Чувства детей из алкогольных семей. Алкогольный характер: особенности личности человека из зависимой семьи Психологические особенности взрослых детей из алкогольных семей

социальный педагог алкогольный семья

Жизнь ребенка - это неуклонный процесс взросления. Особенно резко ускоряется этот процесс в подростковом возрасте. Маленький мальчик или девочка получают от родителей и от школы во многом идеализированное представление о мире.

Социализация (от лат. socialis - общественный) - процесс становления личности, усвоения индивидом языка, социальных ценностей и опыта (норм, установок, образцов поведения), культуры, присущих данному обществу, социальной общности, группе, воспроизводство и обогащение им социальных связей и социального опыта. (6,с.43)

От того, как происходит это взаимодействие в стихийной, относительно направляемой и относительно социально контролируемой социализации, во многом зависит самоизменение человека на протяжении его жизни, и в целом - его социализированность.

Социализированность - это достижение человеком определенного баланса приспособления и обособления в обществе.

О мере приспособления человека к обществу свидетельствует ряд признаков:

Степень овладения знаниями, умениями и установками, необходимыми для реализации ролевых ожиданий и предписаний, характерных для общества в различных сферах жизнедеятельности (семейной, профессиональной, социальной, досуговой и др.);

Наличие и мера оформленности реалистических в данном обществе жизненных целей и представлений о социально-приемлемых путях и способах их достижения (т.е. мера согласованности самооценок и притязании человека с его возможностями и реалиями социальной среды);

Необходимый на данном возрастном этапе уровень образования.

В качестве признаков обособления человека в обществе можно рассматривать следующие:

Наличие собственных взглядов, способность изменять их и вырабатывать новые (ценностная автономия);

Наличие и характер Я-концепции, уровень самоуважения и самопринятия, чувства собственного достоинства (психологическая автономия);

Реализация избирательности в эмоциональных привязанностях, их сбережение и сменяемость (эмоциональная автономия);

Мера готовности и способности самостоятельно решать собственные проблемы, противостоять тем жизненным ситуациям, которые мешают самоизменению, самоопределению, самореализации, самоутверждению; гибкость и одновременно устойчивость в меняющихся ситуациях, умение творчески подходить к жизни -- креативность (поведенческая автономия). (9,с.287).

Когда рассказывают о вреде, приносимом пьяницами своим детям, тут вроде бы трудно удивить: к этому безобразному явлению люди уже привыкли. Особенно уязвимыми являются дети. Отсутствие необходимого жизненного опыта, неокрепшая психика - все это приводит к тому, что царящая в доме дисгармония, ссоры и скандалы, непредсказуемость и отсутствие безопасности, а также отчужденное поведение родителей глубоко травмируют детскую душу и последствия этого морально-психологического травмирования зачастую накладывают глубокий отпечаток на дальнейшую жизнь.

Известный детский психиатр М. И. Буянов по этому поводу замечает, что нет такой семьи, в которой бы пьянство одного или обоих супругов не приводило к беде. Риск заболеть хроническим алкоголизмом в будущем у детей, выше, чем у тех, чьи родители не злоупотребляли спиртными напитками. Дети пьющих родителей составляют генетическую группу риска по развитию алкоголизма и наркомании. Кроме того, дети из алкогольных семей несут в себе комплекс психологических проблем, связанных с определенными правилами и ролевыми установками такой семьи, что тоже ведет к возможному попаданию их в группу социального риска. Ребенок, чтобы выжить в подобной семье, должен неизбежно усвоить сложившиеся в ней формы поведения, которые в большинстве случаев расходятся с социально приемлемыми вариантами. В семьях с химической (алкогольной) зависимостью, по мнению специалистов, вырабатываются три основных правила или стратегии, которые передаются от взрослых к детям и становятся их жизненным кредо: «не говори», «не доверяй», «не чувствуй». (13,с.92).

Третье правило «не чувствуй» - естественным образом вытекает из первых двух. То, что происходит с ними, может быть больно, грязно, стыдно и безнадежно. Но вместо того, чтобы чувствовать эту острую боль, маленькие люди учатся тому, как ее притуплять. Они вынуждены учиться прятать, отрицать или игнорировать свои чувства. Дети уже в раннем школьном возрасте прекрасно умеют отстраняться от своих чувств и мыслей по поводу происходящего в семье, убеждая себя и окружающих в том, что у них все благополучно. Но, пожалуй, наиболее уязвимыми в этом плане они становятся в подростковом периоде. Как считают специалисты, подросток не только глубоко переживает трагедию, обусловленную пьянством родителей, но часто и сам пытается найти ключ к решению семейных проблем в алкоголе. Вследствие этого довольно быстро и остро протекает процесс разрушения, деградации его личности, который по своему проявлению сходен с нарушениями психического здоровья (в частности, с некоторыми формами шизофрении). Подросток становится грубым, черствым, злобным по отношению к самым близким людям, его эмоциональное развитие резко тормозится, появляется равнодушие, опустошенность, нарастает вялость, апатия, нежелание что-то делать, к чему-то стремиться и вместе с тем рождается агрессивность, склонность к антиобщественным, немотивированным поступкам.

