Дж гилфорд биография. Дж. Гилфорд. Три стороны интеллекта. Билл джой почему мы не нужны будущему

Что вы хотите оставить в памяти потомков? «Память сохраняет только то, что вы сами даете ей на хранение». (М. Писарев)

Личность , как понятие, объединяет многие аспекты характеризующие человека. Это мысли, мотивация, мировоззрение, общественное положение и т.д. Таким образом, личность определяется поступками и достижениями человека в социальном контексте, силой его характера и харизмы, яркой индивидуальностью… Личный герб, способен выразительно подчеркнуть совокупность всех этих черт отличающих данного человека от всех прочих. Только геральдика способна вместить и предельно точно выкристаллизовать личность в сакральных символах персонального герба. Создать и запечатлеть уникальный графический портрет души человека.

Личный герб — фундамент самосознания. Это источник, цель, объект и стимул. Выполняя функцию оберега и мотиватора, персональный герб направляет человека к абсолютному совершенству в мыслях, делах, словах и поступках. Придает необходимую энергию для достижения жизненных целей. Личный герб – это на века. Он служит мостом между первым обладателем и последующими поколениями, обеспечивая индивидуальное отражение семейно-родового единства.

История личного и персонального герба

История личных гербов начинает прослеживаться с эпохи благородных рыцарей и прекрасных дам, времен турниров и крестовых походов. История персональной геральдики ведет отсчет от эмалевого рисунка, с первым, дошедшим до нас изображением личного герба, француза Жоффруа Плантагенета, графа Анжу и Мэна. Датируется это изображение 1151 годом н.э. Граф был зятем Генриха I, короля Англии, правившего в 1100-1135 годах, который, согласно хронике, и пожаловал ему этот персональный герб.

Согласно дошедших до нас исторических хроник, первым королем, носившим личный герб, был Ричард Львиное Сердце (1157-1199). Ричард был первым владыкой, который обзавелся личным гербом, дабы подчеркнуть значимость и независимость своей персоны, выделить себя и свой род среди прочих. Его три золотых леопарда увековечили его имя и были, с тех пор, на гербах всех королевских династий Англии. Позже идею личных гербов подхватили многие дворяне. Каждому из них захотелось отличаться не только размером дворца и кошелька, но и собственным гербом – знаком достоинства и престижа. И именно в персональном гербе, опытному герольду удавалось отразить личность и заслуги обладателя герба, обрисовать его жизненный путь и сохранить для потомков его имя в истории.

Как заказать, создать или разработать личный (персональный) герб

Бытует мнение, что времена герольдов канули в лету. Но к счастью, это не так. Профессиональные геральдисты, способные грамотно читать и филигранно создавать гербы, есть и в наши дни. Их немного, но как и века назад, сегодня существует реальная возможность заказать, создать или разработать герб удивительный по красоте и смыслу.
Кто-то считает, что выверенный герб может «нарисовать» художник, дизайнер или другой «мастер на все руки». Но такие эксперименты, как правило, приносят разочарование. В результате работы дилетанта Вы можете получить «грязный герб» образец фальшивой геральдики, так называемый «bogus heraldry», есть такой термин.
Нарисовать герб можно и самостоятельно. Поэкспериментировать вы можете здесь — . Но будет ли шаблонный герб неповторим? Способен ли такой (шаблонный) герб учесть все сложные каноны многовековой геральдической науки, выразить в символах уникальный портрет души человека? Чтобы не проводить эксперименты со своим будущим и не разочароваться в дальнейшем, для качественного результата, создания герба, необходим надежный, проверенный геральдист-профессионал:

1. имеющий солидный багаж геральдических знаний;
2. достойный опыт создания гербов;
3. художественный вкус и хорошие рекомендации.

С помощью небольшого изображения и индивидуально подобранных символов опытный геральдист способен подчеркнуть всю степень самобытности гербовладельца (армигера). Причем выразить ее так благородно и элегантно, как не удастся сделать иными известными нам традиционными средствами.

