тоже положен был кокошник и стандартный крой платья, правда, цвет и ткань, из которой шились эти платья, мог быть любым - на усмотрение хозяйки наряда.

Форма придворных кокошников была достаточно далека от крестьянских прототипов, равно как и крой придворных платьев. Во второй половине XIX века появились бриллиантовые тиары-кокошники (тиары в русском стиле), которые были популярны при дворе.

Фрейлинский шифр

Орлов Пимен Никитич (1812-1865) - Портрет камер-фрейлины Анны Алексеевны Окуловой в придворном русском наряде

Орлов Пимен Никитич (1812-1865) - Портрет фрейлины Софьи Васильевны Орловой-Денисовой (1835) в придворном русском наряде

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) - Портрет Великой княгини Марии Павловны в сапфировой парюре (жена Великого князя Владимира Александровича - сына Александра II) (1913)

Примечание. Парюра - (parure - убор, украшение) - набор ювелирных украшений, подобранных по качеству и виду камней, по материалу или по единству художественного решения.

А.Малюков (1836) - Портрет императрицы Александры Фёдоровны (жены Николая I)

Макаров Иван Кузьмич (1822-1897) - Портрет императрицы Марии Александровны (жена Александра II)

Маковский Константин Егорович (1839-1915) - Портрет императрицы Марии Фёдоровны (жена Александра III)

Елена Петровна Самокиш-Судковская (1863-1924) - Портрет императрицы Александры Фёдоровны (жена Николая II)

Тиара в форме русского кокошника


Туксен Лауритс Регнер (1853-1927) - Бракосочетание Николая II и Великой княгини Александры Фёдоровны

Анатолий Константинович Лядов (1855-1914) - Полонез памяти Пушкина
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Дирижер - Евгений Светланов

Малая императорская корона

Диадема "Кокошник" с розовым бриллиантом

Костюмированный бал, приуроченный к 290-летию дома Романовых, состоявшийся в Зимнем дворце в феврале 1903-го года - знаменитый бал-маскарад, на котором все присутствующие были одеты в русские царские и боярские костюмы XVII века.
Бал состоялся по окончании Рождественского поста и проходил в два этапа: 11 (24) февраля 1903 года состоялся торжественный вечер и концерт, а 13 (26) февраля непосредственно сам костюмированный бал.

После окончания бала по пожеланию императрицы все участники были запечатлены лучшими фотографами Санкт-Петербурга.
В 1904-ом году по заказу Императорского двора были изданы альбомы с этими фотографиями.
Альбомы распространялись за высокую плату с благотворительной целью, в первую очередь, среди участников бала.

Костюмы для бала, которые обошлись в целые состояния, создавались по специальным эскизам художника Сергея Сергеевича Соломко (1867-1928) с привлечением консультантов по историческому костюму.

Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) - Полонез из балета "Спящая красавица"
Государственный академический симфонический оркестр СССР
Дирижер - Евгений Светланов

Шапка алмазная




Сказочная Русь Сергея Соломко

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - Первая песнь Баяна
из оперы "Руслан и Людмила"
Баян - Юрий Марусин
Мариинский театр - Санкт-Петербург

Сергей Сергеевич Соломко, родился в 1867-ом году в Санкт-Петербурге, - русский художник, акварелист, график. Член Петербургского товарищества художников.

1883-1887 - учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
1887-1888 - вольнослушатель Императорской Академии Художеств в Санкт-Петербурге.
Конец 1880-х годов - начал сотрудничать с художественными журналами: "Север", "Нива", "Мир искусства", "Шут" и другими в качестве иллюстратора.
Для издательства Алексея Сергеевича Суворина (1834-1912) иллюстрировал произведения Пушкина и Чехова. Для издательства Адольфа Фёдоровича Маркса (1838-1904) иллюстрировал произведения Лермонтова и Гоголя.

Сергей Соломко занимался не только живописью, но и ювелирным искусством и дизайном костюма: художник создавал модели для Императорского фарфорового завода, сотрудничал с ювелирной фирмой Фаберже.

1903 - художник исполнил эскизы древнерусских костюмов для костюмированного бала в Зимнем дворце.
С 1910-го года Сергей Соломко постоянно жил в Париже.

1916 - работал по заказам Комиссии, занимавшейся созданием музея Первой мировой войны, по просьбе которой, писал портреты кавалеров ордена Русского экспедиционного корпуса во Франции.

Во Франции Соломко создавал театральные костюмы: в частности для балерин Анны Павловой и Матильды Кшесинской.

1925 - принимал участие в создании Русского художественно-промышленного института в Париже.

Умер Сергей Сергеевич в 1928-ом году в "Русском доме" в Сент-Женевьев-де-Буа. Похоронен на местном кладбище.

