Что означает надпись на кресте ника. Что означают буквы и надписи на кресте

Верхняя перекладина символизирует собой табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, наместником римского императора в Иудее. По-еврейски, по-гречески и по-римски было написано: «Иисус Назарянин Царь Иудейский» (Ин. XIX, 19-20). При изображении Распятия обычно используют сокращение I.Н.Ц.I. (И.Н.Ц.И.). Нижняя перекладина — подножие, к которому были прибиты ноги Спасителя.

Буквы «К» и «Т» слева и справа от Креста обозначают страстные орудия: копье и трость. Сами орудия обычно изображаются вдоль Креста. «Тут стоял сосуд полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его» (Ин. XIX, 34). «Но один из воинов копием пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. XIX, 34). Распятие и смерть Иисуса сопровождались грозными явлениями: землетрясение, громы и молнии, померкшее солнце, багровая луна. Солнце и луну также иногда включают в композицию Распятия — по сторонам большей перекладины. «Солнце преложися во тьму, и луна в кровь претворися...»

Возвышение, на котором стоит Крест, символизирует гору Голгофу, на которой произошло Распятие. Еврейское слово «Голгофа» значит «лоб» или просто «череп». Сокращение «ГГ» как раз и означает «гора Голгофа», а «МЛРБ» — «место лобное, распят бысть». По преданию, на Голгофе, считаемой центром Земли, был погребен первый человек ― Адам. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы...» «ГА» - глава Адама. Поэтому в символическом разломе, в недрах Голгофы (или без разлома, просто у подножия Креста) изображают прах Адама, обозначенный черепом.

Иисус изображается с крестчатым нимбом, на котором пишутся три греческие буквы, означающие «истинно Сущий», как Бог сказал Моисею: «Аз есмь Сый» (Я есть Сущий) (Исх. III, 14). Над большей перекладиной пишется сокращенно, со знаками сокращения ― титлами, имя Спасителя «IC XC» — Иисус Христос, ниже перекладины добавляется: «НИКА» (греч. — Победитель).

Большие многофигурные композиции Распятия — тема для отдельного рассмотрения. Чаще всего у Креста изображаются Богоматерь и Иоанн Богослов, в более сложных композициях добавляются плачущие жены и сотник Лонгин. Над Крестом часто изображают двух плачущих ангелов. Могут изображаться и воины с тростью и копьем, на переднем плане иногда показаны воины, по жребию разыгрывающие одежды Распятого.

Отдельный иконографический вариант композиции — «Распятие с разбойниками», в котором изображены три фигуры, распятые на крестах. По обеим сторонам от Христа — два разбойника: один с опущенной головой, другой — с повернутой к Христу, тот самый благоразумный разбойник, которому Господь обещал Царствие Небесное.

Интересно сравнить и различия в изображении Распятия в западной (католической) и восточной (православной) церкви. Католическое Распятие часто предельно исторично, натуралистично. Распятый изображается провисшим на руках, Распятие передает мученические страдания и крестную смерть Христа.

Начиная с XV в. в Европе широко распространяются откровения Бригитты Шведской (1303-1373), которой открылось, что «...когда Он испустил дух, уста раскрылись, так что зрители могли видеть язык, зубы и кровь на устах. Глаза закатились. Колени изогнулись в одну сторону, ступни ног извились вокруг гвоздей, как если бы они были вывихнуты... Судорожно искривленные пальцы и руки были простерты...» В Распятии работы Грюневальда (Маттиаса Нитхардта) (см. илл.) воплотились откровения Бригитты.

