Что такое зависимость от компьютера. Как избавиться от игровой компьютерной зависимости. Зависимость от компьютера

Слайд № 1
Не бегите от реальности, потому что именно реальность делает вас человеком.

Что такое игровая зависимость у детей? Болезненная предрасположенность или следствие воспитания? Как можно с этим бороться?

Игромания – причины внутри нас.
Сегодня игровая зависимость – одна из наиболее распространённых проблем детского воспитания, которая поражает, главным образом, детей от 8 до 16-18 лет.
Современные дети нередко осваивают компьютерную грамотность раньше, чем языковую или математическую: мы живем в эпоху высоких технологий и сумасшедших скоростей. В принципе, это не хорошо и не плохо, главное – как распорядиться имеющимися у нас ресурсами. Ведь те же компьютер и интернет могут стать как инструментом творчества и получения новой информации, так и допингом сродни наркотикам. Несмотря на то, что в среде детей и подростков компьютерная зависимость приобретает угрожающие масштабы, общественность относится к этому факту скорее снисходительно: мол, с возрастом пройдет. Дескать, лучше, когда чадо сидит дома за компьютером, чем тусуется непонятно где и с кем. Компьютерные игры увлекают и захватывают – но параллельно выхолащивают чувства, а реальная жизнь перестает быть источником удовольствия.

Слайд № 2
Многие специалисты сходятся во мнении, что такими страшными диагнозами, как депрессия, синдром эмоционального выгорания, хроническая усталость, алкогольная и наркотическая зависимость, суицидальные наклонности человечество обязано именно высоким технологиям. Задача родителей – сформировать у ребенка адекватное отношение к компьютерному миру, сделать его жизнь настолько яркой, интересной и насыщенной, чтобы никакие виртуальные забавы не могли с ней соперничать.
Слайд № 3
Ребенок не чувствует разницы
До семи лет ребенок не в состоянии провести четкую грань между вымыслом и настоящей жизнью. И если в столь нежном возрасте малыш «ныряет» в компьютерные игры и телевизор – они становятся его реальностью. А ведь опыт, приобретенный в первые семь лет жизни, во многом формирует наши жизненные установки и ценности. Какой же «багаж» получает юный геймер? Согласитесь, виртуальный мир, на первый взгляд, может показаться куда интереснее реального: на мониторе краски ярче, события меняются с какой угодно скоростью, а для победы не нужно прилагать особых усилий. В психологии есть такое понятие, как чувство жизни: умение удивляться и радоваться всему, что нас окружает, воспринимать жизнь как чудо, жить «здесь и сейчас». Ребенок, погруженный в иллюзорный мир, вряд ли обрадуется, скажем, распустившемуся цветку – зачем, если одним кликом компьютерной мышки он может «вырастить» на экране виртуальные джунгли?
По настоящим улицам не скачет человек-паук и не бегают динозавры – зато псевдореальность изобилует будоражащими воображение персонажами.
В результате малышу становится неинтересно исследовать окружающий мир, докапываться до сути вещей. Такой ребенок не видит для себя иного способа получения удовольствий, кроме как с головой уйти в суррогатные эмоции и переживания.

Мальчики – в группе риска
Чаще всего в компьютерную зависимость попадают именно мальчишки. Девчачьи игры – те же дочки-матери – это сплошные эмоции, поэтому девочкам нет необходимости подпитываться суррогатными переживаниями. Девочкам «разрешается» плакать, обижаться, закатывать истерики. Над мальчиками же довлеет исторически сложившийся стереотип: ты должен быть сильным. В итоге мальчишки вынуждены постоянно подавлять свои истинные чувства и эмоции. Кроме того, в силу особенностей мужской психологии сильному полу более свойственен «уход в себя». Мальчишкам «зона продуктивного одиночества» жизненно необходима – для восстановления, накопления сил, анализа. И если в реальности эта ниша отсутствует, подросток будет создавать ее искусственно. Ну и потом, инстинкт победителя у мужчин в крови еще с пещерных времен – именно поэтому мальчики «подсаживаются» на всякие «стрелялки» и «бродилки» (девочки, если уж и играют, то скорее в стратегические или логические игры).

Откуда ноги растут.
Утверждать, что виртуальные забавы – корень всех бед «проблемных» подростков – значит, путать причину и следствие. Ведь «иная реальность» может лишь усугубить уже имеющиеся проблемы.
Иными словами, счастливый, гармонично развивающийся ребенок вряд ли станет испытывать повышенную тягу к компьютерному миру.
«Когда на приеме родители жалуются на то, что их ребенок «подвис» на компьютере, я предлагаю им поискать причины в себе, – говорит Светлана Ройз, детский и семейный психолог. – Я спрашиваю у мам и пап: «Кто впервые показал ребенку компьютерную игру? Что вы знаете о пристрастиях вашего ребенка, в какие игры он играет? Сколько времени вы проводите вместе с ребенком, о чем разговариваете? Назовите несколько ярких событий в жизни ребенка за последние месяцы».
Мы, родители, должны отдавать себе отчет: это мы усаживаем ребенка перед телевизором, покупаем ему компьютерные игры – ведь у нас работа, стирка, уборка, и зачастую нам попросту некогда играть с чадом в другие (спортивные, настольные) игры. Такая позиция родителей заглушает в ребенке инстинкт искателя, отводя ему более безопасную, на первый взгляд, роль зрителя.
Зависимость (любая: алкогольная, эмоциональная, компьютерная) говорит о том, что у человека нарушены контакты с его ближайшим окружением. Задумайтесь: как вы общаетесь с ребенком, есть ли у вас доступ в его внутренний мир? Вместе с тем, важно помнить, что у каждого явления есть как негативная, так и позитивная сторона. Зачастую в виртуальный мир с головой погружаются очень чувствительные и творческие детки с тонкой душевной организацией. Задача родителей – помочь ребенку раскрыть свой потенциал.

Слайд № 4
Основными причинами компьютерной зависимости могут быть:
1.Недостаток общения со сверстниками и значимыми для ребенка людьми.
2. Недостаток внимания со стороны родителей.
3. Неуверенность в себе и своих силах, застенчивость, комплексы и трудности в общении.
4. Склонность детей к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
5.Желание ребенка быть «как все» его сверстники, следовать за их увлечениями, не отставать.
В какой-то степени компьютерная зависимость, игровая зависимость может стать результатом влияния школьного окружения. Поскольку, когда другие дети активно обсуждают игры, то и ваш ребёнок хочет принимать участие в их разговорах, быть частью этого аспекта школьной, детской подростковой жизни.
6.Отсутствие у ребенка увлечений или хобби, любых других привязанностей, не связанных с компьютером.
7.Формирование компьютерной зависимости ребенка часто связывают с особенностями воспитания и отношениями в семье.
Например, конфликты в семье, когда ребёнок убегает в интернет-клуб, в компьютерный мир от мира настоящего. Почему? Потому, что он там живёт в другой реальности, в такой, где нет ссор с родителями, где нет ссор между родителями, где его жизнь проста и понятна.

Слайд № 5

По статистике, каждый пятый – шестой ребенок, с наличием признаков компьютерной зависимости, излечивается от компьютерной игровой зависимости самостоятельно и без последствий.
Однако, не стоит надеяться на то, что зависимость от компьютерных игр у детей пройдет сама собой, неокрепшая детская психика может не справиться с влиянием возникшей зависимости.
Если долгие часы за монитором вызывают у вас тревогу за ребенка, обратите внимание на

Признаки компьютерной зависимости:
1.У ребенка появляется навязчивое желание играть на компьютере (приставке, планшете и пр.) Любому даже самому любимому некогда занятию он с радостью предпочтет общество «железного» друга.
2. Куда-то резко подевались друзья. Если к нему кто-то и приходит в гости, то для того, чтобы вместе поиграть за компьютером. Сам он идет к друзьям с этой же целью.
3. Непонятный эмоциональный подъем, который резко сменяется дурным настроением. Присмотревшись, вы поймете, что все это связано с виртуальными успехами и неудачами в игре.
4. Ночные бдения у компьютера и отказ от еды, потому что в Сети идет «очень важная битва».

Компьютерная зависимость формируется намного быстрее, чем любая другая традиционная зависимость: курение, наркотики, алкоголь, игра на деньги.

Таким образом, специалисты выделяют главный признак компьютерной игровой зависимости – постоянное навязчивое желание играть в компьютерные игры.