В чем сила личного (персонального) герба:

— В оригинальности и неповторимости. Личный герб отражает суть человека. Герб это уникальный комплекс символов, которые поведают миру о заслугах и жизненных ценностях обладателя герба.
— В смысловой нагрузке — каждый элемент личного герба графически уникален и отражает определенную мысль, качества и харизму, присущие только его владельцу. Персональный герб может украшать девиз — жизненное кредо, ведущее человека по жизни.
— В достоинстве и аристократизме — для большинства людей, персональный герб символизирует именно эти качества. На подсознательном уровне герб (как и его обладатель) вызывает уважение в умах и сердцах окружающих.
— В самобытности — личный герб это серьезный символ, несущий некий сакральный смысл, выделяющий человека из толпы.

Пять вариантов применения личного герба:

— В интерьере дома и кабинета — личный герб может быть изображен на настольной плакетке или же на настенном полотне в раме, высечен в камне, сделан горельефом или барельефом, оттеснен (вышит) на кресле и мебели;
— В экстерьере дома — вписан в архитектуру сооружения в камне или металле, лепке, сделан в виде кованого элемента или личного штандарта;
— В полиграфической продукции — персональный герб можно нанести на визитки, бланки, конверты, применять в деловой переписке;
— В текстильной продукции — на полотенцах, постельном белье, одежде или других предметах обихода;
— Для личной гербовой печати – это солидно. Такой аксессуар, вызывает подсознательное уважение и доверие к обладателю заверенных личной гербовой печатью документов.

Это лишь малая часть вариантов применения личного герба. Все они призваны подчеркнуть индивидуальность и достоинства обладателя персонального герба. Сформировать вокруг него историю, создавать ему положительный имидж в умах и седцах окружающих.

У вас есть о чем поведать потомкам… Хотите выделить себя среди равных! Желаете подчеркнуть свои выдающие качества и заслуги! Тогда ничто не мешает вам заказать личный герб, себе или как подарок близкому человеку. У вас есть шанс на уникальную реликвию, которая не может быть утеряна, украдена или обесценена временем и обстоятельствами. И кто знает, возможно, именно с вашей легкой руки увидит свет личный герб, который оставит след в истории человечества! Станет в один ряд с гербами великих династий…

Геральдисты и художники Российского Центра Родословия имеют большой опыт создания личных, семейных, родовых и корпоративных гербов. Эти работы соответствуют современным правилам и историческим основам геральдики.
Мы с радостью продемонстрируем Вам процесс создания герба, а так же расскажем о том как и для чего можно его использовать в повседневной жизни.

Создание герба начинается со знакомства

Вначале геральдист задаёт будущему гербовладельцу общие вопросы об истории его рода, причинах принятия герба, составе семьи. Общие вопросы дополняются уточняющими: о выдающихся представителях рода или их достижениях, об их деятельности и профессиях, о местах происхождения или проживания рода, об идеалах и стремлениях будущих гербовладельцев. Также уточняются предпочтительные цвета герба и конкретные символы, которые обязательно должны присутствовать. Вам не нужно придумывать изображение герба, это работа для геральдиста.

Помимо этого, производится специальный опрос, позволяющий создать психологический портрет гербовладельца. Благодаря этому, изображение герба, как эмблема семьи, помимо демонстрации глубокого смысла вызовет подсознательные положительные эмоции и действительно станет предметом гордости и символом рода.

Сочинение герба

Получив ответы на необходимые вопросы, геральдист приступает к сочинению герба. При этом учитываются пожелания будущего владельца, его психологические характеристики, исторический фон существования рода, и все актуальные геральдические требования.

Первые эскизы

Геральдист подготавливает от 6 до 12 разных эскизов , содержащих всевозможные варианты изображения. Эскизы сопровождаются подробным описанием значений символов, обоснованиями и рекомендациями. Вы выбираете наиболее понравившийся эскиз и предлагаете корректировки - заменить тот или иной элемент, изменить цвет, добавить желаемые символы.

