Иконы божьей матери. Исцеляющая молитва. "Всецарица" (Пантанесса) - икона Пресвятой Богородицы

Богоматерь изображена как Царица небесная на драгоценно украшенном троне с высокой спинкой и широким подножием. Она облачена в пурпурное одеяние и темно-красные сапожки, недвусмысленно указывающие на высшее императорское достоинство. Двумя руками она поддерживает на своих коленях младенца Христа в темно-желтых (золотых) хитоне и гиматии. Отставленной правой ручкой младенец благословляет, в левой держит свернутый свиток, напоминающий, что перед нами не просто беспомощный младенец, но воплощенный «Логос» - Второе лицо Святой Троицы. Об этом же говорит и взрослый облик высоколобого ребенка, большая голова которого контрастирует с маленькой фигуркой младенца.

За троном Богоматери в архитектурно оформленной пространственной нише показаны два ангела в белых одеяниях, держащие в правых руках золотые жезлы - известный еще в античной иконографии символ власти. Ангелы выступают как стража царственной Богоматери, одновременно указывая на небесную природу явленной сцены. Их взгляды обращены вверх, где изображена спускающаяся с небес рука, от которой на Богоматерь с младенцем нисходит широкий поток света. Ангелы как бы отстраняются в изумлении при созерцании этого великого чуда. Иконографический мотив «Руки Божией» с раннехристианского времени символизировал невидимого триединого Бога. Направленный поток света напоминал, что Воплощение предвечно рожденного Сына, выраженное образом Богоматери с младенцем, является деянием всей Святой Троицы, осуществляющей Домостроительство спасения.

Трон Богоматери фланкирован двумя изображениями святых, держащих в правых руках золотые кресты как знак мученической смерти и небесной награды. Они облачены в богато орнаментированные хитоны и плащи с застежкой на правом плече, так называемые хламиды. Со стороны груди и со спины плащи украшены таблионами - прямоугольными вышитыми вставками, указывающими на принадлежность к высшим придворным чинам. В этих мучениках видят изображения святых воинов Георгия и Феодора. Основанием служит лишь сходство лиц, однако такое же сходство можно отметить и в изображениях многих других святых. Кроме того, отсутствует обычное для данных святых воинское облачение, что заставляет усомниться в этом давно ставшем общепринятым мнении. Совсем необязательно, что были изображены самые известные святые. Выбор двух из многих известных мучеников был, скорее всего, определен индивидуальными предпочтениями заказчика иконы , пожелавшего отметить соименных или специально почитаемых святых, которым, по аналогии с императорским церемониалом, отведена роль почетной стражи Богоматери с царственным младенцем.

В целом иконография синайской иконы представляет на редкость цельный образ иерархии святости: от Св. Троицы, Христа, Богоматери к ангелам и св. мученикам, которые все вместе создают яркую картину Царства Небесного, явленного молящемуся как напоминание о возможности спасения и будущей вечной жизни. Этот многосоставный образ реализован с помощью системы сложных художественных приемов. Так, с точки зрения подражания античным образцам изображения ангелов кажутся прямой цитатой из древнеримских росписей, в образе Богоматери с ее непропорционально крупной головой связь с классической традицией ощущается слабее, а святые мученики трактованы в наиболее условной, уже средневековой манере с застывшим взглядом широко открытых глаз. При этом, напротив, с точки зрения самой живописи фигуры ангелов показаны совершенно бесплотными, полупрозрачными, в изображении Богоматери живопись становится более плотной, приобретая максимальную конкретность и чувственную насыщенность в одеяниях святых мучеников. Таким путем создается драматургия образа и обретается гармония целого, которой способствует настоящая полифония взаимно сбалансированных взглядов и движений.