Слайд № 6
Опасности компьютерной зависимости.
1. Компьютер становится мощным стимулом и главным объектом для общения.
2. На первых порах компьютер может компенсировать ребенку дефицит общения, затем это общение может стать не нужным вовсе.
3. В процессе игр, или нахождения в интернете ребенок теряет контроль за временем.
4. Ребенок может проявлять агрессию в случае лишения его доступа к компьютерным играм.
5.Вседозволенность и простота достижения цели в играх может повлиять на уверенность ребенка, что и в реальной жизни все так же просто и можно «заново начать» игру.

Слайд № 7 (продолжение)

6.Из-за пренебрежительного отношения к еде может возникать недостаточность витаминов и минералов.
7. Многочасовое непрерывное нахождение перед монитором может вызвать нарушение зрения, осанки, снижение иммунитета, головные боли, усталость, бессонницу.
8.Дети перестают фантазировать, снижается способность создавать визуальные образы, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность.
9.Могут возникать депрессии, при долгом нахождении без компьютера. Дом и семья уходят на второй план. Могут наблюдаться проблемы с учебой.
10.Уменьшается круг общения ребенка и, как следствие, отсутствие жизненного опыта, опыта общения.
11. Может нарушиться психика ребенка, его мировоззрение.

Ребёнок, попавший в игровую зависимость, постепенно меняется и меняется довольно сильно.

Начинаются проблемы с учёбой в школе, падает внимание, исчезают какие-либо интересы вне игр.
Мы наблюдаем в нашей школе (!), что ребенок зачастую не может оторваться от игры на уроке, на перемене, постоянно отвлекается во время урока, если в его телефоне или другом гаджете «живет» какой-то герой (например, «таблетка» или (прошу прощения) «какашка»), которого надо обслуживать, убрать за ней, покормить и пр., чтобы набрать необходимые баллы. Это приобретает характер повального увлечения, с катастрофическими масштабами вовлеченности. Учителя здесь порой бессильны что-либо изменить. Мы уже не говорим о морально-нравственной стороне «обслуживания» таких вот героев игр. До какого уровня мышления скатываются в этот момент наши дети???
Или игры-симуляторы, где дети имитируют совсем уже взрослые отношения с яркими интимными компонентами между парнем и девушкой. Конечно, после такого эмоционального потрясения ему уже не будет интересно заниматься учебой…

Слайд № 8
Изучению специфики взаимодействия детей и подростков с компьютерами посвящено множество научных исследований (О. Н. Арестова, Л. Н. Бабанин, Ю. Д. Бабаева, А. Е. Войскунский, С. А. Шапкин, М. Коул и др.).
С результатами одного из них мы хотим вас познакомить.

В исследовании принимали участие 146 учащихся 5–6 классов общеобразовательных средних школ г. Нижнего Новгорода, из них – 76 мальчиков и 71 девочка в возрасте от 10 до 12 лет.
По результатам исследования было установлено, что младшие подростки с высокой степенью игровой компьютерной увлеченности имеют более низкие показатели умственных способностей, чем их сверстники. Возможно, это связано с тем, что в отличие от реальных игр со сверстниками компьютерные игры несут деструктивную компоненту для полноценного развития младшего подростка. Компьютерные игры, разработанные по заданному (шаблонному) сценарию, не могут полноценно отобразить жизненные ситуации, упрощают способы решения различных задач, не содержат нравственные задачи и тем самым содействуют примитивизации мышления.
При исследовании самооценки мы рассматривали показатели по таким критериям, как: уверенный, способный, счастливый, общительный, трудолюбивый, сообразительный.
Было установлено, что младшие подростки с высокой степенью игровой компьютерной ориентированности более уверены и менее общительны по сравнению с обычными сверстниками.
Расхождения уровня интеллекта младшего подростка с его самооценкой могут свидетельствовать о неадекватном отношение к себе в результате существенных расхождений «Я - реального» и «Я -виртуального». Во время игры психика младшего подростка образует свой собственный виртуальный мир, который имеет определенную степень устойчивости. Игровая реальность выступает своеобразным трансформатором сознания ребенка. При этом эмоции сконцентрированы вокруг персонажа компьютерной игры и действий, происходящих с ним. Измененное состояние сознания чутко реагирует на малейшие изменения в игровом пространстве. Победы виртуального персонажа воспринимаются как личные достижения, ребенок чувствует себя героем. Победа – это положительная самооценка и положительные эмоции. Игра становится средой формирования личностных качеств, показателем успешности. Подростки, не прошедшие ролевую идентификацию в социальной действительности, находят свой образ в игре.

Выявлено преобладание склонности к риску у младших подростков с высокой степенью
игровой компьютерной ориентированности по сравнению с младшими подростками с низкой степенью ориентированности на уровне значимости.
Компьютерная игра позволяет ребенку испытать особое возбуждение – ощущение собственной успешности и значимости.
Восторг от получения желаемого результата и возбуждение от его ожидания становятся привлекательнее, чем все остальные радости жизни.
У детей с высокой степенью игровой компьютерной ориентированности низкие показатели по таким параметрам субъектности, как: способность к рефлексии, свобода выбора и ответственность за него, понимание и принятие другого, саморазвитие.
Младшие подростки с высокой степенью компьютерной увлеченности отличаются в недостаточной степени развитым самообладанием и самоконтролем в процессе деятельности.
Результаты исследования свидетельствуют о слабо сформированной у компьютерных игроков способности к рефлексии, являющейся средством самопознания, в жизненных ситуациях они затрудняются вариативно выбирать виды деятельности, круг общения и способы самовыражения.
Волевые качества у младших подростков первой группы значительно ниже, чем во второй группе.

При исследовании факторов социального окружения было выявлено, что в семьях, в которых родители часто покупают своим детям компьютерные игры, риск возникновения повышенной увлеченности подростками компьютерными играми значителен. У большинства родителей сформировано положительное отношение к тому, что их ребенок имеет данную форму увлечения, они не видят деструктивных функций компьютерных игр, специально покупают различные игры, чтобы ребенок больше времени находился дома под родительским присмотром.
Круг общения у младших подростков с высокой степенью игровой компьютерной увлеченности в основном сводится к общению с друзьями и героями компьютерных игр.
Весь досуг таких детей в основном сводится к игре за компьютером. Были получены низкие показатели общения с родственниками и литературными героями.
Компьютерная игра служит средством, позволяющим удовлетворить те потребности младшего подростка, которые не удовлетворены в реальной жизни, средством компенсации жизненных проблем. Личность начинает реализовываться в иллюзорном игровом мире, а не в реальном, это влечет ряд серьезных проблем в развитии личности, в формировании самосознания и самооценки, а также высших сфер структуры личности.
Учитывая такие возрастные особенности младших подростков, как слабая волевая регуляция, становится очевидным тот факт, что компьютерные игры провоцируют детей на систематическое невыполнение домашних заданий, а также пропуски школьных занятий, возможен и психологический отрыв ребенка от школы со всеми вытекающими отсюда последствиями.

«Когда основным времяпрепровождением ребенка становятся компьютерные игры, интернет-чаты и телевизор, страдает, в первую очередь, его эмоционально-чувственная сфера, – утверждает Наталья Ещенко, специалист вальдорфской педагогики, преподаватель и арт-терапевт. – Посудите сами: стать супергероем в вымышленной жизни намного проще, чем в настоящей. Для того чтобы одержать виртуальную победу, достаточно умственных усилий, быстроты реакции и определенных навыков. А в реальной жизни успех невозможен без умения чувствовать, договариваться с людьми, слышать свою интуицию, использовать творческое начало! Компьютерные игры формируют искаженное представление о жизни, безволие и пассивность, которые скрываются за яркими подвигами в виртуальном мире. Стоит ли удивляться тому, что, повзрослев, вчерашний геймер отказывается брать на себя ответственность за собственную судьбу?! В последние годы медикам все чаще приходится сталкиваться с гипервозбудимыми, гиперактивными детками. Этому явлению есть простое объяснение. Детям, особенно маленьким, очень важно проживать эмоции через тело (это происходит, например, во время подвижных игр). А когда малыш увлеченно смотрит мультик или гоняет на виртуальных ралли, его мозг работает очень интенсивно. Но тело - то остается статичным, оно не проживает эту активность! А потом родители недоумевают, почему ребенок переворачивает весь дом вверх дном, а по ночам просыпается каждые два часа».
Слайд № 9
Специалисты отмечают, что различные виды компьютерных игр могут по-разному влиять на ребенка.
1.Самыми опасными считаются ролевые игры с видом «из глаз» компьютерного героя.
Этот тип игр характеризуется наибольшей силой «затягивания» или «вхождения» в игру. Специфика здесь в том, что вид «из глаз» провоцирует играющего к полной идентификации с компьютерным персонажем, к полному вхождению в роль. Через несколько минут игры (время варьируется в зависимости от индивидульных психологических особенностей и игрового опыта играющего) человек начинает терять связь с реальной жизнью, полностью концентрируя внимание на игре, перенося себя в виртуальный мир. Играющий может совершенно серьезно воспринимать виртуальный мир, а действия своего героя считать своими. У человека появляется мотивационная включенность в сюжет игры.