Естественно, вышеуказанные характерологические изменения личности ребенка и подростка появляются не сразу, а формируются постепенно под влиянием жизненного уклада алкогольной семьи и особенностей поведения пьющих взрослых. Опыт работы практических психологов с такими семьями и воспитывающимися в них детьми показал, что отклонения в психическом развитии и становлении личности ребенка в значительной степени обусловлены общей семейной атмосферой. Волей-неволей он оказывается втянутым в решение многих семейных проблем и вместе с взрослыми несет груз ответственности за то, что происходит в доме. Все это не может не отразиться на особенностях его мировосприятия, чувств и поведения.

1. «Этот ужасный секрет семьи». В алкогольной семье родители пытаются скрыть от детей все плохое, что связано с пьянством, хотя сделать это достаточно трудно. Поэтому вся семья вынужденно играет роль вполне благополучной, сокрытие семейных проблем становится образом жизни. Вследствие этого дети оказываются жертвами двойного стандарта: с одной стороны, они видят и понимают, что происходит в их семье на самом деле, а с другой - боятся открыто говорить об истинном положении вещей и о своих проблемах не только с окружающими людьми, но и с близкими, становятся замкнутыми.

2. «Жизнь в укрытии». По мере взросления дети начинают понимать, что люди осуждают пьянство и особенно пьющих родителей. Поэтому всеми силами они стремятся скрыть позор своей семьи от соседей и сверстников, не могут обсуждать интересующие их вопросы с друзьями и учителями из-за боязни, что те посоветуют им обратиться за разъяснением к родителям и таким образом страшная семейная тайна станет известна многим. Привычка к сокрытию обусловливает необходимость игнорировать реальность. В этих условиях секретность, увертки, обман становятся неотъемлемыми компонентами жизни. Чем больше секретности, тем больше запутанности, вины, борьбы, конфликтов и ссор, разъединения членов семьи, психологической изоляции и одиночества.

3. «Что же реально». Ребенку с раннего детства приходится наблюдать несоответствие между тем, что происходит в доме, и тем, что говорят ему взрослые. Подобное противоречие порождает недоверие ко всему, что его окружает, и к самому себе. Желание навести порядок, сделать так, чтобы в семье появился комфорт, а вместе с ним - чувство надежности и безопасности, не получает своего реального воплощения. Ребенок чувствует свое бессилие и потому, не видя выхода из создавшейся ситуации, испытывает страх, тревогу, опасные предчувствия и впадает в состояние фрустрации.

4. «Послания с двойным смыслом». Живущий в алкогольной семье ребенок довольно часто слышит такое, что содержит в себе противоречивый смысл. Подобные обращения к детям называют смешанными посланиями или информацией с двойным смыслом. Например, мать говорит ребенку: «Я тебя люблю, иди, гуляй, не мешай мне работать».

Парадоксальна также ситуация, когда родители требуют от ребенка говорить только правду, а сами всеми силами пытаются скрывать от окружающих то, что на самом деле происходит в семье. Еще большим парадоксом для ребенка является его взаимоотношение с пьющим родителем (отцом). В трезвом виде отец бывает внимательным, ласковым, заботливым, а в состоянии алкогольного опьянения становится агрессивным, злым и даже жестоким. Ребенку трудно разобраться, каков его отец на самом деле добрый или злой, и поэтому он не может поверить в «плохого папу», пытается отрицать правду, связанную с его скверным поведением. Подобная двойственность чувств, испытываемых по отношению к пьющему отцу, изматывает ребенка, может привести даже к нервному истощению.

5. «Борьба, конфликты, ссоры». В алкогольных семьях родители часто выясняют свои отношения в присутствии детей, не стесняясь в выражениях и действиях. Ссоры и постоянное выяснение отношений, как на вербальном уровне, так и сопровождаемые физической агрессией, оказывают на ребенка психотравмирующее воздействие. Часто в родительских конфликтах он видит свою вину и ищет решения семейной проблемы внутри себя. Кроме того, постоянно наблюдаемые споры, пререкания, жалобы взрослых друг на друга приводят к тому, что дети усваивают подобный стиль взаимоотношений между людьми вообще (особенно это касается мальчиков).

6. «Страхи, тревожные предчувствия». Как уже отмечалось нами выше, поведение людей, употребляющих алкоголь, отличается непредсказуемостью. Часто под влиянием алкоголя активизируются низменные чувства человека. Родители могут использовать агрессивные угрозы для демонстрации своей силы. Все это делает атмосферу в семье тревожной и тягостной.

Поэтому дети живут в постоянном страхе и ожидании неприятностей, связанных с поведением пьяного родителя. Они опасаются, что по возвращении домой их встретит разбушевавшийся отец, и поэтому часто предпочитают проводить время вне дома. Задерживаясь вне дома, дети пытаются уберечь себя от того кошмара, который там происходит.

Пьющий отец нередко приводит домой собутыльников и вместе с ними бранится и хулиганит. Когда жена делает им замечания или как-то протестует против их прихода, муж выгоняет ее с ребенком из дома, невзирая на непогоду. Ни плач, ни мольба, ни уговоры ребенка не останавливают его. И это повторяется неоднократно, ребенок живет в постоянном страхе, что отец возвратится домой в состоянии опьянения и ситуация возобновится. И поэтому начинает убегать сам, если отец приходит пьяным.

