Храм св. Троицы в Серебряниках. Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава: Надо учиться Христовой любви

25 июля митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава получил государственную награду - орден Почета. В тексте указа президента РФ Дмитрия Медведева сказано, что управляющий Чебоксарской епархией удостоен этой награды «за достигнутые трудовые успехи, многолетнюю добросовестную работу и активную общественную деятельность». Это не первая светская награда владыки - до этого он был награжден орденом Дружбы и стал лауреатом Государственной премии в области строительства и архитектуры. Митрополит Варнава в этом году отметил свой 80-летний юбилей, 55-летие служения в священном сане и 35-летие архиерейской хиротонии.

Детство

Митрополит Варнава (в миру - Владимир Викторович Кедров) родился 21 апреля 1931 года в селе Высокое Рязанского района Рязанской области в глубоко верующей, благочестивой семье. Дед его по отцу, протоиерей Иоанн, был последним священником в этом селе, в той церкви, в которой на протяжении около трехсот лет священствовали его предки. В 1929 году, когда шла вторая волна репрессий по отношению к служителям Церкви и верующим вообще, протоиерей Иоанн был арестован и расстрелян.

В 1931 году отец будущего владыки Варнавы, Виктор Кедров, был назначен служить в это же село Высокое, и в Прощеное воскресенье его должны были рукоположить в сан диакона, а в последующем - священника. Но за несколько дней до этого, в четверг Масленой недели, его тоже арестовали, увезли в Рязань и дали срок - 10 лет. Несмотря на многие запросы его дальнейшая участь неизвестна.

Дом и все имущество отобрали в собственность колхоза, а мать будущего владыки, Евдокию, которая скоро должна была родить, с тремя малолетними детьми поселили в маленьком доме-времянке. Семьи осужденных обычно подлежали немедленной высылке, и через месяц, в Великую Субботу того же года, пришли и к ним, чтобы сослать в Сибирь. Но у матери в это время начались схватки, и вскоре она родила мальчика, которого назвала Владимиром. Володя был четвертый ребенок. Власти отложили арест и пообещали вернуться через несколько дней, но почему-то не вернулись. Так рождение будущего владыки спасло его семью.

Владыка Варнава вспоминает: «В церковь во время войны мы ходили в город Рязань, в кладбищенский храм «Всех Скорбящих Радость». Ночевать было негде, спали на кладбище, внутри высоких оград могил, чтобы не набрасывались на нас злые бродячие собаки. В городе были постоянные военные тревоги и бомбежки. Один раз вышли из дома, оглянулись - а дома уже нет, был взорван. В период войны мне было 10-14 лет. Мы копали окопы, потому что через наше село проходила линия фронта.

В 1946 году открылся храм в селе Бахмачеево, в восьми километрах от нас. Служил там протоиерей Петр Смирнов - мой двоюродный дядя, очень благочестивый, большой молитвенник. Он много помогал людям, исцелял болящих, обладал даром прозорливости. Я был у него пономарем. В это же время через верующих я познакомился с блаженной Пелагеей Рязанской, слепенькой старицей, и стал иногда ходить к ней. Очень много ходило к ней народу за помощью, за советом. Власти не разрешали, некоторых, из приходящих к ней, арестовывали, но люди все равно шли, потому что ее прозорливость была известна.

В детстве я очень любил молиться, даже по ночам. Однажды услышал визг, как будто кто-то пляшет на чердаке. Но когда стал усерднее молиться, все исчезло».

Начало церковного служения

«Когда открыли в Рязани Борисоглебский собор, - вспоминает митрополит Варнава, - я помогал при его ремонте, сначала как разнорабочий. Потом секретарь архиерея, протоиерей Симеон (Грацианский), пригласил иподиаконом к Рязанскому архиерею. Так я стал иподиаконом».

Владыка Варнава рассказывал, как однажды, в начале пятидесятых годов, на праздник Благовещения, который совпал в тот год с Великой Пятницей Страстной седмицы, его после службы силой завели в милицию и потребовали подписать бумагу об отказе от веры. Володя ничего не подписал. Его стали сильно избивать, но вот что удивительно: «Почему-то боли не чувствовал, - рассказывает владыка, - просто думал, что сегодня Страстная Пятница, то есть день, когда распинали и мучили Господа, и я как будто вместе с Ним страдаю. И еще одна мысль была - вот почему мученики переносили такие тяжкие истязания, не теряя мужества. Господь давал им силы перенести все это. Вечером меня выпустили. На следующий день я причастился, и такой радости после причащения я, наверное, никогда потом не испытывал.

Несмотря на трудную жизнь, было и много хорошего в ней, потому что Господь хранил и укреплял меня. Много раз я попадал в опасные ситуации, но благополучно выходил из них. В детстве мы с братом рыбачили и оказались на отколовшейся льдине. Брат перепрыгнул, а я оказался в воде, затянуло меня в водоворот, и не знаю, как выбрался целым и невредимым. По дороге в храм - а она была долгая! - я много раз шел мимо волков, стоящих вдоль дороги, но Господь хранил меня.

Архиепископ Николай (Чуфаровский), у которого я служил, уважал меня и доверял. Однажды я отпросился у него в Троице-Сергиеву Лавру, и мне там очень понравилось. Никому я об этом не говорил, но все время меня тянуло туда».

Один батюшка, который лично знал наместника Лавры архимандрита Пимена, будущего Патриарха, походатайствовал за Владимира. И отец-наместник согласился принять юношу в монастырь. Владыка вспоминает: «Без благословения матери уходить в монастырь мне не хотелось. А как его получить? Редкая мать согласится расстаться со своим чадом, тем более что моя мама рассчитывала жить со мной. И я поступил так: сказал ей, что хочу жениться. Она огорчилась. Тогда я спросил: может, мне пойти в монастырь? Мама ответила, что лучше идти в монахи, чем жениться. Больше ничего меня не удерживало в этом мире».

