Библейский патриарх что родил исаака. Значение исаак, библейский патриарх в энциклопедии брокгауза и ефрона. Завоевание Америки в XV веке Русью-Ордой и Османией-Атаманией Библейский патриарх Ной - это Христофор Колумб

Исааку было тридцать семь лет, когда умерла его мать. Авраам посылает своего старшего раба Елиезера на родину в Месопотамию взять сыну Исааку жену. Было недопустимо, чтобы произошло смешение продолжателя избранного рода с потомками Хама — хананеями, которые населяли Палестину.

Женой Исаака стала его родственница Ревекка — внучка брата Авраама Нахора, сестра Лавана. Исаак и Ревекка жили в любви. Их брак упоминается в молитвах чинопоследования Таинства брака. Святитель Филарет Московский пишет: «Если Исаак есть образ Христа, то обручение Исаака с Ревеккой может быть образом обручения Христа с Церковью» (Записки. Ч. 2. С. 195).

У них двадцать лет не было детей. Когда Исааку исполнилось шестьдесят лет, Ревекка родила ему двух сыновей-близнецов. Еще во чреве матери братья стали биться, и Ревекка вопросила Господа, Который ей сказал: два племени во чреве твоем, и два различных народа произойдут из утробы твоей; один народ сделается сильнее другого, и больший будет служить меньшему (Быт 25, 23).

Первый вышедший младенец был красный и весь в волосах. Последнее определило имя его — Исав , что по-еврейски означает волосатый . Красный цвет кожи дал родившемуся и происшедшему от него народу другое имя — Едом.

Затем родился брат его, который рукою держался за пятку брата. Поэтому он был назван Иаков (от евр. акев — пятка). Он был человеком кротким. Любил жизнь сосредоточенную. Исав стал искусным звероловом. Отец любил Исава, а Ревекка — Иакова. Весьма точная психологическая подробность Библии. Сам кроткий и тихий, отец любил деятельного сына, который своей активностью как бы восполнял характер отца. Деятельная по своему характеру Ревекка любила своего нежного младшего сына.

Однажды Исав пришел с поля очень усталый и голодный. Он попросил у брата поесть красного , как сказано в тексте (Быт 25, 30). Воспользовавшись состоянием брата, Иаков просил продать ему первородство. Исав, видимо, был в крайней степени немощи, потому что сказал: вот, я умираю, что мне в этом первородстве? (Быт 25, 32). Иаков дал ему хлеба и кушанья из чечевицы.

Хотя право первородства было формально закреплено позже в законе Моисея, с глубокой древности существовала привилегия перворожденного. Первенцы были носителями и наследниками Божественных благословений и обетований. Но для восприятия их нужна была сильная вера . Ее-то у Исава не было, поэтому Бог попустил ему потерять первородство. Тем более что сам Исав им не дорожил. Когда Исаак состарился, у него сильно ослабло зрение. Он послал Исава за дичью, чтобы тот приготовил его любимое кушанье. После этого патриарх собирался благословить перед смертью своего старшего сына. Ревекка, слышавшая их беседу, сказала любимому сыну: принеси из стада двух козлят, и я приготовлю отцу твоему кушанье. Он поест и благословит тебя. На это Иаков ответил, что Исав косматый, а он гладкий, поэтому отец узнает его. Ревекка взяла богатые одежды Исава, надела на Иакова, а руки и шею обложила кожею козлят. Исаак ощутил запах от одежд Исава и благословил Иакова. Святитель Иоанн Златоуст оправдывает Ревекку и Иакова, видя здесь действие Божественного Промысла: «Не на то смотри, что сказанное Иаковом было ложь, но помысли о том, что Сам Бог все так устроил, желая привести в исполнение предречение» (Беседы на книгу Бытия. LIII).

Потомки Исава составили воинственный горный народ на юге Палестины, на горе Сеир. Из него произошел царь Ирод Старший, пытавшийся убить Богомладенца Иисуса.

