Быстрый гид по восточно-славянским племенам. А. КононенкоЭнциклопедия славянской культуры, письменности и мифологии

Славяне, венеды - наиболее ранние известия о славянах под именем венедов, или венетов, принадлежат римским и греческим писателям - Плинию Старшему, Публию Корнелию Тациту и Птолемею Клавдию. По мнению этих авторов, венеды жили вдоль Балтийского побережья между Штетинским заливом, куда впадает Одра, и Данцингским заливом, куда впадает Висла; по Висле от ее верховьев в Карпатских горах и до побережья Балтийского моря. Название венеды происходит от кельтского vindos, что означает "белый". К середине 6 в. венеды делились на две основные группы: склавины (склавы) и анты . Что касается более позднего самоназвания "славяне", то точный смысл его не известен. Есть предположения, что в термине "славяне" заключено противопоставление другому этническому термину - немцы, производимому от слова "немой", т. е. говорящий на непонятном языке. Славяне делились на три группы.

К восточным славянам относились поляне , древляне , северяне , дреговичи , радимичи , кривичи , полочане , вятичи , словене , бужане, волыняне , дулебы , уличи, тиверцы, хорваты.

Западные славяне - это поморяне, ободричи, вагры, полабы, смолинцы, глиняне, лютичи, велеты, ратари, древане, руяне, лужичане, чехи, словаки, кошубы, словинцы, мораване, поляки.

К южным славянам относились словенцы , хорваты, сербы, захлумляне, болгары.

Славяне - крупнейшая в Европе группа народов, объединяемая близостью языков и общностью происхождения. Древнейшие исторические сведения о славянах, известных под именем вендов, относятся к I - III вв. н.э. С сер. VI в. наименование «склавены» неоднократно встречается в текстах Прокопия, Иордана и др. Ко 2-й пол. VII в. относятся первые упом. о славянах у арабских авторов. Данные языкознания связывают древних славян с областью Центральной и Восточной Европы - на территории от Эльбы и Одера на западе, в бассейне Вислы, в Верхнего Поднестровья и до Среднего Поднепровья на востоке. Северными соседями славян были германцы и балты, составлявшие вместе со славянами северную группу индоевропейских племён. Восточными соседями славян были западноиранские племена (скифы, сарматы), южные фракийцы и иллирийцы, западные кельты. Вопрос о прародине славян остаётся спорным, но большинство исследователей считают, что она находится к востоку от Вислы.

ВЕНДЫ, венеды, венеты, собирательное наименование группы западных славянских племен, некогда (по крайней мере с 631–632) занимавших обширную часть территории совр. Германии между Эльбой и Одером. В 7 в. венды вторглись в Тюрингию и Баварию, где нанесли поражение франкам под командованием Дагоберта I. Набеги на Германию продолжались до начала 10 в., когда император Генрих I начал на вендов наступление, выставив в качестве одного из условий заключения мира принятие ими христианства. Покоренные венды часто восставали, но всякий раз терпели поражение, после чего все большая часть их земель переходила к победителям. В 1147 церковь санкционировала крестовый поход против вендов, одобренный и св. Бернаром Клервоским. Поход сопровождался массовым уничтожением славянского населения, и впредь венды не оказывали германским завоевателям сколько-нибудь упорного сопротивления. На некогда славянские земли пришли немецкие поселенцы, и основанные новые города стали играть важную роль в экономическом развитии северной Германии. Приблизительно с 1500 область распространения славянского языка свелась почти исключительно к Лужицким маркграфствам – Верхнему и Нижнему, позднее вошедшим соответственно в Саксонию и Пруссию, и прилегающим территориям. Здесь, в районе городов Котбус и Баутцен, и проживают современные потомки вендов, которых осталось ок. 60 000 (в основном они католики). В русской литературе их принято называть лужичанами (название одного из входивших в группу вендов племен) или лужицкими сербами, хотя сами они называют себя Serbja или serbski Lud, а их современное немецкое название – Sorben (прежде также Wenden). С 1991 вопросами сохранения языка и культуры этого народа в Германии ведает Фонд по делам лужичан.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас.

Славяне, по мнению многих исследователей, так же как германцы и балты, были потомками скотоводческо-земледельческих племён культуры шнуровой керамики, расселившихся на рубеже 3-го и 2-го тыс. до н. э. из Северного Причерноморья и Прикарпатья по Центральной, Северной и Восточной Европе. Славяне представлены археологаческими культурами, среди которых особое значение имели: тшинецкая , распространённая в третьей четверти 2-го тыс. до н. э. между Вислой и средним Днепром; лужицкая (XIII - IV вв. до н.э.) и поморская (VI -II вв. до н.э.) на территории современной Польши; в Поднепровье - чернолесская культура (VIII - нач. VI вв. до н. э.) невров или даже скифов-пахарей - по Геродоту. Предположительно со славянами связаны подгорцевская и милоградская культуры (VII в. до н. а.-1 в. н. а.). Существовавшая с конце 1-го тыс. до н. э. на Припяти и в Среднем Поднепровье зарубинецкая культура связана с предками восточных славян. Это была культура развитого железного века, её носителями являлись земледельцы, скотоводы и ремесленники.

Во II-IV вв. н. э, в результате движения на юг германских племён (готы, гепиды), целостность территории славян была нарушена, после чего славяне, видимо, разделились на западных и восточных. Основная масса носителей зарубинецкой культуры передвигалась в первых веках н. э. на север и северо-восток по Днепру и Десне. В III-IV вв. в Среднем Поднепровье обитали племена, оставившие Черняховские древности. Некоторые археологи считают их славянами, большинство же - полиэтнической группировкой, включавшей славянские элементы. В конце V в., после падения державы гуннов, началось продвижение славян на юг (к Дунаю, в Северо-западное Причерноморье) и их вторжение в балканские провинции Византии. Племена славян разделились тогда на две группы: антов (вторгшихся на Балканский полуостров через низовья Дуная) и склавинов (нападавших на византийские провинции с севера и северо-запада). Колонизация Балканского полуострова была результатом не переселения, а расселения славян, которые удержали все свои старые земли в Центральной и Восточной Европе. Во второй половине первого тысячелетия славяне заняли Верхнее Поднепровье и его северную периферию, принадлежавшую ранее восточным балтам и финно-угорским племенам. Как анты, так и склавины распались на отдельные племенные группы уже в VII веке. Кроме известных дулебов, вероятно, тогда уже существовали и другие племенные объединения славян, перечисленные в "Повести временных лет": поляне, древляне, северяне, кривичи, уличи, тиверцы, хорваты и др.

Использованы материалы из кн.: Богуславский В.В., Бурминов В.В. Русь рюриковичей. Иллюстрированный исторический словарь.

Если мы двинемся по Восточно-Европейской равнине с севера на юг, то перед нами последовательно появятся 15 восточнославянских племен:

1. Ильменские словене , центром которых был Новгород Великий, стоявший на берегу реки Волхов, вытекавшей из озера Ильмень и на чьих землях стояло немало других городов, отчего соседние с ними скандинавы называли владения словен «гардарикой», то есть «землей городов».

Это были: Ладога и Белоозеро, Старая Русса и Псков. Свое имя ильменские словене получили от названия озера Ильмень, находящегося в их владениях и называвшегося также Словенским морем. Для жителей, отдаленных от настоящих морей, озеро длиною в 45 верст и шириною около 35 казалось огромным, потому и носило свое второе название - море.

2. Кривичи , жившие в междуречье Днепра, Волги и Западной Двины, вокруг Смоленска и Изборска, Ярославля и Ростова Великого, Суздаля и Мурома.

Их название происходило от имени основателя племени князя Крива, по-видимому получившего прозвище Кривого, от природного недостатка. Впоследствии кривичем называли в народе человека неискреннего, лживого, способного кривить душой, от которого не дождешься правды, но столкнешься с кривдой. (На землях кривичей впоследствии возникла Москва, однако об этом вы прочтете дальше.)