Лавра


22 мая 1955 года Владимир поступил послушником. 10 декабря 1955 года наместником Лавры архимандритом Пименом (впоследствии Святейшим Патриархом) в Трапезном храме послушник Владимир был пострижен в монашество с именем в честь святого апостола Варнавы и уже в январе 1956 года назначен ризничным Лавры. «Началась моя монашеская жизнь, - рассказывает владыка, - всякое случалось - и трудное, и горькое. Но я все переносил без упрека, полностью положившись на волю Божию, всегда повторяя слова святителя Иоанна Златоуста: «Слава Богу за все». 15 лет не выходил за ворота монастыря; никогда не забывал, что назад пути нет. Когда было тяжело, закрывался в келии, становился на колени перед иконами с молитвой и сразу чувствовал облегчение».

Чебоксарская кафедра

К приезду епископа Варнавы в Чувашии было 35 приходов. За 35 лет архиерейского служения на Чебоксарской кафедре из руин были восстановлены семь монастырей, открыто более 200 приходов, открыто Чебоксарское духовное училище. При активном участии и огромном вкладе владыки Варнавы возрождена историческая часть города Чебоксары, открыта «Дорога к Храму», соединяющая центр с исторической частью города.

По благословению митрополита Варнавы в епархии создан Православный миссионерский центр. На приходах открыты Дома милосердия для престарелых и обездоленных прихожан, организована благотворительная служба помощи неимущему населению. Для многих прихожан и духовенства Чувашии владыка стал, как родной отец. В очереди на прием к митрополиту Варнаве, а он постоянно принимает людей, и сельская труженица, и университетский ученый, и врач, и учительница - для каждого найдется доброе слово и мудрый совет. Владыка постоянно служит, ездит по епархии, встречается со многими людьми. Имя владыки - Варнава - в переводе означает «сын утешения». Вот уж поистине - по имени и житие.

Я знаю владыку Варнаву 20 лет. Митрополит Варнава является для меня, и для многих-многих знающих его, примером ревностного служителя Церкви Христовой, мудрого архипастыря. Всегда буду помнить наказ владыки Варнавы: «Будь со Христом!». Со Христом и Его святой Церковью проводит всю свою жизнь и сам митрополит Варнава.

Справка

15 февраля 1956 года в Богоявленском Патриаршем соборе г. Москвы Святейший Патриарх Алексий I (Симанский) рукоположил монаха Варнаву в сан иеродиакона, а 9 марта 1957 года - во иеромонаха. В 1960 году иеромонах Варнава (Кедров) был возведен в сан игумена, а в праздник преподобного Сергия, 8 октября 1965 года, возведен в сан архимандрита.

С 1970 по 1974 годы архимандрит Варнава нес послушание благочинного и исполнял обязанности наместника Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Архимандрит Варнава был членом Поместного Собора 1971 года от братии Троице-Сергиевой Лавры.

30 ноября 1976 года состоялась архиерейская хиротония архимандрита Варнавы во епископа Чебоксарского и Чувашского, которую возглавил Святейший Патриарх Пимен.

В 1984 году епископ Варнава возведен в сан архиепископа, а 25 февраля 2001 года, за внимание к усердному служению Церкви Божией, архиепископ Варнава был возведен в сан митрополита. Митрополит Варнава удостоен многих церковных и светских наград

Во внимание к усердным трудам на благо нашей Церкви, в связи с 80-летием со дня рождения, а также 55-летием служения в священном сане и грядущим 35-летием архиерейской хиротонии Святейший Патриарх Кирилл удостоил митрополита Варнаву ордена преподобного Серафима Саровского I степени.

Материал подготовил Дмитрий Авдеев, член Союза писателей России

Биография Митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы

Варнава (Кедров Владимир Викторович); род. 21.04.1931г., с.Высокое Рязанского района Рязанской обл.), Митрополит Чебоксарский и Чувашский. Происходит из древнего священнического рода, ведущего свое начало от 17 века. Дед – прот. Иоанн Кедров служил в храме Ап. Иоанна Богослова с.Высокое, в 1929 году был арестован и репрессирован. Отец – Виктор Кедров был арестован в 1931 году органами НКВД за 4 дня до предстоящей диаконской хиротонии, которая и послужила поводом к аресту. Впоследствии был репрессирован, и сведений о нем никаких не было. Когда пришли арестовывать мать, у нее начались предродовые схватки, арест не состоялся, что спасло и ее и сына Владимира. Мать Евдокия Петровна одна воспитывала четверых детей, которые с детских лет посещали храмы. В 12 лет Владимир Кедров познакомился с блж. Пелагеей Рязанской и стал ходить к ней. Она говорила всем, что Володя будет большим человеком, а в 1956году - произошла встреча со схимонахом – пустынником Георгием, который предсказал ему архирейское служение.

В 1945 году Владимир Кедров получил среднее храмовое образование. С 1951 по 1953г.г. (1,5 года) был понамарем с. Бахмачеево Рязанской обл. Мервинского района у своего дяди прот. Петра Смирнова. 1953-1955гг. иподиаконствовал у Рязанского архиепископа Николая (Чуфаровского; +1967), помогал при ремонте Рязанского Борисо-Глебского кафедрального собора. В мае 1955 года вступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры, и был назначен помощником ризничного и посошником наместника. 10 декабря того же года наместником Лавры архим. Пименом (Извековым; впосл. Святейшим Патриархом) в Сергиевском Трапезном храме пострижен в монашество с именем в честь Святого Ап. Варнавы. 18 января 1956 года назначен ризничным Лавры. Святейший Патриарх Алексий-I (Симанский) рукоположил монаха Варнаву 15 февраля 1956 года в Богоявленском патриаршем соборе г. Москвы в сан иеродиакона, а 09 марта 1957 года в Крестовой церкви в патриарших покоях Лавры - в сан иеромонаха. Помимо послушания ризничного Лавры, иеромонах Варнава исполнял послушание главного уставщика Лавры, в будние дни канонаршил. В 1960 году - возведен в сан игумена и награжден Крестом с украшениями в 1963 году. В праздник преп. Сергия, 08 октября 1965 года - возведен в сан архимандрита. С 1970 по 1974 годы архимандрит Варнава нес послушание благочинного Лавры и состоял исполняющим обязанности наместника Лавры с 1970 по 1973 годы т.к. наместник Лавры архимандрит Августин (Судоплатов) по болезни жил в стороне. После смерти Патриарха Алексия-I (Симанского) - вошел в комиссию по ревизии патриарших покоев и по проведению Поместного собора для избрания нового Патриарха. Член Поместного Собора 1971 года от братии Троице-Сергиевой Лавры.

