Актер и режиссер михаил козаков скончался в израильской клинике. Михаил козаков, жены Последние годы Михаила Козакова

Детство Михаила Козакова

Михаил Михайлович Козаков родился в семье литературных работников. Отец будущего артиста – Михаил Эммануилович Козаков – был известным писателем. Мать работала редактором в издательстве. Семья была загружена работой, свободное время практически не появлялось, но тем не менее родители старались как можно больше внимания уделять воспитанию Михаила. Воспитывался Михаил общением. Разговоры родителей с их друзьями велись обычно при Михаиле, давая ему представление о серьезных понятиях – порядочности, долге, жизненных принципах. Если разговор перетекал во «взрослое» или политическое русло, то мать говорила по-французски: «Не при детях», и друг семьи писатель Анатолий Мариенгоф говорил Козакову-младшему: «Мишка, сыпь отсюда».

Еще родители любили разговаривать и спорить с сыном об искусстве, литературе, глубинных смыслах и назначении произведений искусства. Козаков очень любил книги, читал запоем, часто задавал отцу вопросы, на что Козаков-старший мог ответить: «Тебе рано это читать. Потерпи, потом поймешь больше», но книгу не забирал.

Начало карьеры. Первый брак

Окончив среднюю школу в Ленинграде, Козаков поступил в Школу-студию при МХАТ. Дебют в кинематографе состоялся на последнем курсе школы-студии. Политическая драма режиссера Михаила Рома «Убийство на улице Данте» стала дебютом не только для Козакова, сыгравшего в картине роль Шарля Тибо, но и для таких актеров, как Иннокентий Смоктуновский и Валентин Гафт . Дебют оказался успешным, Козаков начал набирать популярность. После окончания школы-студии при МХАТ Михаил женился на своей бывшей однокласснице Грете Таар, эстонке по национальности.

Позднее у них родятся двое детей – дочь Екатерина и сын Кирилл. Окончив вуз, Козаков начал творческую карьеру в театре им. Маяковского. В первый же год работы в театре Маяковского, в возрасте 22 лет, Козаков играет Гамлета. Эта роль произвела на молодого актера огромное впечатление, надолго сформировав его актерское амплуа. В театре Маяковского Козаков проработал три года, в 1959 году перейдя в «Современник», где провел на сцене более десяти лет.

Михаил Козаков читает стихи Иосифа Бродского

Из киноработ Козакова того времени стоит отметить фильм Григория Рошаля «Восемнадцатый год» из кинотрилогии по роману «Хождение по мукам» Алексея Толстого, мелодрама «Трудное счастье» (режиссер – Александр Столпер) и др. Однако настоящая популярность к Михаилу пришла немного позже.

Михаил Козаков в шестидесятые годы

1961 год ознаменовался появлением на советских экранах фантастического фильма «Человек-амфибия». Михаилу Козакову досталась в картине роль главного отрицательного персонажа – Зуриты. Режиссеры Геннадий Казанский и Владимир Чеботарев значительно изменили сюжет Александра Беляева, превратив фантастический приключенческий роман в романтическую мелодраму. Фильм был принят советской публикой с небывалым восторгом, а актеры, снявшиеся в картине, стали чрезвычайно популярными.

После феерического успеха «Человека-амфибии» в следующие несколько лет Козаков практически не снимался. Исключение составили яркие роли в драме Н. Трахтенберга «Выстрел» по повести А. С. Пушкина и в трогательной, душевной картине Виктора Соколова «День солнца и дождя». В этом фильме Козаков играл самого себя, Михаила Козакова, который снимается в кинооперетте «На рассвете» в комической роли Мишки-Япончика. Роль в роли удалась Козакову, став одной из малоизвестных, но примечательных его киноработ.

Личная жизнь Михаила Козакова

В конце 1960-х годов Козаков разводится с Гретой Таар и вскоре женится во второй раз – на малознакомой ему темпераментной грузинке с древним греческим именем Медея. Брак оказался очень скандальным и коротким, после года ссор, постоянных скандалов и упреков Михаил вышвыривает Медею на улицу, после чего они разводятся. Не спасают брак ни венчание во время свадьбы в грузинской церкви, ни рождение дочери Мананы. Единственное приятное воспоминание у Козакова о том периоде – грузинская кухня, к которой Медея привила любовь Козакова на всю жизнь.

