Фарфоровые статуэтки данько. Бессмертный фарфор сестёр Данько

Рабле в посвящении к своей работе 1534 года писал, что "книга без посвящения всё равно, что без головы." Придерживаясь давней традиции, посвящаю сей пост уважаемой buka_barabuka , ради которой пришлось потратить драгоценное время на изучение данной темы. Надеюсь, что работа выполнена вполне достойно и заслуживает похвалы, которую, впрочем, многоуважаемаяbuka_barabuka уже высказала.

ПЕРСОНАЖИ КОМЕДИИ У. ШЕКСПИРА «ДВЕНАДЦАТАЯ НОЧЬ»
В ПОСТАНОВКЕ Н.П. АКИМОВА

«КАПИТАН» - Н.А. НИКОЛЬСКИЙ, «ОРСИНО»- Ж.Н. ЛЕЦКИЙ,

«СЕБАСТЬЯН» - Н.А. ВОЛКОВ, «АНТОНИО»- А.В. САВОСТЬЯНОВ,

«СЭР ТОБИ» - Б.М. ТЕНИН, и И.А.СМЫСЛОВСКИЙ (второй состав),

«ЭНДРЮ» - П.М. СУХАНОВ, «МАЛЬВОЛИО» -А.Д. БЕНЬЯМИНОВ,

«ФАБИАН» - А.А. ВИНОГРАДОВ, «ФЕСТЕ» -И.А. ХАНЗЕЛЬ,

«ОЛИВИЯ» - И.П. ГОШЕВА, «ВИОЛА» -Е.В. ЮНГЕР,

«МАРИЯ» - И.П. ЗАРУБИНА, «СВЯЩЕННИК»- А.К. ГУН

(всего около двадцати миниатюр в разных мизансценах)

Премьера спектакля «Двенадцатая ночь» состоялась в Театре Комедии весной 1938 года.

Серия скульптур «Персонажи комедии У. Шекспира» служит образцом миниатюрного пластического искусства и демонстрирует индивидуальный подход сестер Данько к разработке скульптурных форм и росписи. Фарфоровая сюита интересна тем, что создана она полностью сестрами Данько в домашних условиях: начиная от формовки и отливки до авторской росписи каждого изделия.

В 1939 году исполнилось 25 лет работы Н.Я. Данько на фарфоровом заводе. Будучи заведующей скульптурным цехом и ведущим скульптором ЛФЗ, она создавала предметы, тематика которых, была задана официальной пропагандой. От многих подобных работ, которые с успехом принимались художественным советом и затем, выпускались массовым тиражом, творческого удовлетворения у Н.Я. Данько не было: она даже несколько раз могла расстаться с заводом* .

«Заводский кризис» заставил ее увлеченно работать дома, для собственного удовольствия, не подчиняясь и не руководствуясь политикой заводского руководства. По свидетельству главного инженера ЛФЗ Г.Л. Ефремова: «… Отдых без творческой работы она не мыслила. Дома она отдыхала за работой…»** Скорее всего, идея создания героев театральной сцены принадлежит младшей сестре скульптора - Е.Я. Данько, которая сама когда-то была артисткой кукольного театра и участвовала в постановке многих спектаклей на Ленинградской сцене. Сестры Данько буквально влюбились в постановку Н.П. Акимова «Двенадцатая ночь» и одиннадцать (!) раз посещали спектакль в Театре Комедии. Каждый раз, приходя в театр, они работали над скульптурным воплощением героев «реалистической сказки», как назвал спектакль Н.П. Акимов: Наталия Яковлевна лепила из пластилина эскизы героев в разных мизансценах и позах, а Елена Яковлевна делала в блокноте зарисовки костюмов героев спектакля.