18 ноября 1976 год - определен быть епископом Чебоксарским и Чувашским. 30 ноября 1976 года - состоялась хиротония во епископа Чебоксарского и Чувашского в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры, которую возглавил Святейший Патриарх Пимен (Извеков). 07 сентября 1984 году - возведен в сан архиепископа. 25 февраля 2001 года - возведен в сан митрополита. К приезду епископа Варнавы в Чувашии было 35 Приходов. За годы, более чем 29- летнее служение Владыки Варнавы на Чебоксарской кафедре из руин были восстановлены семь монастырей: мужские – Чебоксарский во имя Святой Троицы, Алатырский во имя Святой Троицы, Александро-Невский в с. Каршлыхи; женские - Чебоксарский в честь Преображения Господня, Алатырский Киево-Никольский Новодевичий, Цивильский в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Иверский в с.Шерауты, открыто более 200 Приходов, восстановлено Чебоксарское духовное училище.

Значительным событием в жизни Чувашии стали визиты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия-II: 23-25 июня 1996 года и 05-08 июля 2001 года По благословению митрополита Варнавы в Чебоксарско-Чувашской епархии создан Православный миссионерский центр, ведущий активную борьбу с многочисленными сектами, развернувшими свою деятельность на территории Чувашской Республики. На многих Приходах открыты Дома милосердия для престарелых и обездоленных прихожан, организована благотворительная служба помощи неимущему населению. Священнослужители епархии окормляют места лишения свободы. При активном участии и огромном вкладе Владыки Варнавы возрождена историческая часть г. Чебоксары, открыта «Дорога к Храму», соединяющая центр с исторической частью города, которая была освящена Святейшим Патриархом Алексием-II во время его визита в 1996 году в Чебоксарско-Чувашскую Епрахию. В 1998 году местные городские власти выдвинули Владыку Варнаву кандидатом на соискание Государственной премии РФ, в области науки и техники. Митрополит Варнава неоднократно посещал святую Землю и святую гору Афон.

Владыка Варнава удостоен наград:

Св. равноап. кн. Владимира II степени (1971),
- Прп. Сергия Радонежского II степени (1981),
- Св. блгв. кн. Даниила Московского II степени(1996),
- Свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени (2001),
- Орденом Животворящего Креста Господня II степени Святейшим Патриархом Иерусалимским и всея Палестины Диодором (1996),
- Орденом Животворящего Креста Господня III степени (2003),
- Крестом Гроба Господня с орденом Животворящего Креста Господня I степени Блаженнейшим Патриархом Святаго Града Иерусалима и всея Палестины Иринеем (2004),
- Почетной медалью Советского Фонда Мира (1984),
- Орденом Дружбы (1996),
- Почетной медалью Волжского казачьего войска I степени (1996),
- Медалью Министерства Юстиции РФ к 120-летию УИС России(1999),
- Почетной Грамотой Президента Чувашской Республики Федорова Н.В. «За заслуги перед Республикой» (1997),
- Является лауреатом Государственной премии РФ в области науки и техники (2000),
- Медалью Министерства Юстиции РФ «За укрепление Уголовно-исполнительной системы» (2001),
- Медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» (2002),
- Медалью Министерства Юстиции РФ «В память 200-летия Минюста России» (2002),
- Медалью МВД РФ «За содействие МВД России» (2002),
- Медалью Госкомспорта РФ к 80-летию Госкомспорта России (2003),
- Медалью Министерства Юстиции РФ «В память 125-летия Уголовно-исполнительной системы России» (2004),

Высокопреосвященнейший Варнава

Высокопреосвященнейший Варнава (Кедров Владимир Викторович), митрополит Чебоксарский и Чувашский, родился 21 апреля 1931 года, в селе Высокое Рязанского района Рязанской области).

Патриаршая грамота (1970),

Орденом Дружбы (1996),

Орден "Почета" (2011)

Орденом М. И. Платова (2012)Высокопреосвященнейший Варнава (Кедров Владимир Викторович), митрополит Чебоксарский и Чувашский, родился 21 апреля 1931 года, в селе Высокое Рязанского района Рязанской области).

Происходит из древнего священнического рода, ведущего свое начало от 17 века. Дед - прот. Иоанн Кедров служил в храме Ап. Иоанна Богослова с.Высокое, в 1929 году был арестован и репрессирован. Отец - Виктор Кедров был арестован в 1931 году органами НКВД за 4 дня до предстоящей диаконской хиротонии, которая и послужила поводом к аресту. Впоследствии был репрессирован, и сведений о нем никаких не было. Когда пришли арестовывать мать, у нее начались предродовые схватки, арест не состоялся, что спасло и ее и сына Владимира. Мать Евдокия Петровна одна воспитывала четверых детей, которые с детских лет посещали храмы. В 12 лет Владимир Кедров познакомился с блж. Пелагеей Рязанской и стал ходить к ней. Она говорила всем, что Володя будет большим человеком, а в 1956 году - произошла встреча со схимонахом - пустынником Георгием, который предсказал ему архирейское служение.

В 1945 году Владимир Кедров получил среднее образование.

С 1951 по 1953г.г. (1,5 года) был понамарем с. Бахмачеево Рязанской обл. Мервинского района у своего дяди прот. Петра Смирнова. 1953-1955гг. иподиаконствовал у Рязанского архиепископа Николая (Чуфаровского; +1967), помогал при ремонте Рязанского Борисо-Глебского кафедрального собора.