7. «Разочарования». В алкогольной семье взрослые привыкают к невыполнению своих обещаний. Первоначально дети реагируют на это очень болезненно, их угнетает такая безответственность родителей. Но приученные скрывать свои чувства даже от самых близких людей, они никогда не рассказывают о своих переживаниях, а просто перестают ждать обещанного. Однако для формирования их личности подобное отношение родителей не проходит бесследно. В душе дети считают, что родители совершили предательство, и поэтому перестают доверять всем, кто их окружает. Подобные детские разочарования по поводу невыполненных обещаний приводят к тому, что даже взрослыми выходцы из алкогольных семей продолжают предчувствовать разочарования и никому ни в чем не доверяют, оставаясь социально незрелыми и инфантильными.

8. «Слишком быстрое взросление». Наряду с негативными условиями формирования личности ребенка в алкогольной семье условно можно выделить такой позитивный момент, как более быстрое взросление. В силу сложившихся в семье обстоятельств, связанных с пристрастием к алкоголю кого-то из родителей (а иногда и обоих), старшие дети вынужденные брать на себя их функции по решению материально-бытовых проблем и оказанию поддержки младшим братьям и сестрам. К тому же они вынуждены заботиться и о пьющих родителях и прикрывают дезорганизацию семейной жизни. Несвойственная возрасту забота ребенка о семье, вынужденно взятая на себя родительская роль не позволяет ему испытать детские радости. Понимать это они начинают, только став взрослыми. Им трудно адаптироваться как в широкой социальной среде, так и в своей собственной семье, потому что они привыкли жить в режиме постоянного жертвоприношения и ощущают себя «псевдовзрослыми».

9. «Оскорбления и унижения, включая явное и скрытое сексуальное насилие». Пьющие родители утрачивают внутренний контроль за своим поведением. Они могут проявлять физическое насилие по отношению к детям, не чувствуя и не соизмеряя свою силу, невольно травмировать ребенка или даже нанести ему увечье. Довольно распространенными в алкогольных семьях являются формы наказания, унижающее человеческое достоинство: лишение ребенка пищи, одежды, запирание не долгое время в непроветриваемом помещении, публичная порка и др.

Многие дети, особенно девочки, подвергаются сексуальным оскорблениям со стороны пьющего отца. Явная и скрытая сексуальная агрессия к детям - довольно частое явление в семьях с больным алкоголизмом. Последствия этой агрессии проявляются в виде глубоких психологических травм, сказывающихся на всей последующей жизни подвергшегося сексуальному насилию человека и особенно, когда это произошло в своей семье. Даже став взрослым, такой ребенок продолжает переживать вину, стыд, ненависть к себе, отчаяние, роль жертвы во всех жизненных ситуациях, пассивность, часто впадает в депрессию.

10. «Заброшенный ребенок». Склонные к алкоголизации родители не проявляют должного внимания к своим детям. Даже если в семье только один родитель пьющий, второй, становясь созависимым, всю свою энергию направляет на решение проблем больного алкоголизмом, а дети остаются предоставленными самим себе. Часто в алкогольных семьях детям не обеспечен даже элементарный уход, что представляет серьезную угрозу их физическому и психическому здоровью. Эмоциональным потребностям также не уделяется должного внимания. Результат родительского игнорирования очень скоро начинает проявляться в неумении детей понимать состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему.

11. «Заниженная самооценка, недостаток самоуважения». Отсутствие заботы и внимания со стороны родителей способствует формированию пониженной самооценки. Причину отсутствия родительской любви дети начинают искать в себе и приходят к выводу о том, что они ее недостойны. Прежде, чем ребенок утвердится в своей самоценности, необходимо, чтобы первоначально это заметили и отметили значимые для него люди. Таковыми для него в первую очередь являются родители. Поэтому он оценивает себя так, как оценивает его они. Кроме того, он переживает чувство вины, стыда за семью, что проявляется в виде недостаточного сознания чувства собственного достоинства.

12. «Жизнь в мире фантазий. Мифы, помогающие выжить». Реальная действительность, с которой соприкасаются дети алкоголезависимых родителей, доставляет им массу неприятных переживаний, от которых они пытаются уйти в мир фантазий. Чаще всего фантазии связаны с ситуациями, типа «Что, если бы мой отец (моя мать) всегда были трезвые…» С одной стороны, дети фантазируют по поводу того, что жизнь их была бы совсем иной, если бы они родились в иное время, в другой семье и т.д. С другой стороны, - фантазии эти, ориентированные на счастливый конец, часто содержат мысли о смерти родителей как возможном варианте избавления от всех бед, связанных с их пьянством. В результате подобного фантазирования у детей могут складываться искаженные представления об окружающем мире и своем месте в нем. Это толкает их к мифотворчеству, главными мотивами которого, по мнению специалистов, могут быть следующие:

причину родительского пристрастия к алкоголю ребенок видит в себе: если он изменится в лучшую сторону, то родители перестанут пить;

переживают чувство социальной дискриминации, считают, что они не такие, как все, что вносит психологический дискомфорт в их существование;

иллюзорно представляют себя хозяевами создавшегося положения, считают, что могут контролировать обстоятельства, однако что-то изменить в семейной ситуации не могут. Невозможность реализовать миф о своем всесилии порождает чувство вины, неопределенность и безнадежность. Попытка сдержать пьянство родителей всегда заканчивается неудачей, контроль обстоятельств не удался, и ребенок еще сильнее винит себя за неспособность что-либо изменить в своей жизни;

ожидают кого-то, кто сможет изменить ситуацию в семье в лучшую сторону. Этот миф появляется на основе чувства собственного бессилия, он снимает вину с ребенка и возлагает ее на какую-то внешнюю силу. Здесь появляется призрачная надежда, однако она блокирует внутреннюю активность, и члены семьи ничего не предпринимают, чтобы исправить положение. Ожидание помощи извне, отказ действовать, стагнация могут привести ребенка к депрессии.