По материалам сайта Nesusvet.narod.ru


Христос Воскресе, мои дорогие! В пасхальные дни почему-то думаю о смерти. Что это - последний враг, за которым пустота, или благо, за которым другая жизнь? Иисус Христос дал миру шанс понять, что душа вечна. Часто думаю о том, как быстро уверовали люди во Христа. В те времена с инакомыслящими не церемонились, карали мучительно. А апостолы и вера Христова завоевывала сердце за сердцем, страну за страной. Не оружием - любовью. Это уже потом, когда религия станет государственной, начнутся насильственные крещения, придут времена крестоносцев и инквизиции. А Христос любил всех людей, весь род человеческий - христиан вокруг него тогда была горстка. Он проповедовал религию любви, стремления к идеалу. Ведь в каждом из нас есть искра Божия, эталон душевной красоты. Митрополит Корнилий в Таллинне на проповеди перед страстной неделей сказал удивительно точную мысль - все мы ходим с Христом в сердце, и верующие, и неверующие. И все жаждем любви и добра.
Заметка про Крест была опубликована в газете "Жизнь" в апреле. Она рассказывает об исследованиях Бориса Викторовича Сапунова, удивительного человека, фронтовика. Его книга о земной жизни Иисуса основана на документах, советую прочесть. На фото внизу профессор Сапунов - десять лет назад я сделал этот снимок в Эрмитаже.

"Тайна креста Иисуса разгадана

Расшифрован скрытый смысл надписи на орудии казни Спасителя

Доктор исторических наук Борис Сапунов, известный искусствовед из Санкт-Петербурга, раскрыл тайный смысл текста таблички, прибитой к кресту, на котором был распят Иисус Христос.

Аббревиатура надписи "И.Н.Ц.И." - "Иисус Назарет Царь Иудейский" - известна каждому, - говорит Борис Викторович. – Но никто не мог объяснить, почему написано именно так. Теперь удалось пролить свет на эту загадку.

89-летний профессор Борис Сапунов, главный научный сотрудник Эрмитажа, почетный доктор Оксфордского университета, считается одним из самых авторитетных исследователей Христа среди светских ученых. Он автор монографии “Земная жизнь Иисуса”, первой в России научной биографии Спасителя.

На первое издание книги дала деньги церковь, - рассказывает профессор Сапунов. – В нынешнем году монография выйдет на английском языке в США.

Работая над биографией Христа, Сапунов использовал неожиданный для богословов ключ. Он исследовал Новый Завет, применяя методы военной разведки.

Я прошел две войны, Финскую и Великую Отечественную, - вспоминает Борис Викторович. – Поскольку знаю немецкий, приходилось допрашивать языков. На фронте усвоил главный принцип поиска истины – информация должна быть подтверждена из нескольких источников. А потом, уже как историк и искусствовед, был экспертом КГБ по делам, связанным с культурными ценностями. Поэтому привычка применять методы разведки и криминалистики у меня, можно сказать, в крови. Она и помогла взглянуть на известные почти две тысячи лет евангельские тексты по-новому.

Портрет

Профессор Сапунов попытался составить словестный портрет Христа. Он сделал описание внешности Иисуса, точно следуя Евангельским текстам. И затем, не говоря о каком персонаже идет речь, отдал листок с записями экспертам-криминалистам.

Результат получился удивительный, - показывает изображение Борис Викторович. – Фоторобот почти точно соответствует лику Иисуса с иконы “Спас Нерукотворный” и отпечатку лица с Туринской Плащаницы!

Смелый эксперимент подтвердил, не только то, что Иисус Христос – исторический персонаж, но и самое главное – евангелисты Матфей, Марк, Лука и Иоанн документально точны.

Профессор Сапунов решил загадку таблички, которая изображается на каждой иконе распятия Иисуса, с позиций юриспруденции и криминалистики

Согласно норм римского права, надпись на кресте распятого являлась краткой формулировкой вынесенного приговора, - объяснят Борис Викторович. - Крестная казнь должна была действовать устрашающе на всех тех, кто посмел бы нарушить закон в будущем.

Сапунов поставил перед собой вопрос - какие же римские законы нарушил Иисус и почему наместник Понтий Пилат сформулировал приговор именно так?

В Евангелии от Луки сказано, что "первосвященники и книжники искали, как бы погубить Христа,... потому что боялись народа" – рассуждает Борис Викторович. - В Евангелии от Иоанна сказано, что толпы иудеев в Иерусалиме настойчиво требовали казни Учителя Новой веры. Иоанн писал, что иудеи сказали Пилату: "Мы имеем закон, и по закону нашему, он должен умереть, потому что сделал себя сыном Божьим!". Но это обвинение не подпадало под юрисдикцию Римского уголовного права и наместник Рима отмел его.