3. Полочане расселялись на реке Полоти, при ее впадении в Западную Двину. На месте слияния двух этих рек и стоял главный город племени - Полоцк, или Полотск, название которого производят и по гидрониму: «река по границе с латышскими племенами» - латами, летами.

К югу и юго-востоку от полочан обитали дреговичи, радимичи, вятичи и северяне.

4. Дреговичи жили на берегах реки Принять, получив свое имя от слов «дрегва» и «дряговина», означающих «болото». Здесь находились города Туров и Пинск.

5. Радимичи , обитавшие в междуречье Днепра и Сожи, назывались по имени их первого князя Радима, или Радимира.

6. Вятичи являлись самым восточным древнерусским племенем, получив свое название, подобно радимичам, от имени своего прародителя - князя Вятко, что представляло собою сокращенное имя Вячеслав. В земле вятичей располагалась старая Рязань.

7. Северяне занимали поречье Десны, Сейма и Суды и в древности были самым северным восточнославянским племенем. Когда же славяне расселились до Новгорода Великого и Белоозера, они сохранили свое прежнее название, хотя изначальный его смысл оказался утраченным. В их землях стояли города: Новгород Северский, Листвен и Чернигов.

8. Поляне , населявшие земли вокруг Киева, Вышгорода, Родни, Переяславля, назывались так от слова «поле». Обработка полей стала главным их занятием, что привело к развитию сельского хозяйства, скотоводства и животноводства. Поляне вошли в историю как племя, в большей степени, чем другие, способствовавшее развитию древнерусской государственности.

Соседями полян на юге были русь, тиверцы и уличи, на севере - древляне и на западе - хорваты, волыняне и бужане.

9. Русь - название одного, далеко не самого крупного восточнославянского племени, которое из-за своего имени стало наиболее знаменитым и в истории человечества, и в исторической науке, ибо в спорах вокруг его происхождения учеными и публицистами было поломано множество копий и пролиты реки чернил. Многие выдающиеся уче-ные -лексикографы, этимологи и историки - производят это название от почти повсеместно принятого в IX-Х веках имени норманнов - русы. Норманны, известные восточным славянам под именем варягов, завоевали около 882 года Киев и окружающие его земли. Во время своих завоеваний, происходивших 300 лет - с VIII по XI век - и охвативших всю Европу - от Англии до Сицилии и от Лиссабона до Киева, - они оставляли иногда за покоренными землями свое имя. Так, например, территория, завоеванная норманнами на севере Франкского королевства, получила название Нормандия.

Противники этой точки зрения считают, что название племени произошло от гидронима - речки Рось, откуда впоследствии и вся страна стала называться Россией. А в XI-XII веках Русью стали называть земли руси, полян, северян и радимичей, некоторые территории, населенные уличами и вятичами. Сторонники этой точки зрения рассматривают Русь уже не как племенной или же этнический союз, но как политическое государственное образование.

10. Тиверцы занимали пространства по берегам Днестра, от его среднего течения до устья Дуная и берегов Черного моря. Наиболее вероятным кажется происхождение, их названия от реки Тивр, как древние греки называли Днестр. Их центром был город Червень на западном берегу Днестра. Тиверцы граничили с кочевыми племенами печенегов и половцев и под их ударами отошли на север, смешавшись с хорватами и волынянами.

11. Уличи были южными соседями тиверцев, занимай земли в Нижнем Поднепровье, на берегах Буга и побережье Черного моря. Их главным городом был Пересечень. Вместе с тиверцами они отошли на север, где и смешались с хорватами и волынянами.

12. Древляне жили по течению рек Тетерев, Уж, Убороть и Свига, в Полесье и на правом берегу Днепра. Их главным городом был Искоростень на реке Уж, а кроме того, были еще и другие города - Овруч, Городск, несколько иных, названий которых мы не знаем, но следы их остались в виде городищ. Древляне были самым враждебным восточнославянским племенем по отношению к полянам и их союзникам, образовавшим древнерусское государство с центром в Киеве. Они были решительными врагами первых киевских князей, даже убили одного из них - Игоря Святославовича, за что князь древлян Мал, в свою очередь, был убит вдовой Игоря, княгиней Ольгой.

Древляне жили в густых лесах, получив свое имя от слова «древо» - дерево.

13. Хорваты , жившие вокруг города Перемышль на реке. Сан, именовали себя белыми хорватами, в отличие от одноименного с ними племени, жившего на Балканах. Название племени производят от древнеиранского слова «пастух, страж скота», что может свидетельствовать о главном его занятии - скотоводстве.

14. Волыняне представляли собою племенное объединение, образовавшееся на территории, где ранее проживало племя дулебов. Волыняне селились по обоим берегам Западного Буга и в верховьях Припяти. Их главным городом был Червень, а после того как Волынь была завоевана киевскими князьями, на реке Луге в 988 году был поставлен новый город - Владимир-Волынский, который дал название образовавшему вокруг него Владимир-Волынскому княжеству.

15. В племенное объединение, возникшее на месте обитания дулебов, входили кроме волынян и бужане, размещавшиеся на берегах Южного Буга. Существует мнение, что волыняне и бужане были одним племенем, а их самостоятельные названия произошли только вследствие различных мест обитания. По данным письменных зарубежных источников, бужане занимали 230 «городов» - скорее всего, это были укрепленные городища, а волыняне - 70. Как бы то ни было, но эти цифры свидетельствуют о том, что Волынь и Побужье были заселены довольно плотно.

Что же касается пограничных с восточными славянами земель и народов, то эта картина выглядела так: на севере жили финно-угорские племена: черемисы, чудь заволочская, весь, корела, чудь; на северо-западе обитали балто-славянские племена: корсь, земигола, жмудь, ятвяги и пруссы; на западе - поляки и венгры; на юго-западе - волохи (предки румын и молдован); на востоке - буртасы, родственная им мордва и болгары волжско-камские. За пределами этих земель лежала «терра инкогнита» - неведомая земля, о которой восточные славяне узнали лишь после того, как их познание мира очень сильно раздвинулось с появлением на Руси новой религии - христианства, а вместе с тем и письменности, которая была третьим признаком цивилизации.

Использован материал кн.: Вольдемар Балязин. Занимательная история России, М. 2001.

Из кн.: Народы и религии мира

Славяне, крупнейшая в Европе группа родственных народов. Общая численность славян около 300 млн. человек. Современные славяне подразделяются на три ветви: восточные (русские, украинцы, белорусы), южные (болгары, сербы, черногорцы, хорваты, словенцы, боснийцы-мусульмане, македонцы) и западные (поляки, чехи, словаки, лужичане). Говорят на языках славянской группы индоевропейской семьи. Происхождение этнонима славяне недостаточно ясно. По-видимому, он восходит к общеиндоевропейскому корню, смысловым содержанием которого является понятие "человек", "люди", "говорящие". В таком значении этноним славяне зарегистрирован в ряде славянских языков (в том числе в древено-полабском языке, где "славак", "цлавак" означало "человек"). Этот этноним (средние словенцы, словаки, словинцы, словени новгородские) в различных модификациях чаще всего прослеживается на периферии расселения славян.

Вопрос об этногенезе и так называемой прародине славян остаётся дискуссионным. Этногенез славян, вероятно, развивался поэтапно (протославяне, праславяне и раннеславянская этнолингвистическая общность). К концу 1-го тысячелетия нашей эры складывались отдельные славянские этнические общности (племена и союзы племён). Этногенетические процессы сопровождались миграциями, дифференциацией и интеграцией народов, этнических и локальных групп, ассимиляционными явлениями, в которых принимали участие различные, как славянские, так и неславянские, этносы в качестве субстратов или компонентов. Возникали и менялись контактные зоны, для которых были характерны этнические процессы разного типа в эпицентре и на периферии. В современной науке наибольшее признание получили взгляды, согласно которым славянская этническая общность первоначально складывалась в ареале либо между Одером (Одрой) и Вислой (одерско-висленская теория), либо между Одером и Средним Днепром (одерско-днепровская теория). Лингвисты полагают, что носители протославянского языка консолидировались не позднее 2-го тысячелетия до нашей эры.