В мае 1955 года вступил в число братии Троице-Сергиевой Лавры, и был назначен помощником ризничного и посошником наместника. 10 декабря того же года наместником Лавры архим. Пименом (Извековым; впосл. Святейшим Патриархом) в Сергиевском Трапезном храме пострижен в монашество с именем в честь Святого Ап. Варнавы.

18 января 1956 года назначен ризничным Лавры. Святейший Патриарх Алексий-I (Симанский) рукоположил монаха Варнаву 15 февраля 1956 года в Богоявленском Патриаршем соборе г. Москвы в сан иеродиакона, а 09 марта 1957 года в Крестовой церкви в патриарших покоях Лавры - в сан иеромонаха. Помимо послушания ризничного Лавры, иеромонах Варнава исполнял послушание главного уставщика Лавры, в будние дни канонаршил.

В 1960 году - возведен в сан игумена и награжден Крестом с украшениями в 1963 году.

С 1970 по 1974 годы архимандрит Варнава нес послушание благочинного Лавры и состоял исполняющим обязанности наместника Лавры с 1970 по 1973 годы т.к. наместник Лавры архимандрит Августин (Судоплатов) по болезни жил в стороне. После смерти Патриарха Алексия-I (Симанского) - вошел в комиссию по ревизии Патриарших покоев и по проведению Поместного собора для избрания нового Патриарха.

Член Поместного Собора 1971 года от братии Троице-Сергиевой Лавры.

30 ноября 1976 года - состоялась хиротония во епископа Чебоксарского и Чувашского в Трапезном храме Троице-Сергиевой Лавры, которую возглавил Святейший Патриарх Пимен (Извеков).

К приезду епископа Варнавы в Чувашии было 35 Приходов.

За годы, 30 - летнего служение Владыки Варнавы на Чебоксарской кафедре из руин были восстановлены семь монастырей: мужские - Чебоксарский во имя Святой Троицы, Алатырский во имя Святой Троицы, Александро-Невский в с. Каршлыхи; женские - Чебоксарский в честь Преображения Господня, Алатырский Киево-Никольский Новодевичий, Цивильский в честь Тихвинской иконы Божией Матери, Иверский в с.Шерауты, открыто более 210 Приходов, восстановлено Чебоксарское Духовное училище.

Значительным событием в жизни Чувашии стали визиты Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия-II: 23-25 июня 1996 года и 05-08 июля 2001 года

По благословению митрополита Варнавы в Чебоксарско-Чувашской епархии создан Православный миссионерский центр, ведущий активную борьбу с многочисленными сектами, развернувшими свою деятельность на территории Чувашской Республики.

На многих Приходах открыты Дома милосердия для престарелых и обездоленных прихожан, организована благотворительная служба помощи неимущему населению. Священнослужители епархии окормляют места лишения свободы.

При активном участии и огромном вкладе Владыки Варнавы возрождена историческая часть г. Чебоксары, открыта «Дорога к Храму», соединяющая центр с исторической частью города, которая была освящена Святейшим Патриархом Алексием-II во время его визита в 1996 году в Чебоксарско-Чувашскую Епарахию.

В 1998 году местные городские власти выдвинули Владыку Варнаву кандидатом на соискание Государственной премии РФ, в области науки и техники. Митрополит Варнава неоднократно посещал святую Землю и святую гору Афон.

Владыка Варнава удостоен наград:

Патриаршая грамота (1970),

Св. равноап. кн. Владимира II степени (1971),

Хиротония во епископа Чебоксарского и Чувашского (1976),

Прп. Сергия Радонежского II степени (1981),

Возведен в сан архиепископа (1984),

Св. блгв. кн. Даниила Московского II степени(1996),

Возведен в сан Митрополита (2001),

Свт. Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени (2001),

Орденом Животворящего Креста Господня II степени Святейшим Патриархом Иерусалимским и всея Палестины Диодором (1996),

Орденом Животворящего Креста Господня III степени (2003),

Крестом Гроба Господня с орденом Животворящего Креста Господня I степени Блаженнейшим Патриархом Святаго Града Иерусалима и всея Палестины Иринеем (2004),

Почетной медалью Советского Фонда Мира (1984),

Орденом Дружбы (1996),

Почетной медалью Волжского казачьего войска I степени (1996),

Медалью Министерства Юстиции РФ к 120-летию УИС России(1999),

Почетной Грамотой Чувашской Республики «За заслуги перед Республикой» (1997),

Лауреат Государственной премии РФ в области науки и техники (2000),

Медалью Министерства Юстиции РФ «За укрепление Уголовно-исполнительной системы» (2001),

Медалью «За заслуги в проведении Всероссийской переписи населения» (2002),

Медалью Министерства Юстиции РФ «В память 200-летия Минюста России» (2002),

Медалью МВД РФ «За содействие МВД России» (2002),

Медалью Госкомспорта РФ к 80-летию Госкомспорта России (2003),

Медалью Министерства Юстиции РФ «В память 125-летия Уголовно-исполнительной системы России» (2004),

Почетный Гражданин города Чебоксары Чувашской Республики (2005),

Орден «За заслуги перед Чувашской Республикой» (2006),

Орден преподобного Серафима Саровского II степени (2006),

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2006)

Медалью "450 лет. Волжское казачье войско" (2010)

Звание Почетного Доктора ЧГУ им. И.Н. УЛьянова (2010)

Орден преподобного Серафима Саровского I степени (2011)

Орден "Почета" (2011)

Золотой звездой ордена "Св. Георгий Победоносец" (2011)

Крест ордена "Верному сыну отечества, Матвей Платов" (2011)

Орденом М. И. Платова (2012)

Родился в семье слесаря ткацкой фабрики и дочери диакона. Родители, с религиозным благоговением относясь к знаниям, сделали все, чтобы сын мог получить серьёзное светское образование. Николай Беляев, внук крепостного, поступил после сельского училища в гимназию и окончил её с золотой медалью. Учился в школе с. Раменское, затем в Третьей московской гимназии, окончил её в 1908 году с золотой медалью. Окончил Московскую духовную академию (1911—1915 годы).