Редакция эскизов

Геральдист вносит корректировки в эскизы с учётом представленных пожеланий и всех требований геральдики. Предоставляются новые варианты с пояснениями. Работа ведётся таким образом до окончательного утверждения эскиза.

Написание (Художественная отрисовка)

После утверждения эскиза будущим владельцем он передаётся в отрисовку художнику . В зависимости от выбранного варианта исполнения герб исполняется графическим художником в цифровом виде или традиционным художником на бумаге или холсте с использованием масла, акварели, темперы, гуаши, туши. Благодаря этому герб приобретает живописный вид. Прорисовываются мелкие детали , такие как шерсть у животных, перья у птиц и различные другие подробности.

Регистрация и грамоты с описанием герба

Герб проходит процедуру регистрации в гербовнике , составляются сопровождающие грамоты: о принадлежности герба и внесении его в Гербовник, о значении символов герба, а также специальное геральдическое описание - блазон . Это описание является главной составляющей герба. Руководствуясь им, любой геральдический художник сможет изобразить герб заново или в своей манере. В геральдике принято, что герб может выглядеть совершенно по-разному (при условии сохранения всех символов, их положения и окраски). При этом, все варианты изображения считаются действительными. Говорят, что герб «живёт», будучи изображён со временем разными художниками в соответствии с блазоном.

Все созданные гербы заносятся в матрикул Российского Центра Родословия с присвоением номера, указанием имён владельцев и даты внесения, а также приводятся блазон и семантическое значение символов герба. В конце каждого года разрешённые к публикации (открытые) гербы публикуются в открытом матрикуле Российского Центра Родословия, и через Российскую книжную палату распространяются по библиотекам. Гербы, не разрешённые владельцами к регистрации, хранятся в матрикуле РЦР без открытой публикации.

Передача комплекта гербовладельцу

Комплект грамот, оригинал и копия герба на холсте в красивых рамах передаются гербовладельцу. При необходимости, комплект отправляется курьерской службой по всей России.

Легитимность и качество герба

Все необходимые права на герб официально передаются(отчуждаются) от Центра Родословия, его составителей и художников Заказчику.
Качество составления герба Вы можете проверить обратившись к независимым экспертам в этой области.

Гарантии государственной регистрации

На данный момент идет дискуссия о государственной регистрации личных гербов. Специалисты Центра Родословия создают гербы, ориентируясь на исторические правила геральдики Российской Империи и рекомендованную государством современную методику по территориальной геральдике, которая является достаточно строгой. Мы гарантируем , что созданные гербы будут одобрены при введении государственной регистрации. В случае непредвиденных претензий со стороны регистрирующего органа, мы обязуемся бесплатно исправить изображение и описание герба, под требования Органа государственной регистрации гербов.

Использование герба владельцем

Герб - эмблема, которая, как правило, призвана демонстрироваться окружающим. Герб может быть изображён в различных формах. Можно изобразить герб в металле: отлить или выковать большую настенную фигуру или изготовить небольшую копию из драгоценного металла , которой украсить родословную книгу, заветную шкатулку; изготовить гербовый перстень с печатью или сургучную гербовую печать , украсить гербом родовое столовое серебро.

Герб также может быть вылеплен из гипса с последующим нанесением покрытия, под металл или камень.
Изображение герба может быть нанесено на семейную коллекцию фарфора, на одежду, на автомобиль и любые другие предметы.
На основе герба могут быть созданы гербовая печать (штамп) и экслибрис.

Актуализация герба

В герб со временем могут вноситься изменения. Традиционно, рисунок в щите остаётся неизменным. Чаще меняются окружающие его атрибуты - форма щита, намёт, шлем, девиз и даже нашлемник. Изображённый другим художником-геральдистом, герб также выглядит обновлённым.
Однако, при желании изменения могут быть внесены и в композицию щита .
К примеру, автомобильный брэнд Cadillac использует герб основателя Детройта в качестве своего символа с момента создания, однако вид герба претерпевал изменения 38 раз.