Отсюда началось постепенное продвижение славян в юго-западном, западном и северном направлениях, coвпадающее в основном с заключительной фазой Великого переселения народов (V-VII века). При этом славяне вступали во взаимодействие с иранскими, фракийскими, дакскими, кельтскими, германскими, балтскими, финно-угорскими и другими этническими компонентами. К VI веку славяне заняли придунайские территории, входившие в состав Восточной Римской (Византийской) империи, около 577 пересекли Дунай и в середине VII века расселились на Балканах (Мёзия, Фракия, Македония, большая часть Греции, Далмация, Истрия), проникнув частично в Малую Азию. Одновременно в VI веке славяне, освоив Дакию и Паннонию, достигли приальпийских районов. Между VI-VII веками (в основном в конце VI века) другая часть славян расселилась между Одером и Эльбой (Лабой), перейдя частично и на левобережье последней (так называемый Вендланд на территории Германии). С VII-VIII веков происходит интенсивное продвижение славян и в центральные и северные зоны Восточной Европы. В результате в IX-X вв. сложился обширный ареал славянского расселения: от Северо-Востока Европы и Балтийского моря до Средиземноморья и от Волги до Эльбы. Вместе с этим происходил распад праславянской этнолингвистической общности и формирование на основе локальных прадиалектов славянских языковых групп и позже - языков отдельных славянских этносоциальных общностей.

Античные авторы I-II веков и византийские источники VI-VII веков упоминают славян под разными именами, то называя их обобщённо венедами, то выделяя среди них антов и склавинов. Не исключено, однако, что подобные названия (особенно "венеды", "анты") употреблялись для обозначения не только собственно славян, но и соседних или связанных с ними других народов. В современной науке местопребывание антов обычно локализуют в Северном Причерноморье (между Северским Донцом и Карпатами), а склавинов трактуют как их западных соседей. В VI веке анты совместно со склавинами участвовали в войнах против Византии и частично осели на Балканах. Этноним "анты" исчезает из письменных источников в VII веке. Возможно, что он отразился в более позднем этнониме восточно-славянского племени "вятичи", в обобщённом обозначении славянских групп на территории Германии - "венды". Начиная с VI века византийские авторы всё чаще сообщают о существовании "Славиний" ("Славий"). Их возникновение зафиксировано в разных концах славянского мира - на Балканах ("Семь родов", Берзития у племени берзитов, Драгувития у драгувитов и др.), в Центральной Европе ("государство Само"), у восточных и западных (в том числе поморских и полабских) славян. Это были непрочные образования, возникавшие и вновь распадавшиеся, менявшие территории и объединявшие различные племена. Так, государство Само, сложившееся в VII веке для защиты от аваров, баварцев, лангобардов, франков, объединяло славян Чехии, Моравии, Словакии, Лужиц и (частично) Хорватии и Словении. Возникновение "Славиний" на племенной и межплеменной основах отразило внутренние перемены древнеславянского общества, в котором шёл процесс образования имущей верхушки, а власть племенных князей постепенно перерастала в наследственную.

Появление государственности у славян относится к VII-IX векам. Датой основания Болгарского государства (Первое Болгарское царство) считается 681. Хотя в конце X века Болгария попала в зависимость от Византии, как показало дальнейшее развитие, болгарская народность к этому времени уже обрела устойчивое самосознание. Во второй половине VIII - первой половине IX вв. происходит становление государственности у сербов, хорватов, словенцев. В IX веке складывается древнерусская государственность с центрами в Старой Ладоге, Новгороде и Киеве (Киевская Русь). К IX - началу X вв. относится существование Великоморавской державы, имевшей большое значение для развития общеславянской культуры, - здесь в 863 началась просветительская деятельность создателей славянской письменности Константина (Кирилла) и Мефодия, продолженная их учениками (после разгрома православия в Великой Моравии) в Болгарии. В пределы Великоморавского государства в пору его наивысшего расцвета входили Моравия, Словакия, Чехия, а также Лужицы, часть Паннонии и словенских земель и, по-видимому, Малой Польши. В IX веке возникает Древнепольское государство. Одновременно протекал процесс христианизации, причём большинство южных славян и все восточные славяне оказались в сфере греко-православной церкви, а западные славяне (включая хорватов и словенцев) - римско-католической. У части западных славян в XV-XVI веках возникли реформационные движения (гусизм, община чешских братьев и др. в Чешском королевстве, арианство в Польше, кальвинизм у словаков, протестантство в Словении и др.), в значительной мере подавленные в период контрреформации.

Переход к государственным образованиям отразил качественно новую ступень этносоциального развития славян - начало формирования народностей.

На характер, динамику и темпы складывания славянских народностей определяющее влияние оказали факторы социальные (наличие "полных" или "неполных" этносоциальных структур) и политические (наличие или отсутствие собственных государственно-правовых институтов, стабильность или подвижность границ ранних государственных образований и т. п.). Политические факторы в ряде случаев, особенно на начальных этапах этнической истории, приобретали решающее значение. Так, дальнейший процесс развития великоморавской этнической общности на базе входивших в состав Великой Моравии моравско-чешских, словацких, паннонских и лужицких племён славян оказался невозможным после падения этого государства под ударами венгров в 906. Произошёл разрыв экономических и политических связей указанной части славянского этноса и его административно-территориальное разобщение, что создало новую этническую ситуацию. Наоборот, возникновение и упрочение на востоке Европы Древнерусского государства явилось важнейшим фактором дальнейшей консолидации восточнославянских племён в сравнительно единую древнерусскую народность.

В IX веке земли, населённые племенами - предками словенцев, были захвачены германцами и с 962 стали частью Священной Римской империи, а в начале X века предки словаков после падения Великоморавской державы были включены в состав Венгерского государства. Несмотря на длительное сопротивление германской экспансии, основная часть полабских и поморских славян лишилась независимости и подверглась насильственной ассимиляции. Несмотря на исчезновение у этой группы западных славян собственной этнополитической базы, отдельные группы их в разных регионах Германии сохранялись длительное время - до XVIII века, а в Бранденбурге и под Люнебургом даже до XIX века. Исключение составили лужичане, а также кашубы (последние в дальнейшем вошли в состав польской нации).

Приблизительно в XIII-XIV веках болгарская, сербская, хорватская, чешская и польская народности начали переходить к новой фазе своего развития. Однако этот процесс у болгар и сербов был прерван в конце XIV века османским нашествием, в результате которого они на пять столетий потеряли независимость, а этносоциальные структуры этих народностей были деформированы. Хорватия ввиду опасности извне в 1102 признала власть венгерских королей, но сохранила автономию и этнически хорватский господствующий класс. На дальнейшее развитие хорватской народности это оказало позитивное воздействие, хотя территориальное разобщение хорватских земель привело к консервации этнического регионализма. К началу XVII века польская и чешская народности достигли высокой степени консолидации. Но в Чешских землях, включённых в 1620 в состав габсбургской австрийской монархии, вследствие событий Тридцатилетней войны и политики контрреформации в XVII веке в этническом составе правящих слоёв и горожан произошли существенные перемены. Хотя Польша до разделов конца XVIII века сохраняла независимость, общая неблагоприятная внутри- и внешнеполитическая обстановка и отставание в экономическом развитии тормозили процесс формирования нации.