Внутренняя динамика в изображении Богоматери и младенца, построенная на разнонаправленных поворотах головы и тела, уравновешивается абсолютно неподвижными столпообразными фигурами мучеников. А отклоняющиеся фигуры ангелов на втором плане образуют своего рода пространственную стрелу, указывающую на символический и художественный центр всей иконы - образ Богомладенца.

К ней обращаются с молитвами о помощи, просьбами об исцелении или заступничестве. Говорят спасибо за оказанную помощь, в тяжелых жизненных ситуациях. Ее считают символом наивысшей доброты, кротости, целомудрия и мудрости. Она – Божья Матерь, иконы которой есть в каждом православном храме, а все образы трудно перечислить и обозреть. Также она присутствует и в домах людей, которые верят в Бога, соблюдают его заповеди.

Различные варианты икон

Божью Матерь представляют на иконах по-разному. У каждой из них есть свое название, значение иконы Богородицы тоже может отличаться в некоторых деталях. Она помогает разрешить определенную жизненную ситуацию, произошедшую в жизни нуждающегося в помощи. Облик ее изображается всегда немного печальным, кротким. Только так может смотреть на людей Дева, ведь они живут в постоянных хлопотах, страдают, грешат.

Потребуется огромный каталог, чтобы перечислить все иконы Божией Матери с названиями, ведь помимо оригиналов есть и многочисленные списки, которые нередко бывали прославляемы отдельно. Поэтому сначала лучше рассмотреть основные виды икон Богородицы:

  • Одигитрия – эти иконы Божьей Матери изображаются с младенцем на левой руке, могут использоваться с разными названиями, но всегда Богородица указывает на Христа, а Богомладенец делает благословляющий жест, также бывают и с младенцем на правой руке, ситуация с названиями, тут идентична, они разные, но каноническое – общее;
  • Елеуса – Они прильнули друг к другу щеками, символически такие иконы Божьей Матери указывают на высокое значение для каждого человека трепетного отношения к Господу;
  • Оранта – к этому типу Богородичных икон относятся такие, где на груди Девы Марии изображается медальон с Христом, а она воздевает руки к небу, молясь о людях и прося милости Господа;
  • Акафистный – название икон условное, также возможно назвать эти образы сюжетными, тут часто сочетаются иконы Богородицы и святых, суть заключается в прославлении определенного качества Богородицы, которое отмечено в акафистах.

Не перечислить сколько икон Богородицы существует, но попробовать возможность есть, исходя из предыдущей классификации, рассмотрим наиболее известные образы:

  • Одигитрия – чудотворная икона Косинская (Моденская), Дамаскинская икона, которая также называется Троеручицей, Услышательница, икона с лестницей, Корфская, Гербовецкая,
  • Елеуса – Ярославская икона, Волоколамская, Балыкинская, Феодотьевская, Елецкая, Рожковская,
  • Оранта – Новгородская, Алабацкая, Нерушимая стена, Неупиваемая чаша;
  • Акафистный – Трубчевская (хотя также может относиться и к первому типу), Августовская, Кипрская.

Отдельно следует выделить и нерукотворные иконы Божией Матери, то есть такие, которые были дарованы свыше. Эти образы отпечатывались на какой-то поверхности или просто люди где-то отыскивали икону

Эти редкие иконы Богородицы почитаются особым образом, часто являются чудотворными.

Общие детали образа

На полотнах иконы Девы Марии, присутствуют общие черты изображения. Волосы у нее спрятаны под накидкой (мафория), спущенной на плечи. Сделано так потому, что в давние времена, в Израиле, это было обязательным требованием к внешнему виду женщины. По традиции накидка эта красного цвета, чтобы все люди помнили о том, что сама Она из царских родов, а также это отражает большие страдания, которые перенесла Богородица. Самый нижний слой одежды изображается в голубом цвете, обозначающем небесную чистоту и совершенство Божией Матери. Иконописцы, таким образом, показывают на ее связь с Богом.