"Оливия" - И.П. Гошева
Из блокнота Е.Я. Данько, 1939


"Мария" - И.П. Зарубина
Рисунок из блокнота Е.Я. Данько, 1939
(Пушкинский дом)

Актриса Театра Комедии Е.В. Юнгер вспоминала восторженную встречу актеров с сестрами Данько, когда они впервые увидели себя в миниатюрных шедеврах: «… И вот в свое двенадцатое посещение спектакля Наталия и Елена попросили всех актеров собраться за кулисами в нашем актерском фойе. Они принесли с собой деревянный ящик, который всех нас заинтриговал, и стали вынимать из него свои скульптурки… Это было удивительно… Восторгу актеров театра не было предела…»


"Орсино и Виола" - Ж.Н. Лецкий и Е.В. Юнгер


"Виола" - Е.В. Юнгер


"Эндрю" - П.М. Суханов


"Антонио" - А.В. Савостьянов


"Мария" - И.П. Зарубина


"Капитан" - Н.А. Никольский


"Священник" - А.К. Гун


"Фесте" - И.А. Ханзель



"Фабиан" - А.А. Виноградов


"Оливия" - И.П. Гошева


"Мария" - И.П. Зарубина


"Сэр Тоби" - И.А. Смысловский


"Орсино" - Ж.Н. Лецкий


"Мальволио" - А.Д. Беньяминов


"Фесте" - И.А. Ханзель


"Оливия" - И.П. Гошева


"Мария" - Л.П. Сухаревская

Любопытно процитировать написанное каллиграфическим почерком письмо-послание*** актеров Театра Комедии, которое они положили в подаренный им сестрами Данько «волшебный ларец» с миниатюрами:

«За все время существования древней Иллирии**** ее обитатели не были так глубоко потрясены ни одним кровавым событием или ликованием беспечной радости, как проявлением безграничного благородства двух гениальных ваятелей, увековечивших своим творчеством несовершенные образы скромных «Иллирийцев». «Иллирийская» фантазия бессильна достойным образом ответить на Ваш бесценный подарок, но искренняя горячая благодарность, наполняющая наши сердца, повергает нас ниц перед Вашим вдохновленным искусством и беспримерным великодушием!!! Во избежание пролития братоубийственной крови в борьбе за право обладания чудесной шкатулкой, таившей в чреве своем столь несравненные драгоценности, «Иллирийцы» решили вернуть Вам этот волшебный ларец, недостойно изменив его содержание. Простите! Но Ваше внимание отняло рассудок у лишенных ласки незадачливых «Иллирийцев».

И. Зарубина, И. Гошева, Е. Юнгер, Ж. Лецкий, И. Смысловский,А. Беньяминов, П. Суханов, Б. Тенин, И. Ханзель, Н. Волков, А. Савостьянов».

* из воспоминаний Л.В. Яковлевой-Шапориной, подруги скульптора

** Трудовая победа, № 8, 1975

*** печатается по автографу РО ИРЛИ, ф. 679, ед.хр. 29

**** «Иллирия» - вымышленная страна, где происходит действие комедии У. Шекспира «Двенадцатая ночь».

Текст и иллюстрации - из книги Творчество сестер Н.Я. и Е.Я. Данько
Автор-составитель Владимир Левшенков
Под научной редакцией В.В. Знаменова
Издательская группа "Санкт-Петербург Оркестр", 2012

Наталья Яковлевна Данько (Данько-Алексеенко ; 1892-1942) - советский скульптор-керамист.

Биография

Наталья Данько родилась в 1892 году в Тифлисе в семье железнодорожных служащих - Якова Афанасьевича и Ольги Иосифовны Данько. В 1900-1902 училась в Строгановском художественном училище в Москве. Затем обучалась в различных частных студиях. С 1906 по 1908 годы училась у Яльмара Яансона в Вильно. В 1908-1909 годах училась в Санкт-Петербурге в мастерских Л. В. Шервуда и В. В. Кузнецова. В 1909-1914 годах в основном работала в Санкт-Петербурге, где занималась скульптурным украшением построек архитекторов В. А. Щуко, И. А. Фомина и других. В 1911 году выполняла скульптурный декор на выставках в Риме и Турине. С 1914 года вместе с В.В.Кузнецовым работает в скульптурной мастерской Императорского фарфорового завода в Петрограде. В 1919 году стала заведующим скульптурного отдела завода.

Наталья Данько создала более 300 скульптурных работ. Наиболее известные: «Красноармеец», «Работница, вышивающая знамя», «Матрос» (1919), «Милиционерка» (1920), «Грузчики», «Гадалка», «Голод», «Шахматы» (1922), «Работница», «Женщина со снопом» и другие. Также создавала портретные фигуры: «Нижинский», «Фёдорова 2-я», «Анна Ахматова», «Мейерхольд» (1935). Многие ранние работы расписывала сестра Натальи - Елена Данько.

