Беспилотник: обзор российских и зарубежных беспилотных летательных аппаратов (бпла). Современные боевые дроны и их возможности Военные беспилотники

Робот не может причинить человеку вред или своим бездействием допустить, чтобы человеку был причинен вред.
- А. Азимов, Три закона роботехники

Айзек Азимов ошибался. Совсем скоро электронный «глаз» возьмет человека на прицел, а микросхема бесстрастно прикажет: “Огонь на поражение!”

Робот сильнее пилота из плоти и крови. Десять, двадцать, тридцать часов непрерывного полета - он демонстрирует неизменную бодрость и готов к продолжению миссии. Даже когда перегрузки достигнут страшных 10 «же», наполняя тело свинцовой болью, цифровой дьявол сохранит ясность сознания, продолжая невозмутимо счислять курс и следить за противником.

Цифровому мозгу не требуется обучение и регулярные тренировки для поддержания квалификации. Математические модели и алгоритмы поведения в воздухе навечно загружены в память машины. Простояв десятилетие в ангаре, робот в любой момент вернется в небо, взяв штурвал в свои крепкие и умелые «руки».

Их час еще не пробил. В вооруженных силах США (лидера в данной области техники) беспилотники составляют треть парка всех находящихся в эксплуатации летательных аппаратов. При этом лишь 1% БПЛА способны применять .

Увы, даже этого хватает с избытком, чтобы посеять ужас на тех территориях, что отданы под охотугодья для этих безжалостных стальных птиц.

5 место - General Atomics MQ-9 Reaper (“Жатка”)

Разведывательно-ударный БПЛА с макс. взлетной массой около 5 тонн.

Продолжительность полета: 24 часа.
Скорость: до 400 км/ч.
Потолок: 13 000 метров.
Двигатель: турбовинтовой, 900 л.с.
Полный запас топлива: 1300 кг.

Вооружение: до четырех ракет “Хэллфайр” и две 500-фунтовые управляемые бомбы JDAM.

Бортовое радиоэлектронное оборудование: радиолокатор AN/APY-8 с режимом картографирования (под носовым обтекателем), электронно-оптическая прицельная станция MTS-B (в сферическом модуле) для работы в видимом и ИК-диапазонах, со встроенным целеуказателем для подсветки целей для боеприпасов с полуактивным лазерным наведением.

Стоимость: 16,9 млн. долл.

К настоящему времени построено 163 БПЛА “Рипер”.

Наиболее громкий случай боевого применения: в апреле 2010 в Афганистане ударом БПЛА MQ-9 “Рипер” был убит третий человек в руководстве «Аль-Каиды» Мустафа Абу Язид, известный как Шейх аль-Масри.

4 место - Interstate TDR-1

Беспилотный бомбардировщик-торпедоносец.

Макс. взлетный вес: 2,7 тонны.
Двигатели: 2 х 220 л.с.
Крейсерская скорость: 225 км/ч,
Дальность полета: 680 км,
Боевая нагрузка: 2000 фн. (907 кг).
Построено: 162 ед.

«Помню охватившее меня возбуждение, когда экран зарябил и покрылся многочисленными точками - мне показалось, что система телеуправления дала сбой. Через мгновение я понял, это стреляют зенитки! Скорректировав полет дрона, я направил его прямо в середину корабля. В последнюю секунду перед моим взором мелькнула палуба - настолько близко, что я мог разглядеть детали. Внезапно экран превратился в серый статичный фон… Очевидно, взрыв убил всех находившихся на борту».


- Первый боевой вылет 27 сентября 1944 г.

“Проект Опцион” предусматривал создание беспилотных торпедоносцев для уничтожения японского флота. В апреле 1942 года состоялось первое испытание системы - «беспилотник», дистанционно управляемый с борта летящего в 50 км самолета, вышел в атаку на эсминец «Уорд». Сброшенная торпеда прошла точно под килем эсминца.