Сложно оставить без внимания описание символизма иконы Девы Марии, означающий и раскрывающий всю глубину смысла рисунка. Изучая христианские традиции, под изображением Божьей Матери понимается не только определенное лицо, но и вся церковь в целом.

Изображение рукавов на одежде Девы выполнено в виде поручей, то есть традиционного наряда всех священнослужителей. Дева Мария, со всей церковью призывает служить воедино с Христом, который является самым первым священником. Изображение звезд по плечам и на голове Божьей Матери говорят о ее божественности и чистоте. А также считается символом единства Троицы. Во многих странах мира возведены целые храмы в честь Девы Марии, которые могут быть посещены любым желающим. В некоторых из этих храмов находятся иконы, которые творят чудеса, оказывая помощь обратившимся к ним нуждающихся людей.

Молитвы Пресвятой Богородице

На самом деле молитв огромное количество, также как икон. Разные образы могут прославляться в разные дни церковного календаря.

Молитва 1

Царице моя преблагая, Надеждо моя, Богородице, Приятелище сирых и странных Предстательнице, скорбящих Радосте, обидимых Покровительнице!

Зриши мою беду, зриши мою скорбь; помози ми, яко немощну, окорми мя, яко странна!

Обиду мою веси – разреши ту, яко волиши!

Яко не имам иныя помощи, разве Тебе, ни иныя Предстательницы, ни благия Утешительницы, токмо Тебе, о Богомати!

Яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков. Аминь.

Молитва 2

Досто́йно есть я́ко вои́стину блажи́ти Тя, Богоро́дицу, Присноблаже́нную и Пренепоро́чную и Ма́терь Бо́га на́шего. Честне́йшую херуви́м и сла́внейшую без сравне́ния серафи́м, без истле́ния Бо́га Сло́ва ро́ждшую, су́щую Богоро́дицу, Тя велича́ем.

Молитва 3

Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших.

"Всецарица" знают во всем мире как целительницу онкологических заболеваний. Молитвы к Богородице помогают не только от рака, но и от от других смертельно опасных болезней. Родители молятся Богоматери о своих детях, которые отравляют себя алкоголем и табаком. Тем, кто хочется получить защиту от всякого волшебства и чар, тоже может помочь Всецарица. Акафист и молитва к ней, освященная вода и масло, при должном уровне веры в исцеление творят настоящие чудеса, которые во множестве зафиксированы в летописях храмов.

Варианты иконы «Всецарица»

Есть несколько вариантов этого образа Богородицы. Необходимо понимать, что, подойдя к иконе, мы просим помощи не у нее, а у самой Богородицы. Не забывайте, что именно к ней идет молитва. Всецарица слышит обращения всех просящих и отвечает на них.

Образ Божьей Матери, восседающей на троне с Младенцем в левой руке, в иконографии известен давно. На стенах Вифийского монастыря Богородицы «Всецарицы» (Пантовасилиссы) постройки XVIII века до настоящего времени остаются фрагменты фресок Триглийской иконы.

Еще известен образ Всецарицы (Пантанассы), который был подарен в XV веке царевной Марией Палеологиной, супругой молдавского правителя Стефана Великого, монастырю Григориат на Святомострове Афон. Такой образ именуется Григориатским. Эта икона несколько раз оставалась невредимой при нескольких пожарах, даже если все остальное сгорало дотла. Всецарица, молитва к которой ежедневно звучит до наших дней, щедро наделяет своей благодатью эти места.

Есть икона, на которой Христос не благословляющий, как обычно изображается на иконах со Святой Богородицей. Это Симонопетрская икона Пресвятой Богородицы (Пантократорисса), которая была написана в 1530 году и подарена Симонопетрскому монастырю на Святом острове Афон митрополитом Афанасием. из Никеи. На этой иконе также изображена Всецарица на троне с Младенцем с двумя ангелами за ней.
Еще один вариант чудотворной иконы, которой посвящена эта статья, имеет название ватопедская Всецарица, или Пантанасса. Образ Богородицы с Младенцем Христом на левой руке, сидящей на троне, окруженном ангелами, почитается очень давно. Наиболее ранние изображения встречаются в VII веке, когда самым доступным лекарством от болезней была молитва. Всецарица - это чаще всего это небольшого размера икона. Но насколько благодатно изображение Богородицы на ней!