Этническая история славян в Восточной Европе имела свои специфические особенности. На консолидацию древнерусской народности оказали воздействие не только близость культуры и родственность диалектов, которыми пользовались восточные славяне, но и сходство их социально-экономического развития. Своеобразие процесса формирования отдельных народностей, а позже - этносов у восточных славян (русские, украинцы, белорусы) заключалось в том, что они пережили стадию древнерусской народности и общей государственности. Их дальнейшее формирование было следствием дифференциации древнерусской народности на три самостоятельных близкородственных этноса (XIV-XVI века). В XVII-XVIII веках русские, украинцы и белорусы вновь оказались в составе одного государства - России, теперь уже как три самостоятельных этноса.

В XVIII-XIX веках восточнославянские народности перерастают в современные нации. Процесс этот протекал у русских, украинцев и белорусов в различном темпе (наиболее интенсивном - у русских, наиболее замедленном - у белорусов), что обусловливалось своеобразными историческими, этнополитическими и этнокультурными ситуациями, которые переживал каждый из трёх народов. Так, для белорусов и украинцев важную роль сыграла необходимость противостоять полонизации и мадьяризации, неполнота их этносоциальной структуры, образовавшаяся в результате слияния собственных верхних социальных слоёв с верхними социальными слоями литовцев, поляков, русских и др.

У западных и южных славян становление наций, при некоторой асинхронности исходных рубежей этого процесса, начинается во второй половине XVIII века. При формационной общности, в стадиальном отношении между регионами Центральной и Юго-Восточной Европы существовали различия: если у западных славян этот процесс в основном завершается в 60-х годах XIX века, то у южных славян - после освободительной русско-турецкой войны 1877-78.

Вплоть до 1918 поляки, чехи и словаки входили в состав многонациональных империй, и задача создания национальной государственности оставалась нерешённой. В то же время политический фактор сохранял в процессе становления славянских наций своё значение. Закрепление независимости Черногории в 1878 создало основу для складывания в дальнейшем черногорской нации. После решений Берлинского конгресса 1878 и изменения границ на Балканах вне пределов Болгарии оказалась большая часть Македонии, что в последующем привело к формированию македонской нации. В начале XX века, а особенно в период между первой и второй мировыми войнами, когда западные и южные славяне обрели государственную независимость, этот процесс, однако, был противоречивым.

После Февральской революции 1917 предпринимались попытки создания украинской и белорусской государственности. В 1922 Украина и Белоруссия вместе с другими советскими республиками были учредителями СССР (в 1991 они объявили себя суверенными государствами). Утвердившиеся в славянских странах Европы во второй половине 1940-х годов тоталитарные режимы с господством административно-командной системы оказывали деформирующее воздействие на этнические процессы (нарушение прав этнических меньшинств в Болгарии, игнорирование руководством Чехословакии автономного статуса Словакии, обострение межэтнических противоречий в Югославии и т. д.). Это явилось одной из важнейших причин общенационального кризиса в славянских странах Европы, который привёл здесь, начиная с 1989-1990 гг., к существенным изменениям социально-экономической и этнополитической ситуации. Современные процессы демократизации социально-экономической, политической и духовной жизни славянских народов создают качественно новые возможности для расширения межэтнических контактов и культурного сотрудничества, имеющих прочные традиции.

А. С. Мыльников, К. В. Чистов

Народы и религии мира. Энциклопедия. М., 2000, с. 486-488.

Литература:

Алексеева Т.И. Этногенез восточных славян по антропологическим данным. М., 1973.

Алексеев В.П. Происхождение народов Восточной Европы. М., 1969.

Денисова Р.Я. Антропология древних балтов. Рига, 1975.

Державин Н.С. Славяне в древности. М., 1945.

Ильинский Г.А. Проблема праславянской прародины в научном освещении А.А. Шахматова. // Известия отделения русского языка и словесности АН. Пгр., 1922. Т.25.

Кобычев В.П. В поисках прародины славян. М., 1973.

Лецеевич Л. Балтийские славяне и Северная Русь в раннем средневековье. Несколько дискуссионных замечаний. // Славянская археология. Этногенез, расселение и духовная культура славян. М., 1993.

Мельниковская О.Н. Племена Южной Белоруссии в раннем железном веке. М., 1967.

Нидерле Л. Славянские древности. Т.1. Киев. 1904.

Нидерле Л. Славянские древности. М., 1956.

Поболь Л.Д. Славянские древности Белоруссии. Минск, 1973.

Проблемы этногенеза славян. Киев, 1978.

Рыбаков Б.А. Геродотова “Скифия”. М., 1979.

Седов В.В. Поисхождение и ранняя история славян. М., 1979.

Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995.

Славяне и Русь. Проблемы и идеи. Трехвековой спор в хрестоматийном изложении. // Сост. А.Г. Кузьмин. М., 1998.

Славянские древности. Киев, 1980.

Третьяков П.Н. Восточнославянские племена. М., 1953.

Третьяков П.Н. По следам древних славянских племен. Л., 1982.

Трубачев О.Н. Языкознание и этногенез славян. Древние славяне по данным этимологии и ономастики. // Вопросы языкознания, 1982, № 4 - 5.

Трубачев О.Н. Этногенез и культура древних славян. М., 1991.

Филин Ф.П. Происхождение русского, белорусского и украинских языков. Л., 1972.

Укрепившись в Киеве, Олег начинает подчинять племена славян, живших к востоку и западу от Днепра. Первыми стали древляне (их земли располагались в Полесье к западу от Киева по течению рек Тетерев, Уж, Уборть и Ствига до реки Случь), у которых в тот момент уже давно шла война с полянами (их территория простиралась между устьями рек Десна и Рось, впадающих в Днепр). Добровольно переходить под власть Олега древляне отказались и в результате непродолжительных военных действий согласились платить дань по черной кунице с дома.
В следующем году (884 г.) Олег пошел войной на северян (живущими к северо-востоку от Киева в бассейне рек Десна, Сейм и Сула). Одержав победу он наложил малую дань. Возможно из-за слабого сопротивления северян или же наоборот боязни восстаний данного народа, который находился под хазарами. В тот период северяне платили дань хазарам. По преданию Олег сказал северянам: "Я враг козарам, а вовсе не вам ". И северяне согласились.
Следующими стали радимичи (располагавшимися по верхнему течению Днепра и реке Сож с их притоками). С ними Олег смог договориться без кровопролития путем переговоров. Как пишет Н.М. Карамзин "Олег послал спросить у них: "Кому даете дань?" Те отвечали: "Козарам". "Не давайте козарам, - велел сказать им Олег, - а давайте лучше мне"", и радимичи стали платить русскому князю те же два шляга от рала, которые давали козарам ".
В последующем Олегу удалось покорить еще ряд независимых племен: дулебов, хорватов и тиверцев. Единственное племя, которое не сдавалось - уличи (занимавшими земли по Днестру до Черного моря и Дуная). По словам летописца его так и не удалось покорить Олегу.

О СЛАВЯНАХ И ДРУГИХ НАРОДАХ, СОСТАВИВШИХ ГОСУДАРСТВО РОССИЙСКОЕ

Происхождение Славян Российских. Поляне. Радимичи и Вятичи. Древляне. Дулебы и Бужане. Лутичи и Тивирцы. Хорваты, Северяне, Дреговичи, Кривичи, Полочане, Славяне Новогородские. Киев. Изборск, Полоцк, Смоленск, Любеч,

Чернигов. Финские или Чудские народы в России. Латышские народы. Междоусобия

Славян Российских. Господство и гибель Обров. Козары. Варяги. Русь.