Взлет TDR-1 с палубы авианесущего корабля

Ободренные успехом, руководство флота рассчитывало к 1943 году сформировать 18 ударных эскадрилий в составе 1000 БПЛА и 162 командных “Эвенджеров”. Однако японский флот вскоре был разгромлен обычными самолетами, и программа потеряла приоритет.

Главным секретом TDR-1 была малогабаритная видеокамера конструкции Владимира Зворыкина. При весе 44 кг она обладала возможностью передачи изображения по радиоканалу с частотой 40 кадров в сек.

“Проект Опцион” потрясает своей смелостью и ранним появлением, но у нас впереди еще 3 удивительные машины:

3 место - RQ-4 “Глобал Хок”

Беспилотный самолет-разведчик с макс. взлетной массой 14,6 тонны.

Продолжительность полета: 32 часа.
Макс. скорость: 620 км/ч.
Потолок: 18 200 метров.
Двигатель: турбореактивной с тягой 3 тонны,
Дальность полета: 22 000 км.
Стоимость: 131 млн. долл (без учета затрат на его разработку).
Построено: 42 единицы.

Беспилотник оснащен комплектом разведывательного оборудования HISAR, подобным тому, что ставится на современные разведчики U-2. HISAR включает в себя РЛС с синтезированной апертурой, оптическую и тепловую камеры, а также спутниковый канал передачи данных со скоростью 50 Мбит/сек. Возможна установка дополнительного оборудования для ведения радиотехнической разведки.

Каждый БПЛА имеет комплекс защитных средств, включающий станции предупреждения о лазерном и радарном облучении, а также буксируемую ловушку ALE-50 для отвода выпущенных по нему ракет.


Лесные пожары в Калифорнии, снятые разведчиком "Глобал Хок"

Достойный преемник разведчика U-2, парящий в стратосфере, распластав свои огромные крылья. Среди рекордов RQ-4 полеты на большое расстояние (перелет из США в Австралию, 2001 г.), самое продолжительный полет среди всех БПЛА (33 часа в воздухе, 2008 г.), демонстрация дозаправки беспилотника беспилотником (2012 год). К 2013 году суммарный налет RQ-4 превысил 100 000 часов.

На базе “Глобал Хока” создан беспилотник MQ-4 “Тритон”. Морской разведчик с новым радаром, способный обследовать за сутки 7 млн. кв. километров океана.

“Глобал Хок” не несет ударного вооружения, но заслуженно попадает в список самых опасных дронов, за то что слишком много знает.

2 место - X-47B “Пегас”

Малозаметный разведывательно-ударный БПЛА с макс. взлетной массой 20 тонн.

Крейсерская скорость: 0,9 Маха.
Потолок:12 000 метров.
Двигатель: от истребителя F-16, тяга 8 тонн.
Дальность полета: 3900 км.
Стоимость: 900 млн. долл. на научно-исследовательские работы по программе X-47.
Построено: 2 концепт-демонстратора.
Вооружение: два внутренних бомботсека, боевая нагрузка 2 тонны.

Харизматичный беспилотник, построенный по схеме “утка”, но без использования ПГО, роль которого выполняет сам несущий фюзеляж, выполненный по технологии “стелс” и имеющий отрицательный угол установки по отношению к воздушному потоку. Для закрепления эффекта нижняя часть фюзеляжа в носовой части имеет форму, подобную спускаемым аппаратам космических кораблей.

Год назад X-47B повеселил публику своими полетами с палуб авианосцев. Сейчас этот этап программы близится к завершению. В перспективе - появление еще более грозного дрона X-47C с боевой нагрузкой свыше четырех тонн.

1 место - “Таранис”

Концепт малозаметного ударного БПЛА от британской компании BAE Systems.

О самом дроне известно немного:
Дозвуковая скорость.
Технология “стелс”.
Турбореактивный двигатель с тягой 4 тонны.
Облик, напоминающий российский экспериментальный БПЛА “Скат”.
Два внутренних отсека вооружений.