2. Не менее опасны игры с видом извне на «своего» компьютерного героя. Этот тип игр характеризуется меньшей по сравнению с предыдущим силой вхождения в роль. Играющий видит «себя» со стороны, управляя действиями героя игры. Отождествление себя с компьютерным персонажем носит менее выраженный характер, вследствие чего мотивационная включенность и эмоциональные проявления также менее выражены по сравнению с играми с видом «из глаз».
3. Стратегические игры, «руководительские» менее опасны, но могут здорово втянуть ребенка. Этот тип назван так потому, что играющему предоставляется право руководить деятельностью подчиненных ему компьютерных персонажей. В этом случае играющий может выступать в роли руководителя самой различной спецификации: командир отряда спецназа, главнокомандующий армиями, глава государства, даже «бог», который руководит историческим процессом. При этом человек не видит на экране своего компьютерного героя, а сам придумывает себе роль. Это единственный класс ролевых игр, где роль не задается конкретно, а воображается играющим. Вследствие этого «глубина погружения» в игру и свою роль будет существенной только у людей с хорошим воображением. Однако мотивационная включенность в игровой процесс и механизм формирования психологической зависимости от игры не менее сильны, чем в случае с другими ролевыми играми.
4. Далее следуют неролевые игры: аркады, головоломки, игры на быстроту реакции, азартные игры.
Слайд № 10

Подсознательно ребенок выбирает именно те игры, которые в наибольшей мере отражают его подавленные потребности.
Стратегические – ребенку не хватает структурированности. При этом в потенциале у него имеются лидерские качества, такой человек может повести за собой других. Позитивный «заменитель» компьютерных стратегий – шахматы, конструирование (кстати, «стратеги» легче всего избавляются от тяги к компьютеру).

Спортивные – подавлена деятельность, возможно, есть какие-то телесные блоки. Если малыш гоняет виртуальную шайбу или мяч (командные игры), у него велика потребность быть частью значимой для него группы сверстников. Переключайте его внимание на реальные спортивные забавы.

«Стрелялки», ужасы – непрожитая агрессия или подавленная сексуальность. Кстати, агрессия – одна из эмоций, необходимых для выживания вида (в психологии есть даже такое понятие: нормальный уровень агрессии). Другое дело, сколько ее и в какое русло она направлена. Такому ребенку нужно больше двигаться, а еще ему необходимы тактильные контакты (объятия, массаж) со своими родителями.

Согласно нормам Минздрава, 7-10-летние дети могут проводить за компьютером не более 45 мин. в день, 11-13-летние – два раза по 45 мин., старшие – три раза.

Слайд № 11

Кто больше зависим от игр на компьютере?
1.Дети тех родителей, которые чаще всего не бывают дома.
2.Дети состоятельных родителей или трудоголиков, которые постоянно заняты.
3.Дети тех взрослых, которым зачастую удобно, что ребенок занят и не отвлекает их просьбами об игре.
4.Дети родителей, которые сами зависимы от компьютера и интернета.

Как отмечает психолог Анатолий Кливник, самый зависимый и, в то же время, нежелательный возраст это 12-15 лет.
На одну зависимую девочку-подростка приходится до 10 мальчиков, связано это с тем, что кризис подросткового возраста дается мальчикам труднее, да и компьютерных игр для девочек в разы меньше.

Ребенку, попавшему в сети компьютерной зависимости, нужна помощь.

Слайд № 12

Как бороться с игровой зависимостью?
1.В первую очередь, не запрещать. Агрессивная позиция родителей, направленная на резкое, жёсткое запрещение игры, как правило, приведёт к установлению между родителями и ребёнком барьера. Причём ребёнок всё равно будет играть, но вне дома: в школе, у друзей, в интернет-клубах.
Пытаясь «вытащить» ребенка из компьютерного мира, родителям стоит действовать тактично. Запретный плод, как известно, сладок: чем больше сопротивление – тем сильнее стремление. Нельзя насильно отобрать у ребенка компьютер, не дав ему ничего взамен.
Следует изменить стереотипное поведение. Ребенок привык получать выволочку за свои компьютерные посиделки и несделанные уроки? Специалистами доказано: если какая-то реакция повторяется 7 и более раз, она скатывается в подсознательное. Иными словами, ребенок попросту не слышит обращенных к нему упреков, они для него – не более чем досадный шумовой фон. Чтобы изменить ситуацию, попробуйте продемонстрировать искренний (!) интерес к миру своего чада.
Как говорит русская народная мудрость: «Если пьянку нельзя предотвратить – её нужно возглавить». Так и здесь. Если игровая зависимость для вас уже реальность, постарайтесь разделить её с ребёнком. Обсуждайте с ним игры, отсеивайте те игры, которые содержат сцены насилия, побуждают в нём агрессию или служат источником излишнего драйва. Вместе играйте с ним в игры, имеющие развивающую направленность. Устанавливайте и углубляйте контакт с вашим ребёнком, понимая, что игровая зависимость, это, прежде всего, звонок, указывающий на то, что у нас есть проблемы во взаимопонимании с нашим ребёнком.

2. Другой важнейший аспект - формирование у ребёнка интересов, не относящихся к компьютерному миру. Так, спортивная секция, где он может заниматься каратэ, футболом, ездой на роликах, скейтборде, может стать хорошей альтернативой игромании, поскольку там он будет общаться с другими детьми, у которых также интересы находятся вне мира игр.

И в результате это даст возможность обеспечить нормальный здоровый баланс интересов у нашего ребёнка.

3. Помните, что вы сами являетесь примером для вашего растущего малыша. Если вы постоянного сидите «вконтакте» или «одноклассниках», постоянно разговариваете по телефону, то, прежде всего, показываете ребёнку, что именно так нужно проводить время.

Пробудить в ребенке интерес к реальной жизни можно лишь собственным примером.
Находите время для разговоров по душам, читайте вместе книжки, делитесь пережитыми впечатлениями, организуйте совместный досуг с ребенком, спортивные игры, поездки на природу, рыбалку, лыжные трассы и пр.

Слайд № 13

Профилактика зависимости от компьютерных игр.

1. Личный пример родителей - если вы разрешаете играть ребенку некоторое время в день, то вы и сами не должны просиживать у компьютера больше времени.
2. Список совместных дел, игр, кружки, дополнительные занятия и пр.
Все должно быть спланировано, чтобы у ребенка не оставалось свободной минуты.
3. Использовать компьютер как награду, для эффективного воспитания, в качестве поощрения.
4. Важно четко контролировать те игры, в которые играет ребенок. Вы должны знать, что это за игра и отслеживать любые отклонения в поведении ребенка после того, как он поиграл в игру.
Могут наблюдаться раздражительность, возбужденность, бессонница. Все это указывает на то, что либо было превышено время игры, либо игра не подходит ребенку.
5.Отдавать предпочтение развивающим играм и сайтам. Обсуждать с ребенком те игры, в которые ему было бы, по вашему мнению, полезнее играть.
6. Лечение «красотой» реальности: познавать мир, музеи, театры, парки, путешествия, общение с интересными собеседниками.
7. Установка специальных сетевых фильтров и специализированного ПО, позволяющих контролировать и лимитировать общение ребенка с компьютером.

Слайд № 14
Психическое и духовное состояние детей – это показатель благополучия или неблагополучия всей семьи. В психологии есть понятие - идентифицированный пациент. Оно обозначает человека, чей проблемный симптом отражает дисгармонию, существующую внутри семьи. То есть, что-то нарушено в семье, в отношениях ее членов друг с другом, но создающим проблему носителем симптома является только один из них.