В последний раз такое обновление произошло в 2014 году.
Новая вытянутая форма в первую очередь олицетворяет изменение формы самих автомобилей. В то же время изменения внесены и в сам щит, чтобы обойти споры о законности использования в гербе французского исследователя Антуана Ломэ де-ля-Мот Кадиллак (Antoine de la Mothe Cadillac) элементов герба его знатного французского соседа - а именно, трёх геральдических птичек-матлетов и красного «пояса». Эти элементы убраны, а пояс поменял свой цвет.

Обновление герба бывает продиктовано новыми заслугами и достижениями (например, в некоторых случаях в герб может быть помещена полученная владельцем государственная награда ), а также демонстрирует эволюцию личности, рода. Такое обновление может отразить значимые события и перемены в ценностях владельца или всего рода. Помимо того, Вы сможете исправить элемент герба , который «не прижился» со временем, вызвал сомнения или отрицательные эмоции.

Для этих целей Российский Центр Родословия предлагает услугу Актуализации герба. Через пять лет после принятия герба мы свяжемся с гербовладельцем, узнаем, всё ли устраивает его в гербе и предложим актуализировать его - передать новому художнику, чтобы отрисовать заново, не меняя содержания, обновить нашлемник и девиз, не касаясь самой важной части, как это часто случалось в геральдической практике, или исправить неудачный элемент в самом щите. Для этого потребуется лишь ответить на ряд простых вопросов , после чего геральдист предложит варианты обновления герба.

Примеры использования герба

Эмблема фирмы Porsche основана на гербе германской земли Баден-Вюртемберг: красно-черные полосы и оленьи рога. В её столице - Штуттгарте - и расположена фирма. Гарцующий жеребец в центре эмблемы - герб самого Штуттгарта, напоминающий о том, что родной для марки город был основан как конная ферма в 950 году.

Cтоит заметить, что эмблема Porsche не совсем верна с геральдической точки зрения: герб не может нести в щите буквы и цифры. Однако, к логотипам таких требований нет.

Москва, Варварка, дом 10. Палаты бояр Романовых XV–XVII веков.
Вход украшен изображением герба дворян Романовых после 1856 г.

Санкт-Петербург, дом Бенуа на 3 линии Васильевского острова, дом 20.
Фасад украшен самим гербом Бенуа, а также его элементами - геральдическими лилиями.

ЗАКАЗАТЬ ГЕРБ можно позвонив по телефону или оставив заявку.

Гилфорд проделал огромное количество факторно-аналитических исследований черт личности (включая интеллектуальные способности), приведших его к созданию модели структуры интеллекта.