(еврейск. ицхак - смех) - названный так вследствие особых обстоятельств его рождения (Быт. XVII, 17-19; XVIII, 12; XXI, 6). Это был сын престарелых Авраама и Сарры, сделавшийся носителем всех данных им обетований. Когда ему было 25 лет, Авраам получил повеление принесть его в жертву, и он с кротостью повиновался своему отцу: над ним был уже занесен жертвенный нож, но отклонен ангелом. Женат И. был на внуке своего месопотамского дяди Нахора, Ревекке, от которой имел двух сыновей - Исава и Иакова. Жизнь его прошла без всяких выдающихся событий (за исключением случая с благословением: см. Исав и Иаков), и он умер 180 лет от роду.

  • - Брусиловский, Исаак Казимирович, писатель, родился в 1866 г., за участие в студенческих беспорядках в Одесском университете был уволен и продолжал образование в Париже. В 1905 г. был арестован в Одессе и выслан...

    Биографический словарь

  • - патриарх Армении; жил около середины ХII в. Воспитанный в духе армянской церкви, И. убедился в правоте православия и написал два слова против заблуждений армян...
  • - названный так вследствие особых обстоятельств его рождения. Это был сын престарелых Авраама и Сарры, сделавшийся носителем всех данных им обетований...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - жил около середины XII в. Воспитанный в духе армянской церкви, И. убедился в правоте православия и написал два слова против заблуждений армян...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - 1) избран в 399 г., раньше был епископом Селевкии; ум. в 411 г. На собранном им в Селевкии соборе были установлены 22 канона для управления Восточной церковью...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - ...

    Формы слова

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - БИ́БЛИЯ, -и, ж. . Канонизированное собрание священных книг иудейской и христианской религий. Дохристианская часть Библии. Христианская часть Библии...

    Толковый словарь Ожегова

  • - БИБЛЕ́ЙСКИЙ, библейская, библейское. прил. к библия. Библейский текст. Библейская легенда...

    Толковый словарь Ушакова

  • - библе́йский прил. 1. Относящийся к Библии, связанный с нею. 2. Свойственный Библии, характерный для неё. 3. Входящий в состав Библии. 4. Упоминаемый в Библии...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - библ"...

    Русский орфографический словарь

  • - Относящийся к Библии...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - прил., кол-во синонимов: 1 библейный...

    Словарь синонимов

"Исаак, библейский патриарх" в книгах

4. 6. Библейский патриарх Ной – это Новый Рим

Из книги Империя - I [с иллюстрациями] автора

4. 6. Библейский патриарх Ной – это Новый Рим Кстати, возникает вопрос: а кто такой Ной? Наша гипотеза – это имя Новый, то есть новый Рим. Например, английское слово «новый» пишется new, что звучит практически так же, как Ной. Поэтому, сыновья Ноя – это, видимо, просто сыновья

8. ЗАВОЕВАНИЕ АМЕРИКИ В XV ВЕКЕ ВОЙСКАМИ РУСИ-ОРДЫ И ОСМАНИИ-АТАМАНИИ. БИБЛЕЙСКИЙ ПАТРИАРХ НОЙ - ЭТО ХРИСТОФОР КОЛУМБ

Из книги Реконструкция всеобщей истории [только текст] автора Носовский Глеб Владимирович

8. ЗАВОЕВАНИЕ АМЕРИКИ В XV ВЕКЕ ВОЙСКАМИ РУСИ-ОРДЫ И ОСМАНИИ-АТАМАНИИ. БИБЛЕЙСКИЙ ПАТРИАРХ НОЙ - ЭТО ХРИСТОФОР КОЛУМБ 8.1. НАША РЕКОНСТРУКЦИЯ И ВВОДНЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ В библейской книге Бытие есть известный рассказ о всемирном потопе. Бог увидел, что люди на земле испортились и

18. Завоевание Америки в XV веке Русью-Ордой и Османией-Атаманией Библейский патриарх Ной - это Христофор Колумб

Из книги Как было на самом деле. Реконструкция подлинной истории автора Носовский Глеб Владимирович