Примечание. "Русский дом" - дом престарелых, изначально предназначавшийся для эмигрантов первой волны из России.

Последний бал - документальный фильм (2011)
Режиссёр - Борис Лизнёв

Все цари дома Романовых

Михаил Иванович Глинка (1804-1857) - "Славься" - финал из оперы "Иван Сусанин" (Жизнь за Царя)
Оркестр и хор Михайловского театра (6 марта 2013, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург)
Дирижёр - Алексей Карабанов

Большая императорская корона

Виктор Александрович Гартман - эскиз к проекту городских "Богатырских ворот " для Киева (1869)

Модест Петрович Мусоргский (1839-1881) - Картинки с выставки - Богатырские ворота

Игральные карты до сих пор пользуются небывалой популярностью. Можно встретить большое разнообразие дизайна колод: по фильмам и сериалам, определенной направленности, но все же самыми ходовыми остаются обычные русские изображения дам, валетов и королей.

Скорее всего, нет ни одного человека, выросшего в СССР и не игравшего в карты под названием «Русский стиль». У большинства они до сих пор хранятся в «стенках» и трюмо.

Если смотреть лишь на лица валетов, дам и королей, кажется, будто это совсем обычные русские люди, но стоит опустить взгляд ниже, и можно обнаружить совсем непростые, а царские одежды на изображенных. Оказывается, колода «Русский стиль» была срисована с гостей царского бала Романовых 1903 года.

Таинственные изображения дам и королей: карты Романовых

Знаменитый бал

Февральский бал 1903 года вошел в историю, будучи самым великолепным мероприятием за время правления Николая II. Дресс-кодом этого вечера были костюмы, сделанные под эпоху XVII века. Идея принадлежала самой императрице.

Можно заметить, что именитые гости стали прототипами при создании карт. Бал насчитывал приблизительно 390 приглашенных, у которых был свой, созданный для него костюм. Над дизайном нарядов трудились лучшие портные всей Российской Империи, а конкретно платьями занимался великий акварелист и художник Сергей Соломко. Костюмы воплощали образы придворных - бояр и боярынь, стрельцов и горожан, воевод и крестьян.

Кроме этого, бал был настолько блистателен, что растянулся на три вечера. 11 февраля был ужин, котильон и русская полька. 12 февраля запомнился именно костюмированной частью, ужином, а также почтенными гостями - вдовствующей императрицей и младшим братом Николая II. 14 февраля был отдельный бал у графа А. Д. Шереметьева. Следует отметить, что гости также были в своих исторических нарядах.

Масленичный бал стал знаменательным событием не только из-за своих размаха и тематики, но и потому, что был последним радостным мероприятием в жизни рода Романовых. Далее последовали такие горести, как проигрыш Японии, Кровавое воскресенье, Смута и, конечно же, Революция.

История создания «Русского стиля»

Для создания изображений валетов, дам и королей использовались реальные фотографии людей из архивного альбома бала-маскарада в Зимнем дворце. Он состоял из десяти огромных папок с гравюрами и фотокопиями. Все детали полностью перенесли на игральные карты. На тузах же было решено изобразить доспехи, оружие и щит, похожие на те, что изображены на картине Литовченко, посвященной Ивану Грозному.

Работа над «Русским Стилем» началась в 1911 году, чтобы она как раз была готова к трехсотлетию правления семьи Романовых. Выпустили карты в 1913-м в Санкт-Петербурге на Александровской мануфактуре, которая лишь одна имела право на печать данной колоды.

В колоде было 53 карты. Одна лишняя карта была знаком издательства. На ней были напечатаны пеликан с птенцами, съедавшими сердце матери, а средства с ее продаж перечислялись в детские дома. Поэтому в художественных произведениях того времени можно встретить упоминание об игроках в карты, которые хвастаются, что помогают сиротам.

Со времен Революции «Русский Стиль» был под запретом, но в 1926 году карты вновь вышли в свет. С тех пор они не подвергались изменениям, пока в советское время Юрий Иванов не перерисовал изображения, которые затем были напечатаны через офсетный цилиндр. То есть рисунки художника не зеркально были отражены на бумаге, а напрямую, словно исходники.

Настоящие валеты

Масть валета:

  • Червей - военный. Существует несколько имен данного прототипа - адъютант Н. А. Волков, подпоручик Штер Н. П. или корнет А. Р. Тиздель. Костюм боярина.
  • Бубен - князь Андрей Владимирович в наряде сокольничьего.
  • Треф - младший брат императора Николая II князь Михаил Александрович в полевом костюме царевича.
  • Пик - командир и адъютант А. Н. Безак в наряде боярина.

Королевские дамы

Масть дамы:

  • Червей - княгиня Ксения Александровна в платье боярыни.