Нестор пишет, что Славяне издревле обитали в странах Дунайских и,

вытесненные из Мизии Болгарами, а из Паннонии Волохами (доныне живущими в

Венгрии), перешли в Россию, в Польшу и другие земли. Сие известие о

первобытном жилище наших предков взято, кажется, из Византийских Летописцев,

которые в VI веке узнали их на берегах Дуная; однако ж Нестор в другом месте

говорит, что Св. Апостол Андрей - проповедуя в Скифии имя Спасителя,

поставив крест на горах Киевских, еще не населенных, и предсказав будущую

славу нашей древней столицы - доходил до Ильменя и нашел там Славян:

следственно, они, по собственному Несторову сказанию, жили в России уже в

первом столетии и гораздо прежде, нежели Болгары утвердились в Мизии. Но

вероятно, что Славяне, угнетенные ими, отчасти действительно возвратились из

Мизии к своим северным единоземцам; вероятно и то, что Волохи, потомки

древних Гетов и Римских всельников Траянова времени в Дакии, уступив сию

землю Готфам, Гуннам и другим народам, искали убежища в горах и, видя

наконец слабость Аваров, овладели Трансильваниею и частью Венгрии, где

Славяне долженствовали им покориться.

Может быть, еще за несколько веков до Рождества Христова под именем

венедов известные на восточных берегах моря Балтийского, Славяне в то же

время обитали и внутри России; может быть Андрофаги, Меланхлены, Невры

Геродотовы принадлежали к их племенам многочисленным. Самые древние жители

Дакии, Геты, покоренные Траяном, могли быть нашими предками: сие мнение тем

вероятнее, что в Русских сказках XII столетия упоминается о счастливых

воинах Траяновых в Дакии, и что Славяне Российские начинали, кажется, свое

летосчисление от времени сего мужественного Императора. Заметим еще какое-то

древнее предание народов Славянских, что праотцы их имели дело с Александром

Великим, победителем Гетов.

Но Историк не должен предлагать вероятностей за истину, доказываемую

только ясными свидетельствами современников. Итак, оставляя без

утвердительного решения вопрос: "Откуда и когда Славяне пришли в Россию?",

опишем, как они жили в ней задолго до того времени, в которое образовалось

наше Государство.

Многие Славяне, единоплеменные с Ляхами, обитавшими на берегах Вислы,

поселились на Днепре в Киевской губернии и назвались Полянами от чистых

полей своих. Имя сие исчезло в древней России, но сделалось общим именем

Ляхов, основателей Государства Польского. От сего же племени Славян были два

брата, Радим и Вятко, главами Радимичей и Вятичей: первый избрал себе жилище

на берегах Сожа, в Могилевской Губернии, а второй на Оке, в Калужской,

Тульской или Орловской.

Древляне, названные так от лесной земли своей, обитали в Волынской

Губернии; Дулебы и Бужане по реке Бугу, впадающему в Вислу; Лутичи и Тивирцы

по Днестру до самого моря и Дуная, уже имея города в земле своей; Белые

Хорваты в окрестностях гор Карпатских; Северяне, соседи Полян, на берегах

Десны, Семи и Сулы, в Черниговской и Полтавской Губернии; в Минской и

Витебской, между Припятью и Двиною Западною, Дреговичи; в Витебской,

Псковской, Тверской и Смоленской, в верховьях Двины, Днепра и Волги,

Кривичи; а на Двине, где впадает в нее река Полота, единоплеменные с ними

Полочане; на берегах же озера Ильменя собственно так называемые Славяне,

которые после Рождества Христова основали Новгород.

К тому же времени Летописец относит и начало Киева, рассказывая

следующие обстоятельства: "Братья Кий, Щек и Хорив, с сестрою Лыбедью, жили

между Полянами на трех горах, из коих две слывут по имени двух меньших

братьев, Щековицею и Хоривицею; а старший жил там, где ныне (в Несторово

время) Зборичев взвоз. Они были мужи знающие и разумные; ловили зверей в

тогдашних густых лесах Днепровских, построили город и назвали оный именем

старшего брата, т. е. Киевом.

Некоторые считают Кия перевозчиком, ибо в старину был на сем месте

перевоз и назывался Киевым; но Кий начальствовал в роде своем: ходил, как

сказывают, в Константинополь и приял великую честь от Царя Греческого; на

возвратном пути, увидев берега Дуная, полюбил их, срубил городок и хотел

обитать в нем; но жители Дунайские не дали ему там утвердиться, и доныне

именуют сие место городищем Киевцом. Он скончался в Киеве, вместе с двумя

братьями и сестрою". Нестор в повествовании своем основывается единственно

на изустных сказаниях: отдаленный многими веками от случаев, здесь

описанных, мог ли он ручаться за истину предания, всегда обманчивого, всегда

неверного в подробностях Может быть, что Кий и братья его никогда в самом

деле не существовали и что вымысел народный обратил названия мест,

неизвестно от чего происшедшие, в названия людей. Имя Киева, горы Щековицы -

ныне Скавицы - Хоривицы, уже забытой, и речки Лыбеди, впадающей в Днепр

недалеко от новой Киевской крепости, могли подать мысль к сочинению басни о

трех братьях и сестре их: чему находим многие примеры в Греческих и Северных

повествователях, которые, желая питать народное любопытство, во времена

невежества и легковерия, из географических названий составляли целые Истории

и Биографии. Но два обстоятельства в сем Несторовом известии достойны

особенного замечания: первое, что Славяне Киевские издревле имели сообщение

с Царемградом, и второе, что они построили городок на берегах Дуная еще

задолго до походов Россиян в Грецию. Дулебы, Поляне Днепровские, Лутичи и

Тивирцы могли участвовать в описанных нами войнах Славян Дунайских, столь

ужасных для Империи, и заимствовать там разные благодетельные изобретения

для жизни гражданской.

Летописец не объявляет времени, когда построены другие Славянские,

также весьма древние города в России: Изборск, Полоцк, Смоленск, Любеч,

Чернигов; знаем только, что первые три основаны Кривичами и были уже в IX

веке, а последние в самом начале X; но они могли существовать и гораздо

прежде. Чернигов и Любеч принадлежали к области Северян.

Кроме народов Славянских, по сказанию Нестора, жили тогда в России и

многие иноплеменные: Меря вокруг Ростова и на озере Клещине, или

Переславском; Мурома на Оке, где сия река впадает в Волгу; Черемиса, Мещера,

Мордва на юго-восток от Мери; Ливь в Ливонии; Чудь в Эстонии и на восток к

Ладожскому озеру; Нарова там, где Нарва; Ямь или Емь в Финляндии; Весь на

Белеозере; Пермь в Губернии сего имени; Югра или нынешние Березовские Остяки

на Оби и Сосве; Печора на реке Печоре. Некоторые из сих народов уже исчезли

в новейшие времена или смешались с Россиянами; но другие существуют и

говорят языками столь между собой сходственными, что можем несомнительно

признать их, равно как и Лапландцев, Зырян, Остяков Обских, Чуваш, Вотяков,

народами единоплеменными и назвать вообще Финскими. Уже Тацит в первом

столетии говорит о соседственных с Венедами Финнах, которые жили издревле в

полунощной Европе. Лейбниц и новейшие Шведские Историки согласно думают, что

Норвегия и Швеция были некогда населены ими - даже самая Дания, по мнению

Греция. От моря Балтийского до Ледовитого, от глубины Европейского Севера на

Восток до Сибири, до Урала и Волги, рассеялись многочисленные племена

Финнов. Не знаем, когда они в России поселились; но не знаем также и никого

старобытнее их в северных и восточных ее климатах. Сей народ, древний и

многочисленный, занимавший и занимающий такое великое пространство в Европе

и в Азии, не имел Историка, ибо никогда не славился победами, не отнимал

чуждых земель, но всегда уступал свои: в Швеции и Норвегии Готфам, а в

России, может быть, Славянам, и в одной нищете искал для себя безопасности:

"не имея (по словам Тацита) ни домов, ни коней, ни оружия; питаясь травами,

одеваясь кожами звериными, укрываясь от непогод под сплетенными ветвями". В

Тацитовом описании древних Финнов мы узнаем отчасти и нынешних, особенно же

Лапландцев, которые от предков своих наследовали и бедность, и грубые нравы,

и мирную беспечность невежества. "Не боясь ни хищности людей, ни гнева богов

(пишет сей красноречивый Историк), они приобрели самое редкое в мире благо:

счастливую от судьбы независимость!"