После развода с Медеей Козаков пристрастился к спиртному. В начале семидесятых Михаил женится в третий раз – на переводчице Регине. Регина очень сильно любила Козакова, пыталась создать ему все условия для реабилитации после второго развода, отучала его от спиртного. С ней Козаков прожил 18 лет, детей у них не было. Регина прощала Михаилу все, даже роман с Анастасией Вертинской, который чуть было не разрушил их союз.

«Безымянная звезда»

В 1971 году Михаил Козаков уходит из «Современника», около года работает во МХАТе, а в 1972 году становится актером Театра на Малой Бронной. На семидесятые годы приходятся самые значительные и популярные свои кинороли в фильмах «Вся королевская рать», «Лев Гурыч Синичкин», «Соломенная шляпка», «Здравствуйте, я ваша тетя!» и других фильмах. К середине семидесятых годов Козаков решает попробовать себя в качестве кинорежиссера. Телеспектакль по произведению О. Голдсмита «Ночь ошибок» вышел на экраны в 1975 году, а трагикомедия «Безымянная звезда» - в 1978. Работу над «Безымянной звездой» Михаил начал еще в 1970 году, и именно она должна была стать режиссерским дебютом Козакова, однако смена руководства телевидения помешала осуществлению задуманного.

Реализацию пришлось отложить, несмотря на то, что уже начались репетиции. К этому телеспектаклю Михаилу удалось вернуться только через семь лет, утвердив съемки телеспектакля на Свердловской киностудии. К тому времени Олег Даль, рассматривавшийся на главную роль в картине, начал переживать тяжелые времена и практически ушел из кинематографа. После отказа Даля от роли Козаков остановил свой выбор на Игоре Костолевском. Творческий дуэт Костолевского и Анастасии Вертинской оказался невероятно успешным. «Безымянная звезда» в копилке Козакова не только как режиссерская работа – Михаил сыграл в картине небольшую, но колоритную роль Грига.


Михаил Козаков в фильме «Покровские ворота»

В театре на Малой Бронной в начале семидесятых Козаков решил попробовать себя как театральный режиссер. Первой постановкой Михаила стала пьеса Леонида Зорина «Покровские ворота». Это автобиографическое произведение известного драматурга, посвященное Москве пятидесятых годов, молодости, в которую так хотел вернуться актер, запало в душу Козакову и вылилось в бесподобную театральную постановку. «Покровские ворота» входили в репертуар театра на Малой Бронной больше семи лет. Зрительский успех спектакля был поистине огромным, и в начале восьмидесятых Козаков принимает решение экранизировать его.

Принеся сценарий Борису Хейсину, тогдашнему руководителю «Экрана», Козаков столкнулся с трудностями. Фильм пропускать не хотели, Хейсин раз за разом говорил режиссеру: «Давайте повременим. Там есть подводные течения». Не помогли даже недавние заслуги Михаила Михайловича – Госпремия СССР и две премии КГБ за роль Дзержинского, сыгранную в трех различных фильмах начала восьмидесятых.

В итоге «продавить» «Покровские ворота» на съемочную площадку помогла актриса МХАТа, хорошая подруга Козакова Софья Пилявская, лично знавшая Лапина. Разрешение удалось получить. Киноверсия «Покровских ворот» вошла в число лучших фильмов советского кино: искрометная, веселая с легкими ностальгическими нотками картина сразу же полюбилась советскому зрителю.


Сейчас картины, пользующиеся таким успехом, принято называть культовыми. Актерам участие в этом фильме принесло всесоюзную популярность, многие из них на долгие годы были «переименованы» зрителями по именам их персонажей – Равиковича называли не иначе как Хоботовым, а Ульянову – Маргаритой Павловной.

После «Покровских ворот»

Михаил Козаков совмещал режиссерскую деятельность с актерской: зрителям запомнились его роли фармацевта Иллария Данилевского и бандита Вахрамеева в приключенческой ленте «Шестой», Бирона в исторической эпопее «Демидовы», Эраста Цыкады в лирической комедии «Герой ее романа» и многие другие.