  • Бубен - высокопоставленная дама, которая не была точно идентифицирована. Возможно, это графиня и фрейлина А. Д. Толстая, или княгиня В. М. Кудашева, или княжна С. П. Дурнова. Костюм боярышни.
  • Треф - княгиня Елизавета Федоровна в наряде княгини.

  • Пик - княгиня З. Н. Юсупова в платье боярыни.

Высокопоставленные короли

Масть короля:

  • Червей - само величество император Николай II в малиново-белом костюме с золотой вышивкой царя Алексея Михайловича. На портретном изображении на игральной карте нет сходства с царем, ведь это можно было бы считать дерзостью.
  • Бубен - статский советник Н. Н. Гартунг в наряде боярина.
  • Треф - граф М. Н. Граббе в костюме жильца - служивый чин в Российской империи.
  • Пик - нет среди гостей. Изображение человека в костюме Ивана Грозного.

После советского переиздания карты «Русский стиль» возродились и получили необыкновенное признание среди жителей СССР, несмотря на то, что такое почтение царской семье могло сойти за пропаганду, да и многократными тиражами выпускались антирелигиозные и антифашистские колоды.

Продам Карты игральные cувенирные "РУССКИЙ СТИЛЬ", А-1-36, 1 колода, 36 карт, французская система мастей, 1993 г.
Арт. 3С4-02424448. Карты детства.
Комбинат Цветной Печати, Санкт-Петербург (10 лет как упразднен). Уже история, раритет. И, наверное, уже антиквариат. ОСОБАЯ ЦЕННОСТЬ ЭТОГО Выпуска (для коллекционеров): изображение на коробке дамы♣ из Славянского стиля, а не из родного.
Абсолютно новые, в идеале, не распакованные!
ЦЕНА: 1.59 т.р. за новую, упакованную колоду.
При покупке атласных карт цена колоды: 1250 р. (2 т.р. сувен.+атласн.)
С ГОДАМИ ЦЕНА ВЫРАСТЕТ В РАЗЫ!
Подарок коллекционеру старины; филокартисту, художнику, искусствоведу, букинисту, иностранцу, фокуснику, дизайнеру, себе:); человеку, интересующемуся историей, в том числе историей стилей, историей костюма, историей моды, а также любому, чье детство или юность прошли в СССР.
В продаже есть еще Карты игральные атласные, 1993 - 900 р.
ГДЕ: м. Нахим. просп., м. Каховка, м. Текстильщики, Новая Трехгорка, Сколково.
ЗВОНИТЕ, ПИШИТЕ!
Прототипами королей и дам колоды "РУССКИЙ СТИЛЬ" стали участники последнего костюмированного бала при дворе Романовых в 1903. Так, прототип красавицы трефовой дамы – княгиня Елизавета Федоровна (а Вы не были в нее влюблены в детстве? ;-), а прототип Червовой дамы – княгиня Ксения Александровна.
Все 390 гостей императорского бала были наряжены в придворных всех мастей, бояр и боярынь, стрельцов и горожанок, воевод и крестьянок допетровской эпохи XVII в. Роскошный праздник в Зимнем дворце СПб вошел в историю как самый известный и грандиозный бал времен Николая II и как ПОСЛЕДНИЙ придворный БАЛ императорской России. Эскизы костюмов разработал художник С. Соломко, известный тогда автор открыток на темы русской старины. А сшили их лучшие портные. Фотографы запечатлели всех участников, благодаря чему и появилась возможность воссоздать образы в этих картах.
Эскизы для карт были разработаны на Фабрике карточных игр фирмы Дондорф (Франкфурт-на-Майне) в 1911. Одежда выполнена в стиле XVII в.; тузы - изображения щитов, окружённых древнерусским оружием и доспехами. Карты были отпечатаны в СПб на Александровской мануфактуре, выход приурочен к празднованию 300-летия дома Романовых. Сборы от продажи карт уходили в пользу Императорского воспитательного дома, где могли воспитываться и незаконнорожденные дети великих князей.
После революции Мануфактура была закрыта на несколько лет. В 1923 фабрика снова стала выпускать карты по дореволюционным эскизам. Перерисовал колоду Русский стиль для офсетной печати художник Ю. Иванов. В 70-е весь СССР играл в эти карты, не задумываясь, что перед ним великие князья и княгини из рода Романовых! В СССР карты часто использовали в целях пропаганды – печатали «Антирелигиозные карты», «Карты народностей СССР», «Антифашистские карты» и т.д. Но ни одни не смогли конкурировать с «Русским стилем».
Такая увлекательная история сопровождает продаваемую колоду карт, ею можно блеснуть за партией-другой с друзьями:-).
В ИЗБРАННОЕ!



Вверх