Во время Великой Отечественной войны Наталья Данько оказалась в блокадном Ленинграде. В конце февраля 1942 года вместе с сестрой и матерью была эвакуирована в город Ирбит. По пути из-за последствий истощения сестра и мать умерли. Сама Наталия Данько умерла 18 марта 1942 года вскоре после приезда в Ирбит.

Семья

  • Отец - Яков Афанасьевич Данько (1860-?) - деятель революционного движения.
  • Сестра - Елена Яковлевна Данько (1898-1942) - советская писательница и художница.

Адреса

Литература

  • Овсянников Ю. Если бы Наталья Данько вела дневник // Панорама искусств. № 6. М., 1983.
  • Творчество сестёр Данько. Автор-составитель В. Левшенков. Под научной редакцией В. В. Знаменова. СПб: Издательская группа «Санкт-Петербург Оркестр». 2012. С. 425.

Р-р-революция!

Рокочущее слова, сливаясь со звуками уличных перестрелок и слаженным шагом красноармейских отрядов и патрулей Балтфлота, казалось бы, должно было стереть в прах и пепел изнеженное салонное искусство миниатюрной скульптуры Петербургского Императорского фарфорового завода, основанного ещё во времена Елизаветы Петровны и именовавшегося некогда Невской порцелиновой мануфактурой…

Ан нет! Именно тонкий и звонкий материал воплотил в себя всю огненную мощь Октябрьской революции и зазвучал в полный голос – уже набатно, чтобы во все концы планеты доносилось: «В России рождено новое государство и новое искусство!»

Уже в 1918 году Императорский завод перешел в ведение Народного комиссариата просвещения. Изящество фарфора было поставлено на службу агитации, пропаганде и коммунистическим идеалам. Художники, воодушевленные лозунгами новой эпохи, принялись творить. Миниатюрные скульптуры и росписи на посуде с фотографической точностью фиксировали происходящее.

Одними из провозвестников новой эпохи в искусстве стали сёстры – Наталия и Елена Данько. Они каждым своим произведением говорили о том, что разруха и война – дело временное, а красота, окружающая нас – бессмертна!

Те из крымчан, кто посетил новую выставку Крымского краеведческого музея «В огне двух мировых войн» обратил внимание на стоящую в витрине, посвящённой Октябрьской революции, фарфоровую композицию, где матрос держит в руках Красное знамя. Фигурка небольшая, высотой не более двадцати сантиметров. Но от неё веет несокрушимой верой в собственные силы и светлое будущее.

Время рождения оригинала 1921 год. В витрине реплика – повторение, датированное, вероятно, началом 60-х годов прошлого столетия. У оригинала более богатый колер и навершие знамени расписано золотом. Автор скульптуры – Наталия Данько. Расписана фигурка революционного матроса её сестрой – Еленой, художницей и писательницей.

За 25 работы на Императоской мануфактуре, переименованной в ЛФЗ – Ленинградский фарфоровый завод, сёстры Данько создали более 300 произведений, вошедших в мировую историю мелкой пластики.
Достаточно сказать, что коллекционеры и искусствоведы со всего мира готовы отдать немалые суммы за изделия агитационного фарфора на престижных международных аукционах Christie’s и Sotheby’s. И цены эти растут не с каждым годом, а с каждым днём и каждым часом! Например, «Гармонист» Данько выпуска тридцатых годов в идеальном состоянии стоит не меньше миллиона рублей – это у нас в стране.

В чём же секрет интереса к их творчеству? В чем таинственная притягательность хрупких статуэток, от которых невозможно оторвать глаза?
Конечно в таланте Натальи и Елены.

Первая из сестёр – Наталья Данько – скульптор-керамист, вписала одну из самых ярких страниц в историю отечественного фарфора. Художественное образование маленькой Наташи началось в раннем детстве - семья часто переезжала с места на место, и девочке пришлось учиться в самых различных учебных заведениях, славящихся несовместимостью как художественных вкусов, так и направлений в искусстве – в московском Строгановском училище (1900-1902), Городской художественной школе и студии Я. Янсона в Вильно (ныне Вильнюс). В 16 лет она пытается поступить в петербургскую Академию художеств, но безуспешно и начинает самостоятельный путь в искусстве. В 1909 году Н. Данько получила возможность работать помощницей известного петербургского ваятеля В.В. Кузнецова.