11 (24) июня 1911 года принял монашество в Зосимовой пустыни. Постриг совершил ректор Московской духовной академии епископ Феодор (Поздеевский). Летом 1911 года — рукоположен во иеродиакона, а в 1913 году — во иеромонаха. Иеромонах Варнава

Летом 1914 года совершил путешествие на Святую землю и Афон. В 1915 году получил степень кандидата богословия, дипломная работа: «Святой Варсонофий Великий. Его жизнь и учение». Назначен преподавателем гомилетики в Нижегородскую духовную семинарию (1915—1918 годы). Возведён в сан архимандрита. Был настоятелем Старо-Голутвинского монастыря Московской епархии.

Указом Священного синода от 13 февраля 1920 года архимандриту Варнаве было определено быть епископом Васильсурским викарием Нижегородской епархии. 29 февраля 1920 года состоялась его епископская хиротония. В начале августа 1920 года назначен старшим викарием епархии и переведён в Печерский Вознесенский монастырь.

Летом 1922 года вместе с правящим архиереем Нижегородской епархии архиепископом Евдокимом (Мещерским) подписал резолюцию о признании обновленческого Высшего церковного управления. Однако вскоре раскаялся и, объясняя свой поступок малодушием, поехал принести покаяние архиепископу Феодору (Поздеевскому), проживавшему в московском Даниловом монастыре, но не был им принят. В сентябре 1922 года посещает старцев Зосимовой пустыни. Иеросхимонах Алексий (Соловьёв) наложил на него епитимию за переход в обновленчество и благословил Варнаву на подвиг юродства. В 1928 году переезжает в Кзыл-Орду, создаёт там тайный монастырь, начинает писать аскетические сочинения. Там в 1928 году заканчивает своё главное сочинение — «Основы искусства святости (Опыт изложения православной аскетики)». В нём епископ Варнава попытался осмыслить знания, полученные в Духовной академии и от самостоятельного чтения аскетической литературы. В своей работе он цитирует святоотеческие сочинения, а собственные рассуждения и комментарии Варнавы касаются в основном явлений светской культуры. Епископ Варнава (фотография из следственного дела, 1933 г.)

Осенью 1931 года переезжает в Москву. 16 марта 1933 года арестован ОГПУ за создание тайного монастыря и «антисоветскую пропаганду» среди молодёжи, содержался в Бутырской тюрьме. 10 мая того же года осуждён особым совещанием при Коллегии ОГПУ по ст. ст. 58.10, 58.11 УК РСФСР и заключён в исправительно-трудовой лагерь сроком на 3 года. Наказание отбывал в Ойротской автономной области в селе Топучая. В лагере отказался от работ, был переведён на штрафной паёк. Ни с кем не разговаривал, целыми днями ходил вдоль стен лагеря. Из-за юродства был признан лагерными врачами сумасшедшим и переведён в Мариинские лагеря. Освобождён в 1936 году.

После освобождения жил в Томске, а в 1948 году переехал в Киев, где получил прописку за взятку. В Киеве Варнава вел тихую, внешне ничем не примечательную жизнь. Для соседей епископ был просто «дядей Колей». Богослужений не совершал за исключением великого освящения воды на Богоявление. В Киеве ходил молиться у местных святынь, присутствовал на богослужениях, не открывая своего сана и не участвуя в таинствах. С октября 1950 года он начинает вести записные книжки. До последних лет жизни продолжал работать над новыми произведениями.

Скончался 6 мая 1963 года. Похоронен на Байковом кладбище Киева, отпевание совершил священник Алексей Глаголев.

Совсем недавно в нашем обществе был такой период, когда вера во Христа и жизнь в Православной Церкви считались каким-то пережитком и даже преступлением.
Тысячи и миллионы русских людей были вынуждены защищать и отстаивать свою веру мученической кровью.
Но, слава Богу, семена веры, обагренные кровью святых мучеников стали произрастать и Сам Христос становится главной драгоценностью русской души.
Мы открыли Интернет-сайт православного храма Новомучеников и Исповедников Российских города Чебоксары Чебоксарско-Чувашской Епархии.
Главной задачей православного сайта является приобщение его пользователей ко Христу и знакомство с жизнью Православной Церкви.
Надеюсь, что здесь Вы не только узнаете историю данного храма и историю Православия в Чувашии, но и через получаемые ответы на ваши вопросы получите духовную пользу и станете чадами Церкви.
Призываю Божие благословение на Вас, на Ваши дома и Ваших родственников.

Господь Иисус Христос да будет со вс еми нами!

*

*

Постановлением Святейшего Патриарха Пимена и Священного Синода от 18 ноября 1976 года….

* РАССКАЗЫВАЕТ «СЛАВЯНКЕ» ОДИН ИЗ СТАРЕЙШИХ АРХИЕРЕЕВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МИТРОПОЛИТ ЧЕБОКСАРСКИЙ И ЧУВАШСКИЙ ВАРНАВА.

Надо учиться Христовой любви

МИЛОСТИВ ГОСПОДЬ К ЧАДАМ СВОИМ. НЕ ВСЕХ ПРИЗЫВАЕТ ОН НА ПОПРИЩЕ МОНАШЕСТВА, НО ТЕМ, КОГО ИЗБРАЛ, ДАЕТ ОСОБУЮ ПОМОЩЬ. О СЧАСТЬЕ БЫТЬ МОНАХОМ, О ТОМ, КАК И КОМУ БЫТЬ ПРОПОВЕДНИКОМ В МИРУ, ЛАСКОВО, С ТИХОЙ ДЕТСКОЙ ПРОСТОТОЙ РАССКАЗЫВАЕТ «СЛАВЯНКЕ » ОДИН ИЗ СТАРЕЙШИХ АРХИЕРЕЕВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ МИТРОПОЛИТ ЧЕБОКСАРСКИЙ И ЧУВАШСКИЙ ВАРНАВА.

Ваше Высокопреосвященство, расскажите, пожалуйста, о своем детстве, своих родителях.