Режиссерская карьера на «Покровских воротах» не закончилась – следующие его работы (детская комедия «Если верить Лопотухину», экранизация спектакля по произведению Лермонтова «Маскарад» и другие) оказались практически столь же популярными у зрителя, как и «Покровские ворота».

Самой значительной режиссерской работой Козакова считается фильм-трагифарс «Визит дамы» по мотивам пьесы Дюрренматта «Визит старой дамы». В главных ролях в картине сыграли Екатерина Васильева с Валентином Гафтом. Эта лента по праву входит в Золотой фонд советского кинематографа.

Последний брак Михаила Козакова

В конце восьмидесятых годов Регина уезжает в США работать с Робертом Де Ниро и обратно в Советский Союз уже не возвращается, через три месяца после отъезда подав на развод. Козаков впадает в очередную депрессию, и снова новая пассия выводит его из этого состояния. На этот раз роль спасительницы взяла на себя Анна Ямпольская. С ней Козаков познакомился во время одной из вечеринок. Девушка приехала в столицу из Кишинева, работать на телевидении. В обаятельного Козакова Анна, которая была на 25 лет моложе его, влюбилась с первого взгляда. Чувство было взаимным. Вскоре Козаков женился в четвертый раз – в 1989 году. В том же году Анна родила Михаилу сына, которого также назвали Михаилом, а в 1996 году, уже после того, как супруги переехали в Израиль, родилась дочь Зоя


Эмиграция Михаила Козакова в Израиль

В Израиль вместе с женой и сыном Козаков уехал в 1992 году. В течение нескольких лет он играл на сцене камерного театра в Тель-Авиве, после чего организовал эмигрантскую труппу. С труппой Козаков поставил четыре спектакля, затем, в 1996 году, вернувшись в Россию и возглавил антрепризу, названную незамысловато - «Русская антреприза Михаила Козакова».

Киноролей в то время у Козакова практически не было. Пожалуй, самой яркой работой девяностых можно назвать роль в фильме Алексея Учителя В кино в эти годы Михаил Козаков снимался редко. Самая яркая работа тех лет – роль Акима Волынского в фильме Алексея Учителя «Мания Жизели». Фильм, в котором режиссером был собран поистине звездный состав – Галина Тюнина, Андрей Смирнов, Алексей Герман, Иван Охлобыстин – рассказывает о жизни театральной богемы времен величайшей русской балерины Ольги Спесивцевой.

Последние годы Михаила Козакова

В двухтысячных годах Козаков продолжал сниматься в картинах, снимать собственные фильмы. В 2004 году на экраны вышел еще один фильм по пьесе Леонида Зорина «Медная бабушка», оставшийся практически незамеченным зрителями. На следующий год Михаилом была снята 6-серийная мелодрама «Очарование зла», повествующая о жизни русских эмигрантов во Франции 30-х годов XX века.

Памяти Михаила Козакова.

В 2010 году после продолжительной болезни Козакову был поставлен страшный диагноз – рак легких. Несмотря на это, Михаил Михайлович буквально до последнего дня оставался на ногах и снимался в фильмах «Зоя» Виталия Павлова, «Борис Годунов» Владимира Мирзоева, «Любовь-морковь-3». Озвучить последнюю роль Козаков не успел – это пришлось делать его сыну Кириллу.

22 апреля 2011 года недалеко от Тель-Авива в одной из клиник Михаил Михайлович Козаков скончался.

Слава пришла к Михаилу Козакову после его роли в фильме «Человек-амфибия», но еще больше он прославился в качестве режиссера, снявшего великолепные картины, ставшие любимыми для миллионов зрителей. Личная жизнь Михаила Михайловича была не менее насыщенной, чем творческая – он был женат пять раз, и незадолго до смерти развелся со своей последней супругой.

Первая жена Михаила Козакова Грета Таар познакомилась с ним в школе «Петришуле» – они поженились в 1955-м и прожили вместе десять лет. Грета родила Козакову двоих детей - Екатерину и Кирилла, который, повзрослев, тоже стал актером. Причиной развода с Гретой стали постоянные измены Михаила, и, она, устав терпеть их, забрала детей и ушла от него.