Описание иконы

Чудотворная икона Божьей Матери, написанная примерно в XVII веке, находится на Святом острове Афон, в соборном храме Ватопедского монастыря, с левой стороны от Царских ворот. На иконе изображен царский трон, на котором в багряном одеянии сидит Пречистая Дева с Младенцем на руках. У маленького Иисуса в левой руке находится свиток, а пальцы правой сложены в жесте благословления. Богородица правой рукой указывает на Своего Младенца Сына как на Спасителя людей. Позади трона стоят двое ангелов, благоговейно осеняющие крыльями Пречистую Деву.

Икону относят к иконографическому типа Панахранта. Если перевести с греческого это название, мы получим значения «Пречистая», «Пренепорочная». Такой тип икон Богородицы еще имеет название «Всемилостивая». Общего у них то, что Богородица с Иисусом на коленях изображается сидящей на престоле или троне, что символизирует величие и славу царственной Богоматери, самой совершенной из всех, кто родился на земле. Поэтому молитва Всецарице об исцелении часто помогает тем, кто с усердием прибегает к помощи Божьей Матери.

Предание об иконе «Всецарица»

Старец Иосиф Исихаст, очень известный на Афоне, в XX веке благословлял своих учеников образом Пантанассы. Он же и рассказывал самое древнее предание об этом образе.

Однажды перед иконой остановился что-то невнятно бормочущий про себя странный юноша. Пока он стоял перед ней, лик Богородицы засиял дивным светом, и невидимой силой этот человек был брошен на пол. Когда со страхом он выбежал на улицу, то в слезах признался старцам в том, что занимался волшебством и магией, проводил жизнь во грехе. Таким способом Богородица явила силу своего образа, наставила юношу на путь покаяния и отвратила от нечестивой жизни. После такого чудотворного вмешательства Богородицы этот юноша изменил свою жизнь и остался жить на Афоне. Так спасла его душу Всецарица, икона Божией Матери. Молитва к ней помогает избавиться от всяческих волшебных чар. К этому образу прибегают за защитой от магов и экстрасенсов.

Что за болезнь - рак?

Заболевание раком имеет древнейшую историю. Само название болезни - «карциома» - дал Гиппократ. Образованный из двух греческих слов «опухоль» и «краб», недуг получил такое название из-за того, что опухоль внешне напоминает краба.

Первые заболевания раком описаны еще у египтян в 1600 году до нашей эры. В папирусе тех времен дано описание нескольких форм этой болезни и уточняется, что от нее не существует лечения.

А в первом веке до нашей эры римский врач А. Цельс предложил удалять опухоль на ранних стадиях, а на поздних - не лечить вообще.

За эти века ученые и врачи так и не смогли найти пути лечения этой страшной болезни, которая поражает все больше людей по всему миру. Как и в давние времена, всем заболевшим онкологическими заболеваниями остается уповать только на чудо. Надо признать, что практически все известные случаи чудесных исцелений связаны с молитвами к Спасителю и Богородице. То, что молитва Всецарице при онкологии действенна, доказывается многими чудесными случаями исцелений.

Исцеляющая икона

После первого проявления в XVII веке такой чудотворной силы образа Божьей Матери люди стали примечать и то, что чудотворное изображение оказывает благотворное действие на страдающих болезненными опухолями, и даже злокачественными. Все чаще возносилась молитва Всецарице об исцелении, все больше точных списков, сделанных с этой чудотворной иконы, разлетелись по обителям. С тех давних пор эту икону почитают по всему миру как избавительницу от онкологических заболеваний. В наши дни образ Богородицы «Всецарица» своей благодатью может исцелять одну из самых страшных болезней в истории человечества.