Тогда иудеи заявили, что Иисус объявил себя царем Иудейским, а "всякий, делающий себя царем, противник Кесаря". Только после этого Пилат "убоялся" и предал Иисуса в руки иудеев. Получается совершенно порочный юридический казус - префект, заявивший публично, что "не видит вины на этом человеке" - одновременно соглашается на его казнь. Прекрасно сознавая, что первосвященники предали Христа "из зависти" (Марк.15.16), Пилат подчеркивал, что "он не виновен в крови праведника сего" (Матфей.17.24). Значит, сам Пилат нарушал римские законы, вынося смертный приговор человеку, который не был виновен перед Римом, законы которого наместник должен был соблюдать.

Понтий Пилат, судя по историческим хроникам, был жестоким, но пытался быть справедливым. - продолжает Сапунов. - Видимо, поэтому он столь настойчиво пытался спасти Иисуса. Но когда это ему не удалось, и Христос был распят, Пилат приказал написать на доске над головой казненного на еврейском, греческом и латинском языках - "Иисус Назарей царь Иудейский" - (И.Н.Ц.И.). То есть Пилат совершил явный подлог, ибо прекрасно знал, что такая формула приговора не соответствует действительности!

С формулировкой Пилата не согласились и первосвященники Иерусалима. Они заявили протест, сказав Пилату: "Не пиши "царь иудейский", но что он говорил-" Я - царь иудейский". Пилат ответил кратко, но жестко: "Что я написал, то написал" (Иоанн. 19.22). Вариант надписи, предложенный священниками, так же был далек от истины - Христос никогда не объявлял себя царем Иудеи. Легко понять, почему иудейские духовные и светские власти предлагали изменить формулу Пилата. Если Иисус - царь Иудеи, значит, они признали его, и это должно привести к немедленной войне с Римом. Если Иисус сам себя назвал иудейским царем, то пусть за это он отвечает сам.

Отказ Пилата изменить текст не был результатом простого упрямства. Он понимал, что называть себя царем и быть царем - не одно и то же. Своей формулировкой префект создавал себе алиби в случае очередного доноса иудеев в Рим о том, что он "не друг Кесаря". Любая проверка из Рима по возможному доносу сразу должна была увидеть, что Пилат строго охраняет целостность империи, ибо он казнил человека, который был царем Иудеи.

По мнению профессора Сапунова, надпись на кресте в редакции Понтия Пилата содержит целую серию дезинформаций.

Сомнительна вторая буква аббревиатуры "Н". Иисус назван " Назарей" - что указывает на его рождение в городе Назарете, - считает Сапунов. - Ведь согласно евангельских записей, Иисус родился не в Назарете, а в Вифлееме. Неверны третья и четвертая буквы аббревиатуры. Иисус не был ни царем вообще, ни иудейским в частности. Только первая буква соответствует действительности - имя Учителя "Иисус".

Табличка

Титло, так называют табличку с приговором Иисусу, была найдена вместе с крестом императрицей Еленой в 326-м году в Иерусалиме. Надпись на нем была сделана на трех языках – арамейском, греческом и латыни.

Русская православная церковь после реформы, проведенной патриархом Никоном, употребляет греческий вариант надписи, а староообрядцы до сих пор пишут на кресте "Царь славы".

Сначала титло хранилось в Иерусалиме, во время крестовых походов было вывезено в Европу. Сейчас фрагмент деревянной таблички находится в церкви Санта-Кроче-ин-Джерусаллеме в Риме.

В христианской традиции крест из орудия казни, символа скорби, превратился в знак спасения. В некоторых церквях, например в армянской апостольской, крест изображают цветущим - как символ вечной жизни. У православных принято украшать изображение креста на куличах, испеченных к Пасхе, на творожной пасхе, на яйцах. Ведь Пасха - праздник победы жизни над смертью.