На фото – Козаков с первой женой Гретой Таар

Второй женой Михаила Козакова стала грузинская художница Медея Берелашвили, однако вскоре после свадьбы он понял, что совершил большую ошибку и возненавидел Медею до такой степени, что в порыве гнева однажды чуть было не задушил ее. Тем не менее, в этом браке у него родилась дочь Манана, которой он потом всегда помогал.

На фото – Михаил Козаков и Анна Ямпольская

В третий раз режиссер женился на переводчице литературных произведений Регине Соломоновне , но и этот брак не умерил любвеобильность Михаила Михайловича, не прекращавшего своих любовных похождений, а Регина, как примерная жена, всегда ждала его дома. Но терпению и третьей жены Михаила Козакова пришел конец, и она уехала в Нью-Йорк.

В четвертый раз режиссер взял в жены девушку, которая была моложе него на двадцать пять лет - выпускницу ГИТИСа Анну Исаевну Ямпольскую . Она родила ему двоих детей - дочь Зою и сына Михаила, и Михаилу Михайловичу вдруг показалось, что он, наконец, нашел свое настоящее счастье – этими мыслями он делился во всех своих интервью. Сложности в отношениях начались после развала Советского Союза, когда у Козакова почти не стало работы, семье стало не хватать средств к существованию, и в 1991 году Михаил Михайлович принял решение уехать вместе с супругой и детьми в Израиль.

На фото – Козаков и Надежда Суслова

Однако там, несмотря на то, что Козаков создал собственный театр, дело не пошло, и через пять лет он снова вернулся на родину, а его семья осталась на земле обетованной - Анна не захотела переезжать обратно в Россию. Оставшись один, через некоторой время он снова женился - на двадцатидевятилетней Надежде Сусловой , которая была младше него на сорок семь лет.

Но пятая жена Михаила Козакова не сделала его счастливым, а, наоборот, по мнению многих, жизнь с ней вконец испортила его здоровье. Только прожив с Надеждой четыре года, он понял, что ей были нужны только его деньги. В результате всех переживаний режиссер попал в клинику неврозов, но лечение не помогало, а позже у него обнаружили неоперабельный рак легких. В конце жизни Козаков уехал в Израиль к своей бывшей жене Анне Ямпольской.

Накануне Пасхи в Израиле на 77-м году жизни скончался актер Михаил Козаков - человек-легенда, в котором умещалось все - любовь к кино, музыке, поэзии, женщинам, жизни… Михаил Михайлович был необычным и очень одаренным человеком. Он всю жизнь что-то искал - менял жен, занятия, страны. Проснувшись знаменитым после фильма «Человек-амфибия», устремился в режиссуру. Сняв великолепный фильм «Покровские ворота», захотел читать стихи и гастролировал по городам и весям. При этом зарабатывал крохи. Ютился в однокомнатной небольшой квартирке, про которую шутил: мол, жен у меня все больше, а квартира все меньше. Уезжал работать в Израиль, где возглавлял свой театр, а вернувшись на Родину, ставил антрепризные спектакли. Увлекся литературой, написав несколько автобиографических книг. Обожал музыку и придумывал моноспектакли - читал стихи Бродского под саксофон. Ему нравилось экспериментировать. При этом он всегда был самокритичен. Говорил про себя: «Разве я гениальный актер? Нет, я хороший актер. Разве я лучший режиссер? Нет, хороший режиссер. Еще я чтец и литератор. Но главное - это все вместе». Он всю жизнь был неугомонен, непоседлив, энергичен. И потому казалось, что Козаков, как вечный двигатель, проживет лет сто. Все знали, что у него был рак. Но столько в Михаиле Михайловиче было энергии, неуемной страсти к жизни, что так хотелось верить: сможет побороть смертельный недуг.

Последние годы Козакова были омрачены скандалами с женами, трудностями с деньгами. Был дамским любимцем - а в конце жизни остался никому не нужен. Тяжело расстался с пятой женой.