Вот что пишут о ней биографы:
«Юная Наталия Данько была также в числе ближайших сотрудников Кузнецова при создании декоративных рельефов и фигур для русских павильонов на Всемирной выставке в Риме (1910) и на Международной выставке в Турине (1911)».

Однако монументальные работы, исполненные в камне, были лишь приготовлением к той художественной деятельности, в которой Данько суждено было сказать свое слово в искусстве. На Императорский фарфоровый завод молодая художница попала как бы случайно - в тяжелые времена первой мировой войны прекратилось строительство, а вместе с ним сошли на нет скульптурные заказы.

Кузнецова пригласили заведовать художественными мастерскими завода; в свою очередь, он позвал свою помощницу. Первые опыты Данько в керамике - сюита фигурок «Русские плясуньи и пастушок» выполненных совместно с Кузнецовым, - сыграли важную роль в усвоении художницей богатейших традиций и отечественного и европейского мира.

Гражданская война в России принесла разруху, голод, холод. Парадоксально, но именно к этим годам относится расцвет, поистине эпохальные достижения фарфора».

Уже на Первой выставке советского фарфора, состоявшейся летом 1919 года в Петрограде, экспонировалась скульптурная миниатюра Данько «Партизан в походе», открывшая ряд прославленных новых героев Натальи.
Успех петроградской мастерицы – в слиянии нового содержания произведений с национальными традициями. Все её герои узнаваемы, она брала образы из окружающей действительности.

Работницы, матросы, партизаны, агитаторы, а потом колхозницы и рабочие, пионеры и студентки поражали и поражают до сих пор отточенностью мастерства, выразительностью каждого жеста или поворота головы, осознанностью применения аксессуаров, в особенности, что касалось национальных типов союзных советских республик.

Наталье Данько повезло: с нею рядом был её постоянный соавтор – младшая сестра Елена, искусно расписывавшая скульптуры и скульптурные композиции, которые под её кистью превращались в истинные драгоценности.

Не довольствуясь порученной росписью, в начале двадцатых годов она создаёт несколько моделей в мелкой пластике, выполненных в соавторстве с сестрой. Наиболее популярная работа - « Освобождённый Восток», также «Грузинка с кувшином на плече», «Пионер с барабаном».

Кроме того, Елена пробовала свои силы на театральных подмостках, писала пьесы, стихи и повести для детей, особенно после встречи в 1925 году с Самуилом Маршаком и попав под обаяние его личности и литературного таланта.

Творческий тандем сестёр Данько заслужил Всесоюзное значение.
Недаром во второй половине тридцатых годов Н.Я. Данько получает заказ на 14 барельефов на тему «Искусство народов СССР» для станции московского метрополитена «Площадь Свердлова», спроектированной И.А. Фоминым.

Творчество художницы было тесно связано со всеми проблемами советского искусства 1920-30-х годов: с 1919 по 1941 год Данько занимала ответственную должность руководителя скульптурной мастерской Государственного фарфорового завода.

Талант и преданность делу жизни определили вхождение художественного наследия сестёр Данько в сокровищницу отечественной культуры. Казалось бы – впереди блистательное будущее! Но планы Наталии и Елены, как, впрочем и всего советского общества спутала Великая Отечественная война.

Как и сотни тысяч ленинградцев, сёстры остались в блокадном городе, не желая покидать землю, в которую успели врасти корнями. Самую тяжёлую, самую голодную и убийственную, озарённую пламенем пожаров Бадаевских продовольственных складов зиму конца сорок первого-начала сорок второго они переносили с безграничным терпением и верой в будущее.

В начале февраля 1942 года по льду Ладожского озера были проложены рельсы и шпалы. По ледовому пути, под постоянным артобстрелом и немецкими бомбёжками, двинулись составы, вывозящие из стоящего насмерть города женщин, стариков и детей. Во время эвакуации погибло от голода, болезней, а главное – от немецких снарядов, пуль и бомб больше 300 000 ленинградцев.