И деда моего, священника, и отца арестовали еще до моего рождения. Поэтому историю семьи я знаю со слов мамы. После ареста дедушки храм остался без священника. Вскоре после этого, в 1931 году, Рязанским архиереем было принято решение рукоположить в священники моего отца. Диаконская хиротония уже была назначена на Прощеное воскресенье 1931 года, но власти узнали об этом и арестовали отца на Масленицу.

Состоялся суд, отца осудили на 10 лет. Потом пришло устное сообщение, что он скончался. Умер он молодым — в 35 лет, мама в то время была беременна мной.

После ареста и смерти отца, по приговору, мама с детьми — двумя моими братьями и сестрой — подлежали высылке с конфискацией всего имущества. В Великую Субботу пришли забирать ее с детьми, а она меня рожает… Арест отложили на время, а потом уже не стали нас ссылать.

Но отобрали все: и земли, и постройки, и скот, оставили только маленький домик, похожий на баньку. Жили мы там впроголодь, как придется. Но выжили, слава Богу. И, несмотря на гонения, с самого детства, с пеленок, я жил с Богом.



Расскажите, пожалуйста, об этих временах гонения.

Церкви все были закрыты, на всю область остался только один Скорбященский храм в Рязани, находился он в двадцати пяти километрах от нашего села. Но я милостью Божией вырос, можно сказать, в Церкви. Во время Великой Отечественной войны, когда немецкая армия подходила к Рязани, мне, 12-летнему подростку, вместе с односельчанами приходилось копать противотанковые рвы и окопы у нашего села. Слава Богу, немец не дошел до нас восьми километров.



После войны, в 1947 году, в Рязани разрешили открыть Борисоглебский собор. К этому времени я уже подрос и ходил туда, помогал его восстанавливать — собор был весь разрушен. А в 1952 году в восьми километрах от нас, в селе Бахмачеево, открыли Свято-Троицкий храм, там я стал служить пономарем у протоиерея Петра Смирнова, моего дяди. Он был батюшкой высокой духовной жизни. Он-то и благословил меня ходить на богослужения в рязанский Борисоглебский собор.


Из молодежи я ходил туда один: ни девчонок, ни парней — никого вообще не было. А если кто появлялся — их сразу запугивали, чтобы в храм не ходили. Один день мне запомнился навсегда. Случилось это под Великую Пятницу, в тот год Благовещение на Великий Пяток пришлось, служба шла долго, читалось 12 Евангелий. Я выхожу после службы, а у храма меня ждут два милиционера. Даже прихожане просили, чтобы меня оставили в покое, но милиционеры всех разогнали, чтобы никто не вмешивался. Меня привели в отделение, дают бумажку: «Подпиши, что больше в храм не придешь». Я отказался, а они мне говорят: «Ты подпиши для нас, нам так надо, а сам потом можешь ходить».

Отвечаю: «Нет». Я был такой неиспорченный — как это, соврать: подпишу, а сам буду ходить? Они меня сильно избили, грозили, что если не подпишу эту бумагу, убьют меня. Но я с Божией помощью все равно не сдался. Знаете, в житиях святых рассказывается о том, как святые не чувствовали боли, когда их мучали. Такое чудо Господь и со мной сотворил: меня били, но боли я не чувствовал. Такое со мной было единственный раз в жизни… Милиционеры спрашивали: «Неужели тебе не больно?»

Я молчал. Они начинали бить еще сильнее, изо всех сил — чуть не убили. А я не чувствовал. Даже какая-то радость была. Потом пришел начальник этих милиционеров и спрашивает их про меня: «Кто такой? Почему забрали? А где документы, по которым вы его задержали?» Те стали оправдываться. Он им: «Сейчас же его отпустите!» И когда меня отпускали, я задал вопрос: «Вот я сейчас выйду, а потом опять пойду в храм, вы меня снова заберете?» — «Нет, больше не заберем». Вот так я Божией милостью и победил. Потом, действительно, всех молодых, кто приходил в храм, забирали, а я один ходил, и меня не трогали. Самое главное, когда меня избивали, я помнил, что сегодня Великий Пяток, что и Спаситель страдал в это же время, мне было так приятно думать, что Господь был со мной. Вот так я и ходил в храм за 25 километров пешком, ведь транспорта тогда никакого не было.


В том же 1952 году владыка Николай (Чуфаровский) пригласил меня к себе иподиаконствовать. Он был очень добрым старцем и очень меня любил. Иподиаконствовал я у него два с половиной года, ездил с ним по приходам, помогал ему в канцелярии, печатал на машинке. Там я познакомился с отцом Иоанном (Крестьянкиным) . Его назначили служить в село Летово, в Рыбновском районе. Я был еще юношей, а он меня так полюбил. Помню, он мне рассказывал: «Я в своей жизни один раз, не прочитав молитвенного правила, служил Литургию». — «Отец Иоанн, а почему так?» А он мне, юноше, рассказывает, как на исповеди: «Да вот, ко мне забрались воры, посадили в подвал, сверху на крышку поставили бочку, чтобы я не вышел.

Я сидел там, молился, как мог, но правило не читал. А мне надо было Литургию служить». Люди, пришедшие в храм, поняли, что отца Иоанна нужно искать, не мог он просто так на службу не прийти. Стали искать и нашли в подвале, батюшка вышел оттуда и сразу пошел служить. Тогда разбойники забрали у него все: иконы, кресты, оставили только один деревянный крест. И отец Иоанн этот деревянный крест до самой смерти носил как самый дорогой. Потом я с батюшкой поддерживал связь, мы общались. Он давал мне такие наставления, которые, действительно, нужно было слушать.


Отец Иоанн всех любил нелицеприятно — и плохих, и хороших, для всех был отцом. И даже если кто-то приходил к нему с лукавством, батюшка этого человека, бывало, так обласкает, расцелует, что тот уходил от него уже другим человеком.
Хорошее было время. Я жил тогда у отца Виктора Шиповальникова, настоятеля Борисоглебского собора. Владыка Николай моей работой был доволен. Да и вообще все батюшки были такие добрые, любили меня. Тогда все священники были старинные, вышедшие из заключения и многое перетерпевшие. Служил я иподиаконом у епископа Николая до 1955 года.