Уехал лечиться в Израиль к жене четвертой, Анне Ямпольской , и последние дни страшно мучился и страдал. Деньги на его похороны сыну пришлось собирать, вокруг московской квартиры, которую Козаков оставил дочери Зое, грядут тяжбы. Печальный итог яркой и творческой жизни. А мы помним его молодым, неотразимым и... вечно влюбленным. Татьяна Кваша: «Мне завидовали, думали, Козаков - мой парень» В книге воспоминаний Козаков пишет о родительском доме, в котором бывали Раневская, Ахматова , Пастернак, Окуджава , Зощенко … Его с детства окружали блестящее общество и красивые девочки. Одной из его подружек была Татьяна Путиевская-Штейн . Михаил пытался ухаживать за Таней, но она предложила ему просто дружбу, впоследствии выйдя замуж за приятеля Козакова актера Игоря Квашу. - Я воспринимала Мишу только как друга, - призналась «КП » Татьяна Кваша. - Мы маленькие были, когда наши семьи жили в Болотове . Росли в особом кругу, в который входили писатели, художники, артисты. Миша слыл забиякой. Но из него вырос очень красивый парень, на него девчонки заглядывались. А поскольку в юности мы часто с Мишей гуляли, некоторые думали, что он мой парень, и завидовали… Помню, как у меня дома мы вместе ждали звонка с «Мосфильма » - утвердят ли его в фильм «Убийство на улице Данте». А когда узнал, что утвердили, схватил меня за голову и чуть уши не вырвал мне от радости! Миша был у нас на свадьбе с Игорем. А я гуляла на его свадьбе с его первой женой Гретой Таар. Интересная девушка, ленинградка, эстонка. Они вместе еще в школе учились. Она за ним в Москву приехала.

Говорят, был у него роман с его однокурсницей актрисой Софьей Зайковой ? - Он был влюбчивым… Но, по-моему, Соня просто приятельница его была. С Гретой у нас всегда были хорошие отношения. А всех остальных его жен я уже не знала. По-моему, он с ними не очень счастлив был. Грета Таар - очаровательная женщина, такого северного, эстонского типа. У нее отец был знаменитый гример на «Мосфильме». Она работала художницей по костюмам на «Мосфильме» и на телевидении… Было жалко, что они расстались. Мы дозвонились первой жене Козакова Грете Таар. Но та отказалась что-либо говорить о бывшем муже, заметив все же, что зла на него не держит… В своей автобиографической книге Козаков написал о ней не лучшим образом: «Так случилось, что моя первая жена была моей первой женщиной. Нужно было восполнять пробелы. Восполнял. Случайные связи... Малорадостен был брак, безрадостны были и связи. «Живу, как все, - успокаивал я себя. - Любовь? Дело - вот главное в жизни». Расходиться я не помышлял. К тому же - дети. И я шатался. Лет через десять дошатался до одной секретарши. И вот тут я узнал, что и почем! Страсть. Греховная. Оголтелая. Наша случка длилась год. Раздвоение для меня губительно. И я расстался. С женой. Вроде даже... она ушла к человеку, с которым у нее был роман… Прожили мы с секретаршей под одной крышей ровно десять дней. Говорить нам с ней было не о чем даже во время прощального разговора. Я со своими двумя чемоданами приполз к маме на раскладушку». Переживал из-за самоубийства брата - Мы с Михаилом познакомились на курсе Школы-студии МХАТ , - рассказал «КП» Виктор Сергачев . - Вместе дипломный спектакль делали. Хоть мы и дружили, но он был из другой среды. И жили они лучше, чем мы, дети простых людей. Мы их называли «кооперативщиками», потому что все мы жили в коммуналках, а они в квартирах. С курса он никого к себе близко не допускал. Я же прижился в его доме скорее потому, что напоминал его маме, Зое Александровне, ее старшего сына, брата Миши, покончившего жизнь самоубийством в 14 лет. Это была большая трагедия в их семье. Никто об этом не знал, думали, что Миша в семье был один. Но сейчас, наверное, об этом можно сказать…