46. Русская секта субботников считала, что библейская Ассирия, библейский Египет и библейский Вавилон - это средневековая Русь

Из книги Книга 2. Тайна русской истории [Новая хронология Руси. Татарский и арабский языки на Руси. Ярославль как Великий Новгород. Древняя английская истори автора Носовский Глеб Владимирович

46. Русская секта субботников считала, что библейская Ассирия, библейский Египет и библейский Вавилон - это средневековая Русь Настоящий раздел содержит наблюдения наших читателей, объясняемые нашей реконструкцией.В статье С. Дудакова «Иерусалимские заметки»,

18. Завоевание Америки в XV веке Русью-Ордой и Османией-Атаманией. Библейский патриарх Ной – это Христофор Колумб

Из книги автора

18. Завоевание Америки в XV веке Русью-Ордой и Османией-Атаманией. Библейский патриарх Ной – это Христофор Колумб В XV веке наступила вторая фаза завоевания. Военные флотилии Руси-Орды = Израиля и Османии=Атамании = Иудеи пересекли Атлантику и высадились в Америке. Это

5.6. Завоевание Америки в XV веке Русью-Ордой и Османией = Атаманией Библейский патриарх Ной - это Христофор Колумб

Из книги Книга 1. Западный миф [«Античный» Рим и «немецкие» Габсбурги - это отражения Русско-Ордынской истории XIV–XVII веков. Наследие Великой Империи в культ автора Носовский Глеб Владимирович

5.6. Завоевание Америки в XV веке Русью-Ордой и Османией = Атаманией Библейский патриарх Ной - это Христофор Колумб В XV веке наступил второй этап «монгольского» завоевания. Военные флотилии Руси-Орды = Израиля и Османии = Атамании = Иудеи пересекли Атлантику и высадились в

Глава 6 Завоевание Америки в XV веке войсками Руси-Орды и Османии = Атамании Библейский патриарх Ной - это Христофор Колумб Обычная Библия и Библия Мормонов

Из книги автора

Глава 6 Завоевание Америки в XV веке войсками Руси-Орды и Османии = Атамании Библейский патриарх Ной - это Христофор Колумб Обычная Библия и Библия Мормонов 1. Наша реконструкция и вводные замечания В библейской книге Бытие есть известный рассказ о всемирном потопе. Вот

12.4. Тит Манлий-отец и библейский Давид Тит Манлий-сын и библейский Авессалом Любовь, конфликт и гибель сына, «привязанного волосами к деревянному столбу»

Из книги автора

12.4. Тит Манлий-отец и библейский Давид Тит Манлий-сын и библейский Авессалом Любовь, конфликт и гибель сына, «привязанного волосами к деревянному столбу» Рассказ Тита Ливия о Второй Латинской войне и особенно сюжет о Тите Манлии-сыне близок к ветхозаветной истории войны

Патриарх Гермоген - Патриарх Филарет - Патриарх Никон

Из книги 100 великих россиян автора Рыжов Константин Владиславович

Патриарх Гермоген - Патриарх Филарет - Патриарх Никон Семнадцатый век в русской истории был временем напряженной религиозной жизни. Ни в одну другую эпоху Церковь не оказывала такого огромного влияния на политику государства, и никогда религиозные вопросы не

66. Раб же сказал Исааку все, что сделал. 67. И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по (Сарре,) матери своей

автора Лопухин Александр

66. Раб же сказал Исааку все, что сделал. 67. И ввел ее Исаак в шатер Сарры, матери своей, и взял Ревекку, и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее; и утешился Исаак в печали по (Сарре,) матери своей "И ввел ее Исаак в шатер… и она сделалась ему женою, и он возлюбил ее…" Вот

17. И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Геpapcкой, и поселился там. 18. И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама (отца его); и назвал их теми же именами, которыми назвал их (Авраам,) от

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

17. И Исаак удалился оттуда, и расположился шатрами в долине Геpapcкой, и поселился там. 18. И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама (отца его); и назвал их теми же именами, которыми

1. Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. 2. (Исаак) сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей;