Когда в семье появляется идентифицированный пациент, например зависимый от компьютера ребенок, вся семья, как правило, видит проблему только в нем и обращается за психологической помощью в связи с ним, формулируя свой запрос: «что с ним делать?» или «как его исправить?» Ребенку преодолеть компьютерную зависимость очень трудно, если не изменяется существующая система взаимоотношений в его семье, которая-то и привела к зависимому поведению. Если, не понимая этого, пытаться воздействовать только на ребенка, то хороших результатов добиться будет почти невозможно. Правильный выход – это восстановление нормальных, зрелых семейных взаимоотношений.
Слайд № 15
Итак, зависимым от компьютера, в принципе, может стать любой ребёнок и подросток, но шансы уменьшаются, если:
– в семье присутствует атмосфера дружелюбия, покоя, комфорта и доверия;
– у ребёнка разносторонние интересы и увлечения;
– ребёнок умеет налаживать позитивные отношения с окружающими;
– ребёнок умеет ставить перед собой хотя бы самые маленькие цели.
Слайд № 16
Задача каждого ребенка – стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать конструктивные решения, отвечать за свои поступки, делать осознанный выбор и строить свою жизнь, опираясь на здоровые духовно-нравственные принципы. Задача взрослых – помочь ему в этом нелегком деле. Важно помнить, что фундамент самостоятельности и ответственности закладывается постепенно, но начинать его выстраивать следует как можно раньше.

Что такое компьютерная зависимость и как она возникает. Признаки такой одержимости и ее основные виды. Как справиться с ней и к кому обратиться за помощью.

Содержание статьи:

Компьютерная зависимость - это патологическая связь между человеком и компьютером, масштабы которой растут с каждым днем. Это побочное действие технического прогресса не менее опасно, чем другие виды зависимости - наркомания, игромания, алкоголизм. Она также способна «выбить» из социума и отразиться на физическом здоровье.

Описание и механизм развития компьютерной зависимости


Понятие «компьютерная зависимость» появилось в 80-х годах прошлого столетия в Америке. Ученые-психиатры заметили, что компьютер, созданный для того, чтобы помочь человеку в самых разных сферах его жизни, способен стать действительно незаменимым. То есть заполнить собой все жизненное пространство своего хозяина, вытеснив из него близких и родных, работу и другие увлечения, сведя до минимума элементарные гигиенические и социальные навыки.

Сегодня действительно очень сложно представить жизнь без компьютеров и интернета - они помогают на работе, дома и в учебе. Благодаря им мы находим нужную информацию и делимся ею, развиваемся и общаемся, учимся и обучаем. А с помощью всевозможных компьютерных игр в безопасных пределах можно хорошо развить логику, мышление и внимание. Вот только четких безопасных пределов «общения» с компьютером пока не установлено. Поэтому грань между нормальным отношением к своему гаджету и зависимостью к нему очень тонкая, и у каждого своя.

Ядром формирования такой мании является сбой в психических механизмах восприятия мира и обработки поступающей информации. Этому способствует уровень развития современной компьютерной техники, который может с успехом заменить объективную реальность виртуальной.

Больше всего от такой зависимости страдают социальные качества «раба» компьютера: сопереживание, открытость, коммуникабельность, дружелюбность, желание общаться. Глубоко пустившая корни зависимость от компьютерных игр вытесняет перечисленные качества, вызывая социальную дезадаптацию. Наиболее подвержены ей дети и подростки.

Результатом такой жизни в иллюзии могут быть повышенная агрессивность, асоциальное поведение, игнорирование обязанностей (бытовых, профессиональных, семейных и т.д.), внешняя и внутренняя деградация. Со временем на уход в виртуальную реальность реагирует и тело зависимого. Появляются хроническая усталость, проблемы с желудком и позвоночником, геморрой, нарушения зрения.

Важно! Зависимость от компьютера формируется быстрее всех остальных зависимостей - от 6 месяцев до 1 года «общения» со своим гаджетом.

Основные причины компьютерной зависимости

Причин ухода в виртуальный мир достаточно много. Они могут быть внутри человека и без сопротивления втянуть его в зависимость. А могут находиться вокруг него и затягивать его в пучину виртуальности постепенно. Главной «наживкой» любого гаджета, подключенного к интернету, является удовлетворение трех важных потребностей человека:

  • Информационный голод . Из всех живых существ на нашей планете именно нам, людям, информация очень важна и постоянно необходима. Компьютер способен ее обработать, систематизировать и сохранять, а интернет - дать ее в любом количестве и по любому вопросу.
  • Зарядка для мозга . Природа нашего мозга такова, что он не может находиться в спокойствии. Он просто «обожает» простые логические задачки и действия, результат которых виден сразу. Работа с компьютером полностью удовлетворяет эти требования, поскольку она является как раз последовательностью логических операций и действий.
  • Потребность в общении . Еще одна особенность человека - необходимость общения. Всемирная паутина дает возможность общаться абсолютно всем: от тех, кто и в реальности не представляет жизнь без общения, до тех, кому в этой же реальности очень трудно знакомиться и находить друзей.
Однако сами по себе такие «наживки» не сработают, если у человека не будет никаких проблем психологического характера.

Основные психологические причины компьютерной зависимости:

  • Личностные качества . Такие как ранимость, тревожность, низкая самооценка, обидчивость. Сюда же можно включить склонность к депрессивным состояниям, замкнутость, неспособность решать проблемы, разрешать конфликты, переживать стрессовые ситуации, строить отношения, в том числе с противоположным полом. Виртуальный мир же дает таким людям возможность стать идеальными, затягивая в эту иллюзию все больше и больше.
  • Уход от реальности . То есть от проблем с близкими, сверстниками, сотрудниками. Компьютер здесь становится убежищем от дискомфорта, боли, унижений, конфликтов и необходимости что-то менять. Он улучшает настроение, создает иллюзию, что все хорошо - но только здесь, в виртуальности. Таким образом уводя от решения ситуации в реальности.
  • Одиночество . Из-за неумения общаться, комплексов, непонимания окружающих. Такую необходимую поддержку одинокий человек находит в играх или сетях - там он снимает свою эмоциональную напряженность и тревожность, так и не научившись решать свои жизненные ситуации самостоятельно и просить помощи у реальных людей, находящихся рядом.
  • Побочные эффекты воспитания . А именно гиперопека, завышенные требования к ребенку. Также склонить к общению с компьютером могут проблемы в общении и отсутствие взаимопонимания в семье.
  • Вынужденное снижение социальной активности . В результате проблем со здоровьем (тяжелого или длительного заболевания, инвалидности), отсутствия работы, в том числе по причине декрета.

Способствовать развитию зависимости от компьютера и интернета могут и серьезные диагнозы - шизофрения, депрессия.

Признаки зависимого человека

Несмотря на то, что компьютерная зависимость еще не имеет общепринятого признания, основные диагностические критерии этой мании все же выработаны. Они делятся на две большие группы: психические и физические.

Психические признаки


Психические признаки зависимости от компьютера:
  1. Зависимость настроения от нахождения за компьютером . За ним - отличное настроение, эйфория, смешанные с чувством вины; без него - раздражительность, депрессия, агрессивность, ощущение опустошенности и незнания, чем себя занять.
  2. Потеря контроля над временем . Интернет зависимость стирает для своего пленника границы времени, понятия дня и ночи. При этом общение со своим гаджетом неуклонно увеличивается незаметно для зависимого.
  3. Невозможность остановиться . Зачастую пленника компьютера практически невозможно оторвать от «оккупанта». Необходимость прервать игру (общение, просмотр сайтов и т.д.) вызывает у зависимого человека сопротивление, негодование, агрессивность. Игроманы зачастую одержимы целью: достичь определенного уровня, получить все бонусы, пройти всю игру, а затем и все подобные игры. При этом окончательной цели у него нет (благодаря разработчикам игр), поскольку игровой мир все время пополняется новыми версиями виртуальной реальности. Даже если по какой-то причине игра ему не нравится, он не встанет из-за компьютера. Он найдет другую игру.
  4. Игнорирование окружающего мира . Интернет-зависимость, как ревнивая вторая половинка, со временем вытесняет из окружения своего «раба» всех, кто может помешать их «отношениям». То есть семью, работу, учебу, личные отношения, увлечения и хобби. Зависимый человек предпочтет компьютер любому другому занятию, даже некогда самому любимому.
  5. Отрицание проблемы . Как и любая другая мания, компьютерная игровая зависимость не признается человеком, который попал в ее «объятия». В лучшем случае он осознает, что слишком много времени уделяет виртуальной реальности, и обещает исправиться (и себе, и окружающим). Но не сдерживает эти обещания, даже прибегая к вранью. В худшем случае просто отрицает какую-либо зависимость и вред от нее.
  6. Раздражительность . Наблюдается из-за невозможности выйти в интернет (поломка гаджета, отсутствие Wi-Fi, не проплаченный траффик), а также его низкой скорости.
  7. Сведение к минимуму потребностей . Человек, попавший в сети компьютера, перестает следить за собой, полноценно питаться, высыпаться. Отставляет на задний план элементарные гигиенические процедуры.