Владыка, почему Вы выбрали монашеский путь?


С детства я был гонимым, и поэтому решил быть при Церкви. Еще подростком я был знаком с монахами, и уже тогда решил, что обязательно буду монахом. Никто мне это не подсказывал. Семья мне не препятствовала, мама была глубоко верующая. Времена, конечно, были тяжелые, монастыри были закрыты, но когда открыли Троице-Сергиеву Лавру , думал идти только туда. Набор был очень маленький, прописаться было большой сложностью. Но Господь все устроил.


Отец Виктор Шиповальников, настоятель Борисоглебского собора, поехал как-то в Лавру. А наместник Лавры, архимандрит Пимен, был его близкий друг. Ну, отец Виктор поговорил насчет меня, и архимандрит Пимен сказал: «Пусть немедленно приезжает, пока прописывают». А я к такому резкому повороту еще не был готов, нужно было обговорить это с мамой. Но я знал, что сейчас она будет против. Надо было что-то придумывать — без благословения-то материнского как? И паспорта у меня еще не было — в деревнях ведь паспорта не давали раньше — а он был обязательно нужен. Ну, поехал маму уговаривать. А я знал ее слабинку и говорю: «Хочу жениться, и все!» Конечно, тогда она была и на это не согласна: «Нет-нет, не разрешу, молодой еще очень…». Я ей: «Один выход — в монастырь». Она и говорит: «Иди лучше в монастырь». Сняла со стены иконочку и благословила меня.


Так я отправился в монастырь. Последний раз служил иподиаконом на память святителя Николая. Епископ Николай был именинником. Я помню, как он поставил меня на солею и объявил народу: «Володя уходит в монастырь. Нам, — говорит, — жалко отпускать его, но он в такое место идет — в монастырь! Будем молиться за него, чтобы он был хорошим монахом». Владыка обнял меня, простился со мной. Я пообедал и поехал в монастырь.


Владыка отправил меня в Лавру на своей машине — «ЗИМ».
Мне дали келью там, где находятся Патриаршие покои, дали подрясник, определили послушание — посошник. Я должен был стоять с жезлом при наместничьей службе и быть помощником ризничего. Вот так и начал свою жизнь в монастыре.
В мае пришел, в августе — рясофор, в ноябре уже в монахи постригли. Я был молодой, всего 24 года.


Физически бывало тяжело, но духовно — легко. Все монахи были уже старцами, опытными, молодежи в монастыре почти не было. Всего нас было 75 человек. Несли послушания, пели раннюю и позднюю Литургию, приходили на братский молебен — все до единого. И старцы, и молодые — все приходили. Все послушания выполняли монахи — и на кухне, и на просфорне — везде были братия, даже портной — и тот был иеромонах. И везде справлялись. Только территорию наемные рабочие убирали. В Троице-Сергиевой Лавре я прожил 21 год.


Как Вы восприняли новость о назначении в епархию?

Никогда не думал о таком пути. Я в Лавру пришел, чтобы просто спасаться, Богу служить. Но в один прекрасный день Патриарх выдвинул мою кандидатуру на посвящение в епископы. Через шесть дней после решения Синода Патриарх меня вызвал и сообщил об этом. Я стал отказываться, но Святейший говорит: «Мы, конечно, примем ваш отказ, но Синод будет решать, как вас наказать. Ну и, конечно, в Лавре вы уже не останетесь. Лучше соглашайтесь». Вот так я и стал архиереем.

Владыка, расскажите, пожалуйста, как началось Ваше служение?


На новом месте сначала было непросто, но привык. Прибыл я в епархию на поезде с двумя чемоданами, все кругом новое, никого из друзей и близких с собой не привез, один был. Но приняли меня хорошо, народ полюбил. В Чебоксарах тогда был только один храм, и на службах он был всегда полон народом.


Ваше Высокопреосвященство, кто сейчас является для Вас примером в духовной жизни?



Выделять кого-то из архиереев или священнослужителей очень трудно. Одних возвышать, а других умалять я не могу. Все хорошие: и архиереи, и протоиереи, и архимандриты — все хорошие. И каждый спасается по-своему, никогда не надо смотреть, как он это делает потому, что трудно судить, насколько человек духовный.




Как возрождается приходская жизнь в Вашей епархии?







Возрождается хорошо, 36 лет назад в нашей епархии было всего 35 приходов, а сейчас уже 230. Образовалась митрополия, теперь у нас три епархии, новые епископы хорошие, благочестивые. За все слава Богу!


Владыка, как Вы оцениваете духовный потенциал современной молодежи? И как говорить сегодня с молодежью о Боге, о вере, чтобы быть услышанным?
Молодежь сейчас стала другой. Нам надо работать с ними внимательно, грамотно. Особенно активно нужно возрождать воскресные школы, кружки, в которых нужно объяснять суть православной веры. Молодежь нужно воспитывать с терпением, смирением, учить с любовью. Священники должны проповедовать не только в храме, но и в вузах, школах и детских садах, во время совершения треб. И борьба здесь идет уже не за воцерковление даже, а за то, чтобы наша молодежь была хорошая, чтобы она не шла по жизни ложным путем и не утопала в пороках. Ну, а если молодежь будет верующая, богобоязненная, то и государство наше будет крепким, жизнь будет лучше, и меньше будет преступлений.

Какова, на Ваш взгляд, роль женщины в деле православного миссионерства?

Женщины более ревностно чтут Православие и, безусловно, намного лучше мужчин подходят для миссионерства в миру. Мужчины менее приспособлены к этому. Православные женщины и детей стараются воспитывать в вере. Да, вообще, многое держится на женщинах. Они могут любить и воспитывать не только своих, но и чужих детей. Своей жизнью православные женщины показывают пример того, каким должен быть христианин, и как жить благочестиво. Женщины играют в просвещении и миссионерстве огромную роль. Особенно сейчас это нужно ценить и использовать. Ведь священнослужители не могут охватить всего, а когда на помощь приходит женщина, появляется серьезное подспорье. И я желаю, чтобы как можно больше женщин трудились на Христовой ниве.