Про Козакова говорили, что он донжуан. - Он скорее был не донжуан, а любитель этого дела… Но на курсе нашем не пользовался успехом. Самой красивой считалась Таня Доронина . Но Козаков был не в ее вкусе. А девушка у Миши была не с нашего курса - внучка писательницы Анастасии Зуевой . Но их отношения были недолгими. Миша рано женился. Его всегда привлекала исключительность. То жена - эстонка с необычным именем. То вторая - грузинка Медея, художница-реставратор, которая оказалась княжной из знатного рода! Они познакомились на гастролях в Тбилиси , ее клан не принимал Козакова, был жуткий скандал. Миша забрал Медею в Москву. Они поженились. Родили дочку. И быстро развелись. Медея увезла дочь в Тбилиси... Была у него замечательная жена Регина , переводчица, литератор. Они с ней прожили 18 лет, под ее влиянием и начал писать. Детьми не обзавелись. Но последние годы у Регины накопилась усталость. И тут Роберт Де Ниро, с которым актер водил дружбу, пригласил семью с ответным визитом к себе. Обоих супругов в те годы (конец 80-х) из страны бы не выпустили, и Ко заков решил: пусть Регина едет в Америку . Она уехала и... не вернулась. Через три месяца подала на развод. - А он не говорил, почему он так легко оставляет детей? - Шутил, что женщины рожают от одного его взгляда... Думаю, он и не хотел быть семьянином. Это сковывало бы его свободу. Но он очень изменился за последние 10 лет. Стал внимательнее и теплее к людям относиться. Постоянных друзей, на которых можно положиться, у него не было. И мне показалось, что его это последние годы тяготило… О тайной любви Мало кто знает, что в 60-х годах Козаков был влюблен еще в одну грузинку - Викторию Лазич, актрису, драматурга. Она устраивала творческие вечера в Доме архитектора. И пригласила Козакова. По телефону Козаков ее спросил: «А как я вас узнаю?» «Угадаете - я буду самой красивой девушкой вечера», - смело ответила Виктория. Козаков угадал и сам подошел к Лазич - яркой, эффектной брюнетке с пышным бюстом… Судачили, что он потерял голову от знойной красавицы. Мы ей дозвонились. - Да, Козаков за мной ухаживал, - призналась «КП» Виктория. - Он бывал у меня дома на Патриарших. Читал мне стихи, дарил цветы. Приходил с другом поэтом Арсением Тарковским . Был красив, эрудирован, аристократичен. С ним было очень интересно. Но я его отвергла. Он тогда был женат на Медее. Да и я знала, что он гулена...

О романах Один из ярких романов у Козакова случился с прекрасной Анастасией Вертинской на съемках фильма «Безымянная звезда». Сначала Козаков предлагал роль Марине Нееловой , но та отказалась. А Вертинская дала согласие. «Я был очень доволен ее работой и даже влюбился, но что произошло потом - об этом не будем», - признался однажды Козаков. Они пытались скрывать чувства - Козаков был женат. Но это им плохо удавалось. Режиссер «Мушкетеров» Юнгвальд-Хилькевич вспоминает, что Анастасия озвучивала Констанцию, а Козаков - кардинала. «Они смотрели друг на друга такими влюбленными глазами, что все присутствующие замирали. Голос Вертинской звенел от любви, было видно, она переполнена чувствами! Они тогда переживали самый пик романа…» Говорят, они расстались тяжело - Козаков пустился в новое романтическое приключение. Может быть, поэтому, когда мы сегодня позвонили Вертинской, она ответила спокойно: «Я не буду рассказывать о Козакове. Не хочу». ...Когда в Израиле у Михаила Козакова родилась дочка, он хотел назвать ее Аней, но во сне увидел покойную маму, она была маленькой девочкой, узнал ее, но отчего-то спросил: «Ты кто?» «Я твоя дочка Зоя». А до этого жене актера предсказательница напророчила, что у нее родится дочка и в нее вселится душа бабушки. И Козаков назвал дочку Зоей. ЖЕНЫ, ДЕТИ, ВНУКИ 1-я жена (1955 - 1965): Грета Таар, одноклассница, художник по костюмам. Дети: Екатерина Козакова (род. 1956), филолог, и Кирилл Козаков (род. 1962), киноактер (женат третьим браком на дочери поэта Юрия Ряшенцева ). Внучки от Екатерины: Дарья (род. 1979) и Полина. Внуки от разных жен Кирилла: Антон (живет в Нью-Джерси ) и Маша. 2-я жена (1968 - 1971): Медея Берелашвили , художник-реставратор. Дочь: Манана Козакова (род. 1969), актриса Тбилисского театра имени Котэ Марджанишвили . Внучка: Тинатин Цуладзе (род. 1995). 3-я жена (1971 - 1988): Регина Козакова (род. 1940), переводчица, литератор, с 1988 года живет в Нью-Йорке . 4-я жена (1988 - 2003): Анна Исаевна Ямпольская (род. 1959, Кишинев ), выпускница ГИТИСа , актриса и театральный продюсер. Дети: Михаил (род. 1989), Зоя (род. 1995), живут в Израиле. 5-я жена (2006 - 2010): Надежда Седова (род. 1979, Нижний Новгород ), историк.

x HTML-код

Таким мы запомним Михаила Козакова.