Первое чудо в России

Маленькая девочка, которая проходила лечение в московском онкологическом центре, осенью 1991 года обратила внимание на то, что от бумажного изображения Богородицы на больничной стене исходит необычный свет. Она рассказала об этом взрослым, но они приняли это за детские фантазии. В течение короткого времени такое свечение увидели и другие дети. А девочка, которая первая увидела свет, пошла на поправку, ее болезнь неожиданно стала отступать. Когда об этом узнали родители маленьких пациентов онкологического учреждения, то построили небольшую часовню в честь иконы Божией матери Всецарица. Даже самый маленький ребенок поверил в то, что его исцелит молитва. «Всецарица», простая картинка на обычной бумаге, щедро давала исцеления всем верящим ей.

Икона в Общине милосердия

В России один из списков с афонской чудотворной иконы был сделан в 1995 году с благословления архимандрита Ефрема, когда Община милосердия святого Иоанна Кронштадтского при центре по лечению детских онкологических заболеваний, который находится на Каширском шоссе, попросила дать возможность больным детям исцелиться. Так, в центре был передан несчастным детям список этой иконы, написанной с соблюдением канона, торжественными богослужениями и молитвенными предстояниями.

Как много чудес сотворила в этом центре наивная детская молитва! Всецарица, несомненно, ответила на нее. Состояние детей значительно улучшилось, причем это никак не объяснить только применением лекарственных препаратов.

Прошло несколько месяцев, и перед праздником Рождества Пресвятой Богородицы эта икона неожиданно замироточила. Появилось всего несколько капель, но их невероятное благоухание наполнило все помещения вокруг. Мироточение повторилось на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

Первое чудо исцеления, которое произошло в России, - исцеление юноши, наркомана с многолетним стажем. После этого случая молитва Всецарице звучит из уст родителей за своих чад, пристрастившихся к наркотикам и алкоголю.

Икона в Храме Всех Святых

Весть о чудотворной иконе разнеслась по Москве со скоростью молнии. Чтобы большое количество паломников не было в тягость больным детям, икона была перенесена в Храм Всех Святых, принадлежащий бывшему Ново-Алексеевскому монастырю. Он находится недалеко от м. «Красносельская», в Красносельстком переулке. Тем не менее, Образ Пресвятой Богородице часто привозят в онкологический центр для проведения служб и молебнов.

Летопись чудесных исцелений храма Всех Святых

Через некоторое время был написан церковно-славянский вариант акафиста Божьей Матери в честь ее образа «Всецарица», который имел некоторые отличия от греческого варианта. По воскресеньям в Храме Всех Святых в 15.00 и 16.30 проходит молебен, читается акафист Всецарице и молитва от рака. После молебна происходит помазание всех страждущих освященным маслом.

Летопись, которая ведется в храме, пополняется все новыми и новыми записями, свидетельствующими о чудесной помощи всем тем, кто уже отчаялся получить исцеление от земных врачей. Здесь содержатся записи о младенцах и стариках, о мужчинах и женщинах, об исцелении самых поздних стадий заболевания раком и многие другие. Получившие исцеление люди, которым молитва Всецарице вернула здоровье или жизнь, не только записывают свои истории чудесного выздоровления, но и несут всевозможные дары этой святыне.