Что же такого ужасного в этом “Таранисе”?

Целью программы является отработка технологий для создания автономного малозаметного ударного дрона, который позволит наносить высокоточные удары по наземным целям на большой дальности и автоматически уклоняться от средств поражения противника.

До этого споры о возможном “глушении связи” и “перехвате управления” вызывали лишь сарказм. Теперь они полностью утратили смысл: “Таранис”, в принципе, не готов к общению. Он глух ко всем просьбам и мольбам. Робот равнодушно ищет того, чей облик попадает под описание врага.


Цикл летных испытаний на австралийском полигоне Вумера, 2013 г.

“Таранис” - всего лишь начало пути. На его базе планируется создание беспилотного бомбардировщика-штурмовика с межконтинентальной дальностью полета. Кроме того, появление полностью автономных дронов откроет дорогу к созданию беспилотных истребителей (т.к. существующие дистанционно управляемые БПЛА не способны вести воздушный бой, ввиду задержек в их системе телеуправления).

Британские ученые готовят достойный финал всему человечеству.

Эпилог

У войны не женское лицо. Скорее, не человеческое.

Беспилотная техника - это полет в будущее. Она приближает нас к извечной человеческой мечте: перестать наконец рисковать жизнями солдат и отдать ратные подвиги на откуп бездушным машинам.

Следуя эмпирическому правилу Мура (удвоение производительности компьютеров каждые 24 месяца), будущее может наступить неожиданно скоро…

Боевой квадрокоптер применяется в армии, флоте, в силах специального назначения различных стран мира. Профессионалы берут на вооружение данный вид техники по ряду причин, одна из них – высокая маневренность, оперативный запуск, легкость и удобство в управлении. Возможность быстрой установки различного вооружения, а также быстрой их смены.

Какими характеристиками обладает аппарат боевого применения в США?

  • Габариты аппарата от 0,5 метров ширину и от 0,6 метров в длину. Работают боевые дроны на бензине, поднимают нагрузки от 10 кг и выше (до 50-60 кг), скорость полета от 40 и до 140 км/час.
  • Время нахождения в воздухе без дозаправки 20-30 минут, возможно увеличить время полета, установив дополнительные баки с горючим.
  • Максимальный потолок полетов – от 500 метров до 2 км.

Какое вооружение возможно устанавливать?

  • Стрелковое вооружение (автоматы, пулеметы, сконструированные именно под дрон).
  • Легкие гранотометы типа ГМ-93, ГМ-94, RG-1C и другие.
  • Возможна установка кассетных легких бомб для нанесения точных ударов по целям.
Одни из проблем, с которыми сталкиваются на текущий момент разработчики военных дронов – это необходимость разработки и отладки систем прицеливания, оптических систем. Но учитывая, с какими темпами идут скорости разработки военно-промышленного комплекса стран, данный затор будет довольно быстро преодолен и коптеры станут полноценными боевыми единицами. Компания ARMAIR также занимается поставкой беспилотной техники гражданского назначения. У нас есть дроны , беспилотники различного класса. Требуется беспилотная техника? Нужна консультация специалистов? Оставьте заявку или позвоните нам прямо сейчас!

Американские аналитики дали неоднозначную оценку новейшим российским военным наземным и летательным беспилотникам. Некоторые изделия, отмечают эксперты, практически зарубежных аналогов, а другие клонами иностранных разработок. Эксперты сходятся в одном: война будущего невозможна без роботов, и России придется соответствовать современным реалиям.

Друзья рядом

Беспилотник «Орион» (дальность полета - 250 километров, продолжительность - до суток) подозрительно похож на иранский Shahed. Оригинальное изделие использовалось Ираном в Сирии, видели его и в Ливане.

Основной российский беспилотник «Форпост» заимствован у Израиля, где под названием Searcher производится концерном IAI (Israel Aerospace Industries). Бендетт иронически отмечает, что Израилю удается получать многомиллиардную военную помощь от США и одновременно продавать оборонные технологии России.