Владыка, насколько важно, на Ваш взгляд, возрождение национальных традиций?

В каждом месте национальные традиции разные. Например, у нас в Чувашии свои традиции, и они отличаются от традиций средней полосы России.
И Православие-то чуваши приняли не так давно.
Просвещением Чувашской земли занимался Казанский архиепископ святитель Гурий (XVI) , он построил первый храм, а так же И.Я.Яковлев (XIX), который создал чувашский алфавит и перевел для своего народа Евангелие. Теперь же чувашский народ стал богобоязненным и старается исполнять закон Христов. Люди посещают храмы, стараются способствовать тому, чтобы батюшка на приходе был хороший, чтобы служба была длинной. И если настоятель начинает сокращать службу, прихожане возмущаются.

Безусловно, важно хранить и чтить народные традиции, но необходимо различать христианские устои и пережитки язычества. Чуваши придерживаются старых обычаев, они глубоко верующие люди и большие труженики. Плохого про них не знаю ничего и ничего осудительного сказать не могу, только хорошее.

Что бы Вы посоветовали современным молодым семьям?

Жить благочестиво, уступать друг другу, не обвинять друг друга, нести общий крест и терпеть все невзгоды вместе. Если муж и жена будут друг друга терпеть — семья будет сильная, а если будут друг к другу придираться, то семья распадется. Друг друга тяготы носите, и тако исполните закон Христов (Гал. 6, 2). А закон Христов исполнять нужно всегда. Муж и жена должны мирно и правильно распределять время для молитвы и для работы, и все должно быть по согласию. Ругани ни в коем случае быть не должно. И тогда Господь пошлет Свою благодать, будет их хранить и вразумлять. Сейчас в обществе много говорится о кризисе семьи, демографическом кризисе, недопустимости абортов, но мало говорится о причине, которая привела современное российское общество к такому состоянию. Причина этих бедствий — утрата духовного фундамента семьи . Без восстановления в семье духовности, без приближения человека к Богу, мы не сможем решить проблемы демографии, абортов, разводов и неполных семей.

Семья — малая Церковь. Это понятие дошло до нас с первых веков христианства. В жизни семьи исполняются слова Христа Спасителя: …Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Мф. 18, 20). Если в центре семьи не Христос, то нельзя говорить о такой семье, как о семье христианской.
Умножение любви и возрастание в ней является одной из главных целей семьи. Семья — это первая школа любви, воспитавшись в ней, любовь доследует распространять на всех окружающих. Учиться любви к ближнему нужно, прежде всего, с любви к тому, кто рядом с тобой, кто составляет с тобой одну плоть. Если мы не возлюбим друг друга, то и не исповедуем Пресвятую Троицу, потому что или не сможем, или солжем. Любовь в семье должна быть подобна любви Христа к Церкви, жертвенной до готовности отдать жизнь.

О необходимости беречь в браке взаимную любовь говорит святитель Феофан Затворник: «Берегите с женою взаимно свою любовь. В этом источник счастливой семейной жизни. Но надо блюсти его, чтобы не засорился». Целомудрие стало сегодня той добродетелью, которая наиболее попираема и пренебрегаема в современном мире, но именно она является основой крепкой семьи и предупреждает те проблемы, о которых говорится в современном обществе, — аборты, разводы, измены, различные заболевания душевные и телесные.

Слово «целомудрие» указывает на цельность и крепость личности, духовную устроенность человека. Искушения блудным грехом сильны, и ничто не волнует так юношеского возраста, как эта страсть. Грехи блуда приносят большой вред и разрушение душе и телу и в святоотеческом предании именуются падением. Апостол Павел указывает на страшный для распутных приговор: Аще кто храм Божий растлит, растлит сего Бог (1 Кор. 3, 17). Святитель Иоанн Златоуст учит: «Кто был целомудренным до брака, тот тем более останется таким после брака. Напротив, кто до брака научился любодействовать, тот и после брака станет делать то же самое».
Законный брак — одно из важных условий возникновения семьи как малой Церкви. О Божием установлении и благословении брака Священное Писание говорит неоднократно. Так, в книге Бытия читаем: И сотворил Бог человека … по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог… (Быт. 1, 27, 28). Зная непреложность и истинность Писания, нужно признать, что законный брак должен быть благословен Богом. Союз Христа с Церковью исполнен благодати и истины (см. Ин. 1, 14), и брачный союз с благословения Церкви исполняется благодатью Святого Духа.

Владыка, как Вы смотрите на предложения о модернизации богослужения: введение русского языка вместо церковно-славянского, упрощение Таинства Исповеди, сокращение богослужений и постов?


Мы к этому пока не готовы. И если мы будем вводить что-то новое в Церкви, может случиться раскол. Пока народ к этому не готов и воплощать это не следует. Как быть, если видишь серьезные прегрешения, в том числе и против заповедей Божиих, со стороны священноначалия? Ни в коем случае нельзя осуждать священника, чтобы самому не впасть в тот грех, за который осудил. Как говорит преподобный Иоанн Лествичник, за какие грехи осудим ближнего, телесные или душевные, в те впадем сами, и иначе не бывает. Нужно молиться за согрешившего священника и просить у Бога милости.

Ваше Высокопреосвященство, с каким пастырским напутствием Вы бы обратились к читательницам нашего журнала?

Желаю благодатной Божией помощи в несении своего послушания. Желаю читательницам журнала «Славянка» сопоставлять свою жизнь с христианством. Если вы будете просить Господа и веровать, что Он рядом, то Он будет принимать ваши просьбы, и вы будете жить благодатно под покровом Божиим. Желаю вам здоровья, Божией помощи и мира. Будьте добрыми ко всем — и к добрым людям, и к злым — тогда сами увидите свои плоды. Значение храма в жизни христианина « ВАРНАВА, епископ Чебоксарский и Чувашский 1981 год

* ВАРНАВА, епископ Чебоксарский и Чувашский 1983 год



Вверх