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

1. Когда Исаак состарился и притупилось зрение глаз его, он призвал старшего сына своего Исава и сказал ему: сын мой! Тот сказал ему: вот я. 2. (Исаак) сказал: вот, я состарился; не знаю дня смерти моей; О потере Исааком зрения говорится потому, что именно слепота Исаака

20. И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу. 21. И сказал Исаак Иакову: подойди (ко мне), я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? 22. Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, го

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

20. И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашел ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу. 21. И сказал Исаак Иакову: подойди (ко мне), я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? 22. Иаков подошел к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и

27. И пришел Иаков к Исааку, отцу своему, (ибо он был еще жив,) в Мамре, в Кириаф-Арбу, то есть Хеврон (в земле Ханаанской,) где странствовал Авраам и Исаак. 28. И было дней (жизни) Исааковой сто восемьдесят лет. 29. И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар и насыщен жи

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

27. И пришел Иаков к Исааку, отцу своему, (ибо он был еще жив,) в Мамре, в Кириаф-Арбу, то есть Хеврон (в земле Ханаанской,) где странствовал Авраам и Исаак. 28. И было дней (жизни) Исааковой сто восемьдесят лет. 29. И испустил Исаак дух и умер, и приложился к народу своему, будучи стар

Глава восьмая Почему считается праведником библейский патриарх Исаак (Бытие, XXIV–XXVI)

Из книги Библия для верующих и неверующих автора Ярославский Емельян Михайлович

Глава восьмая Почему считается праведником библейский патриарх Исаак (Бытие, XXIV–XXVI) О детстве Исаака библия рассказывает только историю о том, как папаша чуть было его не зарезал для того, чтобы зажарить своему богу. Затем идет очень большой пропуск в биографии

Исаак, библейский патриарх (еврейск . ицхак - смех) - библейский патриарх, названный так вследствие особых обстоятельств его рождения (Быт. XVII, 17-19; XVIII, 12; XXI, 6). Это был сын престарелых Авраама и Сарры, сделавшийся носителем всех данных им обетований.

Когда ему было 25 лет, Авраам получил повеление принесть его в жертву, и он с кротостью повиновался своему отцу: над ним был уже занесен жертвенный нож, но отклонен ангелом. Женат И. был на внуке своего месопотамского дяди Нахора, Ревекке, от которой имел двух сыновей - Исава и Иакова.