ГИЛФОРД (Guilford) Джой Пол

Guilford) Джой Пол (1897- 1987) - американский психолог, специалист в области психологии образования, преподавания психологии, психологии искусства, статистических методов оценки и измерения в психологии. В 1918 г. поступил в Небрасский ун-т (бакалавр, 1922; магистр, 1924), продолжил образование в Корнелльском ун-те (д-р философии, 1926), позже - снова в Небраске (д-р права, 1952) и в Южно-Калифорнийском ун-те (д-р наук, 1962). Профессиональную деятельность начал ассоциированным профессором ун-та Небраски (1928- 1940), одновременно работал директором Отдела образовательных исследований (1938-1940). В 1939 г. был избран президентом Психометрического общества, в 1940 - президентом психологической ассоциации Среднего Запада. С 1940 по 1967 г. - профессор психологии университета Южной Калифорнии. Г. был также членом редколлегий ряда журналов, имеет награды АРА. В годы Второй мировой войны был директором Авиационной психологической службы, задачей которой была разработка тестов для курсантов. После войны Г. выступил инициатором проекта по исследованию способностей, который начал осуществлять в университете Южной Калифорнии. В 1950-х гг. исследует свойства личности, которые трактовалась им как простое сочетание определенных индивидуально-специфических черт. В соответствии с этим подходом был разработан тест Обзор темпераментов, позволяющий диагностировать общую активность, самообладание, властность, общительность, эмоциональную устойчивость, объективность, дружелюбие, вдумчивость, личностные отношения, мужественность (Fourteen dimensions of temperament, в соавт. с W.S. Zimmerman, 1956). Г. первым стал исследовать особенности связи личностных признаков и мотивационных структур, в частности предметных интересов (Personality.McGraw-Hill,1959). Следующим важным достижением Г. была разработка проблем дивергентной продуктивности и одаренности, результатом которой явилось выделение категорий конвергентного и дивергентного мышления. Особый интерес вызвали его методики исследования дивергентного мышления, которые были ориентированы на задачи, не имеющие строгого алгоритма и решаемые разными путями. В частности, был создан Тест университета штата Юж.Калифорния, в котором определялись такие признаки дивергентного мышления как легкость, гибкость и точность. (The Nature of Human Intelligence, McGraw-Hill, 1967). Г. провел также серию исследований креативных процессов (1968), включив четыре основные характеристики креативности в свою модель структуры интеллекта: продуктивность (беглость), гибкость, оригинальность и разработку (внедрение идеи). (Intelligence, creativity, and their educational implications , 1968). Тесты креативности, разработанные Г. с коллегами (1976), нашли широкое применение в практике диагностики дивергентной продуктивности и одаренности. Они состоят из 10 заданий, содержащих задачи на вербальное (семантическое) и образное дивергентное мышление и предъявляются детям начиная с 4-х-летнего возраста. Опираясь на все эти исследования, Г. разработал модель интеллекта с систематическим расположением способностей в виде трехмерной матрицы с пятью психическими операциями (познание, память, оценивание, дивергентная и конвергентная продуктивность), пятью видами информационного содержания и шестью видами информационных форм. Здесь изучаемые умственные операции представляют собой то, что умеет испытуемый; стимуль-ное содержание включает в себя природу материала или информации, на основе которых осуществляются действия; с помощью информационных форм (результатов) описывается способ обработки информации испытуемым. При разработке модели интеллекта Г. вместе с сотрудниками удалось идентифицировать и снабдить диагностическими средствами 98 из 120 возможных факторов, образованных клетками трехмерной матрицы (Analysis of Intelligence, N.Y.,1971 (совм. с Hoepfner R). Позднее число факторов было увеличено до 150 за счет замены изобразительного стимульного содержания на стимульное содержание слухового и визуального типа, что дало пять мыслительных содержаний вместо первоначальных четырех. Работа по совершенствованию модели интеллекта продолжалась до 80-х годов, при этом Г. признавал существование факторов более высокого уровня. Факторы второго порядка образуются в результате сжатия одной из трех структур интеллекта по отношению к двум другим, что дает в результате 85 факторов второго порядка. В результате сжатия двух из трех измерений образуются факторы третьего порядка. Их 16, и они соответствуют списку из перечисленных выше 5 операций, 5 содержаний и 6 результатов.(Way Beyond the IQ: Guide to Improving Intelligence and Creativity, 1977). Разработанная под руководством Г. модель стала эвристическим инструментом для улучшения интеллектуальных способностей посредством упражнений. Два раздела в ней были отведены под креативные способности, остальные были посвящены решению задач. По мысли Г. эта модель была необходимой базовой конструкцией для развития опера-ционно-информационной психологии. Г. также принадлежат труды по психометрике и статистическим методам: Psychometric Method, McGraw-Hill, 1936, 1954; Fundamental Statistics in Psychology and Education, McGraw-Hill, 1950, 1956, 1965; ANO 1973,1978). Т.О. Гордеева, Л.А. Карпенко

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Модель структуры интеллекта американского психолога Джо Пола Гилфорда стала основой множества психолого-педагогических диагностических концепций, а также концепций прогнозирования, развития и обучения одарённых детей. Сегодня она считается одной из наиболее известных среди всех существующих моделей интеллекта. И рассказать о ней мы хотим по той причине, что интересна она может быть каждому, кого волнуют темы , личностного развития и .