Связи нет

Согласно Бендетту, разработка первого российского тяжелого беспилотника «Альтаир» отстает от графика и не укладывается в бюджет, в результате его создание отложено на неопределенный срок.

Российские разработчики заявляют, что аппарат массой три тонны с размахом крыла 28,5 метра способен нести нагрузку до двух тонн, преодолевать расстояние в десять тысяч километров, подниматься на высоту до 12 километров и находиться в автономном полете до двух суток. Прототип аппарата совершил первый полет в августе 2016 года, его серийное производство запланировано на 2018 год.

В своем докладе Бендетт отметил, что директора казанского ОКБ имени Симонова, создающего боевой беспилотник, на днях сняли с занимаемой должности (на самом деле в бюро произошла выемка документов, а с его руководителем беседовали следователи).

Бендетт заключает, что беспилотники, разрабатываемые непосредственно в России, как правило, меньше по размерам и ограничены в дальности полета по сравнению с иностранными, однако эксперт признает, что в последнее время российские власти уделяют большое внимание разработке беспилотных систем - в частности, инновациям и финансированию.

Российские военные получают большой практический опыт работы с беспилотниками, а одно из основных назначений аппарата «Орлан-10» заключается в содействии радиоподавлению. Три летательных изделия, способные нести по шесть килограммов нагрузки, управляются из одного «КамАЗ-5350»: один беспилотник выступает в качестве ретранслятора, а два других участвуют в создании радиопомех.

В разработке комплексов подавления GSM-связи (в конкретном случае РБ-341В «Леер-3») Россия является лидером и опережает США. Именно в создании радиопомех, а не для нанесения прямого удара, в США видят главную опасность создаваемых в России летательных беспилотников. В этом контексте эксперт, разумеется, не забыл упомянуть о возможной атаке российских военных на мобильные телефоны солдат .

Сильное место

Вне контекста радиоэлектронной борьбы США пока не воспринимают всерьез российские военные дроны, зато наземные беспилотники, разрабатывающиеся в России, вызывают у американских экспертов большую озабоченность.

«Россия создает целый зверинец вооруженных наземных роботов - вплоть до размеров бронетранспортеров», - сказал директор по технологиям и безопасности Центра новой американской безопасности Пол Шарр . Он отметил 11-тонный «Уран-9», 16-тонный «Вихрь» и 50-тонный Т-14 («Армата» с необитаемой башней).

Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

«Многие из этих тяжелых машин сильно вооружены, и русские часто демонстрируют эти прототипы на выставках», - соглашается с экспертом Бендетт, посетивший недавно завершившуюся ежегодную конференцию-выставку Ассоциации армии США.

С другой стороны, по мнению аналитиков, многие российские роботы больше похожи на рекламные трюки, чем на реальные боевые машины. К таковым, в частности, эксперты отнесли антропоморфного робота Федора (FEDOR - Final Experimental Demonstration Object Research), способного стрелять из пистолета. Создатели Федора хвалились тем, что робот может садиться на шпагат и освоил работу кладовщика.

Большинство роботов, как справедливо отмечают эксперты, не создаются с нуля, а по сути являются обычными бронемашинами, переоборудованными для дистанционного управления. Их нельзя считать по-настоящему автономными изделиями, поскольку управление ими требует присутствия человека, пусть и вне машины.

У автоматической турели, созданной в России, по мнению Шарра, есть «проблемы с различением союзника и врага в автономном режиме работы». Однако он признает, что с развитием систем искусственного интеллекта агрегат справится с этой задачей.

Бендетт отметил, что большинство американских военных наземных беспилотников дистанционно управляемы (это упрощает противнику радиолокационное подавление), слишком легки и практически не оснащены вооружением, то есть фактически не являются полноценными боевыми роботами. В настоящее время американские наземные беспилотники столь же бесполезны в военном отношении, как и российские дроны.