Фантазирование и мифотворчество детей не является чем - то необычным или патологическим, это присуще всем детям. Поэтому склонность к фантазированию детей в алкогольных семьях можно было бы рассматривать как закономерную особенность детской психологии. Но довольно часто фантазии и мифы замещают реальность, используются взамен действительности. Тогда способность быть хозяином своей судьбы не возрастает, а уменьшается, ребенок приучается «плыть по течению».

Таким образом, алкоголизация родителей приводит не только к душевной травматизации детей, но и серьезным образом сказывается на формировании их личности, негативные последствия которого ощущаются всю жизнь. Важнейшие особенности процесса взросления детей из алкогольных семей заключается в том, что:

Дети вырастают с убеждением, что мир - это небезопасное место и доверять людям нельзя;

Дети вынуждены скрывать свои истинные чувства и переживания, чтобы быть принятыми взрослыми;

Дети чувствуют эмоциональное отвержение взрослых, когда по неосмотрительности допускают ошибки, когда не оправдывают ожидания взрослых, когда открыто проявляют свои чувства и заявляют о своих потребностях;

Дети, особенно старшие в семье, вынужденно берут на себя ответственность за поведение других людей. Их часто осуждают за действия и чувства их родителей;

Родители не разделяют чувств и поведения ребенка, и осуждение, направленное на поступки, отрицательно оценивает его личность в целом;

Дети чувствуют себя позабытыми, брошенными и никому не нужными;

Родители могут не воспринимать ребенка как отдельное существо, обладающее своей собственной ценностью, могут считать, что ребенок должен чувствовать, выглядеть и делать то же, что и они;

Самооценка родителей может зависеть от поведения ребенка. Родители могут относиться к ребенку, как к равному взрослому, не давая ему возможности быть ребенком;

Чувства, которые когда-то возникли у ребенка в ответ на ситуацию в семье, становятся движущими силами его дальнейшей жизни. Это вина, страх, обида, злость. Вырастая, дети алкоголиков не осознают этих чувств, не знают, в чем их причина и что делать с этими чувствами. Но именно сообразно с ними они строят свою жизнь, свои отношения с другими людьми, с алкоголем и наркотиками. Дети переносят свои душевные раны и опыт во взрослую жизнь, часто становясь химически. И вновь появляются те же проблемы, что были в доме их пьющих родителей;

Семья с алкоголезависимыми родителями опасна своим десоциализирующим влиянием не только на собственных детей, но и распространением разрушительного воздействия на личностное становление детей из других семей. Как правило, вокруг таких домов возникают целые компании соседских ребят, благодаря взрослым они приобщаются к алкоголю и криминально - аморальной субкультуре, которая царит в среде пьющих людей.(15,с.283).

Таким образом, отрицательное влияние алкогольной семьи на социализацию ребенка заключается в: том, что дети вырастают эмоционально неустойчивым и с заниженной самооценкой. Все эти нарушения значительно затрудняют процесс воспитания и обучение детей, и не позволяет детям успешно адаптироваться в социальной среде.

Около 50 лет назад внимание исследователей стал привлекать

проблемный контингент детей, выросших в семьях людей, страдающих

алкогольной зависимостью. Выяснилось, что актуальность этой пробле-

мы обусловлена не только грубой социальной дезадаптацией и виктим-

ностью данной когорты, но и значительной распространённостью этого

явления . Так в США около 40% взрослых людей (около 76 млн.

человек) имеют в роду больных алкоголизмом . Доля детей, у кото-

рых хотя бы один из родителей страдает алкоголизмом (в дальнейшем

мы будем использовать устоявшуюся формулировку «взрослые дети ал-

коголиков» (ВДА)), в США по данным последних исследований состав-

ляет от 1:8 до 1:5 (Jordan S., 2010). Следует отметить, что по мере увели-

чения среднего возраста популяционного среза доля ВДА в нем умень-

шается, что отражает их меньшую продолжительность жизни . Экс-

траполируя приведённые общемировые пропорции на Россию, с учётом

текущего тренда уровня алкоголизации населения можно говорить о

том, что число ВДА составляет от 25 до 50% .

Наибольший интерес к этому малоизученному явлению отмечал-


ся в 60-80-х годах прошлого столетия, когда были выявлены основные

клинико-психопатологические паттерны синдромокомплекса «взрослого

ребёнка алкоголика», а также статистически определён наиболее вероят-

ный спектр коморбидной патологии . В конце XX - начале XXI

века интерес исследователей переключился на анализ психодинамиче-

ских и нейрофункциональных аспектов этого многогранного явле-

ния . В последнее десятилетие наблюдается сдвиг интереса учёных

с проблем индивида к его взаимоотношениям с ближайшим окружением

Клинико-психопатологические аспекты. Наиболее частой «фа-

садной», но, к сожалению, далеко не единственной проблемой ВДА яв-

ляются химические зависимости. В различных исследованиях много-

кратно доказано, что риск заболеть алкоголизмом у ВДА значительно

выше . Причём при наличии отца, зависимого от алкоголя, риск

иметь алкогольную зависимость у детей выше в четыре раза, при нали-

чии аддикции у матери - в три раза.