Попытка собрать все частицы Креста в одно целое – хотя бы арифметически – была предпринята в конце 19 века. Ученые вычислили суммарный вес фрагментов святыни, которые имеют исторические подтверждения подлинности. Их общий вес составил всего 1,7 килограмма. А в 20-м веке был проведен анализ некоторых крупных частиц Креста, хранящихся в Западной Европе. И выяснилось, что все они из древесины оливы. А по преданию, именно из оливы был сделана основная часть орудия казни Иисуса.

Одна из первых частиц Креста Господня была привезена на Русь святой Ефросиньей Полоцкой в 12-м веке, она хранилась в драгоценном мощевике. Реликвия пропала во время фашистской окупации.

Фрагменты Животворящего Креста есть во многих российских храмах. Самые известные - в Благовещенском соборе в Московском Кремле, в московском Богоявленском соборе в Елохове, в Крестоводвиженских монастырях в Нижнем Новгороде и в Екатеринбурге, в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, в церкви Анастасии Утешительницы во Пскове. А в Воскресенско-Феодоровском женском монастыре в селе Сергеево под Шуей на частице Древа виден след от высохшей капли крови Христа.


Нам нередко приходилось созерцать репродукции картин мировой живописи с изображением распятия Иисуса Христа. А таких полотен, написанных старыми мастерами разных стран и художественных направлений, большое множество. Однако мало кто из нас задумывался о значении аббревиатуры на табличке над головой Спасителя и о том, почему одни художники изображали на распятии его живым и торжествующим, а иные - мертвым и застывшем в позе мученика.

Распятие на кресте - древний вид казни

Распятие на кресте - вид казни, который был весьма распространен во многих странах мира. Так казнили в Японии, Китае, Вавилонии, Греции, Палестине, Карфагене. Однако особо часто к ней прибегали в Древнем Риме. И что интересно, она была довольно распространенным наказанием в Римской империи задолго до рождества Христова.

Причина, по которой людей распинали, часто состояла в том, что, кроме умерщвления, хотелось еще и публично унизить врага на устрашение другим. Сохранились описания того, как палач оставлял распятых в таком положении на пару часов или до заката солнца, а затем убивал их мечом" ,- писал в своих трудах профессор истории Таймон Скрич.

Иисус - вселенская любовь

Однако для многих из нас распятие ассоциируется лишь с одним историческим событием – казнью Иисуса Христа, который по доброй воле взял на себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мученической смертью.


В те далекие времена всех инакомыслящих преследовали и карали беспощадно. Но Иисус и его ученики, невзирая на смертельную опасность, несли веру в народ, завоевывали сердце за сердцем, страну за страной и вовсе не оружием - а любовью. Это спустя столетия, когда христианская религия станет иметь под собой государственную основу, начнется насильственное крещение, наступят страшные времена крестоносцев и инквизиции.

что Христос умер на кресте, но мы знаем и то, что потом он воскрес, и то, что страдал он добровольно, чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно".

Образ Спасителя в православии и католицизме

В католицизме и православии существуют не только различия в форме креста (первый - четырехконечный, второй - восьмиконечный), но и в самом образе Иисуса Христа на нем. Так, до 9 столетия в иконографии Спаситель изображался на распятии не только живым, но и торжествующим. А начиная с 10 века, в Западной Европе начали появляться изображения мертвого Иисуса.

не умирает, а свободно простирает руки, ладони его открыты, будто хочет обнять все человечество, даря ему свою любовь и открывая путь к вечной жизни."

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-isus-0003.jpg" alt="Рогир ван дер Вейден." title="Рогир ван дер Вейден." border="0" vspace="5">


На католическом кресте Христос мертв, в нем нет торжества победы над смертью, того торжества, что видим в православной иконографии.

Крест Спасителя - что означает надпись на нем

I.Н.Ц.I.", она же - "I.N.R.I", а в некоторых восточных церквях -"I.N.B.I." расшифровывается как "Иисус Назорянин Царь Иудейский". Первоначально эта фраза была написана на табличке на еврейском, греческом, римском языках и прикреплена к кресту, на котором принял мученическую смерть Христос. Согласно закону того времени такие надписи полагались каждому осужденному на смерть, чтобы все могли узнать о вине которую ему инкриминировали.