В конечном итоге эксперты затруднились назвать лидера в разработке беспилотников. Шерр предположил, что США отстают от России в разработке крупных наземных боевых роботов из-за затруднений этического характера, предполагающих обоснование возможности уничтожения человека машиной, а также «отсутствия идей». Бендетт, напротив, считает, что Россия сейчас в роли догоняющего, но активно работает над преодолением отставания в сфере разработок летательных беспилотников.

Просто бизнес

Нельзя не признать, что в военных конфликтах будущего беспилотные системы будут играть одну из ключевых ролей. Данный компонент вооружений прописан в американской «третьей компенсационной стратегии», предусматривающей применение новейших технологий и методов управления для достижения преимущества над противником. В настоящее время практически все страны мира, располагающие сколь-нибудь заметным вооружением, ведут разработки перспективных беспилотников.

«Приоритеты в основном даны не столько на модернизацию прежних образцов вооружений, сколько на создание новых. Это перспективные авиационные комплексы, в том числе военно-транспортный и дальней авиации, это беспилотные комплексы, робототехника, то есть все, что связано с возможностью и необходимостью вывода человека из зоны поражения», - объяснил вице-премьер концепцию готовящегося проекта российской государственной программы вооружений на 2018-2025 годы.

С другой стороны, любые обсуждения проблемы отставания в вооружении сводятся к вопросу финансирования. В такой ситуации интересна конверсионная составляющая новых технологий. Целесообразность создания в России гиперзвуковых ракет и электромагнитного оружия в условиях экономической стагнации вызывает сомнения, тогда как в области разработки беспилотных систем их гораздо меньше.

В последнем варианте отечественного бюджета на 2018 год предусмотрено увеличение доли военных расходов на 179,6 миллиарда рублей, тогда как расходы на социальную политику, образование и здравоохранение предлагается сократить на 54 миллиарда рублей. Таким образом в 2018 году доля военных расходов может составить 3,3 процента ВВП страны.

В современных армиях мира применяют БПЛА - беспилотные летательные аппараты. Используют их в двух направлениях - для разведки и непосредственной атаки объектов противника. До сих пор остаётся актуальным вопрос этичности ведения войны с участием таких машин, но в реальности дроны пока что используются без ограничений.

История военных беспилотников

Летательные аппараты для ведения боевых действий начали использовать ещё в XIX веке. Первым прародителем современных боевых дронов принято считать аэростаты для сброса авиабомб. Разработки беспилотных аппаратов начались в 30-х годах в США, а новый толчок к развитию технологии дала Вторая Мировая Война.

В те времена у американцев появился проект по переоборудованию бомбардировщиков В-17, которое бы позволило управлять ими дистанционно через радиосигнал. Взлететь самостоятельно самолёт не мог - для этого требовался бортмеханик и пилот, которые после катапультировались с борта.

За беспилотным В-17 следовал самолёт сопровождения, с борта которого управлялся беспилотник через теле- и радиосвязь. Было переоборудовано 17 машин, из которых только одна выполнила задачу. После этого проект закрыли и не возвращались к нему вплоть до середины 60-х годов.

Британцы во время Второй Мировой тоже пытались использовать беспилотники. Они создали торпедоносец Interstate TDR-1, предназначенный для поражения судов противника. В 1942 году прошли испытания и было поручено создать 18 ударных эскадрилий из 1000 машин. Однако вскоре флот противника был уничтожен обычными ЛА, а потому необходимость в подобных разработках отпала.

Преимущества и недостатки боевых дронов

Преимущества:

  • небольшие размеры, снижение стоимости аппаратов;
  • нет жертв среди личного состава;
  • сложность в обнаружении и уничтожении;
  • передача информации в режиме реального времени;
  • выполнение разведывательных, корректировочных и боевых задач;
  • быстрое обучение операторов управления;
  • высокая мобильность и боеготовность.