Частота алкоголизма по данным различных источников у взрос-

лых сыновей составляет от 17 до 70%, у взрослых дочерей больных ал-

коголизмом - от 5 до 25%, наркомании – около 6% и 3%, токсикомании –

приблизительно 17% и 5% соответственно. Только у 19,9% взрослых

детей, чьи родители больны алкоголизмом, не обнаруживается каких-

либо психопатологических нарушений на момент исследования семьи



Также в ряде исследований доказано, что у ВДА выше встречае-

мость болевого синдрома, тика, насморка, энуреза, бессонницы, мигрени

и насморка, аллергии, анемии, простуды, проблем с весом , эти лю-

ди имеют на 60% больше повреждений и травм, во время обучения в

школе они склонны к агрессивному и рискованному поведению. В то

время как у мужчин из группы ВДА в спектре психопатологических

проявлений преобладают наркологические заболевания, для женщин

наиболее типичными являются нозологии невротического и погранично-

го регистра. Сюда относят посттравматическое и другие связанные со

стрессом расстройства , а также расстройства тревожного и депрес-

сивного спектров .

Вопрос о специфичности ассоциированных с воспитанием в се-

мье МСАЗ клинико-психопатологических паттернов является дискута-

бельным и, скорее всего, открытым. Так, в ряде исследований показано,

что схожий спектр проявлений имеется и у людей, выросших во всех

дисфункциональных семьях, особенно в условиях внутрисемейного фи-

зического насилия. S.L. Harter (2000) на основании мета-анализа пришёл

к выводу, что проявление «синдрома ВДА» неспецифичны, а K.J. Sher


(1997) предположил, что сопутствующая патология зависит от наличия

коморбидного зависимости заболевания у родителей: так, если у родите-

лей помимо алкоголизма были черты антисоциального личностного рас-

стройства, то с большой вероятностью оно будет наблюдаться и у их де-

тей, и т.п. Несмотря на спорность некоторых положений и неполную



структуры


взаимоотношений


различных



психопатологических проявлений у ВДА, большинство исследователей

сходятся в одном: ВДА являются группой риска по формированию

большого спектра наркологических и психиатрических заболеваний, а

также имеют сниженный уровень социального функционирования : размытость, нечёткость границ различных сфер жизни,

личностей - дети часто не знают, какие из их чувств нормальны, а какие -

нет; теряют «твёрдость психологической почвы под ногами» . Полу-

ченные ВДА отрицательные воспитательные конструкты по мере взрос-

ления будут мешать устанавливать доверительные отношения . В

первую очередь, это будет проявляться в трудностях создания брака.

Доказано, что ВДА реже выходят замуж/женятся, а если выходят, то от-

мечают меньшую удовлетворённость браком и более частые разводы

Н.К. Радина (2003) приводит данные, согласно которым у

ВДА менее дифференцированный образ «Я-реальное» по сравнению с


юношами и девушками из обычных семей и специфика представлений о

себе у ВДА состоит в биполярности ролевого набора: быть агрессором

или жертвой.

Общеизвестно, что девушки, выросшие в семьях МСАЗ, намного

чаще выбирают своим мужем также зависимого от алкоголя мужчину

При этом число подобных выборов оценивается в 60-70% , что в среднем встречается в два раза чаще, чем у девушек без исто-

рии семейного алкоголизма . Есть мнение, что из-за взросления в

семьях, где игнорирование признаков алкогольной зависимости (отри-

цание) было привычным, девушки, выросшие в семьях МСАЗ, не могут

распознать соответствующих признаков этой болезни у своих женихов

С другой стороны, их привлекают мужчины, напоминающие отцов

В браке у этих девушек выше риск иметь химическую зависимость

Либо стать созависимыми, крепко вплетаясь в патологическую се-

мейную динамику аддиктивного симбиоза .

В заключении отметим, что вклад ВДА в суицидологические по-

казатели изучен недостаточно. Большинство исследований носят сугубо

констатирующий характер, где отмечается частота выявления родителей,

страдающих алкогольной зависимостью, у юношей и девушек, покон-

чивших жизнь самоубийством . До сих пор не существовало фокус-

ных и детальных исследований, касающихся антивитальности живых

ВДА, которые позволили бы создать эффективные превентивные моде-

ли, как суицидологической, так и наркологической направленности.

Таким образом, роль, место и значение аутоагрессии в семьях

МСАЗ к настоящему времени остаются не до конца выясненными. Это

диктует, учитывая распространенность и взаимосвязанность рассматри-

ваемых явлений, проведение дальнейших научных исследований, частью

которых являются представленные в данной работе собственные данные


Федотов И.А.

Кафедра психиатрии

ГБОУ ВПО «Рязанский государственный медицинский университет им. акад. И.П. Павлова» Минздравсоцразвития

Около 40 лет назад внимание исследователей стал привлекать проблемный контингент людей, выросших в семьях страдающих алкогольной зависимостью – взрослых детей алкоголиков (ВДА). Выяснилось, что актуальность этой проблемы обусловлена не только грубой социальной дезадаптацией и виктимностью данной когорты, но и значительной распространенностью данного явления. Так в США около 40 % взрослых людей (около 76 млн. человек) имеют в роду больных алкоголизмом. Доля детей и подростков, у которых хотя бы один из родителей страдает алкоголизмом, в США по данным последних исследований составляет от 1:8 до 1:5. Экстраполируя приведенные общемировые пропорции на Россию, с учетом текущего тренда уровня алкоголизации населения, можно говорить о том, что число ВДА составляет от 25 до 50%.