Но Финны Российские, по сказанию нашего Летописца, уже не были такими

грубыми, дикими людьми, какими описывает их Римский Историк: имели не только

постоянные жилища, но и города: Весь - Белоозеро, Меря - Ростов, Мурома -

Муром. Летописец, упоминая о сих городах в известиях IX века, не знал, когда

они построены. - Древняя История Скандинавов (Датчан, Норвежцев, Шведов)

часто говорит о двух особенных странах Финских, вольных и независимых:

Кириаландии и Биармии. Первая от Финского залива простиралась до самого

Белого моря, вмещала в себе нынешнюю Финляндскую, Олонецкую и часть

Архангельской губернии; граничила на Восток с Биармиею, а на Северо-запад -

с Квенландиею или Каяниею. Жители ее беспокоили набегами земли соседственные

и славились мнимым волшебством еще более, нежели храбростию. Биармиею

называли Скандинавы всю обширную страну от Северной Двины и Белого моря до

реки Печоры, за которой они воображали Иотунгейм, отчизну ужасов природы и

злого чародейства. Имя нашей Перми есть одно с именем древней Биармии,

которую составляли Архангельская, Вологодская, Вятская и Пермская Губернии.

Исландские повести наполнены сказаниями о сей великой Финской области,

но баснословие их может быть любопытно для одних легковерных. Первое

действительно историческое свидетельство о Биармии находим в путешествии

Норвежского мореходца Отера, который в девятом веке окружил Норд-Кап,

доплывал до самого устья Северной Двины, слышал от жителей многое о стране

их и землях соседственных, но сказывает единственно то, что народ Биармский

многочислен и говорит почти одним языком с Финнами.

Между сими иноплеменными народами, жителями или соседями древней

России, Нестор именует еще Летголу (Ливонских Латышей), Зимголу (в

Семигалии), Корсь (в Курляндии) и Литву, которые не принадлежат к Финнам, но

вместе с древними Пруссами составляют народ Латышский. В языке его находится

множество Славянских, довольно Готфских и Финских слов: из чего основательно

заключают Историки, что Латыши происходят от сих народов. С великою

вероятностию можно определить даже и начало бытия их. Когда Готфы удалились

к пределам Империи, тогда Венеды и Финны заняли юго-восточные берега моря

Балтийского; смешались там с остатками первобытных жителей, т. е. с Готфами;

начали истреблять леса для хлебопашества и прозвались Латышами, или

обитателями земель расчищенных, ибо лата знаменует на языке Литовском

расчищение. Их, кажется, называет Иорнанд Видивариями, которые в половине

шестого века жили около Данцига и состояли из разных народов: с чем согласно

и древнее предание Латышей, уверяющих, что их первый Государь, именем

Видвут, Царствовал на берегах Вислы и там образовал народ свой, который

населил Литву, Пруссию, Курляндию и Летландню, где он и доныне находится и

где, до самого введения Христианской Веры, управлял им северный Далай-Лама,

главный судия и Священник Криве, живший в Прусском местечке Ромове.

Многие из сих Финских и Латышских народов, по словам Нестора, были

данниками Россиян: должно разуметь, что Летописец говорит уже о своем

времени, то есть о XI веке, когда предки наши овладели почти всею нынешнею

Россиею Европейскою. До времен Рюрика и Олега они не могли быть великими

завоевателями, ибо жили особенно, по коленам; не думали соединять народных

сил в общем правлении и даже изнуряли их войнами междоусобными. Так, Нестор

упоминает о нападении Древлян, лесных обитателей, и прочих окрестных Славян

на тихих Полян Киевских, которые более их наслаждались выгодами состояния

гражданского и могли быть предметом зависти. Люди грубые, полудикие не знают

духа народного и хотят лучше вдруг отнять, нежели медленно присвоить себе

такие выгоды мирным трудолюбием. Сие междоусобие предавало Славян Российских

в жертву внешним неприятелям. Обры или Авары в VI и VII веке господствуя в

Дакии, повелевали и Дулебами, обитавшими на Буге; нагло оскорбляли

целомудрие жен Славянских и впрягали их, вместо волов и коней, в свои

колесницы; но сии варвары, великие телом и гордые умом (пишет Нестор),

исчезли в нашем отечестве от моровой язвы, и гибель их долго была пословицею

в земле Русской. - Скоро явились другие завоеватели: на юге - Козары, Варяги

на Севере.

Козары или Хазары, единоплеменные с Турками, издревле обитали на

западной стороне Каспийского моря, называемого Хазарским в Географиях

Восточных. Еще с третьего столетия они известны по Арменским летописям:

Европа же узнала их в IV веке вместе с Гуннами, между Каспийским и Черным

морем, на степях Астраханских.

Аттила властвовал над ними: Болгары также, в исходе V века; но Козары,

все еще сильные, опустошали между тем южную Азию, и Хозрой, Царь Персидский,

должен был заградить от них свои области огромною стеною, славною в

летописях под именем Кавказской и доныне еще удивительною в своих

развалинах. В VII веке они являются в Истории Византийской с великим блеском

и могуществом, дают многочисленное войско в помощь Императору (который из

благодарности надел диадему Царскую на их Кагана или Хакана, именуя его

сыном своим); два раза входят с ним в Персию, нападают на Угров, Болгаров,

ослабленных разделом сыновей Кувратовых, и покоряют всю землю от устья Волги

до морей Азовского и Черного, Фанагорию, Воспор и большую часть Тавриды,

называемой потом несколько веков Козариею. Слабая Греция не смела отражать

новых завоевателей: ее Цари искали убежища в их станах, дружбы и родства с

Каганами; в знак своего к ним почтения украшались в некоторые торжества

одеждою Козарскою и стражу свою составили из сих храбрых Азиатцев.

Империя в самом деле могла хвалиться их дружбою; но, оставляя в покое

Константинополь, они свирепствовали в Армении, Иверии, Мидии; вели

кровопролитные войны с Аравитянами, тогда уже могущественными, и несколько

раз побеждали их знаменитых Калифов.

Рассеянные племена Славянские не могли противиться такому неприятелю,

когда он силу оружия своего в исходе VII века, или уже в VIII, обратил к

берегам Днепра и самой Оки. Жители Киевские, Северяне, Радимичи и Вятичи

признали над собой власть Каганову. "Киевляне, - пишет Нестор, - дали своим

завоевателям по мечу с дыма и мудрые старцы Козарские в горестном

предчувствии сказали: Мы будем данниками сих людей: ибо мечи их остры с

обеих сторон, а наши сабли имеют одно лезвие". Басня, изобретенная уже в

счастливые времена оружия Российского, в Х или XI веке! По крайней мере

завоеватели не удовольствовались мечами, но обложили Славян иною данию и

брали, как говорит сам Летописец, "по белке с дома": налог весьма

естественный в землях Северных, где теплая одежда бывает одною из главных

потребностей человека и где промышленность людей ограничивалась только

необходимым для жизни. Славяне, долго грабив за Дунаем владения Греческие,

знали цену золота и серебра; но сии металлы еще не были в народном

употреблении между ими. Козары искали золота в Азии и получали его в дар от

Императоров; в России же, богатой единственно дикими произведениями натуры,

довольствовались подданством жителей и добычею их звериной ловли. Иго сих

завоевателей, кажется, не угнетало Славян: по крайней мере Летописец наш,

изобразив бедствия, претерпенные народом его от жестокости Обров, не говорит

ничего подобного о Козарах. Все доказывает, что они имели уже обычаи

гражданские. Ханы их жили издавна в Балангиаре, или Ателе (богатой и

многолюдной столице, основанной близ Волжского устья Хозроем, Царем

Персидским), а после в знаменитой купечеством Тавриде. Гунны и другие

Азиатские варвары любили только разрушать города: но Козары требовали

искусных зодчих от Греческого Императора Феофила и построили на берегу Дона,

в нынешней земле Козаков, крепость Саркел для защиты владений своих от

набега кочующих народов; вероятно, что Каганово городище близ Харькова и

другие, называемые Козарскими, близ Воронежа, суть также памятники их

древних, хотя и неизвестных нам городов. Быв сперва идолопоклонники, они в

осьмом столетии приняли Веру Иудейскую, а в 858 [году] Христианскую...