Недостатки:

  • «сырость» технологии - до конца не решены проблемы посадки, управления, спасения техники;
  • небольшой радиус действия и малая автономность;
  • гибкость и надёжность ниже (по сравнению с обычными летательными аппаратами);
  • в мирное время во многих регионах полёт такой авиации запрещён.

История применения

Первым удачным применением военных дронов считают 1983 год. Тогда в ходе Ливанской войны армия Израиля при помощи БПЛА уничтожила 86 самолётов армии Сирии и 18 батарей ПВО. После этой демонстрации государства по-новому взглянули на возможности беспилотной авиатехники.

Начиная с 90-х годов лидерство в производстве квадракоптеров военного назначения перешло к американцам. Такие аппараты активно использовались во время операции «Буря в пустыне» и при бомбардировках Югославии. В 2002 году американцы при помощи штурмового беспилотника уничтожили авто, в котором ехал один из лидеров Аль-Каиды - после этого армия США стала активно применять дроны именно для уничтожения боевиков, их баз и опорных пунктов.

Что касается использования таких машин Россией, то серьёзно решать проблему стали только после восьмидневной войны с Грузией в августе 2008 года. Армией РФ используется два беспилотника - «Орлан» и «Форпост», прошедшие боевое крещение в Сирии.

Возможности применения

В зависимости от типа аппарата, он может выполнять следующие задачи:

  • Разведка. Основное назначение БПЛА.
  • Передача данных в пункт управления в режиме онлайн.
  • Наведение ракет и артиллерии на позиции противника.
  • РЭБ - постановка помех на канал связи противника.
  • Ретрансляция. При помощи нескольких дронов можно создать цепочку, по которой будет передаваться шифрованный сигнал.
  • Сброс бом и запуск ракет с борта.
  • Как мишень во время учений по отражению атаки средствами ПВО.

Проблемы боевого применения БПЛА

Наиболее активный пользователь боевых дронов - США, в основном аппараты применяются в ходе боевых действий и антитеррористических операций на Ближнем Востоке. Например, в 2011 году военные дроны обнаружили убежище Бен Ладена в Пакистане. С началом войны в Сирии такие же аппараты помогли в обнаружении и уничтожения Джихади Джона, который прославился тем, что выкладывал в сеть видео с обезглавливанием людей. Сколько именно человек погибло от действий дронов - неизвестно. Например, по данным ЦРУ, за 2004-2016 годы от действий американских беспилотников в Пакистане погибло до 4 тыс. человек, из них 1 тыс. - мирные жители.

В мире обсуждается проблематика ведения войны с использованием БПЛА. Главная причина - большое количество жертв среди местного населения. К другим проблемам относятся:

  • «Иллюзия вседозволенности». Есть ли у командования моральное право использовать дронов для уничтожения людей?
  • Большая текучка среди операторов управления, главная причина - муки совести из-за убийства людей.
  • Для управления и распознавания целей используется искусственный интеллект (нейросеть), некоторые боятся «восстания машин».
  • ИИ зачастую не может отличить комбатанта от мирного жителя. Например, боевые дроны уничтожают детей, которые играют с игрушечными автоматами.
  • Нейросеть не в состоянии отличить комбатанта от военнопленного, который уже не оказывает сопротивления и хочет сдаться.
  • Доступность технологии. Террористы могут купить квадрокоптер на чёрном рынке и использовать его в своих целей. Из последних примеров - массированные атаки дронов ИГИЛ на военные базы и аэродромы в Сирии.
  • Террористы могут использовать гражданские модели беспилотников для проведения актов в городах Европы и США. Например - распылить отравляющие или радиоактивные вещества над массовыми скоплениями людей.
  • Правовые аспекты применения таких машин пока не решены. Соответственно, операторы могут быть осуждены.

Самые опасные военные дроны

WU-14. Китайская машина, которая изначально позиционировалась как «научный аппарат», но позже была признанна военным дроном. Предназначен для сверхдальних перелётов, может доставить ядерный боезапас на другой континент.

Taranis. Засекреченная разработка британского ВПК. Известно, что аппарат оснащён системой «стелс», применим для межконтинентальных перелётов.