Психопатологические проявления, ассоциированные с воспитанием в семье зависимых от алкоголя. Негативное влияние алкоголизма родителей может проявляться уже и с самого рождения в форме «алкогольного синдрома плода», сочетающего в себе умственную отсталость и полиорганную соматическую патологию. В детском и подростковом возрасте у детей из этой группы риска больше встречаемость синдрома дефицита внимания с гиперактивностью и различных невротических расстройств, которые в дальнейшем могут трансформироваться в очерченное расстройство личности.

Наиболее частой «фасадной», но, к сожалению, далеко не единственной проблемой ВДА является химическая зависимость. Многократно доказано, что риск заболеть алкоголизмом у ВДА выше. Частота алкоголизма по данным различных источников у взрослых сыновей составляет от 17 до 70% , у взрослых дочерей больных алкоголизмом - от 5 до 25%, наркомании – около 6% и 3%, токсикомании – приблизительно 17% и 5% соответственно.

Еще одним возможным путем проявления негативных посылов, полученных при воспитании в семье алкоголиков, может являться развитие психосоматических расстройств. В ряде исследований доказано, что у ВДА выше встречаемость болевого синдрома, тика, насморка, энуреза, бессонницы, мигрени и насморка, аллергии, анемии, простуды, проблем с весом. Помимо того, эти люди имеют на 60% больше повреждений и травм, и во многом это объясняется тем, что уже во время обучения в школе они склонны к агрессивному и рискованному поведению.

В то время как у мужчин из группы ВДА в спектре психопатологических проявлений преобладают наркологические заболевания, то для женщин наиболее типичными являются нозологии невротического и пограничного регистра. Сюда относят посттравматическое и другие связанные со стрессом расстройства, а также расстройства тревожного и депрессивного спектров. Также уже более ста лет психиатрам известно, что наличие алкогольной зависимости у родителей – это значимый фактор риска при развитии эндогенных процессуальных психических заболеваний. К подобным выводам приходят и в современных исследованиях, основанных на принципах доказательной медицины.

Нейрофизиологические и психодинамические теории патогенеза. Вклад генетических факторов в появление алкогольной зависимости у ВДА оценивается в 40-60%. Одним из механизмов реализации наследственной преддиспозиции является нарушение контроля поведения и эмоционального реагирования. При реализации данных функций наибольшее значение имеет функциональный комплекс, состоящий из префронтальной и передней части височной коры, базальных ганглиев и таламуса, при этом на амигдалы и вентральный стриатум приходятся функции по определению знака эмоциональной окраски поведенческого акта. Одним из гипотетических механизмов, обуславливающих преддиспозицию к алкогольной зависимости, является нарушение контроля импульсивного и эмоционального поведения, что отражается в нарушении функционирования соответствующих участков. У ВДА показаны нейрофункциональные изменения в функционировании вышеуказанных участков головного мозга, что встречалось и у их родителей. Причем эта дисфункция не приобретается вследствие злоупотребления алкоголем, а является врожденной и реализует генетическую предрасположенность.

Интересной в этом свете также является гипотеза, что наследование алкогольной зависимости от родителей детьми может реализовываться двумя механизмами. Первый – это преимущественно через генетический путь передачи информации, при котором от рождения у ВДА есть дисфункция во фронто-стриатуме, которая проявляет себя сначала в синдроме дефицита внимания с гиперактивностью, затем перетекает в антисоциальное личностное расстройство и заканчивает дебютом аддикции.

Второй – преимущественно психодинамический, при котором ребенок берет от родителей зависимость как вариант неадаптивного регрессивного копинг-механизма, при котором алкогольная аддикция – способ уйти от решения жизненных проблем, что, в свою очередь, приводит к еще большей социальной дезадаптации (так называемый «порочный круг вторичного алкоголизма»). Детям из алкогольных семей уже в первые 6 месяцев жизни свойственны негативные паттерны привязанности: низкий эмоциональный ответ, высокий уровень негативного реагирования, редкие позитивные посылы родителям, а в возрасте 18-36 месяцев у них выявляются явные нарушения поведения с эктернализацией и интернализацией конфликта. При этом имеется разница в оказываемом на ребенка влиянии в зависимости от того, кто страдал зависимостью - мать или отец. Алкогольная зависимость у матери, в целом, является более деструктивной, потому что нарушает симбиотические отношения в первые годы жизни, когда закладываются основы личностной адаптации ребенка. В то же время крепкая привязанность к здоровой матери значительно снижает негативное влияние алкоголизма отца. Помимо того, дети в семьях больных алкоголизмом более часто становятся жертвами физического насилия или инцеста, что также является усугубляющим фактором в становлении виктимных личностных особенностей. Доминирующими эмоциональными реакциями у этих детей являются страх и враждебность, которые впоследствии могут становится причиной психосоматических расстройств и химических аддикций.

Алкогольная семья - это семья с контрастными правилами: они либо слишком свободны, либо слишком строги. В такой семье ребенок очень рано начинает понимать, что алкоголизм - это большой секрет семьи, и все плохое, что с ним связано, необходимо скрывать. В действительности, дезорганизацию, вносимую в жизнь алкоголизмом родителей, полностью скрыть никогда не удается. Вся семья, включая детей, пытается играть в игру: «Давайте притворяться, что все хорошо, давайте все плохое спрячем и тем самым защитимся». Ложь пронизывает все внутрисемейные отношения и проникает дальше, захватывая круг друзей, соседей. Дети знают, что люди осуждают пьянство, что пьяницы - плохие родители. Поэтому дети стремятся всеми силами скрыть «позор» семьи. Они не могут откровенно говорить о семье ни с друзьями, ни с учителями. Секретность, увертки, обман становятся обычными компонентами их жизни. Существуют три основных правила или стратегии в семьях с химической зависимостью: «Не говори, не доверяй, не чувствуй».