Ужасая Монархов Персидских, самых грозных Калифов и покровительствуя

Императоров Греческих, Козары не могли предвидеть, что Славяне, порабощенные

ими без всякого кровопролития, испровергнут их сильную Державу.

Но могущество наших предков на Юге долженствовало быть следствием

подданства их на Севере. Козары не властвовали в России далее Оки:

Новогородцы, Кривичи были свободны до 850 года. Тогда - заметим сие первое

хронологическое показание в Несторе - какие-то смелые и храбрые завоеватели,

именуемые в наших летописях Варягами, пришли из-за Балтийского моря и

наложили дань на Чудь, Славян Ильменских, Кривичей, Мерю, и хотя были чрез

два года изгнаны ими, но Славяне, утомленные внутренними раздорами, в 862

году снова призвали к себе трех братьев Варяжских, от племени Русского,

которые сделались первыми Властителями в нашем древнем отечестве и по

которым оно стало именоваться Русью. - Сие происшествие важное, служащее

основанием Истории и величия России, требует от нас особенного внимания и

рассмотрения всех обстоятельств.

Прежде всего решим вопрос: кого именует Нестор Варягами? Мы знаем, что

Балтийское море издревле называлось в России Варяжским: кто же в сие время -

то есть в IX веке - господствовал на водах его? Скандинавы, или жители трех

Королевств: Дании, Норвегии и Швеции, единоплеменные с Готфами. Они, под

общим именем Норманов или Северных людей, громили тогда Европу. Еще Тацит

упоминает о мореходстве Свеонов или Шведов; еще в шестом веке Датчане

приплывали к берегам Галлии: в конце осьмого слава их уже везде гремела, и

флаги Скандинавские, развеваясь пред глазами Карла Великого, смиряли

гордость сего Монарха, который с досадою видел, что Норманы презирают власть

и силу его. В девятом веке они грабили Шотландию, Англию, Францию,

Андалузию, Италию; утвердились в Ирландии и построили там города, которые

доныне существуют; в 911 году овладели Нормандиею; наконец, основали

Королевство Неаполитанское и под начальством храброго Вильгельма в 1066 году

покорили Англию. Мы уже говорили о древнем их плавании вокруг Норд-Капа, или

Северного мыса: нет, кажется, сомнения, что они за 500 лет до Колумба

открыли полунощную Америку и торговали с ее жителями. Предпринимая такие

отдаленные путешествия и завоевания, могли ли Норманы оставить в покое

страны ближайшие: Эстонию, Финляндию и Россию? Нельзя, конечно, верить

Датскому Историку Саксону Грамматику, именующему Государей, которые будто бы

царствовали в нашем отечестве прежде Рождества Христова и вступали в

родственные союзы с Королями Скандинавскими: ибо Саксон не имел никаких

исторических памятников для описания сей глубокой древности и заменял оные

вымыслами своего воображения; нельзя также верить и баснословным Исландским

повестям, сочиненным, как мы уже заметили, в новейшие времена и нередко

упоминающим о древней России, которая называется в них Острагардом,

Гардарикиею, Гольмгардом и Грециею: но Рунические камни, находимые в Швеции,

Норвегии, Дании и гораздо древнейшие Христианства, введенного в Скандинавии

около десятого века, доказывают своими надписями (в коих именуется Girkia,

Grikia или Россия), что Норманы давно имели с нею сообщение. А как в то

время, когда, по известию Несторовой летописи, Варяги овладели странами

Чуди, Славян, Кривичей и Мери, не было на Севере другого народа, кроме

Скандинавов, столь отважного и сильного, чтобы завоевать всю обширную землю

от Балтийского моря до Ростова (жилища Мери), то мы уже с великою

вероятностию заключить можем, что Летописец наш разумеет их под именем

Но сия вероятность обращается в совершенное удостоверение, когда

прибавим к ней следующие обстоятельства:

1. Имена трех Князей Варяжских - Рюрика, Синеуса, Трувора - призванных

Славянами и Чудью, суть неоспоримо Норманские: так, в летописях Франкских

около 850 года - что достойно за- мечания - упоминается о трех Рориках: один

назван Вождем Датчан, другой Королем (Rex) Норманским, третий просто

Норманом; они воевали берега Фландрии, Эльбы и Рейна. В Саксоне Грамматике,

в Стурлезоне и в Исландских повестях, между именами Князей и Витязей

Скандинавских, находим Рурика, Рерика, Трувара, Трувра, Снио, Синия. - II.

Русские Славяне, будучи под владением Князей Варяжских, назывались в Европе

Норманами, что утверждено свидетельством Лиутпранда, Кремонского Епископа,

бывшего в десятом веке два раза Послом в Константинополе. "Руссов, говорит

он, именуем и Норманами". - III. Цари Греческие имели в первом-надесять веке

особенных телохранителей, которые назывались Варягами,

Βαραγγοι, а по-своему Waringar, и

состояли большею частию из Норманов. Слово Vaere, Vara есть древнее Готфское

и значит союз: толпы Скандинавских витязей, отправляясь в Россию и в Грецию

искать счастия, могли именовать себя Варягами в смысле союзников или

товарищей. Сие нарицательное имя обратилось в собственное, - IV. Константин

Багрянородный, царствовавший в Х веке, описывая соседственные с Империею

земли, говорит о порогах Днепровских и сообщает имена их на Славянском и

Русском языке. Русские имена кажутся Скандинавскими: по крайней мере не

могут быть изъяснены иначе. - V. Законы, данные Варяжскими Князьями нашему

Государству, весьма сходны с Норманскими.

Слова Тиун, Вира и прочие, которые находятся в Русской Правде, суть

древние Скандинавские или Немецкие (о чем будем говорить в своем месте). -

VI. Сам Нестор повествует, что Варяги живут на море Балтийском к западу, и

что они разных народов: Урмяне, Свис, Англяне, Готы. Первое имя в

особенности означает Норвежцев, второе - Шведов, а под Готами Нестор

разумеет жителей Шведской Готии.

Англяне же причислены им к Варягам для того, что они вместе с Норманами

составляли Варяжскую дружину в Константинополе. Итак, сказание нашего

собственного Летописца подтверждает истину, что Варяги его были Скандинавы.

Но сие общее имя Датчан, Норвежцев, Шведов не удовлетворяет любопытству

Историка: мы желаем знать, какой народ, в особенности называясь Русью, дал

отечеству нашему и первых Государей и само имя, уже в конце девятого века

страшное для Империи Греческой? Напрасно в древних летописях Скандинавских

будем искать объяснения: там нет ни слова о Рюрике и братьях его, призванных

властвовать над Славянами; однако ж Историки находят основательные причины

думать, что Несторовы Варяги-Русь обитали в Королевстве Шведском, где одна

приморская область издавна именуется Росскою, Ros-lagen. Жители ее могли в

VII, VIII или IX веке быть известны в землях соседственных под особенным

названием так же, как и Готландцы, коих Нестор всегда отличает от Шведов.

Финны, имея некогда с Рос-лагеном более сношения, нежели с прочими странами

Швеции, доныне именуют всех ее жителей Россами, Ротсами, Руотсами. - Сие

мнение основывается еще на любопытном свидетельстве историческом.