  • Бем Людвиг (музыкант) - Бем Людвиг (музыкант) - род. в 1825 г. в Петербурге. В 1840 г. поступил в Венскую консерваторию, в которой обучался игре на скрипке у своего дяди, Иос. Бема. По возвращении в Петербург был определен н...
  • Благовещенский П. - Благовещенский П. - вместе с Ф. Яцкевичем издал довольно тщательно составленный "Библейский биографический словарь" (СПб., 1849).
  • Борил - Борил - племянник болгарского царя Асеня I; после смерти дяди, Б. принудил бежать на Русь своих двоюродных братьев Ивана Асеня и Александра, которые были законными наследниками болгарского престола, и...
  • Бранков Вук Змей - Бранков Вук Змей - внук Георгия, знаменитый воин своего времени, стал сербским деспотом после бегства в Венгрию своего дяди Стефана Георгиевича в 1471; он так мужественно защищал Сербию от нападения т...
  • Брюлловы - Брюлловы или Брюлло (Brulleau) - даровитый род русских художников. Предки Б. жили в XVII в. во Франции и, будучи протестантами, терпели большие применения от духовенства, отчего и переселились в Люнеб...
  • Бургав-Каау, Авраам - Бургав-Каау, Авраам (Kaau-Boerhaave) - профессор анатомии и физиологии петербургской академии наук, меньшой брат Германа Каау-Б.; родился в 1715 году в Гааге. Медицинское образование получил в Лейдене...
  • Нектарий, патриарх константинопольский - Нектарий, патриарх константинопольский (381-397) - не обладал ни мудростью, ни красноречием своего предшественника Григория Богослова, но отличался благочестием и мягкостью нрава. От Н. сохранилось "С...
  • Иоанн V, португальский король - Иоанн V, португальский король (1706-50) - король португальский, внук И. IV, сын Педро II; род. в 1689 г.; в качестве союзника императора и Англии сражался с Францией в войне за испанское наследство; в...
  • Иоанн, короли Арагонии - Иоанн, короли Арагонии Иоанн I (1387-1395) - известен как покровитель провансальских трубадуров, основавший в Барселоне подобие тулузских jeux floraux (см. соотв. статью); народом был нелюбим за жесто...
  • Иосиф I, патриарх константинопольский - Иосиф I, патриарх константинопольский - патриарх константинопольский; избран в 1267 г. Когда император Михаил Палеолог захотел соединить греческую и римскую церкви, И. всячески старался удержать его о...
  • Иосиф II, патриарх константинопольский - Иосиф II, патриарх константинопольский - патриарх константинопольский, раньше митрополит ефесский, избран в 1416 г. и стремился к воссоединению церквей. Вместе с имп. Иоанном он посетил флорентийский...
  • Исаак, патриарх Армении - Исаак, патриарх Армении - патриарх (католикос) Армении; жил около середины ХII в. Воспитанный в духе армянской церкви, И. убедился в правоте православия и написал два слова (" ") против заблуждений ар...
  • Исаак, сирийские патриархи - Исаак, сирийские патриархи - 1) патриарх сирийских христиан, избран в 399 г., раньше был епископом Селевкии; умер в 411 г. На собранном им в Селевкии соборе были установлены 22 канона (правила) для уп...
  • Исакия - Исакия - политическая и религиозная партия, главы которой не раз были светскими владыками в городах Вост. Туркестана. Иначе она еще называлась "черногорской" (см. Вали-Исаак-ходжа).

Долго не имел детей от законной жены Сары. Но когда Аврааму было уже почти сто лет, Бог возвестил ему, что у него и 90-летней Сары скоро родится сын. Ни он, ни она не поверили этому – даже когда в их шатер зашли три таинственных странника (ангелы Божьи) и предсказали, что через год они будут держать на руках своего сына. Однако год спустя Сара родила мальчика, которому дали имя Исаак (Ицхак), означающее по-древнееврейски: «будет смеяться».

Ещё раньше у Авраама родился побочный сын Исмаил, от египетской рабыни Агари. Поначалу Исаак и Исмаил воспитывались как равные. Но Саре не нравилось, что её сына ставят рядом с сыном рабыни. Она настояла, чтобы Авраам выгнал Исмаила и Агарь из дому. Агари пришлось забрать своё дитя и идти с ним в пустыню . Они едва не погибли там от голода и жажда, но были спасены посланником Бога. Согласно легенде Библии, Исмаил стал родоначальником народа арабов.

Жертвоприношение Исаака

Авраам был горячо предан вере в единого Бога. Однажды Бог захотел испытать Авраама и приказал, чтобы он принёс ему Исаака в жертву . На следующее утро Авраам повёл сына к горе Мориа, не говоря зачем. Там он приготовил костёр для жертвоприношения. Исаак дивился, что дрова уже разложены, и огонь разведён, но овцы для жертвы нет. Однако Авраам положил на жертвенник его самого и уже взял в руку нож, как вдруг услышал голос с неба: «Авраам, не трогай мальчика. Теперь Я знаю, как сильно ты почитаешь Меня, раз не пожалел ради Меня даже единственного сына». Обрадованный Авраам тут же снял Исаака с костра.

Жертвоприношение Исаака. Художник Тициан, 1542-1544

Женитьба Исаака на Ревекке

После смерти Сары Авраам стал думать о выборе жены для Исаака. Позвав своего верного раба и домоправителя Элиезера, он велел, чтобы он шёл искать достойную девушку на древней родине еврейского племени, в Месопотамии. Элиезер взял десять верблюдов, наложил на них много всякого добра и отправился в путь. Вскоре он добрался до города, где жили родственники Авраама со стороны брата его Нахора.