По мнению коллег Михаила Козакова он был очень красивым и своеобразным человеком, которому была уготована непростая, путанная, странная, не совсем понятная жизнь. Он метался между двумя странами, пытаясь найти себя в России и в Израиле, и эти метания плохо сказались на его здоровье, отнимали и творческие силы и вдохновение. Но, несмотря на все трудности, судьба у него была счастливой.

В творческой биографии Михаила Козакова было много интересных и запоминающихся картин. Слава пришла к молодому актеру после выхода ленты «Человек-амфибия». Его полюбили зрители, даже несмотря на то, что в этом фильме ему достался отрицательный персонаж.

Детство

Родился Михаил Козаков 14.10.1934 года в Ленинграде. У него были интеллигентные родители, которые имели прямое отношение к литературе. Отец мальчика – Михаил Эммануилович, писатель. Мама – Зоя Александровна Никитина(Гацкевич)работала редактором в «Издательстве писателей в Ленинграде». Отец по происхождению был еврей, предки которого сменили фамилию на Козаков, чтобы не выделяться среди русских. В материнских жилах текла сербско-греческая кровь, а бабушка по материнской линии была коренной одесситкой. Мать и бабушка попали под сталинские репрессии и были дважды арестованы — первый раз в 1937-м (освободились через год), второй раз в 1948-м. Обе остались живы.

Перед самой блокадой многих ленинградских детей эвакуировали. Был среди них и Миша Козаков. Местом жительства Михаила на ближайшие четыре года стала Молотовская область, ставшая впоследствии Пермским краем. В 1941-1944 г.г. Козаков жил в деревеньке Черная, что в Краснокамском районе.

В 1945-м мальчик вернулся из эвакуации в родной город и стал учиться хореографии. Все детство и юность Михаил провел за книгой, благо в родительском доме было что почитать. Родители были очень занятыми людьми, но, несмотря на вечную нехватку времени, всегда уделяли время сыну. Они много говорили, дискутировали об искусстве, старались обсудить прочитанное. Только одна тема была под запретом в семье – политика.

Фильмы

Окончив школу и хореографическое училище, Михаил уже не сомневается в том, кем он хочет стать. Парень уезжает в столицу и после успешной сдачи экзаменов, становится студентом Школы-студии МХАТ. В кино начинающий актер дебютировал еще во время учебы. Ему посчастливилось сниматься у самого М.Ромма, который предложил парню роль в картине «Убийство на улице Данте». Этот фильм стал дебютным не только для Михаила Козакова – зрители впервые увидели будущих звезд отечественного кинематографа и И.Смоктуновского. Козакову досталась роль Шарля Тибо, с которой он отлично справился. Молодой талант заметили режиссеры и стали звать его в новые проекты – «Восемнадцатый год», «Трудное счастье».

Настоящая слава накрыла Козакова после съемок «Человека-амфибии», которую зритель увидел в 1961-м. Фильм стал очень популярным, а Козаков всеобщим любимцем, невзирая на то, что его герой Зурита очень неприятный персонаж.

Театральная карьера

Параллельно с работой в кинематографе Козаков плодотворно трудится в театре. На театральных подмостках у него было гораздо больше работы, чем на съемочной площадке.

После того, как Козаков получил диплом об окончании вуза, он становится актером в театре им.Маяковского. Именно на его сцене у молодого актера появилось амплуа, с которым артист определился после роли Гамлета.

На сцене этого театра Козаков блистал три года, а потом сменил ее на театральные подмостки «Современника». С 1959-го по по 1971-й актер трудится в этом театре, а потом уходит во МХАТ. Сцена МХАТа не стала родной для Козакова, потому что он ушел из театра спустя год. На этот раз Михаил вошел в труппу Театра на Малой Бронной.