Феномен положительной брачной ассортативности. Девушки из семей алкоголиков намного чаще выбирают своим мужем также зависимого от алкоголизма мужчину, их число оценивается в 60-70%. Данный феномен называют положительной брачной ассортативностью. Эти женщины выросли в семьях, где игнорирование признаков алкоголизма (отрицание) было привычным, поэтому они не подготовлены к распознаванию соответствующих признаков этой болезни у своих женихов. Их привлекают мужчины, напоминающие им отцов. Модель поведения созависимой матери легко усваивается дочерью. В браке у этих девушек намного больше риск иметь химическую зависимость, или стать созависимыми, крепко вплетаясь в патологическую семейную динамику аддиктивного симбиоза. Под созависмостью при этом следует понимать «психологическую зависимость, подчинение своего Я, своих чувств, ожиданий, убеждений и восприятия реальности состоянию человека, имеющего химическую зависимость». Для подобного функционирования обязательно наличие гиперфункционала и гипофункционала, коммуницирующих по принципу комплиментарности. При этом обычно муж встает на позицию дефектного, слабого, беззащитного человека, а жена – сильная и доминантная. В такой расстановке ролей и происходит одна их самых популярных в таких семьях психологических игр – «Спасатель».

Аутоагрессия у ВДА. Одним из наиболее трагичных финалов подобного рода отношений является суицидальное поведение. Смертность среди лиц, страдающих алкогольной зависимостью, в 4 раза выше, чем в целом в популяции, причем причиной половины смертей является насильственная смерть, в особенности самоубийство. У ВДА также просматривается подобная тенденция, причем чрезмерная уязвимость этих пациентов к разрывам отношений своими корнями уходит в детство - в то время, когда им часто не хватало поддержки родителей. Пережитые разрывы (в силу смерти, развода родителей или их ухода из семьи), наряду с социальными лишениями, алкоголизмом и нередко психическим заболеванием родителей, вносят свой вклад в возникающий недостаток «хороших» объектов для идентификации. Он препятствует развитию высокой самооценки и адекватных стратегий приспособления к жизни. Проблемы с отношениями во взрослой жизни, чреватые угрозой неминуемого разрыва, часто повторяют усвоенные в детстве модели поведения и актуализируют прежние чувства бессилия, безнадежности и злости. В этой ситуации до точки, когда суицидальное поведение становится единственным выходом. Помимо того, для ВДА характерным является и высокий уровень несуицидальной аутоагрессии: частые травмы, самоповреждения, несчастные случаи и пр.

Заключение. Из всего указанного выше становится понятно, что ВДА являются проблемным контингентом пациентов, у которых достоверно чаще встречается широкий спектр психопатологических проявлений: от уровня психологических проблем до психозов и тяжелых химических зависимостей. Не вызывает сомнения тот факт, что данная ситуация связана с их патологической наследственностью: как с врожденными факторами, так и с особенностями воспитания в семьях больных алкогольной зависимостью. И если на генетический путь передачи мы повлиять пока не можем, то психодинамические аспекты вполне досягаемы для коррекции и лечения.

Статистика не раз подтверждала: люди, вышедшие из алкогольных семей, чаще становятся жертвами аддикции. Даже если такому выросшему ребенку удается избежать зависимости, его жизнь нередко повторяет судьбу родителей - такие люди обычно несчастны. Виной этому становится алкогольный характер.

Особенности личности, которые можно отнести к понятию «алкогольный характер», могут быть заложены в человеке с рождения, либо формироваться под влиянием зависимого окружения, в частности, родителей. Такие черты не только усложняют процесс взросления, замедляя полноценное развитие ребенка, но и мешают построить счастливую жизнь в зрелом возрасте.

Причины формирования алкогольного характера

Жизнь с алкоголиком - это настоящее испытание для всей семьи. С приходом зависимости происходит искажение основных ролевых моделей, сам сценарий семейной жизни деформируется. Отныне жизнь всех подчинена лишь алкоголику - его настроению и состоянию в данный момент. При этом страдают от такого положения дел абсолютно все члены семьи, но, несмотря на это, продолжают исполнять свои роли, боясь разрушить внешнюю видимость «нормальной семьи». Эту иллюзию счастливой семьи неосознанно поддерживают все родственники зависимого. Даже сам алкоголик с удовольствием играет в добропорядочного члена общества. Причины для это у каждого свои:

  • алкоголик не признает наличие проблемы, так как уверен в ее отсутствии. Он глубоко убежден, что сможет отказаться от выпивки в любой момент, а употребляет алкоголь лишь из-за сложившейся ситуации (стресс, усталость, праздник, конфликт в семье и так далее);
  • супруга (или супруг) зависимого вынужден скрывать болезнь партнера, так как боится показать свою несостоятельность. Муж алкоголик, в первую очередь, повод для стыда жены, и чтобы сохранить привлекательную картинку семейного благополучия для соседей и подруг, она старательно отрицает проблему, либо упорно и безуспешно «спасает» алкоголика от болезни;
  • ребенок из алкогольной семьи не может говорить о домашних проблемах на людях. Если он расскажет соседям об алкоголике-отце, регулярных скандалах и слезах матери, семья воспримет это как предательство. Ребенок прекрасно понимает это, а потому вынужден скрывать свои чувства ведь, лишенный родительского внимания, он всеми силами пытается заслужить похвалу и любовь.