X-47 B С. Американская разработка. Автономная влёт-посадка, под крыльями установлены ракеты, которые запускаются оператором из штаба.

Еще лет 10-15 назад истории о беспилотных боевых аппаратах относились к разряду научной фантастики. Безусловно, работы в этом направлении уже велись, но до реализации проектов было еще далеко. В 2005 году Израиль сделал первый шаг, отправив несколько буквально игрушечных самолетиков с камерами на сторону Сирии. Самолетики вернулись с разведданными и через несколько часов от противовоздушной обороны противника остались только рожки да ножки. С тех пор боевые дроны стали гораздо круче. Взгляните на эту десятку самых опасных БПЛА современного мир: от небольшого вертолета до межконтинентального стратегического бомбардировщика.

Triton MQ-4C

Настоящий великан среди беспилотных аппаратов. Triton MQ-4C разрабатывался Northrop Grumman по заказу Пентагона. Размах крыльев этого гиганта сравним с размахом крыльев «Боинга-747», но пока точной информации о сфере применения беспилотника-гиганта не имеется.

WU-14

Китайский экспериментальный гиперзвуковой беспилотник, созданный для доставки ракет через континент. Вообще-то, Министерство обороны КНР в свое время декларировали WU-14 как «научный летательный аппарат», но впоследствии признали его военное предназначение. WU-14 - это самый мощный беспилотник в нашем списке, поскольку предназначен для доставки к цели ядерного оружия.

CH-5

Китайская разработка, которую вполне можно назвать модифицированным клоном американского «Жнеца смерти». БПЛА создан военной корпорацией China Aerospace Science and Technology и уже испытан в боевых условиях. Беспилотник оснащен двумя боеприпасами нового типа (какими именно пока не известно) и лазерной системой наведения.

Taranis

До настоящего момента почти вся информация о британском проекте межконтинентального БПЛА засекречена. Известны лишь основные параметры Taranis (масса - три тонны, длина - 11 метров, размах крыльев - 10 метров) и то, что беспилотник оснащается стелс-технологией.

Northrop Grumman X-47BС

Детище американских гениев из знаменитой Northrop Grumman. Боевой БПЛА второго поколения способен совершать взлет и посадку вообще без оператора, только при помощи бортового компьютера. Крылья оснащены ракетными установками, которыми управляет уже человек с земли.

IAI Harpy

Это дрон-камикадзе, предназначенный для обнаружения и уничтожения живой и бронированной силы противника. Беспилотник пикирует на цель с большой высоты, поражая ее осколочно-фугасным снарядом.

MQ-9 Reaper

Пожалуй, один из самых известных и самых смертоносных беспилотников мира. «Жнец» пришел на замену беспилотному разведкомплексу MQ-1 Predator. Reaper способен взлетать на высоту тринадцать километров, поднимать весь в 4,7 тонны и находиться в воздухе целые сутки. Ускользнуть от такого стального хищника будет очень и очень сложно.

Форпост

По сути, российский «Форпост» является чуть доработанной версией проверенного в боях израильского Searcher 2. На данный момент эти комплексы только начинают поступать в Армию России, но уже используются в боевых действиях в Сирии.

C-Worker 5

Беспилотными становятся не только самолеты, но и морские суда. Великобритания представила свой катер C-Worker 5, способный развивать небольшую скорость, зато держаться на одном топливном баке целую неделю. Судно планируется использовать для разведки и траления, в крайнем случае его можно взорвать дистанционно и устроить что-то вроде диверсии.

S-100 Camcopter

Австралийская компания Schiebel представила свой беспилотный вертолет еще в 2005 году, но до настоящего момента он вовсе не потерял актуальность. S-100 Camcopter умеет отслеживать большие группы противника на недоступном для обнаружения расстоянии и чаще всего используется как разведчик. Впрочем, «зубы» у этого винтового малыша тоже имеются.



Вверх