Как некогда в полушутливой форме заметил сам Джой Пол Гилфорд, его модель структуры интеллекта предлагает примерно 120 «способов быть умным», по причине чего она представляет собой отличную базу для создания программ по диагностированию мышления и конкретизации факторов, которые нужно целенаправленно развивать. Во многих детских садах и школах США представленная модель применяется в качестве базовой при работе с детьми, причём по большей части с детьми одарёнными.

Гилфорд называет ряд основополагающих принципов для огромного количества факторов интеллекта (его реальных проявлений), и, основываясь на этом, приводит их классификацию, выделяя три базовых способа объединения факторов интеллекта.

Этими тремя базовыми блоками являются:

  • Операции
  • Содержание
  • Результаты

Описываются они так.

Блок «Операции»

Основой классификации факторов интеллекта блока «Операции» является определение базовых видов процессов интеллектуального характера и выполняемых операций. Оно делает возможным объединение интеллектуальных способностей в пять больших групп:

  • Оценка (какие суждения выносятся относительно правильности предлагаемой ситуации)
  • Конвергентное мышление (является и последовательным однонаправленным мышлением, проявляющимся в задачах, которые подразумевают только один верный ответ)
  • Дивергентное мышление (является альтернативным мышлением, отступающим от логики и проявляющимся в задачах, которые подразумевают наличие нескольких верных вариантов ответов)
  • (как запоминается и воспроизводится материал)
  • Познание (как воспринимается и понимается предъявляемый материал)

Блок классификации факторов интеллекта «Содержание», согласно концепции Гилфорда, относится к виду материала или имеющегося в нём содержания. Содержание, в свою очередь, можно представить следующим образом:

  • Образное
  • Символическое
  • Семантическое
  • Поведенческое

Третий блок «Результаты»

И уже, применяя к содержанию ту или иную операцию, можно выявить шесть результатов, представляющих собой конечный мыслительный продукт. Этими результатами являются:

  • Элементы
  • Классы
  • Отношения
  • Системы
  • Преобразования
  • Применения

Графически совокупность блоков «Операции», «Содержание» и «Результаты» можно представить так:

Представленные три блока классификаций Джой Пол Гилфорд изобразил в форме куба, в котором каждое из измерений является одним из вариантов оценки проявлений интеллекта:

  • Первое измерение включает в себя разные типы операций
  • Второе измерение включает в себя разные типы содержаний
  • Третье измерение включает в себя разные типы результатов

Очень важно сказать о том, что, невзирая на то, что модель проработана довольно глубоко, она всё же остаётся открытой системой. Об этом говорит и сам Гилфорд, указывая на то, что к тем 50 факторам, которые уже есть, и которые были получены в процессе создания модели, можно присовокупить ещё 120 факторов. Однако на сегодняшний день их выделяют уже свыше 150.

Вклад Джоя Пола Гилфорда в развитие теории одарённости поистине велик: он смог выделить человека и разработал элементы дивергентного мышления (точность, гибкость, оригинальность и быстроту). Именно это позволило создать инновационные модификации практической работы в процессе обучения, развития и воспитания одарённых детей.

И, как нам кажется, не будет лишним рассказать также о том, как, по представлениям Гилфорда и некоторых других учёных, взаимосвязаны друг с другом креативность и интеллект.

Креативность и интеллект

Разделение мышления, которое приводит Гилфорд, на конвергентное и дивергентное послужило серьёзной вехой в разделении умственных способностей и многократно улучшило их понимание. По сути, оно стало причиной дифференциации терминов «творческая одарённость» и «интеллектуальная одарённость».