Физические признаки


Физические признаки компьютерной зависимости:
  • Проблемы со зрением . А именно близорукость, синдром «сухого глаза», дисплейный синдром, которые возникают из-за перегрузки зрительного аппарата, которая, в свою очередь, происходит вследствие длительной работы у монитора.
  • Патологические изменения опорно-двигательного аппарата . Так, вынужденная поза за компьютером с согнутой спиной со временем может привести не только к болевым ощущениям в спине и шее, но и к искривлению позвоночника, развитию остеохондроза и даже межпозвоночных грыж. Напряжения мышц руки и пальцев на мышке могут закончиться в лучшем случае мышечной болью, в худшем - ущемлением нервов, сухожилий (карпальный синдром).
  • Нарушения в пищеварительной системе . Нерегулярное и неполноценное питание может закончиться для геймера или любителя соцсетей гастритом, язвенной болезнью, хроническими запорами. А в сочетании с длительным пребыванием в сидячей позе - и геморроем.
  • Заболевания сердечно-сосудистой системы . Малоподвижный образ жизни и длительная сидячая поза способствует застою крови и как следствие развитию варикоза. Тот же малоподвижный образ жизни, подкрепленный калорийными перекусами, может поспособствовать и появлению холестериновых бляшек в сосудах, то есть атеросклероза.
  • Истощение нервной системы . Из-за необходимости постоянного внимания и обработки больших объемов информации, а в случаях с играми - и быстрого принятия решений, нервная система истощается. Наступает утомление. В результате недосыпания, отсутствия свежего воздуха, плохого питания мозг просто не успевает отдыхать, а нервная система - восстанавливаться. Поэтому утомление постепенно растет и переходит в хроническую усталость. Кроме этого, нервы постоянно «подрываются» негативными эмоциями - от скандалов с родными, проблем на работе или в учебе, своих неудачных решений или неправильных ходов других игроков, низко оцененных фото или удаления из друзей в соцсетях.

Разновидности компьютерной зависимости


Специалисты, которые занимаются данной проблемой, выделяют несколько ее разновидностей. В основу такого разделения были положены определенные психологические предпосылки зависимого.

Самые распространенные виды компьютерной зависимости:

  1. . Постоянное «зависание» в социальных сетях со временем заменяет реальное общение, дружбу, личные отношения. Группа риска: неуверенные в себе люди, а также не реализовавшие себя в жизни (на работе, в семье, в личной жизни, в общении).
  2. Компьютерные игры . Наиболее опасны в этом плане многопользовательские игры в режиме онлайн. Они дают наиболее оптимальную иллюзию могущества, значимости, участия, ощущения победы, успеха, удачи. Они дают титулы, звания, рекорды и даже любовь. При этом любая ошибка или неверное решение - не проблема. В виртуальном мире можно все исправить, начать заново. То есть в нем есть то, чего нет в реальном мире. Группа риска: люди, не желающие решать реальные проблемы, преодолевать реальные жизненные препятствия.
  3. Увлечение порносайтами . Человек, страдающий такой зависимостью, отдает предпочтение сексуальной разрядке у экрана монитора, а не с живым партнером. Для этого он использует порносайты и порнофильмы, заменяя реальный секс виртуальным. Группа риска: люди, у которых отсутствует реальный партнер, с неудовлетворенностью от имеющихся отношений.
  4. Навязчивый серфинг . Интернет-серферы могут часами «плавать» в сети в поисках информации. При этом не обязательно они ищут что-то конкретное. Часто такие люди просто переходят по интересным ссылкам с одного сайта на другой. В итоге перекормленный огромным объемом разноплановой информации мозг со временем теряет свойство мыслить глубоко и критично. Группа риска: любопытные люди, имеющие в своем распоряжении много свободного времени, шопоголики, а также те, которые хотят компенсировать свои внешние недостатки или неуверенность в себе знаниями.
  5. Страсть к азартным играм и ставкам на деньги онлайн . Сегодня практически каждый интернет-сайт полон реклам, сулящих огромные выигрыши и заработки. Такие виртуальные казино, биржи и букмекерские конторы удачно играют на страсти азартных людей. Особенно тех, кто не имеет возможности посетить реальное казино. Группа риска: азартные люди, а также те, которые стремятся к легким деньгам.
Если подытожить, то в любом случае в виртуальную реальность человека толкает неудовлетворенность его реальной жизнью и нежелание (боязнь) эту жизнь менять.

Способы борьбы с компьютерной зависимостью

Опять-таки, проводя параллель с другими зависимостями, лечение компьютерной зависимости будет успешным только в одном случае. Если зависимый признает свою проблему и по-настоящему искренне захочет от нее избавиться. Иначе патологическое пристрастие только усугубится. Основную роль в лечении такой зависимости играют психологи и психотерапевты при обязательном содействии родственников зависимого, а при наличии физических последствий - врачи соответствующего профиля.

Подготовка к лечению компьютерной зависимости


Практически всегда чрезмерную увлеченность компьютером в первую очередь замечает окружение зависимого человека - его родственники, друзья, коллеги. Но не он сам. Поэтому и решение этой проблемы начинают искать именно они.

Чаще всего заинтересованные вернуть виртуального «бродягу» в реальность пытаются сделать это сами. Сначала в ход идет убеждение (иногда даже в форме ультиматума) на интуитивной основе, затем - на основе соответствующей литературы, статей и форумов в интернете. И только поняв безуспешность такой кампании, те, у которых еще не опустились руки, ищут помощи у специалистов.

Таким образом, первая консультация с психологом или психотерапевтом происходит не с самим страдающим зависимостью, а с теми людьми, которые хотят ему помочь. В ходе нее специалист помогает родственникам (друзьям) советами о том, как вести себя с зависимым, чтобы он признал свое пристрастие и захотел его вылечить.

Психологическая коррекция компьютерной зависимости


Главная цель специалиста при лечении зависимости от компьютера - найти причину ухода пациента в виртуальный мир, а затем определить способ вернуть его в реальность и помочь в ней освоиться. Таким образом, на первом этапе проводится диагностика причин возникновения зависимости и исключение депрессии и психиатрических проблем.

Только после этого можно выбрать основной вектор психологической коррекции: улучшение взаимоотношений с родными, сверстниками, противоположным полом, формирование навыков саморегуляции и умения справляться с трудностями, воспитание волевых качеств и повышение самооценки.

Одно из важных направлений такого лечения - вовлечь зависимого от компьютера человека в реальный мир. Показать, что он тоже может быть интересным и увлекательным даже без интернета и гаджета. Для этого можно использовать разные виды развлечений, спорта, искусства. К примеру, боулинг, пейнтбол, футбол, туристические походы, пикники, танцы, музыка, семейные ритуалы (вечера пиццы, прогулки с детьми и т.д.) или вечеринки с друзьями.

Поскольку и на этом этапе специалисту не обойтись без помощи родных зависимого, он продолжает работать и с ними. Он помогает не только создать необходимую атмосферу дома, но и советует, как им самим не потерять веру в успешность лечения. Поскольку это тоже зависимость. А значит, избавиться от нее будет нелегко.

Если методы психотерапии оказались неэффективными, специалист может использовать более сложный способ преодолеть зависимость - гипноз.

Важно! На сегодня нет универсального гарантированного способа, как избавиться от компьютерной зависимости. Лечение подбирается индивидуально и во многом зависит от самого пациента и его окружения. При этом именно эта зависимость считается одной из самых сложных в отношении излечения.

Медикаментозное лечение компьютерной зависимости


Лекарственные препараты не являются основным способом лечения этого вида зависимости. Они помогают решить проблемы физиологического характера, которые возникли в результате пристрастия к компьютеру.