Список Новоспасского монастыря

В наши дни список образа Пантанессы, который находится в храме Всех Святых в населенном пункте Красное село, является не единственным в России чудотворным. Акафист Всецарице и молитва от рака еще читаются в Москве, на Крестьянской площади, д. 10 (ст.м. «Пролетарская»), в Новоспасском монастыре, где с 1997 года есть еще один чудотворный список этой исцеляющей иконы. Он был специально создан в Ватопедском монастыре и доставлен в Россию. Он тоже является чудотворным и миротичивым. Здесь также ведется летопись с записями исцелений людей, которым молитва Богородице Всецарице вернула жизнь и здоровье, и с записями чудотворений, происходящих от этой святыни. Перед этим образом Богородицы ежедневно совершаются молебные пения, а по воскресным дням служатся молебны с водоосвящением. Многочисленные приношения от исцеленных свидетельствуют о большом количестве случаев исцелений, которые явились практически сразу после того как была прочитана молитва Божьей Матери Всецарица у этого образа.

Серпуховский список иконы

Чудотворный список этого образа есть и в Серпуховском Владычном женском монастыре в Московской области. За то время, пока он там находится, икона мироточила свыше 30 раз. Есть свидетельства о двух случаях исцеления от онкологических болезней. Молитва Всецарице от рака и акафист Божьей Матери читаются в обители ежедневно. Во время служб поминаются имена людей, которые страдают различными недугами. Множество паломников приезжают в обитель с верой и надеждой на то, что им поможет молитва. «Всецарица» считается одной из самых сильных икон в мире, исцеляющих онкологических больных. Божья Матерь являет через образа Свою неизреченную благодать и любовь, подает Свое чудо исцеления всем, кто с верой и любовью просит пред Ее прославленным образом.

Молитва Всецарице при онкологии

Кто только ни приходит к образу Богородицы! Как только появились новости о выздоровлении онкологических больных, которые потеряли всякую надежду на исцеление, к иконам Божьей Матери стали стремиться все страдающие такими тяжелыми заболеваниями, которые современная медицина пока не имеет возможности вылечить. Сильная молитва Всецарице от рака помогает даже на последних стадиях, отводит беду от тех, у кого рак только подозревают. После усердных молитв диагнозы часто чудесным образом меняются в лучшую сторону.

Молитва Всецарице при онкологии сильна перед любым ее изображением, будь то маленькая распечатанная бумажка, иконка в домашнем иконостасе или большая икона в большом храме. Милостивая Божья Матерь всегда услышит просьбу о помощи.

В субботу пятой недели Великого поста Православная Церковь совершает неседальное пение образу Пресвятой Богородицы.

Древние израильтяне, видя гибель врагов своих в пучинах Чермного моря, воспели на берегах его победную песнь Избавителю Богу: «Десница Твоя, Господи, прославися в крепости, десная Твоя рука, Господи, сокруши враги!»

С тех пор ветхозаветная Церковь в праздник Пасхи ежегодно воспевала сию благодарно-победную песнь в воспоминание чудесного избавления своего от сильных врагов. Православная, новозаветная церковь видела неоднократно поборающую по себе десницу Всемогущего; ее враги в тяжкие минуты опасности были низлагаемы чудесною помощью.

В субботу на пятой неделе Великого поста Святая Церковь торжественно возглашает молебное пение акафиста, или благодарственной похвалы Пресвятой Богородице Одигитрии.

Этот праздник установлен в IX веке в память неоднократного избавления Константинополя помощью и заступлением Пресвятой Богородицы от нашествия супостатов. При императоре Ираклии, когда патриарх Сергий, нося на руках своих икону Пресвятой Богородицы по стогнам и стенам града, умолял Господа о защите против свирепых врагов персидских и скифских войск, осаждавших Константинополь, тогда народ искал защиты в храмах Господних, день и ночь умоляя усердную Заступницу спасти Свой город. Эта икона теперь находится в Москве в Успенском соборе и называется Влахернскою.

Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери и почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и града своего. Многие храмы в честь Ее были там воздвигнуты. Волахернском храме хранилась святая Ее икона, писанная св. евангелистом Лукою. В достопамятную ночь, когда соединенные силы агарян и персов с моря и с суши двинулись на сокрушение стен константинопольских, внезапно противу самого Влахернского храма восстала страшная буря, которая рассеяла и потопила суда их со множеством войска. Остальные враги со стыдом бежали. Тогда-то во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную песнь:

«Взбранной Воеводе победительная, яко избавлъшеся от злых, благодарственная восписуем Тираби Твои, Богородице!»