Одним из первых, кто пришёл к пониманию того, что интеллектуальную одарённость, которая выявляется по системе коэффициента интеллекта, нельзя рассматривать как универсальную личностную характеристику, говорящую о том, что человек способен достигать серьёзных результатов в творческой деятельности, стал американский психолог Льюис Термен и его сподвижники.

Термен организовал самое крупное и долговременное психолого-педагогическое исследование одарённости, которое изменило представления о психологии одарённости вообще. Так, в 1921 году Термен со своими коллегами, применяя видоизменённый вариант теста Стенфода-Бине, произвёл отбор 1528 детей возрастом от 8 до 12 лет из 95 калифорнийских школ. Средним показателем IQ детей из данной выборки стал показатель в 150 единиц, а показатель 80 детей и вовсе достигал отметки в 170 и даже больше.

Помимо того, что дети были протестированы методикой Стенфорда-Бине, они также подверглись медицинскому освидетельствованию, а при помощи всевозможных тестов и рейтингов родителей и педагогов были изучены такие характеристики испытуемых, как интересы, и успеваемость.

Одновременно с этим, учёные создали и контрольную группу, состоявшую из детей того же возраста, но уступавших детям из первой группы по разным показателям, например, по успеваемости в школе и результатам прохождения тестов на IQ. Далее через каждые 12 лет проводились контрольные срезы по обеим группам, в которых применялись те же методики.

При помощи этих срезов удалось установить, что у одарённых детей IQ повысился, причём у тех, главным образом, кто поступил в колледж (примерно 90% детей первой группы). Успешно закончить учебные заведения удалось 70% участников выборки, а в аспирантуре остались 66%. Интересно также и то, что уже во время обучения 20% девушек и 40% молодых людей начали .

В 1951 году учёные провели оценку жизненных достижении 800 мужчин, входящих в выборку. Оценка показала, что в общем их активе насчитывалось 67 изданных книг и 150 запатентованных изобретений. 78 мужчин имели степень доктора по философии, 48 обладали учёными степенями в медицинской сфере, 85 – в юридической сфере, 51 – с технической сфере, а 104 мужчины смогли стать успешными инженерами. Также 47 мужчин из данного списка числились в справочнике «Люди науки в Америке за 1949 год». Рассматриваемые показатели оказались в 30 раз лучше показателей людей из второй – контрольной группы.

Помимо прочего, американский психолог Пол Торренс, проводивший наблюдение за своими учениками, сделал вывод, что в творчестве высоких результатов достигают не те, кто хорошо учится или имеет высокие показатели коэффициента интеллекта. Конечно же, эти показатели имеют место, но одних только их недостаточно, и в творчестве нужно нечто другое.

Концепция, которую разработал Пол Торренс, состоит из трёх основных основополагающих факторов: творческих способностей, творческих умений и . По мнению этого учёного, творчество является естественным процессом, который порождается высокой потребностью человека снимать напряжение, возникающее в условиях неопределённости или незавершенности. Позже на этой основе были разработаны различные методики креативности, которые нашли применение в процессе идентификации одарённых детей по всему миру.

Конечно же, можно приводить ещё массу интересных фактов на тему связи креативности и интеллекта, но одно можно сказать точно: высокие показатели интеллекта оказывают на креативные способности не очень большое влияние, и чтобы творить, нужно развивать именно качества креативности и .

НАПОСЛЕДОК: В настоящее время есть множество способов диагностики творческих способностей, однако мы хотим предложить вам провести не только диагностику своей креативности, но и всестороннюю оценку своей личности, которая поможет вам понять и особенности собственной мотивации, и самые важные ценности, и различные качества характера, и много чего ещё, что вы должны знать о себе, если хотите развиваться и личностно расти. Для этого приглашаем вас пройти наш специализированный курс по самопознанию – найти его вы можете .

Желаем вам успехов в ваших начинаниях и удачи по жизни!



Вверх