Исходя из того, к каким нарушениям в организме привела компьютерная зависимость, могут назначаться следующие группы препаратов:

  • Антидепрессанты (в случае депрессивных состояний).
  • Успокоительные (для снятия раздражительности, чрезмерной нервозности). В том числе растительного происхождения (препараты душицы, родиолы розовой, жень-шеня). Последние обладают не только успокаивающим действием, они способны улучшать работу мозга, нормализовать сон, стимулировать иммунитет.
  • Витамины, а точнее витаминно-минеральные комплексы (для компенсации дефицита, возникшего в результате нарушений в питании). Основной упор делается на витамины группы А и Е, селен, которые оказывают положительное влияние на органы-мишени компьютерной зависимости - головной мозг и глаза.
  • Симптоматические препараты для лечения проблем с глазами, позвоночником, желудочно-кишечным трактом, сердечно-сосудистой системой.
Любые медикаменты в лечении зависимости должны назначаться только врачом. Точно так же под контролем специалиста должна быть и эффективность их применения.

Как избавиться от компьютерной зависимости - смотрите на видео:


Полностью изолировать человека от компьютера сегодня невозможно, а вот попасть к нему в зависимость очень легко. И чтобы не тратить свои силы и силы своих родных на излечение, лучше научиться находить нужные эмоции и решать проблемы в реальности.

От подруг часто слышала, что их друзья, молодые люди, мужья много времени проводят у компьютера, играя в различные игры. Тогда мне казалось, какой пустяк, значит, они не могут заинтересовать мужчину чем-то другим. Такая проблема мне виделась далекой, происходящая с кем-то другими, но не со мной. Как я ошибалась. Мой муж также стал «зависать» все свободное время в on-line играх. Сначала непонимание, потом обида на него. Пока я не осознала, что это своего рода болезнь, зависимость. От нее необходимо срочно избавляться. Как вылечила игровую зависимость у мужа – делюсь опытом.

Как определить игровую зависимость у человека – признаки и симптомы

Для начала я сама обратилась к психологу , чтобы лучше разобраться в признаках, природе игровой зависимости. Их оказалось достаточно много, они все были мне до боли знакомы. Кроме того, они хорошо прослеживаются, определить у человека патологию легко .

Итак, к признакам относятся:

  1. Перед игрой – оживление, веселость, желание побыстрее закончить дела, чтобы как можно скорее погрузиться в параллельную реальностью. Поведение, действия кричат о том, что он в неком экстазе, предвкушении игры.
  2. Во время игры – все эмоции обостряются, высоко возбуждение, эмоциональное состояние улучшается в разы.
  3. Если нужно выйти из игры , его кто-то отвлекает, требует внимания, то быстро раздражается, появляется тревога.
  4. Тщетность попыток ограничить время , проводимое в играх.
  5. Вначале идет тяга к компьютеру эпизодическая , но она сменяется системностью.
  6. Постоянные обещания игромана завязать, проводить больше времени с семьей не увенчиваются успехом.
  7. Игра как способ уйти от проблем , одиночества, тревоги, плохого настроения.

Психолог после консультации посоветовала провести мужу небольшой тест на определение зависимости. В нем вопросов немного, однако, он лучше всего покажет, есть ли зависимость, и чего стоит опасаться.

1. Частота игр на компьютере

  • Ежедневно.
  • Через день.
  • Когда скучно и нет никаких дел.

2. Количество часов, проводимых в играх?

  • От 3 часов и более.
  • Максимум 2 часа.
  • До 1 часа.

3. Можете ли вы выйти из игры при необходимости?

  • Не могу.
  • Взависимости от ситуации.
  • Да, без проблем.

4. Как часто тратите свободное время на игры?

  • Всегда или в большинстве случаев.
  • Иногда.
  • Редко.

5. Мешали ли игры посещению важных событий?

  • Да, часто такое бывает.
  • Да, было несколько раз.
  • Нет, не было.

6. Посещают ли вас мысли об играх, когда вы заняты обычными делами?

  • Регулярно.
  • Иногда.

7. Роль компьютерных игр в вашей жизни?

  • Значительная.
  • Достаточно важная.
  • Могу прожить без них.

8. Садитесь ли вы сразу за игры, как приходите домой?

  • Всегда.
  • Иногда.
  • Нет, не сажусь.
  • Вариант «а» — 3 балла.
  • Вариант «б» — 2 балла.
  • Вариант «в» — 1 балл.

От 8 до 12 баллов — выраженные симптомы зависимости отсутствуют.

От 13 до 18 баллов – прослеживается возможная зависимость.

От 19 до 24 баллов — скорее всего, игроман.

Почему у мужа зависимость от игр – выясняю причины компьютерной игровой зависимости

Я даже подумать не могла, что у мужа появится компьютерная одержимость. Вроде проводили много времени вместе, общие интересы, поездки в новые места. Но вот так получилось, теперь необходимо предпринимать только самые решительные действия в борьбе с этим отклонением.

Психолог мне рассказала, что может являться причинами компьютерной зависимости. Главное в понимании того, почему человек уходит с головой в игровую реальностью . Разобравшись с этим, можно в большинстве случаев помочь избавиться от зависимости.

Самая распространенная причина – индивидуальные свойства личности, характера . Например, люди обидчивые, ранимые, депрессивные, с низкой самооценкой, подверженные стрессам обычно уходят от проблем именно способом погружения в компьютер. Им там комфортно, удобно, их никто не достает, не пристает с глупыми вопросами. Они там находят место для своего существования . Такая зона комфорта, из которой уже самостоятельно выйти нет сил. У таких людей возможны трудности с выстраиванием межличностных отношений в коллективе, на работе. Вот подобным способом, не найдя других выходов (но зачастую просто не имея желания что-то поменять), они уходят от реальности , в результате чего формируется зависимость.

Чем хороша параллельная, сетевая реальность? Ответ на поверхности – там все просто. Есть задача, для решения предлагается целый набор инструментов . И даже если ошибка произошла, то она не приведет к негативным последствиям , например, неодобрения начальства, ругани близких людей.

Причина вторая – непринятие себя такого, какой есть, из-за этого чувство одиночества и непонимание со стороны родных . В связи с этим человека преследует чувство напряженности, эмоционального истощения.

Еще одна причина тесно связана с детством и формой воспитания . Здесь есть два варианта – гиперопека или завышенные требования . Два противоположных момента, но они оказывают на психику огромное влияние не в лучшую сторону.

  • В первом случае – человек несамостоятельный, за него все делали родители, сам он не может ступить и шага. Игра же простота в действиях, и предрешенность результата.
  • Во втором варианте — самооценка настолько низка, что выход находится в компьютере, где можно становиться победителем сколько угодно раз, самоутверждаясь за счет вымышленных историй.

Часто бывает так, что человеку не интересна происходящая с ним реальность . «Мне скучно, ничего хорошего не происходит, нечем заняться» — типичные мысли зависимого, который ищет остроту ощущений в сетях. Он не понимает, что от такого нытья ничего не изменится. Для этого нужно приложить усилия – , интереснее, съездить в соседний город, сходить на концерт . Нет, конечно, легче сидеть у компьютера и таращить глаза в танчики. И в этом случае игра – способ заполнить скучный мир.

Что может быть привлекательного в игре? Для меня, человека, который пользуется компьютером для просмотра новостей и работы с нужной информаций, ничего.

А вот для игромана – это целый список преимуществ:

  1. Наличие собственного мирка , который доступен только для него.
  2. Отсутствие ответственности за действия и ошибки.
  3. Полное погружение и уход от реальности .
  4. Многократная возможность исправления допущенных промахов .
  5. Возможность самостоятельно принимать решения и влиять на исход.

Именно этого так не хватает игроманам. И чтобы избавиться от зависимости, родным и близким приходится прилагать огромные усилия, тратить уйму времени, предпринимать кучу попыток, чтобы поменять мировоззрение человека . Это сложно, неимоверно затратно с эмоциональной точки зрения, а иногда и с финансовой. Но оно того стоит, чтобы любимый человек вновь обрел вкус к жизни , не к компьютерной, а реальной.

Что делать, если у человека игровая зависимость – популярные методы лечения зависимости от игр

Методов лечения различных видов игромании много . От привычной помощи психолога и психиатра до нетрадиционных способов, типа посещения буддийских храмов.