Элиезер остановился за городом, у колодца. Тем временем городские девушки вышли к колодцу за водою. Элиезер решил: если я попрошу у одной из них напиться и она напоит не только меня, но и моих верблюдов, – то я буду знать, что Бог назначил ее в жены Исааку. Вдруг пред ним появилась молодая девушка, с кувшином на плече. Она наполнила из колодца кувшин и хотела уходить. Элиезер побежал к ней и сказал: дай мне напиться из твоего кувшина. Девушка дала Элиезеру воды и сказала: теперь стану черпать и для твоих верблюдов – и стала поить тех. С умилением смотрел верный слуга на добрую девушку. Когда она напоила всех верблюдов, он дал ей золотую серьгу и два кольца, спросив: чья ты дочь, и есть ли в доме твоего отца место нам для ночлега? Девушка отвечала, что она – Ревекка, дочь Бетуила и внучка Нахора, и что в их доме есть место и достаточно корму для скота.

Ребекка у колодца. Художник Н. Пуссен, ок. 1648

Она побежала домой и рассказала своей матери обо всем случившемся. Брат Ревекки, Лаван, вышел к Элиезеру и привел его в дом родителей. Тронутый гостеприимством, Элиезер рассказал родителям и брату Ревекки о цели своего приезда и объявил, что сам Бог судил Ревекке быть женою Исаака. Бетуил и Лаван отвечали: возьми Ревекку, и пусть она будет женою сына господина твоего. Элиезер вынул серебряные и золотые вещи и одежды и дал невесте, ее матери и брату. На другое утро родители благословили Ревекку и отпустили ее с Элиезером в Ханаан. Подъезжая к шатрам Авраама, Элиезер и Ревекка встретили в поле Исаака. Он ввел девушку в шатер своих родителей, и она стала его женой.

Сыновья Исаака – Иаков и Исав

Авраам умер в возрасте 175 лет, и после его кончины старейшиной (патриархом) евреев стал Исаак. Как и отец, он жил на юге Ханаана (Палестины), занимаясь скотоводством и земледелием. От Ревекки Исаак имел двух сыновей-близнецов. Первого звали Исавом, а второго Иаковом (Яковом). Они сильно разнились друг от друга наклонностями. Исав любил охотиться на зверей и был «человек степной», а Иаков любил мирную пастушескую жизнь и был «человек шатра».

Однажды Исав вернулся с охоты, усталый и голодный. Увидев у Иакова похлебку из чечевицы, он попросил поесть. Иаков сказал: уступи мне за это свое старшинство (Исав был старшим братом и должен был после смерти отца стать начальником семьи). Исав сказал: я умираю с голоду, на что мне старшинство? Иаков накормил брата, а Исав и не жалел, что продал право старшинства за чечевичную похлебку. Но Исаак продолжал обращаться с Исавом, как со старшим сыном. Исав приносил с охоты свежую дичь и подносил отцу. Он был любимцем Исаака, а скромный Иаков был любимцем своей матери, Ревекки.

Когда Исаак состарился и почти ослеп, он призвал Исава и сказал ему: «Сын мой, я скоро умру; возьми же свое оружие, иди в поле, налови мне дичи и приготовь из нее мое любимое кушанье; тогда я благословлю тебя перед смертью». Ревекка, услышав это, забеспокоилась, что родительское благословение достанется Исаву, а не ее любимцу, Иакову. Она посоветовала Иакову хитростью получить у отца благословение раньше брата. Иаков принес из стада пару козлят, из мяса которых Ревекка изготовила любимое кушанье старика. Она одела Иакова в охотничье платье Исава, наложила ему на руки и на шею шкуры козлят и велела нести кушанье отцу. Иаков пришел к отцу и сказал: «Вот я – Исав, твой старший сын; я сделал, что ты велел мне; теперь покушай и благослови меня». Слепой Исаак ощупал сына и с удивлением сказал: голос твой похож на голос Иакова, а руки твои косматые, как у Исава. Но старец поверил, что перед ним Исав, и благословил сына: «Пусть даст тебе Бог изобилие хлеба и вина, пусть служат тебе народы, и будешь ты господином над братьями твоими».