Как известно со Священного писания, Понтий Пилат не нашелся, как по другому описать вину Христа, поэтому на табличке появились слова «Иисус Назорянин Царь Иудейский»

Со временем эту надпись в иконографии заменили аббревиатурой. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI, а в православии – IHЦI (либо ІНВІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»).

crux" в переводе с латинского "крест" изначально имело более широкий смысл, и могло обозначать любой столб, на котором вешали приговоренных к смерти. К примеру, на многих полотнах видим распятие Спасителя на Т-образном кресте.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-isus-00003.jpg" alt="Альбрехт Альтдорфер. (1520)." title="Альбрехт Альтдорфер. (1520)." border="0" vspace="5">


Распятие Христа во фламандской живописи

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-isus-0002.jpg" alt="

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-isus-0005.jpg" alt="

Распятие в испанской живописи

Как видим на распятиях лучших мастеров испанской живописи нет никакого фона, никаких многофигурных композиций – только фигура самого Иисуса.

https://static.kulturologia.ru/files/u21941/00-isus-0008.jpg" alt="

Крест – это целый комплекс символических смыслов. Очень важно правильно понимать все знаки, все изображения и надписи, имеющиеся на нем.

Крест и Спаситель

Самый главный символ – это, конечно, сам крест. Обычай носить крест возник только в 4 в., до этого христиане носили медальоны, изображающие агнца – жертвенного ягненка, символизирующего самопожертвование Спасителя. Были и медальоны с изображением распятия.

Крест – изображение орудия смерти Спасителя – стал естественным продолжением этой традиции.

На нательных первоначально не было никаких знаков, только растительный . Он символизировал Древо Жизни, которое утратил Адам и возвратил людям Иисус Христос.

В 11-13 вв. на крестах появляется изображение Спасителя, но не распятого, а восседающего на троне. Это подчеркивает образ Христа как Царя Мироздания, которому «дана всякая власть на Небе и на Земле».

Но еще в более ранние эпохи изредка появляются кресты с изображением распятого Спасителя. Это имело особый смысл в условиях борьбы с монофизитством – представлением о полном поглощении человеческой природы в личности Иисуса Христа природой Божественной. В таких условиях изображение смерти Спасителя подчеркивало его человеческую природу. В конечном итоге именно изображение Спасителя на нательном кресте одержало верх.

Голову распятого окружает нимб – символ святости – с надписью на греческом языке «ООН», «Сущий». Это подчеркивает божественную сущность Спасителя.

Другие знаки

В верхней части креста расположена дополнительная перекладина с четырьмя буквами, которые как «Иисус Христос – Царь Иудейский». Дощечку с такой надписью прибили к кресту по приказу Понтия Пилата, поскольку многие последователи Христа действительно рассматривали его как будущего царя. Римский наместник таким способом хотел подчеркнуть тщетность надежд иудеев: «Вот он – ваш царь, предан самой позорной казни, и так будет с каждым, кто посмеет посягнуть на власть Рима». Возможно, не стоило бы вспоминать об этой выходке римлянина, тем более – увековечивать ее в нательных крестах, если бы Спаситель действительно не был Царем, и не только иудеи, но и всей вселенной.

Нижняя перекладина изначально имела утилитарное значение – поддержание тела на кресте. Но она имеет и символический смысл: в Византии, откуда на Русь пришло христианство, на изображениях благородных и царственных особ всегда присутствовало подножие. Вот и подножие креста – это еще один символ царского достоинства Спасителя.

Правый конец перекладины приподнят, левый опущен – это намек на судьбу разбойников, распятых вместе с Христом. Тот, что был распят справа, покаялся и отправился в Рай, другой же умер, так и не раскаявшись. Такой символ напоминает христианину о необходимости покаяния, путь к которому открыт для всех.