В одном из вагонов, обессилевшие от непосильных испытаний, лежали и слушали перестук вагонных колёс Наталия и Елена, вместе со своей мамой.
Спасение от страшной голодной смерти вставало за окном вагона вместе с холодным бледно-розовым февральским рассветом. Только для младшей сестры Лены и её мамы Ольги Иосифовны оно оказалось последним: измученные блокадой сердца двух беспредельно любящих друг друга людей остановились.

Наталия пережила своих родных ненамного: её сняли с поезда в сибирском городе Ирбит уже в полном беспамятстве и доставили в больницу, где она скончалась 18 марта 1942 года.

Война оборвала их жизни, но не смогла прервать триумфальное шествие скульптур, в которых талантливые сёстры обрели своё бессмертие.

Александр Липин

сотрудник Крымского краеведческого музея

Данько Наталья Яковлевна

знаменитый скульптор-керамист

Данько Наталья Яковлевна (1892-1942) - знаменитый скульптор, керамист, раскрывшая свой талант в искусстве фарфора. Данько стала одним из легендарных мастеров ЛФЗ, автором более трехсот фигурок, композиций и скульптур различной тематики. Она была одним из основоположников агитационного фарфора. У художницы всегда был яркий узнаваемый стиль работ, в которых получал развитие ее легкий юмор, выдумка, тонкое чувство цвета и мастерство. Данько экспонент многочисленных российских и международных выставок декоративно- прикладного искусства, где ее работы были отмечены высокими и заслужеными наградами и премиями.

Н.Данько родилась в 1892 году в Тифлисе в семье, где очень интересовались искусством. В 1900—1902 училась в Строгановском художественном училище, куда ее приняли за исключительный талант. Потом были частные студии, и наконец, с 1906 по 1908 годы занималась в школе художественного мастерства в Вильно. Пожалуй, самым плодотворным периодом ученичества стали 1908—1909 годы, когда она увлеклась творческим процессом под руководством Л. В. Шервуда и В. В. Кузнецова в их в петербургских мастерских, а потом работала совместно с В. А. Щуко, И. А. Фоминым над оформлением фасадов, строящихся особняков в Петербурге.

С 1914 года Н. Я. Данько с большим энтузиазмом работает в скульптурной мастерской Императорского фарфорового завода, куда она приходит вместе со своим учителем и наставником В. В. Кузнецовым. Для Данько это новый этап творчества, который совпал с новым периодом развития завода, национализированного после 1917 года и служил идеям молодого советского государства в осуществлении "ленинских планов".

Для раннего периода творчества Данько был характерен монументально- декоративный строй произведений, а так же заметно влияние таких мастеров, как К. Сомов и Кузнецов. Она создавала предметы мелкой пластики, и, переосмысливая традиции модерна, стремилась к выразительности своего художественного языка. Из ее ранних работ особенно известны скульптура «Хоровод» из композиции «Жатва» по рисунку Лансере и «Дама с попугаем Какаду».

Талант Натальи Данько начал раскрываться после революции, когда она в 1917- 1919 годы возглавила скульптурную мастерскую завода и стала одной из первых думать о развитии фарфоровой скульптуры в России. Она принадлежала к поколению художников-патриотов, с воодушевлением смотрящих в будущее. Включившись в творческий марафон плана «монументальной пропаганды», она создает бюст «Н. И. Новиков» и барельеф, посвященный декабристам. Н. Данько стремится в своей мелкой пластике к разнообразию и правдивости сюжетов, которые несут сатирический, декоративный и лирический характер. Ее работы - это образы из жизни- «Милиционерка», «Матрос со знаменем», «Партизан в походе», «Мальчик с самолетом», «Женщина с покупками», ««Торговка яблоками и хулиган», "Женщина с тыквой", "Крестьянка с рыбой и газетой "Правда", "Футболист", «Баскетболистка», «Трусиха», «Алкоголик». Выразительность пластики фигурок дополнялась яркой декоративной росписью. Известно, что Наталья Данько часто работала в соавторстве со своей сестрой художницей Еленой. Их творческий союз был уникальным и плодотворным. Данько работала и с другими татантливыми живописцами завода, создавая уникальные предметы советского фарфора.



Вверх