Как только Иаков вышел, вернулся с охоты Исав, приготовил кушанье из дичи и принес отцу. Исаак спросил: кто же прежде был здесь и принял от меня благословение? Исав понял, что брат опередил его, и в отчаянии воскликнул: «Отец мой, благослови и меня!» Но отвечал Исаак: «Я уже благословил Иакова, чтобы он был господином над братьями своими; тебе же я пожелаю, чтобы ты защищался мечом, и если власть брата будет тяжела, ты силою сбросишь с себя его иго».

Исаак благославляет Иакова. Мозаика из собора. Мозаика собора в Монреале, Италия, 1180-е гг.

С тех пор Исав возненавидел Иакова и задумал убить его, как только отец умрет. Узнав о замысле Исава, Ревекка сказала Иакову: «Беги к моему брату Лавану, в Месопотамию, и поживи у него, пока не утихнет гнев брата твоего». Исаак тоже советовал Иакову идти к Лавану, и там найти себе жену.

Иаков отправился в дальний путь. В Месопотамии он был хорошо принят Лаваном и женился на его дочерях, Рахили и Лии. Лаван дал Иакову часть своих стад, тот разбогател и вернулся на родину. Там он примирился с Исавом и поселился близ своего отца, жившего в Хевроне.

По словам Библии, Исаак умер в возрасте 180 лет. Он и Ревекка были похоронены в пещере Махпела, близ Хеврона, в семейной гробнице его отца, Авраама. После смерти Исаака старейшиной и начальником еврейского племени (патриархом) стал Иаков.

(Бытие, XXIV–XXVI)

О детстве Исаака библия рассказывает только историю о том, как папаша чуть было его не зарезал для того, чтобы зажарить своему богу. Затем идет очень большой пропуск в биографии (жизнеописании) этого патриарха, приблизительно в тридцать лет, и затем библия рассказывает о том, как папаша Исаака посылал свата, одного из своих рабов, чтобы взять ему жену из родственного племени. Чтобы успешнее выполнить сватовство, сватушка взял подарки, «калым » за невесту: 10 верблюдов и украшения из драгоценных металлов. А дальше рассказывается романическая история о том, как этот самый раб загадывал: ежели выйдет девица, напоит из кувшина раба и верблюдов, тогда он и возьмет ее в жены своему молодому господину (а этому «молодому господину» было 40 лет, - глава XXV, стих 20). Как выбирал раб жену своему господину? Во-первых, нужно было выбрать из родственного племени, во-вторых, покорную, в-третьих, работящую. Невеста эта вряд ли польстилась бы на рассказы о святости Исаака.

Сватовство начинается с того, что преподносятся дорогие подарки:

«Когда верблюды перестали пить, тогда человек тот взял золотую серьгу, весом полсикля, и два запястья на руки ей, весом в десять сиклей золота » (какая точная бухгалтерия!)(XXIV, 22).

Родители Ревекки, должно быть, тоже были падки на золото. Брат Ревекки, Лаван, «когда он увидел серьгу и запястья на руках у сестры своей», принял очень радушно свата. Но без богатого калыма в те далекие времена нельзя было получить невесту хотя бы даже и самому «святому» патриарху Исааку. Поэтому:

«Вынул раб серебряные вещи и золотые вещи и одежды и дал Ревекке; также и брату ее и матери богатые подарки. И ели и пили он и люди, бывшие с ним, и переночевали» (Бытие, XXIV, 53–54).

Так за золото и серебро и за подарки богатый библейский скотовод Авраам купил своему сыну Ревекку.

Затем библия рассказывает про рождение двух близнецов Иакова и Исава. Исав - зверолов, человек полей, а Иаков - маменькин сыночек, живущий в шатрах. Нет никакого сомнения в том, что в рассказе об Иакове и Исаве, как и в рассказе о Каине и Авеле, отразилась борьба различных племен и различных культур: рассказ напоминает переход от охотничьего периода к скотоводческому , и библейский писатель простодушно рассказывает:

«Исаак любил Исава, потому что дичь его была по вкусу его (значит, просто был любитель дичины, объедала, лакомка. - Ем. Я. ), а Ревекка любила Иакова» (XXV, 28).