Под ногами распятого изображен . Согласно преданию, на Голгофе, где был распят Иисус Христос, находилась Адама. Спаситель как бы попирает ногами череп, символизирующий смерть – следствие того рабства греха, на которое обрек человечество Адам. Это графическое выражение слов из пасхального гимна – «Смертию смерть поправ».

На обратной стороне нательного креста обычно располагается надпись: «Спаси и ». Это маленькая молитва, обращение христианина к Богу – защитить не только от несчастий и опасностей, но и от искушений и грехов.

Крест сопровождает христианина всю его жизнь. Мы видим распятия в храмах, дома, носим на груди. И тем не менее вопросов возникает множество. Попробуем разобраться, что означают детали креста на изображениях. Верхняя перекладина символизирует собой табличку с надписью, сделанной Понтием Пилатом, наместником римского императора в Иудее. По-еврейски, по-гречески и по-римски было написано: «Иисус Назарянин Царь Иудейский» (Ин. 19,19-20). При изображении Распятия обычно используют сокращение I.Н.Ц.I. (И.Н.Ц.И.). Нижняя перекладина — подножие, к которому были прибиты ноги Спасителя.

Буквы «К» и «Т» слева и справа от Креста обозначают страстные орудия: копье и трость. Сами орудия обычно изображаются вдоль Креста. «Тут стоял сосуд полный уксуса. Воины, напоивши уксусом губку и наложивши на иссоп, поднесли к устам Его» (Ин. 19,34). «Но один из воинов копием пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода» (Ин. 19,34). Распятие и смерть Иисуса сопровождались грозными явлениями: землетрясение, громы и молнии, померкшее солнце, багровая луна. Солнце и луну также иногда включают в композицию Распятия — по сторонам большей перекладины. «Солнце преложися во тьму, и луна в кровь претворися…»

Возвышение, на котором стоит Крест, символизирует гору Голгофу, на которой произошло Распятие. Еврейское слово «Голгофа» значит «лоб» или просто «череп». Сокращение «ГГ» как раз и означает «гора Голгофа», а «МЛРБ» — «место лобное рай бысть». Крест, на котором Спаситель мира принес Искупительную жертву, открыл врата рая, затворившиеся после грехопадения Адама. Поэтому Лобное место (Голгофа) стало раем. Мысль эта нашла выражение в церковном песнопении: «Место лобное рай бысть: точию бо водрузися древо крестное, абие израсти гроздь животный» (Октоих, глас 5. В среду утра, по 1-м стихословии, седальны крестны). По преданию, на Голгофе, считаемой центром Земли, был погребен первый человек – Адам. «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут, каждый в своем порядке: первенец Христос, потом Христовы…» «ГА» — глава Адама. Поэтому в символическом разломе, в недрах Голгофы (или без разлома, просто у подножия Креста) изображают прах Адама, обозначенный черепом. Кстати, еще здесь еще часто пишут совмещено: ГГГА – «Гора Голгофа голова Адама».

Иисус изображается с крестчатым нимбом, на котором пишутся три греческие буквы, означающие «истинно Сущий», как Бог сказал Моисею «Аз есмь Сый» (Я есть Сущий) (Исх. 3, 14). Над большей перекладиной пишется сокращенно, со знаками сокращения — титлами, имя Спасителя «IC XC» — Иисус Христос, ниже перекладины добавляется: «НИКА» (греч. — Победитель).

Большие многофигурные композиции Распятия — тема для отдельного рассмотрения. Чаще всего у Креста изображаются Богоматерь и Иоанн Богослов, в более сложных композициях добавляются плачущие жены и сотник Лонгин. Над Крестом часто изображают двух плачущих ангелов. Могут изображаться и воины с тростью и копьем, на переднем плане иногда показаны воины, по жребию разыгрывающие одежды Распятого. Отдельный иконографический вариант композиции — т. н. «Распятие с разбойниками», в котором изображены три фигуры, распятые на крестах. По обеим сторонам от Христа — два разбойника: один с опущенной головой, другой — с повернутой к Христу, тот самый благоразумный разбойник, которому Господь обещал Царствие Небесное.



Вверх