В Бертинских Летописях, изданных Дюшеном, между случаями 839 года

описывается следующее происшествие: "Греческий Император Феофил прислал

Послов к Императору Франков, Людовику Благонравному, и с ними людей, которые

называли себя Россами (Rhos), а Короля своего Хаканом (или Гаканом), и

приезжали в Константинополь для заключения дружественного союза с Империею.

Феофил в грамоте своей просил Людовика, чтобы он дал им способ безопасно

возвратиться в их отечество: ибо они ехали в Константинополь чрез земли

многих диких, варварских и свирепых народов:

для чего Феофил не хотел снова подвергнуть их таким опасностям.

Людовик, расспрашивая сих людей, узнал, что они принадлежат к народу

Шведскому". - Гакан был, конечно, одним из Владетелей Швеции, разделенной

тогда на маленькие области, и, сведав о славе Императора Греческого, вздумал

отправить к нему Послов.

Сообщим и другое мнение с его доказательствами. В Степенной Книге XVI

века и в некоторых новейших летописях сказано, что Рюрик с братьями вышел из

Пруссии, где издавна назывались Курский залив Русною, северный рукав Немана,

или Мемеля, Руссою, окрестности же их Порусьем. Варяги-Русь могли

переселиться туда из Скандинавии, из Швеции, из самого Рослагена, согласно с

известиям древнейших Летописцев Пруссии, уверяющих, что ее первобытные

жители, Ульмиганы или Ульмигеры, были в гражданском состоянии образованы

Латышами, они могли разуметь язык Славянский и тем удобнее примениться к

обычаям Славян Новогородских. Сим удовлетворительно изъясняется, отчего в

древнем Новегороде одна из многолюднейших улиц называлась Прусскою. Заметим

также свидетельство Географа Равенского: он жил в VII веке, и пишет, что

близ моря, где впадает в него река Висла, есть отечество Роксолан, думают,

наших Россов, коих владение могло простираться от Курского залива до устья

Вислы. - Вероятность остается вероятностию: по крайней мере знаем, что

какой-то народ Шведский в 839 году, следственно, еще до пришествия Князей

Варяжских в землю Новогородскую и Чудскую, именовался в Константинополе и в

Германии Россами.

Предложив ответ на вопросы: кто были Варяги вообще и Варяги-Русь в

особенности?

Скажем мнение свое о Несторовой хронологии. Не скоро Варяги могли

овладеть всею обширною страною от Балтийского моря до Ростова, где обитал

народ Меря; не скоро могли в ней утвердиться, так, чтобы обложить всех

жителей данию; не вдруг могли Чудь и Славяне соединиться для изгнания

завоевателей, и всего труднее вообразить, чтобы они, освободив себя от

рабства, немедленно захотели снова отдаться во власть чужеземцев: но

Летописец объявляет, что Варяги пришли от Балтийского моря в 859 году и что

в 862 [году] Варяг Рюрик и братья его уже княжили в России полунощной!..

Междоусобие и внутренние беспорядки открыли Славянам опасность и вред

народного правления; но не знав иного в течение многих столетий, ужели в

несколько месяцев они возненавидели его и единодушно уверились в пользе

Самодержавия? Для сего надлежало бы, кажется, перемениться обычаям и нравам;

надлежало бы иметь опытность долговременную в несчастиях: но обычаи и нравы

не могли перемениться в два года Варяжского правления, до которого они, по

словам Нестора, умели довольствоваться древними законами отцев своих. Что

вооружило их против Норманских завоевателей? Любовь к независимости - и

вдруг сей народ требует уже властителей?.. Историк должен по крайней мере

изъявить сомнение и признать вероятною мысль некоторых ученых мужей,

полагающих, что Норманы ранее 859 года брали дань с Чуди и Славян. Как

Нестор мог знать годы происшествий за 200 и более лет до своего времени?

Славяне, по его же известию, тогда еще не ведали употребления букв:

следственно, он не имел никаких письменных памятников для нашей древней

Истории и счисляет годы со времен Императора Михаила, как сам говорит, для

того, что Греческие Летописцы относят первое нашествие Россиян на

Константинополь к Михаилову Царствованию. Из сего едва ли не должно

заключить, что Нестор по одной догадке, по одному вероятному соображению с

известиями Византийскими, хронологически расположил начальные происшествия в

своей летописи. Самая краткость его в описании времен Рюриковых и следующих

заставляет думать, что он говорит о том единственно по изустным преданиям,

всегда немногословным. Тем достовернее сказание нашего Летописца в

рассуждении главных случаев: ибо сия краткость доказывает, что он не хотел

прибегать к вымыслам; но летосчисление делается сомнительным. При Дворе

Великих Князей, в их дружине отборной и в самом народе долженствовала

храниться память Варяжского завоевания и первых Государей России: но

вероятно ли, чтобы старцы и Бояре Княжеские, коих рассказы служили, может

быть, основанием нашей древнейшей летописи, умели с точностию определить год

каждого случая? Положим, что языческие Славяне, замечая лета какими-нибудь

знаками, имели верную хронологию:

одно ее соображение с хронологиею Византийскою, принятою ими вместе с

Христианством, не могло ли ввести нашего первого Летописца в ошибку? -

Впрочем, мы не можем заменить летосчисление Несторова другим вернейшим; не

можем ни решительно опровергнуть; ни исправить его, и для того, следуя оному

во всех случаях, начинаем Историю Государства Российского с 862 года.

Но прежде всего должно иметь понятие о древнем характере народа

Славянского вообще, чтобы История Славян Российских была для нас и яснее и

любопытнее.

Воспользуемся известиями современных Византийских и других, не менее

достоверных Летописцев, прибавив к ним сказания Несторовы о нравах предков

наших в особенности.

К середине и второй половине I тысячелетия н. э. относится формирование мощных славянских союзов племен, зарегистрированных «Повестью временных лет». Несколько таких союзов сложилось и на терри­тории Белоруссии. Крупнейшими из них были кривич-ский, дреговичский, радимичский и древлянский.


Карта расселения древнерусских племен.


Русский летописец дал этногеографию восточносла­вянских племен такой, какой она сложилась к IX в. Для территории Белоруссии это уже был итог боль­ших и длительных этнических передвижений и слож­ных взаимоотношений славянских племен с местным

Населением.

В археологии восточнославянских племен несом­ненный интерес представляет проблема установления этнических признаков, присущих отдельным племенам и определение на основании их картографирования

племенных территорий.

Попытки уточнения ареалов отдельных восточно­славянских племен были сделаны на основании сравни­тельно поздних археологических данных периода Ки­евской Руси. В это время племен как таковых уже не существовало, но отголоски былого племенного деле­ния достаточно отчетливо запечатлелись в материаль­ной культуре. В массе вещей и деталях погребальных обрядов были выявлены признаки, свойственные опре­деленным племенам.

Существование на территории летописных племен различающихся между собой в деталях, но совпадаю­щих хронологически локальных групп памятников позволяет выделить в составе этих «племен» те первич­ные и неизвестные из летописи "племена, которые в эпоху разложения первобытнообщинных отношении

объединились в большие союзы.

Одно из крупнейших восточнославянских племен - кривичи, согласно начальной летописи, занимали зем­ли в верховьях Волги, Двины и Днепра. В середине и во второй половине I тысячелетия н. э. на этой терри­тории, а также в отдельных районах Понеманья и За­падного Буга были распространены длинные и удли­ненные курганы, на смену которым в IX в. пришли круглые курганы с одиночными трупосожжениями.

Удлиненные курганы представляют собой невысо­кие в среднем до 1,5 м насыпи длиной до 20 м при ши­рине около 10 м. Под ними обычно на горизонте обна­руживаются трупосожжения, совершенные на стороне. Известны находки пережженных костей, сложенных в горшки. В одном из курганов у д. Хотенчицы были найдены пережженные кости коня, высыпанные в ям­ку под курганом и накрытые перевернутым сосудом }

Вверх