«И сварил Иаков кушанье; а Исав пришел с поля усталый, и сказал Исав Иакову: дай мне поесть красного этого, ибо я устал… Но Иаков сказал: Продай мне теперь же свое первородство. Исав сказал: Вот я умираю; что мне в этом первородстве? Иаков сказал: поклянись мне теперь же. Он поклялся ему и продал первородство свое Иакову. И дал Иаков Исаву хлеба и кушанья из чечевицы, и он ел и пил, и встал, и пошел; и пренебрег Исав первородством» (Бытие, XXV, 29–34).



Вот и весь рассказ. При патриархальном строе старший в роде, наследующий большую часть имущества, конечно, имеет превосходство. А батюшки всякие в школах на уроках закона божия обыкновенно увлекались, расписывая добродетель Иакова и пустоту Исава: вот, дескать, какой был человек - за чечевичную похлебку продал свое первородство!

Но попробуйте поставить этого самого Иакова за образец - и что получится? Получится эксплуататорская, кулацкая, ростовщическая мораль: ежели к тебе придет голодный и усталый человек и попросит у тебя есть, то ты его прижми хорошенько и обяжи его заплатить тебе дорогой ценою за ту чечевичную похлебку, которую ты ему даешь, хотя бы это был брат твой.

Следующая глава (XXVI) буквально повторяет рассказ о том, как Исаак, подобно своему папаше, не прочь был спекульнуть своей женой:

«Исаак поселился в Гераре. Жители места того спросили о (Ревекке) жене его, и он сказал: «это сестра моя», потому что боялся сказать: «жена моя», чтобы не убили меня, думал он, жители места сего за Ревекку, потому что она прекрасна видом. Но, когда уже много времени он там прожил, Авимелех, царь филистимский, посмотрев в окно, увидел, что Исаак играет с Ревеккою, женою своею, и призвал Авимелех Исаака и сказал: вот это жена твоя, как же ты сказал: она сестра моя? Исаак сказал ему: потому что я думал, не умереть бы мне ради ее (какое благородство, какая храбрость! - Ем. Я. ). Но Авимелех сказал: Что это ты сделал с нами? Едва один из народа не совокупился с женою твоей , и ты ввел бы нас в грех» (XXVI, 6–10).

Значит, праматерь Ревекка не согрешила только потому, что не успела.

Если вы спросите: а что же еще такого великого совершил этот самый Исаак, кроме того, что породил двух сыновей и чуть было не продал свою жену, то из библии вы ничего особенного не узнаете, кроме того, что его рабы выкопали несколько колодцев, а он сам устроил несколько жертвенников и несколько раз во сне разговаривал с богом.

Заканчивается это замечательное жизнеописание (биография) рассказом о том, как сынок праотца Исаака, будущий патриарх Иаков, и его верная супруга Ревекка форменным образом надули умирающего старика, воспользовались его слепотою и заставили его благословить Иакова, как старшего. Попы очень любили рассказывать, а дети - слушать про маскарад, который Ревекка устроила своему любимчику, как она выворачивала козлиные шкуры и покрывала ими тело «маменькина сына» Иакова. Удивительно ли, что этого плута, жулика Исав хотел просто-напросто убить? Иаков только бегством спасся от его гнева.

Я добросовестно пересказал все, что в библии написано про Исаака. За что же попы и раввины выдают его за святого праотца, в чем его святость, в каком отношении может он служить примером?

Мы изгнали из школ рассказы об этих святых праотцах. Темные люди жалеют об этом: как же, закон божий отменили! Пусть подумают, какой смысл, какая польза от того, что дети в школах тратили свои молодые годы на то, чтобы заучивать, запоминать, рассказывать этакие побасенки!

Глава девятая



Вверх