Я лишь расскажу о тех, которые помогают не только в рекламе, но и в реальной жизни:

  • . Цель – устранить психологический конфликт, социально реинтегрировать больного. Но главное условие эффективной помощи – согласие больного на проведение сеансов, желание сотрудничать с врачом. Навязывание, давление дадут лишь обратный эффект, усугубят положение дел.
  • Групповая терапия . Все, наверное, представляют, что это. Один психолог и группа людей, желающих вылечиться. Они общаются, каждый рассказывает свою историю, открывает свои эмоции, обсуждает проблемы. Это хорошая возможность открыться людям, не бояться показать, какой ты на самом деле. Потому что все те, кто пришел, можно сказать, находятся в одной лодке – лодке психологической, эмоциональной зависимости. Но здесь тоже основной момент – желание исправить ситуацию, вернуться к нормальной жизни. Если нет желания – результата не будет.
  • Гипноз . Знаю одного человека, которому реально помог этот способ. Но те, кто предлагают услуги по гипнотической помощи, в основном шарлатаны, выманивающие деньги. Так что сложно найти действительно умеющего и знающего человека.
  • Медикаментозное лечение . Лекарства могут служить лишь вспомогательным элементом к основному виду лечения. Так, например, различные
  • БАДы улучшат сон, снимут тревогу, нормализуют психоэмоциональное состояние. Подойдут витаминно-минеральные комплексы, но лучше перед их приемом проконсультироваться с врачом.
  • Кодирование . Ничего сказать не могу, множество клиник предлагают подобные услуги, характеризуя способ как осознание разрушающего действия зависимости, а также тех ситуаций, которые могут возникнуть в результате нее.

«Компьютерных наркоманов» условно подразделяют на две категории: интернет-зависимых (сетеголиков) и игрозависимых (кибераддиктивных). Сетеголики проводят в Интернете более 12-14 часов в сутки, непрерывно штудируя онлайн-пространство, постоянно переписываясь, скачивая музыку и видео, просматривая новости, статьи и почту.

Кибераддиктивные люди могут «подсесть» на ролевые (характеризующихся тотальным отрешением от реальности) и неролевые игры. Последние построены на завоевании чемпионства, наборе очков, прохождении максимального количества уровней и т.д.

Ученые, признающие зависимость от компьютерных игр, определяют ее как форму психологического влечения, проявляющуюся в навязчивых состояниях, вызываемых компьютерными и видеоиграми.

Игра «Battlefield 3»

Считается, что активные и опасные формы игровая зависимость приобрела за последние 10-15 лет, после появления качественных 3D-шутеров и сетевых игр, типа MMORPG. С этим утверждением можно не согласиться, если вспомнить, сколько часов проводили, например, за игрой «Тетрис» взрослые и дети. Правда, тогда не доходило до серьезных последствий.

Вычислить киберзависимого человека очень просто - неконтролируемые эмоции и внешние признаки выдают игромана с головой. Например, увлеченный играми человек очень болезненно реагирует на внешние попытки оторвать его от компьютера, вплоть до резких и грубых высказываний и агрессии. При этом, находясь за игрой он испытывает положительные эмоции, пренебрегая общением, личной гигиеной и распорядком дня. Запущенные формы зависимости ведут к возникновению проблем с учебой и работой. В редкие часы общения, кибераддиктивный говорит в основном об играх и компьютерах (приставках). С течением времени у игромана появляются физические отклонения: лишний вес в силу малоподвижности, проблемы со зрением, спиной, ухудшение мозговой активности.

Некоторые эксперты настаивают на уравнивании игровой, алкогольной и наркотической зависимости из-за схожести психологического механизма их формирования. Для подтверждения теории ученые регулярно проводят эксперименты над «игроманами», которые ставят целью доказать существование игровой зависимости.

Доктор Дуглас А. Джентайл (Douglas A. Gentile), автор книги «Жестокие видеоигры, их влияние на детей и подростков: теория, исследования и государственная политика», провел масштабное исследование. При содействии Американской ассоциации педиатров были обследованы 3 тыс. детей. У каждого десятого ребенка была выявлена игровая зависимость в той или иной степени. Они легко определяются среди сверстников из-за частых депрессий, усиливающейся социофобии и беспокойного состояния, а также снижения успеваемости. После курса реабилитации эти параметры снижались до средних значений. Американская ассоциация производителей ПО и компьютерных игр выразила сомнения в объективности исследования и не признала его результатов.

Врачи-неврологи отмечают возникновение слабоумия и расстройства памяти у фанатов компьютерных игр. Современные «стрелялки» вызывают повышенную возбудимость нервной системы, что ведет к нарушению сна и постоянному напряжению. Человеку становится труднее переключать внимание и «выныривать» из водоворота непрерывного игрового процесса.

Психиатр Джеральд Блок (Jerald Block) считает, что увлеченность компьютерными играми превосходит интернет-зависимость, а его коллега Стив Пол (Steve Paul) сравнивает два часа игры с принятием дозы кокаина. Они указывают на то, что «игроман» постепенно десоциализируется, перестает общаться, разрывает связи с друзьями, начинает питаться фаст-фудом и запускает учебу. У него развивается немотивированная агрессия, склонность к насилию, пренебрежение нормами морали и этики, взаимопомощи. Подобные голословные заявления вызывают негодование в геймерских кругах, ввиду недоказанности и поспешности.

Российский психолог М. С. Иванов выделил четыре этапа формирования зависимости от компьютерных игр. На начальном этапе происходит адаптация к условиям игры, принятие «роли» персонажа и отведение на игру определенного времени. После легкой заинтересованности происходит быстрый и резкий переход в стадию сильного увлечения игрой, увеличение количества затрачиваемого на игру времени, отказ либо непринятие установок, ограничивающих процесс. За увлечением наступает зависимость, для которой характерно продолжительное воздействие на психику геймера. Постепенно агрессивная зависимость идет на спад, сменяясь привязанностью к игровому процессу в целом и автоматическому выполнению определенных действий (прокачке персонажа, прохождении уровней и т.д.).

Уровни игровой зависимости

Определяющим признаком игромана выступает невозможность безболезненного отказа от игры, даже при осознании вредности данного фактора для личной жизни, умственного уровня и иных хобби. Наибольшую опасность представляют ролевые игры, построенные на отождествлении игрока с компьютерным персонажем, его «оживлении» и придании ему индивидуальных черт. В этом отношении безликие гонки, например, считаются гораздо более безопасными.

Аргументы противников существования патологической игровой зависимости просты - ее нет и быть не может, как не может стать зависимостью хобби или увлечение. Каждый волен уделять своему хобби столько времени, сколько хочет. Доведение до убийства или самоубийства - результат глубоких психологических травм, истоки которых далеки от шутеров и MMORPG. Игры - отличный способ расслабиться, пообщаться и найти новых единомышленников в Сети. Погружаясь в игровой процесс, можно ненадолго отрешиться от забот и отвлечься от проблем. Геймеру предоставляется возможность раскрыть свой потенциал и поднять уровень самооценки, например, побеждая виртуальных противников или выигрывая в компьютерных соревнованиях.

Игрокам вторят производители игр. Они считают, что родители, родственники потерпевших и общественность пытаются переложить вину за конкретное преступление или причинение ущерба на разработчиков игр. При этом миллионы пользователей продолжают проходить уровни и «прокачивать» виртуальных персонажей, не нанося вреда себе и окружающим. И, наконец, главный аргумент защитников игр - Международный классификатор болезней (издаваемый Всемирной организацией здравоохранения) не содержит такого заболевания как «компьютерная игровая зависимость».

Несмотря на непринятие некоторыми учеными зависимости от компьютерных игр и отрицание ее существования самими игроками, уже накопился внушительный список реальных жертв «виртуального пространства».

В 2004 году игра GTA: Vice City находилась на пике популярности. Двое братьев из Денвера (США), 16-ти и 13-ти лет, были ее большими поклонниками, поочередно играя дни и ночи напролет. Однажды ребята вооружились двумя винтовками и начали обстреливать проезжающие машины, а затем и людей. В ходе стрельбы один мужчина был убит, а одна женщина ранена.

Сентябрь 2007 года. Во время московской встречи членов клана InquisitorS и Dragon Hunters сетевой игры Lineage II, 25-летний гражданин Украины до смерти избил одного из «инквизиторов». Сам он принадлежал к враждебному клану RedSquad и нередко вступал в перепалки на форумах и во время игры с одним из игроков. У игромана-убийцы была семья, на тот момент его дочери было два года.

В ноябре 2007 года 13-летний вьетнамец задушил 81-летнюю старушку и похитил у нее 6 долларов. Этой суммы было достаточно, чтобы продлить пребывание в онлайн-игре. За год до этого 15-летний юноша вымогал для тех же целей 300 долларов у местного бизнесмена. В случае отказа он обещал плеснуть младшей дочке предпринимателя кислотой в лицо.

Май 2008 года. Трагедия в Новосибирске. 14-летний поклонник игры Counter-Strike убил своего оппонента по игре, 17-летнего школьника, прямо за компьютерным клубом, в котором игроки вступали друг с другом в виртуальные перестрелки. Проявившаяся ярость и жесткость в выборе метода убийства никак не вязались в сознании следователей с хилым телосложением убийцы.