Возвращение в кинематограф

В 70-е годы прошлого века актер снова вернулся в кино. Это был расцвет кинематографа, когда снималось качественное, зрелищное кино, впоследствии ставшее настоящим золотым фондом. Козакова можно было увидеть в картинах «Вся королевская рать», «Соломенная шляпка», «Здравствуйте, я ваша тетя!».

В это же время к актеру Козакову пришло понимание, что он хочет снять свое кино. В 1975-м он стал режиссером фильма «Ночь ошибок», в 1978-м – «Безымянной звезды».

Роль главного героя должен был исполнить , но ее отдали другому молодому актеру – И.Костолевскому. Его партнершей по фильму стала . Дуэт молодых дарований очень понравился зрителям и критикам, и лента прошла с большим успехом.

А вот следующий проект Козакова под названием «Покровские ворота» принес ему как режиссеру, настоящую славу. После этого Козаков снимает еще несколько удачных картин, которые только закрепили за ним славу талантливого режиссера – «Визит дамы», «Если верить Лопотухину», «Маскарад». Особым вниманием пользовался фильм «Визит дамы».

В 1992 году актер принял решение эмигрировать на «историческую родину» — в Израиль. Козаков пытается работать, даже создает труппу, в которую вошли эмигрировавшие актеры. Но после четырех лет пребывания в Израиле, актер в 1996-м вернулся в Россию. На родине он становится организатором и руководителем собственной труппы, которая называлась «Русская антреприза Михаила Козакова». В новом столетии Козаков продолжает снимать и сниматься сам. В новом веке зрители увидели еще две удачных работы Козакова-режиссера – «Медная бабушка» и «Очарование зла», рассказывающих о том, как живут русские эмигранты.

Личная жизнь

В личной жизни актера-режиссера Козакова было четыре официальных брака. Первой женой Михаила стала эстонка Грета Таар. Они поженились после окончания вуза и прожили вместе десять лет. Грета была костюмером на киностудии «Мосфильм». В 1957-м у них родилась дочка Катерина, которая впоследствии стала филологом. В 1962-м они стали родителями сына Кирилла, продолжившего семейную актерскую династию. Дочь Кирилла Козакова Мария тоже стала актрисой.


Фото: Михаил Козаков с семьей

После разрыва с первой женой, Козаков женится на Медее Берелашвили, известной художнице-реставраторе. Их брак был недолгим, всего три года, после которых был громкий и болезненный развод, сопровождавшийся выяснениями отношений и обвинениями друг друга. В 1969-м у них родилась дочь Манана, которая впоследствии закончила «Щуку» и стала актрисой Тбилисского театра. Этот развод был очень болезненным, Козаков не выдержал напряжения и начал пить.

У Михаила началась затяжная депрессия, преодолеть которую он смог только благодаря новому знакомству. Козаков женится в третий раз. Его новой женой стала Регина Быкова, литератор, которая переводила прозу и поэзию с английского на русский и наоборот. Они были вместе 18 лет, брак был бездетным. Регина умела идти на компромиссы, поэтому чтобы сохранить в семье мир и покой, часто не обращала внимания на выходки мужа. Она не стала выяснять отношения, когда до нее дошли слухи о романе ее супруга с А.Вертинской. В 1988-м женщина уехала в США на работу, и спустя три месяца они развелись.

Светлая полоса в личной жизни актера началась после знакомства с Анной Ямпольской. Они поженились, несмотря на то, что разница в возрасте влюбленных составляла четверть столетия. В 1988-м у них родился сын Миша, в 1995-м дочка Зоя.

Смерть

В 2010-м Михаил Козаков почувствовал недомогание и обратился в больницу. Заключение врачей звучало как приговор – рак легких, к тому же запущенный. Но актер решил бороться и дал согласие на проведение операции израильскими онкологами в городе Рамат-Ган. Актер понимал, что больших шансов у него нет, поэтому заранее побеспокоился о месте своего захоронения. Он купил участок земли на кладбище Введенское, рядом со своим отцом.

Михаил Козаков пытался преодолеть недуг, поддерживал форму и продолжал работать. Он снялся в интересных проектах «Зоя», «Борис Годунов», «Любовь-морковь».


Фото: Могила Михаила Козакова

Вверх