И с того времени на воспоминание столь великого чуда Православная Церковь постановила празднество Похвалы Пресвятой Богородицы.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе среди царских чертогов в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные останки земной Ее жизни - риза и пояс Ее; но в IX веке праздник сей внесен в типики монастырей святого Саввы Студийского и потом в триодь и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Акафист этот есть священная похвала Пресвятой Девы. Он состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по
счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским аллилуйя, каждый икос - приветствием архангела: радуйся.

Все творение оканчивается краткою молитвою к Пресвятой Деве о том, чтобы Она спасла христиан от бед и напастей. В таком виде акафист читается и в другие дни; но в субботу праздника Похвалы Богородицы он входит в состав богослужения и поется на утрене не весь вдруг, но раздельно, в промежутке других песней, в четыре разные выхода, и каждое отделение начинается и кончается пением первого кондака: Взбранной Воеводе и пр. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а некоторые другие лица прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.

Наша Православная Церковь совершает это торжество для утверждения кающихся в надежде на Заступницу Небесную, Которая, избавляя верных от врагов видимых, тем более готова нам помочь в борьбе с врагами видимыми.

Изображение Похвалы Пресвятой Богородицы находится в Московском Успенском соборе на столпе.

Богородица с Младенцем, ангелами и святыми

Константинопольский мастер (?), VI век (?).
Синай, монастырь Св. Екатерины.
Энкаустика, доска, 68,5 × 49,7 см.

Богородица восседает на украшенном жемчугом и драгоценными камнями троне, в центре ниши-экседры. На ней туника, мафорий из синего пурпура и красные туфли. На руках она держит Младенца, облаченного в тунику и плащ цвета светлой охры с золотым ассистом. Правой рукой Он благословляет, в левой держит свиток. По сторонам от Богородицы стоят двое святых в туниках с пурпурной каймой, хламидах и таблионах. Их ноги, в белых чулках и черной обуви, отбрасывают на землю тень. У каждого в правой руке - крест как знак мученичества. В стоящем слева святом, с остроконечной бородой, видят Феодора Стратилата, в стоящем справа - скорее всего св. Георгия. За троном, облаченные в белое, ангелы созерцают десницу Божию, изливающую на Богородицу свет.

Доски иконы со временем сильно выгнулись, и образовалась вертикальная трещина. Однако живописный слой в целом хорошо сохранился, за исключением некоторых осыпавшихся фрагментов (нога и волосы святого справа, переписанные в Новое время).

Высочайшего качества икона приписывается константинопольскому мастеру VI века.

Чтобы изобразить различные уровни реальности художник воспользовался специфическими стилистическими приемами. Естественность движений и пронизанная светом легкость письма, особенно заметная в ликах ангелов, передает бестелесность, неуловимость, светоносность и воздушность божественных посланников. Богородица и Спаситель также изображены с большой свободой. Колени Девы Марии слегка повернуты влево, а взгляд - вправо, мимо зрителя, что подчеркивает отдаленность ее от земного пространства. У Младенца типично по-детски сложены ножки. Образы святых, которые по идее должны быть ближе к человеческой реальности, характеризует отрешенность: строго фронтально, неподвижно, словно колонны, они стоят справа и слева от Девы Марии, их лики не выражают никаких эмоций, фигуры, исполненные Духа Святого, абсолютно бестелесны. Но именно они обращаются к зрителю магнетическим взгядом огромных, широко раскрытых глаз. Они - врата, распахнутые в небеса, передающие Христу и Богоматери молитву верующих. Младенец тоже смотрит на зрителя. Его фигура - композиционный и смысловой центр иконы, являющий собой истину Боговоплощения.



Вверх