В апреле 2010 года 14-летний подросток из г. Туапсе (Краснодарский край) убил кувалдой спящего отца, а затем разбудил мать и, угрожая расправой, потребовал вернуть спрятанную клавиатуру. После получения заветного девайса, мальчик спокойно вернулся к неоконченному квесту в игре «Готика» (Gothic). Первым его вопросом при задержании был: «А есть ли в тюрьме компьютер?».

Игра «Готика»

В июле 2012 года 18-летний юноша из Тайваня заперся в отдельной комнате местного интернет-кафе и намеревался провести за игрой Diablo III все выходные. Он играл почти 40 часов, не прерываясь на сон и еду. Администрация вспомнила про парня лишь воскресным утром. Он спал на столе, а проснувшись сделал несколько шагов и упал без сознания. Смерть наступила от тромба, вызванного застоем крови.

Эти и десятки им подобных случаев позволяют сторонникам теории игровой зависимости однозначно удостовериться в ее реальности и опасности не только для геймера, но и окружающих.

Одним из самых громких процессов стал коллективный иск родственников погибших во время «бойни в Колумбайн». 20 апреля 1999 года двое друзей, Эрик Дэвид Харрис (Eric David Harris) и Дилан Беннет Клиболд (Dylan Bennet Klebold), устроили теракт в школе «Колумбайн», убив 13 и ранив 24 человека. После этого они покончили с собой.

Эрик Дэвид Харрис и Дилан Беннет Клиболд

Родители погибших учеников, решив, что с родни убийц и администрации школы не удастся получить солидной компенсации, обратились в суд с иском против 9 компаний-разработчиков игр. При этом они не потребовали компенсации, к примеру, от группы «Rammstein» или Мэрилина Мэнсона (Marilyn Manson), чьи диски старшеклассники обожали слушать. Иск был отклонен.

У зависимости от компьютерных игр (кибераддикции) и приверженности, например, к рулетке, покеру и другим азартным играм (лудомании) имеются схожие корни. Подчинение человека игровому процессу происходит за счет активной стимуляции центра удовольствий. Нежелание оторваться от компьютера/игрового автомата блокирует нервные центры, отвечающие за удовлетворение естественных потребностей. Принудительное ограничение игрового времени вызывает у зависимых ломку, схожую с испытываемой наркоманами.

Несмотря на «неверие» игровых корпораций и нежелание игрозависимых признавать свой недуг, в некоторых странах уже действуют реабилитационные центры и методики по его преодолению. Так, в Южной Корее игрозависимыми считаются 2 млн. чел. Местные провайдеры применяют действенный способ - они постепенно снижают скорость доступа в Интернет тем пользователям, которые играют в MMORPG дольше определенного времени. В Китае с 2007 года действует реабилитационный лагерь для подростков, которые слишком много времени уделяют онлайн-играм.

Китайские геймеры на реабилитации

Прежде всего, следует определить причины, толкающие геймера на погружение в виртуальный мир. Среди основных - неудовлетворенность личной жизнью, работой, учебой, семьей, бытовые и финансовые трудности, психологические травмы и др. Дети и подростки острее переживают проблемные ситуации, им кажется, что проще «заменить» действительность придуманной картинкой и уделять ей максимум времени. Их психика более подвержена необратимым изменениям, вызывающим проявления агрессии и жестокости. Резкая критика, ругань и лишение компьютера или игровой приставки вызовут лишь негативное отрицательное отношение со стороны зависимого. Для начала следует посмотреть, в каких компьютерных баталиях предпочитает участвовать человек.

Гонки, логические игры, короткие стратегии на прохождение считаются менее опасными для психики и реже вызывают кибераддикцию. Если же геймер любит жестокие, кровавые 3D-шутеры, с персонажами похожими на героев фильмов ужасов или достиг 80 или более уровня в прокачке эльфа либо танка, возможно, у него сформировалась зависимость. Желательно попытаться предложить человеку другое хобби, которое позволит ему уделять играм меньше времени. Впрочем, случается и так, что очень увлекающиеся люди с головой скачут из одного «омута» в другой. Например, игравший дни напролет геймер начинает круглыми сутками заниматься спортом или оригами. При возникновении трудностей целесообразно сводить киберзависимого на консультацию к психологу или психотерапевту.

Несмотря на то, что существование зависимости от компьютерных игр отрицается производителями игр и геймерами, некоторые признаки позволяют судить о ее наличии. Компьютерная симуляция стала киберпротезом, который поддерживает людей определенного психологического склада. Разумеется, каждый случай игровой зависимости следует рассматривать индивидуально и все они упираются в понятие меры. Для одних несложно уделять играм 4 и более часов в течение суток без ущерба учебе, работе и другим интересам. Кто-то считает мерой не более 2 часов в день. Чтобы игровая зависимость не стала патологией, геймеру важно четко осознавать, насколько он увлечен играми, не отражается ли это на его поведении и не страдают ли от этого окружающие и, в первую очередь, он сам.

Компьютерные игры - это увлекательный процесс. Мы можем и не заметить, как провели за ним несколько часов. Довольно легко потеряться в выдуманных мирах и сюжетных поворотах, которые будут удерживать вас у экрана «ещё 10 минут».

Психолог Джон Грохол (John M. Grohol) уверенCoping with Video Game Addiction , что в таком случае может помочь отслеживание времени. Записывайте, во сколько вы начинаете играть и во сколько заканчиваете. В конце недели подсчитайте, сколько часов у вас ушло на игры. Скорее всего, эта цифра заставит вас одуматься.

2. Установите лимит

Поставьте таймер, который поможет вам в этом. Даже если вы продолжите играть после его сигнала, вы всё равно будете знать, сколько времени вы потратили. А знание - это ключ к вашему спасению. Возможно, это поможет выработать правило, например, играть только с друзьями или лишь в определённые дни.

Не нужно слишком себя ограничивать, это усугубит ситуацию.

Помимо временного лимита, установите . Определите, сколько игр в месяц вы можете себе позволить.

3. Основательно подходите к выбору игр

Прохождение некоторых игр требует очень много времени. Откажитесь от них в пользу тех, что можно закончить за более короткий срок.

4. Не бойтесь закончить игру, если она вам не нравится

Многие игроки стараются выбирать игры посложнее, чтобы доказать себе и всем, на что способны. Усмирите своё игровое эго. Это лишь виртуальная реальность. Если игра не доставляет вам удовольствия, просто не проходите её.

Не воспринимайте онлайн-игры как настоящее соревнование. Никто не осудит вас, если вы просто выйдете из игры. Это ведь ваша жизнь, и только вам решать на что тратить своё время.

5. Заслужите время на игры

Если из-за игр вы забрасываете домашние дела, работу и личную жизнь, то у вас серьёзные проблемы. Попробуйте заслужить игру. Не садитесь за компьютер, пока не выполните текущие задачи. Помните, что целью является не полный отказ от видеоигр. Вам важно осознать, что они лишь часть вашей .

Многие находят странными и бесполезными прямые трансляции видеоигр на YouTube или Twitch. И зря. Вместо того чтобы тратить своё время, можно посмотреть, как это делает кто-то другой. При этом не обязательно сидеть перед экраном. Можно заняться полезными делами, например уборкой.

7. Устройте игровую голодовку

Не у каждого получится резко отказаться от видеоигр на какое-то время. Но иногда это срабатывает. Если чувствуете, что вам пора возвращаться в реальность, попробуйте удалить с компьютера все игры или же собрать все диски и отвезти кому-нибудь из друзей на хранение. Например, на две недели или месяц.

У вас появится больше времени для важных дел и встреч с дорогими людьми.

Вы поймёте, что настоящая жизнь намного интереснее и игры вам её не заменят.

8. Найдите причину вашего бегства от реальности

Компьютерные игры - это неплохой способ расслабиться. Однако игровая зависимость является одной из форм эскапизма. Подумайте, не прячетесь ли вы от чего-то в виртуальном мире.

Если у вас проблемы в личной жизни, обсудите их с вашим партнёром. Если на вас давит работа, обратитесь за помощью и постарайтесь найти решение проблемы. Это эффективнее, чем прятаться за монитором.

В игре все мы сильные и выносливые, а в действительности - не всегда. Но ведь вы не приобретёте эти качества, если будете упорно испытания, которые приготовила для вас жизнь.



Вверх