Ребенок в подобной ситуации остается без внимания родителей. Вся жизнь семьи вращается вокруг зависимого - на ребенка попросту не хватает сил и времени. Детям из алкогольных семей приходится слишком рано повзрослеть. Все свои проблемы, включая конфликты со сверстниками, непонимание с учителями, ему приходится решать самостоятельно. Зачастую, единственным решением проблемы становится ее отрицание. Подросток попросту прячет свои эмоции, скрывает их даже от себя. К сожалению, такой подход ведет не только к формированию алкогольного характера, но и к нервным срывам, а в дальнейшем и формированию склонности к аддикции.

Разрушенная судьба: как меняется личность ребенка в зависимой семье

Даже избежав зависимости, человек, выросший в алкогольной семье, остается несчастным. Особенности его личности, сформированные негативным влиянием самых близких людей, мешают ему создать счастливую семью, реализовать свой потенциал, получать удовольствие от жизни. Большинство детей алкоголиков имеют целый ряд негативных черт характера, в частности:

  • игнорирование правил, неумение планировать. Выросши в семье, где не было места порядку, человек продолжает жить в хаосе, руководясь лишь секундными порывами и настроениями. Именно так жила его семья, полностью подчиняясь эмоциональному состоянию алкоголика;
  • лояльное отношение к насилию в семье. Ребенок из алкогольной семьи не видел нормальных взаимоотношений. Поэтому постоянные скандалы, неумение держать себя в руках, моральное и физическое насилие над взрослыми членами семьи и детьми кажутся ему нормой. Даже повзрослев, он не способен выработать другие формы поведения без помощи специалиста;
  • лживость. Во время жизни в зависимой семье, человек привык добиваться любви и похвалы всеми доступными способами. Ложь, зачастую, является одним из самых простых, а потому популярных из них. Он врет своим родным и близким, чтобы не расстроить их, не обидеть или получить одобрение окружающих;
  • жизнь в постоянном напряжении. Ребенок в алкогольной семье постоянно рискует навлечь на себя гнев родителей. Даже в зрелом возрасте, такой человек постоянно «на чеку». Он не способен до конца довериться человеку, расслабиться и получать удовольствие от жизни, ведь каждую секунду ожидает пинка или подзатыльника;
  • постоянная потребность в одобрении. Такой человек никогда не уверен в правильности своих действий. Ему постоянно нужно подтверждение его правоты, без этого он становится импульсивным, нервным, растерянным.

Человек, выросший в зависимой семье, до конца своей жизни будет чувствовать себя другим, инородным в любом обществе. Разумеется, таких плачевных последствий для ребенка алкоголиков можно избежать. Работа с опытными психологами позволит изменить свою жизнь, наконец обрести счастье и внутренний покой.

Когда в семье появляется пьющий человек, то каждый из ее членов страдает от его действий, об этом не понаслышке знают взрослые дети алкоголиков, в свое время ставшие невольными свидетелями домашнего пьянства. Каждый человек, столкнувшийся с алкоголизмом, знает, что это губительное пристрастие отравляет не только физическое здоровье, но и разрушает личные взаимоотношения с родными людьми.

Семьи, в которых родители имеют пристрастие к выпивке, как правило, нельзя назвать благополучными. В них процветает насилие и нарушение психоэмоциональной атмосферы. Дети, растущие в такой атмосфере, зачастую становятся не только свидетелями алкоголизма родителей, но и жертвами их пьяных выходок и капризов. Многие из таких детей имеют психологические проблемы во взрослой жизни, которые мешают им строить отношения с другими людьми и личностно развиваться.

Книга Джанет Войтиц

В 80-х годах прошлого столетия была выпущена книга Джанет Войтиц, в которой было подробно описано психоэмоциональное состояние повзрослевших детей пьющих родителей, особенности их поведения и склонность к регулярному употреблению спиртных напитков.

Зачастую взрослые дети алкоголиков страдают от психологических травм, перенесенных в детстве на фоне пьянства отца или матери.

В большинстве случаев, от посторонних принято скрывать семейные проблемы, связанные с употреблением спиртных напитков. Такая скрытность имеет под собой несколько оснований:


Детям пьяниц часто приходится самостоятельно заботится о себе с малолетства. Мать и отец не уделяют времени на их воспитание. Если они выпивают вместе, то все их внимание приковано к бутылке. Если же алкозависимостью страдает один из родителей, то второй занят активной борьбой с «зленым змием» и не может уделять достаточное количество времени собственным детям.

Зачастую, подросток, растущий в неблагополучной семье, и сам рано начинает употреблять спиртное. Это связано не с генетической предрасположенностью, а с желанием быть замеченным собственными родителями, погрузившись в алкоголизм вместе с ними.

Кто такие «взрослые дети алкоголиков»?

По мере взросления у людей, выросших с пьющими родителями, формируются определенные особенности характера, которые предопределяют их взрослую жизнь. Даже если они станут приверженцами трезвого образа жизни, детские воспоминания, связанные с алкоголизмом, останутся в памяти.



Вверх